Новое железоOhlins TTX: что это такое и с чем его едят?



«Мы очень гордимся своим партнерством с Ohlins и знаем, что это лучший из когда-либо созданных задних амортизаторов для горного велосипеда» © Brad Benedict, Specialized.

Вот так, без лишней помпы, Specialized объявил о том, что в 2014м году на Demo и Enduro Evo будут установлены задние амортизаторы Ohlins, разработанные специально для этих велосипедов. Нет ощущения праздника жизни, равно как и нет тысяч рекламных постеров и огромного числа видео, в которых объясняются преимущества нового заднего амортизатора. Это просто констатация факта — да, Ohlins, да, специально для Specialized, да, самый-самый амортизатор. Заявление Брэда можно было бы посчитать чересчур громким и необоснованным, но в нем есть одна вещь, которая заставляет как минимум почесать затылок, и имя ей — Ohlins. Признанные специалисты в производстве амортизаторов для мотоциклов, быстрых автомобилей, а также автоспорта и мотоспорта. И, конечно, конструкторы лучшего по мнению многих заднего амортизатора для даунхилла — Cane Creek Double Barrel. Так что же такое, этот самый Ohlins TTX?

 

Прежде всего нам предстоит краткий экскурс в тот самый авто и мотоспорт. Компания Ohlins появилась в 1976м году в Швеции, а уже через два года на мотоцикле с амортизаторами Ohlins был выигран Чемпионат Мира по мотокроссу. Спустя 30 лет, в 2007м, Ohlins отметила юбилей — на счету амортизационных систем компании было 200 выигранных Кубков и Чемпионатов Мира. Звучит интригующе? Дальше еще интереснее — достаточно заглянуть в список пилотов, использующих Ohlins. Вы можете не увлекаться авто, или мотоспортом, но вам наверняка знакомы такие имена как Валентино Росси, Алан Прост, Найджел Мэнселл, Томми Мяккинен, Хуан-Пабло Монтойя. Да-да, Ohlins — это огромное число соревнований на двух, или четырех колесах с мотором. Формула-1, WRC, MotoGP, Инди500, ЛеМан24 — вот только самые известные из них. Но даже это не главное. У Ohlins есть один простой принцип, который, тем не менее, поражает и заставляет несколько раз перечитать эти строчки, поскольку кажется невероятным. Ohlins никогда не спонсировал ни одного пилота и ни одну команду — все, кто выигрывал на Ohlins, покупали их за деньги. На этом месте можно передать привет маркетологам других компаний с их многомиллиоными бюджетами на спонсорство и рекламу.

«Конечно, бывало, что спортсмены бесплатно получали амортизаторы от других компаний и покидали нас, но почти все они вновь приходили к нам через пару месяцев» © Kenth Ohlin, основатель компании

 Ohlins TTX — не первый опыт компании в создании велосипедных амортизаторов. Именно они проектировали Cane Creek Double Barrel, известный как амортизатор, на который стоит равняться всем остальным. Когда Double Barrel появился, это был лучший задний амортизатор, который Ohlins могли создать — если бы это было не так, он вряд ли бы когда-нибудь увидел свет. Double Barrel, впрочем, появился семь лет назад — а за это время в Ohlins придумали и реализовали много нового, ведь технологии амортизации не стоят на месте.

Руководитель отдела разработки подвески Specialized, Майк МакЭндрюс, будучи когда-то мотокроссовым механиком был знаком с Кентом Ёленом. Как-то раз, во время одной из многочисленных командировок Майка, они вновь встретились, и, в процессе общения, Майк предложил попробовать поработать вместе. Чуть позже Майк вместе с Брэдом Бенедиктом, R&D специалистом по подвеске и тест-райдером Specialized, посетили штаб-квартиру Ohlins в Швеции для первой тестовой сессии. Главный инженер Specialized, Джейсон Чемберлэйн, объясняет — «мы прилетели без каких-либо ожиданий, нам просто захотелось посмотреть, что же можно сделать — Майк начал общаться с инженерами Ohlins, а потом, когда Брэд начал испытывать новый амортизатор, Майк и Брэд начали осознавать, что все дело в сцеплении заднего колеса с трассой — у него есть неиспользуемый потенциал и главная особенность амортизатора именно в его использовании»



«Как объяснили мне в Ohlins, идея была в том, чтобы взять самое важное из большой упаковки и запихнуть это в упаковку поменьше» — говорит Брэд. Несложно догадаться, что под первым подразумеваются амортизаторы для мотокросса, а под вторым — для даунхилла. «Мы проводили стендовые испытания демпферов конкурентов, так что представляли себе, над чем и как они работают. А при натурных испытаниях отличия начали чувствоваться, когда пошел дождь. Ты просто ставишь амортизатор на байк и неожиданно выясняется, что ты можешь спокойно ехать по всем этим мокрым корням. Я не очень понимаю, как они этого добились — но оно работает, и чем дальше, тем лучше. Я думаю, что ключом ко всему являются знания инженеров Ohlins о том, как и почему уменьшается сцепление и способность влиять на это, увеличивая его. Их главная цель — улучшение сцепления с поверхностью. Множество райдеров думают о том, как приземлиться после прыжка, а также о многих других вещах — но на самом деле все они думают именно о сцеплении»

 

Ohlins TTX:
— разработан специально для Specialized Demo 8 и Enduro Evo
— двухтрубный дизайн
— камеры, заполненные азотом для снижения кавитации
— регулировки отскока (7 ступеней), низкоскоростной компрессии (16 ступеней), высокоскоростной компрессии (3 ступени)
— пружины с шагом жесткости 24lb
— доступен на велосипедах и рамах 2014го года, а также поставляется отдельно для обладателей Demo 8 2012-2013

Получившийся амортизатор действительно необычен. Мотокроссеры уже могли заметить, что Ohlins TTX позаимствовал название у мотокроссового амортизатора Ohlins — и это не случайность. Если говорить о велосипедах, то сравнение TTX с Double Barrel отлично подходит для понимания того, что же все-таки создали инженеры Ohlins. Прежде всего — это семь лет совершенствования подвесочных технологий, которые разделяют эти два амортизатора. И, конечно, важной особенностью TTX является то, что он с нуля создан под вполне определенную раму. Две рамы, если быть точным. Это серьезный аргумент — ведь Double Barrel создавался для того, чтобы отлично работать с большим количеством рам от разных производителей. Но «отлично работать на многих рамах» не означает, что это — лучший амортизатор для каждой из них. Все производители велосипедов топ-уровня тесно взаимодействуют с производителями амортизаторов для доработки и настройки их продукции под свои рамы. Но есть большая разница между доработкой уже существующего амортизатора и созданием полностью нового амортизатора под вполне конкретную раму со всеми ее особенностями и спецификой.

Ohlins TTX — двухтрубный амортизатор с камерами большого объема. За семь лет, прошедших с выпуска Double Barrel, этот дизайн перестал быть редкостью для производителей велосипедных систем амортизации. Те самые «две трубы» находятся в центре корпуса амортизатора и позволяют создать два раздельных пути для циркуляции масла: через демпфер в центре, или свободно по его бокам. Регулируя количество масла проходящего через демпфер, можно изменять работу амортизатора — все то, что не проходит через демпфер, отправляется напрямую в другой конец корпуса через байпас. Для TTX Ohlins изменил форму внешних бачков, развернув их на 90 градусов и сделав более короткими и толстыми — в итоге общая площадь их поверхности получилась больше, чем у бачков традиционного дизайна, благодаря чему масло быстрее охлаждается. Внутри бачков — две камеры, заполненные азотом под давлением — одна отвечает за отскок, вторая — за компрессию. Давление, создаваемое на обоих концах системы, по которой циркулирует масло, помогает бороться с проблемой, которую в Ohlins очень хотели победить — кавитацией.

Брэд в процессе тестирования ТТХ:
 

Кавитация появляется из-за разницы давлений в разных частях амортизатора — при движении поршня в масле с одной его стороны давление увеличивается, а с другой — уменьшается. Его резкое уменьшение приводит к образованию тех самых воздушных пузырьков — масло пытается выровнять давление. Откройте бутылку газировки и вы увидите наглядный пример кавитации — после открытия давление внутри бутылки резко падает, и вот они волшебные пузырьки. Проблема в том, что амортизатор — это не бутылка газированной воды и пузырьки в нем ну совсем не нужны. Почему? Очень просто — когда пузырьки проходят через демпфер, они ухудшают его работу — смешиваясь с жидкостью, они серьезно уменьшают ее сопротивление. В итоге демпфирование начинает пропадать. Бороться с этим и призваны каналы с азотом под давлением — при необходимости увеличивая давление с обратной стороны поршня (т.е., фактически, выталкивая масло из компенсационной камеры), они помогают отодвинуть порог начала кавитации. Азот же используется из-за лучшей стабильности характеристик при изменении температуры — а во время работы амортизаторы нагреваются достаточно серьезно.

фирменные желтые пружины Ohlins — теперь и в даунхилле!


Ohlins уделяет много внимания выбору правильной жесткости пружины — вместо привычного для мтб шага в 50lbs, Ohlins использует пружины с шагом в 24lbs. Все пружины изготавливаются на фабрике Ohlins. Минус этого решения в том, что поскольку номенклатура пружин получается очень большой, титановых версий скорее всего не будет — это просто экономически нецелесообразно.

Еще одно отличие TTX от большинства других амортизаторов на рынке — крепление. Вместо привычных втулочек, Ohlins используют сферические подшипники — таким образом, амортизатор больше не является структурной частью рамы. Это означает, что он может немного сдвигаться относительно рамы. Это важно, например, в крутых поворотах — силы, действующие в горизонтальной плоскости, не будут передаваться на амортизатор, благодаря чему не возникнет проблем с его срабатыванием. 

В отличие от Double Barrel, диапазон регулировок нового ТТХ уменьшен. Это стало возможным благодаря тому, что ТТХ разрабатывался исключительно под две рамы с похожими характеристиками. Брэндон Слоан, руководитель подразделения high-end горных велосипедов в Specialized, объясняет идею так — «Мы хотели сделать регулировки максимально простыми и понятными. На других велосипедах Specialized существует огромное количество регулировок с огромными диапазонами, большая часть которых находится за пределами условий использования велосипеда. Здесь же все просто — низкоскоростной отскок с семью позициями, 16-позиционное низкоскоростное сжатие и всего лишь трехпозиционное высокоскоростное».

Митч Ропелато интенсивно участвовал в тестах — в те моменты, когда его колеса находились на земле

 
Естественно важным вопросом является и сервисное обслуживание — и Ohlins заявляют, что уделили этому особое внимание. Прежде всего, обслуживания амортизатор требует примерно раз в год, или раз в 50 часов работы. Цифра в 50 часов выглядит очень маленькой — но если вспомнить о том, что даунхильная трасса это 3-5 минутный спуск, а остальное время — это подъемы, отдых и т.д., то все становится на свои места. Неделя катания в Магнитке, например, при условии десяти спусков в день это около пяти с копейками часов работы амортизатора. Десять недель в Магнитке? Звучит заманчиво, но большинству из читающих этот текст ничего подобного не светит. В общем тут все в порядке. Залезать внутрь самостоятельно крайне не рекомендуется — но, как показывает практика, вряд ли это кого-нибудь остановит. Те же, кто прислушивается к рекомендациям производителя, смогут обслужить амортизатор в сервисных центрах Specialized — их механики пройдут соответствующее обучение. Да, и в России тоже. Расходники и запчасти к амортизаторам будут так же доступны через Specialized, а в крайнем случае можно обратиться к тем, кто занимается авто и мото Ohlins — там хозяину ТТХ смогут помочь, поскольку технологии во всех амортизаторах компании примерно одни и те же, так что проблем возникнуть не должно.

Ohlins и Specialized сделали действительно интересный продукт — и, судя по всему, и так хорошо работающая подвеска Demo станет с новым амортизатором еще лучше. Однако не нужно думать, что купив байк с TTX, или амортизатор отдельно, вы тут же поедете быстрее. Главное в подвеске даунхильного байка — её настройка. Желательно под конкретную трассу и условия. Правильно настроенный Demo с дешевым амортизатором скорее всего поедет не хуже, чем ненастроенный Demo с ТТХ. Все современные даунхильные амортизаторы работают хорошо, при условии их правильного подбора под раму и настройки — и ТТХ вряд ли станет чем-то кардинально новым. Да, наверняка сцепление с ним улучшится — не зря же этому уделено столько внимания. Да, сферические подшипники — это тоже плюс. Но это всё именно улучшения — и, чтобы их почувствовать, нужно как минимум добраться до нормальной даунхильной трассы. Хотя, возможно, я и ошибаюсь — но в любом случае чуть больше чем через пару недель я смогу попробовать ТТХ живьем, во время тестов Specialized 2014 в Австрии. Вот тогда и посмотрим, что из себя представляет амортизатор от Ohlins. И, конечно, обязательно напишем о впечатлениях, благо там будет еще как минимум один человек из России, умеющий ездить вниз. Вот и покатаемся...

По материалам pinkbike.com
фото: Cameron Baird\Specialized
исходный текст: Matt Wragg
?
Tits are better than Strava

Комментарии (52)

-1
Спасибо за перевод. 

А Гвину на 1-м и 2-м кубках в этом году уже поставили этот аортизатор? 
avatar

Moby

+3
специалист по подвеске не понимает, почему его подвеска вдруг «заработала» с этим амортизатором. неудивительным на этом фоне выглядят многочисленные возгласы в т.ч. и на твентисиксе, что спеш не едет. может это из за того, что для него никакой амортизатор не подходит и по-этому пришлось делать специальный?))
"— камеры, заполненные азотом для снижения кавитации" — даже в оригинале звучит не очень технически корректно.
ну и специальный аморт для одной единственной рамы и без HSR — это как-то не серьезно на мой взгляд. получается, что он ничем, кроме имени производителя, не выделяется.
ну и всех наверно интересует, почему бы им было просто не адаптировать DB, если принцип построения всё равно один и тот же? проблемы лицензирования патентов и торговых марок? не проще ли было в таком случае, сотрудничать с РШ и их новым вивидом?
avatar

allan44

+8
Элитарность.
Интересная компоновка аморта и жёлтая пружина, будут хорошо внимание привлекать.
Последний раз редактировалось
avatar

tene

+11
Что бы оправдать конскую цену на demo 8.
avatar

GoR_Vrn

+9
А что там по поводу «спеш не едет»? Я, если честно, не слышал особо ничего — ну помимо истерии по поводу Гвина, участники которой видимо не очень понимают, что если бы у Гвина были какие-то проблемы с геометрией байка, спеш бы просто сделал кастомную раму. Возможно даже 1в1 повторив геометрию session — благо по фотографиям этого все равно не разглядеть. То есть проблема очень вряд ли в велике — едет демо хорошо. У меня был один и, видимо, в следующем году будет уже второй — до этого две одинаковых рамы подряд по причине «очень нравится» я никогда не покупал.

специальный аморт для одной единственной рамы — как по мне, так это как раз очень серьезно, поскольку точно зная, для какой рамы делается аморт, можно забить на компромиссы в его работе, нужные для того, чтобы адаптировать его к разным рамам. А HSR — насколько оно надо-то, особенно при таких исходных условиях?

DB уже был в этом году — я так понял, что опыт с ним понравился, после чего было решено обратиться к первоисточнику. Ну то есть смысл адаптировать существующую конструкцию, если есть возможность создать с нуля новую, кастомную, под определенную раму? У спеша свой собственный подход, который сводится к тому, что они должны быть самыми-самыми любой ценой. Учитывая этот принцип, создание кастомного аморта для флагманского дх-байка вполне логично. Если для того, чтобы сделать лучшие в мире карбоновые рамы, инженеры спеша обращаются к мировым лидерам в области работы с карбоном — макларен, то логично, что для того, чтобы дх-рама получила лучший амортизатор, надо обратиться к лидерам по системам подвески. Что собственно и было сделано.

И можно про кавитацию, азот и техническую корректность поподробнее? 
avatar

kubas

0
Ну не факт, что Гвину сейчас не делают новую раму, кастомной геометрии или совсем другую. Если сделают и он поедет на прежних позициях — то есть шанс, что мы увидим новый байк 2015 года, возможно под другим названием. Или Гвина на другом байке ;)
avatar

Chute

0
А с азотом всё просто — по работе при нагреве он ничем не отличается от других газов, плюс его в том, что он не содержит кислорода и влаги, которые могут приводить к окислению и коррозии, и легко доступен в промышленом виде в баллонах под высоким давлением.
С кавитацией ещё проще — чем выше давление жидкости, тем при большей интенсивности перемещения жидкости будут возникать ваккумные пузыри. А газ давит на жидкость.
avatar

Chute

+2
А сферические опоры — это очень верное решение. В таком варианте снимается нагрузка на излом со штока аморта.
avatar

Chute

0
вот оно достаточное условие для кастомного шока под раму-пожирательницу аммортов.
avatar

0xDEADBEEF

+6
не снимается. основная нагрузка на излом происходит в вертикальной плоскости из-за огромного плеча доплинка, стоит только подклинить втулке крепления линка к перу, и аморт пополам.
avatar

Kapusta

0
А КейнКрик перестал предлагать их как опцию к своим амортам.
avatar

fpden

+5
Фетишная железка для поклонников автоспорта! Я бы такой поставил)
avatar

sp-p3

-1
А по мне так цвет цыганский…
avatar

Data_Link

+2
Шведский же!
avatar

poed

0
Меня вот что удивило — в оригинале статьи на Витале было про вес тушки и пружины. Там все же опечатка и пружина весит 550 грамм или 150???

А ко мне не влезет наверняка даже если бы захотел. 
avatar

racerx

+11
Вот схемы, кому интересно:



avatar

racerx

+7
А он так же будет ломацццца или этот косяк устранили т.к. аморт только под эту раму? :)
avatar

3250

0
Вместе с рамой будет ломаться.
Ой, стоп, этож не кона... 
avatar

Data_Link

+5
двухстволка уже не торт?)
avatar

_va

+5
cake is a lie
avatar

Chunia

0
БрЕд в процессе тестирования ТТХ :))) 
avatar

maxxis

+1
Выглядит как более дешевая версия ЦЦДБ, нет вычурно-фрезерованных деталей, нет HSR. Но работать хуже точно не будет. Интересно что же за 7 лет поменялось в подвеске?
avatar

poed

+2
Она перестала ехать, теперь катит однорычажка.
avatar

Data_Link

+23
Pinkbike:
 Sorry but my first thought when I saw the headline saying 'developed by Ohlins and Specialized' was Ohlins working on the shock and Specialized making coffee and buying lunch.

avatar

twice

+1
ну в общем я не удивлюсь, если примерно так и было :)
avatar

kubas

+21
Прочитал про Гвина и ростовку рам, сразу вспомнил это 
avatar

DmitriyBrodovoy

0
С картинки меня просто порвало)))
avatar

Johny-Electric

+2
По аморту сказать что либо трудно. В статье какие-то абстрактные хваления по поводу улучшенного сцепления с трассой, без вообще какого либо объяснения того как оного добились. Видимо надпись Ohlins на аморте и Specialized на раме немного меняют законы физики))) Ну да ладно, все это шутки.

Вангую сопельки в районе сэг'а (что для старых дем — вполне стандартно) и минимальное усилие на «страгивание» (добьются использованием резиновой сиськи вместо стандартного клапана IFP и огромными дырищами отверстиями в местах перетекания масла из бачка в тушку).

Ну остальное — не ново, игольчатые подшипники вместо втулок и азот — есть уже 100500 лет. Пружины с шагом 25 выпускает BOS. Ohlins молодцы что собрали все вместе, но сколько это удовольствие будет стоить спешеведам?
avatar

kuzlich

0
Ты уверен, что игольчатые подшипники? Я так понял, что там шаровые опоры скольжения. 
avatar

Chute

0
вообще не особо уверен что там в ушках. Да и есть только в верхнем ушке.
В нижем — стандартная для демо проставка немного меняющая угол и выоту каретки.
В верхнем по ходу все таки сферический подшипник такого типа, ты прав:

Как сказал Кубас в статье — это позволит гулять аморту вправо-влево при торсионной нагрузке.
И как заметил тов.Капуста проблему с изрядной нагрузкой на шток это не решит, решил бы игольчатый подшипник именно в нижнем ушке.

Так же народ уже наверно заметил что на крышке тушки аморта нет никаких зацепов. Такой же конструкции будет и крышка расширительного бачка. Внутри там нет никаких резьб, а все держится на стопорных кольцах. Конструкция вполне стандартная для мото-амортов, но при переборке требует наличие прямых рук и добавит изрядного гемора.
avatar

kuzlich

0
про стопорные кольца не согласен, ни разу не добавляет гемора. зато гипотетически и практически можно перебрать ваааще на коленке без единого ключика.
ну и резиновый гандончик вместо ифп-поршня оч радует. Наконец-то они пошли в массы. DVO сначала, теперь ohlins
Последний раз редактировалось
avatar

vehdetta

0
стопорное кольцо требует еще съемник, который не в каждом магазине найдешь. Плюс из-за сиськи нужно будет сразу точное количество масла лить т.к. через неё уже не стравишь онное масло, как через IFP клапан. Фиг его как будет, все это только догадки.
avatar

kuzlich

+5
стопорные кольца там без ушек, просто проволочное, его поддеваешь отверткой и всё. и сиськой еще проще: вливаешь масла чуть больше, опускаешь гандончик, масло выдавливается, тк резина там достаточно толстая, чтобы не деформироваться от небольшого давления масла.

Я не догадки пишу, тк в хозяйстве имеется кроссовый моц и ТО подвески делаю сам)
Последний раз редактировалось
avatar

vehdetta

0
А ещё «радует» цвет… вё подогнали под 2 рамы, а стилизовать забыли)
avatar

_va

0
а если такой аморт поставить на подвеску скажем V10?
avatar

VladislavMatveev

+1
сначала нужно ответить на вопрос — зачем?;)
avatar

Kapusta

+6
желтенький!
avatar

maxxis

0
))) серьезная причина o_O
avatar

Kapusta

+1
тоже была такая мысль, но этот аморт настолько крут, что требует уникальный тюн под каждую раму и вес райдера. когда вес не известен, он прогнозируется исходя из ростовки, так что высокие дрищи и низкие колобки в пролёте с ОЕМ -амортами =)
avatar

agressor

+5
ждем Koni, KW, Bilstein а для нищебродов Boge 
avatar

maxxis

0
пусть они предложат более крутые аморты дешевле чем RS, MZ, FOX, CC :-D 
avatar

3250

+2
бильштайн и так дешевле стока на авто стоит. они могут.
avatar

agressor

0
шову забыл) и каябу)
avatar

vehdetta

+7
шова

avatar

Simak

+1
Многие мото производтели тормозов на вело рынке пока не преуспели.
avatar

Chunia

0
А оно им ннада?
avatar

Traktor23

0
На заре велосипедной гидравлики все попробовали, как я помню. Получилось только у Formula. Сейчас вроде и не надо. Как и Koni, KW, Bilstein и другим.
avatar

Chunia

0
А Hayes? они изначально делали для мотоциклов тормоза, даже на Харлеи ставили.
 
avatar

Vados

0
Видать, так активно взялись за вело, что мото быстро закончилось. %) Про мото-историю Hayes не знал совсем, надо ознакомиться.
 
avatar

Chunia

0
avatar

Vados

0
ха, вопрос закрыт )
avatar

Chunia

+1
если магура замутит новый(в плане материалов) тормоз, аналог густава(с плавающим каллипером и одной неподвижной колодкой) я куплю. Тк эта схема, которая пришла из авто-мото, имхо зе бест
avatar

vehdetta

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.