Ремонт и настройкаНастройка подвески #2: катайтесь на «открытой» компрессии…в основном.

Текст — Tyler Benedict, по материалам www.bikerumor.com 
Серия о настройке подвески началась со статьи о правильной настройке сэга, теперь время настроить демпфирование сжатия.
С тех пор, как появились амортизаторы с несколькими положениями настройки компрессии и наличием «платформы», я пытался настроить мой аморт для оптимальной работы именно в «платформенном» режиме. Мне казалось, что, катаясь на «пропедале», я всегда могу держать мой амортизатор готовым ко всему. Я щелкал рычажок компрессии в одну сторону на подъемах, и в другую сторону – на даунхилах. На самом же деле я просто ограничивал работу амортизатора, не позволяя ему показывать все, на что он и подвеска байка способны.
Ремонт: Настройка подвески #2: катайтесь на «открытой» компрессии…в основном.
 
Если все производители рекомендуют настраивать сэг амортизатора или вилки с полностью открытыми настройками компрессии (в режиме Descend и т.п.), логично предположить, что вы настраиваете подвеску для самой лучшей работы именно на этих настройках, не правда ли? Мы задали вопросы по настройке демпфирования компрессии Duncan Riffle (менеджер подразделения SRAM MTB, двукратный победитель национального чемпионата США по ДХ), Eric Porter (бывший про-райдер, сейчас гоняется за Manitou), Mark Fitzsimmons (профессиональный механик по подвеске гоночной команды Fox Racing Shox) и Josh Coaplen (вице-президент инженерного отдела компании Cane Creek).

Давайте для начала проясним, о чем именно мы будем говорить в этом выпуске: когда вы переключаете режимы на ваших вилке или амортизаторе (открытый, «платформа», «пропедаль», climb, trail, descend и так далее), вы меняете демпфирование низкоскоростной компрессии/сжатия (далее — НСК).Например, для вилок Fox – это скорость сжатия в пределах от 0 до 13 см/с (для большинства вилок – это сжатие почти на весь или на весь ход медленнее, чем за секунду). Остальные производители вилок придерживаются похожего определения НСК. Настройки НСК влияют на работу подвески при торможении, при сильном педалировании или педалировании стоя, при прохождении поворотов или кочек и всего остального, за исключением резких ударов или жестких приземлений. Эти более быстрые «удары» по подвеске контролируются настройками демпфирования высокоскоростной компрессии (далее — ВСК), и в основном производители предустанавливают настройки контура ВСК на заводе, поменять их либо невозможно, либо весьма трудоемко – приходится разбирать дефмпер либо менять вязкость используемого в демпфере масла. Естественно, амортизатор Cane Creek Double Barrel – исключение из правил.

Важный момент: настройки компрессии заднего амортизатора и вилки обычно отличаются, поскольку их влияние на работу байка в корне различно. Мы начнем с амортизатора, который, как говорят многие, должен быть почти все время «открыт».


Ремонт: Настройка подвески #2: катайтесь на «открытой» компрессии…в основном.
Амортизаторы

«Когда речь идет об амортизаторах, подобных RS Monarch с тремя позициями НСК – открытое, платформа, локаут – подвеска, естественно, будет наиболее упругая и отзывчивая в открытом режиме» — говорит Riffle. «Если ваш основной стиль катания — трэйл, то вам нужно, чтобы амортизатор работал на пределе своих возможностей, и вероятнее всего вы остановитесь на полностью открытой настройке НСК. Вы получите максимум контроля, а ваше заднее колесо будет «приклеиваться» к трэйлу лучше, и вообще все будет отлично».

«Открытое положение крутилки НСК – на самом деле «нейтральная» настройка амортизатора. При открытой НСК амортизатор работает именно так, как задумано, так, как рассчитали инженеры. Режим «пропедаль» создан лишь для ситуаций, когда вам нужна более жесткая платформа для езды в торчки, или для резкого рывка с мощным педалированием».

«Но как только вы попадаете на участки с более разнообразным рельефом, с корнями, камнями, острыми гранями – скорость сжатия амортизатора от ударов о препятствия увеличивается. Вам нужно переключать амортизатор в открытое положение, чтобы он смог отрабатывать эти удары, а не сопротивляться им. Это значит, что не ваши ноги принимают и отрабатывают неровности, а амортизатор, именно поэтому настройка задней подвески у нас стоит на первом месте».

Coaplen разделяет мнение коллеги:
«Вообще есть две точки зрения на настройку амортизатора, это больше относится к личным предпочтениям, чем к строгим рекомендациям. Каждый райдер индивидуально понимает определения «плоскач», «спуск» и «подъем». Одни рассматривают любой плоский горизонтальный участок как «подъем», поэтому они едут в режиме «Climb» (жесткая платформа / локаут) до начала какого-либо спуска. Если вы ездите по плоским участкам как по даунхилу, активно проходя повороты, используя неровности как опору, то вам следует включать режим «Climb» только на реальных подъемах. Большинство наших райдеров (команды Сane Creekприм. переводчика) принадлежат ко второму, более агрессивному типу гонщиков, и они щелкают рычажок в режим «Climb» только при педалировании в подъемы.

А вот представитель компании Fox предложил немного иной подход, советуя «новичкам» и «середнячкам» начинать со средних настроек амортизатора (trail, propedal и т.д.), а затем настраивать НСК в зависимости от рельефа.

«Конечно, подвеска и амортизатор лучше всего отрабатывает рельеф при открытом положении НСК» — говорит Fitzsimmons. «Но подвеска велосипеда уникальна, поскольку на нее воздействует не только рельеф, но и сам райдер. На низкоскоростное сжатие подвески влияет педалировние, как стоя, так и сидя в седле, торможение, прокачиваение кочек и поворотов. Среднее положение платформы помогает придушить раскачку от педалирования, но вовсе не способствует отработке ударов, так что используйте этот режим тогда, когда он действительно необходим».

PR-менеджер компании Fox Mark Jordan продолжает: «Для более продвинутых райдеров имеет смысл настраивать подвеску в том режиме НСК, в котором они в основном будут катать. То есть, если вы предпочитаете «кантрийные» трэйлы без большой вариации градиента подъемов и спусков, то вполне нормально настраивать сэг в открытом (Descent) режиме, поскольку именно в таком режиме подвеска работает наилучшим образом. Некоторые даже могут настраивать сэг в Trail-режиме НСК, если они собираются постоянно педалировать на трэйле. Но, если ваш трэйл изобилует крутыми подъемами и спусками, вы можете дополнительно настраивать амортизатор, чтобы получиться дополнительную «платформу» тогда, когда вам это нужно».

Coaplen добавляет: «Каждый раз, когда вы настраиваете подвеску не для тех условий, в которых вы катаете, вы не получаете полной отдачи от работы байка на трэйле».

Конечно, тип подвески велосипеда также влияет на настройки НСК. Если у вас достаточно активная подвеска (например, FSR), вы, скорее всего, будете чаще включать режим «Climb». На других типах подвески Trail/Pedal/Middle режим будет более подходящим, и обеспечит достаточно жесткую платформу без потери способности отрабатывать неровности на подъемах.


Ремонт: Настройка подвески #2: катайтесь на «открытой» компрессии…в основном.
Вилки

Большинство производителей велосипедов работают с производителями амортизаторов, чтобы настраивать конкретный амортизатор под конкретную раму. Это касается шим-стэков и размеров портов для масла в демпфере, размеров банки воздушных амортизаторов или жесткости металлических пружин, а так же многих других нюансов, которые делают амортизатор подходящим под кривую рычажности и условия использования конкретной рамы. С вилками все не так: то, что продается в магазинах, в 99% случаев то же самое, что устанавливается на огромное число велосипедов разных брэндов, так что в случае с вилками особенно важно найти правильные настройки, подходящие вашему байку и вашему стилю катания.

Задний амортизатор срабатывает от заднего колеса, а вот вилка находится на острие подвески и контролирует управляемость передней части велосипеда. И мы не имеем в виду «рулежку» — вилка должна предотвращать «нырки» передней части во время торможений, и в то же время отрабатывать всю мелочь на трассе. Настроите ее слишком мягко – и байк будет клевать носом при каждом торможении, или будет сжиматься слишком сильно на приземлениях, потенциально отправляя райдера в полет через руль.

Частично проблема решается настройкой немного меньшего сэга вилки по сравнению с амортизатором, мы обсуждали это в первом выпуске. Другой подход – добавлять немного «платформы» вместо того, чтобы жечь на полностью открытой НСК. Получить эту небольшую «платформу» очень просто – просто поверните рычажок НСК на пару кликов от полностью открытого положения. Хороший демпфер вилки должен создавать ощущение платформы, и при этом оказывать минимальное влияние на характеристики высокоскоростной компрессии.

Ремонт: Настройка подвески #2: катайтесь на «открытой» компрессии…в основном.

Существует огромное количество видов крутилок и рычажков на вилках разных брэндов, но большинство предлагает регулировку НСК в том или ином виде. Это может быть многопозиционный рычажок, как у Fox 36 или Manitou, который предоставляет райдеру большой диапазон настроек НСК между полностью открытым и закрытым режимами. Либо это могут быть фиксированные настройки НСК, как в демпфере CTD у Fox или в демпфере Charger RCT3 у RockShox, которые предоставляют специально настроенные режимы Open/Pedal/Locked (открытый/платформа/локаут), при этом средний режим может дополнительно настраиваться по желанию райдера отдельной крутилкой/регулятором.

Существующий с незапамятных времен демпфер ABS+ в вилках Manitou имеет лишь простую регулировку НСК. На средней картинке изображена моя обычная настройка демпфера компрессии, около 3 щелчков от открытого положения. В новом демпфере MC2 в вилке Mattoc инженеры Manitou добавили внешнюю настройку ВСК, Fox 36 также имеет две раздельные регулировки НСК и ВСК.
Ремонт: Настройка подвески #2: катайтесь на «открытой» компрессии…в основном.

Большинство опрошенных нами райдеров предпочитают режим «Trail» на вилках Fox, даже на спусках, поскольку в режиме «Descent» (открытом НСК) вилка слишком легко пробивается на весь ход, ей не хватает ВСК. Porter, который до команды Manitou гонялся за Fox, говорит: «Иногда режим «Trail» лучше подходит для даунхила, чем режим «Descent», потому что в этом режиме лучше контролируется демпфирование сжатия, и перед байка не проседает слишком сильно, сохраняя удобную развесовку и управляемость на спуске».

«Если вы относитесь к типу людей «Настроил и забыл», я бы рекомендовал вам режим Trail, или, если у вас Manitou Mattoc, на которой катаюсь и я, это будет соответствовать 1 щелчку от открытого положения. Такие настройки вилки обеспечат мягкую отработку рельефа трэйла, предотвратят излишнее сжатие подвески на спусках, и при этом вилка будет достаточно хорошо справляться с большими прыжками и серьезными ударами» (ведь у Мотыги есть гидравлический антипробойприм. переводчика).

Fitzsimmons соглашается: «На топовых вилках Fox Factory с демпфером CTD средний режим Trail имеет собственные три режима настройки (T1/T2/T3). Среднему райдеру следует начинать со среднего режима Т2, это по сути – средняя, универсальная настройка компрессии».

Трюк в том, чтобы держать вашу вилку разжатой на трэйле. Это не только сохранит удобную для вас геометрию байка, но так же будет держать вилку самом упругом режиме, ваша вилка всегда будет готова действовать, если трэйл станет совсем жестким.


Постскриптум

Если вы способны настраивать характеристики работы вилки так, как вам нравится – это хороший повод для апгрейда до вилки, демпфер которой предоставит вам нечто большее, чем просто «локаут вкл/выкл». Несколько лет назад некоторые производители вилок пошли по пути «Чем проще, тем лучше» даже при производстве продуктов топового уровня. К примеру, на вилках Magura обычно стоит демпфер с простым регулятором локаута с двумя позициями «вкл» и «выкл», но в модели 2014 года инженеры модернизировали демпфер и предоставили пользователям настройку НСК. Вообще недостаток диапазона настроек компрессии еще не значит, что вы не сможете настроить вилку так, как вам нравится. Мы рассмотрим другие опции настройки вилки в следующих выпусках этой серии статей. Просто помните об опции настройки НСК, когда будете покупать вашу следующую вилку.

Что касается меня, то я открыл для себя свой 100 мм Niner JET 9 с совершенно новой стороны, когда начал настраивать сэг на большую величину и использовать амортизатор с полностью открытой НСК. Да, байк стал чуточку ниже, но мягкость и упругость подвески перекрыла неудобство от немного изменившейся геометрии. На моем 125мм байке RIP 9 с вилкой Fox 36 я чувствовал, что задний амортизатор не справляется с большими ударами от приземлений или серьезных препятствий на трэйле в открытом режиме, так что большую часть времени у меня включен режим Trail. К счастью, работа подвески зависит не только от сэга и настроек НСК, и мы обсудим это в следующих сериях. А пока что можете поэкспериментировать с открытым режимом НСК в вашем амортизаторе, чтобы узнать, способна ли ваша подвеска на лучшую работу, чем при нынешних ваших настройках.
 
 
п.с: напоминаю, переводчик несет ответственность только за правильность перевода, но не за правильность содержания статьи. прошу разделять эти претензии и не минусовать, если вы не согласны с правильностью содержания статьи. поправки по переводу принимаются.
п.с.2: пользователи сайта chillengrillen могут заподозрить меня в том, что я утянул перевод с этого сайта. прошу не волноваться — я являюсь автором перевода, и размещение этой статьи на 26.ру согласовано с магазином chillengrillen.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    23
  • +62
  • Мнения

Комментарии (41)

-4
Никогда не понимал людей, которые душат компрессией подвеску, в этом вся и фишка, в раскачке и ощущении бездонности. Понятное дело, что это фановое катание, не гонки. 
avatar

marchenkovdmitry

+2
еще бывают кантрийщики :)
avatar

pashevich

+2
Я и есть кантрийщик.
avatar

marchenkovdmitry

0
ты уж определись, XC, AM или DH.
avatar

d3ZoRg

+29
Внатуре, вот где фан то зарыт. О это божественное чувство когда ты чуть ускорился, а байк начал проваливаться в каждую яму, подвеска схлопываться на 100% на каждой кочке и вилка нырять на торможениях.

Это же так круто, купить вилку\аморт с 3-4 настройками и пользоваться только отскоком. И важно так заявлять что новая\ый *вставить нужную модель* вообще огонь, суперплюш и жрет все.  
avatar

B-race

0
еще нужно воздух спустить ниже нормы и отскок медленный поставить)) 
avatar

vano

+5
Грейвс, залогиньтесь, ваш медленный отскок узнается издалека!
avatar

Data_Link

+1
такое чувство, что вы из всей статьи прочитали только название :)
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
Я никого не агитирую, это мое личное мнение. 
avatar

marchenkovdmitry

+10
Я ни разу не гонщик вообще, просто лунь обычный, но раскачка и полное отсутствие чувства трейла убивает для меня весь фан катания. В итоге у меня 20% сэги вилка зажата на 2 щелчка. Иначе не едешь, а на диване сидишь. И пулять всякие штуки становится тяжело, потому что подвеска умудряется сожрать даже дёртовую кочку с меня ростом. У меня 150мм и 26" колёса.
avatar

Aux

+4
во всем есть смысл.
за статью + в карму. 
avatar

dirtyshiza

0
У крутых фирмачей (особенно у слоупстайлеров) подвеска вообще вечно удушена. Просто людям, руководствующимся этими статьями, пока не дано гонять на скоростях Грейвса, Хилла и Семенюка.
avatar

Data_Link

+5
а меня умиляет очень когда про велосипед прашивают «а он плюшевый?» «а как его мягче сделать?». у меня лично подвеска настроена жестко, что не мешает ей прекрасно обрабатывать корчи и призевления на соревнованиях
avatar

VL_Chuvak

0
ну Семенюк все же не эталон скорости)он же слоупстайлер)
А в слоупстайле да, классическая настройка это 0 сэга, выкрученая компрессия, самый минимальный отскок.
Последний раз редактировалось
avatar

MaksimBorodyuk

+20
Только вот я думаю, что Семенюк всю нашу элиту далеко позади оставит и на КМ квалу пройдет на раз.
avatar

B-race

0
ну если в таком сравнении, то да.)
avatar

MaksimBorodyuk

+5
и не дай бог на «задушенном» слоуп-байке)
avatar

amstafff

+1
Привет. Меня зовут Костя. Катаюсь на плюшевом аморте, 35% сэг и дубовой вилке, 20% сэг
avatar

CIX

+1
И?
avatar

B-race

+1
Нельзя быть с утра с таким плохим настроением
avatar

CIX

+3
Кто тебе такое сказал? 
avatar

B-race

0
Ну а зачем на шутки агриться?
avatar

CIX

+12
Классная шутка, буду знать.
avatar

B-race

+7
Можно было бы сократить до «пользуйтесь настройками НСК».
avatar

B-race

+4
нене, до «настраивайте подвеску» :)
avatar

pashevich

0
Чёт ничего нового… вот то — что многие про настраивают подвеску очень жестко, и просто скачут по кочкам — про это я бы почитал.
avatar

Aveega

+1
впереди еще 4 выпуска серии, возможно там вы почитаете чтото новенькое. следующий выпуск будет посвящен отскоку.
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+13
«настраивайте отскок» )
avatar

Taek

+1
На жесткой задней подвеске, при активном торможении на съезжалках, тормозной путь раза в полтора меньше. Так что лучше немного поскакать, но на съезжалке иметь больше контроля. Все дело в балансе, не слишком мягко и не слишком жестко. От многих хорошо катающих райдеров слышал, что HSC на задней подвеске всегда должна быть выкручена в 0. LSC пару кликов всегда должно быть закручено.
Последний раз редактировалось
avatar

EXPLOSIF

0
Никто спецом не скачет по кочкам, просто если ехать реально быстро, как про, то ты будешь пробиваться раз 100 за спуск. Настраивают так, что бы она работала как надо на ИХ скоростях. 
avatar

gtigor

+1
повторяю свой комент из предидущей части статьи =)
«Согласен, если я правельно помню, то энергия передоваемая в подвеску — кинетическая, а она вычисляется по формуле E_\text{k} =\tfrac{1}{2} mv^2, скорость (V) в этой формуле в квадрате, тоесть ее изменение (увеличение) максимально влияет на влияет на колличест энергии воспринимаемой подвеской. 

Пример: 
райдер с влом весит условно 100кг 
при 30км/ч (8.3(3)м/с) мы получим 3472 дж
при 40км/ч (11.1(1)м/с) мы получим 6172 дж — в 1,8 раз больше энергии
при 50км/ч (13.8(8)м/с) мы получим 9645 дж — в 2,8 раз
при 60км/ч (16.6(6)м/с) мы получим 13889 дж — в 4 раза 

Вывод: райдер едущий со вдвое большей скоростью рубит в 4 раза круче!!!111 =)
Вот почему они подвеску и душат крутилками, вот почему на скоростных участках у профиков подвеска пробивается также как на дропах.»  
avatar

agvidor

+1
Кстати, помнится инженеры спеша рекомендовали настраивать как сег так и прочее, сев на вел и неспешно проехавшисть на нем пару кругов по асфальту… а ведь  энергия при неспешных 10 км/ч и будет в 9 раз менше чем при 30км/ч на трейле, это без учета покрытия. Вобщем я вообще престал понимать как можно настроить подвеску, каким либо иным способом, кроме эмпирического.
Последний раз редактировалось
avatar

agvidor

+4
А ничего, что эта энергия проявляется только при взаимодействии с поверхностью и активном изменении скорости (разгоне и торможении)? И на асфальте можно ехать 60 км/ч и иметь нулевую «энергию», ибо в данном случае такое понятие лишено смысла.
avatar

Chute

0
ну в общем да, хотя асфальт дает небольшое сопротивление, на подвеска на асфальте не очень нужн, если ты конечно не стритцер)
avatar

agvidor

+7
Честно говоря, я так и не уловил какой то определенной идеи в статье. Как то все сумбурно и расплывчато. 
Однако с тем, что в максимально открытом положении аморт работает так как задумано, в корне не согласен. Аморт должен поглащать энергию, как на сжатии так и на отскоке. И лучше пусть местами подвеска будет не такая отзывчивая, чем полная потеря управляемости, стабильности и ощущения трассы. 
avatar

DarkWit

0
в полностью открытом положении нск нет демпфирования сжатия и контроля?

и что на счет режима descend в фоксовском ctd? это вроде как тоже открытая нск.
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+6
Аморты очень разные. Наверно более верно было бы говорить о конкретных амортах. В случае с позиционными крутилками там наверно все предустановленно, в каждом режжиме в той или иной степени присутствует компрессия. Я бы назвал это амортами для домохозяек. производитель обовсем подумал за пользователя. Но ведь есть аморты типа Маниту Ревокс, Фокс РЦ4 и наконец ККДБ. Там нет предустановок, надо понимать что и зачем крутишь. Особенно в случае с ККДБ. Я на ККДБ езжу, и компрессии закручены достаточно сильно. 
Если рассматривать настройки на гоночных ДХ байках, там тоже достаточно сильно закручены регулировки. 
avatar

DarkWit

0
А я с Вами не согласен- когда у меня амморт полностью открыт- я вообще забываю о существовании заднего колеса. Оно крутится где-то сзади подо мной- облизывает рельеф трейла, и не беспокоит меня по мелочам:) Я бы так всегда ездил, но на моих домашних трейлах очень много подъёмов и поэтому приходится включать пропедаль.
avatar

OlegShturman

+13
может дело в технике и уровне езды? на полностью открытых настройках конечно плюшево и приятно, но только до тех пор, пока не захочется контроля и жесткой езды.
avatar

DarkWit

+13
Согласен.
Полностью открытый мне не очень нравится, т.к. зачастую излишне проваливается. Да и придушить 1\2 уровнем пропедала на рп23 это разве «затянуть?»)
Но не всегда, иногда на совсем мясе и не очень больших ходах открываю, дабы немного силы сберечь. Так же на ковыряльных апхилах полностью открываю, что бы не терять держак.
avatar

B-race

+6
в качестве эпилога — маленькая цитата из следующей статьи:
 
Какие настройки можно считать идеальными?
«Такие, при которых байк ощущается упругим, контролируемым и стабильным» — отвечает Riffle. "
 
никто и никогда не скажет вам, какие настройки подходят конкретно вам и вашему байку. здесь написана информация к размышлению, особенно для неопытным пользователей подвесов. далее будут обсуждаться более тонкие и хитрые моменты настройки и тюна подвески, а так же взаимное влияние настроек друг на друга stay tuned.
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.