spec reviewИх нравы: Велосипедная Норвегия

spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Немного пятничный пост про положение велосипеда и гражданина в норвежском обществе.
 
Норвегия — удивительная страна. Сочетание истории викингов, фантастической природы, обильной нефтедобычи и конституционной монархии каким-то странным образом привело к тому, что уровень жизни в Норвегии является одим из самых высоких в мире.
При этом коренные норвежцы буквально влюблены в лыжные гонки и велоспорт, преимущественно маунтинбайк. Этому способствует обилие трейлов и велодорожек, которые проложены вдоль побережья, в национальных парках, в горах, во фьордах. Все маршруты нанесены на карту, тщательно размечены, укомплектованы указателями, прокатами, местами для ночлега и питания.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Велосипедные маршруты проложены вдоль побережья, в горах, во фьордах, а некоторые из них совмещают все три типа ландшафтов. Большинство маршрутов хорошо обозначены и проходят вдали от автомагистралей. Протяженность некоторых маршрутов с эпическими видами составляет до 400 км. Карты и путеводители маршрутов можно заказать в Комитете велосипедного спорта.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Облегчить планирование и реализацию велопутешествий призвана специальная программа Cyclists Welcome, учрежденная и поддерживаемая норвежским институтом велотуризма (STIN), государственной организацией, целью которой является развитие велотуризма в Норвегии. Участники программы, будь то отели, рестораны или магазины, отмечаются вот таким логотипчиком:
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Наличие логотипа гарантирует, что данное предприятие обязуется на высшем уровне предоставлять велосипедистам следующие услуги:
— Информацию о веломаршрутах
— Информацию о достопримечательностях в соответствующих регионах
— Информацию об общественном транспорте
— Размещение и питание высокого класса, а также возможность приготовить еду на следующий день
— Надежные места для парковки велосипедов
— Прокат велосипедов или информацию о местах проката велосипедов в данном регионе
— Инструменты для починки велосипедов
— Информацию о прогнозах погоды
а в большинстве случаев еще и:
— Помещение для мойки и сушки велосипедов
— Услуги по транспортировке багажа
— Место, где вы сможете почистить велосипед
По моему, неплохой наборчик. Не буду упоминать и всевозможные велокрепления на всех типах общественного транспорта — в Норвегии это в порядке вещей. Стоимость провоза велосипеда обычно составляет половину взрослого билета, а места в поездах для велосипедов надо бронировать заранее (в каждом вагоне от 1 до 5 веломест).
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Самая популярная марка велосипедов в Норвегии — это… Merida. что на самом деле не удивительно, ведь знаменитая норвежка Гунн-Рита Дале- Флесиа стала Олимпийской чемпионкой именно на Merida.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Встречаются и другие марки, вообще, спортивных магазинов больше, чем всех остальных. В основном в витринах стоят кросс-кантрийные байки.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Впитывать велоспорт норвежцы начинают с детства. Вот например обычный вечер вторника, центральная площадь в Осло.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Маленькие велогонщики собрались на свой собственный Tour Of Norway.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Родители, они же тренеры, бегут рядом.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Юный велогонщик.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Мне довелось побывать в норвежском Лиллехаммере в дни перед и после проведения одного из самых массовых МТБ-марафонов в мире — гонки с названием «Биркебейнер»/ Birkebeinerrittet. В эти дни город буквально наполяют велосипедисты (преимущественно на найнерах с жесткими вилками).
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Основная гонка на дистанции в 92 км собирает до 17 000 участников. Одним из условия является ношение рюкзака весом не менее 3.5 кг на всей дистанции гонки. Саму гонку мне посмотреть не удалось, но о массовости говорит тот и факт, что в дни проведения марафона почти все встреченные в радиусе 300 км машины везут на багажниках велосипеды.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Разумеется, не все норвежцы — велогонщики. Встречаются и гангстеры,
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
и хипстеры,
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
и янгстеры,
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
и олдстеры.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
И вполне себе джентельмены.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
В каждом городке всегда есть велопарковки, впрочем, это норма для всех западно-европейских стран.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Некоторые здания украшены велосипедами, подчеркивая привязанность норвежцев к этому виду транспорта.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
В начале поста я писал о том, что в Норвегии огромное количество интересых велосипедных маршрутов, проходящих через национальные парки. Очень популярной темой является проехаться по дороге RV63, также известной как «Лестница Троллей».
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Этот 18-и километровый подъем со средним уклоном 4.4% и набором высоты в 800 м является для велосипедистов неплохим способом проверить свои способности.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Впрочем, не всем удается проехать этот перевал без потерь. Проезжая через перевал на автомобиле, буквально за вторым поворотом после начала спуска я увидел на обочине голосующих велосипедистов.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Оказалось, я был не первым, кто проехал мимом них, но первым, кто остановился. А тем временем, им действительно нужна была помощь — у одного из парней на спуске взорвалось переднее колесо, наградив всадника острым приступом асфальтовой болезни. Лопнула не только камера, но и покрышка (скорее всего, именно это и было первопричиной падения).
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Так в моей машине появился попутчик — назовем его Йонс. Теперь Йонса нужно было подбросить поближе к цивилизации, желательно — до отеля в городке Гейрангер, приютившимся в устье одноименного фьорда в нескольких часах езды и паромной переправы. Одежда его была порвана, тут и там зияли царапины и ссадины — однако в целом Йонс был в порядке, если не считать неприятного, но не смертельного рассечения на колене.
Тут позволю себе небольшое лирическое отступление. Кому не интересно — сразу проматывайте выделенный курсивом текст.
Пока ехали, разговорились. Йонс — простой норвежец лет 25-и. Будучи подростком, Йонс увлекался хоккеем и трижды был в Санкт-Петербурге на международных юниорских соревнованиях, поэтому знает слова malchik, babushka и некоторые другие. В выходные Йонс любит погонять на велосипеде с тестем и друзьями по туристическим маршрутам, которых в стране очень много. Работает Йонс простым констеблем иммиграционной службы в небольшом провинциальном городке. Это почетная и востребованная специальность в Норвегии. Благодаря исключительно щедрой социальной политике, эмигранты из разных стран «где круглый год светит солнце» (и не только) стремятся осесть в Норвегии всеми правдами и неправдами. По словам Йонса, их стало настолько много, что его коллеги из Осло даже попросили выдать им оружие для несения службы. А так в их распоряжении только газовый балончик и дубинка. Впрочем, применять силу на работе Йонсу ни разу не приходилось.
Йонс рассказал мне и о суровых норвежских штрафах за превышение скорости — от 600 крон за превышение 1-5 км.ч., до 9000 крон за 35-40 км.ч. Я и до этого не превышал разрешенную скорость, но чувствовал в Йонсе некоторое напряжение при прохождении поворотов серпантина с той же разрешенной скоростью. Поэтому я на всякий случай стал ехать еще медленнее — почему-то у меня не вызвало сомнений, что случись мне оступиться и превысить скорость, эта информация прямиком попадет в полицейский участок.
Вскоре спуск закончился. Двигаясь вдоль красивых горных речушек, вскоре мы оказались в деревушке Валлдал. В одном из интернет-форумов мне посоветовали остановиться на ночлег именно здесь. Однако унылые ряды вагончиков автокемперов не сулили культурного досуга на ночь, не пахло даже ужином. Поэтому я решил вместе с Йонсом отправиться на пароме в Гейрангер, где, по словам моего попутчика, нас ждал хороший отель.
Через полчаса в очереди на паром появилась французская пара на арендованном бусике VW Caravelle в туристической комплектации. За пару часов до этого они встретили на вершине перевала тестя Йонса, который попросил их подбросить Йонса до Гейрангера, если я вдруг туда не поеду. Француз оказался пожарным, и потому тут же охотно оказал Йонсу первую помощь.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
После этого мы поплыли на пароме, проехались еще по одному серпантину, и оказались в крошечном Гейрангере — деревушке в самом устье фьорда. А вот и наш отель — грандиозный «интурист», с прекрасным видом на фьорд с балкона номера. Как и во многих отелях Норвегии, тут никто не скажет ни слова, если вы потащите велосипед к себе в номер. Поужинав, я отправился подышать воздухом.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Вернувшись в отель, я обнаружил стоящую у дверей скорую помощь. Оказывается, «реанимобиль» вызывал портье отеля, увидев травмы Йонса. А то, что скорая приехала не сразу, связано с удаленностью подстанции и необходимой переправой на пароме из Валдалла.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
В итоге бесплатная (для всех местных) норвежская медицина с блеском выполнив свою задачу — все царапины Йонса обработали, заклеили, поставили ему капельницу, ввели все необходимые лекарства и т.д.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Никогда я не видел, чтобы асфальтовую болезнь лечили столь тщательно. Неудивительно, что через 40 минут манипуляций Йонс был как новенький.
spec review: Их нравы: Велосипедная Норвегия
Вот он, звериный оскал капитализма! Трудно представить себе такое в нашей стране — чтобы куда-то в удаленную часть региона мчалась современая скорая, чтобы обработать ссадины незадачливому велосипедисту. Как написали мне в одном из комментариев на другом сайте, «обычно мы в таких случаях обходимся перекисью, зеленкой и подорожником».  

Вот такая она, велосипедная Норвегия — пожалуй, одна из самых интересных европейских стран для велосипедного туризма и кросс-кантри.

Комментарии (14)

0
А где же про катку автора на велосипеде? :)
avatar

Ajax

0
к сожалению автору катнуть там пока не довелось (разве что на авто и еще гусеничном вездеходе, но это отдельная история)
avatar

spec

-2
у питерской команды ЛВК прошлой зимой было ЧП с лавиной на обратке горнолыжного комплекса в Норвегии, причем обратка смотрит на населенный пункт.
на вызов спасателей на гору приехала пожарная служба, с обычным набором пожарных/парамедиков.
как-то не все у них там и везде хорошо со спасением утопающих, в т.ч. и Брейвик показателен
avatar

RomanAkentev

+1
Только не говорите норвежцам: у них медицина вообще не очень. Вернее, доктора. Адекватные норвеги сами это признают. Остальные включают нац.гордость.

Add: обычно «прикладыванием подорожника» и ограничиваются. У нас одна девочка с переломом ключицы летала в РФ на операцию, потому что в Норвегии боялись браться и ограничивались гипсом/обезбаливающими. Но это очень сильно зависит от конкретного доктора. Поэтому, если Вы — хороший врач, то при желании переехать в Норвегию проблем с этим не будет вообще. Ну, разве что язык подучить надо. Язык похож на немецкий и, в принципе, несложен.
Последний раз редактировалось
avatar

Techno

0
брейвика не трогай если не в курсе там не толко то что ты видел в масс медии…
avatar

RomanIndus

0
Скорая и полиция не в раз начала работу.
я не о подоплеке события
avatar

RomanAkentev

0
Блин, прям захотелось туда покатать!!!
avatar

generalnik

+16
17000 — это только заявленных. По факту участвует в Биркене меньше. Пару лет назад зарегистрировалось около 19000, на старт вышло где-то 16+ тыс.
Причём в 2011м основная квота разошлась за 40сек. Т.е. через 40секунд после начала он-лайн регистрации мест уже не было! Правда, это касается лишь основной квоты, т.е., думаю, около 10-12т. мест. Много «льготных» вариантов для иностранцев, тех кто участвовал больше 5 раз и т.п.

А насчёт скоростного режима на авто — превышают норвеги только в путь, когда знают, где! Я как-то ехал дождливой ночью из Бергена и недалеко от нашей деревни, рано-рано утром, передо мной вырулил Паджеро. Мы были одни на дороге и у меня был прокатный фокус. Мне яиц не хватило входить в повороты на такой скорости, как он… догонял я его на прямиках, где он ехал не больше 130.
При этом коллегу одного лишили прав за превышение в НП на 28км/ч (лишают после +27км/ч) и он искренне радовался, что «система работает» и полностью признавал, что так ездить по НП — безрассудство. Норги вообще интересный и приятный народ.
Шведы говорят, что в Норвегии они ставят круиз контороль на +10, а дома на +20. Причём камер на участках с ограничением выше 90 я там вообще не видел. Фарами особо не моргают, но скорости в 160-180 на магистралях не редкость.

Кстати, насчёт превалирования КК в Норвегии я оч. сильно удивлён. Большинство этих размеченных маршрутов для семей и рекреативного вкручивания. От КК там только отсутствие асфальта. Сложных по технике марафонов в сезон — по пальцам одной руки (не считая оффроадфиннмарк). Правда, все они при этом, разумеется, кросс-кантри марафоны. XCO-гонок в целом немного. Правда, те что есть, доставляют, конечно. Там я впервые был на трассе, после просмотра которой мне хотелось отказаться от участия в гонке. Да и участников на ХСО (при бесплатном старте) около 150 со всеми детьми и пенсионерами (правда, большей частью с ближайших деревень), а 1500-3000 на среднем марафончике — это легко. Ещё две очень многочисленные гонки — это North Sea Race — лимит раньше был в 12000; и Grenserittet (Border Race) — веломарафон из Швеции в Норвегию с лимитом 7500. На них тоже надо постараться успеть зарегистрироваться.
Но по большей части всё для лыжников. Ибо лыжи (причём классика) — это почти диагноз этой нации. Конёк, правда, сейчас начинает набирать популярность.
Не в больших городах КК-байки в основном используются для коммьютинга и как олраунд велосипед.
Эндуро у них проходит обычно по пешеходным тропинкам (хорошо размеченым и обустроеным). Но при этом кататься эндуро/олл_маунтин для фана — мест очень и очень дофига!


PS: если что, бОльшая часть инфы из личных наблюдений. Я провёл в Норвегии около полутора лет и частенько туда мотаюсь сейчас по работе.
PPS: очень хороший подъём есть на Gaustatoppen со стороны Rjukan — ровно 1000м набора на 10км.
avatar

Techno

0
 
 Там я впервые был на трассе, после просмотра которой мне хотелось отказаться от участия в гонке.
 Что же за ад там был? 
avatar

Evil_Falco

0
Они включили в трассу участок местного ДХ или мини-ДХ (для меня разница неочевидна) и в паре мест надо было заставить себя буквально упасть вниз с велосипедом. Выкат был идеален и безопасен (хотя маршалы внизу стояли), но я бы вряд ли поехал, если бы у меня на глазах туда с лёгкостью не сигали дети <10 лет от роду. Одного просмотрового казалось катастрофически мало и я боялся, что в гонке обязательно там ошибусь. Но обошлось. Прыжок через ручей после этой секции уже был больше фановым, а к общему обилию камней в разных комбинациях я к тому моменту уже успел привыкнуть.
В остальном обычная каменисто-корневая трасса XCO, но, чтобы испугаться достаточно одной секции. :) 
avatar

Techno

+3
О, спец ревью вернулось. Спасибо, было интересно почитать)
avatar

racerx

+5
Кстати, если кто ещё не знает, хинт по поводу общественного наземного/подземного транспорта (работает практически везде в Европе)!
Возить велосипед в чехле!
Практически никем не идентифицируется, как велосипед. Даже во вполне велосипедной Германии, когда я показал контролёру билет на провоз байка, он не мог понять, где же у меня, собственно, сам велосипед.
В Италии чехол с байком не вызывал никаких вопросах в поезде, где велосипеды провозить нельзя в принципе.

В Норвегии ни разу не платил за велосипед в поездах (в поездах всегда в чехле) и автобусах. Видимо, благодаря тому, что все эти водители/кондукторы тоже велосипедисты. :) Хотя однажды мне тётенька-водитель автобуса сказала, что по-хорошему надо бы предупреждать заранее и платить за вел, но денег брать не стала. Правда, в тот день были отменены поезда по какой-то причине и на линию пришлось выпустить дополнительные автобусы, которые всё равно не справлялись со всем наплывом пассажиров - с местом для багажа было действительно тяжеловато.
avatar

Techno

+3
Ага всегда когда пишут как в Европе хорошо, всегда появляются мысли о недосказанности или неполной картине. Потом, когда интересуешься, начинают всплывать «особенности». Как говорится в пословице — Хорошо там где нас нет.
avatar

Deon

-8
раскрыть комментарий
avatar

Armand

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.