Личный блог — Как это было#1: Nokia Velocity 2003
В начале лета у меня появилась идея рассказать о прошедших давным-давно гонках, в которых мне довелось участвовать. Многие из катающихся сейчас просто-напросто не знают о том, что было тогда, а те, кто катался уже в то время, будут явно не против их вспомнить. Первой гонкой в серии публикаций (которая заодно стала первой в моей жизни) планировалась Nokia Velocity, прошедшая в центре Москвы в 2003 году. Спонсированный финской компанией праздник стал целым событием для москвичей, а в нашем случае — для всех нас. Но, если силы вспомнить о такой дате и выпить бутылочку пива 6 сентября 2013 года у меня нашлись, то написать пост к этому времени — почему-то нет. Пока на дворе все еще 2013-й год, я решил исправить положение и срочно рассказать об этом.
Но сперва — немного истории. 2003-й год стал для меня переломным, определив именно тот стиль катания, который и остался на все следующие годы. Моим первым полноценным велосипедом был итальянский MTB 1998 года (о нем и других, более поздних будет, наверное, рассказано в другой статье), затем кросскантрийная Merida Kalahari в 2001 году, стритовый BMX и триальный сток… Для полного набора не хватало разве что шоссейника.
Тем временем, к началу лета 2003 года мне в очередной раз захотелось чего-то новенького, т.к. триал оказался довольно скучным занятием. Выбор пал на среднеходный фрирайдный подвес KHS FR-2000 (130 мм, Vanilla RLC/Deore XT), который затем я поменял в своих планах на KHS DH-50 (170 мм, Junior T, Deore). Как-то, сидя на лавочке в Покровском-Стрешнево с Димой Фрицом, я спросил у него, чему равен ход у Джуниора. Помню, как расстроился, когда он ответил, что он составляет 170, а не 150 мм, как я думал. (В то время еще не было ни 888, ни боксера с ходом 200 мм, а самыми длинноходными вилками были Monster T/SuperMonster T и Shiver RC). Но, как бы то ни было, велосипед был вскоре куплен со скидкой в 25% за 45 000 рублей в Велоимперии, которые я получил от продажи bmx, запчастей с триального стока и взяв у родителей в долг.
Мечта на тот момент сбылась!
Приехав в родную Покровку, я немного попрыгал на кочках и всем известном дропе в овраг. Буквально все просили прокатиться или хотя бы посидеть на велосипеде, потому что у каждого второго тогда не было Boxxer WC или Demo 8. В общем, за полторы недели я сразу привык к велосипеду, и как-то узнал, что будут какие-то соревнования в центре Москвы, в которых надо бы и поучаствовать. Было и страшно, и интересно! А теми соревнованиями стали Nokia Velocity, прошедшие 6 сентября, в день города Москвы.
Афиша на сайте компании
Для совсем молодых расскажу, что в 2003 году бензин стоил 13 рублей, Вконтакте и iPhone еще не придумали, и мальчики с кнопочными Nokia знакомились с девочками с раскладушками Samsung. И в это время устраивается целый праздник в районе станции метро «Китай-город» в Москве, на Славянской площади и Китайгородском проезде. Проводились соревнования и показательные выступления в следующих дисциплинах: DownStreet, BMX Vert, Триал, NorthShore.
Весь праздник был приурочен к презентации какой-то новой модели телефона, к которой можно было подключить внешнюю камеру с разрешением аж в 640х480 пикселей. Т.к. за 3 месяца до этого мне был подарен мамой мой первый телефон 3510i с полифонией и цветным экраном в 4096 цветов, то возможность подключения внешней камеры с таким огромным разрешением мне показалась интересной.
Погуглив, я нашел это чудесное устройство под названием Fun Camera:
Красти крабс
В день соревнований, в субботу 6 сентября 2003 года, собравшись всей нашей покровской компанией у порта Речного вокзала рано утром, мы своим ходом поехали в центр. Большинство улиц там были перекрыты, и по-своему приятно было ехать посреди широченной Тверской или проезжать по Лубянке рядом с Детским Миром. Добравшись до места, все сразу устремились на регистрацию. Если мне не изменяет память, поучаствовать можно было в трех дисциплинах (кроме bmx vert).
Vert
Для показательных выступлений были приглашены известные райдеры, о которых мы, конечно, ничего не знали. Они показывали какие-то невозможные трюки в рампе, вылетая, казалось, на 10 метров вверх и идеально приземляясь. А за год до этого, летом 2002 года, катаясь еще на стритовом BMX, я с двумя близнецами (Леха и Гриха на двух Haro из Покровки, если кто вспомнит) поехали в Кант кататься в парке и встретили там Пашу Войтова, который был с Васей Борисенко и еще кем-то. И вот, они нам показывали и учили, как правильно съезжать с рампы вниз, стоя на бортике на пегах. Поэтому зная уже в 2003 г., что я не умею даже толком съезжать с рампы, видеть то, что делают эти космические парни, было захватывающе. Конечно, там были трюки, пусть и не сумасшедшие по сегодняшним меркам, но все равно, очень мощные, а тогда — наверное, самые крутые. Людей было очень много, т.к. это были не просто велосоревнования, а городской праздник с гуляниями.
Trial
Соревнования по триалу прошли мимо меня. То ли в это время проводился DownStreet, то ли мы отдыхали после тренировки, но совершенно не помню, что там происходило. Да и вряд ли про триал стоит подробно расписывать — триал — он и есть триал).
Хочется верить, что он не упал вниз
Если не ошибаюсь, Женя Леонидов. А нет — Иван Потапов
NorthShore
Побывав в апреле того года на байкеркроссе в Орехово, я получил представление о фокроссе. С BMX и триалом тоже было все ясно, а вот с нор-шором столкнулся впервые. Из нашей большой компании лишь несколько человек записались на участие в шоре, а мы смотрели на них с открытыми ртами. Все участники шора начали кататься намного раньше нас и были для нас авторитетами. Саша BigAir, гоняющий в то время на Giant ATX-DH, делал если не первым, то одним из первым у нас в парке No-foot и No-hand, когда мы собирались в кучу у дерта и смотрели на это. Естественно, он участвовал в NorthShore.
Саша «BigAir», слева — Спец, справа — Банан
Серега на Ellsworth Dare — тоже участвовал. Из нашей компании остальных уже не вспомню, но среди других известных участников были Артем Фомин, Дима Гайдуков, Леха Бодров, Гера Нетребченко и другие. После DownStreet я сразу отправился смотреть выступления на шоре и снимать их на видеокамеру.
Гера Нетребченко, справа — Саша Благодатов
Уан-фут кан-кан был неплохим трюком
Мне было страшно смотреть на то, как ребята просто едут по шору на высоте более 5 метров. «Они же в лепешку разобьются, если упадут», — думал я, наблюдая за проездами ребят. Запомнился один участник, и это, скорее всего, был Дима Гайдуков, который проехал с феноменальной скоростью по шору. К счастью, никто не травмировался, а я же никогда не участвовал в шорах, о чем никогда не жалел.
DownStreet
Наконец мы и подошли к главной части, ради которой и затевался этот пост. DownStreet стал массовой «дисциплиной». Китайгородский проезд от Политихнического музей к Славянской площади имеет ширину в 4 полосы и находится на спуске. Это позволило проложить трассу таким образом, что осталось место для поднимающихся с финиша гонщиков, прохожих, которых в день города было немало, а саму трассу сделать чуть менее крутильной, чем по плоскости.
Начало трассы
Трасса представляла из себя 2 параллельные дорожки с различными нестандартными препятствиями. В начале были установлены деревянные фигуры, с приземлениями и без них, где-то в середине лежали два настоящих мусорных бака, на которых опирался вылет, а в самом конце… да-да, два автомобиля ваз 2106 и 2101, по одному из которых было необходимо проехать! Стекла были закрыты сетками, перед багажником и капотом установлены деревяшки, позволяющие заехать на машину.
Первая фигура после старта
Мусорные баки — все по-настоящему
Бодрый быстрее Сереги Вергуна
Последнее препятствие — Тимур Замалиев (?)
Оно же — в кадре Серега Вергун и топовый по тем временам смарт у кого-то в руках
Скорость, на которой проходилась трасса, была действительно высокой, потому что многие были на хардтейлах, а по асфальту можно было разогнаться очень неплохо. Это же и было минусом — приземления в большей части отсуствовали, как в случае с прыжком через мусорный бак, поэтому на приземлении вилки и подвески пробивались почти у всех. Первое препятствие было довольно затычным, т.к. нужно было или тормозить, или прыгать, частично приземляясь на короткое приземлении. Мало кто прыгал, но тем не менее они были. После первого был мусорный бак, упомянутый выше, а за ним — не менее жесткая тема, с жестким приземлением в плоскость. Самым же интересным препятствием был автомобиль, стоящий перед финишем. Это было, пожалуй, самым сложным препятствием в плане «проеду-не проеду» в отличие от всех остальных, где можно было проехать либо быстро, либо медленно. На тренировке проехать всю трассу от начала до конца было невозможно, т.к. все стояли кучей перед машинами и тренировались, заезжая на них.
Никита Кубас и другие, видимо, ждут, пока проедет гонщик, чтобы потренировать участок трассы
Но ничто не предвещало беды, как говорится. Отдав видеокамеру одному из своих знакомых, я тренировался на трассе. Деревянные фигуры проходились без проблем. Лишь первое препятствие я не прыгал, а старался проехать как можно быстрее. Более-менее изучив первую часть трассы, я отправился в ее конец. В первые два раза я без проблем заехал на крышу машины и без проблем съехал с нее. Но не в третий раз. Заезжая на крышу, меня начало тянуть сильно вправо, и через мгновение я уже дропал с крыши с невозможным дифферентом на морду. Бедный Джуниор мгновенно пробился, а я головой ушел в асфальт через руль. Так получилось, что меня зажало велосипедом, и выбраться было очень сложно. Секунд 10-15, не меньше, я пытался вылезти, и после очередной попытки это получилось. Никто не подошел в тот момент и не помог, а один «человек» на одном из фото дико смеялся, как я потом видел.
Невозмутимый взгляд, и выжить было невозможно
Все произошло слишком быстро
Помню, как потерял ориентацию в пространстве в первые секунды, не понимая, что нужно сделать, чтобы выпутаться. Больше лежать кверху *опой, придавленным велосипедом, мне, к счастью, не приходилось.
Поднявшись после падения, я увидел, как ко мне бежит женщина. «Наверное, приз дадут за падение или может банку редбулла», — промелькнуло у меня в голове. Но, увы, это был лишь велокомпьютер, слетевший при падении с моего руля. Отойдя в сторонку, сняв шлем и сев на травку, я понял, что у меня небольшой сотряс. Болела голова, но через 15 минут боль прошла. Шлем немного треснул, но тогда это не помешало использовать его еще 2 года. Тем временем, тренировки подходили к концу.
Не смогу сказать кто это. На дальнем плане — мой велосипед, как раз после падения.
Женек Тохтуев
Наступило время квалификации. Увы, я не решился тогда заехать на машину, т.к. после падения времени и желания потренироваться уже не было. Помню, как забрался на старт в своей очереди, а ведущий начал объявлять меня и что-то говорить про «мой крутой байк». И вот я, стартую, прыгаю/проезжаю препятствия и в конце объезжаю машины. Естественно, получаю дисквалификацию и становлюсь зрителем. Квалификация заканчивается и начинаются парные заезды (как в дуале). Из наших ребят несколько человек проходят квалификацию, и кому-то удается забраться довольно высоко.
Женя из Нахабино был как раз из нашей компании
Уже намного позже, просматривая фотографии, я увидел знакомых мне людей — Дена Левочкина, Леху Бодрова, Фомича, а тогда, я понятия не имел, кто из них кто.
Ден Дронов
Ден Левочкин
Поздно вечером, часов в 9, посмотрев на выступления на нор-шоре и верте, мы выдвинулись своим ходом домой. На награждение мы не стали оставаться, но, судя по фото, в шоре выграл Дима Гайдуков. Кто выйграл в триале тогда — мне неизвестно.
Фомич и Дима
Не припомню, чтобы на следующий день я не мог встать с постели или болели ноги. Целый день катания и дорога туда и обратно совсем не повлияли на юный организм, не то, что сейчас)
Поистине, историческая фотография. Нет больше гостиницы «Россия», рам «Атом» и такого масштаба соревнований.
Эти соревнования стали у меня первыми. С тех пор я поучаствовал в более, чем 70 гонках, но именно первая осталась в памяти навсегда. Она была далеко не самой результативной, но с тех пор, если я приезжал на соревнования, то обязательно участвовал в них, а также не пренебрегал защитой, что спасло меня от переломов. И, кстати, все 6 телефонов, которые есть или были у меня — Nokia.
Видео: http://www.youtube.com/watch?v=bibhZjXGpLk&feature=youtu.be
Были использованы фотографии:
photo.qip.ru/users/mashinki/36822/all/?mode=xlarge
trial-sport.ru/foto.php?id=1409#list
Архивные фото Веломира
Фото Сергея Diablo, в свое время сохраненные к себе в архив
Фотографии пользователей dirt.ru
-
добавить в избранное
1
- +173
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (78)
2511m
В те времена катался на Каме с A50.
velikain
Letchik
teddy
Я в то время просто катался на кантрийнике и даже не думал о возможности так кататься)
zorin
racerx
Хочется добавить что это был первый в стране эвент, где выступали иностранные звезды:
Eric Porter:
Kyle Ebbet:
Оба тогда из Iron Horse, которого к сожалению тоже больше нет =(
И еще были фристайлеры из Haro BMX, имен к сожалению не запомнил.
Rain
Bars-zerwick
Вообще, зря ты пропустил триал. Это были просто легендарные соревнования — туда приезжал норвежский викинг триала TRA. Он тогда творил такие вещи, о которых у нас народ даже не подозревал! Здоровенные гэпы, крутки. И это всё очень мощьно! Я тогда ещё учился в Германии и мне друг рассказывал в письме про эти соревы, как Томас давал всем прикурить. Наверное, это была вторая легенда триала, после Ханса Рея, которая посетила Россию ))
Хотя тогда он даже ещё не был такой легедной.
Соревы
vimeo.com/27646650
Вечерныий стрит по Москве
vimeo.com/27646622
Lenin_TG
Соревнования были мега крутыми. Томас раздавал конкретно. Тогда у нас был прорыв в понимании – такие крутки\гэпы\сайды он делал.
Troy
Bars-zerwick
Первый трамплин был просто пипец- он тупо перелетался и конечно же все пробивалось)) Кстати на фото не Женя Леонидов а Ваня Потапов, я думаю он щас тоже подключется)) Даже Юра Корнеев есть на фото))) Столько времени прошло, у всех щас семье, жены, дети. Эх настальгия!))) Отличный пост! Даешь прошлые контесты? фото с Лыткарино, чулково, и олежек))))
pokemon1446
Troy
pokemon1446
Давно было интересно, какой высоты был этот дроп. Тогда казалось, что с верхнего уровня он был большим) Катался тогда на хардтейле с контактами, по шору ездить было очень стремно на высоте и этот верхний дроп и подъезд к нему — это все, что я тогда осилил.
А еще Nokia Velocity запомнилась четырьмя вещами:
1. Как мы с Женей Берном помогали строить шорную трассу (хотя теперь мне кажется, что мы не особо и помогали)
2. Как у меня там украли телефон Nokia, оставленный в рюкзаке у дуальной трассы во время тренировки
3. Как я не стал участвовать в дуале после того, как увидел, как дико пробивается вилка на этих приземлениях на плошмяк (тогда мне было стыдно, но сейчас понимаю, что просить у родителей денег на еще одну вилку было бы гораздо хуже)
4. Тем, что когда я проходил к шорной трассе с беджем, милиционер очень активно разрулил большую толпу в узком месте, чтобы она меня пропустила (и народ действительно разошелся, участник же). До сих пор кажется удивительным.
Ну и дофига зрителей, конечно.
Val
pokemon1446
B-race
Val
Bars-zerwick
Werewolf
Кашира неделю или вроде того назад:
Val
«Я бы не торопился со словами Вадим! Фомич катает!!! Те, кто был на этом контесте, кто катал, многие проф. уже не выступают. Я со спортом и катаю с детства, как только сел на первый вел -»дружок". Маунтинбайк и первая тусовка «Олежки», первое спонсорство от ATOM — это был старт! И считаю что не нужно ограничиваться на чем-то, нужно пробовать себя во всем. Только спорт — только Хардкор!!!"
Val
diablo
Саню БигЭйра предпоследний раз я видел в 2004 году, когда собирался покупать BigHit, и хотел для начала прокатиться на чем-нибудь велике. А в этом году встретил его у бати в сервисе, когда был в Москве, но мы как-то буквально пару словами перекинулись и все. Он меня уже забыл, не узнал, да и видимо, уже совсем не интересовался великами, поэтому разбежались мы очень быстро.
Кстати, а кто что знает про братьев Пупсов?
Bars-zerwick
diablo
fpden
diablo
и да, на фото Тимур)
victoria5000
Willy
Трассы меня тогда дико напрягли, стрит приземлениями в плоскость, а шор высотой, насколько помню из нашей тусовки только Виталини записался.
Жаль что больше таких соревнований не проводилось.
Vastak
Миф о том, что байки среднего уровня ограничивают тебя в катании, можно опровергнуть, пожалуй, для 98% катающихся))
Willy
Вспомнил какой восторг я испытал проехавшись по тачке в канце трассы))) А потом на треннировке все таки разложился на первом трамплине и не стал учавствовать о чем конечно же потом пожалел. Было очень круто!
Самым забавным было встретить на этих соревнованиях своего соседа по даче, с которым до этого много лет игралии в футбол и ходили купатся и при этом не знали что оба катаем на мтб) им оказался Саня «BigAir».
maxxis
diablo
maxxis
Bars-zerwick
TRA (Норвегия)
Кристап Скудра (Латвия)
Два очень крутых райдера из Украины — Вова и Шаман
Плюс все наши отцы ) Было мего круто)
Troy
pokemon1446
Я могу, конечно, попробовать написать про Питер того же периода времени… Даже архив фоток есть, но у меня память похуже(( Надо собрать пивной консилиум из наших ветеранов и сообща востановить подробности, а после этого оформить мемуары!)
beast
fpden
Bars-zerwick
Андрей Крупко, по-моему.
Val
sogno_segreto
teddy
pokemon1446
Bars-zerwick
Coldat
_va
pokemon1446
Был еще в 2006 году парень на GT Chucker, часто приходил ко нам в мастерскую, то вилку на Ваниллу менял ему, то трансмиссию ставил получше, в Орехово начала приезжать, а потом так же резко пропал.
Bars-zerwick
ervin
Спортмастер поддерживал спорт, и была очень крутая команда почти по всем видам. Не могу сказать по остальным направлениям (не помню деталей), но по триалу всегда было 2-3 райдера. Я провел вместе с ними 3 года, и было по тем временам нормальное спонсирование (детали/зп/командировочные/призовые). То был расцвет команд и брендов. Почти все спортивные магазины/дистрибьюторы поддерживали райдеров и было много команд: Триал-спорт, Веломир, Спортмастер, Wheeler, Омнибайк и т.п. Даже Schwinn и Scott поддерживали триал и был у них райдер. Причем команды были по всем дисциплинам.
Troy
ervin
pokemon1446
Сейчас обстановка и хуже и лучше. С одной стороны сейчас больше возможностей и все более официально в экстремальной велотусе. А с другой стороны кризис подкосил многих, свернули команды и спонсирование. Некоторые виды вообще умерли (с точки зрения спонсирования).
Troy
pokemon1446
То есть деньги просто перетекли из наших розничных магазинов, которым было интересно спонсировать развивающийся вид спорта, к буржуйским интернет-продавцам.
Ну и наш спорт вероятно перестал разширяться, просто занял какую-то определённую нишу — зачем тогда его спонсировать в масштабах команд и поездок, достаточно одного-двух райдеров, да и на тех еле денег хватает.
Chute
Во первых, розничные магазины особо никого не спонсировали, за исключением отдельных случаев. Спонсорство шло в основном от дистрибьюетров. В первую очередь дистрибьютеров велосипедов, а не запчастей. Велосипеды чайн-реакшен, да и иностранные и-нет магазины пока в сколько-либо серьезных объемах продавать к нам не в состоянии. Так что не в этом дело. Да и не в кризисе — все спонсорство похерилось еще до него, кризис просто окончательно добил все остатки…
Просто с распространением и-нета и англоговорящих покупателей, все стало более глобальным… От того, что там, русским райдерам давали крутой велик, форму и какие-то деньги не менялось вообще ничего в плане роста продаж, даже после того как он ЧР выигрывал ничего не менялось, потому что все смотрели на тех, кто выигрывает ЧМ. Вся велотусовка стала смотреть на запад. Веб-сайты, видео, прямые трансляции — пошел прямой поток информации оттуда. Локальные герои померкли при появлении западных звезд и соревнования локальные наводили лишь уныние, потому что, то что люди видели на локальных спотах не шло ни в какое сравнение с тем, что они видели на фрикастере и пинкбайке. В локале авторитетов не было, пока не появились райдеры, ориентированные не на внутнений российский уровень, а на мировой.
Rain
AleksandrSimonov
Если такое с брендом случается, то спрос на порядок возрастает бывает.
Rain
AleksandrSimonov
Chunia
toshik
_va
ScuLLy
EXPLOSIF
Велосити тоже помню, очень хотел на него попасть, но поехал в это время катать на Смотряк)
В то время были классные и очень красивые норки, обалденные вилки марзочи и охрененно работающие дерт джамперы — все было настоящим, более зеленым и было меньше пафоса.
Все были молодыми, все катались и не выеживались на форумах.
И Кубас был на виллере с шивером)
И в то время я дико фапал на atom team downhill ака azonic ака felt ака rockmachine ака еще невесть сколько астровских модификаций, но атом почему то запомнился отчетливее всех.
Тогда нормальный Дх велик весил солидные 23-25 кг, и никто не парился по поводу титановых болтиков.
А! Тогда я впервые увидел Арсена с ирокезом на голове! ггг!
Traktor23
Dustman
EXPLOSIF
я в 2003 только на кантрийнике 21й ростовки учил банник через палочку на 2х бутылках, вытаскивая седло, чтоб не мешало. А на редких обладателей велосипедов Kona смотрел, как на супергероев)
пиши еще, обязательно!
зы: кстати, а Тимур не на таком ли кантрийничке, часом?
shooroop83
pokemon1446
mihalych
-ST-
stringer
JustUnicorn
vitallini
grigri
maxxis
Viz