Tyre DoctorТри недели – три марафона!

 

Леша Жиляков поделился с нами своими впечатлениями о «марафонском месяце» — «Большой Камень», Чемпионат России по ХСМ (Токсовский марафон) и «Азия-Европа-Азия».
 
 
Сезон 2013, первый для меня после 2х лет в юниорах и чистой специализации на олимпийском формате кросс-кантри, складывается намного интереснее и разнообразнее, чем прошлые года. В этот раз начало сезона было посвящено шоссейной многодневке «5 колец Москвы», которую получилось закончить в первой сотне, практически не имея опыта больших шоссейных гонок. Середина сезона была чисто кросс-кантрийной: этапы кубка России иЧемпионат страны по олимпийскому кросс-кантри.А  конец июля и август посвятил новому для себя формату гонок: кросс-кантри марафонам. В это время в г.Верхний Уфалей проходит крупнейший на Урале ХС-марафон «Большой Камень». А через неделю после него под Питером в Рамках Токсовского веломарафона проходит Чемпионат России по ХСМ. В этом году возраст уже позволяет мне в нём участвовать. ЧР по ХСМ проводится только в категории Элита, допускаются участники старше 18 лет, имеющие лицензию. Разделения на «андеров» нет.
Вообще марафоны манят меня давно. В прошлые года, когда я был юниором, то  в силу своей специализации на ХСО, большого количества важных стартов и особенностей подготовки молодого организма к коротким гонкам проехать какой-нибудь марафон можно было только в конце сезона, когда важные старты позади. Такие гонки мне сразу понравились, где-то даже больше чем ХСО.  В этом сезоне в связи с переходом во взрослую категорию моя специализация расширилась, объёмы тренировок заметно возросли, а ЧР по марафону стал таким же важным официальным стартом как этапы КР и ЧР по ХСО.


11 августа. ХСМ Большой Камень. Крупнейший на Урале мтб-марафон. Проводится 4-й год подряд, в этом году является этапом Кубка Веломарафонов России. Большой Камень всегда отличается высоким уровнем организации, интересной трассой, сочетающей в себе грейдеры, чисто кантрийные техничные синглтреки и подъёмы с мах. градиентом до 32%. В общей сложности на старте около 130 человек.
Здесь собрались почти все сильнейшие гонщики Урала, и серьёзные ребята из Москвы, Самары и других регионов России
.
Я еду этот марафон во 2-й раз (до этого участвовал в 2011г) и трассу примерно помню. Это помогает мне спланировать тактику на гонку.
Стартуем со стадиона. Первые километры по равнинному грейдеру едем большой группой.
Иногда кто-то отъезжает, но потом группа догоняет. Так первые 14 км сижу в группе и не высовываюсь. Потом на подъёме (первом серьёзном на грейдере), группа добавляет, чтоб догнать одного из беглецов. Выхожу на смену, догоняю отрыв, оглядываюсь, а группа уже в 15ти метрах сзади. Встаю с седла. отрабатываю вершину и отъезжаю ещё. Главной задачей этой движухи было подъехать к техничному синглтреку на гору Большой камень в маленькой группе либо в одиночестве.
Сворачиваем с грейдера на более узкую дорогу, начинается грязь. Очень рад, что еду впереди и могу выбирать траектории.

В это время от группы отъезжает Павел Благих — победитель трёх предыдущих марафонов Большой Камень. На колесе у него сидит Денис Хоботов – лидер КВМР в категории 18-19. В начале подъёма на Большой камень меня догоняет Павел и выходит вперёд. Пытаюсь сидеть за ним, потому что он тут уже 4-й марафон едет и знает лучшие траектории. Подъём крутой и очень каменистый, от выбора траектории зависит заедешь или через руль уйдёшь. К концу подъёма отпускаю Пашу секунд на 10-15. Потому что траектории для 26-х колёс и для 29-х немного разные. Я на 26х сильнее тыкаюсь в камни. Хоботов примерно в 30 сек. сзади, сразу за ним Максим Гранат. На спуске немного растягиваемся. На подъезде к Моховой (второй серьёзной горе) вижу Пашу, пытающегося накачать колесо — порвал покрышку об какую-то железяку. Сход. Остаюсь один впереди. Так заезжаю в Моховую, и в адский апхилл на Волчью (если страва не врёт, то там мах. градиент 32%).

Хоботов и Гранат сзади примерно в 40 секундах.
Потом начался длинный равнинный грейдер до конца круга. Через несколько километров, работая в паре, они меня догоняют. Так и уходим на второй круг. На сменах не убиваемся. Основная разборка будет позже в горах. Едим, пьём, крутим.
В начале синглтрека на Большой камень начинается позиционная борьба, каждый стремится вылезти вперёд. На мокрых камнях Максим Гранат спешивается,  Денис Хоботов, ехавший за ним, тоже встаёт. Объезжаю ребят справа и начинаю работать. Хоботов отстаёт, Гранат висит сзади. На мокрых камнях  втыкаюсь в какой-то большой камень и лечу через руль (да-да, на крутом подъеме через руль). Меня обгоняет Максим Гранат. К концу горы он немного отъезжает. Хоботова не видно, значит в своей категории первым еду. Но все мысли только о борьбе за абсолют. На Моховой горе вижу спину главного соперника, он рядом. На вершине подъёма встаю с седла чтоб попробовать переложиться, но тут начинает сводить правую ногу, чуть ниже икроножной мышцы(когда падал через руль на подъёме, мне туда педаль или какая-то часть байка ударила). Впервые сталкиваюсь с такими судорогами. Чё делать, там же ещё на Волчью стена впереди???!!!  На спуске одной рукой рулю, другой мышцу разминаю. Нахожу какое-то положение, при котором при вкручивании сидя на небольшой передаче, нога нормально работает.


Так заезжаю в Волчью, на вершине подъёма до Максима Граната остаётся секунд 10.  Но на выполаживании он встаёт с седла, ставит передачу посерьезнее, отрабатывает вершину и отъезжает. Я с седла встать не могу – ногу, по-прежнему сводит. На грейдере иногда вижу его спину, из последних сил пытаюсь догнать. Сидя раскрутил неплохую передачу, нога более-менее нормально, если не вставать с седла. Догнать не удаётся. Финиширую 2-м в абсолюте, проиграв лидеру Максиму Гранату 45 секунд.
В своём возрасте первый, чем очень доволен. Через 50 секунд после меня приезжает Денис Хоботов. Несмотря на то, что гонка шла три с половиной часа плотность результатов как в ХСО.
Сразу после финиша даём интервью дляУфалейского телевиденья.
Затем душ и мойка байка из шланга. Хорошо когда старт и финиш расположены на стадионе, а не где то в лесу.

Награждение.

Хорошие призы от многочисленных спонсоров марафона. Организаторам спасибо, всё было круто. Трасса, разметка, на важных поворотах маршалы стояли и флажками показывали куда ехать. Марафон год от года набирает обороты, становится больше участников и спонсоров.
В целом гонкой доволен,  нога шла хорошо (пока на неё велик сверху не упал). С резиной не промахнулся: Maxxis ikon exo 2.20 хорошо держала на мокрых камнях, и отлично катила по грейдеру. Главная задача: восстановится за 6 дней к Чемпионату России в рамках Токсовского веломарафона.
Логи гонки:www.strava.com/activities/73923219
Протокол:uc-project.ru/upfile/2041/BigStone_2013_Finish1.pdf
Фото:fotki.yandex.ru/users/tobolowa-tatyana/album/357843
vk.com/feed#/album-6914664_178173881
vk.com/feed#/album-25916882_178025055
vk.com/feed#/uc_project?z=album-25916882_177994919
forum.ufaley.su/gallerys/XCM_Bolshoy_Kamen_2013/
 
После марафона на денёк еду домой, чтоб собраться, постираться и откатится,  а на следующий день лечь «на консервацию» на верхней полке в паровозе.
В Токсовоприезжаю за 2 дня до гонки, чтоб после просмотра трассы можно было денёк отдохнуть. Северная столица встречает ливнем. Пока ехал от станции до гостиницы промок полностью. Вечером еду смотреть трассу. Несмотря на то, что я тут не местный и поехал на просмотр один, трассу нашёл быстро по двум простым но понятным схемам, выложенным организаторами на сайте марафона.  
Дождь то прекращается, то снова заряжает. По всей трассе висит предварительная разметка – стрелки на деревьях. Удивительно, но местные жители их тут не отрывают и не разворачивают в другую сторону. Точно культурная столица))).  Трасса довольно грязная. Особенно участок между Токсово и Кузьмолово. Там глина на колёса наматывается, и они крутиться перестают. Как гонку поедем, если не просохнет, не представляю. В общем, по 36-километровому кругу гулял около 3-х часов, ещё столько же отмывался. Задние колодки до железа стёрлись, хотя почти не тормозил – грунт песчаный здесь.
На следующий день установилась тёплая солнечная погода, трасса стала подсыхать. С утра съездил на часок на шоссе, вечером зарегистрировался. Регистрация была возможна как за день до гонки, так и в день старта. Поэтому очередей за номером не было. Пришёл-получил. Понимаю, что вся грязь за один день не высохнет, а торчки на трассе есть крутые, ставлю назад WTB MOTO 2.1, впереди оставляю MAXXIS Ikon Exo 2.20.
В день гонки погода отличная. На старт Элиту (кто едет Чемпионат) ставят в первые ряды. Некоторых женщин зачем-то выпускают в самый первый ряд.
А общее количество участников доставляет. У нас на Урале нигде столько народу ещё не видел.
Старт по в гору по неширокой лыжероллерке. Затем уходим в лес. Тут трасса делается узкой как на кросс-кантри. Юниоры из Олимпийских Надежд и не только, начинают с первых метров вваливать, как на ХСО.


Сначала держусь неплохо.
Но минут через 20-30 чистого кросс-кантри (узкая тропинка, куча поворотов и крутых торчков) не выдерживаю темпа основной лидирующей группы и ловлю небольшой просвет. Всё-таки марафон — это 3 часа работы, и слишком резвое начало может сильно сказаться в конце. От группы отваливаю не один, вскоре догоняю и обгоняю троих «разгоняющих» юниоров с олимпийских надежд и ещё несколько человек.  Выезжаем на просеку в сторону Кузьмолово (ЛЭП). Она немного подсохла, теперь по ней можно проехать, но не быстро. Грунт очень трясучий и мягкий, байк едет плохо, большие лужи никуда не делись.


Тут меня обгоняют и перекладываются к основной группе: Андрей Кузнецов, Александр Озаренков и Богдан Синайский. Я обгоняю ещё одного юниора из Олимпийских Надежд, но к группе переложиться не получается. Потом дорога поворачивает вправо, а затем сразу влево и основную группу немного теряю из вида. В один момент замечаю, что за мной подозрительно мало народу едет. Оглядываюсь назад. А там Андрей Рейтер спрашивает что-то типа «А мы точно туда едем?». Говорю что не знаю, но на позавчера на просмотре тут стрелки висели. Вдруг справа из кустов выезжают несколько мужиков, которые сзади нас ехали. На вопрос вы откуда? отвечают, что по разметке едут. Плохая дорога заканчивается. Выезжаем на ровную укатанную, почти шоссе. Нас группа человек 6-8. Основную группу уже не видно.


На  сменах народ работать не хочет. Впереди работаем только Андрей Рейтер и я. Начинается асфальт. На горизонте видно отвал от группы из 2-х человек. Там едет Александр Озаренков и победитель спартакиады учащихся России 2011 года по ХСО Евгений Титов и Москвы. Народ в нашем группетто начинает работать. К концу асфальта догоняем. Теперь у нас уже человек 10 в группе. Потом идёт равнинная грунтовка.
Главную техническую сложность представляют несколько глубоких луж, которые надо как-то объехать. В одну из них я нырнул рыбкой. Ближе к финишу круга начинаются серьёзные подъёмы. Группа растягивается. Тут я понимаю, что наработался на равнине, пока догоняли отвал. Отдохнувший Евгений Титов снова уезжает. Андрей Рейтер тоже отъезжает и с ним ещё парочка человек, которые на равнине никак не выходили на смены. Так заканчиваю первый круг. Первая часть второго круга проходит в борьбе с собой.


 До асфальта обгоняю несколько человек, которые на первом круге от меня уехали. Пешком навстречу идут Алексей Ломилов (призер чемпионата России по хсо 2013) и Денис Кабанен.  На асфальте догоняю Андрея Рейтера, работаем вдвоём со сменами, надо ещё кого-нибудь догнать. Накатавшись по грязи, трансмиссия стала издавать страшные звуки, когда я вставал с седла. Но на точность переключения и максимальную скорость это  не влияет.  Накрываем на круг хвост полумарафона. Свернули с асфальта. Андрей предложил мне ехать спокойнее, всёравно никого не догоним.  Я отказался, хотя мои ноги тоже этого просили. Марафон есть марафон, надо биться до конца. Вдруг кого-нибудь на последних подъемах «накроет».  


На грунтовке после проезда по глубокой луже скрежет в трансмиссии. Теперь, когда встаю с седла, никакой звук ухо не режет, но в ногах такое ощущение что скоро начнёт сводить.  Пока участок равнинный ставлю передачу полегче и с седла встаю реже. На равнине из-за этого в скорости не теряю. К финишным горам ноги немного отходят.


В финишные подъёмы из последних сил стоя ворочаю передачу, в надежде ещё кого-нибудь догнать. Но обгоняю лишь круговых, которые не всегда успевают уйти с дороги. Наконец-то финиш.  Никого не догнал, но рад, что всё закончилось.


Заехал 12 по элите и 24 в абсолюте. Далековато, планировал лучше. Но действующему чемпиону России по ХСО Руслану Боредскому в категории 19-22 проиграл всего минуту, мой последний круг быстрее, чем у него на 3 мин. Нога шла хуже, чем неделю назад на Большом Камне. С чем это связано, пока не понятно, ещё предстоит всё проанализировать. Зато получил полезный опыт участия в одном из серьёзных питерских марафонов, о которых раньше только слышал. Он отличается от наших уральских большим количеством участников на старте и, во многом благодаря участию представителей спортшкол и УОРов, а также сильнейших представителей российской элиты,- мощной стартовой раздачей, как в кросс-кантри. Если не усидел в группе — дальше будет сложно.
Что касается поездки в «нетуда» на первом круге, тут я скажу немного о разметке. Её здесь непривычно мало. Точнее, в качестве разметки только стрелки на деревьях, с указанием направления, а привычной ленты поперёк дороги на поворотах здесь почти нет. Когда едешь просмотр, едешь спокойно и есть время искать стрелки взглядом — проблем не возникает. А если летишь в гонке по накатанной широкой дороге и надо свернуть направо на узкую тропу, то не прозевать поворот без лежащей поперёк дороги ленты разметки будет непросто. Особенно если стрелку ветка куста закрыла. Так и случилось на первом круге.  На втором я ехал более внимательно в этом месте и искал стрелку, нашёл, она была закрыта веткой куста. В результате поездки в «нетуда» потерял около 1,5 минут, для марафона это немного, но также из-за этой ошибки упустил из вида основную группу, которая была совсем рядом.
В остальном организация марафона понравилась: За 2 дня до старта трасса была размечена полностью и можно — было посмотреть круг, старт дали вовремя по регламенту, никаких задержек. Не надо  было парится, где на время гонки вещи оставить – их можно сдать в камеру хранения. После финиша можно байк помыть.


С выбором резины, вроде, угадал. Maxxis ikon exo 2.20, поставленная вперёд, работала отлично. Более злая WTB MOTO 2.1, поставленная назад  отлично гребла по жидкой грязи и в финишные торчки, но на подсыхающих участках, где мягкий грунт — катила не очень. Для такого состояния трассы (где-то сухо, а где-то грязь по колено) идеальные покрышки подобрать трудно. Всё решает нога.
Логи гонки:www.strava.com/activities/76053373
Протокол:birota.ru/tm/birota/img/files/2013/tm2013_70.pdf
birota.ru/tm/birota/img/files/2013/CH_RUS_Man_ELITA_tm_2013.pdf
Фото:trial-ru.ru/galleries/tm2013/gallery.htm
photo.qip.ru/users/helen-photo/200880793/all/
photo.qip.ru/users/alien666/4231560/


А через неделю после Токсовского марафона у нас на Урале в посёлке Слюдорудникпроходил ещё один марафон: Азия-Европа-Азия.
В Слюдорудник я тоже приехал заранее, главным образом для того чтоб покатать по трассе БРК 2013 и поучаствовать в её расчистке и доработке. Надо отметить, что трасса стала интереснее и сложнее. Для этого постарались как организаторы, так и сама природа (например, на «Интересном месте» дождями вымыло много камней, сделав спуск ещё интересней).
Что касается трассы марафона: Вся трасса проходит по живописным местам в горах Южного Урала, по грейдеру «туда и обратно», имеет неплохой набор высот.
Здесь в Мае проходил последний этап многодневки «Европа-Азия». Только в этот раз разворот позже на 10км. Дистанция гонки 80км. Широкий грейдер и довольно пологие подъёмы делают марафон похожим на шоссейную групповую гонку с хорошим рельефом (такое шоссе на Урале не проводится, к сожалению). Тут надо работать в группе, а основная разборка чаще всего происходит в финишный подъем.
Со старта применяется процедура «нулевой километр». Группа выезжает из посёлка за судейской машиной, а как сворачиваем на грейдер – машина уходит в сторону и даётся старт с ходу.
Для меня главным соперником является Константин Чайковский из Челябинска. В этом сезоне он числится в итальянскойпрофессиональнойкомандеTITICI LGL INTERNATIONAL TEAM.

 
В первый же подъём после старта действующий профессионал натягивает. Сажусь к нему на колесо, немного отъезжаем от группы. Затем после спуска он приглашает меня на смену, но я не выхожу. В отрыв уезжать рано, до финиша ещё 70км по «почти шоссе» с ветерком, не всегда попутным. Так что возвращаемся в группу. Через 5-6км Чайковский снова предпринимает попытку сольного отъезда. Отпускаем метров на 200, но потом вспоминаю, что в прошлом году на первенстве области по шоссе этот человек со старта уехал в сольный отрыв и привёз второму отрыву (где ехали сильнейшие гонщики УОРа) около 5 минут. Поэтому выхожу на смену и добавляю. Группа немного поредела, но зато отрыв нейтрализовали быстро. Незадолго до вершины длинного тягуна в Европу у меня в заднем колесе начинает что-то щелкать — порвалась спица.  В конце подъёма немного добавляю, чтоб иметь возможность ненадолго остановится на вершине что-нибудь решить с колесом. Но народ не отстаёт. На въезде в Европу всё-таки останавливаюсь, осматриваю колесо. Бьет сильно, но раму не задевает.  Облегчаю колесо, выкинув порванную спицу и в бой. Со спусков по камням теперь еду осторожно, чтоб не сложить колесо. Вскоре добираю группу. Чайковский снова натягивает, сажусь за ним, и отъезжаем от группы. К нам перекладывается Дмитрий Соломатин из Миасса. Через несколько километров Константин, видимо решил, что раз организовал отрыв и провёл 2-3 хорошие смены, теперь заслужил отдых и на смены может не выходить. Меня такой расклад катания профессионала на колесе двух любителей не устраивает. Да и вообще по моему плану на гонку, в ранних отрывах смысла нет. Всё-таки третий марафон за третью неделю, здоровья уже не вагон. Поэтому отрабатываю смены спокойнее. После пункта питания на 30км. нас догоняет человек 6 из группы преследования. Сдаю смену и ем, пью, отдыхаю на колесе. Дальше едем со сменами, но на сменах сильно не убиваемся, рельеф:  длинные пологие подъёмы и такие же спуски. Проезжаем 40 км, разворот.
Обратно едем ещё спокойнее, нас догоняют Евгений Мокрушин, и Александр Рублёв. За 30 км до финиша пункт питания. Народ останавливается сменить бачки, а Константин Чайковский пользуясь моментом, снова пытается уехать. Прыгаю к нему на колесо, он проводит бодрые смены, ну и я тоже работаю. Отъехали неплохо. Начались горки, мы всё ближе к перевалу в Азию. На подъёме во время очередной своей смену слышу предложение ехать помягче, всёравно далеко отъехали. Понимаю, что мой основной конкурент подустал, и немного добавляю. Оглядываюсь, а там дырка метров 20. Зачем ждать финишной горы, когда можно всё решить сейчас??!!!  Встал с седла и двинул в отрыв. До финиша около 15км. На перевале Европа-Азия оглянулся и оценил своё преимущество. К тому времени оно уже составляло около минуты. Последние 10км почти всё под гору, передача 39-11, скорость за 40. Работаю, как могу. Ещё пытаюсь объезжать камни, чтоб не сложить колесо без спицы. К финишной горе подъехал один, и разыгрывать финиш не пришлось. Константин Чайковский приехал только через 3 минуты. А ещё через 40 секунд в финишном спринте на последнем подъёме рубились  Дмитрий Тархов и Евгений Мокрушин. После финиша мойка байка из кёрхера, баня, замена спицы в колесе и награждение.
А потом на трассу БРК 2013 погонять со спусков, которые с каждым днём едутся всё быстрее и быстрее. Отличный марафон, спасибо организаторам, которые провели его относительно малыми силами (в организации было задействовано не более 10 человек). С нетерпением ждуBlagikh Racing Cup 201314-15 сентября.
Логи марафона:тут
Протокол:здесь
Немного фото:вот здесь
Марафон ехал на покрышкахMaxxis ikon exo 2.20, давление 1,6 BAR. Установлены бескамерно с герметикомtyre-doctor. По каменистому грейдеру катят хорошо и не трясёт. C собой вёз 2 бачка: один с регидроном, другой с изотоником, ну и полные полные карманы гелей и мармеладок. На пункт питания ничего не отправлял, чтоб не останавливаться. Вполне хватило своих запасов.
В остальном на всех трёх марафонах комплектация байка не менялась, и была такой же, как наЧемпионате России  по ХСО:

Рама:Merida O-Nine Team
Вилка:Rock Shox Sid World Cupс гидравлической блокировкой.
Навеска:трансмиссия отSRAM уровня x9/x7. Тормоза formula rx.
Колёса покупал в сборе на втулках Hope pro 3 и ободах ZTR Crest.
Покрышки: впереди на всех марафонах стоял  Maxxis ikon exo 2.20, сзади на Большом Камне и Азия-Европа-Азия стоял он же. В Токсово на грязь поставил на заднее колесо WTB Moto 2.1. Все покрышки установлены бескамерно с герметикомtyre-doctor, который не даёт колесу спускать в случае прокола.
Проехав три марафона за три недели, получил бесценный опыт длинных взрослых мужских гонок. Такой формат гонок мне понравился. Ради Трёх-четырёх часовой гонки на пределе своих возможностей есть смысл куда-то далеко ехать. А после гонки ещё дня два в голову даже мысль не приходит, что где-то недоработал. Так что в следующем сезоне тоже планирую регулярно стартовать в ХСМ и готовится к чемпионату России по марафону. Теперь я примерно знаю, что это такое и как там едут.
А сейчас недели 2 без стартов. Надо немного отдохнуть, проехать БРК и  готовиться к кубку России по велокроссу. Он проходит в течение октября. График очень напряжённый. За 30 дней будет 10 этапов КР и в первых числах ноября Чемпионат России. Так что до окончания сезона ещё далеко. Надо готовиться к новым стартам.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +32
  • Мнения
?

Комментарии (3)

+6
Так держать)
avatar

ctepx

+2
Результативные гонки и отчет хорош
avatar

DmitriyBazhanov

0
Отличный отчет!
Почему на 29 не пересаживаешься, или 26 хватает?
avatar

Kot-Elki

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.