pashevich — Dual Air is back!
С того момента, как инженеры Rock Shox перевели кантрийные вилки Reba и SID на принципиально новую воздушную пружину Solo Air, об этом переходе много разговаривали, его часто обсуждали. Одним новшество понравилось, другие относились к нему скептически, третьи писали «Хотелось бы вернуть обратно Dual Air…».
Когда новые вилки попали в руки пользователей, обнаружилось, что новый Solo Air вполне можно переделать в полноценный Dual Air. На форумах заговорили о такой переделке. Многие говорили, немногие – сделали.
Прежде чем перейти к основной теме топика, хотелось бы заметить, что мы не первые, кто проделал процедуру переделки новой пружины Solo Air в Dual Air. Лично я взялся за эту тему после сообщения на местном белорусском велофоруме от пользователя fireproof, который написал о том, что он успешно осуществил переделку и уже некоторое время катается на Dual Air. Несмотря на то, что он любезно поделился чертежом переходника, я решил все сделать самостоятельно с нуля, так как насчёт конструкции появились некоторые свои соображения.
Данная статья – оригинальный текст от небольшого «коллектива»: «менеджер проекта», «вилко-мастер», фотограф и автор текста (pashevich); инженер-конструктор, «менеджер по связям с токарями» (ZxV); спонсор тестовой вилки и будущий райдер-тестировщик (DAP).
Новый Solo Air.
Поскольку не все могут быть в теме новых пружин, начну с небольшого описания нового Solo Air, остановлюсь только на преимуществах/недостатках и ключевых отличиях от старого Solo Air и Dual Air.
На рисунке ниже представлена схема пружины Solo Air. Если объяснить просто, то новый Solo Air по сути является «кастрированным» Dual Air. С Dual Air его роднит глухой воздушный поршень без клапана (у старого Solo Air клапан перепуска давления из позитивки в негативку был в поршне). Однако накачка обеих камер, в отличие от Dual Air, происходит через единственный клапан в топкэпе ноги вилки. Как же накачивается негативка? Через главную фичу новой пружины – проточку (groove) для перепуска воздуха в стенке ноги вилки (зеленая на схеме). То есть накачка негативной камеры теперь осуществляется как в современных амортизаторах Rock Shox.
Теперь коротко перечислю преимущества и недостатки (список составлен на мой субъективный взгляд):
+ максимальная простота конструкции и настройки вилки
– склонность с стакдауну в морозы и при недостатке смазки в позитивной камере
– нет возможности изменить ход проставками (требуется замена штока с поршнем*)
– нет возможности использования жидкого масла в позитивной камере (только консистент)
– и главное отличие от Dual Air: нет возможности раздельной регулировки давлений в позитивке и негативке, как следствие – сильно ограничен диапазон настроек вилки.
Последний недостаток из списка является весьма критичным для тех, кто серьезно гоняется на КК-гонках, кому не нужен «плюш» Solo Air, кто хочет «недокачивать» негативку, чтобы вилка меньше качалась и была более жесткой на мелких ходах. Вся эта затея с переделкой вилки в Dual Air по большей части направлена на устранение именно этого «недостатка», хотя точнее будет сказать – особенности Solo Air пружины.
Так что же позволяет переделать новый Solo в Dual? Ведь для этого нужно иметь возможность накачивать негативную камеру отдельно от позитивной. К нашему счастью, из-за того, что новый Solo Air, в отличие от старого, в силу конструкции с глухим поршнем имеет вероятность получить стакдаун (как задний амортизатор), инженеры предусмотрели в торце штока воздушной пружины клапан для стравливания давления из негативной камеры:
Таким образом, модернизация Solo Air до Dual Air сводится к двум пунктам:
– изготовление переходника под насос ВД для накачки негативной камеры
– закидывание проставки в негативную камеру для поднятия поршня над проточкой
«Проектирование»
Как говорится, «семь раз отмерь – один раз отрежь». Перед началом работ мы тщательно обмеряли все размеры пружины, ног и штанов нашей подопытной вилки Rock Shox SID XX Solo Air 2013 для того, чтобы нарисовать схему в виртуале, и там уже подбирать размеры переходника и проставки.
Поскольку переходник сразу хотелось сделать универсальным под разные вилки (26 и 29, Reba и SID), я провел замеры еще на двух вилках: RS SID 26” и RS Reba 29”. Как и ожидалось, размеры деталей воздушной пружины (все, что находится в ноге вилки) были идентичными, также совпала глубина расположения проточки в ноге у всех вилок. Оставался один параметр – глубина полости в штанине вилки, которая влияет на длину переходника. И она оказалась одинаковая у 26” и 29” версий вилок. Соответственно, 29-ая версия вилки отличается более длинной частью штанов выше дна и более длинным штоком воздушной пружины. На основании измерений были нарисованы переходник/адаптер для накачки негативной камеры и проставка, поднимающая поршень над проточкой (ее можно ставить как под негативную камеру, так и внутрь нее, изменяя объем негативки, и, тем самым, характеристику работы вилки в начале хода).
По ссылке можно посмотреть файл для Автокада, все размеры максимально приближены к реальным.
Далее за дело взялся опытный в плане рисования чертежей ZxV. На основе моей схемы и размеров он сделал точный чертеж (точнее сказать, эскиз) детали для токарей. Основная тонкость с изготовлением переходника состояла в том, что нужно было осуществить нажатие «пипки» клапана в штоке воздушной пружины при накручивании насоса на адаптер. Для этого штырек в адаптере, который осуществляет эту функцию, по размеру должен быть точно выверен. С первого раза в размер не попали. Ниже представлен конечный вариант чертежа с точными размерами:
С проставкой в негативку, казалось, все будет проще. По схеме минимальная высота проставки, необходимая для поднятия поршня над проточкой в ноге, получалась около 4 мм. Для опытного образца решили сделать проставку высотой 5 мм, на всякий случай. Соответственно, здесь мы встречаемся с первым нюансом переделки – ход вилки уменьшается на 5 мм (* в дальнейшем выяснилось, что проставки в 5 мм оказалось мало, но об это ниже).
Изготовление
Изготовление переходника производилось на «секретном» заводе опытными токарями. Еще на стадии обсуждения проекта стоял выбор между двумя способами изготовления переходника: делать из трубки подходящего диаметра, просто нарезав резьбу и накрутив на нее 2 гайки (под ключ и под упор в низ штанины), либо делать из цельного куска металла. Первый вариант был проще, но возникали нюансы со штырьком для открывания клапана, да и гайки на эпоксидке — как-то не изящно. В итоге решили вытачивать переходник из цельного куска шестигранного стального проката 10 мм. Плюсы такой схемы: удобно точить, и сразу получаются интегрированные шестигранники для закручивания и упор в нижнюю часть штанины. Минус – сложность сверления внутреннего отверстия. Проставку высотой 5 мм выточили из капролона. Шайбочка, пластиковый ретэйнер и колпачок на резьбу – родные Rock Shox. Фотография готовых изделий:
Опытный глаз заметит, что переходник на рисунке отличается от чертежа выше. Дело в том, что переходник немного допиливался в процессе подгонки размеров, а чертеж представлен уже с учетом всех поправок.
Вес всего комплекта получился 35 грамм (напоминаю, переходник стальной). Естественно, можно делать его из алюминия. Более того, переходник даже не обязательно возить на вилке после накачки, можно просто открутить и оставить дома / положить в рюкзак.
Домашний тест.
После того, как переходник окончательно был подогнан по размеру (чтобы правильно открывался клапан накачки), я пересобрал вилку в конфигурации Dual Air. Вот для наглядности – фото пружины до и после апгрэйда:
Вставив пружину в ногу, я решил сразу не собирать полностью вилку, а проверить герметичность негативной камеры относительно позитивной. Для этого к обеим камерам были подключены насосы ВД. Тест состоял в накачке позитивной камеры до 100 psi, в негативной, соответственно, должно было оставаться 0 psi. Ожидание и реальность не совпали – давление уходило в негативку. Впрочем, причина такого просчета быстро стала понятна: при расчете проставки я не учел того, что bottom out bumper под воздушным поршнем резиновый, и он сжимается, когда в позитивке большое давление. Это приводило к перемещению поршня до проточки в ноге, из-за чего давление из позитивки уходило в негативку. Хорошо, что ZxV наточил 5 мм проставок с запасом, я просто закинул еще одну проставку в воздушную пружину:
Сразу же после этого собрал вилку и провел тест, описанный выше. На фото ниже – его результаты. Верхнее фото – позитивная камера накачана до 100 psi, в негативной – 0 psi. Видно, что вместо 10 мм вилка «потеряла» только 5 мм. Нижнее фото – накачиваю негативку до 100 psi, вилка сжимается до 10% от хода (то есть на 10 мм). Делаем вывод о том, что резинки в воздушной пружине от давления 100 psi в позитивке сжимаются на 5 мм.
После этого был проведен суточный тест на герметичность переходника. Вилка была накачана до 100/100 psi и оставлена в таком состоянии на сутки. Тест показал, что нигде ничего не травит:
Поскольку на дворе зима, да и велосипед у нашего тестового райдера пока в процессе сборки, тестирование работы вилки было проведено только в домашних условиях. За меня расскажет видео с комментариями:
Solo Air converted to Dual Air from pashevich on Vimeo.
Как видно – Dual Air накачивается и работает нормально (заодно в видео попытался показать, почему нужно сначала накачивать позитивку, а потом — негативку).
Установленный переходник практически не торчит из штанов вилки, но при этом накручивать насос ВД на него вполне удобно. Штырек в переходнике точно упирается в «пипку» клапана Шреддер в торце штока воздушной пружины и ни капли не болтается при езде. На фото ниже — как это все выглядит на SID'е:
Результат
На выходе мы получили работоспособный образец. Эксплуатация покажет, как это все работает, но я не вижу причин, чтобы что-то во время езды пошло не так. Самый большой плюс всей этой затеи в том, что если не понравилось / не доставило – можно вынуть проставку из пружины, вкрутить обратно болт вместо переходника и кататься дальше на Solo Air. Апгрэйд полностью обратим и практически не влияет на другие характеристики вилки (за исключением потери 10 мм хода, которую тоже можно компенсировать). Напомню, таким же образом можно конвертировать и трэйловый Revelation с новым Solo Air, значительно расширяя возможности настройки воздушной пружины.
Сам адаптер можно сделать легче, если точить его из алюминиевой трубки, увеличить размеры внутреннего отверстия (но тогда немного сложнее сделать штырек). С другой стороны, те, кому важны 30 грамм на байке, могут просто после накачки снимать адаптер и вкручивать родной лайтовый (2 грамма) алюминиевый болт.
Все материалы данной статьи можно свободно публиковать на других ресурсах, только, пожалуйста, указывайте авторов и не забывайте ссылку на оригинальный пост.
Всем спасибо за внимание!
Когда новые вилки попали в руки пользователей, обнаружилось, что новый Solo Air вполне можно переделать в полноценный Dual Air. На форумах заговорили о такой переделке. Многие говорили, немногие – сделали.
Прежде чем перейти к основной теме топика, хотелось бы заметить, что мы не первые, кто проделал процедуру переделки новой пружины Solo Air в Dual Air. Лично я взялся за эту тему после сообщения на местном белорусском велофоруме от пользователя fireproof, который написал о том, что он успешно осуществил переделку и уже некоторое время катается на Dual Air. Несмотря на то, что он любезно поделился чертежом переходника, я решил все сделать самостоятельно с нуля, так как насчёт конструкции появились некоторые свои соображения.
Данная статья – оригинальный текст от небольшого «коллектива»: «менеджер проекта», «вилко-мастер», фотограф и автор текста (pashevich); инженер-конструктор, «менеджер по связям с токарями» (ZxV); спонсор тестовой вилки и будущий райдер-тестировщик (DAP).
Новый Solo Air.
Поскольку не все могут быть в теме новых пружин, начну с небольшого описания нового Solo Air, остановлюсь только на преимуществах/недостатках и ключевых отличиях от старого Solo Air и Dual Air.
На рисунке ниже представлена схема пружины Solo Air. Если объяснить просто, то новый Solo Air по сути является «кастрированным» Dual Air. С Dual Air его роднит глухой воздушный поршень без клапана (у старого Solo Air клапан перепуска давления из позитивки в негативку был в поршне). Однако накачка обеих камер, в отличие от Dual Air, происходит через единственный клапан в топкэпе ноги вилки. Как же накачивается негативка? Через главную фичу новой пружины – проточку (groove) для перепуска воздуха в стенке ноги вилки (зеленая на схеме). То есть накачка негативной камеры теперь осуществляется как в современных амортизаторах Rock Shox.
Теперь коротко перечислю преимущества и недостатки (список составлен на мой субъективный взгляд):
+ максимальная простота конструкции и настройки вилки
– склонность с стакдауну в морозы и при недостатке смазки в позитивной камере
– нет возможности изменить ход проставками (требуется замена штока с поршнем*)
– нет возможности использования жидкого масла в позитивной камере (только консистент)
– и главное отличие от Dual Air: нет возможности раздельной регулировки давлений в позитивке и негативке, как следствие – сильно ограничен диапазон настроек вилки.
Последний недостаток из списка является весьма критичным для тех, кто серьезно гоняется на КК-гонках, кому не нужен «плюш» Solo Air, кто хочет «недокачивать» негативку, чтобы вилка меньше качалась и была более жесткой на мелких ходах. Вся эта затея с переделкой вилки в Dual Air по большей части направлена на устранение именно этого «недостатка», хотя точнее будет сказать – особенности Solo Air пружины.
Так что же позволяет переделать новый Solo в Dual? Ведь для этого нужно иметь возможность накачивать негативную камеру отдельно от позитивной. К нашему счастью, из-за того, что новый Solo Air, в отличие от старого, в силу конструкции с глухим поршнем имеет вероятность получить стакдаун (как задний амортизатор), инженеры предусмотрели в торце штока воздушной пружины клапан для стравливания давления из негативной камеры:
Таким образом, модернизация Solo Air до Dual Air сводится к двум пунктам:
– изготовление переходника под насос ВД для накачки негативной камеры
– закидывание проставки в негативную камеру для поднятия поршня над проточкой
«Проектирование»
Как говорится, «семь раз отмерь – один раз отрежь». Перед началом работ мы тщательно обмеряли все размеры пружины, ног и штанов нашей подопытной вилки Rock Shox SID XX Solo Air 2013 для того, чтобы нарисовать схему в виртуале, и там уже подбирать размеры переходника и проставки.
Поскольку переходник сразу хотелось сделать универсальным под разные вилки (26 и 29, Reba и SID), я провел замеры еще на двух вилках: RS SID 26” и RS Reba 29”. Как и ожидалось, размеры деталей воздушной пружины (все, что находится в ноге вилки) были идентичными, также совпала глубина расположения проточки в ноге у всех вилок. Оставался один параметр – глубина полости в штанине вилки, которая влияет на длину переходника. И она оказалась одинаковая у 26” и 29” версий вилок. Соответственно, 29-ая версия вилки отличается более длинной частью штанов выше дна и более длинным штоком воздушной пружины. На основании измерений были нарисованы переходник/адаптер для накачки негативной камеры и проставка, поднимающая поршень над проточкой (ее можно ставить как под негативную камеру, так и внутрь нее, изменяя объем негативки, и, тем самым, характеристику работы вилки в начале хода).
По ссылке можно посмотреть файл для Автокада, все размеры максимально приближены к реальным.
Далее за дело взялся опытный в плане рисования чертежей ZxV. На основе моей схемы и размеров он сделал точный чертеж (точнее сказать, эскиз) детали для токарей. Основная тонкость с изготовлением переходника состояла в том, что нужно было осуществить нажатие «пипки» клапана в штоке воздушной пружины при накручивании насоса на адаптер. Для этого штырек в адаптере, который осуществляет эту функцию, по размеру должен быть точно выверен. С первого раза в размер не попали. Ниже представлен конечный вариант чертежа с точными размерами:
С проставкой в негативку, казалось, все будет проще. По схеме минимальная высота проставки, необходимая для поднятия поршня над проточкой в ноге, получалась около 4 мм. Для опытного образца решили сделать проставку высотой 5 мм, на всякий случай. Соответственно, здесь мы встречаемся с первым нюансом переделки – ход вилки уменьшается на 5 мм (* в дальнейшем выяснилось, что проставки в 5 мм оказалось мало, но об это ниже).
Изготовление
Изготовление переходника производилось на «секретном» заводе опытными токарями. Еще на стадии обсуждения проекта стоял выбор между двумя способами изготовления переходника: делать из трубки подходящего диаметра, просто нарезав резьбу и накрутив на нее 2 гайки (под ключ и под упор в низ штанины), либо делать из цельного куска металла. Первый вариант был проще, но возникали нюансы со штырьком для открывания клапана, да и гайки на эпоксидке — как-то не изящно. В итоге решили вытачивать переходник из цельного куска шестигранного стального проката 10 мм. Плюсы такой схемы: удобно точить, и сразу получаются интегрированные шестигранники для закручивания и упор в нижнюю часть штанины. Минус – сложность сверления внутреннего отверстия. Проставку высотой 5 мм выточили из капролона. Шайбочка, пластиковый ретэйнер и колпачок на резьбу – родные Rock Shox. Фотография готовых изделий:
Опытный глаз заметит, что переходник на рисунке отличается от чертежа выше. Дело в том, что переходник немного допиливался в процессе подгонки размеров, а чертеж представлен уже с учетом всех поправок.
Вес всего комплекта получился 35 грамм (напоминаю, переходник стальной). Естественно, можно делать его из алюминия. Более того, переходник даже не обязательно возить на вилке после накачки, можно просто открутить и оставить дома / положить в рюкзак.
Домашний тест.
После того, как переходник окончательно был подогнан по размеру (чтобы правильно открывался клапан накачки), я пересобрал вилку в конфигурации Dual Air. Вот для наглядности – фото пружины до и после апгрэйда:
Вставив пружину в ногу, я решил сразу не собирать полностью вилку, а проверить герметичность негативной камеры относительно позитивной. Для этого к обеим камерам были подключены насосы ВД. Тест состоял в накачке позитивной камеры до 100 psi, в негативной, соответственно, должно было оставаться 0 psi. Ожидание и реальность не совпали – давление уходило в негативку. Впрочем, причина такого просчета быстро стала понятна: при расчете проставки я не учел того, что bottom out bumper под воздушным поршнем резиновый, и он сжимается, когда в позитивке большое давление. Это приводило к перемещению поршня до проточки в ноге, из-за чего давление из позитивки уходило в негативку. Хорошо, что ZxV наточил 5 мм проставок с запасом, я просто закинул еще одну проставку в воздушную пружину:
Сразу же после этого собрал вилку и провел тест, описанный выше. На фото ниже – его результаты. Верхнее фото – позитивная камера накачана до 100 psi, в негативной – 0 psi. Видно, что вместо 10 мм вилка «потеряла» только 5 мм. Нижнее фото – накачиваю негативку до 100 psi, вилка сжимается до 10% от хода (то есть на 10 мм). Делаем вывод о том, что резинки в воздушной пружине от давления 100 psi в позитивке сжимаются на 5 мм.
После этого был проведен суточный тест на герметичность переходника. Вилка была накачана до 100/100 psi и оставлена в таком состоянии на сутки. Тест показал, что нигде ничего не травит:
Поскольку на дворе зима, да и велосипед у нашего тестового райдера пока в процессе сборки, тестирование работы вилки было проведено только в домашних условиях. За меня расскажет видео с комментариями:
Solo Air converted to Dual Air from pashevich on Vimeo.
Как видно – Dual Air накачивается и работает нормально (заодно в видео попытался показать, почему нужно сначала накачивать позитивку, а потом — негативку).
Установленный переходник практически не торчит из штанов вилки, но при этом накручивать насос ВД на него вполне удобно. Штырек в переходнике точно упирается в «пипку» клапана Шреддер в торце штока воздушной пружины и ни капли не болтается при езде. На фото ниже — как это все выглядит на SID'е:
Результат
На выходе мы получили работоспособный образец. Эксплуатация покажет, как это все работает, но я не вижу причин, чтобы что-то во время езды пошло не так. Самый большой плюс всей этой затеи в том, что если не понравилось / не доставило – можно вынуть проставку из пружины, вкрутить обратно болт вместо переходника и кататься дальше на Solo Air. Апгрэйд полностью обратим и практически не влияет на другие характеристики вилки (за исключением потери 10 мм хода, которую тоже можно компенсировать). Напомню, таким же образом можно конвертировать и трэйловый Revelation с новым Solo Air, значительно расширяя возможности настройки воздушной пружины.
Сам адаптер можно сделать легче, если точить его из алюминиевой трубки, увеличить размеры внутреннего отверстия (но тогда немного сложнее сделать штырек). С другой стороны, те, кому важны 30 грамм на байке, могут просто после накачки снимать адаптер и вкручивать родной лайтовый (2 грамма) алюминиевый болт.
Все материалы данной статьи можно свободно публиковать на других ресурсах, только, пожалуйста, указывайте авторов и не забывайте ссылку на оригинальный пост.
Всем спасибо за внимание!
-
добавить в избранное
15
- +130
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (122)
SochiDH
VL_Chuvak
Gary
По миру катаются сотни тысяч вилок РокШокс с соло эир, эта пружина лицензируется другими производителями и вообще считается лучшей на сегодняшний день… И тут мы, вдруг узнаем, что вилки стакдаун ловят, причем регулярно…
Rain
а вот сообщений на форумах о стакдауне уже хватает, особенно зимой.
pashevich
NeuroFob
pashevich
VL_Chuvak
кому-то может реально понадобиться такое сделать.
pashevich
Aux
pashevich
Lyoho
andrey3336
dracul
Но я вот до сих пор не понимаю прелести дуалэйра, сколько у меня было вилок с дуалэйром — сплошной геммор с настройкой и перепусканием воздуха из позитива в негатив. Были Reba, SID, Revalation. Все перепускали воздух в негатив, ход уменьшался во время катания. Особенно этим страдала первая Reba.
А солоэйр Boxxer и Lyric такими проблемами не страдают, так в чем профит дуалэйра?
Историю про тонкие настройки не надо рассказывать, работает все одинаково, ну или я не могу постичь тонкостей этих настроек.
Vados
Про настройки ты зря — спроси тех, кто серьезно катает КК :)
*если что — я сам перешел на старый солоэйр в своем Секторе, посколько не гоншчык)
pashevich
Реально аргументы на уровне нравится не нравится, но это настолько субъективно, что не понять преимуществ. Остальные серьезные КК гонщики сказали, что пофигу какая система, лишь бы работала исправно.
Vados
pashevich
Vados
для гонцов, которые пользуются для этих целей демпферами такое нафиг не нужно.
другой вопрос, что у рокшоков демпфер всё равно оставляет малый ход подбешывающий раскачкой, фокс со своим рлц в этом смысле куда лучше работал.
raskladnoy
pashevich
Aux
Vados
Aux
AleksandrSimonov
DenisPonomariov
allan44
Data_Link
allan44
CIX
вопрос не совсем понял. при полном разжатии о-ринг поршня оказывается посередине этой проточки, и давления в камерах выравниваются.
pashevich
CIX
Проточка — просто ямка в стенке ноги, примерно прямоугольник 2х3 мм со скругленными углами.
pashevich
CIX
south
pashevich
south
а вообще — поменяй резинку на поршне на новую и используй правильную смазку воздушной пружины, говорят, помогает от стакдаунов.
pashevich
south
pashevich
south
1) зачем нужны простаки для уменьшения хода вилки? Вроде цель была новая пружина, а не согнать вилку.
2) при описании плюсов и минусов соло аир перечислены какие-то сонительные пункты взяты в перемешку от двух типов реализации пружины соло аир (без припускного клапана и с препускным клапаном). В подопытной вилке стоит соло аир без препускного клапана, а он как известно уже обладает желаемой «ступенькой» вначале хода (недокаченностью негативной пружины).
– склонность с стакдауну в морозы и при недостатке смазки в позитивной камере а) если система с препускным клапаном то стакдаун невозможен, клапан откроется и выравняет давления в камерах. б) для системы без препускного клапана (как в вилке на фото) если уж она масло в позитивке удержать не может, то воздух и подавно неудержит. Меняйте резинку. Если уж словили, то убрать стакдаун можно с помощью клапана через который в статье накачивается негативная пружина.
– нет возможности изменить ход проставками (требуется замена штока с поршнем*). Ход уменьшается проставками в любой пружине. Но у дуал аира согнать вилку можно просто накачав негативную пружину сильнее. Но тогда получим плюш в начале хода.
– нет возможности использования жидкого масла в позитивной камере (только консистент). Без коментариев...
– и главное отличие от Dual Air: нет возможности раздельной регулировки давлений в позитивке и негативке, как следствие – сильно ограничен диапазон настроек вилки. У дуал аира диапазон не так уже и велик. Если негативную попытаться накачать больше позитивной, то ход вилку уменьшится и работа будет плюшевая в начале хода. Если позитивную накачать больше чем негативную, то появится эффект страгивания («ступеньки») возможно для кого-то это важно ее наличие. Сделать эффект «ступеньки» можно и на заводской версии пружину просто спустив негативную пружину через клапан который в статье используется для накачивания негативной пружины.
SilentK
по порядку:
склонность с стакдауну в морозы и при недостатке смазки — есть реальные сообщения на форумах, что такое происходит.
если уж она масло в позитивке удержать не может — в воздушной камере используется консистент (как и в других вилках рок шокс, в том числе и дуал эйр, и старый солоэйр) начиная 2011-2012 годов.
Ход уменьшается проставками в любой пружине - в новом солоэйре нет такой возможности. если закидываешь проставку — поршень не сможет опуститься до проточки и перепустить давление в негативку. см. схему в статье. это же и ответ на вопрос, зачем нужны проставки в вилке при переделке в дуал эйр.
Сделать эффект «ступеньки» можно и на заводской версии пружину просто спустив негативную пружину через клапан который в статье используется для накачивания негативной пружины. — заблуждение. одновременно ты спустишь и позитивку.
pashevich
SilentK
pashevich
И тогда вопрос, если старый СолоЭйр был хорош, зачем придумывать новый, который не позволяет менять ход вилки в хоть и небольшом диапазоне?
nilstisebe
старый солоэйр никуда не исчез, он остался на вилках в бюджетном сегменте (XC30/32, Recon Silver), и в «длинноходном» Sektor/Revelation и т.д. Кстати, он тоже изменился (на вилке XC32 видел обновленную версию), поменялся дизайн клапана, теперь нет люфта в самом начале хода.
pashevich
аргайл рцт, сектор, ревел получается со старым? т.к. их успешно сгоняют..
MaksimBorodyuk
Это: SID 80/120 mm, Reba, Revelation (там может стоять от старого соло и дуала до DPA).
В Аргайлах стоит старый Solo Air, который можно сгонять проставками.
pashevich
Data_Link
Тут ничего не былоidimych
Aigo
ПЕРВОЕ
Сама идея Дуал Эир всегда казалась мне сомнительной. Нет смысла, тупо маркетинг, направленный на непонимание пользователя. Плюсы в возможности регулировки хода, простота и низкий вес. Раздельное регулирования давление в негативке и позитивке невозможно. Две эти камеры соеденены через подвижный поршень, и давление в обоих ВСЕГДА будет одинаковым (нужно ввести небольшую корректировку погрешности, в негативке давление всегда чуть больше, из рабочей площади поршня вычитается площадь штока). Как только давление в негативке станет больше, поршень сдвинется, и выравняет давление в обоих камерах. Если давление в позитивке больше, то поршень просто упрется в отбойник и появляется сила преднагрузки. Регулировать давление отдельно не только нет никакой необходимости, но это ее и не возможно конструктивно.
ВТОРОЕ
Единственный возможный способ заставить работать эту схему как ДУАЛ это сгон хода, чтобы поршень был выше канавки. А нафига это надо? Потеря хода, ради сомнительной регулировки. Если сохранить ход, то никакого ДуалЭир тут не получилось, как был Соло так и остался. канал то никуда не делся, и объемы воздуха всегда будут выравниваться, как только поршень пересечет перепускной канал, и все вернется к томй же схеме что была до переделки.
Ну и на последок, дуалэир система капризная, и не очень надежная. Самым надежным был старый добрый солоэир с поршнем — клапаном.
DarkWit
еще раз: у каждой системы есть преимущества и недостатки, каждый лично для себя выбирает, что ему важнее. в спорте (в соревнованиях) совсем другие критерии для интвентаря, чем при обычном «туристическом» катании. если для Вас переделка не имеет смысла, то это не значит, что ни для кого это не имеет смысла. Я показал подробно, как это сделать, кому нужно — тот сделает.
у «старого доброго соло» не раз встречался вот такой прикол:
самая надежная пружина — стальная, самая надежная вилка — ригид ©
pashevich
По конкретному солоэйру РШ, в последней ривизии он имеет витую длинную пружинку, которая не ломается и не глючит.
В конечном итоге, какие приемущества и вохзможности даете ДуалЭир по сравнению с солоэир. Не надо тут про гибкость и возхможность натроек. Какие именно плюсы, конкретно и точно?
DarkWit
возможность накачать в негативку меньше чем в позитивку
ZxV
kudryaviy
DarkWit
pashevich
Aigo
nilstisebe
а именно
в негативку можно накачать меньше чем в позитивку
несказать что пользователи повсеместно так качают
но и не редкость
2 вы статью вообще читали?
там так и написано чтоб работало как дуал надо согнать ход
ZxV
Я однго не могу понять, зачем в негативку качать больше или меньше чем в позитивку. Вот не надо про плюшевый ход, это бред.
DarkWit
я даж незнаю как обьяснить эту простую вещ
берете накачанную ребу дуалэйр
нажимаете на нипель негативки
и у вас в руках вилка с разным давлением в позитивке и негативке
атмосферное давление в негативке
и сколько там было накачано в позитивке
1 «перекачивать» (название условное) негативку можно например для того чтоб вилка была более мягкая в начале и середине хода
плюшевая в целом но непробивающаяся
будет мягче отрабатывать небольшие препятствия но срабатывать почти до упора на средних неровностях
2 недокачивать для того чтоб наоборот была более линейная
будет меньше качаться при вкручивании и хуже отрабатывать небольние неровности
но будет более энергоемкой на больших неровностях
у нас гонщеги такое называют «упругая»
3 а если увеличить обьем позитивной камеры
накачивать в позитивку относительно небольшое давление
и недокачивать негативку то
можно получить такую комбинацию как
сэг 10-20% и очень мягкая вилка
в пределе можно сделать чтоб вилка с небольшим сэгом проваливалась на весь ход от просто торможения
а нужно это или нет
какждый решает сам для себя
ZxV
forum.dirt.ru/showthread.php?t=192298&highlight=Manitou+Travis
forum.dirt.ru/showthread.php?t=281830
по поводу всего остального, негативка перестает оказывать влияние, как только вилка проходит точку СЕГа. Дальше она уже не работает. Перекачивать негативку и терять ход глупо. Получаете вилку которая работает в очень орграниченом диапазоне. Много раз наблюдал такое безобразие. Едет, СЕГ 50-60% хода, типа плюш. При этом у вилки остается 40мм рабочего хода, а при торможении и того меньше. работает только на мелких пупырях. Торможение + камень = черезрульку.
Все эти манипуляции интересны в плане ПОИГРАТЬ, и к реальным рабочим настройкам отношения не имеют.
DarkWit
может там приведены расчеты показывающие на какой длинне влияет негативка
чтото я их там незаметил...
2 глупо или не глупо перекачивать негативку это решать тому кто ездит
3 было дело ездил и с сэгом 40% чтото через руль не улетал
4 «Все эти манипуляции интересны в плане ПОИГРАТЬ, и к реальным рабочим настройкам отношения не имеют.»
вам ненадо так никто вас незаставляет
говорите за себя
ZxV
pashevich
DarkWit
kuzlich
Lyoho
Lyoho
тк вилка просто начнет сжиматься
но можно накачать позитивку и спустить в «ноль» негативку
ZxV
DarkWit
я не экстрасенс чтобы угадывать какие лично вы наложили границы на задачу
если такие границы есть называйте их сразу
ZxV
Донышко ноги с качанной негативкой нагрузок не воспринимает?
pashevich
Lyoho
DarkWit
Lyoho
Но при этом у меня дуал эйр, да.
racerx
Lyoho
я уже не знаю, как написать, чтобы все поняли :)
pashevich
то напимер у нас есть кантрийщики которые предпочитают в негативке меньше чем в позитивке
если вопрос вообще
то имхо основное применение это сгон хода
ZxV
racerx
pashevich
Aux
Lyoho
Aux
Как только, начитавшись форума, пытаешься «перекачать» негативку чтобы получить заветный «плюш» — она тупо съедает ход у вилки. И снова приходит в равновесие. В итоге только рабочий ход теряешь, а разницы с «соло эйр» не получаешь. Плюсом имеешь гемор с произвольным гулянием воздуха между камер, этакую волшебную вилку, которая сама меняет ход, когда ей захочется)
V11
Если у вас изношены резинки, повреждена рабочая внутренняя поверхность ноги вилки, залита не правильная смазка в позитивку — это ваши проблемы, а не недостаток пружины Dual Air.
Еще раз напомню — новый Solo Air по сути является урезанным Dual Air, и должен иметь все те «проблемы», о которых вы пишете про Dual :)
Найдите 10 отличий:
pashevich
первое — так я не понял: по-вашему дуал-эйр — плохо, соло-эйр — хорошо?
второе — зачем обязательно перекачивать негативку? чего в это многие уперлись?
я 60-и килограмовый дрыщ, у меня есть реба дуал эйр.
я качаю 80+/60- — и при этом и работает субъективно плюшево (в меру, без излишней мягкости), и сэг «православный». в начале пользования пробовал играться — качал рАвное 90+/90- — сэг был больше, «плюшевости» — субъективно столько же. соло эйр мне не даст качнуть 80+/60- и быть щасливым. вывод — назачем мне солоэйр?
еще вопрос — на табличке давлений на дуалэйрах указывали диапазоны давления «в камерах» (специально в кавычках) в виде «позитивка — 70-90 пси при, негативка — 70-90 пси при массе ездока до 65 кг». позитивку и негативку не заставляют накачивать по одинаковым цифрам, разве нет? можешь накачать 90 в + и 70 в — и при этом вложиться в рекомендуемый диапазон.
речи про надежность откровенно позабавили.
ПС. повторюсь, но: надеюсь все понимают, что если вы вкачали 90 в +, затем достали насос и вкачали 90 в — - в камерах не будет по 90? это просто, считайте, шкала. не абсолютных, а относительных значений. не «какое давление должно установиться в камерах», а «какое давление качать насосом по шкале насоса».
bkg
на обоих насосах, допустим, по 100 пси. если я их отключу от вилки — в камерах уже будет не по 100 пси?
pashevich
то есть по шагам:
— подсоединил насос к позитивке («позитивный» насос)
— качнул в позитивку 100 пси по манометру. насос не отсоединял
— подсоединил второй насос к негативке («негативный» насос)
— качнул в негативку 100 пси по манометру
вопрос — изменятся ли показания на манометре «позитивного» насоса? мол было 100, станет другое значение.
bkg
вторая часть вопроса — почему в негативке после отсоединения насоса давление будет не 100 пси?
pashevich
про негативку погорячился. там не вижу причин, чтобы было не 100.
но в позитивке давление изменится относительно изначального. и вот тут путаница в головах и есть. короче — все та же телега про «силы давления уравняются», а не «давления уравняются».
bkg
pashevich
Deon
«Во-вторых, опять же благодаря тому, что камеры внутри не сообщаются, их можно накачивать на разное давление (разница должна составлять не более 1 атм ~ 15 psi). Это даёт возможность создать в позитивной камере меньшее давление, чем в негативной, что является ещё одним большим преимуществом системы Dual Air. Поскольку позитивная камера с самого начала накачана на определённое давление, для начала сжатия (страгивания) вилки необходимо приложить усилие, равное этому давлению (по третьему закону Ньютона F1=-F2). Ввиду этого подвеска не сможет отрабатывать мелкие и средние неровности, срабатывая только на крупных колдобинах. Для нивелирования данного недостатка служит негативная камера, которая, помимо того, что гасит отбой, ещё и помогает страгиванию вилки, подталкивая разделительный поршень вверх. Таким образом, если накачать позитивную и негативную камеру на одинаковое давление (например, 100 psi / 100 psi), то сопротивление началу сжатия станет равным нулю, как это имеет место в пружинных вилках (по закону Гука F=kx, при x=0, F=0). Но на практике под действием статической нагрузки от веса райдера вилка с самого начала прожмётся на определённую высоту, ввиду чего давление в позитивной камере увеличится, а в негативной уменьшится. Причём вследствие того, что объём негативной камеры в несколько раз меньше, чем позитивной, давление в ней будет падать быстрее (допустим, что в 2 раза, скажем, 110 psi / 80 psi). Следовательно, для страгивания вилки всё же нужно будет приложить некое начальное усилие, возникшее в результате прелоада (в нашем случае 30 psi). Для уменьшения давления прелоада на позитивную камеру как раз и существует возможность сильнее накачивать негативную камеру (например, 100 psi / 115 psi). Тогда под действием предварительной нагрузки давление прелоада уменьшится (в нашем случае станет равным 110 psi / 95 psi, т.е. 15 psi), благодаря чему вилка будет лучше отрабатывать мелкие неровности. Т.к. давление в негативной камере будет превышать давление в позитивной, шток с поршнем поднимется вверх и вылет вилки уменьшится приблизительно на 5..10 мм.»
Так и руководствуюсь данным правилом...
Из недр оранжевого ресурса вроде взято...
kudryaviy
Какая может быть разница в 30пси и страгивание, если ездок сел и продавил вилку? А какое будет страгивание при пробое? Пффф…
Aux
allan44
pashevich
pashevich
Ptetp
На новой Solo Air в чистом её виде, и на переделаной в Dual Air объем негативной камеры маленькй, давление в ней падает очень быстро, в версиях пружины 120мм она выключается из работы уже на первой 1/3 хода вилки, при дальнейшем движении позитивного поршня вверх давление в негативной становится отрицательным, к тому же неизбежно возрастает давление в штанах, хоть и не много но все же. Все это провоцирует движение негативного поршня вверх по ноге в след за позитивным. Где-то я даже видел, что негативный поршень так и называют «плавающим», не что не мешает ему двигатся вверх. И теперь самое главное. Что будет когда негативный поршень продвинется до проточки в ноге? Ведь ничто не мешает ему этого сделать а проточка совсем рядом? И что будет когда на возвратном ходе пружины негативка начнет сжиматься а поршень всё ещё возле проточки? Я понимаю что давление мгновенно сдвинет его вниз на место, но какая то часть воздуха ведь может успеть уйти? Как это работает в новом Solo Air? Ведь то, что негативный поршень движется это факт, это отлично можно увидеть во время ТО вилки, на спущеной пружине если подвигать шток, оба поршня ходят практически синхронно.
Vladimir_Polyakoff
на всякий случай напомню, что объем негативки складывается из объема между поршнями + объем штока пружины. на досуге поможно построить график изменения давления в этом объеме, если интересно.
pashevich
Vladimir_Polyakoff
тест надо делать без штанов, с двумя насосами. будет время — поразвекаюсь.
pashevich
Но статья интересная, хорошо что люди на просторах СНГ не разучились работать руками и верхней головой.
Data_Link
Я сначала не знал об этих изменениях и поставил в свой revelation rl 2014 150мм проставку на 80мм. По логике вещей, воздух в негативку не должен был попасть… но спустя пару дней вилка «подспустила» в негативку (это произошло ночью, когда байк стоял дома)
Сейчас у меня стоит проставка на 80мм, в вилку вкачано около 220psi и по ощущениям все работает нормально, тоесть в негативке есть давление, вилка плюшевая. Подскажите как так, я что-то упускаю?
VasiliyKirpun
у вас вес 130+ кг?
pashevich
Lyoho
ViktorAniskov
MihailBolunov
AleksandrElesin
2) Тянешь за корону вверх
3) ...
4) Делаешь ТО воздушной пружины.
zloy6666
потом сделать ТО с заменой о-ринга на поршне воздушной пружины.
pashevich
Если вилка новая, то туда могли переложить масла, которое забило перепуск между камерами.
Хотя коцаную резинку нельзя исключать.
zloy6666
pashevich
AleksandrElesin
AleksandrElesin
у нового соло эйр там должен быть ниппель как раз изза такой ситуации, как у тебя.
вот так оно выглядит:
pashevich
BohdanKlymko
если штаны с одинаковой «глубиной» внутри (от верха пыльника до дна) — то без разницы, соло или дуал.
если старые были без полостей внизу, а новые С — не подойдут.
pashevich