Блог им. ZoneBikesНюансы проектирования мобильных трамплинов


Всем привет. Сегодня хочу рассказать о важных нюансах проектирования мобильных трамплинов.

Любая конструкция рассчитывается исходя из того, какие возможности вашего изделия вы хотели бы видеть в конечном результате.Если вы делаете трамплин из земли, то, само собой, он не будет мобилен, однако, высоту, ширину и радиус вы можете делать уже в процессе его «конструирования». Если же вы желаете мобильную конструкцию из таких материалов, как фанера или металл, учитывая нужные вам высоту, ширину и радиус, то мобильность изделия может стать понятием относительным. И скорее всего, перевозка может быть возможной только на грузовом транспорте.

А вот чтобы сделать трамплин, который будет мобилен и при этом доступен к перевозке его как «ручной клади», то есть: легковом автомобиле, на велике, самокате, пешком в руках, необходимо найти компромисс всевозможных нюансов при его проектировке. Теперь все по порядку.


Размер
Чем больше мы ожидаем от вылета, тем он должен быть, по идеи, тяжелее. На сегодняшний момент вся наша продукция собирается из фанеры, поэтому под материалом мы будем подразумевать только ее. Из тонкого материала трамплин делать нельзя, в противном случае, он просто не выдержит расчетных нагрузок. Если подгонять под нагрузки — состоять будет из 1000 частей.

Конечно, многие любят лего, но так ли много тех, кто без устали собирает один и тот же набор по 100 раз? ;) Выбирая толстый материал, мы рискуем получить трамплин весом и мобильностью схожий с тем, что сварен из металлических труб. Поэтому необходимо найти баланс прочности и веса, а для этого нужны расчеты под требуемые параметры. Конечно, можно делать все методом проб и ошибок; выпиливая самому все детали, а потом переделывать то что не получилось. Не факт, что сможете оперативно вносить изменения, если потребуется, а это влияет не только на цену конечного продукта, но и качество, удобство, безопасность. Ну и, опять же, дорого и долго.

Всю сложность разработки «на коленке» я перечислять не буду, возможно, кто-то из вас с этим сталкивался и понимает, о чем я тут говорю. В любом случае, следуя этому методу вы  вряд ли получите действительно универсальное, отвечающее максимально всем необходимым требованиям изделие, да и весь путь будет однозначно непростым. До недавнего времени, практиковали именно этот метод.

Все бы ничего, но для этого нужны первоклассные специалисты, стоимость работы которых «бьет нещадно по кошельку», а соответственно вносит ощутимые коррективы в бюджет, изначально вами заложенный на продукт нишевой категории, который может и не окупить тех же специалистов. Нам очень повезло, что живем в век высоких технологий и программ САПР. Благодаря им можно не только нарисовать подходящую модель, но и проверить все заранее: насколько детали хорошо сходятся, как они собираются и разбираются, ничего ли не мешает при сборке или в собранном состоянии. Есть возможность заранее просчитать нагрузки и внести нужные изменения, сделать модель более гармоничной. С помощью САПР можно убрать материал там, где нагрузки мало и добавить туда, где конструкция испытывает ее сполна, тем самым сохраняя вес и увеличивая прочность.

Конечно, без тестового образца в серию изделие не пойдёт, но перед тем как вырезать образец из фанеры, можно проверить все детали и нюансы, распечатав модель на 3D принтере и проверить все ли так как задумывалось изначально. *Пользуясь случаем, благодарю брата, что отдал мне свой 3d принтер и научил им пользоваться (очередной плюс в наличие братьев и сестер). Очень важно, что вы сразу можете проверить подходят ли параметры вылета под предполагаемый снаряд, так как от этого зависит геометрия вылета.

Геометрия
В идеале, нужно что бы вылет был гладким, бесшовным, с правильным радиусом и, конечно, подходил под нужный спот. В свою очередь, под каждый спот нужны уже свои: радиус, длинна, угол вылета, ширина и так далее. Далее, необходимо найти баланс между требованиями и возможностями; потому что под каждый спот не подстроишься, да это и не особо важно, так как идеальный вылет строится на месте, а мобильный трамплин устанавливается в произвольной локации, где есть потенциал для прыжка. Можно стандартизировать вылет и желательно с максимальными вариантами настройки. Сделав не настраиваемый трамплин, но с «правильным» радиусом, сильно ограничит применение вылета из-за жестких критериев отбора спота.

Радиус
Здесь чем ближе к идеальной дуге тем сложнее. Можно попробовать сделать из цельного листа фанеры весь стол вылета, но как его транспортировать и как вставлять в конструкцию? Нарезать много маленьких секций? (помните про лего?)). Поэтому разумнее всего несколько листов расположить с равным углом друг относительно друга, с соответствующей поддержкой каждого из них. На сегодняшний день вылет разделён на 3 секции, последний из которых лежит под углом 30 градусов, относительно земли. Возможно в следующей версии я придумаю как сделать вылет из 4 листов для более «правильного» вылета.

Длинна
Она должна быть больше базы снаряда (велосипед, самокат и т. д), но в то же время собираться и быть достаточно мобильной. Поэтому, на сегодня длинна в модели PRO 2,1 метра, в Lowheel 90см. Возможно, в следующих версиях, рассмотрим вариант как сделать размер больше, но здесь, как и с радиусом, увеличиваем длину — увеличиваем количество материала – вес – нагрузки – мобильность и т д. То есть с изменением одной детали, нужно пересматривать всю конструкцию. Угол вылета сейчас может меняться от максимальных 30 градусов, до минимальных примерно 20. Кстати, в сокращенной версии JUMP еще меньше. В силу того, что на высокой скорости 20 градусов иногда бывает много, и в то же время для тех же флипов 30 мало, есть мысли достичь максимальной гибкости в данном вопрос.

Проект на стадии расчетов.
Возможно буду выкладывать идеи и готовые решения по мере их появления.

Ширина
Непременно должна быть комфортна, как для скорости, так и для исполнения трюков. Каркас трамплина должен влезать в разобранном состоянии в размеры листов, которые применяются для стола, так, чтобы в собранном состоянии из него ничего не торчало и не мешало транспортировке. Что является одним из не маловажных нюансов.

Способы транспортировки.
Об этом я уже писал в постах, но все равно повторюсь. Ограничиваться спотами, до которых можно добраться только на машине, а потом еще тащить трамплин на себе от нее, идет в разрез с самой философией применения мобильных трамплинов, как минимум. Они должны быть максимально мобильными, чтобы в идеале, их можно было легко доставить в горы. Не копать там вылет, а поставить уже готовый, собрать, отрегулировать, прыгнуть, собрать и ехать в следующее место.

С транспортировкой, прежде чем что-то рисовать и конструировать, нужно применить фантазию, прикинуть, кому как удобно перевозить. С Lowheel в этом вопросе решение найдено быстро и уже реализовано: он теперь как рюкзак. А вот с PRO все сложнее. Как вести у себя на спине 20 кг на велике, идея уже есть, она в стадии доработки нюансов! Необходимо будем построить модель, проверить на принтере и доработать детали перед изготовлением серийного образца.

А теперь представьте как «переть» 20 кг на сноуборде или лыжах. С зимними видами спорта сложнее. Это не велосипед, на котором можно ехать вниз вверх или по пересеченке. В общем, вопросов по доведению конструкции до готового продукта еще много, при этом хочется какой-то универсальности. Ведь, кто-то только начинает учиться, кто-то уже готов «летать» во всю, кому-то удобно кататься около дома, а есть еще те, кого тянет ехать в горы. Очень важно работая над любым проектом, знать еще и мнения тех, кому это было бы или уже стало интересным поэтому если у вас есть свои идеи и предложения на этот счет, я с большим удовольствием готов рассмотреть, обсудить и дать какие-либо комментарии, в общем, готов к сотрудничеству в любых его проявлениях.

Подписывайтесь. Следите за информацией. Счастливо.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +9
  • Мнения

Комментарии (16)

+35
avatar

_va

+26
Уважаймый, приведите текст в удобочитаемый вид.
Прочитал до строчки "Теперь все по порядку" и дальше не стал.

Ну и фоток добавьте, если производите что-то.
Последний раз редактировалось
avatar

daen

+14
в заголовке трамплины, но речь идёт только о вылетах. а мобильное приземление бывает?
avatar

Zhuk

+21
Думаю, второй вылет развернуть на 180° приземлять предполагается в естественный или не очень рельеф =)
avatar

SPY

0
Здравствуйте. Вылет можно использовать и как приземление. Не хвотает пока только стола для безопасности.
avatar

ZoneBikes

0
как то крутоват вылет в качестве призема… или угол регулируется? да и пошире хотелось бы…
avatar

Zhuk

0
Угол регулируется. По поводу ширины приземления согласен, хотелось бы по шире. Тут есть два варианта.
1. Поставить два вылета рядом) Дорого, но не нужно делать еще одну конструкию.
2. Сделать еще отдельно конструкцию приземления, но пока считаю что не самое удачное решение. Скорее всего мало кого заинтересует так как понадобится только в комплекте с вылетом и по цене будет в лучшем случае на 2-3 тыс. руб дешевле, так как материала уйдет столько же и работ соответственно. И мобильность в этом случае будет спорной. только если в пределах садового участка)
П.С. Если у кого то будет реальный интерес то могу сделать. В качестве приземления я бы лучше разработал подушку, но пока занят доведением до ума существующей продукции.
avatar

ZoneBikes

+23
Насыпал точек и абзацев в текст. Остальное уже нажелали вверху
avatar

kuzlich

0
Сенк ю вери мач)
avatar

ZoneBikes

+3
Всем привет ! 

 

Мой первый пост, так что сорри если что не так.

 

Картинки вставлять нельзя, поэтому обяъсню на пальцах. :(

 

Свои первый трамплин я сделал посмотрев ролики — в ход пошли многочисленные обрезки доски 50*100 и купленная 9мм фанера (распиленная прямо в магазине). В итоге по этому трамплину ездили все без ограничений и вполне возможно что они нормально бы выдержали и подростковый мотокросс. Из минусов вес и габариты. В итоге была презентована и живет в ЗолДоле (спасибо что хранят).


Для мобильности надо было придумывать что-то более удобное. Внешний вид и няшность MTB Hopper впечатляла, но сложность ее изготовления вне мастерской ставили под сомнения перспективу благополучного финала. Было решено принести в жертву красоту и упростить конструкцию.  

 

Фанера действительно самый простой для переносных трамплинов материал- везде продается легко обрабатывается стоит недорого. Вам не нужны никакие КАД программы для расчетов прочности. положили два кирпича на расстояние ширины трамплниа, накрыли сверху листом фанеры и встали одной ногой. Если лист прогнулся незначительно, то он выдержит и вес велосипеда. Фанера ломается значительно позже, чем наступает куда более заметная деформация. Жесткость конструкции задается ее геометрией, а не толщиной материала, да и нет понятия «тонкая» и «толстая» фанера, есть конкретные цифры. Фанера выпускается в определенных размерах и толщинах, и если отбросить заведомо непроходные варианты то остается 9 12 15 мм. Сомневаетесь в прочности? оставьте 12 и 15мм. Всего два размера. Я не взвешивал сколько в итоге весит мой трамплин из фанеры, но его переноска не вызывала проблем  — у него есть ручки, при необходимости можно приделать лямки и возить его как рюкзак (но такой ситуации пока не возникало). Хочу уточнить, что трамплин делался как учебный, для новичков. 

К чему все это? Если вам ехать, а не шашечки — то все намного проще. Уж точно не нужна мастерская с чуваком в шапке, сверляшим доску под углом.  
avatar

alzz

+8
Здравствуйте. Можно конечно расчитывать примерно по вашему методу, но есть нюансы. Если вы делаете не единичный эксземпляр и собираетесь его продавать — вы отвечаете за свою продукцию. Если она сломается во время использования по прямому назначению и райдер получит увечья — это как минимум минус репутация, в лучшем случае, а как максимум сами понимаете… Сам лист выдержит не очень много. Тем более если с него прыгают, то к весу снаряда + человек прибываляется скорость которая увеличивает вес пропорционально. Что значительно влияет на реальную нагрузку. В инстаграмм аккаунте есть видео с реальными испытаниями FMX. Так вот по расчетам, максимальная допустимая нагрузка в самом слабом месте была 280 кг. Вес мотоцикла и человека примерно около 220 кг. В результате в этом слабом месте лист треснул. Треснули и рейки, но сам лист в местах реек остался цел. Для увеличения прочности и экономии веса нужны рейки установленные перпендикулярно листа вылета в нужных для этого местах. Поперечная жесткость фенеры гораздо выше продольной. Самая тяжелая часть конструкции это стол вылета. Для его облегчения нужно уменьшить количество материала используемое в нем — соответственно нужно делать выборку по всей площади, но что бы это не сильно сказалось на прочности. К тому же дополнительные рейки дадут и увеличение веса. Для того что бы найти балланс вес/прочность и нужны программы КАД. Без них как раз и получится то что я написал в статье.

Все это необходимо что бы сделать реально удобный продукт, а не видимость этого.
avatar

ZoneBikes

+10
В интернете кто-то неправ ....

Любой кто занимается проектированием знает, что натурные испытания (что предложил я) намного точнее чем любые системы моделирования. Именно поэтому Ф1 в итоге продуваются в трубе в масштабе 1:1, именно поэтому боинг и прочие тратят сотни млн и строят целые ангары, где гнут готовые изделия десятки тысячи раз. Вы пытаетесь доказать обратное и ничего кроме улыбки это не вызывает. В рельности на трамплине занимаются группы и он жив и не болеет, а это поверьте не то же самое что использование в индивидуальном катании. Это как каршеринг против личного авто — вообще разные условия.

Не очень понятно прчем тут мотоциклист, и откуда взята цифра 280кг это много или мало ? 
Поперечная жесткоть фанеры это что такое? А Жесткость вообще к материалам отношения не имеет — это свойство конструкции, если говорить о прочности, то фанера состоит из чередующихся слоев уложенных под 90гр что дает ей почти ОДИНАКОВУЮ прочность. «Почти» — потому, что число слоев нечетное и в одном направлении слоев будет на 1 больше и соответственно прочность будет незначительно выше. 

Какой смысл облегчать контрукцию снижая ее прочность? что для вас важнее? вы в космос ее запускать собрались? Сколько вы съэкономили веса? 10% 15%? Нет особого смысла, это сделано по понятной причине, о которой ниже. 

Давайте говорить честно, вы сперли у MTBHopper дизайн изделий, и все разговоры про расчеты в каде, про отвественость перед райдерами (в чем она проявляется ?),  и репутации это мягко скажем только способ продавать, никакого понимания предмета у вас нет. О какой «репутации» может идти речь, если вы начинаете свой проект с воровства ?? Если бы не этот факт я бы пожелал вам процветания, но это дно.  МанкиБизнесс :(

Отрадно видеть (по соседней теме), что отношение к ворованному за «подешевле», потихоньку меняется. Когда нибудь доживем до времени когда отношение к ворованному что велосипеду, что продукту будет одинаково негативным.

avatar

alzz

+3
копировать всегда будут

вам тут предлагаю хоть и плохо, но сильно дешевле продукт за рубежа
avatar

twice

+3
Здравствуйте. А почему плохо?
avatar

ZoneBikes

+7

Здравствуйте еще раз, уважаемый alzz) Давайте по порядку.

1. По поводу проектирования.
Вы абсолютно правы — «натуральные» испытания намного ТОЧНЕЕ любой системы моделирования, НО! В любом случае перед тем как что то сделать ТОЧНЕЕ это нужно придумать и просчитать на начальном этапе, а не лепить все подряд, тратя на это колоссальные средства. Давно канули в лету времена когда «бедным» инженерам приходилось большинство доработок проводить на полноразмерной модели. Даже в те времена нужно было сначала все просчитать на бумаге. Теперь бумагу заменяют программы, с которыми может разобраться даже школьник. Ведь и болиды и Боинги сначала рисуют в специализированных программах. Или я не прав? Я ни в коем случае не пытался доказать обратное. Реальные испытания опытного образца проводить, конечно, обязательно. Но сначала сделать это в спец программах, по-моему удобней. Логично?

2. Мотоциклист.
Я договорился и провел испытания на кроссовом мотоцикле (можете посмотреть коротенькое видео - www.instagram.com/p/CEuINQNIwXs/?utm_source=ig_web_copy_link ). 280 кг это цифра которую показала программа в момент разлома фанеры при компьютерном моделировании (много это или мало решать вам). Но так как это моделирование проводилось не профессионалом (мной) то и на особую точность относительно реальности я не надеялся. Поэтому я и решил провести «натуральные» испытания. Которые показали приблизительную дельту в погрешности. Вес мотоциклиста + мотоцикл примерно 220 кг. Соответственно не учтены дополнительные нагрузки. Скорость ускорение вектор и т.д.

3. Жесткость.
Под поперечной жесткостью я имел в виду ребро фанеры, а не направление волокон. Наверное, я не правильно выразился Жесткость я имел в виду усилие на разлом. 

4. Смысл облегчения конструкции в том — что преимущество этой конструкции в мобильности и соответственно вес имеет прямое значение при транспортировке. Особенно если вам нужно тащить это на себе или за собой, своими силами, а не в багажнике автомобиля. Убрать несколько кг будет очень кстати. И если вы еще раз прочтете, то что я писал «что бы это НЕ СКАЗАЛОСЬ НА ПРОЧНОСТИ».

5. Давайте честно) дизайн трамплина в данный момент ПРАКТИЧЕСКИ полностью совпадает с дизайном MTBHopper, но я сразу исправил не удобные решения на мой взгляд, а именно — ножки теперь регулируются синхронно, в отличии от купленной мной версии и добавил несколько ручек для удобства транспортировки. Дизайн хопперов как база. В самом первом посте я это упоминал. Любой кто хочет начать что то делать сначала ищет, смотрит, учится и копирует то что уже сделано. Это нормально. По вашему принципу всех можно назвать ворами. Вы взяли за основу чьё-то изделие? Чьи то расчеты и так далее. Машины, велосипеды, самолеты, здания, да что угодно изначально скопированы, а потом уже модернизированы. Вас в школе учат на том что было открыто другими людьми. Это все воровство? Думаю, вы поняли. 

Естественно я максимально точно скопировал изделие, так как уже функционирующая модель рассчитана, опробована и имеет обоснованную требованиями конструкцию. А нарисованная с нуля основывается только на воображении и после расчетов и тестов можно уже делать различные утверждения. Делать все с 0 гораздо дороже и дольше. По этому, я купил их продукцию, скопировал, исправил, доделал и протестировал. И я не рисовал похожее, а купил опыт и потратил на это не мало времени и средств.

Расчеты в КАДЕ я применяю для разработки НОВЫХ трамплинов. Естественно для отработки различных нюансов нужно сопоставлять расчеты с реальными данными, которые я могу сделать на примере уже существующих моделей. По этому, все разговоры про ответственность и репутацию перед райдерами не только для лояльности к фирме. В чем проявляется ответственность? Вот представьте что трамплин не выдержит райдера или любой другой случай когда трамплин или он же приземление (в скором бедующем) становятся причиной того что райдер получает увечья или не приведи случай погибает. 

То что с виду кажется безопасным местом — может стать причиной непоправимых случаев. Все мы убедились в этом по недавней трагедии на трейл трассе (многие наверное поймут о чем речь). И одно дело что это может обернуться для меня или близких мне людей в лучшем случае штрафом, а может и сроком. А для человека который сделал эту продукцию и не посредственно причастен к случившемуся, жить с фактом того что по не досмотру, лени и вообще недостаточного внимания к мелочам человек погиб, придется жить с этим всю оставшуюся жизнь. Я так не хочу.

Понимание приходит с опытом. Для этого нужно учиться, ошибаться, исправлять и снова учиться. Репутация не возникает едино моментно, а нарабатывается годами. Манки бизнес, в данном случае — это когда вы тупо скопировали (есть кстати у нас ребята которые тупо сделали по моим чертежам, а то что они сделали сами сложно назвать нормальным продуктом), зачастую с большими косяками, и впариваете это любым возможным способом не заботясь о бедующем, не имея желания двигаться дальше и делать продукцию лучше для того что бы она была реально востребованной, а не мнимо раздувая её потенциал.

Лично меня, многие решения хопперов, не устраивают. Поэтому что бы это исправить у меня было два варианта. 1. написать им, что бы они исправили по моим хотелкам. 2. Сделать все самому. Первый вариант вообще не интересен в реалиях нашей страны. Цена в 500 евро мало кому подойдет. К тому же у меня много идей по модернизации.

У вас еще будут вопросы?

Последний раз редактировалось
avatar

ZoneBikes

0
Да. Почему комментарий лучше поста?
avatar

dmitro

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.