Новое железоШатуны SRAM X7 - первое знакомство


Компонентам на моих велосипедах свойственно кочевать с одной рамы на другую — в зависимости от текущих потребностей. Перед гонкой в Балаклаве Empire распрощался с проверенными шатунами Shimano Deore XT, пережившими уже минимум две рамы — они потребовались на большом велике. А, поскольку, судя по всему, даунхильный байк, собранный на одну поездку, задержится у меня на неопределенный срок, Эмпайру потребовались новые шатуны — переставлять XT обратно мне не хотелось.
Процесс выбора шатунов был достаточно простым — мне были нужны шатуны под 68ю каретку, темного цвета (привет Shimano), достаточно легкие и относительно недорогие. Первым вариантом, о котором я подумал, стали Shimano SLX — привычный выбор для очень многих райдеров. Вообще Shimano традиционно ассоциируется с отличными шатунами — но, возможно, привычным SLX и XT есть какая-то альтернатива? И тут я вспомнил про SRAM. Не так давно по работе мне довелось очень подробно ознакомиться с их линейкой 2011 года, и я вспомнил, что видел там очень приличные шатуны. Первоначально я решил попробовать X.9, но их нужно было ждать, а найти Х7 удалось очень легко — уже в день принятия решения я вышел из магазина с большой красной коробкой. Впрочем, прежде чем перейти непосредственно к обзору шатунов (сейчас, когда я пишу эти строки, они уже установлены на велосипед и готовятся к поездке в Крым), я бы хотел обратить внимание читателей на два момента:

1. Что это еще за шатуны SRAM? Очень частый вопрос — еще совсем недавно у компании не было никаких шатунов, а тут вдруг целая линейка. Все очень просто — как мы знаем, компании SRAM принадлежит Truvativ, инженеры которого имеют большой опыт в создании шатунов. И я практически уверен, что новая линейка SRAM — это как раз их работа. SRAM стремится максимально расширить спектр компонентов, выпускаемых под этим брендом, чтобы догнать и перегнать Shimano — отсюда и дисковая гидравлика SRAM в топовых группах, которая, фактически, является перекрашенным Avid, и вилки серии XX, а теперь еще и шатуны. При этом Avid, Truvativ и Rock Shox сами по себе так же имеют широчайшую линейку продукции — интересно, что маркетологи компании будут делать с этим в дальнейшем? Сейчас у них все довольно сильно запутано — например есть шатуны SRAM X9, а есть их братья-близнецы Truvativ X9, видимо предназначенные для тех, кто не любит бренд SRAM. Но это, наверно, тема для отдельного разговора.
2. Какие именно X7? В 2011м году в линейке Х7 есть две системы — одна для стандарта 2х10, а другая — 3х10 / 3х9. При этом шатуны у них совершенно разные — Х7 2х10 это абсолютно новые полые шатуны, а вот трехзвездные системы довольствуются шатунами, которые очень напоминают Truvativ Stylo — скорее всего это они и есть.

Я купил вариант 3х9 — он был самым недорогим, по цене это прямой аналог Shimano SLX. Система 2х10 стоит уже дороже. Длина шатунов — 175мм, они предназначены для использования с кареточным узлом 68/73мм. Система комплектуется звездами 44/32/22, все три звезды алюминиевые. 
Итак, что мы увидим, открыв большую красную коробку? А вот что:
 
В комплект поставки входит собственно коробка, шатуны с тремя звездами, каретка, а также проставочные шайбы для крепления педалей. Сами шатуны — стандарта Truvativ GXP, что, в переводе на обычный язык, означает, что это аналог шимановских систем с внешними подшипниками — ось интегрирована в правый шатун, а сама каретка состоит, фактически, из двух чашек. Ось, кстати, имеет съемный пластмассовый наконечник, защищающий шлицы при транспортировке. Мелочь конечно, но приятно:

Мне очень нравится насыщенный темно-серый цвет шатунов — в начале 90х его называли «мокрый асфальт». И, случайно, или нет, но цвет очень похож на цвет шатунов Shimano SLX. Как только я подробно рассмотрел новую железку, система отправилась на взвешивание.
Шатуны со звездами:

Каретка:

Шатуны без звезд:

Надо сказать, что по весу Х7 таки проиграли SLX — шимановские шатуны аналогичной размерности весят на 44 грамма меньше:

Также, в случае с шатунами от SRAM, удивило отсутствие в коробке проставочных колец для каретки — в инструкции недвусмысленно указано, что для каретки шириной 68мм нужно использовать по одному кольцу с каждой стороны. Тем не менее, перерыв коробку, колец я так и не нашел. Выручил мой любимый балкон с залежами веложелеза — покопавшись несколько минут во всякой мелочевке, я все-таки обнаружил вожделенные кольца от какой-то старой системы. Хотя, возможно, это мне так не повезло с конкретными шатунами — при случае я уточню у российского дистрибьютера SRAM этот вопрос. В остальном все отлично — снимая звезды, я в очередной раз порадовался трувативовским бонкам под шестигранники с обеих сторон (причем под шестигранники разного размера — это важно!), радикально упрощающим процесс их выкручивания, и удивился моменту, с которым они были затянуты — открутить их удалось только длинными шестигранниками, рычага карманного набора было для этого явно недостаточно. Также стоит отметить простоту установки — левый шатун затягивается болтом под шестигранник, установленном в его торце (причем сам болт при необходимости можно заменить). Дополнительный плюс такой системы — не нужно возить с собой специальный ключ, которым откручивается болт в торце шимановского шатуна. Сам по себе ключ, конечно, особого места не занимает, но, из-за небольших размеров, имеет неприятное свойство постоянно куда-то пропадать. В случае же со SRAM достаточно обычного шестигранника.

Резюмируя можно сказать, что шатуны мне нравятся (еще бы — иначе бы я их не купил). Вейтвинерам, скорее, стоит смотреть на SLX (впрочем они будут смотреть минимум на XTR/XX), а вот что выбрать всем остальным будет определяться исключительно вопросом личных предпочтений. Одним нравится логотип Shimano, другим ближе SRAM. Посмотрим, что будет с надежностью — шатуны прописались на байке надолго, и, если с ними что-то случится, я об этом сразу же напишу.  
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    1
  • +23
  • Мнения
?
Tits are better than Strava

Комментарии (25)

+2
Еще один плюс GXP в том что, устанавливая шатуны, ты не стягиваешь подшипники каретки
друг к другу. Это дает легкое вращение без заморочек в установке — ФСА часто перетягивал
и они подклинивали, а некоторые срывают шестигранники стягивающие левый шатун))

Фиксация системы происходит зажатием левого прома между шатуном и «ступенькой» оси,
а справа ось торчит из каретки на пару мм. Левый подшипник не вылетает благодаря
стопорному кольцу в чашке. Плюс еще в том что затягивать можно не замеряя момента))

Единственным серьезным минусом можно считать необходимость следить за затяжкой
после установки чтобы «ослабший» шатун не разбил шлицы. Сейчас они сделали более
качественную и легкую (свиду) каретку так что считаю что шимано стоит потесниться)

Юзаю стило с 2007 г и стило ОКТ с этого года. Нравицо.
avatar

GAAff

0
Я Тожэ видел одного уникума, который боковой пластиковый болт затягивал с силой метровым ключом))))
avatar

narkoman

+1
Вот и получается что срам «дуракоустойчивый» по компьютерному))
Это у них как-то во всей линейке просматривается. Типа поставил и забыл.

Вот только звезды на старых стило умирали быстро. Как сейчас делают проверю
позже, а сейчас блэкспайр цветные стоят))
avatar

GAAff

0
хочется отметить, что на шимановских системах можно отлично обойтись без пластикового болта, который вкручивается в ось слева — т.е. просто не вкручивать его, ничего при этом не произойдет.
avatar

Armand

0
я бы не рекомендовал — он дополнительно фиксирует шатун на шлицах, и были прецеденты, когда, после потери этого болта, шлицы очень быстро разбивались, причем даже на мегапрочных сэйнтах.
avatar

kubas

0
спорить не буду, раз есть негативный опыт, однако мне кажется странным, что ПЛАСТИКОВЫЙ болт может что-то фиксировать.
со своей стороны, я проехал без болта около 2000 км, и ничего не произошло, шатун никуда с оси не сдвинулся; правда, дх я, конечно, не катал.
avatar

Armand

0
Что самое интересное — счастливый владелец сэйнтов тоже не ожидал такого поворота событий. У них, правда, болт алюминиевый — единственный во всей линейке, но принципиально по силе фиксации он вряд ли отличается, момент затяжки там указан тот же, что и у пластика. Шлицы разбились примерно после десяти-пятнадцати спусков по дх-трассе, насколько я помню.
avatar

kubas

0
понимаю, что дурацкий вопрос, но все же — а болты нормально затянуты были?
и шлицы разбились — из-за того, что шатун люфтил?
avatar

Armand

0
2000км не аргумент- 2000км DH очень сильно отличаются от 2000км по городу.
Ломал болт на ХТ и без него шатун медленно сползал с оси. Так что ПЛАСТИКОВЫЙ болт великолепно все фиксирует и не стоит недооценивать производителей.
avatar

CL1S

0
ну я не по городу ездил, а в горах — не суровое дх, но поднявшись в горы, в любом случае будет и спуск, и ничего не сползло.
опять же, болты на шатуне надо затягивать нормально, возможно, в этом дело.
avatar

Armand

0
опять же- день на трассе 4х и дертах…
болты затягивались сильнее и результат был прежним.
avatar

CL1S

+1
боковой болт от слх отлично закручивается пальцем или любым подходящим предметом, вроде ручки от плоскогубцев
avatar

EvgeniyPutov

0
или колодок от густава)))
avatar

3250

0
Или кухонными ножницами :D
avatar

Che-Khonte

0
Широкой ручкой ложки…
avatar

cryneon

0
И также отлично теряется как и ключ для его заворачивания)))
Мне вот интересно почему шимано со всей своей технологической мощью делает
единым блоком шатун с пауком только на XTR (апд. — и диор еще забыл))?
Имхо самые аккуратные визуально и «для любого байка» системы — это стило
и ФСА гравити лайт)
avatar

GAAff

0
может ответ заложен в цене?

сравнивая визуально х7 и СЛХ, хочется отметить абсолютную победу японцев (ну это с моей колокольни вид, естессно)
avatar

madvox

0
Автор забыл сказать что они не полые и кроме веса уступают в жёсткости СЛХ-ам…

А за большое кол-во фоток спасибо)))
avatar

cryneon

0
а как измерить жесткость?
avatar

OksanaBelova

0
личный опыт
avatar

CL1S

0
Можно просто ногой на педаль нажать, Стило даже я могу прожать собстно как и ХТ, СЛХ по сложней, саинты вообще еле еле.

А так я не БМХ рейсер чтобы париться, но труватив шатуны в нынешних их модификациях никогда не куплю.
avatar

cryneon

0
про то, что не полые, написано
что касается жесткости — черт его знает, прибора для ее измерения у меня нет. Катаюсь на этих шатунах уже третий день в горах, вроде бы излишней мягкости не замечено, палки как палки, я бы не сказал, что те же ХТ в этом плане как-то отличались.
avatar

kubas

0
А ХТ тоже гнуться оч легко несмотря на то что 2-х стенные. Вот СЛХ пожёсче ХТ, мерил прибором типа нога человеческая)))

Им же мерил Стило, стило были как ХТ, но вес больший.

Про не полые не увидел сорри.
avatar

cryneon

0
Прибор то поди циферки показывет?
Есть мысль устроить массовый тест шатунов на жесткость)
avatar

B-race

0
Нет только ногти и то когда носки дырявые показывает)))

Но если серьёзно то по идее можно как-то жёстко закрепить велосипед боком и подвешивать гири к шатунам. Мерить линейкой на сколько загибаются… Но я не такой маньякикус =)
avatar

cryneon

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.