Наши гонкиКрымский МТБ Марафон весна 2018

Наши гонки: Крымский МТБ Марафон весна 2018

Ни для кого, думаю, не секрет, что у нас одна из самых технически и физически сложных, к тому же красивых МТБ многодневок проходит в Крыму. С недавних пор их стало две: осенняя и весенняя. Осенняя традиционно проходит в конце сентября, весенняя же приходится на конец апреля — начало мая. Имея опыт участия в двух многодневках осенью в Крыму, решил в этот раз дерзнуть начать сезон с мажорной ноты.

Изначально я имел немного другие планы на весну, но планы могут меняться и вот за пару месяцев до старта я решаюсь и регистрируюсь. Остальные заботы я отложил традиционно на потом и тут получаю уведомление в группе FB, что места в главном корпусе пансионата для проживания закончились. Любопытно, а что же осталось? Говорят всё ок, есть ещё бараки, там всё отлично, только нет душа и туалета. Вот это залёт! Кстати, база отдыха так и называется «Орлиный залёт», по ходу я тот самый орёл. Стал разбираться с билетами — тоже всё не так просто и дешево как я привык, пришлось за билеты S7 отдать ни много ни мало 10.590 рублей без багажа. Благо была возможность велосипед отправить на машине с Иваном Гренавцевым.

Здесь следует сделать небольшое отступление по поводу моей подготовки к этому сезону. Базовый период осенью и зимой я выполнил достаточно щепетильно, не пропуская плановых тренировок и т.д. В январе сгонял на Пхукет, где удивлению моему не было предела как развит шоссейный велоспорт, там я арендовал китайский шоссер на 105 оборудовании и не плохо на нём недельку поразминался. А вот по возвращению началось: то простуда и пропускаю тренировки, то работа, то лень. В общем, февраль-март был так себе, сборов более не планировалось. Покатался как мог в Москве, делал силовые и всё что в этих случаях делается.

Перескочим непосредственно уже к описываемым событиям Крымского МТБ Марафона. Прилетели мы в Крым с Романом Лещинским на пару за день до старта первого этапа, огромный светлый современный новый терминал аэропорта нас встречал в Симферополе вместе с заказанным такси и хорошей погодой. Не долго думая, отправились мы в путь, от аэропорта нам нужно было ехать где-то 1.5 часа, а мы хотели ещё попасть на прикатку. По пути заправились вот на такой заправке, клянусь я такого никогда не видел:
Наши гонки: Крымский МТБ Марафон весна 2018

По приезду быстренько пошли на заселение. Девушка на «ресепшн» объяснила, что всё-таки нет мест в главном корпусе, есть бараки. Ну ок, пошёл заселяться

Но долго грустить времени не было, нужно было ехать на прикатку. Но не буду на этом долго останавливаться, прокатились мы веселой компанией по части трека последнего этапа.

На это день у меня было много планов:
1) переехать в главный корпус
2) проверить велосипед к гонке
3) установить на него свежекупленный дроппер для теста в бою (никогда так не делайте)
4) проверить всё, что беру с собой на этапы (всегда так делайте)

Благодаря помощи организаторов первый пункт мне вскоре удалось закрыть, и заселился я с предсказуемым лидером гонки Максимом Гоголевым, Антоном Битовтом (официальным фотографом) и одним из организаторов. Это было великолепно: хорошая компания и свой толчок с душем, что ещё нужно для комфорта?

Велосипед на гонку ехал на крыше машины, попал в дождь, поэтому я его хорошенько намыл и смазал. Перед каждым этапом многодневки даже если старт будет в дождь и грязь необходимо очень тщательно мыть велосипед. Этому есть несколько причин. Ну, во-первых, это красиво. Во-вторых, доказано, что чистый велосипед едет быстрее. Детально намывая велосипед вы вовремя можете заметить какую-то поломку, которая как минимум может стоить времени, а вообще может и решить участие в гонке. Также нужно проверить тормоза и переключение, протянуть все болты включая роторы. Желательно со щёткой помыть резину. Зачем? Мы на юге, тут чернение резины в почёте! На самом деле, так можно заметить дефекты резины, порезы и прочие неприятности, которые нужно загодя устранить. А вот чего не стоит делать, так это ставить что-то не прикатанное. Я нарушил это правило дважды: ехал в новых туфлях и поставил дроппер. Так вышло.

Дропперами я раньше не пользовался, но почему-то решил, что буду гораздо круче ехать вниз. По случаю интересной цены и не менее интересных характеристик приобрёл Ritchey WRC Kite Dropper. Штука интересная, думаю, стоит отдельного поста и обзора позже.

Продолжим по поводу того, что нужно иметь с собой на гонке. Это должен знать каждый на многодневке, таких вещей не много, но они должны быть с собой: мультитул, как минимум 1 камера, я беру с собой монтажки, немного изоленты (а лучше кусок армированного скотча), запасной петух, запасной замок для цепи, конечно же насос, заплатки для камеры и для покрышки, кусок обычной пластиковой бутылки на случай большого пореза покрышки, не лишним может быть ключик для ниппеля. Не обязательно (я не брал), но желательно брать с собой жгутики и шило для быстрой починки не больших проколов. Давно хочу себе приобрести в руль набор, но жаба душит. Это всё, что касается велосипеда, относительно ковбоя нам потребуется жидкость в нужном количестве — у меня с собой была одна фляга 0,7 со слабым раствором изотоника — и некоторое количество пропитания. В этот раз я решил обходиться без гелей, поэтому на гонку взял с собой 1 (один) гель, который успешно применил на первом этапе. Дальше я брал фруктовые батончики и питался на КП твёрдой пищей. Выжил. В этот раз погоды стояли дивные, но всегда стоит пообщаться с организаторами/местными чтобы понять не потребуется ли нам в определённый момент утеплиться. Бывает на плато холодно, я в такие ситуации попадал, когда час и более пришлось ехать при температуре 4 градуса. Предполагая такое лучше либо взять ногова, рукава, жилет с собой, либо передать на КП перед таким участком.

Заранее нужно проверить работу навигатора, закачать карты, тут мы видим клуб любителей Suunto, пытающихся закачать треки вечером перед стартом
Наши гонки: Крымский МТБ Марафон весна 2018

Итак, утро первого дня гонки, старт в 10, подъём в 7, начинаем день с зарядки на берегу горной речки

Далее завтрак в столовой прямо на базе отдыха. На этом немного остановлюсь. Столовая вообще работала великолепно, вкусная здоровая пища, мы не были привязаны к конкретному времени, поэтому в пределах некого промежутка времени можно было придти и получить свою еду, особенно это важно после финиша. Но перед стартом первого этапа вышел зашкавар: мы получили острые макароны по-флотски. Нет, они были очень вкусные, но — привет печень — очень жирные и острые. Икалось и рыгалось на первых подъёмах отлично. Но это был единственный косяк, которого при знании вопроса можно было избежать спросив заранее что будут готовить, дальше мы просто просили себе отдельно варить кашу и нам на эту маленькую просьбу не отказывали.

Небольшая разминка перед стартом, я и нумеро уно:
Наши гонки: Крымский МТБ Марафон весна 2018

и вот настаёт волнительный момент построения в стартовом коридоре. Я, голова Евгения Шевченоко из Corto и команда загадочного Русского Велосипедного Общества в полном составе:

Очень жаль, что на данном мероприятии нет массовости, это было бы гораздо интереснее. Всего стартовало около 70 человек. Это суммарно, гонка имела полную и «лайт» дистанцию. Всем, кто едет впервые на многодневку, я рекомендую лайт для начала, этого хватит чтобы хорошенько прочувствовать всё и не повесить велосипед при этом на крючок.

Сами этапы буду описывать сухо и без красок, не зря же я делал на них обзоры. Первый этап Кемаль был самым сложным. 65 километров протяженностью и более 2500 метров набора высоты. Он был дико утомителен физически, потому что мы карабкались по не самому легкому покрытию из камней на запредельные высоты с градиентами, которые чуть не вывернули из меня утренние флотские макароны. Повезло в критический момент встретить коллегу с экстренным запасом магния, у меня уже были судороги, отпустило слегка. Затем шёл спуск по тяжелейшей каменной секции, где забитые ранее ноги отказывались работать с рельефом и как-то в тумане спустя более 5 с половиной часов финиш. Лидер сделал это за 4, к слову.

Ух, даже сейчас вспоминая этап немножечко пульс поднялся, вот, кстати, я и выручивший меня Руслан Ключко:
© Антон Битовт

Рубрика советов. Начинайте очень плавно, первый этап едем в режиме 70, а то и 60% от гоночного темпа, если под конец остаются «лишние» силы, можно тогда немного ускориться. Иначе упоровшись в перый день, можно восстанавливаться или, если меньше повезёт, пытаться восстановиться все остальные. После гонки традиционная мойка и проверка, о которой писал выше. Также лучше в первый день ехать на более высоком каденсе, не переусердствовать с силовым педалированием это тоже серьёзно помогает.

Кстати, каждый вечер там же на базе было награждение за текущий день, распитие чая и прочая социализация, которая затем переносилась к главному корпусу, где ловил Wi-Fi.

Второй этап Узунджа был чуть длиннее — 74 км, но набор попроще — 2300 м. Должно было быть легче, но почему-то не было. Старт был по асфальту через Соколиное и начинался тягунок, который затем переходил в грунтовую дорогу. Я допустил мысль, что возможно по асфальту усижу в пачке. Уже через несколько минут я решил, что это мне не очень то и нужно, лучше поеду в пачке с девчонками Седой и Оксаной. Позже я спросил у Макса Гоголева какой тактики он придерживается на гонке. Он сказал, что у него задача от тренера прямо со старта валить полтора часа, а затем докатываться — он в этом году едет на этапы Кубка мира и ещё ряд рейтинговых гонок, для него эта гонка, естественно, проходная. Но вернёмся к гонке: пяти минут с девчонками хватило чтобы посыпать пеплом голову и поехать в своём темпе — у них короче этап, успокаивал я себя. Хорошо, что после подъёмов бывают и спуски, отыграл позиции за спуск. Второй подъем прошёл нормально, большую часть ехал с Артёмом Макием из Перми:
© Антон Битовт

мой давний соперник, с которым мы пересекались 2 года подряд в Бескидах и при случаях скрещивали шпаги, но в одном месте на подъёме он дерзко отъехал и догнал Антона Мамочкина, который висел в некотором отдалении. Чуть позже на спуске Артем стоял с поломкой, по-моему, прокол. А спуск был очень весёлым, особенно понравились неожиданные каменные ступени, на которые я вылетел на скорости за 40 (это было неожиданно, даже дроппер не успел опустить):

Настоящее испытание началось после КП2, я полз в третий подъем, хотел остановиться, плакал, пускал пузыри из носа, но заехал. Дальше пошло шоссе, где немного отдохнул, но последние 5 км грунтов заставили проклясть всё снова. На последнем пупке увидел Антона, но догнать уже не сдюжил.

На втором этапе стало очевидно, что Stages врёт. Велик попал под ливни по дороге на гонку и внутрь прибора попала вода. На втором велосипеде у меня Stages первого поколения — там это нормальное дело. Здесь же второго, я считал, что эту проблему они решили, но видимо длительные водные процедуры всё же не положены. Лечится открытием крышки и банально высушиванием, сделал я это только перед четвёртым этапом, так что на мощность второго и третьего смотреть не надо (хотя на третьем 550 Вт средние на 5 часов мне очень нравятся).

Третий этап Высокое. 90 км звучало эпично, но набор «всего» в 2000 метров немного успокаивал. Настроение немножко нервное: на первых километрах 3 падения, ничего серьёзного, но приятного тоже мало. Этап характеризовался словами «пологий», «скоростной», «равнинный». Я не знаю в каких Альпах живут те люди, которые так его описали (хотя один из них был Игорь Гордиенко, в народе известный как Игорь Градиентко, так что чему удивляться), но прямо в первый подъём начал их вспоминать не самыми лестными словами. Вот мы пытаемся бодро выглядеть с Юрой Столяровым:

© Антон Битовт

Я ехал в своем темпе, отпустил всех своих обычных соседей, держал ровный темп, думал может догоню к финишу, но не тут то было. Характерен этап живописными ландшафтами, ехать не скучно. Немного плутанул из-за отдыхающих, развернувших стрелку. Но буквально несколько минут. Так всё было более или менее ровно, ел фактически только на КП, повезло, что воды хватило.

Четвертый и финальный этап Бечку. Задача стояла валить первый подъём на все деньги, практически справился, только под конец немного закислился. На этом подъёме некоторое время ехал не далеко от Жени Шевченко, потом он уехал, от группы я тоже отстал, меня добрал к моему раздражению Антон Мамочкин — я думал я от него упилил, но нет. Небрежно крутя он тоже уехал, но тут уже и КП подоспел, где я его застал нервно на меня оглядывающимся пока он по-быстрому делал от меня ноги. Там я немного отпился и отъелся, затем ещё немного вверх и ломанул вниз. Антона и ещё парочку гонщиков догнал, начался второй подъем. Вот уж дали жару эти каменные секции, я уже начал слезно просить чтобы они быстрее закончились, но вроде началось попроще. Там меня где-то опять догнал Антон! Я за него не зацепился, но решил действовать на нервы, висел метрах в 30. Так мы и заехали второй подъём. На спуске я норм вломил, обошел ещё пару человек помимо Артёма, к выполаживанию догнал ещё гонщика, который быстрее меня едет в гору, но удалось с соплями на руле немного от него оторваться на финальных синглах и пупках. На травяном подъёме висел прямо за мной, но я из последних сил заехал первый, дальше спуск и он, видимо, сдался. Антон приехал через пару минут

Я не писал про результаты, потому что хвастаться особо нечем, но и для меня это такой интенсивный сбор, потому о результатах вопрос ребром не стоял, но кому интересно вот протокол гонки. Компания, как видите, собралась достаточно серьёзная.

Сухой остаток.
Я гонкой остался доволен. Организация была практически без сучка и без задоринки, если не считать, что Алексей иногда в последний момент на вечернем собрании мог предложить участникам, например, изменить время старта следующего этапа. Нужно иметь какой-то всё же план и ему следовать.

Плюсы:
+ за этот бюджет сложно найти подобную насыщенную и техничную гонку с отличной организацией
+ возможность проживания на базе, старт там же
+ отличное питание и всё там же
+ дополнительные сервисы: достаточное количество моек, чтобы не было очереди; помощь механика — и опять всё на базе
+ не могу не отметить сами этапы. Это просто экстаз ребята. Могу кратко описать их так: либо ломим вверх, либо вниз — третьего не дано. Забудьте про существование плоских прогонов, этого здесь нет (немного на 3м этапе). Для любителей изощрённых истязательств над собой просто сказка. Для всех прочих есть «лайт». Кстати, чтобы народ не расстраивался скорее всего со следующего раза будет более мужественное название, так что шутки в сторону!
+ организация работы КП была выше всех похвал. Каждого кормили, помогали наполнить бачок желаемой жижой, засовывали в карманы на дорожку бананы и даже смазывали цепь! Восхитительно!
+ вообще замечательная команда организаторов, всем браво!
+ ехал все 4 этапа без навигатора, разметка всё лучше. Можно ещё лучше, конечно, до идеала. Пару раз приходилось включить трек, один раз сам уехал не туда на квадратном глазу, в другой раз отдыхающие развернули стрелки — потерял совсем не много времени, на исход не повлияло
+ очень высокий уровень участников. Обычно собирается весь свет, если вас нет, то нужно задуматься
+ шикарная природа
+ социализация: все свои, общие темы, можно на 4 дня почувствовать себя пионером в лагере, где заботы только крутить помощнее и не падать
+ куча детей, поэтому даже с детьми приехать будет не проблемой

Минусы
— мало участников. Это комплексная проблема, просто скажу, что гонка достойна большего внимания
— мне это как бы не грозит, но отстутствие призов не идёт на пользу гонке. Опять же проблема комплексная, но говорю как есть
— на море не был, оно далековато

На чём ехал:
Cannondale Scalpel Race 2017
колёса Enve M50
покрышки Maxxis Ikon 3C Maxxspeed Exo TR 29x2.2, качал переднее 1.2-1.3, заднее 1.3-1.4 атм в зависимости от этапов
трансмиссия Shimano XT/XTR Di2 30x11-42

такси 1.700
прочее около 2.000
Итого около 25 тысяч

Круто получилось, все бы так писали.
Про Stages: я его хоть сейчас не юзаю, но есть оба поколения и защита на них действительно почти не отличается. Обычная изолента, закрывающая крышку батареи, помогает.

Val

Спасибо! Шатун был замотан изолентой, но чёрной. Обмотал бы синей, возможно не было бы проблемы :)

Klim

Кросскантри это для стойких, конечно. Если спусковое это для храбрых и «находящихся в тонусе», то  к КК-шникам уже давно питаю уважение: крутить это вот все на характере и воле — многого стоит. Классный отчет, побольше бы таких! Респект!

dirtyshiza

спасибо на добром слове, не зря я вчера весь день просидел сочиняя отчёт :) спуски в КК нынче всё больше приближаются к эндуро, к слову

раскрыть комментарий

nilstisebe

походу не льстят себе и сидят дома. Хотя ты знаешь, много было народу в этот момент в Алуште, даже сильные гонщики — почему-то не поехали, до сих пор не понимаю почему. Гоголев высказал своё мнение по этому поводу так

Klim

Мне кажется 5к за участие- немножко заградительный  взнос, для усредненного замкадья.
Я нисколько не преуменьшаю трудов, расходов и заслуг организаторов, но лично мне отдать такую сумму — на грани психологического комфорта.

snarkus

Ещё осенью 16го отдавал 5000 за старт (живу максимально за МКАДом). И ни копейки не пожалел. И ещё хочу отдать. Потому что:
— лучшая разметка, что я видел. 200км проехал один-одинёшенек и ни разу не заплутал. Ни разу не доставал навигатор. Может повезло. Но теперь все разметки на других соревах сравниваю с Крымским марафоном.
— на КП накормят/напоят/спать уложат. С байком сделают тоже самое.
— горячий!!! обед в финишном створе. Не смотря на то, что я скорее к ужину успевал.
— мойки/механик/фото/атмосфера спортивного празника и домашнего уюта в комплекте.

И как бы 4 полноценных старта. 5000/4=1250 рублей. Уже не так страшно))
И ещё: осень 2016г — 5000. Осень 2018г — 5000 (оплатить до 31 мая). С — стабильность!

Тут не далече как вчера шоссеры за 5к по Садовому кольцу гоняли… Опущу подробности, но на финише народ и кипятка не дождался (а погода способствовала). Про трикатлетные старты вообще молчу.

P.S. Пойду за осенний марафон стартовые занесу)

Marakyja

я не буду здесь вываливать своё мнение дорого это или дёшево, просто прошу скинуть в комментариях другие известные многодневки в этом бюджете, мне реально любопытно, сохранию себе в must race list :)

В своё время ездил Рипейский солнцеворот на Урале, по-моему, примерно похожий расклад, сейчас не проводится, вместо неё Евразия. Джейран в Казахстане вроде дороже, да и больше на туризм мне показалось похоже по прошлогодним фоткам. Бескиды, Испания, Бельгия, Франция — всё что я знаю при ранней регистрацией 3-4 дня будет от 160 евро. И сопутствующие расходы будут выше.

Klim

кстати, в ближайшее время до-рожаю многострадальный отчёт про Catalunya Bike Race, начало было положено уже несколько месяцев назад, никак не могу закончить

Klim

Вот это, кстати, большая проблема на мой взгляд. Какое-то искажение постсоветской картины мира. Если в Европе гонка стоит 35 евро, то у нас для людей нормальная цена — 350руб. Одна из причин, почему мероприятий крайне мало. Организаторам по-сути приходится делать их за свой счет: либо вкладывать свои личные деньги, либо свое время на поиски спонсоров.

Auster

В Европе тоже разные цены. Рейтинговое ХСО (UCI) в Малаге при наличии лицензии стоило 5 евро

хороший отчет, спасибо!

а расскажи за подседел, чем хорош?

thresh

пока очень тезисно: вес 472 гр. в моём размере вместе с манеткой и тросом с рубашкой (инфа с bike24), 125 мм ход, 3 позиции фиксации, обошёлся в 190 евро кажется

Klim

Спасибо за отчёт! Читать тебя также интересно, как и слушать)

Marakyja

Отличнный отчет, Клим!!!

Iscander

в чем прикол покупать и  пить «слабый раствор изотоника»? с таким же успехом можно юппи или просто минералку во фляжки наливать.
Он потому и «изотоник», что работает при изотонической концентрации, если меньше -  способствует деминерализации.  Уж лучше чуть крепче его сделать.

snarkus

Хороший вопрос. Ответ очень прост: в тех концентрациях, которые указывает производитель, мне изотоник очень сладкий, не утоляет жажду физически и начинает дико бесить на N-ный день гонки. Не понял только каким образом меньшая концентрация минералов в смеси способствует деминерализации? На мой взгляд будет просто меньшее насыщение минералами, деминерализация будет при злоупотреблении водой, нет?

Klim

Кстати, вроде было доказано, что смысл изотоников как источника для восполнения натрия вообще появляется только после 4го часа нагрузок.

AleksandrSimonov

Калий и магний раньше закончатся. Натрия у нас с избытком, если не отказываться от пищевой соли.
Если что, мнение умозрительное, не подкреплённое обзором научных публикаций.

Lyoho

В этом году с огромным удовольствием проехали по следам марафона, попользовались частью разметки — совпали маршруты. Места потрясающие, маршруты и разметка — огонь.

Очень классные гонки и отличный отчет. Спасибо.

Третий год езжу по Крыму на первых майских. Каждый год пытаюсь заставить себя поехать не «по следам», а в гоночном режиме… но лень сильнее :(

AntonioCap

желаю созреть, впечатления на долгие недели

Klim

А какой минимальный  уровень физической формы нужно иметь, что бы такое проехать?

Yue

пф, вот я и попал в тупичок… не знаю с чем сравнить. Если был в горах, то всё просто: тебе понятно значение набора 2500 на 65 км, если не был, то нужно для начала проехать самый сложный марафон в твоей местности

Klim

есть места где все плоское и 65 км проехать очень легко…

ilyamaksimov

А есть места, где все плоское, дорог нет, троп нет, и проехать 65 (у нас правда сотка была) ты просто заебешься)))
 Вроде у белорусов вроде неплохой марафон проходит с относительно несложным рельефом. У эстонцев вроде есть неплохой тоже, без адовых наборов, по синглтрекам, можно там себя попробовать для начала.

AleksandrSimonov

ну вот во владимире я тем летом 65 проехал как нефиг делать, потому, что тут все плоское, но в крыму я б, наверное, вообще не доехал 65км

выебнусь немного

ilyamaksimov

наверно можно считать достижением, если б ехал на бмх или каком-нибудь дерт-байке

это да

ilyamaksimov

Благодарю за отчёт! С удовльстием прочитал.

Russkiy_Levsha

Восхитительный отчет! Спустя 3 года чтения твентисикса все таки зарегистрировался, чтобы поставить лайк :)

Beregunden

так воодушевился отзывом, что ещё пару запятых исправил и опечаток! Правда приятно, спасибо. Я свой эпистолярный дар пока оцениваю как весьма посредственный, но занятие весьма увлекательное оказалось