КОВАЛЬ - организатор велотуров на юге РоссииНаша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!

Заключительная серия наших похождений с FREERIDA.RU на Крымском полуострове, прошу под кат и от души благодарю за внимание! Обновы, привезенные мной из Симферополя, пошли на пользу. Техническое состояние нашего прицепа, и наших верных двухколесных друзей не вызывает опасений, наш дух на небывалой высоте,  мы ступили на путь самосовершенствования, уже вкусили первые плоды и жаждем новых приключений, как галерный раб жаждет вдохнуть воздух свободы. Утром в среду, плотно позавтракав и погрузив байки, мы заняли свои привычные места в «бусике» и направились в сторону Севастополя. План на сегодня был обкатать трейлы близ  Балаклавы. Ехать оказалось совсем не долго, как можно было бы себе представить, тем более когда есть такой интересный собеседник, как Артем Коваль.  В дороге мы не перставали наслаждаться местными красотами, справа на нами нависал величественный скалистый массив Крымских гор, слева радовало глаз безбрежное море, блистающее на ярком южном солнце, осень щедро добавила ярких красок в чарующую палитру цветов южного берега Крыма.
Вот и Балаклава, небольшой курортный город, расположившийся на берегах удобной живописной бухты, во времена Союза, здесь, прямо под горой была сверхсекретная база подводного флота, в наше время это рай яхтсменов и лодочников всех мастей.FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!
Но мы здесь не для морской прогулки. Поднимаемся по грунтовке все выше и выше к Южному форту, это комплекс фортификационных укреплений на высоте 386м к востоку от города, построенный еще в 19 веке. Отсюда открывается прекрасный головокружительная панорама окружающей местности на десятки километров, здесь находится так называемая Бочка смерти, защитное сооружение, с интригующей историей, «висящее» прямо над 300 метровым обрывом.FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!

На этой, овеяной мифами, интересной не только лишь с исторической точки зрения, возвышенности начинаются несколько трейлов, ради которых мы и прибыли сюда, мы раскатываемся на одноименном трейле, представляющем собой фановую, не слишком сложную для катания тропу, насыщенную контрами, небольшими кикерами, каменистыми съезжалками, грунт достаточно плотный, сухой, камней значительно меньше, чем в Алуште или на Ай-Петри, держак исключительный. За несколько минут мы, паравозиком, скатились к Генуэзкой крепости, Коваль вихрем проносится по одной из каменных секций, камера не выдерживает такого рвения и пробивается аж в трех местах! Мы оставляем его внизу чинится, сами же поднимаемся, что бы повторить спуск.FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!
В третий раз поднимаемся к Бочке смерти для того, чтобы прокатиться по пешеходной Солнечной тропе, которая является частью популярного туристического маршрута между Балаклавой и Ласпи, длиной 20км. Живописнейшая тропа не зря носит название Солнечной, свежий морской воздух здесь пронизан солнечным светом, она петляет вдоль обрывистого побережья, прелюдией к ней стал стремительный спуск от Южного форта, оканчивающийся довольно крутой 100 метровой съезжалкой, с уклоном около 40-45 градусов, решится на который лично мне помогло доброе воспоминание о начале Старой красной трассы на Собер-Баш и четырехпоршневые тормозилки Guide.
FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!

Дальше было несколько километров преимущественно крутилова вверх с каменными ступенями по краю обрыва, что немного пощекотало нам нервы и возбудило волчий аппетит, так что, мы, старинной каменной дорогой от Генуэзской крепости, спустились на набережную Балаклавы и отправились в симпатичное кафе, где и отобедали украинским борщом, лапшой и чебуреками.

После обеда было решено познакомится еще с одним трейлом, берущим свое начало от Бочки смерти, с говорящим именем FunDay. Пока бусик, негромко урча, взбирался наверх по каменистой грунтовке, съеденный обед бултыхался у меня внутри, навевая тоску и мысли о бренности бытия. Однако потрясающий вид на вершине, вольный ветер, редкие облака, усталое солнце, гладь моря далеко внизу, все вкупе заставило сбросить сытую сонливость, снова внушило мне оптимизм и веру в себя, своих друзей и светлое будущее.FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!

FunDay порадовал нас дважды, фишка этого трейла в том, что он проходит через фортификационные сооружения, даже внутри здания, в самом начале трейла, а ближе к концу очень понравилась серия техничных свичбэков и косых полок, по единодушному мнению всех членов команды, это был действительно самый фановый трейл этого дня.

Вечерело, памятуя о долгой дороге на базу, мы нехотя простились с гостеприимным Южным фортом и Балаклавой. По дороге Ярослав эсэмэснул заказ на ужин повару маленькой кафешки, неподалеку от нашей гостиницы, под нехитрым названием «Вкусняшка», в которой мы столовались уже несколько дней, кстати сказать, совсем недорого, но очень вкусно и полезно. К нашему приезду в Алушту, ужин был готов, а мы приглашены к столу. Выглядело это примерно так.

На следующий день по хитроумному плану Коваля был предусмотрен выходной, точнее мастер-класс, который он решил нам преподнести, чтобы катание наше стало по-настоящему драйвовым, чтобы каждый из нас мог взять от даунхила по-максимуму, а не только то, что позволит рельеф, геометрия байка и фортуна. Занятие прошло в дружеской, непринужденной атмосфере, полученные наставления мы, не откладывая в долгий ящик, закрепили на Мамонтовой, потренили прыжковые темы, быстрое прохождение каменных секций и косых полок.  Мы пообедали во Вкусняшке и отправились в Долину привидений, туристический аттракцион в окрестностях поселка Лучистое на склоне Южной Демерджи. Из достопримечательностей удалось увидеть крепость Фуна, форпост генуэзцев и дерево-орех, на котором Юрий Никулин в роли Балбеса прятался от Натальи Варлей в роли Нины в комедии «Кавказская пленница». Место действительно живописнейшее, хотелось конечно пройти тропой подальше в ущелье, но сумерки в южных горах быстротечны, возвращались в гостиницу уже во мраке южной ночи.FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!

На следующий день, в пятницу, отдохнувшие мы вновь отправились на Ай-Петри, на сей раз нас планировалось три спуска. Коваль решил, что мы уже достаточно раскатались, и первый на очереди был определен спуск по Canyon Cup.  Мы уже привычно поднялись на плато по дороге на Бахчисарай, откуда шоссе узким серпантином сбегает вниз, что бы пересечь Гранд Каньон, величественное ущелье, глубокой бороздой разделяющее плато пополам, склоны которого покрыты девственными вековыми лесами. Прямо здесь, в самом сердце Крымского заповедника находится эта скоростная ДХ трасса, подготовленная  в 2015 году специально для соревнований по эгидой компании ТриалСпорт, длиной около 4 км с перепадом высот 680м.FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!

К старту трейла пришлось полчаса добираться пешком, это было не слишком тяжело, последующий невероятный спуск, превзошедший самые смелые ожидания, окупил все затраченые силы сторицей. Ввиду достаточной удаленности, трейл, видимо практически не расчищается, так что местами это был суровый фриройд. Конечно, обошлось не без затупов. Артем, показал направление, и пообещав убрать с тропы ветки, стремительным аллюром укатил вниз. Выждав небольшую паузу, наш отряд двинулся за ним в лесную сень. Густой слой павшей листвы в перемешку с камнями всех возможных фракций, толстенными ветками и целыми стволами деревьев очень разнообразил передвижение, мы то и дело спешивались, чтобы понять куда двигаться дальше, в какой то момент я, Женя и Роман, вообще съехали с «тропы» в сторону, но к счастью, выбравшись назад продолжили спуск по следам товарищей. И тут началось. Характер трейла сместился в сторону дх, уклон усилился, многочисленные естественные контруклоны, корни, камни, обильно сдобренные приправой из осенней листвы, я еле успевал хоть немного оттормаживаться каждым перед очередным препятствием, каменистой съезжалкой на повороте или дропчиком, так мчались мы то и дело обгоняя друг друга, крича от радости, хохоча и улюлюкая, впившись взглядом в сумрак заповедного леса, истово сжимая руль, который так и норовил вырваться из рук, на расколбасе. Никогда до этого мне не приходилось так жать на тормозные ручки, уклон временами был просто аццкий и каждый раз преодолев сложный участок я от души смеялся над своим страхом и одновременно страшился еще неизведанного. От бешеной гонки адреналин зашкаливал, кровь «закипела» в венах, радость, удивление и ужас смешались в нечеловеческий восторг, от которого я как бы воспарил над собственным телом, несущемся по колдобинам, промоинам, камням все дальше и дальше вниз. К счастью, часть меня, именуемая инстинктом самосохранения, не дремала и вовремя заметила исполинский каменный дроп, это тема не для меня, объезжаю стороной и ходу вниз по, кажется вертикальной, каменистой съезжалке и дальше на пологий выкат к финишу. Уфффф! Все. Артем, Вася, Ярик белозубо улыбаются, в глазах черти, жесты расслаблены, видно, каждый  пережил что-то подобное. Улыбаюсь в ответ, еле разжимаю кисти рук. Бусик стоит 200 метров ниже по дороге, у Чайной, великое разнообразие трав, меда, пробуем чудесный чай с ароматом чабреца, кипрея, мяты. Это же просто кайф!
Грузимся, впереди новинка сезона, Ставрикийская тропа, берет свое начало на плато, поднимаемся обратно в пос. Охотничье, оттуда к старту. Сегодня низкая облачность, густые облака окутали склоны Ай-Петри ниже уровня на плато, гд ясно и солнечно. Прекрасный шанс сделать удачные пейзажные кадры.

Стартовое фото, готовы! В путь! Движемся по краю километрового обрыва, дух захватывает от такой красоты! Небо над нами чистое, безоблачное, а где-то далеко внизу плотный слой белоснежных облаков, обычное дело, если Вы летите в самолете, конечно. Вскоре узкая тропа короткими траверсами и совершенно невозможными свичбэками резко устремляется вниз по хребту. Артем радостно катит вслед, мы быстро теряем его из виду. Доносятся его восхищенные вопли и ободряющие возгласы, адресованные нам и видимо призванные придать нам уверенности, но несмотря на его сигналы, мы спешиваемся, спотыкаясь и балансируя, тащимся, потихоньку матерясь, таращимся по сторонам, с удивлением, недоумением, как бы спрашивая «Что я тут делаю?». А вокруг неземная красота, скалы, сосны и адский уклон.FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!
Сам Артем позднее так опишет начало Ставрикийской тропы, метко переиначив ее  в Саври-ка-Я))): "от Саври-кая у меня до сих пор мурашки по коже, когда вспоминаю эти повороты, уклон и рельеф. Ничего подобного я в жизни не ездил. Тарахташ, да… Сложно, сыпуха и уклон, но здесь совсем другое. Свитчбэки на уклоне, свитчбэки без уклона с камнями, нырки и корни, траверсы и ступени… И всего этого много… Очень много и долго."  И тем не менее, постепенно рельеф смягчается, садимся на байки и стиснув зубы, тормозные колодки и ягодицы, ползем, ползем, но верхом!FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!

Но вот природная смотровая площадка, здесь заканчивается Саври-ка-я, здесь же заканчивается популярный пешеходный маршрут Боткинская тропа, здесь мы перевели дух, ах, ставридка, золотая рыбка, посидели, пошутили да  и тронулись дальше. FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!

Боткинская очень порадовала разнообразием свичбэков, с каменными ступенями, россыпью камней, связками узловатых корней, на уклоне, обратном уклоне. По признанию Коваля, нигде не видел он такого количества и разнообразия свичбэков, как на связке Ставрикийской и Боткинской. Чтоже, кое-что и мы можем, по мере выположения, ближе к выкату, получается проехать уже все, раздаем «на все деньги».FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!

Финальный участок, совершенно пологий, пронеслись как молнии. Не обошлось без потерь, у Ромы педаль залюфтила, разбила резьбу шатуна и выпала, к счастью это не помешало ему завершить спуск в седле. В Охотничье поднялись и в третий раз за этот день. Заключительный спуск сделали снова по Ягодке и снова на ура. Вечером, на радостях взяли с собой во Вкусняшку бутылку коньяка. Какой это был замечательный, длинннный, вкусссный день!  Эх, побольше бы да таких деньков! И назавтра судьба и Коваль подарили нам еще один такой.
Субботний день выдался погожим, солнечным, теплым, как ни один на этой неделе. Артем поначалу сомневался, ехать в Севастополь на Сапун-гору или остаться в Алуште и разведать трейлы, подготовленные для РЭС. Но все-таки выбор был сделан в пользу Севастополя и окрестных трейлов, и не напрасно! Мы выехали в 9  утра и менее чем через два часа поднимались в нашем бусике на Сапун-гору. Место это примечательное, в годы Великой Отечественной здесь шли ожесточенные бои, каждый квадратный метр этой горы буквально нашпигован железом и обильно полит кровью наших воинов-освободителей Крыма. В память о тех суровых огненных днях здесь работает музей-диарама, установлен мемориал павшим советский воинам.FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!
В наши дни не только многочисленные паломники и туристы стекаются в эти края, но и наш брат- маунтинбайкер. Склоны Сапун-горы изобилуют великолепными трейлами с чудесными названиями Спутник, Мыльная, Штурмовая. Фишка в том, что подъем на вершину шатлом занимает всего несколько минут, затем немного куртилова до начала любого трейла и недолгий, 5-6 минут, но зубодробительный спуск, длиной до 1,5км и сборосом до 250м. Сначала тропа петляет по лесу, здесь многочисленные каменные секции сменяются контруклонами, нырками,  кикерами, и снова камни, полки, повороты, прямых участков практически нет.
Есть прыжковые темы, но есть варианты объезда. На выкате из леса скоростные участки, с контрами и дропчиками, апхилов практически нет. Так что с погрузкой-разгрузкой полный цикл занимает до 30 минут.  До обеда мы успели скатиться по каждому трейлу по два раза.
Усталые, перекусили чебуреками с чаем, после чего было решено прощаться с Сапун-горой и поприветствовать Пентагон. Также местная достопримечательность, Объект 100, здесь по горой находится заброшеный командный бункер ВМФ СССР. Доставиться к началу также можно даже на легковом автомобиле за 20 минут, что очень удобно. Старт Пентагона начинается с  толстенной бетонной крышки бункера на самом верху.FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!
 За два с небольшим часа мы успели подняться-спуститься 4 раза. Всем ребятам очень понравилось, лесной трейл длиной 1,5 км со сбросом 250м, едется за 4-5 минут, изобилует разнообразными элементами. Здесь присутствует все что мы полюбили как саму жизнь, крутые каменные съезжалки с поворотом, нырки, корни, скоростные прогоны, контруклоны, прыжковые темы, есть роудгэп (который мы к сожалению проигнорировали), пролеты с трансферами.
С каждым разом ехалось все быстрей, что доставило каждому из нас истинное наслаждение.  Не верилось, что позади десятки километров самых разнообразных трейлов, что нам уже довелось скатать за эту неделю, лично я совсем не чувствовал усталости, хотелось еще и еще. Что же, вот и пришло время сыграть последний аккорд. Все что имеет начало, имеет конец. Закончился этот погожий осенний день. Солнце выпустило прощальные закатные лучи и растворилось в сумеречной синеве предгорий.

Возвращались молча, каждый мысленно перебирал знаменательные, упоительные, счастливые минуты, часы, что довелось пережить вместе в дали от дома, в Крымских горах, на берегу Черного моря. Еще долго мне, всем нам будут снится это море, эти горы, свист ветра в ушах, крутой вираж, шелест колес на каменистой тропе. Еще долго будет звучать, вибрировать эта необыкновенная музыка, симфония скорости, которая родилась здесь и продолжает жить в самом сердце, и которая не затихнет никогда!  FREERIDA.RU - мтб туры на Юге России: Наша Крымская симфония 3. Заключительная серия! LONGREAD!

Хочу от всей души поблагодарить всех членов команды, райдеров: Саню Иванова, Рома Криковцева, Женю Хижнякова, Соколова Васю и Ярика Корнилова. Мужчины! Разделить с вами это приключение -ЧЕСТЬ! Низкий поклон организатору и исполнителю этого праздника души, создателю и вдохновителю команды FREERIDA.RU Артему Ковалеву, Артем, в твоем лице мы нашли не только компетентного гида и классного водилу, но терпеливого наставника и верного друга! СПАСИБО!

В отчете использованы фотоматериалы: Артема Ковалева, Василия Соколова, Евгения Хижнякова, Романа Криковцева. Видео мое.
Огромное спасибо и респект!