DustmanФинал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)

Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)


В этом рассказе я хочу не столько поделиться своими впечатлениями от гонки (хотя без этого не обойдется), сколько попробовать рассказать начинающим и продолжающим эндурщикам, как стать стабильнее, не бояться сложных участков, не уехать мимо трассы, а также получить больше удовольствия от гонки.  А еще — как не стать заложниками досадных поломок железа, которые часто настигают во время заездов.  Если вы регулярно участвуете в эндуро или только собираетесь себя попробовать в этой дисциплине – добро пожаловать под кат.
 
Обычно слова благодарности организаторам оставляют на потом, но с удовольствием с них начну. Не часто нас балуют новыми местами катания, думаю, все уже свыклись, что РЭС – это Собер, Ялгора, НиНо и Алушта (хотя и последние две локации пропали с радаров). Поэтому, когда в начале года заявили этап РЭС в Ялте многие, и я в том числе, этому несказанно обрадовались. С Ялтой как-то не срослось, но вместо нее нас ждал не менее увлекательный этап от ребят из FractionRacing, которые уже много лет славятся проведением отличных ДХ гонок в окрестностях Севастополя. Соревнования на Сапуне, «Бочке Смерти» и Пентагоне – их рук дело. Для эндуро была выбрана уникальная локация, несколько лет подряд принимавшая другую серию соревнований от FractionFunDay. Я посетил такую гонкую гонку лишь однажды – зимой 2014 года, и был приятно удивлен атмосферой дружеских покатушек на время.
 
Перед этапом РЭС была проделана огромная работа, и мы получили новый спот в Крыму, достойный, чтобы вырваться на денек из Ялты или Алушты. Важная особенность – компактность спота, все 5 трасс финишируют в одной точке, откуда можно быстро подняться обратно. Новые полки и контруклоны позволяли немного расслабиться между бесчисленными плоскими поворотами на антиуклоне и сыпухе. Скоростные участки удачно чередовались с техничными каменными секциями, а кое-где нужно было собрать волю в кулак, чтобы проехать быстро. Браво Fraction – трассы получились захватывающие!


Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)

 
За хронометраж отвечал незаменимый MonsterTiming, с разметкой были небольшие проблемы, но не достойные того, чтобы о них писать. Единственным проколом можно назвать заброски в день гонки – микроавтобусы ездили огромным кругом через город, и когда один из них  сломался – сидевшие в нем не успели на старт. Проблему успешно разрешили, но в целом было неприятно трястись по 30 минут, чтобы набрать жалкие 300 метров. В первый день тренировок мы поднимались на старт пешком быстрее, чем на авто (пикап не в счет, но он был один и доставался лишь счастливчикам), и я был бы рад, если гонка проходила бы в формате самокрута наверх, без забросок вовсе. Печаль в том, что мало кто осилил бы такой квест, к сожалению, физуха у многих далека от минимально необходимой, так что для нормального количества участников без забросок еще долго не обойтись.


Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)

Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)

А как сама гонка? Сама гонка понравилась! На самом первом СУ все пошло не так как планировалось. В первом повороте перебрал со скоростью и уехал высоко на стену. Поумерить бы пыл после этого, но нет. В лесной части на свитчбэках решил покрутить из поворота, задел педалью пенек и исполнил ноуз мэнуал сидя в седле, с болтающимися в разные стороны ногами. Каким-то чудом не улетел через руль, а плюхнулся обратно в седло, оттормозиться перед очередным поворотом не успел и въехал прямо в кусты. Быстро переставил байк на трассу и спокойно покатил к финишу. После этого желания геройствовать не было совсем, так что оставшиеся 4 СУ просто наслаждался катанием, без лишнего риска. Практически нигде не дрифтил по сыпухе, хотя на тренировках отрывался, как мог. С таким настроем 4 место – это то, чего я заслужил, хотя проиграть Андрею Джибраилу, закатившему на подиум на ДХ байке было немного обидно.


Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)

Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)

 
Теперь перейдем к самому интересному. Поделиться опытом меня подтолкнули рассказы одного из организаторов РЭС и активного гонщика Саши Григорьева, а также многочисленные поломки победителя этапа в Балаклаве Виталика Хрипунова. Ну и у самого этот сезон выдался насыщенным и богатым на свежий багаж знаний.
 
Начнем с самого интересного – запоминания трасс и общей навигации. Очевидно, что заучить, как в даунхиле, 5 и более трасс за несколько дней вряд ли возможно. Тем, на мой взгляд, и интересно эндуро – разнообразием катания. Но чтобы насладиться спусками и показать скорость, (а зачем еще в гонках участвовать?) полезно освоить несколько приемов езды на время вслепую или после 1 просмотрового проезда по трассе.
1 – смотри куда едешь. Вроде банальность, но многие все равно смотрят близко под колесо, а потом удивляются «нарисовавшемуся» повороту или саду камней. Если заранее приготовиться к повороту, то можно успеть перестроиться на внешнюю траекторию, взять как можно более широкий заход. Или успеть просчитать в голове подходящую траекторию через камни (хороших траекторий обычно несколько, каждый выбирает удобную, поэтому копировать друга не всегда правильно). Просто постоянно одергиваем себя в обычном катании и поднимаем глаза, со временем войдет в привычку.


Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)


2 – думай заранее куда ехать. Это относится к трассам, у которых есть развилки. Такие всегда есть на Собере, а в Балаклаве у 5 трасс было 3 начала, то есть 4 раза нужны было четко помнить, куда ехать на развилке. Тоже банальность, но я сам весной на мини-ДХ в Обнинске уехал не туда. Оказывается, мало прокручивать трассу в голове перед стартом, мысленно повторяя, куда поворачивать. Часто бывает, что уже через секунду после старта забываешь обо всем и едешь, куда глаза глядят. В Балаклаве пару раз уезжал не туда как раз Саша. Для себя выработал простую напоминалку. После старта продолжаю прокручивать в голове общий курс трассы и напоминаю себе о развилках. По опыту оказалось, что это практически не влияет на концентрацию, зато точно помогает повернуть в нужную сторону. 


3 – на тренировках никогда не ленюсь остановиться и 1,2, а иногда и 3 раза перезайти коварный поворот или спуск. Если проехать всю трассу несколько раз нельзя, то отдельные ее части – без проблем. Главное отходить подальше от сложного участка, искать ориентиры, по которым можно потом вспомнить об этом месте. Это может быть пень, дерево или что угодно еще. А оказавшись непосредственно на сложном участке, вы будете точно знать, что делать.


4 – Сейчас стало модно ставить контактные педали в угоду скорости, но станете ли вы действительно быстрее на них?  И что важнее, эмоции или чистая скорость? Факт в том, что подъемов в эндуро становится все меньше, а сложных техничных участков – больше.  Конечно, контакты это не только подъемы, но мест, где вам захочется выставить ногу, всегда немало. Причем часто приходится выстегиваться не по своей воле. Один раз вовремя не встегнувшись, можно потерять гораздо больше, чем дадут все преимущества контактов вместе взятые. Мое мнение таково – нужно как минимум хорошо уметь ездить на топталках, то есть свободно прыгать банник через препятствия и не терять ноги на самых жестких участках, а потом решать, на чем приятнее ездить. Платформы не сделают вас быстрее, но стабильнее и свободнее – точно.

Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)

Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)


5 – Не уверен — не рискуй. Тот же пенек, почти выкинувший меня из седла, мог оказаться камнем побольше, как это произошло с Вадимом Савельевым, который решил вкрутить на непонятном участке. У современных байков низкие каретки, поэтому педали цепляют за препятствия довольно часто. Не уверен, что проскочишь педалью или переключателем? Выбери другую траекторию.


Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)


На первой поста фото я аккуратно прокатываю скользкий поворот на антиуклоне, подстраховываясь ногой. Выставляю байк на нужную траекторию и правильно нагружаю. Валя Попов рискует, дрифтит, но из этого поворота выкатывает. В следующем падает. Абсолютно разный стиль и подход. Мой метод медленнее на 4 секунды на 4-х минутной трассе, зато надежно)


Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)


Теперь пройдемся по железу. За 9 лет участия в эндуро железо подвело меня всего один раз — весной 2018 года на Собере. Слетела цепь, запоров всю гонку. Проблема в том, что цепь на 11-12 скоростей с пробегом более 300 км уже нельзя считать новой. Риск того, что она слетит гораздо больше, чем с новой цепью. Вторая возможная причина – рамка успокоителя One-Up, которая визуально выглядит очень широкой – примерно в полтора раза шире, чем у Reverse на который я ее поменял (поменял потому, что отломалось крепление после очередной попытки поставить цепь на место). На гонку теперь всегда ставлю новую цепь ( за 1-2 дня, не больше). Конечно, передняя звезда должна быть тоже в хорошем состоянии, так как NW звезды изнашиваются и теряют свойство держать цепь. Само собой, что регулярно следим за растяжением цепи специальным прибором, чтобы цепь не слишком сильно растянулась и не начала «есть» кассету, иначе новую цепь поставить уже не получится. Проверяем затяжку переключателя (Sram иногда подтягиваю несколько раз за гонку) и роликов в нем.

Нормальное состояние цепи на ступенях
Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)

 
Но самый насущный момент, который и сейчас активно обсуждается в соседней теме – это живучесть покрышек. Я не буду убеждать, что на любую трассу надо ставить непременно двухслойную ДХ резину, это не так. Например, на Собере, при должной сноровке, можно вполне гонять на EXO. Весной у меня спереди стоял ХР2 2.4 EXO, но в один момент я был на волосок от провала, когда прыгнув через очередные камни приземлился в острый край одного из них, и звон обода можно было слышать на финише СУ. Обычно после такого меня обдавал фонтан герметика, но в этот раз пронесло. На сезон я купил комбинацию HighRoller 2 вперед и Agressor назад,  2.5 дюйма шириной в версии DD, то есть с двойным кевларовым кордом и бутиловой вставкой, защищающей от пробоя. Снова вспоминаем, что в эндуро крутить не так уж и много, а вниз надо рубить, как в даунхиле и радостно ставим нормальные ДХ покрышки, желательно бескамерно. В этом случае можно забыть про всякие модные вставки, которые сейчас активно продвигают. Вероятнее всего обод сложится раньше, чем вы пробьете об него насквозь ДХ резину. Опять же, на весе ободов лучше сильно не экономить, себе дороже выйдет. Не зря на EWS именно колеса в первую очередь помечают наклейками – они должны прожить до конца гонки, по факту у меня живут уже целый сезон, хотя небольших вмятин хватает.


Ну и как же без надежных тормозов?! К сожалению, в РЭС нет трасс реально требовательных к перегреву, кроме, разве что, «Старой Красной» на Собере, спалившей не одну пару Guide. В идеале тормоза для эндуро – это Code или Saint с качественными роторами (желательно наделенными охлаждающими элементами из алюминия). Перед гонкой лучше вспомнить, сколько спусков вы сделали с Ай-Петри, и при необходимости поменять тормозную жидкость или хотя бы избавиться от воздуха в системе. Провалившаяся некстати ручка может испортить не только гонку, но и здоровье. И конечно, не экономить на колодках. Варианты с «Али» за 100 рублей так и манят, но стоит ли экономить на безопасности, вопрос риторический. Не призываю всех бежать за оригиналом, хотя сам именно так и делаю, но лучше выбирать проверенных годами производителей.


Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)


Да это все не дешево, но позволит избежать досадных поломок на гонках. В заключении, хочу вспомнить одну опасную тенденцию. Все больше людей участвует в эндуро в шлемах корзинках, зачастую кантрийных. Здоровье и жизнь личное дело каждого, но помним, что нас ждут дома, не только живыми, но и с целой физиономией. На большинстве этапов EWS, а также на многих менее статусных гонках мира разрешено выступать только в фулфейсах, и это не просто прихоть организаторов. Эндуро опасный спорт, как по мне, не менее опасный, чем ДХ, сам пробовал гонять в котелке, но с некоторых пор принципиально этого не делаю и никому не советую. Даже если вы убеждаете самих себя, что едете аккуратно, с запасом, все равно соревнования часто заставляют рисковать, азарт никому не чужд.

Фото: Юрий Шумейко.

На тренировках в корзинке

Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)

На гонку — фуллфейс!
Блог им. Dustman: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться? Советы бывалого)

Комментарии (33)

+5
Упасть и наслаждаться!
avatar

schmel

+9
Спасибо за статью!
avatar

koshey

+6
Я на дх байке лучше еду чем на эндуро, поскольку на дх мне больше нравится ездить. Даже вверх ))
avatar

DJibrail

0
может ты там себе електропривод замутил? 
avatar

vredina

0
Это мы заметили) Тут ещё с трассами фортануло, накат не особо важен!
avatar

Dustman

0
А комбинация Шорти спереди, и Миньен передний сзади не? Я про некий постоянный базовый набор для эндуро.
avatar

Deon

0
Шоти ужасно катит и не везде она нужна, например на Собере точно лишняя. Миньен передний зачем сзади нужен? Сейчас все дхшники катают на заднем minion dhr2, причем спереди тоже (когда нет грязи и сыпухой)
avatar

Dustman

0
Было бы круто указать авторов фотографий!! 
avatar

4han

0
Если известны авторы выложенных фото, буду рад указать. Качал архивы, авторы там не указаны, или я не знаю где смотреть.
avatar

Dustman

0
В группе мероприятия под каждым отчётом указан автор! 
avatar

4han

0
Юра, кликнул в твой профиль на 26, понял, что это ты. Вконтакте меня нет, ссылки на альбомы получил от друга. В идеале имя автора, если он не хочет быть инкогнито ставится водяным знаком на каждой фото. Ну или хотя бы в архиве где-то прописать. Тебя укажу, как автора большинства фото, с остальными разбираться не буду.
avatar

Dustman

+1
Жень, в моем балаклавском отчете указаны все фотографы, чьими фото в ВК поделился Фракшн. Ты работал именно с их продукцией — Юрий Шумейко, Игорь Кустов, Анна Андреевна, Валерия Наймушина, Яна Мару и Таисия Ивченко.
avatar

Polkovnik

0
Твои отчеты с гонок всегда интересно читать, спасибо! )
Кстати про покрышки было бы интересно почитать подробнее. Свои ощущения сравнить сложно, так как это 1-2 надельные выезды в горы на одном комплекте резины. А в следующий выезд, поменяв резину, ты уже и в другой форме и другой степени раскатанности, сравнить сложно.
ДХР многие стали ставить вперёд, ДХФ ставят назад для наката.
avatar

Taek

0
Вот тоже хочу такую комбинацию попробовать ибо задний хайроллер с ехо уже стерся и у него есть неприятная особенность-сквозь его боковые стенки просачивается герметик- за 2 недели простоя, в ожидании поездки в Крым через эти стенки выдавило почти весь герметик-причем у кента на хр такие же дела пусть и не в таким масштабе. Передний миньон дхф 3с ехо сухой.
avatar

Evermax

0
 Жень, насчет фотографии со мной и «нормального состояния цепи» не соглашусь. На 3-ем СУ я ее все-таки потерял. Причины две и обе были предсказуемы, правда до этого никогда сбоев не происходило:
— умышленно не включил натяжитель задней лапки на переклюке;
— поменял звезду на меньшую без укорачивания цепи.
 Она слетела практически сразу после старта, причем намоталась на ось педали и зафиксировала положение ног в одном положении. Пришлось включать Аарона Гвина и качать где только можно. Итогом накачал на третье время на этом СУ)) Соответствующие выводы сделаны.
  Про запоминание трасс и поле зрения ты в точку подметил;) Лично мои последующие две уборки на двух СУ произошли именно из-за этого. Отпустился и не отработал маршрут. Поймал нежданчиков, так сказать. А Вадос, кстати, этот камень просто не заметил, вот и словил его. Или он Вадоса))
  
avatar

Olegaaa

0
Почему не включил натяжитель? У Sram нет такой проблемы, там всегда включен) Без него провал, конечно. На сколько зубов стала меньше звезда? Если на 2 зуба, то это не принципиально.
avatar

Dustman

0
Shimano зря этот выключатель сделала.
У срама всегда включено. 
avatar

velomanyak

0
 Не включил по причине того, что до этого случая не было необходимости, никогда с верхней рамкой не слетала. Зато переключение происходит мягче.
 Звезда да, до этого стояла 34-я, а теперь на 32 перешел. Но видимо, и в первом случае цепь была длинновата, из-за чего это и произошло. Теперь укоротил, натяжек юзаю))
avatar

Olegaaa

+24
Женёк, если ты Бывалый, то я предпочитаю быть Балбесом. ))

Последний раз редактировалось
avatar

Polkovnik

-2
ну хоть не трусом)
avatar

ilyamaksimov

+2
Про падения на первых минутах, у Мишы Василенко с Вальком был старый обучающий видос, где сказано- предельно важно себя чуть тормознуть и не разложиться на первых 30 секундах, ибо предгоночный мандраж делает свое.
avatar

Iscander

0
Как искать?
avatar

0p3x

0
Незнаю как искать. Я случайно нашел.  Типа российкие райдеры спеша делают мастер класс для начинающих. Миша рассказывает про траектории, Валек показывает и рассказывает как ехать. Толково 
avatar

Iscander

+11
На Ялгоре это было, в рамках мастеркласса.
avatar

amstafff

-15
раскрыть комментарий
avatar

UvarovDmitry

0
Все фото сняты во время гонки, никаких постановок. Этапы РЭС, как и всю серию выигрывал в 2015 году. 2-3 место занимал в прошлом году на Окском, в Ялгоре и Алуште. В ЧР по ДХ последний раз участвовал в 2009 году.
Последний раз редактировалось
avatar

Dustman

0
Действительно результаты хороши! А сейчас катание больше фановое?
avatar

UvarovDmitry

+9
Катание всегда фановое! Без этого смысла нет. А результаты от многих вещей зависят.
avatar

Dustman

0
Золотые слова!)
avatar

AntonSpiridonov

0
Хм… А Вы в курсе, что там следом правый поворот(закрытый за можжевеловым кустом)? Причём, с'ка, плоский и сразу? Потому и плечи развёрнуты в подготовке к повороту, и нога уже поднимается на педаль…
avatar

DiTrailer

0
Женя, спасибо! Ценнейшие советы, как касаемо езды, железа, так и фулфэйса.
Знатный спор может разгореться, если задать товарищам вопрос: «какой шлем взять в Крым(Ололушта-Ялта) для формат эндуро»...
Ты поставил вещи на место, как для меня.
Однако, тогда смысл в корзинках отпадает совсем…
avatar

dirtyshiza

+7
Корзинка удобна для тренировок на домашних спотах, когда едешь не фулгаз и достаточно хорошо знаешь споты, ну и не так жарко. 
Сам перешел на фулл, когда в первый раз проехав на Ялгоре упал лицом в камни, конечно таскать его за собой на перегонах не так удобно, но зато чувствую себя увереннее. 
Спасибо Жене за советы, такого контента сейчас не хватает)
Последний раз редактировалось
avatar

AndreyPtr

+1
Каждый решает сам, в чем катать АМ. По возможностям и желаниям. В Ялту я бы только в фуле поехал, а в Алуште люблю в корзинке катать, если не на время. Но если брать только один шлем, то взял бы фул. Ничего не имею против корзинки, для обычного катания, для тренировок на трассах с разумной скоростью. Но если хочется раздвигать границы возможностей, рисковать, то выбор очевиден)
avatar

Dustman

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.