Hardware — Как я ехал Tour de France (третья часть)
продолжение, первая часть тут, вторая здесь
— Do you wanna go in the second racecar?
— racecar? — я даже не сразу понимаю суть вопроса… Мне предлагают ехать во второй машине сопровождения. Это невероятно! Конечно же соглашаюсь! Манера речи моего собеседника в корне меняется – от привычной французской вежливости в духе “силь ву пле, месье! Же не манж па сэ жур!” не осталось и следа, я получаю приказы строгой форме: “Стой около машины и никуда не отходи. Вот тот низкорослый седоватый парень – твой механик. Когда настанет время быстро, садись с ним в машину. Ждать тебя никто не будет. И постарайся не мешаться под ногами”. Чувствую себя новобранцем в итальянской армии.
Во время моего короткого, но очень убедительного инструктажа остальные члены нашей группы и часть персонала уезжают на первом автобусе, в течение еще буквально пяти минут оставшиеся гонщики выходят из второго автобуса, садятся на велики и едут в сторону старта. Персонал в спешке убирает развернутый лагерь во второй автобус… В какой-то момент ко мне подбегают механик с водителем, садимся в машину, стартуем. В руках держу лишь фотоаппарат, в котором конечно же, садиться аккумулятор, запасной аккумулятор уехал с моими вещами, а мне предстоит проехать двухсоткилометровую трассу самой крутой велогонки мира. Фейспалм.
Медленно продираемся на машине через толпу в сторону старта. Спрашиваю водителя: через сколько старт? В ответ получаю: “No English” — “French or Italiano”… — механик то же самое, точнее еще хуже, просто ни слова. Второй фейспалм.
По рациям все переговоры на французском и итальянском. Лишь очень короткие комментарии на английском, возможно, еще какие-то языки, я просто теряюсь в общем потоке. До кучи, телевизор не работает. Я в самом центре гонки, но нет ни малейшей возможности понять, что вообще происходит вокруг — третий фейспалм.
Вообще, конечно, итальянский и французский языки, точнее их смесь – это и есть язык Тур де Франса. Мы с одной стороны находимся во Франции, с другой, большинство команд – итальянские, большинство райдеров – итальянцы. Английский, вовсе, не так уж и велком тут, как бы мне того хотелось, поэтому и пообщаться удается лишь с некоторыми людьми.
Впрочем, по ходу дела все как-то начало проясняться. Поехали быстрее, наверное, дали старт, проехали стартовые ворота, точно, старт дали… Разбираюсь в рациях: та, что постоянно орет из бардачка в основном на французском и лишь иногда на английском – это рация службы координации автомобилей, по ней передают какое место в колонне должна занять каждая из машин сопровождения. Вторая, между сидениями, по которой изредка спокойно говорят на итальянском – рация команды, по ней я вообще практически ничего не понимал, лишь улавливал имена некоторых гонщиков. Телевизор не ловил сигнал практически всю гонку. Его заменяло еще одно радио – сарафанное. Во время обгонов все водители общаются друг с другом прямо из окна в окно, при этом делают это настолько эмоционально, насколько это могут делать итальянцы находясь в эйфории, под впечатлением от гонки. Буквально через 10 минут после старта по рации заорали что-то про Сагана, видимо, что лучший спринтер, основной претендент на зеленую майку пошел в отрыв. Мой водитель тоже не мешкая втопил, обойдя все машины второй группы мы поравнялись с автомобилем команды Omega Pharma…
Они сумасшедшие, эти итальянские водители — две машины, держась на расстоянии 10-15 см, едут параллельно по узкой дороге со скоростью 40-120кмч, в городах, по серпантинам, среди болельщиков, и в полном экстазе что-то обсуждают, ругаются, глумятся друг над другом, жестикулируют обеими руками!!! С небольшой задержкой опускаются задние стекла машин и в дискуссию включаются механики, сидящие на заднем сидении.
Причем, совершенно забываешь о том, что не знаешь их языка – все понятно по выражениям лиц и жестикуляции. Смотрели старые французские и итальянские комедии? Вот они все такие на самом деле. В дальнейшем мы еще неоднократно так общались с экипажами машин разных команд – с некоторыми по-дружески, с другими по-деловому – а над кем-то, похоже, явно и откровенно глумились.
Вообще, водители, конечно, первоклассные — потом уже, после гонки я спросил нашего гида: часто ли бывают аварии на гонке? Он ответил, что бывают, но не часто. В основном по вине журналистов и полиции, которые не привыкли ездить в таком режиме.
Такого, чтобы авария была спровоцирована командными водителями он не припомнит. Но это все ребячество, а ведь на гоночной трассе происходит множество неожиданностей: то ребенок из толпы болельщиков выбежит на дорогу прямо под колеса за мячиком, за этим следует жесткое торможение с восьмидесяти до нуля на спуске и с великами на крыше, то отставшего по техническим причинам гонщика надо прикрыть своей машиной и сопроводить через колонну остальных машин к пелотону… А ведь кроме 44-х машин и сопровождения едут еще журналисты, технички, ретрансляция, машины организаторов, мотоциклы полиции, скорые…
У всех своя работа на трассе, всем надо то в конец, то в начало. Кто-то останавливается поменять колесо гонщику, кто-то наоборот несется к гонщикам, чтобы передать фляги.
Вот впереди зрители выбежали на разделительный островок трассы – полиция на мотоциклах туда…
Само собой, просидеть пять часов за рулем машины, да еще и в таком темпе, задача не из простых — по пакету еды и бутылке воды в дорогу мы, конечно же, получили, а вот “на перекур” приходится останавливаться прямо у обочины, несмотря на другие машины и зрителей вокруг.
Несмотря на все вышеописанное “хулиганство” водителей на трассе, когда надо — они становятся предельно вежливыми и понимают друг друга без слов. Когда машина, например, сопровождает отставшего гонщика – расступаются и пропускают все, понимая, что если он еще и из-за них потеряет скорость, то и без того небольшие шансы нагнать пелотон для него- уменьшатся еще сильнее. И не просто расступаются, а делают это так, чтобы открыть гонщику и сопровождающей его машине внутреннюю, более короткую траекторию в повороте.
Навигация на трассе, конечно же, отличается от привычной навигации на дорогах общего пользования. Как вы сами понимаете, встречной полосы тут нет, по круговым движениям мы едем в ту сторону, в которую нам удобно, все цвета светофоров для нас зеленые, а свернуть “не туда” на трассе ну очень сложно.
Первым делом водитель приклеил изолентой на руль небольшую легенду, на которой указан рельеф трассы, точки питания и промаркированы все отрезки — эта информация необходима.
Только с ее помощью, буквально, тыкая в руль пальцами мне удавалось общаться с водителем, чтобы понять где мы вообще сейчас находимся.
Штатную навигацию автомобиля водители используют только при перемещении между этапами, в гоночном режиме это место занимает телевизор, который, правда, до сих пор сигнал так и не ловит, ну да ладно… Еще в каждой машине я заметил маршрутную книгу, с полным описанием необходимой информации о каждом этапе. В ней было все: схемы движения по стартовым и финишным городкам, карты всех этапов, перепады высот, опасные точки – все, что может понадобиться. Причем, отпечатано это в цвете на плотной ламинированной бумаге – выглядит очень монументально. Ну а главным помощником непосредственно на гонке является служба координации автомобилей на трассе. По рации постоянно передают какое место должна занимать та или иная машина, как в первой, так и во второй группе. При необходимости, например, если пришлось остановиться для замены гонщику колеса, водитель сообщает об этом перед остановкой. Обгоны и перестроения происходят постоянно.
Я, к сожалению, ввиду языкового барьера, так и не понял по какому принципу одни машины выезжают вперед, а другие наоборот пропускают, откатываясь назад. Всё ясно про моменты, когда это необходимо: гонщик идет в отрыв, если машина догоняет пелотон передать воду гонщикам и тому подобные ситуации, но в остальном- непонятно. Иногда мы очень длительное время шли в середине за одной и той же машиной, потом без каких-либо видимых причин мы выезжали вперед нашей группы, а через какое-то время наоборот пропускали кучу машин и откатывались назад — и так постоянно. Возможно, дела обстоят примерно так же, как и со звездами в гостинице – каждая машина в течение гонки определенное время едет впереди, позади и посередине.
Поражает так же работа механиков на трассе. Один раз, выехав из поворота, я увидел на обочине машину команды Belkinи механика, у которого в одной руке был велик без колеса, а в другой новое колесо. На то, чтобы схватить фотоаппарат, включить и навести резкость у меня ушло, ну не знаю, ну три… ну максимум четыре секунды. Получился вот этот кадр.
Гонщик уже сидел на велосипеде. Т.е. на то, чтобы вставить колесо в раму ушла буквально пара секунд и еще секунда, чтобы гонщик сел на велик.
Уже потом, дома, в Москве я разгадал их секрет по нижеследующей фотографии:
У них механик — киборг, способный летать рядом с машиной!!!
Болельщики — наверное, этот раздел стоило бы выделить в отдельный сюжет, но боюсь читатели бы меня прокляли, если бы я отложил окончание еще на один день =)
Их было много в стартовом лагере. Я не знаю сколько их было, но очень много, десятки тысяч.
После старта вдоль трассы стоят болельщики, вроде уже ничего интересного, а они все стоят и стоят. Пять километров стоят, десять, двадцать, пятьдесят — они так и стоят всю трассу, все 191км.
Где-то больше, где-то меньше.
Гонщики постоянно находился среди болельщиков.
Они стоят везде, на домах, на мостах, на экскаваторах, на пожарных машинах, в городах, на горных перевалах, на участках где вообще ничего нету они все равно стоят.
Я не знаю как они туда добираются, но их очень много повсюду.
Они приезжают и семьями на кемпингах и просто по одиночке на великах.
Они одеваются в прикольные костюмы.
Они бегут полуголые с флагами параллельно пелотону.
Мало того, они еще привозят старинные автомобили.
Они украшают города велосипедной тематикой.
Трасса проходит через множество перекрестков с круговым движением – все так или иначе оформлены целыми сюжетными композициями.
Эта гонка – праздник для всей страны и не только для Франции. Я видел Итальянские флаги, Немецкие, Австрийские, Американские, Канадские, и даже Бразильские!!!
Питание. Спортсмены постоянно получают воду из машин. Причем порой весьма оригинальным способом –гонщик подъезжает к машине сопровождения, получает по пять-семь фляг за раз, пихает их во все флягодержатели и карманы, а потом раздает их уже всей команде. Особо богатые англичане при этом еще и заменяют воду в машинах целыми холодильниками посреди трассы. Честно говоря, смысл этой процедуры для меня остался тайной – ведь в машину можно взять сколько угодно воды и холодильник можно включить в прикуриватель… ну да ладно, может кто-нибудь в комментариях объяснит.
А если кому из участников совсем становится плохо, то на трассе присутствуют три скорые: два микроавтобуса и кабриолет.
Ничто не может быть лучше скорой-кабриолета, если нужно оказать медицинскую помощь гонщику прямо во время движения. Могут на ходу наложить повязку, поправить бинт, дать какие-то лекарства, сделать укол в ж…(шутка). Во всех машинах сидят спортивные врачи с огромным опытом оказания первой помощи, даже не просто при спортивных травмах, а именно специализированно для велосипедистов. В потоке скорые практически постоянно идут прямо за пелотоном, лишь изредка пропуская вперед машины сопровождения для передачи воды гонщикам. Именно из-за врачей у меня так мало фотографий непосредственно гонщиков – в те редкие моменты, когда мы выезжали из второй группы машин вперед, я видел перед собой лишь два белых микроавтобуса, заслоняющих собой пелотон.
Но что поделать — безопасность превыше всего. Кстати, скорые — это единственные транспортные средства, которым разрешено при необходимости двигаться по трассе против направления движения гонки для того, чтобы иметь возможность быстро доставить пострадавшего до места посадки вертолета.
Над пелотоном постоянно кружат вертолеты — медицинский вертолет, вертолет службы координации (организаторский), пара вертолетов телевизионщиков и порядка пяти вертолетов для VIPгостей, пожелавших наблюдать всю гонку за кругленькую сумму. Эти пятеро довольно забавно летают один за другим зигзагом, постоянно виляя над трассой и периодически приземляются перевести дух, а также чтобы посмотреть на гонку вблизи.
Машины. Вы уж извините, что я так много рассказываю про машины, но так уж вышло, что я проехал этап на машине и большее время находился среди машин- этот рассказ не столько о гонке, как о спортивной ее составляющей, а скорее об организации этой гонки, взгляд изнутри. Поэтому продолжим про авто. Большинство команд, включая нашу “Катюшу”, используют автомобили Skoda, официального спонсора TourdeFrance.
Некоторые команды имеют своих спонсоров, как например команда Cannondale, спонсируемая Citroen,
Lampre-Merida– SEAT,
Bianchi–Peugeot,
Saxo–BMW,
BMC-Mercedes и AG2R / Focus — Hyundai
Astana – VW,
Orica – Subaru,
но больше всего, конечно, поражает выбор команды SKY – JaguarXFWagon. Вы когда-нибудь видели Jaguar — универсал? А он есть! =)
Та самая, «рогатая» машина организаторов.
Техничка — Mavic
За рулем первой машины, Cannondale Pro Cycling Team, к моему удивлению ехал директор команды
К сожалению, мне пришлось экономить кадры камеры, так как батарейка садилась и я не мог держать фотоаппарат постоянно наготове, ввиду чего, не успевал запечатлеть множество интересных моментов. Итак, заряда камеры хватило четко до финиша.
При приближении к Лиону заработал телевизор в машине, так что за финишем все же мне понаблюдать удалось!
\
За 200 метров до финиша вся колонна машин свернула с трассы в финишный городок, поэтому финишных ворот я так и не увидел. Оттуда мы поехали в очередной отель. Так как Лион — город совсем не маленький, до отеля нашу колонну машин сопровождали два автомобиля полиции, давая зеленый свет на большинстве перекрестков. Даже несмотря на это- дорога заняла не менее получаса, все же сказалось то, что большая часть улиц все еще была перекрыта. Зато на сей раз команду ждал огромный, современный четырехзвездочный Novotel, с большой стоянкой для машин. Мы еще не вышли из минивена, а механики уже принялись за мойку и обслуживание велосипедов.
Вместе с другими гостями я пошел в кафе, чтобы немного перекусить и поделиться впечатлениями – обсудить было что, так как остальная группа ехала на командном автобусе перед гонкой и они смогли наблюдать финиш вживую.
При этом атмосфера гонки никуда не делась – вокруг играли дети, одетые в желтые майки с символикой сотой, юбилейной, самой известной велосипедной гонки, сторонние люди обсуждали финиш, все телеканалы повторяли интересные моменты гонки. К слову сказать, не исчезла эта атмосфера и на следующий день, и через день, город все еще был украшен символикой Тур де Франс, но осмотр достопримечательностей Лиона на прокатных великах за полтора евро в сутки и сказочный фейерверк – это уже совсем другая история.
Спустя пару часов мы попрощались с командой и направились в свой отель, а тем временем механики команды, закончив возиться с велосипедами на улице, принялись за мойку машин — работа не останавливается, позади четырнадцать этапов, впереди еще семь, один за одним. Все повторяется и завтра снова будет дан очередной старт.
P.S.
Big thanks to Nicolas, Christian, Stefano, and everyone at Cannondale EU and Cannondale Pro Cycling Team who gave me the chance to see and enjoy stage 14 of Tour de France from inside!
-
добавить в избранное
- +113
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (10)
shturman032
Logoffski
Bars-zerwick
Спасибо за репортаж.
пс
А скаи такие, что ягуар мог этот вагон сделать вообще специально для них :)
scunk
можно потом, после трансляции, отдельный пост про болельщиков?
Выздоровел ли Диди Зенфт?
kerasin
kerasin
Val
kubas
Polkovnik
Aigo