Bad SantaМаунтинбайк по-армянски. Часть 2

Bad Santa: Маунтинбайк по-армянски. Часть 2

Продолжение истории  и ответ на вопрос, есть ли МТБ жизнь в Армении.

Первую часть рассказа вы можете прочитать здесь:  twentysix.ru/blog/badsanta/118194.html

Сентябрь.
Весь следующий месяц  я  провел в подготовке рабочего мероприятия которое мне предстояло организовать в конце Октября.  Параллельно,  вместе с моим компаньоном по необычным  путешествиям Илюхой я отправился в Грецию,  где удалось объездить все места проведения  серии эндуро гонок «Enduro Meditereneo». Рассказ об это трипе можно найти здесь:   twentysix.ru/blog/badsanta/113770.html
Вернувшись из Греции  желание покататься в новой, неизведанной Армении только  увеличилось. Как всегда на очередное авантюрное путешествие  согласился только Илья, но  для таких трипов, двое — уже команда.
C армянскими друзьями приходилось быть постоянно на связи, так как программа катания, место, трансфер и прочие моменты оставались весьма туманными. Конец октября. Время Х. Снова рейс Москва – Ереван, на борту делегация людей, которых я вывожу на мероприятие, в грузовом отделении чехол с великом. Все  по плану.

Bad Santa: Маунтинбайк по-армянски. Часть 2

4 дня пролетели незаметно, мероприятие прошло на ура. Все шашлыки с Мацони съедены, коньяк выпит, достопримечательности осмотрены, танцполы оттоптаны, конференция  проведена, все довольны.  Ранним  утром четверга довольная делегация  улетела, Илюха прилетает из Москвы поздно вечером, а у меня есть весь свободный день, чтобы прогуляться по городу и встретиться со своими новыми армянскими друзьями, ведь впереди 3 дня катания.

К слову сказать Армянские ребята мне понравились и мне захотелось  привезти им какой-то сувенир из Москвы,   в знак  дружбы. Так как Местные велосипедисты не очень искушены  вело индустрией  я решил привезти что-то интересное из вело-аксессуаров, то что у них вряд ли есть.  Решено было подарить им набор  шестигранников Crank Brothers M10. Таким набором я пользуюсь последние 4 года, и эти шестигранники зарекомендовали себя как легкий, удобный, крепкий и надежный инструмент. Также свою роль сыграло наличие у этих шестигранников  модели  золотого цвета, что для моих армянских друзей должно было быть особенно приятно и солидно. Отдельное спасибо Роме Балаеву и Антону, официальному импортеру Crank Brothers в Россию, за помощь в приобретении.

Тем временим,  всю неделю пока я находился в Армении,  наше  катание находилось под большим  вопросом.  Армянские друзья до последнего не могли решить где же все-таки будет само катание  в окрестностях Еревана или в Дилижане, что в 100 километрах от столицы. За 3 дня до катания оказалось, что у Роберта соревнования  по шоссе и в пятницу он не сможет кататься с нами. Пришлось поволноваться и поискать варианты самому. Здесь мне помоги мои армянские коллеги по работе, которые нашли  человека, который сможет  показать нам треилы в окрестностях Еревана. Человека звали Аарон. Я связал между собой Аарона и своих армянских друзей, чтобы они решили где лучше всем вместе покататься.

Bad Santa: Маунтинбайк по-армянски. Часть 2

Наступила долгожданная пятница, мы с Илюхой собрали велики, закупились сникерсами, бананами и армянским лавашем,  встретились с нашими друзьями  и уселись в старенький американский минивен на газу,  за рулем которого сидел  пожилой, доброжелательный дедушка,  которого нам нашел Роберт. Минивэн увез нас  на окраину Еревана в поселок Гегарди, что не подалеку от знаменитого  Гарни. Там нас у подножия горы уже жал Аарон.  Мы разгрузились, и дедуля поехал за оставшимися ребятами, так как в минивен  могло влезть только 2 человек с велосипедами.  Время подкрепиться перед  долгим подъемом. Дождавшись остальных мы начали подъем. Стояла солнечная прохладная погода, сменяющаяся периодически порывами холодного ветра. Подъем предстоял пешком по импровизированной  пожарной дороге.  На вершину горы мы шли пешком, но я решил, что  мне надо  не потерять форму, которую я набрал   закручивая по треилам в Греции,  и нарастить ее к предстоящим  в Ноябре Эндуро гонкам в Краснодаре и Крыму.

Вкручивание усугублялось  моей вялотекущей простудой,  которая началась в августе и не проходила на протяжении 3х месяцев, но я решил что подготовка к гонкам важнее. Нельсон и его друзья  были слегка удивлены таким положением дел.  Закручивание в горку не входило в их планы, умения и понятия о  мощном даунхиле, но Аарон был  фанатом туристических поездок на велике по горам и для него закруты  являлись привычным делом, и мы попилили наверх. Периодически мы останавливались, чтобы подождать остальную группу поднимающуюся пешком и  перевести дух.  Нельсон к слову тоже пытался закручивать с нами наверх, но его хардтеил с низко опущенным седлом и барахлящим переключателем не позволял  этого делать. В  общем крутил он стоя, тяжело дыша, и неистово матерясь на армянском, но тихо, чтобы не было слышно. Ведь главное в нашем деле  — не подавать вида, что тебе тяжело.  Этой игрой балуются большинство велосипедистов, от новичков до матерых кантрил, собравшихся для совместной покатушки.
Пока мы поднимались наверх было очень много времени оценить пейзажи, открывающиеся  по сторонам.  Желтые выжженные от палящего солнца  горные луга,  лысые плоские горы, раскидывающиеся на километры вокруг,   огромные стада коров и овец, подгоняемые пастухами под особый свист, а также   сухая,  пыльная земля и горные орлы, парящие над головой.  Все это навеивало стойкое ощущение  затерянности в самых дальних уголках земли, вдали от людей, цивилизации. В воздухе витал дух свободы,  приключений и открытия новых, неизведанных территорий. Это чувство не передать словами, его надо ощутить.

Bad Santa: Маунтинбайк по-армянски. Часть 2

Тем временем поднявшись на вершину горы, расположенной на высоте 2050 метров мы сели  отдохнуть. Из-за  долгих  утренних сборов, трансфера до горы и подъема на верх,  прошло много времени, наступил вечер  и солнце  начинало садиться.  Впереди был долгий и извилистый путь вниз  и выбраться  к населенному пункту нам необходимо было до наступления темноты. Все отдохнули, подкрепились и поехали вниз. В процессе подъема я понял что спускаться мы будет по тому же пути, что и поднимались, т.е. по пожарной дороге, поэтому я начал  искать срезки, где можно было  сползти  по более интересному рельефу или спрыгнуть  с каких-нибудь естественных препятствий.

Как же  это приятно  нестись вниз по  извилистому каменному серпантину с которого открывается вид на горный пейзаж, растянутый на километры вокруг… Ближе к низу  мы очутились в заброшенной деревне, жители которой покинули свои дома  из-за частых оползней, которые случаются в этом районе.  Вечерний спуск по   пустынным дорогам  мимо   покосившихся  церквей и домов в которых уже давно никто не живет  вызывает  легкий холодок, что добавляет  острых ощущений от поездки. В город мы спустились, когда уже почти стемнело.

Хотелось бы рассказать  пару слов об армянском маунтин байке в целом. В Армении маунтин байк находится на  заре своего развития, то есть в самом начале пути.  Такое ощущение буд-то попал в филпарк  начала двухтысячных или смотровую  конца 90х. Простенькие велосипеды, преимущественно хартеилы,  трасс как таковых нет, ребята только начинают накапывать и строить   спецучастки. Велотусовка небольшая и пока разобщенная. Случилось так, что  мне самому пришлось знакомить  и сводить между собой   некоторых  местных велосипедистов, чтобы мы все вместе покатались.  В общем нам с Ильей удалось поприсутствовать и стать участниками зарождения  армянской  велосипедной тусовки, что  приятно.  Однако наличие интернета и просмотр зарубежных МТБ видео сильно влияют на молодежь и их желания кататься также  как зарубежные про и иметь такие же  «крутые» велосипеды. Причем они хотят все и сразу, минуя все промежуточные этапы. Все это  сильно напоминало времена когда  в ходу  были кассеты с Disorder1-2, и круче джерси с логотипом лисы  ничего придумать было нельзя.

А вам слабо?

Но меня поразило другое. Насколько искренни и открыты  эти ребята. Они всегда  готовы прийти на помощь своим товарищам,  поддержать друг друга когда случилась беда или несчастье.   Я стал  свидетелем одного из таких проявлений. У Роберта  был  достаточно старенький и уже  сильно потрепанный велосипед. Задний переключатель был сломан, цепь работала на одной из-звезд. Новый переключатель купить  возможности, на тот момент, не было.  Во время нашего катания,  между  спусковыми участками были  закруты по  пожарным или асфальтированным дорогам вдоль деревень. Долго вкручивать в подъем  с одной передачей Роберт не мог, и поэтому Нельсон с другим парнем  постоянно ехали по бокам от него и толкали   его в спину, тем самым облегчая педалирование, и это повторялось на протяжении нескольких дней. Картина довольно трогательная, и редко встречается в наши дни.

Также эти ребята очень открыто и без стеснений готовы выражать свои чувства, будь то досада, огорчение или наоборот радость,  восхищение или признательность.

Bad Santa: Маунтинбайк по-армянски. Часть 2

Так  в первый вечер, когда мы  все вместе собрались в местном кафе  чтобы обсудить завтрашний первый день катания  Нельсон  долго с жаром  показывал  с телефона фотографии различных Шлемов, джерси, Масок и перчаток, которые ему  нравились. Особенно он  выделял экипировку с дизайном в стиле комиксов, когда на одежде очень много мелких рисунков объединенных в 1 сюжет. Вообще он любит комиксы сами по себе.  Позднее, ближе к ночи  мы пошли  к  его дому и сели  отдыхать на качели.  Пока мы сидели, Нельсон сходил домой и вернувшись  подошел ко мне и сказал:

— «АнтОн,   смОтрИ кАкИе у мЕнЯ есть пЕрчАтки.   Это ONEAL,  с кОмикСом про Devil’а.
СмотрИ здЕсь ДэвИл пОхИЩАет ДЭвУшку.  Это Мои ЛюдИмЫе ПерчАткИ. ТАкИх ни У Кого нЭт!!! В ИнтЕрНете Уже не КупИть. НигдЕ нЕт. МногИе ХотЕлИ у менЯ их кУпИТь, двОйНую ЦенУ предлАгАли. Но Я Не ПродАю.
 В ЭтихПЕрчАткАх Весь мОй ОпЫт: Я в Них Катался, ТрАмплИнЫ прЫгАл, ПадАл, Я В НИХ ЛЮдЯм ЕБЛА БИЛ!!!
И Я ХочУ подарИть Их Тебе!!  ПриМи как ДРУГ.»
Сказать что от такого проявления чувств и признательности я охренел – это не сказать ничего. Я опешил и не знал как отреагировать на такой  мощный и искренний знак дружбы и признательности,  когда человек  отдает самое дорогое. Это произвело на меня сильное впечатление. По приезду в Москву, я  подлатал эти перчатки и решил   что они станут моим талисманом, и я буду одевать их исключительно на гонки. Позднее на Ноябрьском Супер Д, я торжественно одел их  в день финала.
 Bad Santa: Маунтинбайк по-армянски. Часть 2

На следующий день Мы договорились  с другом Аарона, у которого был  лифтованый, экспедиционный Cherokee,  переоборудованный под газ, как и большинство  автомобилей в Армении, что бы он забросил нас всех на вершину другой горы под названием Атис с высотой 2520 метров. На вершине нас ждала пещера  для Альпинистов со специально огороженным входом, для того чтобы  в холодную  и ветреную погоду  путники могли укрыться  от ветра.

На верху было довольно холодно, дул сильный ветер, но  виды открывавшиеся виды манили своей красотой и  какое-то время мы  просто стояли и наблюдали за окрестностями.

Затем мы начали спускаться.  Спуск представлял собой широкую  достаточно плоскую тропу, которая была  практически прямой  и под постоянным  уклоном.  По сути  с 2,5 тысяч метров мы спускались постоянно прямо и вниз на большой скорости. Мои тормоза  к середине спуска  начали напрягаться.  Нельсон  на своем хардтеиле не мог долго   ехать вниз по тряске и останавливался,  периодически матерясь и жутко огорчаясь, крича что он «слабак и нЕ мОжЕт дАже ДержатЬ рУль».

Bad Santa: Маунтинбайк по-армянски. Часть 2

На одном из перевалов мы наткнулись на стаю  диких   собак, в Армении распространены так называемые Гампры, довольно массивные и свирепые псы. В общем мы долго от них  отбивались и еле удрали.   В итоге после спуска мы отправились обратно в Гегадир, так как там  было более интересная зона катания.

Вечером мы  пригласили  Аарона и его девушку на ужин в  один из местных ресторанов. Вместе с ними пришел брат Аарона, о  котором он много рассказывал.  Брата звали Мушег. Оказалось  что он  профессиональный  цирковой актер, работает  в разных цирках по всему миру, и его цель  попасть  в труппу Цирк Дю Солей, но самое интересным была его специальность: Моносайкл.

Оказалось что  один из немногих людей, которые  вообще катается на моносайкле и весьма преуспел в этом деле.  Мушегизобрел несколько  Моносайклов собственной конструкции, которые на порядок удобнее и проще в конструкции чем, заводские Американские аналоги.  Также он знает того Самого Криса Холма, звезду 1-2
Disorder, и переписывается с ним   на разных Моносайкловых форумах. В багажнике его машины  как раз лежал  один из  опытных образцов.

Bad Santa: Маунтинбайк по-армянски. Часть 2

В последний день мы с Ильей решили не кататься,  а выспаться, спокойно собрать велосипеды и побродить по  Еревану. В этот день  проходило первенство Армении по Шоссейно-кольцевым гонкам  и Роберт принимал участие  в соревнованиях.  Сама гонка проходила рядом с нашим отелем  и мы с удовольствием вышли поболеть за нашего друга. Роберт только начал гоняться в Шоссе, поэтому  пока не ждал никаких результатов. Но был рад  поддержке.

Прогулявшись  по центру города и накупив сувениров,   мы подошли к отелю чтобы  погрузить вещи  в такси  и ехать домой. Все наши новые Армянские друзья приехали  что-бы попрощаться.   С собой в Москву мы увезли  теплые и насыщенные воспоминания.

Позднее в Ноябре   в Окрестностях Еревана, проходила гонка  по даунхиллу, организованная в рамках  тура Red Bull Local Hero.  Такая же гонка проходила на неделю позже в Азербайджане,  в которой удалось поучаствовать Ивану Кунаеву.  Как итог,  мы узнали о еще одной стране в которой есть Маунтинбайк.  Пусть он находится  в самом начале своего пути,  на заре катания, но  этим  в Армении он  и прекрасен.   Конечно  серьезного катания в ближайшие  пару лет в Армении не будет,  но уже сейчас местные ребята во всю   начали строительство трасс,  а значит со всем скоро туда можно уже будет смело ездить   для покорения местных спусков.  Сейчас же этот регион очень интересен для  приключенческого олл-маунтин и туристического  катания,  а в сочетании с  культурой  и колоритом этой страны  туда стоит отправиться каждому.