pashevich — Персональные счеты с Шиманой.
Еще недавно на 26.ру бушевали страсти, которые можно охарактеризовать фразой «больше, больше стандартов!». Сейчас, в разгар гоночного сезона, эта тема как-то отошла на второй план.
Я всегда относился к спорам о новых стандартах и обратной совместимости спокойно, т.к. за новинками велоиндустрии никогда не гнался в силу неспортивности катания и не очень толстого кошелька. Но совсем недавно мне довелось столкнуться с весьма интересной ситуацией – несовместимостью в рамках одного стандарта.
В данном посте пойдет речь о старом добром Shimano Center Lock – стандарте крепления тормозного ротора к втулке посредством шлицевого соединения. Ничего нового, все давно известно. Мне так казалось… Началось все с того, что когда-то давно я купил клевый ротор SLX 160 мм на пауке, да еще с лайтовой гайкой. Купил в запас, цена была вкусная, а ротор под ЦЛ никогда не помешает (на скидках часто проскакивают дорогие втулки под ЦЛ). И вот мне попадается (опять же дешево) втулка DT Swiss 370 под 15 мм ось. «Хорошо бы собрать колесо и поставить на эту втулку мой клевый ротор…» — подумал я. А дальше…
Стоит сказать, что я всю жизнь использую втулки и роторы под 6 болтов, и с ЦЛ сталкивался только лишь однажды, да и то недолго. Так что подвоха я не ожидал…
Собрав колесо, я радостно лезу за ротором на антресоль в предвкушении того, что сейчас поставлю почти новенький ротор на свежесобранное колесико. Как ни странно, ротор на шлицы оделся нормально, хоть и с каким-то натягом, пришлось прилично налечь на паук, чтобы ротор сел плотно на втулку. Теперь, как обычно, берем гайку, накручиваем на втулку…и тут меня ждет фэйл:
Если кто-то плохо знаком со стандартом CL – поясню. Гайка ЦЛ закручивается стандартным съемником кассеты, и для этого его нужно вставить внутрь гайки. Для наглядности сделал фото с серебристой гайкой ЦЛ: видно, что внутренний диаметр гайки почти совпадает с внешним диаметром колпачка втулки, а съемнику и вовсе некуда там пролезть, он тупо упирается в колпачок втулки:
Кто-то скажет «RTFM» и частично будет прав. Эту фичу можно было знать заранее, но проблема то есть – как крепить ротор, ведь гайку никак не затянешь? Лезем в гугл и начинаем искать варианты.
Нам нужны гайки ЦЛ с большим внутренним диаметром, они имеют внешние шлицы под съемник для кареток Hollowtech II. После некоторого изучения онлайн-магазов имелись следующие варианты (в порядке убывания адских ценников):
1. DT Swiss Center Lock Lock-Ring.. 23$ + доставка с чейна (вплоть до месяца). Спасибо, не надо, у меня ротор дешевле этой гайки.
*кстати, на гайке написано «максимальный диаметр ротора — 210 мм». а бывает больше?
2. Formula Center Lock Nut Ring уже лучше, но все равно – 14$ за гаечку…+ 20 за ротор = 34 бакса за то, чтобы повесить ЦЛ ротор на колесо…жирно.
3. Выручают немцы – на БК обнаруживается шимановский переходник с ЦЛ на 6 болтов всего за 12 уе, в комплекте с переходником – искомая гайка: В этом случае можно будет продать переходник с обычной гайкой под QR втулки и выйти почти в ноль по деньгам. Ну уж с шимановской гайкой не должно теперь возникнуть проблем, это же они стандарт придумали :)
Собираем заказ на 120 евро (в Беларуси таможенный лимит на посылки 120 евро), чтобы раскидать доставку на всех. Ждем 8-14 дней, идем на почту, получаем коробочку, радостно извлекаем переходник:
Берем гайчку – и вот он, долгожданный момент соединения ротора со втулкой…а фиг вам!
Ну теперь то что? А вот что: у меня в хозяйстве имеется съемник Hollowtech II в виде блинчика/шайбочки. И вот что случилось при попытке закрутить им гайку на втулке:
Гайка не докручивается из-за того, что съемник внутренней частью уперся в колпачок втулки, а дальше он идти отказывается (лицо-рука)…
Хоть плачь, хоть смейся…все есть, а ротор к втулке все равно не прикручивается. Благо Минск хоть и деревня, но довольно большая, и в соседнем районе у знакомого торжественно был одолжен рожковый ключ под Hollowtech II (а если живешь в провинции – что делать?), ключ привезен домой, радостно извлечен из рюкзака и…и опять «Not so fast!».
Обратите внимание на фото выше, где показана гайка в профиль. Видите толщину? Сравните с толщиной бортов гаек Formula и DT Swiss. Чувствуете разницу? «Ну и что?» — спрашивают меня с задних рядов. А вот что – плоскость торца втулки лежит ниже плоскости полотна ротора, и ключ, имея и без того тонкую грань, за которую нужно цепляться, не может полностью за нее ухватиться, а подходит под углом, а зажать, я напоминаю, нужно с моментом 40 Н*м (по-русски это «почти до усрачки»):
Теперь понятно, зачем «нормальные» производители делают широкий бортик под ключ выше плоскости втулки. Справедливости ради стоит заметить, что у Шиманы тоже есть такие гайки, специально для втулок под ось:
Возникает вопрос — почему бы на той гайке, что была в комплекте с переходником, на написать, что оно для QR онли? Я уже не говорю о том, чтобы сделать одну гайку для всех…
С горем пополам, аккуратно, я таки прикрутил этот несчатный ротор ко втулке. Но каков был квест! Чтоб я еще раз купил Шиману ЦентрЛок…
эпилог — переходник с CL на 6 болтов я не зря купил :D
вам может показаться, что на этом пост точно закончился… но нет, мы продолжаем!
Как я писал выше, адаптер под 6 болтов я купил не зря. И вот сегдоня пришло время его установить на втулку… По привычке достаю динамометрический ключ, надеваю на него Торкс25 насадку, распаковываю адаптер и… вы не поверите — снова фйэл :) Ноу коментс:
ОБладатели ЦЛ в коментах пишут, что болтики IS крепления легко сорвать. Тогда как назвать то, что Шимана приложила к адаптеру? Фольга же. Т25 естественно не подходит. Ситуация: в мультитуле только Т25, в наборе с динамометрическим ключом идут только Т25 и Т30, для прокачки Авидов есть Т10. Если бы не мой автомобильный чемоданчик — очередной поход в магазин за Торкс15 (дада, крутим болты ротора микрозвездочкой Т15) мне был бы обеспечен:
Но и это еще не все. Во все тех же коментах народо пишет, что у некоторых пользователей со временем начинают люфтить роторы на шлицах втулки. Так вот ситуация:
— втулка DT 370
— ротор Shimano SLX на пауке. садится очень туго, надо прилично давить пальцами, поочередно на каждый луч паука, чтобы натянуть его на шлицы. естественно, даже в теории там люфта не будет.
— адаптер под 6 болтов от Shimano (втулка та же DT 370). Что вы думаете? опускается на шлицы свободно, под собственным весом и етсь микролюфт!
Как это называется? Один стандарт шлицов, один производитель, одна втулка — одно изделие еле налазит, второе — люфтит. Браво.
Поставил любимые Авид Г2 и забыл это все как страшный сон...
Я всегда относился к спорам о новых стандартах и обратной совместимости спокойно, т.к. за новинками велоиндустрии никогда не гнался в силу неспортивности катания и не очень толстого кошелька. Но совсем недавно мне довелось столкнуться с весьма интересной ситуацией – несовместимостью в рамках одного стандарта.
В данном посте пойдет речь о старом добром Shimano Center Lock – стандарте крепления тормозного ротора к втулке посредством шлицевого соединения. Ничего нового, все давно известно. Мне так казалось… Началось все с того, что когда-то давно я купил клевый ротор SLX 160 мм на пауке, да еще с лайтовой гайкой. Купил в запас, цена была вкусная, а ротор под ЦЛ никогда не помешает (на скидках часто проскакивают дорогие втулки под ЦЛ). И вот мне попадается (опять же дешево) втулка DT Swiss 370 под 15 мм ось. «Хорошо бы собрать колесо и поставить на эту втулку мой клевый ротор…» — подумал я. А дальше…
Стоит сказать, что я всю жизнь использую втулки и роторы под 6 болтов, и с ЦЛ сталкивался только лишь однажды, да и то недолго. Так что подвоха я не ожидал…
Собрав колесо, я радостно лезу за ротором на антресоль в предвкушении того, что сейчас поставлю почти новенький ротор на свежесобранное колесико. Как ни странно, ротор на шлицы оделся нормально, хоть и с каким-то натягом, пришлось прилично налечь на паук, чтобы ротор сел плотно на втулку. Теперь, как обычно, берем гайку, накручиваем на втулку…и тут меня ждет фэйл:
Если кто-то плохо знаком со стандартом CL – поясню. Гайка ЦЛ закручивается стандартным съемником кассеты, и для этого его нужно вставить внутрь гайки. Для наглядности сделал фото с серебристой гайкой ЦЛ: видно, что внутренний диаметр гайки почти совпадает с внешним диаметром колпачка втулки, а съемнику и вовсе некуда там пролезть, он тупо упирается в колпачок втулки:
Кто-то скажет «RTFM» и частично будет прав. Эту фичу можно было знать заранее, но проблема то есть – как крепить ротор, ведь гайку никак не затянешь? Лезем в гугл и начинаем искать варианты.
Нам нужны гайки ЦЛ с большим внутренним диаметром, они имеют внешние шлицы под съемник для кареток Hollowtech II. После некоторого изучения онлайн-магазов имелись следующие варианты (в порядке убывания адских ценников):
1. DT Swiss Center Lock Lock-Ring.. 23$ + доставка с чейна (вплоть до месяца). Спасибо, не надо, у меня ротор дешевле этой гайки.
*кстати, на гайке написано «максимальный диаметр ротора — 210 мм». а бывает больше?
2. Formula Center Lock Nut Ring уже лучше, но все равно – 14$ за гаечку…+ 20 за ротор = 34 бакса за то, чтобы повесить ЦЛ ротор на колесо…жирно.
3. Выручают немцы – на БК обнаруживается шимановский переходник с ЦЛ на 6 болтов всего за 12 уе, в комплекте с переходником – искомая гайка: В этом случае можно будет продать переходник с обычной гайкой под QR втулки и выйти почти в ноль по деньгам. Ну уж с шимановской гайкой не должно теперь возникнуть проблем, это же они стандарт придумали :)
Собираем заказ на 120 евро (в Беларуси таможенный лимит на посылки 120 евро), чтобы раскидать доставку на всех. Ждем 8-14 дней, идем на почту, получаем коробочку, радостно извлекаем переходник:
Берем гайчку – и вот он, долгожданный момент соединения ротора со втулкой…а фиг вам!
Ну теперь то что? А вот что: у меня в хозяйстве имеется съемник Hollowtech II в виде блинчика/шайбочки. И вот что случилось при попытке закрутить им гайку на втулке:
Гайка не докручивается из-за того, что съемник внутренней частью уперся в колпачок втулки, а дальше он идти отказывается (лицо-рука)…
Хоть плачь, хоть смейся…все есть, а ротор к втулке все равно не прикручивается. Благо Минск хоть и деревня, но довольно большая, и в соседнем районе у знакомого торжественно был одолжен рожковый ключ под Hollowtech II (а если живешь в провинции – что делать?), ключ привезен домой, радостно извлечен из рюкзака и…и опять «Not so fast!».
Обратите внимание на фото выше, где показана гайка в профиль. Видите толщину? Сравните с толщиной бортов гаек Formula и DT Swiss. Чувствуете разницу? «Ну и что?» — спрашивают меня с задних рядов. А вот что – плоскость торца втулки лежит ниже плоскости полотна ротора, и ключ, имея и без того тонкую грань, за которую нужно цепляться, не может полностью за нее ухватиться, а подходит под углом, а зажать, я напоминаю, нужно с моментом 40 Н*м (по-русски это «почти до усрачки»):
Теперь понятно, зачем «нормальные» производители делают широкий бортик под ключ выше плоскости втулки. Справедливости ради стоит заметить, что у Шиманы тоже есть такие гайки, специально для втулок под ось:
Возникает вопрос — почему бы на той гайке, что была в комплекте с переходником, на написать, что оно для QR онли? Я уже не говорю о том, чтобы сделать одну гайку для всех…
С горем пополам, аккуратно, я таки прикрутил этот несчатный ротор ко втулке. Но каков был квест! Чтоб я еще раз купил Шиману ЦентрЛок…
эпилог — переходник с CL на 6 болтов я не зря купил :D
вам может показаться, что на этом пост точно закончился… но нет, мы продолжаем!
Как я писал выше, адаптер под 6 болтов я купил не зря. И вот сегдоня пришло время его установить на втулку… По привычке достаю динамометрический ключ, надеваю на него Торкс25 насадку, распаковываю адаптер и… вы не поверите — снова фйэл :) Ноу коментс:
ОБладатели ЦЛ в коментах пишут, что болтики IS крепления легко сорвать. Тогда как назвать то, что Шимана приложила к адаптеру? Фольга же. Т25 естественно не подходит. Ситуация: в мультитуле только Т25, в наборе с динамометрическим ключом идут только Т25 и Т30, для прокачки Авидов есть Т10. Если бы не мой автомобильный чемоданчик — очередной поход в магазин за Торкс15 (дада, крутим болты ротора микрозвездочкой Т15) мне был бы обеспечен:
Но и это еще не все. Во все тех же коментах народо пишет, что у некоторых пользователей со временем начинают люфтить роторы на шлицах втулки. Так вот ситуация:
— втулка DT 370
— ротор Shimano SLX на пауке. садится очень туго, надо прилично давить пальцами, поочередно на каждый луч паука, чтобы натянуть его на шлицы. естественно, даже в теории там люфта не будет.
— адаптер под 6 болтов от Shimano (втулка та же DT 370). Что вы думаете? опускается на шлицы свободно, под собственным весом и етсь микролюфт!
Как это называется? Один стандарт шлицов, один производитель, одна втулка — одно изделие еле налазит, второе — люфтит. Браво.
Поставил любимые Авид Г2 и забыл это все как страшный сон...
-
добавить в избранное
2
- +90
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (242)
Ajax
поэтому я на 6 болтах — они всегда «правильные».
pashevich
*опережая — ты тут не оговорил это «всегда»*
bkg
Data_Link
madtapki
cheburashka
zool
Не говоря о том, что требовать затягивать что-то за мелкие шлицы с таким усилием — мягко говоря кривое решение с минимальной защитой от дурака. К примеру у меня есть хороший динамометрический ключ, но он не умеет измерять такое усилие, так что эта история превращается в «затяни так сильно, как можешь, только не сорви шлицы».
P.s.: диск Shimano с жабрами очень крут в плане охлаждения, я в это верю и хочу его поставить, но не поставлю, пока для этого требуется втулка под centerlock.
Val
кстати, рожковые ключи весьма бодро разбивают/выедают шлицы кареток холоутек. там сколько там металла, и сколько тут на гаечке. и я слабо представляю, как крутить эту фольгу шайбочкой/блинчиком, если иногда с чашки каретки он слетает...
pashevich
kislyi
Data_Link
Val
Data_Link
Val
У меня несколько лет назад был хт-шный ротор на CL и я тоже при появлении люфта думал, что усилия маловато (несмотря на то, что это был КК-вел), а в итоге оказалось, что беда в заклёпках, которые ротор на пауке держат.
Techno
Val
Manul
SeregaSmirnov
Val
NazZaR
На самом деле максимум, что там нужно — это просто исключить самооткручивание гайки, её стабильной фиксации помогает и тонкая шайбочка, она снижает износ зубчиков в гайке и на роторе. Да и в общем при полностью раскрученой и даже открученой гайке ничего страшного не произойдёт — ротор останется на месте и всё будет работать.
По части люфтов — даже если бы они и были (а их там нет, по крайней мере заметных) — то тормозное усилие направлено всегда в одну сторону (если это не триальный байк ;) ), и выбраный этим усилием зазор шлицов таким и останется.
Chute
roman_zuev
PreDOC
на обычный 15 см ключ — 27 кг, это примерно «до усрачки». с таким же моментом каретки затягиваются. только сравните число витков в чашке каретки и на гайке ЦЛ.
pashevich
PreDOC
raskladnoy
PreDOC
Назовите соединение велосипеда, кроме каретки, которое надо тянуть с моментом >20 Н*м?
pashevich
PreDOC
Data_Link
raskladnoy
PreDOC
Интересный вывод.
Компания Шимано везде предупреждает, что компоненты Шимано не расчитаны на использование с компонентами других производителей. Официальная информация о совместимости компонентов Шимано — естественно только для других компонентов Шимано.
Подбираем компоненты, проверяя их совместимость по документации Shimano. То есть как минимум берем ротор Shimano, гайку Shimano и втулку Shimano. Монтируем инструментами Shimano (кругляшок для кареток, что на фото — это не рабочий хлам типа icetools — вот как выглядит настоящий: www.bike-discount.de/en/buy/bottom-bracket-tool-tl-fc-36-31269 ). Профит.
Экспериментировать конечно можно, но никто не даст гарантий что компоненты будут совместимы.
Sniff
гайка стандарта ЦЛ, втулка стандарта ЦЛ, ротор стандарта ЦЛ, съемник стандарта холоутек. я простой пользователь, я не хочу лопатить шиманодокс — я хочу прикрутить ротор ко втулке.
этим «хламом» откручены и закручены десяток-другой кареток Shimano Hollowtech.
pashevich
Рожковый ключ — это ключ с рожками :) www.google.ru/?gws_rd=ssl#newwindow=1&q=рожковый+ключ
> гайка стандарта ЦЛ, втулка стандарта ЦЛ, ротор стандарта ЦЛ,
Насколько я понимаю — Centerlock не является открытым стандартом — это стандарт компонентов компании Shimano. Возможно профессионалы индустрии пояснят.
> съемник стандарта холоутек
Про этот кругляшок я уже писал выше — он совершенно не подходит даже для любительского применения — у меня такой есть, им даже нормально закрученную каретку снять не получается
Sniff
Data_Link
Chute
Если серьезно, то у производителей удочек куча приколов и довольно дрянные мануалы.
Как пример контактные ботинки мт23 — данных по ним почти нету, меня интересовало можно ли сменить грунтозацепы и какие подойдут. Написал в сапорт, ответ приколол, типа мы сами не знаем — попробуйте открутить, там видно будет.
Это конечно не Гармин, где народ даже не в курсе своих же инструкций, но назвать нормальным такое отношение к продуктам и покупателю я тоже не могу.
Vastak
Насчет дрянных мануалов — я бы так не сказал, почти к любой retail-железке идет огромный талмуд на куче языков, в последнее время и на русском.
> Написал в сапорт,
что за саппорт? Интересно.
Sniff
bike.shimano.com/publish/content/global_cycle/en/us/index/tech_support/contact_us.html
Но я пнул интернет магазин, а они отправили письмо Шимано, ответ мне переслали, не потерев данные, так что мылом они тоже пользуются, только на дилерском уровне.
Пример с обувью я привел, инструкция к мт23 обычная — как и к 90% других контактных ботинок, только почти все они со съемными грунтозацепами, но их совместимость почемуто не описана, даже что они съемные не указали. А так можно вспомнить планетарные втулки, где нет полного описания, просто совет посетить механика итд.
С другой стороны есть производители и похуже, но от гиганта типа Шимано такого отношения как то не ожидаешь.
Vastak
1. К ритейл-втулкам ВСЕГДА идет нужная гаечка, уж не знаю из какого лабаза там этот DT, но у меня 4 втулки под CL-все с нужными гайками в стоке.
2. В мануале английским по белому указано-использовать только шимановские HT2 \ кассетные ключи, у меня правда X-Tools рожковый для HT2 кареток прекрасно ротора затягивает
3. Жадность фраера сгубила :)
4. Хочется макнуть шимано в унитаз? Вспомни про Oversize CL!
А так, для среднебюджетных велосипедов-отличная штука этот CL, затянул и поехал. Ротор, кстати, на шимановтулки насаживается дуновением ветра.
Data_Link
Gary
kislyi
В чью вообще голову пришло в таком узле использовать такие мелкие болты?
Кстати, еще можно добавить такую мысль: необходимость использования хорошего инструмента (кстати, при IS дисках тоже нужен хороший инструмент, ты знал? Тот же Т25 или шестигранник с динамоключом) компенсируется низкой ценой втулок и дисков. А хороший инструмент сгодится не только для дисков, кассеты\каретки крутить им тоже приятнее.
Вообще, на разных байках у меня и IS есть диски и CL. У каждого варианта свои плюсы и свои минусы. И инструмент стараюсь брать максимально хороший (съемник каретки, правда нормальный не купил еще-руки не доходят).
Data_Link
aacho
2. Простота крепления. Если прямые руки и инструмент хороший.
3. А часто раскручивается? Я в горы с CL еще не ездил, но на MiniDH трассе за десяток поездок (каждая-длиной в 4-6 часов суммарно, включая подъемы) не раскрутился ни на виток.
Я же писал-хороший вариант для среднебюджетных великов. Чтоб не заморачиваться с затяжкой «крест-накрест» у IS.
И я не хочу сказать что CL это панацея. Это хороший вариант, не лучше и не хуже чем IS по сумме показателей.
Data_Link
aacho
yurtsa
С шестью болтами проще. Болты ставятся обычные из строй.мага и затягиваются обычным гаечным ключом (накидной головкой)
mrStep
OlegShturman
Data_Link
А вот говноболты из «Метизов» имет тенденцию рваться и иногда откручиваться, не говоря про необходимость покупки спецключа — накидной головки и держателя для неё.
И откручивание-прикручивание занимает значительно больше времени, которое иногда ценно.
Chute
pashevich
Насчёт ценника на гайку отдельно — полностью согласен, он неадекватен, но «чит» с покупкой адаптера с этой гайкой вполне имеет право на жизнь.
Chute
ну цены на отдельные составляющие систем, продающихся в розницу — всегда неадекватны, посмотреть запчасти на вилки или колеса к примеру. но все равно — алю гаечка за 24$… не понимаю. Хотя у ДТ и конверторы втулок по 20-30 евро продаются, так что удивляться нечему.
pashevich
Гаечные же ключи найдутся у любого мужика в домашнем наборе инструментов.
Да, время на прикручивание затрачивается больше. Но как часто ты откручиваешь/прикручиваешь роторы? Где это время критично? Во время гонки ты будешь менять ротор?
mrStep
а вот оригинальный шимано ключ где взять, если живешь не в большом городе?
pashevich
mrStep
OlegShturman
pashevich
velikain
Для откручивания 6-болтов нужен хороший большой Т-образный ключ (кстати, рекомендую Бирцман), возня с тряпочкой и смазкой (так как насухую болты не затягивают), и при этом желательно не уронить смазаный болт на землю и не потерять его при перевозке.
Это в общем всё вполне нормальные действия, и делаются на автомате — но когда сравниваешь с тем, что можно открутить и прикрутить ротор за 10 секунд без этой мелкой возьни — то к 6-болтам возвращаться не хочется.
Chute
кручу болты торксом в мультитуле Мерида — никаких проблем не было.
pashevich
Да, я тоже раньше крутил мелким ключами, но шанс при откручивании порезать пальцы о острые края ротора довольно велик. Большим Т-образным ключом работать радикально приятнее, так же как и полноценными шестигранниками вместо мультитульных…
Chute
pashevich
kriole
И делать это хочется хорошим инструментом и без лишнего гемора, а в поездках — ещё и тратить минимальное время. ;)
Chute
Я всего лишь про то, что шесть болтов более простой, универсальный стандарт, менее требовательный к спец.инструменту.
Но если брать центр лок и делать все по стандарту (а не как в данном посте), то проблем не возникнет.
mrStep
Data_Link
А вот для байкера «повышенных потребностей» нормально иметь в хозяйстве съёмник кассеты, выжимку для цепи и тд. Кареточный ключ в общем тоже можно купить.
Chute
Chute
Manul
Data_Link
Chute
pashevich
nTu4Ka
Yue
mrStep
SilentK
Data_Link
xander0d
Data_Link
Legalaze
pashevich
RTFM!
Data_Link
Legalaze
im66
2. переходник с гайкой, которая выглядит на фотке как гайка для втулок под ось, на которой НЕ написано, что она не для втулок под ось (в описании магаза тоже ничего не было об этом написано), которая по факту становится на втулку с осью, но с некоторым гемором.
3. тонкая гайка, которую надо крутить моментом 40 Н*м (именно Шимановская гайка, у других производителей такого не видел).
4. поиски спец. ключа, чтобы затянуть гайку.
На адаптерах обычно краской написано, под какой они ротор ;)
пост для того, чтобы другие не совершали подобных квестов. а с шиманой у меня личные счеты уже давно. единственное, что осталось из шимановского — это каретка HTII и передний переклюк под дабл (работает отлично, зараза).
pashevich
im66
pashevich
im66
2. На то и переходник, он вообще для других случаев предназначен. ОК, согласен, переходник у Шимано говно, не пользуйтесь им ребята.
3. И что? Нормально крутится, если руки не из задницы и нормальный инструмент. Сорвать шансов не больше, чем в случае с Т25.
4. Нормальный ключ вообще надо было купить вместе с велосипедом, коли сам себе мастер.
Признаться, до твоего поста я вообще не думал что у кого то когда то какие то проблемы с инсталляцией CL роторов возникали…
Data_Link
pashevich
Каретки и газовым ключом можно закручивать. Туеву хучу раз.
Data_Link
pashevich
И ротора тоже.
Автоинструмент оставь для автомобилистов все же.
Вот что за народ такой славяне, лишь бы поколхозить…
Data_Link
автоинструмент — это чемоданчик с гранниками, головками и трещетками, которыми я кручу все свои байки и вилки, а так же по хозяйству дома. был куплен за долго до приобретения автомобиля.
подобные чемоданы «для вело» продаются по диким ценникам.
и при чем тут «колхозить»? мой съемник под 8 мм шестигранник, в моем чемодане есть большая трещетка + вороток, на который можно одеть головку с шестигранником на 8 и крутить не напрягаясь. в чем колхоз, поясни?
pashevich
Колхоз в том, что ты пытаешься использовать ключи, которые по твоему мнению «лучше» оригинала. Правильно, в инженерных отделах велопроизводителей сидят не такие опытные и грамотные иненеры, как простой белорусский парень со степенью специалиста БНТУ.
Data_Link
А вот плоская чашка из плюсов имеет только грани для закручивания стяжного пластикового винта и меньший вес, большим разводным ключом его уже не покрутишь, он только под шестигранник на 8 мм.
Chute
CIX
maxxis
im66
Ajax
im66
О! Вот внизу её запостили :)
Ajax
ArtyomZakharov
marchenkovdmitry
pashevich
marchenkovdmitry
pashevich
Ну сам же себе противоречишь.
marchenkovdmitry
pashevich
Chute
pashevich
Chute
im66
Details Lezyne external BB/Kassettentool bottom bracketschlüssel (2 in 1) silver 2-way tool that integrates an external bottom bracket and cassette tool into one dual purpose tool. Designed for use with the 32mm CNC Rod or an adjustable… 13.40 €
Chute
Chute
N01Z3
Data_Link
Chute
Data_Link
pashevich
Data_Link
www.veloprobeg.ru/product/46171.php
mrStep
Chute
Chute
pashevich
Chute
Data_Link
теперь, если конечно вы не хотите покупать новый ключик, вы будете зажимать каретку с усилием 40 Н*м старым ключом через пластиковую фигнюшку ^-^
Они назвали это Hollowtech II Modell. Вангую, что факапы несовместимостью ключей впереди...
И это не все — пластиковые переходники, оказывается, тоже бывают двух видов!
раз и два. Конечно, можно сразу купить за 25 евро съемник, но, к сожалению, он подходить только к кареткам SM-BBR60, SM-BB9000/BB93 каретки им, похоже, нельзя крутить… дальше разбираться просто лень :)
pashevich
И да, BSA потихоньку вымирает, ждем постов о том какое говно PressFit, когда его забиваешь кувалдой, которой чинил свой трактор. Съемник пресс-кареток тоже штука недешевая и легко купить говенный.
Data_Link
www.bike-components.de/products/info/p35878_Ultegra---FC-CX70-Innenlager-SM-BBR60-Hollowtech-II-Modell-2014.html
pashevich
Data_Link
Aigo
pashevich
Data_Link
pashevich
Data_Link
Yue
pashevich
х)
Feanor
просто мне 2 человека уже всерьез предлагали так сделать ;)
pashevich
Yue
pasho
Chute
pasho
pashevich
Data_Link
CIX
pashevich
Data_Link
pashevich
Data_Link
pashevich
25 н*м вроде, если не забыл.
Data_Link
А вот чем ты будешь вне дома крутить CL — это большой вопрос.
pashevich
marchenkovdmitry
мы привыкли к тому, что для ремонта всего достаточно молотка и отвертки, а если не получается, то допилить можно напильником.
Тут же придумали для каждой железки, для каждой операции свой инструмент, свою присособу...
Как центрлок прикрутить по колхозному без спец инструменра я слабо себе представляю
mrStep
погнуть ротор вхлам при катании в горах — не такая уж невероятная ситуация.
pashevich
Ajax
Chute
raskladnoy
hikigeek
eovein
IvanSorokin
DmitriyNosevich
Подскажите, а есть где-нибудь статья, где собрано описание основных стандартов разных деталей велосипеда? То есть чтобы нуб, напирмер, купил раму, и смог по статье легко понять какие детали и в каких комбинациях на нее встанут? То есть что есть такие-то стандарты для штоков вилки, такие-то торомоза подойдут к таким-то втулкам, такие-то втулки подойдут к таким-то дропаутам, такие-то переключатели совместимы с такими-то манетками и т.д.
Ptetp
Yue
Ptetp
объединять все в одну статью никому и в голову не придет. Это огромный неблагодарный труд. А самое главное не понятно для кого это нужно? если ты опытный, то легко самостоятельно найдешь ответы на свои вопросы.
Если ты новичок, то опять же ищи ответы на свои новичковские вопросы типа «как настроить переключатели, как снять кассету». Если новичок даже этого не в состоянии сделать, то статья перенасыщенная всякими терминами, стандартами ему будет совершенно бесполезна.
mrStep
Ptetp
Ptetp
pashevich
Ptetp
Gemer
MihailShilov
racerx
по памяти, когда у меня было недолго колесо на SLX втулке с ЦЛ и ротор был RT-63, кажется — то садился он свободно, падал под собственным весом полностью на шлицы… втулка и ротор были новые.
pashevich
ИМХО шлицы на цилиндрическом профиле вообще не самый удачный выбор, были бы они на конус, всё было бы окей
Manul
Ajax
racerx
И как он проявляется при езде?
Спрашиваю на полном серьёзе, ибо у меня на всех колёсах даже намёка на люфт нет, а судя по комментам, у кого-то он:
а-действительно есть
б-напрягает своим присутствием
Вот лично меня напрягают хоповские роторы на пауке, часть из которых болтается на заклёпках и гремит, а другая — ещё не болтается, но очень громко похрустывает при нагреве/охлаждении, даже минимальном.
Chute
Как бы, колеса ХТ я говном назвать не могу все же. Ротор садится легко.
При езде не то что бы сильно раздражает, но есть легкая ступенечка что ли. Да и по большей части это психологический момент. Я не хочу остаться без тормоза если что-то пойдет не так.
racerx
1- С технической точки зрения сорвать даже достаточно разболтаные шлицы ротора практически нереально, там довольно приличный диаметр и площадь контакта.
2- По идее эту «ступеньку» тормозной момент должен выбрать, а трение от усилия прижима к втулке оставить выбраный зазор таковым. Если он чувствуется — значит трения (прижима ротора гайкой) нехватает, вероятно гайка при закручивании упирается во втулку, а не в ротор.
3- Что можно сделать: снять надфилем 0,1-0,2 мм с края втулки, тогда локринг будет прижимать ротор нормально. Лучше это делать так, чтобы опилки не сыпались внутрь, можно по краю предварительно запихать бумажку или тряпочку.
По хорошему лучше предварительно замерить толщину паука и высоту между торцом втулки и плотно закрученой рукой гайкой, второй размер должен быть чуть-чуть меньше.
4- Это всё для случая, если люфтит не ротор относительно паука (то есть разболтались заклёпки), и не потеряна стальная шайбочка под локрингом.
Chute
кстати, не пробовал ли кто на анаэробный герметик посадить люфтящий ротор? он заполняет все полости между шлицами и полимеризуется там. есть герметики, которые потом можно отодрать.
pashevich
Вот у 6-болтового крепления тоже бешеный люфт, ровно до того момента, пока винты не прижмут ротор к фланцу втулки. И усилие на ротор действует только в одном направлении (если это не триал), поэтому этим усилием люфт и выбирается в ноль.
P.S. Категорически не могу понять, как можно с пустого места находить столько гемора ;)
Chute
Manul
Тут же вроде с одной стороны центрлок и с другой центрлок. Но гарантироованная совместимость получается только в рамках одного производителя.
mrStep
Data_Link
MihailShilov
Автор — истеричка.
roman_zuev
im66
pashevich
im66
Data_Link
Потому что оно прекрасно садится и на 15 мм ось.
Автор почему-то не обратил внимание на кольцо с насечками. Гайка — это часть переходника, а не отдельное изделие. С кольцом она прекрасно крутится обычным плоским шлицевым ключом.
Желание сэкономить и организовать костыль понятно, но не всегда легко реализуемо)
roman_zuev
Yue
Chute
PPS — стараюсь учить матчасть.
im66
я шарю в веложелезе достаточно хорошо, просто у меня личные счеты с Шиманой :)
pashevich
im66
*эта фича мне была известна, если что. просто для полноты картины. переходник с CL на 6 болтов я не зря купил :)
pashevich
CIX
AlekseyAnufrikov
Data_Link
в хозяйстве лежат колодки с откусанными усиками, все нормуль.
pashevich
Data_Link
pashevich
А еще можно написать, что масло, применяемое в Шимано не подходит к тормозам Авид и Формула. + 100500 постов обеспечено.
im66
Фича на фото, констатация медицинского факта. Если вы об этом знали — вы молодец. Многие не знали, единицам это может помочь избежать ошибок.
Статья о том, как не надо делать. МИнусить за полезную для кого-то информацию? ИЛи вас лично задело название поста? :)
pashevich
Data_Link
im66
Data_Link
А ещё у меня была втулка Формула под 6-болтов, но при этом ротор садился на посадку под внутренний волнистый вырез ротора Хаес, винты там не несли нагрузки, а только прижимали ротор к втулке. Поставить другой 6-болтовый ротор туда можно было далеко не всякий…
Chute
Chute
Как я писал выше, адаптер под 6 болтов я купил не зря. И вот сегдоня пришло время его установить на втулку… По привычке достаю динамометрический ключ, надеваю на него Торкс25 насадку, распаковываю адаптер и… вы не поверите — снова фйэл :) Ноу коментс:
ОБладатели ЦЛ в коментах пишут, что болтики IS крепления легко сорвать. Тогда как назвать то, что Шимана приложила к адаптеру? Фольга же. Т25 естественно не подходит. Ситуация: в мультитуле только Т25, в наборе с динамометрическим ключом идут только Т25 и Т30, для прокачки Авидов есть Т10. Если бы не мой автомобильный чемоданчик с полным набором торкс от 8 до 30 — очередной поход в магазин за Торкс15 (дада, крутим болты ротора микрозвездочкой Т15) мне был бы обеспечен:
Но и это еще не все. Во все тех же коментах народо пишет, что у некоторых пользователей со временем начинают люфтить роторы на шлицах втулки. Так вот ситуация:
— втулка DT 370
— ротор Shimano SLX на пауке. садится очень туго, надо прилично давить пальцами, поочередно на каждый луч паука, чтобы натянуть его на шлицы. естественно, даже в теории там люфта не будет.
— адаптер под 6 болтов от Shimano (втулка та же DT 370). Что вы думаете? опускается на шлицы свободно, под собственным весом и етсь микролюфт!
Как это называется? Один стандарт шлицов, один производитель, одна втулка — одно изделие еле налазит, второе — люфтит. Браво.
А еще почему то к адаптеру шло три листа инструкций, 2 из которых — про тормоза, 1 про адаптер, но почему то только на немецком и итальянском… думай что хочешь). Пробежался по инструкции — нигде не указан момент затяжки болтиков. Получается, тянем по стандарту 6.2 N*m? Торксом15? :)
Поставил любимые Авид Г2 и забыл это все как страшный сон...
pashevich
На фото выше «бюджетный» SM-RTAD05, а есть ещё SM-RTAD10, у него ротор не прикручивается винтами, а просто ставится на опорные пеньки, фиксируется большой стопорной шайбой, и прижимается гайкой (точно такой же, как идёт в комплекте с передним 15/20 мм втулками), а не уменьшенной толщины, вероятно сделанной только под этот 05 адаптер.
Кстати, самый правильный по конструктиву адаптер оказался у Ашимы - Адаптер Ashima AC03 AC03-BK — Тормозные адаптеры C.Lock/6 болтов — SportResort , правда гаечка довольно сомнительная по виду шлицов.
Chute
Почему не Т25, который есть во всех компактных наборах? Почему везде не одинаковые болтики, как у других производителей?
В условиях мастерской проблем нет, а вот в дороге найти Т30 проблематично — никто такой с собой не возит.
mor
Да, шлицевая посадка всегда чувствительна к допускам.
Data_Link
pashevich
У меня 2 велика полностью на шимане. От тормозов до шифтинга.
Data_Link
pashevich
Data_Link
а вот ашима да, по конструктиву идеологически правильная.
pashevich
Data_Link
im66
pashevich
im66
pashevich
im66
pashevich
В вело теме такая же ситуация.
im66
Втулка ХТ под 15 ось была, и точно такой же колпачок не давал закрутить гайку обычным съемником.
Решение было найдено колхозное, но рабочее. В гайке было просверлено два отверстия и затем все было закручено вот таким инструментом
DmitryKadash
Chute
pashevich
На сайте Шимано сейчас всю информацию можно найти на русском языке.
По каждому продукту у них взрыв-схемы. На взрыв-схемах обозначен нужный инструментарий.
rewwerty
пост-памятка.
pashevich
Сегодня мой знакомый написал мне в скайп текст, общий смысл которого можно свести к «WTF? %;»№(?;!!! одинодин!"
Дело в том, что ему тоже посчастливилось купить переднее колесо с CL, но под 9 мм. Т.к. вилка у него под 15 мм ось, он купил конверт-кит под ось 15 мм, гайки под 15 мм ось соответственно у него не было. Наученный моим опытом, он решил купить адаптер с высокой гайкой, под руку попался адаптер Ashima Ultralight Centerlock Adapter, благо ценник гуманный. У гайки высокие шлицы, в отличие от той, что покупал я, и она должна закручиваться ключиком Холоутек:
Заказал, подождал, распаковал — и хввж, как говорится. Пишет мне в скайпе, что его холоутек-тулза не подходит к гайке. Как так? По случаю заехал ко мне, попробовали моей тулзой Ice Tools… дальше все на фото:
Гайка тупо не лезет в тулзу по диаметру! Но как же стандарт Hollowtech II, ведь и его, и мой съемник откручивали любые каретки Hollowtech II, и даже с шимановскими гайками по шлицам они дружили без проблем...
Завтра возьмем «рожковый» шимановский ключ и попробуем его на совместимость.
О сколько нам открытий чудных...
pashevich
zeremit
Оказывается, вышеозвученная гайка от Ашимы, которая все же прикрутилась «фирменным» ключом Hollowtech II, несовместима с ригидной вилкой Exotic, высокие края гайки терлись по дропаутам вилки :)
На фото стоит гайка Шимано, а на вилке видны следы потертостей от гайки Ашимы. Да, вилка под QR 9 мм, а гайка под колеса с 15 мм осью, но факт остается фактом.
Колесики конвертированы родным китом с 15 мм на 9 мм, отсюда весь сыр-бор с гайками.
pashevich
im66