СтроительствоTrail Solutions. IMBA's guide to building sweet singletrack. Part Three - Principles of Sustainable Trails - начало

Итак, наконец то я закончил перевод третьей части трактата о трейлбилдинге. В этой главе вас ждет много картинок, описание различных технических приемов, позволяющих обеспечить долгое и беззаботное существование вашего трейла, пара слов о том, как работать с клинометром, система классификации трейлов по сложности и немного о типах почв.
Как всегда комментарии и идеи по поводу перевода тех или иных хитроумных фраз приветствуются.
PDF трех первых глав оригинала можно взять здесь
Глава первая — Партнерство
Глава вторая — Философия успешных трейлов
 

Часть третья: Принципы устойчивых трейлов


Что делает трейл устойчивым, способным прослужить долгое время? Довольно много важных нюансов. Такой трейл наносит минимальный вред окружающей среде, сопротивляется эрозии благодаря грамотному дизайна, постройки и обслуживания, и вливается в окружающий ландшафт. Устойчивый трейл создан для большого количества различных групп посетителей и способен удовлетворять их нужды, внося важную составляющую отдыха в жизнь местного сообщества. Он спроектирован так, чтобы доставлять максимальное количество удовольствия и, при необходимости, трудностей своим посетителям, оправдывая их ожидания. Следующий раздел поможет вам понять и применить на деле основные принципы устойчивых трейлов.

Трейлы с «холмистым» контуром — Или как построить трейл, который будет жить долго



Проблема: Эрозия

Эрозия это естественный процесс, в результате которого скалы и почвенный слой превращаются в пыль и песок вод воздействием воды и ветра. А также — злейший враг всех трейлов. Если оставить этот аспект без должного внимания, эрозия способна разрушить трейл и навредить окружающей среде. Эрозия трейла усиливается за счет воздействия посетителей, сил гравитации и воды. Все посетители трейлов способствуют истончению почвенного слоя, особенно на крутых склонах, где они сопротивляются силам гравитации.
Вода вносит значительный вклад в разрушение трейла, если ей позволено беспрепятственно  стекать вдоль трейла. Сконцентрированный в одном направлении поток воды способен нанести гораздо больший вред, чем множество посетителей. Каждый раз, стекая вниз, набирая значительную скорость и энергию, поток воды смывает верхние слои почвы, вгрызаясь в нитку трейла все глубже и глубже.

Решение: «Холмистый» (rolling) контур трейла

К счастью, вполне возможно построить трейл, который сможет сопротивляться силам эрозии, в частности — потокам воды, а именно — трейлы с «холмистым» контуром. Контур трейла это путь, который аккуратно проложен по холму или склону, следуя естественным изгибам склона. Он характеризуется мягким углом и волнообразными формами, называемыми grade reversals, и чья плоскость обычно слегка наклонена вперед по направлению к склону холма. Вода скапливается лишь в небольших распределенных участках трейла, после чего впитывается или стекает вниз по склону, и земля остается там, где и должна быть — на трейле.




На склоне холма видны линии контура, которые обычно можно рассмотреть только на топографических картах

Не совершайте ошибку. Fall-line trails — это настоящий ночной кошмар. Они в высшей степени ускоряют и естественную, и искусственную эрозию, обнажая корни и скальные породы, и быстро превращаются в шрамы на ландшафте. Чтобы построить трейл, который проживет долго, уделите должное внимание углу наклона.

Что такое коэффициент уклона трейла?


Одна из самых больших ошибок трейлбилдеров — это создание слишком крутых (в плане наклона) трейлов. Как уже было отмечено выше, такие трейлы очень хорошо собирают воду, и гораздо быстрее приходят в негодность. Чтобы избежать подобной ошибки при проектировании, следует для начала понять, что же понимается под коэффициентом наклона трейла. Коэффициент уклона трейла это, по сути, объективная мера наклона. Уклон измеряется в процентах, и его не нужно путать с углом наклона, измеряемым в градусах. Процент наклона используется для измерения наклона дорог, ландшафта и трейлов, так как его гораздо проще высчитать, нежели угол наклона в градусах.
Возможно, предложение высчитать наклон вас несколько смутит. Но можете расслабиться — для этого вам не понадобится калькулятор, логарифмическая линейка или суперкомпьютеры NASA. Для того чтобы пояснить принцип расчета коэффициента наклона поверхности, нам понадобится всего минута.
Коэффициент наклона это отношение набранной высоты (rise) к пройденному расстоянию (run). Процент уклона — то же отношение, только умноженное на 100%.


Два важных совета по трейлбилдингу



1. Избегайте fall-line (направления схода воды)

Трейлы на fall-line обычно следуют по кратчайшему маршруту к подножью холма — так же, как и потоки воды. Основная проблема таких трейлов заключается в том, что они собирают всю воду на протяжении всей свой длины. Быстрые потоки воды размывают почву, обнажая корни, создавая вымоины, и «шрамируют» окружающую среду.

2. Избегайте плоских мест

Плоская местность привлекает многих трейлбилдеров той легкостью, с которой там можно начать что-либо строить. Однако, если трейл не будет расположен на склоне, есть вероятность, что трейл станет попросту лужей. Поверхность (tread) трейла должна быть приподнята относительно земли хотя бы с одной стороны, чтобы вода имела возможность беспрепятственно стекать вниз.
Вода, стекающая вниз по холму, движется по пути наименьшего сопротивления, называемом fall-line. Трейлы, расположенные на этой линии, будут повреждены стекающей водой.


Несколько ключевых терминов, чтобы понять, что же такое коэффициент наклона:


Tread: собственно, основная поверхность трейла, по которой перемещаются посетители.
Grade (уклон): наклон, выраженный в процентах.
Fall line: основное направление, по которому обычно сходит вода
Sideslope (): естественный склон холма, определяемый по fall-line
Average Trail Grade (Средний уклон трейла): среднее значение уклона трейла по всему его протяжению. Он же общий уклон трейла.
Average Trail Segment Grade (Средний уклон участка трейла): средний уклон на определенном сегменте трейла.
Maximum Trail Grade (максимальный уклон трейла): наибольший уклон на трейле, длинна участка должна быть больше 10 футов.
Half Rule (правило половины): Общий уклон трейла не должен превышать 1/2 от уклона склона. Если уклон трейла будет больше половины уклона склона, то трейл превращается в fall-line.
The 10 Percent Average Guideline (Правило средних 10%): Обычно,  трейл со средним уклоном в 10% или меньше является наиболее устойчивым.
Outslope (скос наружу): Метод прокладки трейлов, когда внешний край трейла ниже внутреннего, позволяет избегать скопления воды на поверхности.
Grade Reversal (точка перегиба): Точка изменения направления уклона трейла — обычно короткий спуск с последующим подъемом — позволяет избавляться от ненужной воды (в совокупности со скошенным наружу тредом — прим. переводчика).


Трейлы, которые следуют естественным контурам склонов, являются наиболее устойчивыми к проявлениям эрозии, нежели те, что идут напрямую вниз или вверх.

Пять основных элементов устойчивых трейлов


1. Следование правилу половины
2. Средний уклон трейла в 10%
3. Максимально устойчивый к воздействиям уклон
4. Сегменты с точками перегиба
5. Скос наружу

1. Правило половины


Средний уклон трейла не должен превышать половины уклона того склона, через который он проходит. Если это правило нарушено, то трейл вероятнее всего превратится в промоину от водных потоков. Вода будет течь именно по нему, а не через.

Чтобы обеспечить хороший дренаж, для начала замерьте клинометром (чуть далее мы обсудим, как это сделать) коэффициент уклона склона, и убедитесь,  что уклон планируемого трейла не превышает половины от полученного значения. К примеру, если вы строите на стороне холма с уклоном в 20%, поверхность трейла должна иметь уклон не более 10%.
Правило половины особенно актуально в местности с небольшими уклонами. Распространенной ошибкой является мнение, что плоской местности эрозия не слишком сильно угрожает. Однако, потоки воды вполне способны размыть поверхность трейла,  даже если она имеет незначительный уклон, тем самым разрушив его. К примеру, если трейл проложен по склону с уклоном всего лишь в 6%, то уклон самого трейла не должен превышать половины этого значения (т.е. быть не больше 3%), дабы избежать возникновения fall line на трейле.
Помимо этого, нужно иметь представление о максимально устойчивых степенях наклона. Стоит понимать, что излишне отвесные и крутые трейлы могут спровоцировать эрозию даже в том случае, если удовлетворяют правилу половины. К примеру, трейл с уклоном в 24%, проложенный по отвесному, с уклоном в 50% склону, может быть довольно неустойчивым к эрозии, даже не смотря на то, что вполне удовлетворяет правилу половины.

2. Средний уклон в 10%


Обычно наиболее устойчивым является трейл со средним уклоном в 10%. Также называемый общим уклоном трейла, средний уклон является показателем перепада высот от начала трейла к концу.
Соответственно, совершенно не обязательно, чтобы уклон не превышал 10% на всем протяжении трейла. Многие трейлы имеют отдельные секции с уклоном больше 10%, и в определенных случаях и сам средний уклон может превышать значение в 10%.
Как следует из определения, средний уклон считается как отношение набора/сброса высоты к пройденному расстоянию. К примеру, 100 метров подъема на километр пройденного расстояния дадут уклон в 10%.
Для трейлов, где преобладают не постоянные подъемы/спуски, а небольшие волнистые участки, самым оптимальным будет считать средний уклон трейлового сегмента. Так как даже на плоском, на большей своей части, трейле одна секция с подъемом может дать среднее значение уклона в 2-3%. Так что в таких случаях лучше считать уклон именно секции с подъемом/спуском, чем уклон всего трейла.


Почему же именно 10%?


Помощь в планировании
Цифра в 10% обеспечивает точку отсчета в деле дизайна устойчивых трейлов, сильно облегчая процесс построения концепции трейла. Вы легко сможете рассчитать расстояние, необходимое для достижения определенной высоты на холме с заданным уклоном, а также сможете проложить примерный маршрут трейла с приемлемым наклоном на топографической карте.

Применимость к большинству типов почв
Существует множество различных типов почв с различными характеристиками сцепления и способностью впитывать влагу. Некоторые почвы позволяют использовать более крутые уклоны, нежели другие. Придерживаясь среднего уклона в 10%, вам нет необходимости беспокоиться о своих навыках почвоведа. Средний уклон в 10% подходит практически для всех типов почв, кроме самых уникальных. (Типы почв будут рассмотрены  этой главе чуть дальше.)

Минимизация человеческого вклада в эрозию
Средний уклон в 10% или меньше позволяет максимально снизить вклад в эрозию от посетителей трейла. Уклоны больше 10% сильно увеличивают количество почвы, растаскиваемое посетителями, которым приходится приложить определенные усилия, чтобы подняться по склону. Эта часть почвенного покрова гораздо легче смывается потоками воды, или осыпается под действием гравитации, что приводит к повреждению поверхности трейла.

Гибкость в проектировании
Трейл, который идет вверх с несильным уклоном, дает возможность легко изменять маршрут в случае возникновения на пути препятствий. Придерживаясь среднего уклона в 10%, вы сможете легко подправить направление трейла, избегая необходимости начинать все с начала или направлять маршрут по более отвесному склону, чтобы достичь точки назначения.

Возможность будущего перенаправления
Изменить в будущем маршрут трейла будет гораздо легче, если его уклон находится в пределах 10%. К примеру, если у трейла со средним уклоном в 20% появляются проблемы из-за эрозии, то, возможно, придется делать обход проблемного участка по еще более крутому склону, или вообще делать свитчбэк, чтобы достичь нужной точки. Соответственно, при среднем уклоне в 10% подобная проблема хоть и будет иметь место, но в таких масштабах.

Обеспечение волнообразного рельефа трейла
Средний уклон в 10% позволяет трейлу подниматься и опускаться, избегая сильно крутых секций. Представьте себе идущий вверх трейл со средним уклоном в 20%. Он имеет небольшую впадину для обеспечения дренажа, а затем снова продолжается подъем. Поскольку он поднимается из впадины, то на подъеме его уклон должен составлять порядка 25% (довольно неустойчивый), чтобы попасть в нужную точку. В общем, не сильно хорошо. Поэтому наиболее оптимальным вариантом будет, чтобы в среднем подъем шел с уклоном 8-10%, иногда — 15, если сильно необходимо (при условии, что сам склон имеет уклон больше 30%, чтобы удовлетворять правилу половины).

Блестящая идея
Начинайте разметку трейла из расчета на средний уклон в 8-10%, тогда вы получите возможность для маневра в случае, если наткнетесь на неожиданное препятствие в виде ручья какого-нибудь или здорового дерева, и вам понадобится перенаправить маршрут в обход. Используя такие небольшие значения наклона на протяжении трейла, вы сможете периодически делать его более крутым без необходимости перепланирования всего трейла.

3. Наиболее устойчивые варианты уклона трейла



Предыдущее правило советует нам, что обычно наиболее устойчивым является средний уклон в 10%. Но что насчет максимального уклона?

Максимальный уклон характеризуется наиболее отвесной/крутой секцией трейла длинной более 10 футов (порядка 3 метров).  При планировании трейла одной и первостатейных задач является определить максимальный наклон трейла, с учетом ваших местных условий, при котором ваш трейл будет жизнеспособен. Знание этой величины поможет при составлении разметки будущего трейла и позволит обеспечить максимальную устойчивость трейла. Несмотря на то, что обычно максимальный устойчивый наклон равен примерно 15-20%, эта величина довольно сильно зависит от конкретного места и на нее могут оказывать воздействие несколько факторов. При определении максимального устойчивого наклона следует учитывать следующие параметры:

  • Правило половины.
Наклон трейла не должен превышать половины наклона склона холма, по которому проложен. Если поверхность трейла имеет больший уклон, то с большой вероятностью во время следующей весны вода потечет именно по вашему трейлу.
Таким образом, на склоне не очень крутого холма, максимально устойчивым наклоном будет половина от наклона данного склона.

  • Тип почвы.
Типов почв довольно много, и каждый обладает своими собственными характеристиками сцепления и способности впитывать влагу. На некоторых почвах можно использовать более крутой уклон, чем на других. Более подробно — в конце этой главы.

  • Скалы и камни.
На каменистых и скальных поверхностях можно использовать большую степень наклона. Однако, земляные (с тем или иным типом грунта) секции между каменистыми участками необходимо укреплять или армировать камнями/деревянными конструкциями, дабы избежать эрозии.

  • Ежегодный объем осадков.
В местах с очень высокой или наоборот — очень низкой — нормой осадков для трейлов стоит использовать небольшие показатели наклона, поскольку при обильных дождях почвенные слои будут смываться, а при недостатке влаги — высыхать, сдуваться ветром и растаскиваться посетителями и животными.

  • Точки перегиба.
Точки перегиба это небольшое углубление/впадина с последующим подъемом (либо наоборот), помогающее перенаправить потоки воды с поверхности трейла. Это один из основных приемов, позволяющих поддерживать поверхность трейла в рабочем состоянии и избегать схода воды по трейлу.  Частое использование подобных участков позволяет повысить общий наклон трейла. Чуть дальше мы рассмотрим данный прием более подробно.

  • Типы посетителей.
Трейлы, предназначенные для посетителей с относительно невысоким воздействием на грунт, вроде велосипедистов или пеших туристов, могут оставаться устойчивыми и с наклоном в 15-25% на коротких дистанциях, в зависимости от типа почв или частоты дождей. Трейлы, открытые и для посетителей, сильно воздействующих на грунт (конники или моторизированные посетители),  естественно, лучше прокладывать с более пологими степенями наклона.

  • Количество посетителей.
Чем больше посетителей предполагается на данном трейле, тем меньше должен быть его общий уклон.

  • Уровень сложность.
Трейлы с более высоким уровнем технической  сложности  предполагают местами и более высокую степень наклона, при этом использование таких элементов как grade reversal или армирование поверхности может быть весьма кстати для обеспечения устойчивости трейла.
Вычисление значения максимально устойчивого уклона трейла это довольно сложный процесс, требующих обширных познаний и опыта в трейлбилдинге. Если вы имеете какие-либо сомнения, то лучше проектируйте изначально трейл с меньшим общим наклоном, до тех пор, пока вы не сможете в достаточной мере оценить эффекты от различных степеней наклона трейла в ваших местных условиях.

4. Точки перегиба


Суть этого приема лежит в его названии — это точка, в которой до этого поднимавшийся трейл выравнивается, и направление уклона меняется в противоположную сторону — начинается спуск длиной примерно от 10 до 50 футов (линейное расстояние до следующей точки изменения направления наклона). То есть участок с волнистым таким рельефом.  Подобная смена направлений наклона поверхности трейла заставляет воду, скапливающуюся на трейле, стекать к нижней точке перегиба до того, как она сможет стать силой, способной причинить какой-либо вред трейлу. Grade reversal также обозначается и другими терминами, такими как grade dip, grade brake, дренажная впадина (???), rolling dip.

Частота использования подобных участков на трейле для обеспечения устойчивости довольно важна, и об этом часто забывают. Большинство трейлов только выигрывают, если grade reversal на них расположены через каждые 20-50 футов, в зависимости от типа грунта и объема осадков. Постарайтесь отложить это у себя в памяти: Гораздо проще построить трейл с точками перегиба, чем потом попытаться их добавить где-нибудь через год. Для лучшего результата, включите их в свой план с самого начала.
Точки перегиба помогут сохранить трейл с минимальными затратами на обслуживание. Старые трейлы обычно имеют укатанную поверхность с вымоинами, в которых скапливается вода. Если трейл имеет достаточное количество секций с точками перегиба, то вода будет просто образовывать небольшие лужицы на отдельных сегментах, перед тем как окончательно впитаться в землю, вместо одного большого ручья, который будет размывать поверхность трейла, приводя его в негодность.
Помимо этого, точки перегиба вносят определенное разнообразие в трейл. Слишком затяжные спуски приводят к набору излишней скорости, а чрезмерно долгие подъемы изнуряют. Поэтому полезно иногда разбавить спуск внезапным подъемом, позволив слегка отпустить тормоза, или наоборот, дать отдохнуть на небольшом спуске после долгого подъема, чтобы байкер мог восстановить дыхание и снова набрать скорость.


Для сравнения — трейл на верхнем фото не имеет точек перегиба, и поэтому может легко превратиться в канал для стока воды. В то же время трейл на нижнем фото к этому предрасположен в меньшей степени благодаря чередованию небольших подъемов и спусков

5. Внешний скос


Прокладывая трейл по склону холма, нужно стараться делать так, чтобы внешний край трейла был слегка смещен вниз вдоль склона относительно внутренней стороны. Такое смещение называется внешним скосом/скосом наружу (outslope). При использовании данного приема вода попросту стекает вдоль склона, не задерживаясь на поверхности трейла и не стекая вдоль него [трейла] ручьем. Внешний скос является одним из тех факторов, который позволяет трейлу сохранять свой первоначальный рельеф на протяжении многих лет. IMBA рекомендует использовать на трейлах внешний скос примерно в 5%.
Внешний скос довольно проблемно поддерживать на одном и том же уровне на рыхлых грунтах. Колеса, ноги и копыта постоянно утрамбовывают почву по центру трейла и разбрасывают более рыхлые  и легкие слои по сторонам, тем самым приводя к образованию колеи.  В данном случае на помощь придет использование частое grade reversals.



Использование клинометра (он же уклономер)


Для измерения наклона можно использовать превеликое множество различных разных хитрых штуковин. Выбор IMBA — клинометр, за его точность, простоту, относительную дешевизну, да и вообще он в кармане помещается.
Клинометр позволяет измерить уклон как в градусах, так и в процентах. Для измерения уклона хайвэев, дорог и трейлов используются именно проценты.


Как измерить наклон



Для определения уклона вам нужно установить некую точку-ориентир, по которой будет проходить измерение — ваш друг-трейлбилдер для этого вполне подойдет. Просто следуйте следующим трем советам, и вскоре вы вполне овладеете этим искусством измерения уклона.

Шаг 1. Познакомьтесь с вашим клинометром.

Приложите клинометр к вашему основному глазу (как определить, какой глаз основной, абзацем ниже). Зажмурьте другой глаз и посмотрите через визир клинометра. Первым, что вы увидите, будет вращающаяся шкала. На ней по обе стороны нанесены деления — с одной стороны градусы, с другой стороны — проценты. Повращав головой, от земли к небу, вы заметите, как будут изменяться значения в градусах и процентах. Забейте на градусы, если только вам не охота вспомнить институтский курс тригонометрии, и используйте шкалу с процентами.

В общем, ничего сложного в определении процента наклона нет — на визире даже специальная горизонтальная отметка имеется, остающаяся неподвижной относительно вращающейся шкалы.

Шаг 2. Определите точку отсчета

После того, как вы познакомились с тем, как работает ваш клинометр, следующим шагом будет выбор точки отсчета. Найдите кого-нибудь себе в помощь, желательно — примерно одного с вами роста. Встаньте примерно на расстоянии 10-15 футов (3-4.5 м) друг от друга на одном и том же уровне относительно земли. Идеальным вариантом будет пол в здании. Встаньте лицом к своему напарнику, поднесите клинометр к основному глазу, а второй закройте. Найдите нулевую отметку, зафиксируйте ее на горизонтальной линии, и откройте второй глаз. Бинокулярное зрение наложит эту линию на лицо вашего напарника. Точка, где горизонтальная линия пересекается с лицом вашего напарника (наверное, все же с какой-то конкретной точкой на лице — прим. переводчика), и будет требуемой точкой отсчета. Это та точка, на которую вы будете наводить клинометр для определения уклона.
Если вы и ваш напарник одного и того же роста, то горизонтальная линия должна пройти через его глаза. Если вы выше, то линия должна пройти выше его глаз, если ниже — соответственно, под его глазами. Не забывайте стоять прямо, когда пользуетесь клинометром. Если будете сутулиться, то точность ваших измерений упадет.

Шаг 3. Практика

Попрактикуйтесь с клинометром. Можете попросить напарника встать на кресло или на ступеньку, и отойдите на 10-15 футов. Заметьте, что придвигаясь ближе или отодвигаясь, вы будете увеличивать или уменьшать получаемое значение уклона, поскольку, сохраняя величину подъема постоянной, вы уменьшаете или увеличиваете величину пройденного расстояния.
Очень важно — не пытайтесь определить уровень уклона на глаз. Некоторые думают, что раз уж глаз это совершенный оптический прибор, то и они способны оценить уклон на глаз. А на деле — они сильно заблуждаются. Глаз то может и совершенный прибор, но, как и любым прибором, им еще нужно научиться пользоваться.

Как определить основной глаз? Для этого можно прибегнуть к легкому тесту. Выставьте на полную длину руку (любую) с поднятым большим пальцем, и посмотрите поверх кончика пальца на дверной косяк, или дерево, или любой другой объект, который находится за вашим большим пальцем. После этого закройте сначала один глаз, а потом другой. Доминантным (основным) будет тот, который не «сдвинет» ваш палец в сторону (при закрытом втором глазу). От себя замечу, что это довольно заметно — у меня левый глаз палец сантиметра так на 3 сдвинул вправо — переводчик.

От переводчика.
Поскольку с момента написания книги прошло уже немало времени, и прогресс на месте не стоял, то в качестве клинометра сейчас можно даже телефон использовать (вроде гуглофона или яблофона), установив соответствующее приложение. Для Android-платформ подойдет XClinometer, там есть возможность и в градусах отмерять, и в процентах, а заодно и уровень есть с пузырьком. Приложение, судя по всему, работает просто за счет гироскопа. Хотя я бы предпочел вариант с использованием камеры как визира.

Система рейтинга сложности трейлов



Система оценки сложности трейлов IMBA это базовый метод, используемый для категоризации относительной технической сложности неспортивных (для отдыха, то бишь) трейлов.
С помощью данной системы можно сделать следующее:

  •     Позволить посетителям принять правильное решение</li>
  •     Направить посетителей на использование именно тех трейлов, что подходят им по уровню навыка</li>
  •     Управлять рисками и минимизировать травмы</li>
  •     Расширить горизонты впечатлений, которые смогут получить посетители</li>
  •     Помочь самому себе в планировании трейлов и трейловой системы</li>

Эта система была адаптирована из International Trail Marking System (что-то вроде Всемирной системы разметки трасс), используемой на лыжных (наверное, все же  горнолыжных) курортах по всему миру. Многие трейловые сети используют данную систему, в особенности байк-парки, созданные для отдыха. Система наиболее адаптирована для байк-парков, но может подойти и для любой другой трейловой сети, с иным контингентом посетителей. Эти критерии должны быть совмещены с персональной оценкой и данными от тех, кто будет пользоваться трейлом, для получения конечного рейтинга.


Общие принципы составления рейтинга трейла


1. Оценивайте только техническую сложность

Данная система основывается на оценке именно сложности технических элементов, а не по физической нагрузке. Подобный подход — оценивать оба типа сложности по одной системе — не практичен. Возьмем, к примеру, длинный и спокойный трейл длиной миль в 20 (порядка 36-37 км). Технически он проще некуда, однако его протяженность может вас вымотать, т.е. с этой точки зрения он довольно сложный. Выход — оценивать показатели технической и физической сложности отдельно, и указывать дополнительно длину трейла и возможный перепад высот.


2. Собирайте измерения по трейлу

Используйте сопроводительную таблицу для фиксации замеров по каждому критерию. Не существует какого-то общепринятого метода подсчета «очков» трейла. Оценивайте трейл, исходя из данных, записанных в вашей таблице, в сочетании с вашей личной оценкой, чтобы получить конечный результат (т.е. в каком-то смысле оценка сложности — довольно субъективный параметр, что, в принципе то, вполне логично — уровень катания то у всех разный — прим. переводчика). Так же совершенно не обязательно, что каждый отдельно взятый трейл будет иметь одни и те же оценки сложности по отдельным параметрам. Он может, к примеру, быть зеленым по трем критериям, и синим по еще двум.

3. Указывайте сложность и протяженность трейла на указателях и картах

Длина трейла не является критерием его сложности. Однако, ее стоит указывать на указателях  в дополнение к обозначениям, указывающим на сложность. Так вы обеспечите большую информированность посетителей.

4. Оценивайте сложность относительно местных трейлов

Трейлы должны быть оценены относительно остальных трейлов в данном регионе. Не стоит производить оценку для каждого трейла по отдельности, поэтому учитывайте сложность всех трейлов, присутствующих в регионе, а так же их сравнительную сложность относительно друг друга. Это поможет определить относительную сложность каждого трейла  вам и правильно выбрать маршрут посетителям.

5. Оценивайте правильно

Установка рейтинга для трейла — процесс не 100% объективный. Наилучшим выходом будет комбинировать реальные данные, полученные путем замеров, с субъективным суждением. К примеру, трейл может обладать большим количеством разнообразных типов почвенного грунта. И получится, что большая часть трейла достаточно легка, но имеются отдельные участки с повышенной сложностью. Как же вы будете все это оценивать? Поэтому старайтесь использовать свой (а если нет своего — то чужой) опыт, чтобы учесть все элементы и выбрать тот рейтинг, который бы наиболее подходил к данному трейлу.

6. Учитывайте все параметры трейла

Не забывайте учитывать и параметры трейла, не входящие в объективные критерии.  Огромное количество различных особенностей и деталей трейла способно внести свой вклад в формирование сложности трейла. К примеру, осознание пропасти внизу(exposure) — ощущение пустого пространства дальше и вниз по трейлу — может сделать спуск психологически сложным (Это примерно как едешь-едешь, а тут рраз — и дальше пустота, сразу за жопу хватает — прим. переводчика). А трехдюймовый камешек может показаться здоровенным булыжником, когда перед тобой вырисовывается 50-ти (15м) футовый дроп. Так же стоит подумать о таких вещах, как чистота трейлового коридора и радиусы поворотов.

7. Доверяйте своим чувствам и ищите взгляд со стороны

Ни одна система не сможет быть объективной абсолютно для любой ситуации. Предлагаемая система является хорошим инструментом, особенно когда она скомбинирована с вашими общими впечатлениями и использует те данные, которые вам могут предоставить посетители вашего трейла. Внимательно приглядитесь к вашему трейлу, и попробуйте узнать мнение тех, кто по нему ездит, и только потом уже выносите окончательное решение по поводу рейтинга.
Помните, разнообразная трейловая система с большим количеством трейловых стилей (стилей исполнения трейла) это лучший путь к тому, чтобы максимально удовлетворить ваших посетителей. Предоставьте им выбор из легких и сложных трейлов, чтобы распределить нагрузку и удовлетворить большинство потребностей. Не забывайте правильное оформление с помощью указательных знаков, с указанием информации о сложности и протяженности того или иного трейла или участка, и посетители смогут с легкостью выбрать именно тот маршрут, что им необходим.
Какие параметры стоит рассматривать

Ширина трейла

Средняя ширина основной части трейла, его наиболее используемой части.

Поверхность трейла

Тип грунта и устойчивость поверхности трейла это определяющий фактор того, насколько сложно будет передвигаться по трейлу. Для описания поверхности можно использовать следующие термины: усиленная (hardened) (мощеная), твердая (firm),  устойчивая (stable), непостоянная (variable), очень непостоянная (widely variable), сыпучая (loose), непредсказуемая (unpredictable).

Уклон трейла (максимальный и средний)

Максимальным уклоном будет считаться уклон на самом крутом участке протяженностью не менее 10 футов, измеренный с помощью клинометра. Средним уклоном будет крутизна трейла на всей его длине. Грубо средний уклон можно посчитать как отношение перепада высот между точками начала и конца трейла к расстоянию между этими точками, помноженное на 100%.

Естественные препятствия и техничные элементы
Это те объекты, которые добавят сложности предстоящей поездке. Как примеры подобных элементов, можно рассматривать: камни, корни, бревна, ямы, лестницы, дропы и т.п. Высота каждого препятствия измеряется относительно поверхности трейла. Если препятствие неоднородно по размерам, то высота считается относительно наиболее легко проезжаемого участка.
Технические элементы это объекты, специально размещенные на трейле для его усложнения.
Как пример: камни, бревна, мостки с подъемами, качели, гэпы, дропы и т.п. Интерес представляет как и их высота, так и ширина/длина.



Тут мы вынуждены прерваться, поскольку сайт не позволяет строчить излишне длинные статьи.
Продолжение...
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    4
  • +41
  • Мнения
?


Комментарии (35)

0
и опять заголовки нифига не пашут… ну это беда какая то уже(
avatar

AleksandrSimonov

0
Спасибо очень интересная статья! Респект за работу!
avatar

skifreeboxxer

0
За «Ваще жопа» плюсую дополнительно =)
avatar

xvoidee

+2
Запилил табличку с критериями классификации сложности трейлов
avatar

AleksandrSimonov

0
как долго мы ждали третьей части! спасибо!
avatar

Zomb1e

0
это все лень, зараза)
avatar

AleksandrSimonov

0
«Grade reversal» можно перевести «точка перегиба»
avatar

Kapusta

0
воо… круто, спасибо. а то я себе весь моск сломал на этих терминах.
avatar

AleksandrSimonov

0
Спасибо за информацию. Нам предстоит строить трассу чемпионата республики и не только, так что пригодиться очень!
avatar

KirillNechaev

0
тогда постараюсь строчить побыстрее) а то там еще много чего полезного)
avatar

AleksandrSimonov

0
Кстати, у кого какие идеи есть, как перевести получше термин «Contour trail». По идее, речь идет о трейлах, которые следуют естественным изгибам склонов холмов, т.е. повторяют контуры, которые можно увидеть на топографических картах.
avatar

AleksandrSimonov

0
контурный или горизонтальный трейл. можно наверно даже «изогипсовый», но не все поймут =)
avatar

Zomb1e

0
ну горизонтальный точно вряд ли, он не только в одной плоскости идет.я его пока тупо «контурным» и перевожу)
avatar

AleksandrSimonov

-1
Введи новый термин изотрейл, дай его описание и термин приживется.
avatar

LoKu

0
кстати, а почему изо? я чего то, по ходу, не знаю)
avatar

AleksandrSimonov

0
Изо = постоянный
avatar

lokki

0
хм, так в том то и дело, что он не «постоянный»… Наоборот даже, наверное.
Вот как это на American Trail описывают:

«Follow natural contours

Trails lie on the land in three ways: along a fall-line (in the direction of the slope), on flat ground, or along the contour (perpendicular to the slope). Of these types of trails, only the contour trail on the side-slope easily sheds water and is thus sustainable. „
мде, внезапно так для себя сайтик то открыл… пойду ка в закладки добавлю ))
avatar

AleksandrSimonov

0
Контуры на топографических картах которыми показывают рельеф — называются изогипсы. Если у тебя трейл идет на одной высоте повторяя изогипсы то почему бы его не назвать изотрейлом?

ru.wikipedia.org/wiki/Изолиния
avatar

LoKu

0
Ну тогда имеет смысл. Правда, он не на одной высоте, конечно, идет, но это уже мелочи. Надо будет потом как нить словарик составить.
avatar

AleksandrSimonov

0
Мне кажется что всё это намного проще. Там где разрешат в заповеднике капать там и будет трэйл. Этож не шоссэ чтобы уклоны измерять всё делается на глаз исходя из условий заданных создателем. Подходящий грунт неподходящий, что есть под ногами то и будет трэйлом.Большой уклон малый для кого строишь такой и уклон. Помоему все вещи которые тут написаны они очевидны но не всегда исполнимы.
avatar

grigri

0
Гришь, ну хз… У них то все таки по этим трейламх десятки тысяч человек в год накатывает, если строить от балды, где на душу положит — вряд ли они долго будут сохраняться в нормальном состоянии. Ну и опять же, они то пишут как создать идеальный синглтрек ))) А ничего идеального, как мы знаем, не существует. )
А очевидное обычно очень часто упускается из виду, так что как памятка о том, чего было бы неплохо сделать, по моему, вполне.
avatar

AleksandrSimonov

0
В Европе не может быть чтобы были голые горы. Самые логичные трэйлы получаются от коров и коней которые там пасутся не одну сотню лет, спасибо этим ленивым животным которые выбирают самый простой путь. Так что там есть одна задача выбрать самую логичную, отобрать её у пастухов и животных, расширить её до нормального состояния. Я просто сомневаюсь что тот кто реально строит будет это читать. Прокладка трэйла это творческий процесс его не возможно описать и загнать в какие то рамки иначе трэйл будет похож на трэйл, а любой кто начинает строить хочет чтобы получилось если не ух то покрайней мере интересно. Я уверен что все трэйлы имеют свои проблемные места требующие постоянной доработки свести их к минимуму в ущерб удовольствия бывает не целесообразно.
avatar

grigri

0
ну да, с этим я спорить не буду. А по поводу рамок и творческого процесса — они все же в книге пытаются формализовать именно сам подход к проектированию трейла как инженерного объекта. То есть заранее описать, чего лучше делать не стоит, и какие в случае чего могут быть последствия.
Ну и потом, если бы они там в книге просто описали, что все делается на глаз, на нюх и на слух, я думаю, она бы плохо продавалась))) А так прям цельный инженерный трактат, хоть акведуки возводи. Но при всем при этом, лично вот для меня, к примеру, полезные какие то вещи есть. То, что я понимал на каком то интуитивном уровне, но уже выраженное в терминах и словах. Тебе то проще, ты вон сколько лет шейпером был))
avatar

AleksandrSimonov

0
Следующий вопрос… Как будем переводить «Flow»? Тот самый, о котором столько говорят в LF, который есть основа flow-ride из нетленок NSX и который двигает Dangerous Dan?)
avatar

AleksandrSimonov

0
Его не надо переводить, просто посмотри что они подразумевают под этим термином и напиши это.
avatar

LoKu

0
это какое то слишком интуитивное понятие… мне вот пока описание его на русском такое, чтобы не на целое предложение, на ум не пришло.
В принципе, даже буквальный перевод «течение» неплохо подходит. По аналогии с водным потоком.
Или ты имеешь ввиду вообще переводить, а просто транслитерацию использовать?
avatar

AleksandrSimonov

0
Я думаю что тут ненадо пытаться переводить а просто вводить новые термины или заимствовать слова, Custom например на русский тоже очень сложно перевести и в разных текстах он переводится по разному, от на заказ до индивидуального. Думаю иногда надо переводить, смысл а не слова. Пусть даже перевод будет не дословный, главное чтобы было понятно о чем вообще идет речь.
avatar

LoKu

0
Fall-line trails — Трейл по линии падения. Кстати этот термин можно ввести, ктомуже дальше в статье есть описание, что он значит.
avatar

LoKu

+1
ну тогда уж линия схода вод. «падения» немного не точно. так то fall-line это направление, в котором стекает вода при таянии снега/после дождей
avatar

AleksandrSimonov

0
Вся проблем в том, что английский язык очень беден на синонимы и они одним и тем же словом обозначают как действия так и вещи. Я думаю что нужно переводить в контексте. Ведь fall-line это и как линия падения типа самая короткая прямая линия от вершины до подножья. Тупо прямая, по которой не советуют строить трейл потому как он превратится в ручей, также дальше оп тексту они fall-line'ом обозначают то, что мы обозначаем как промоина, начало оврага, желоб…
avatar

LoKu

0
«Если это правило нарушено, то трейл вероятнее всего превратится в fall-line для водных потоков.»
Наверное лучше написать: «Если это правило нарушено, то трейл вероятнее всего превратится в промоину от водных потоков.»
avatar

LoKu

0
поправил.
avatar

AleksandrSimonov

0
Grade reversal также обозначается и другими терминами, такими как grade dip, grade brake, дренажная впадина (???), rolling dip.

Может имеется в виду дренажная призма?
avatar

LoKu

0
очуметь, откуда ты все это знаешь))
мм. судя по тому, что такое дренажная призма, речь идет не о ней. Если я правильно понял.
по сути то это просто сток для воды, образующийся в нижней точке «волны» трейлового сегмента, и обусловленный скосом поверхности в этой точке наружу. Ну а если скоса нет, то просто вода в этом месте собирается.
avatar

AleksandrSimonov

0
Конечно речь идет не о призме, но если взять кусок трассы и разбить его на элементы
то эти точки в общих чертах и будут напоминать дренажные призмы хотя таковыми особо и не являются, но лучше этот элемент обозначить так, чем говорить, что на трейле должны быть много точек перегиба, возврата или волновая секция. Надо вводить словарь терминов.
avatar

LoKu

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.