pashevich — Насосала! Немного иной взгляд на подсос масла в Fox Float.
Думаю, в велотусовке достаточно много людей знакомо с темой подсоса масла из штанины в позитивную камеру у вилок Fox с пружиной Float. Проблема многократно описана в интернетах, решения также описаны и предложены.
Сегодня я попробую взглянуть на это баянную проблему немного с другой стороны. Тем более, что подвернулся повод — мне принесли вилку Fox Float 32, которая высосала практически все масло из левой штанины в позитивку всего за 900 (девятьсот) километров пробега.
Устраивайтесь поудобнее и добро пожаловать под кат.
Перейдем сразу к делу. Думаю, многие, особенно обладатели Fox Float вилок, в теме и понимают, что значит «насосала». Явление заключается в том, что во время катания масло из левой штанины вилки потихоньку начинает мигрировать в позитивную камеру воздушной пружины. Для тех, кто не в теме — небольшой ликбез по пружине Float:
Рисунок схематичный. Суть в том, что масло, предназначенное для смазки ног и направляющих вилки, засасывает в позитивную камеру. Побочных эффекта два: первое — сильно увеличивается прогрессия вилки, не работают последние 20-30% хода, неприятно, но не смертельно; второе — штанина остается без масла, ноги и направляющие начинают работать по сухому. Фокс, который мне принесли, напоминал по работе макетный Сантур с дикими ступеньками и залипанием. Если вовремя не решать проблему, то закончивается все обычно вот этим:
Почему это происходит? Обычно причиной называют резиновое кольцо на воздушном поршне вилки и поролонку под ним. Посмотрим на него внимательнее:
Форма кольца такова, что юбка, распираемая давлением в позитивной камере (слева на рисунке) очень хорошо держит смазку (синие сопли Fox Fluid) в позитивке. Да, замечательно, воздушная пружина не травит долго. Но вот при обратном движении (при разжатии) юбка смотрит в противоположную сторону, и масло понемного просачивается через «резиновый клин» в позитивку. Этому способствует и поролоновое колечко под резинкой, которое обеспечивает наличие масла. Вроде бы поролонку инженеры ставили, чтобы оринг при разжатии не ходил по несмазанной ноге и не тупил, а вот оно что получилось.
Да, юбка виновата, но это лишь следствие. Какова фундаментальная причина, почему столько масла оказывается непосредственно под резинкой поршня, и высасывается в позитивку (и это при том, что в позитивке давление в 10-20 раз выше, чем с другой стороны кольца)? Я считаю, что инженеры Fox сплоховали еще и в другом месте. Давайте посмотрим следующую картинку:
Когда вилка прожимается на 70-90% хода, негативная пружина полностью разжимается и отходит от алюминиевой пластины-пробки внизу ноги. На дне штанины 30 мл масла, и какая-то его часть следует в зазор между штоком и пробкой в объем негативки. А теперь посмотрим, что происходит, когда вилка разжимается, и пружина придавливает резиновый упор к пластине:
А маслу практически перекрыт путь к штанине, остаются лишь незначительные зазоры. Часть масла во время расколбасных поездок остается плескаться в негативке, и с каждой поезкой, как мне кажется, его там становится все больше. Ну а там уже работает наша юбка и поролонка, описанная выше. Так постепенно и происходит подсос.
По-моему, это именно просчет инженеров. Вот, к примеру, пробка внизу ноги вилки RockShox Reba: мы видим 3 радиальных выреза для беспрепятственного вытекания масла из объема внутри ноги (у РШ там еще не негативка, негативка изолирована от штанины орингами, т.к. она воздушная):
Когда байк после поездки стоит спокойно возле стеночки, маслице, попавшее за пробку, сливается в штанину. Да и во время катания ничего не мешает ему течь туда и обратно.
Да, Fox сначала предлагал решение проблемы в виде специального сервис-кита резинок, в котором вместо поролонки предлагался Scraper Seal, кольцо с юбкой, но установленное это юбкой в другую сторону. Решение проблемы непосредственно подсоса масла в позитивку, но ведь масло во время катания все равно мигрирует в ногу, в объем негативной камеры, смазка направляющих ухудшается — ухудшается работа вилки.
В новых вилках Fox таки пересмотрел конструкцию пробки пружины, а вместе с ней и некоторые другие аспекты:
Сравните с картинкой в начале статьи. Теперь вместо плоского алюминиемого кольца внизу пружины расположен полый и высоки пластиковый цилиндр, я забыл сфотографировать его внутри, но там есть отверстия для перетекания масла. Обратите внимание на торец штока — там нет «ступеньки», то есть негативку теперь можно поменять, не откручивая фиговину в торце штока. Негативка располагается непосредственно под воздушным поршнем и нащелкнута на него, а не зафиксирована «богомерскими» штифтами. Кстати, очевидно, пружина стала ниже — инженеры услышали мольбы пользователей уменьшить прогрессию? Также в стоке в пружине стояли проставки для изменения хода, на защелках. На поршне уже стоит синий Scraper Seal. Есть все для того, чтобы радоваться безпроблемной работе. Но...
Но что-то у Fox в конкретных вилках пошло не так, они просчитались с диаметром юбки черного кольца, в результате чего целая партия вилок 2013 года жутко тупила :) Благо проблема решается несложно: либо покупается колечко от Fox замногоденег, либо ставится подходящий о-ринг. Я сам лично лечил таким образом три почти новых вилки, успешно, тут главное — точно подобранный оринг:
В заключение поста — небольшой совет обладателям «старых» Float вилок. Чтобы минимизировать подсос масла, и при этом не менять оринги (если у вас нет мастера или мастерской в городе) — можно делать такую процедуру. Периодически спускать вилку, прожимать ее почти на весь ход, и давать так постоять. При этом негативка разжимается и отходит от пробки в ноге, образуется достаточно большой зазор, и масло может стекать обратно в штанину.
Надеюсь, статья будет для кого-то полезной. Замечания и предложения принимаются.
Не забывайте: своевременное обслуживание — лучшая гарантия долгой и счастливой жизни вашей вилки.
Все фото сделаны автором поста, перепечатка текста разрешена только с указанием авторства и ссылкой на оригинал статьи.
Сегодня я попробую взглянуть на это баянную проблему немного с другой стороны. Тем более, что подвернулся повод — мне принесли вилку Fox Float 32, которая высосала практически все масло из левой штанины в позитивку всего за 900 (девятьсот) километров пробега.
Устраивайтесь поудобнее и добро пожаловать под кат.
Перейдем сразу к делу. Думаю, многие, особенно обладатели Fox Float вилок, в теме и понимают, что значит «насосала». Явление заключается в том, что во время катания масло из левой штанины вилки потихоньку начинает мигрировать в позитивную камеру воздушной пружины. Для тех, кто не в теме — небольшой ликбез по пружине Float:
Рисунок схематичный. Суть в том, что масло, предназначенное для смазки ног и направляющих вилки, засасывает в позитивную камеру. Побочных эффекта два: первое — сильно увеличивается прогрессия вилки, не работают последние 20-30% хода, неприятно, но не смертельно; второе — штанина остается без масла, ноги и направляющие начинают работать по сухому. Фокс, который мне принесли, напоминал по работе макетный Сантур с дикими ступеньками и залипанием. Если вовремя не решать проблему, то закончивается все обычно вот этим:
Почему это происходит? Обычно причиной называют резиновое кольцо на воздушном поршне вилки и поролонку под ним. Посмотрим на него внимательнее:
Форма кольца такова, что юбка, распираемая давлением в позитивной камере (слева на рисунке) очень хорошо держит смазку (синие сопли Fox Fluid) в позитивке. Да, замечательно, воздушная пружина не травит долго. Но вот при обратном движении (при разжатии) юбка смотрит в противоположную сторону, и масло понемного просачивается через «резиновый клин» в позитивку. Этому способствует и поролоновое колечко под резинкой, которое обеспечивает наличие масла. Вроде бы поролонку инженеры ставили, чтобы оринг при разжатии не ходил по несмазанной ноге и не тупил, а вот оно что получилось.
Да, юбка виновата, но это лишь следствие. Какова фундаментальная причина, почему столько масла оказывается непосредственно под резинкой поршня, и высасывается в позитивку (и это при том, что в позитивке давление в 10-20 раз выше, чем с другой стороны кольца)? Я считаю, что инженеры Fox сплоховали еще и в другом месте. Давайте посмотрим следующую картинку:
Когда вилка прожимается на 70-90% хода, негативная пружина полностью разжимается и отходит от алюминиевой пластины-пробки внизу ноги. На дне штанины 30 мл масла, и какая-то его часть следует в зазор между штоком и пробкой в объем негативки. А теперь посмотрим, что происходит, когда вилка разжимается, и пружина придавливает резиновый упор к пластине:
А маслу практически перекрыт путь к штанине, остаются лишь незначительные зазоры. Часть масла во время расколбасных поездок остается плескаться в негативке, и с каждой поезкой, как мне кажется, его там становится все больше. Ну а там уже работает наша юбка и поролонка, описанная выше. Так постепенно и происходит подсос.
По-моему, это именно просчет инженеров. Вот, к примеру, пробка внизу ноги вилки RockShox Reba: мы видим 3 радиальных выреза для беспрепятственного вытекания масла из объема внутри ноги (у РШ там еще не негативка, негативка изолирована от штанины орингами, т.к. она воздушная):
Когда байк после поездки стоит спокойно возле стеночки, маслице, попавшее за пробку, сливается в штанину. Да и во время катания ничего не мешает ему течь туда и обратно.
Да, Fox сначала предлагал решение проблемы в виде специального сервис-кита резинок, в котором вместо поролонки предлагался Scraper Seal, кольцо с юбкой, но установленное это юбкой в другую сторону. Решение проблемы непосредственно подсоса масла в позитивку, но ведь масло во время катания все равно мигрирует в ногу, в объем негативной камеры, смазка направляющих ухудшается — ухудшается работа вилки.
В новых вилках Fox таки пересмотрел конструкцию пробки пружины, а вместе с ней и некоторые другие аспекты:
Сравните с картинкой в начале статьи. Теперь вместо плоского алюминиемого кольца внизу пружины расположен полый и высоки пластиковый цилиндр, я забыл сфотографировать его внутри, но там есть отверстия для перетекания масла. Обратите внимание на торец штока — там нет «ступеньки», то есть негативку теперь можно поменять, не откручивая фиговину в торце штока. Негативка располагается непосредственно под воздушным поршнем и нащелкнута на него, а не зафиксирована «богомерскими» штифтами. Кстати, очевидно, пружина стала ниже — инженеры услышали мольбы пользователей уменьшить прогрессию? Также в стоке в пружине стояли проставки для изменения хода, на защелках. На поршне уже стоит синий Scraper Seal. Есть все для того, чтобы радоваться безпроблемной работе. Но...
Но что-то у Fox в конкретных вилках пошло не так, они просчитались с диаметром юбки черного кольца, в результате чего целая партия вилок 2013 года жутко тупила :) Благо проблема решается несложно: либо покупается колечко от Fox замногоденег, либо ставится подходящий о-ринг. Я сам лично лечил таким образом три почти новых вилки, успешно, тут главное — точно подобранный оринг:
В заключение поста — небольшой совет обладателям «старых» Float вилок. Чтобы минимизировать подсос масла, и при этом не менять оринги (если у вас нет мастера или мастерской в городе) — можно делать такую процедуру. Периодически спускать вилку, прожимать ее почти на весь ход, и давать так постоять. При этом негативка разжимается и отходит от пробки в ноге, образуется достаточно большой зазор, и масло может стекать обратно в штанину.
Надеюсь, статья будет для кого-то полезной. Замечания и предложения принимаются.
Не забывайте: своевременное обслуживание — лучшая гарантия долгой и счастливой жизни вашей вилки.
Все фото сделаны автором поста, перепечатка текста разрешена только с указанием авторства и ссылкой на оригинал статьи.
-
добавить в избранное
8
- +95
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (57)
marchenkovdmitry
pashevich
marchenkovdmitry
Теперь они сами штатный унитаз для слива масла устанавливать стали.
пс
Пашевич, колись, сколько тебе отстегнули? )
Nalivaich
Мне платит РокШокс :)
pashevich
meistaken
VL_Chuvak
pashevich
p.s. реализуемость подобного решения требует проверки
dan_aka_rage
pashevich
Впрочем, все поверхности в штанах и ногах уделаны прочной масляной пленкой. По которой и бушинги скользят, и юбка в обе стороны.
AltairNsk
напоминаю, вилки разные бывают.ю конструкции пружин чуток отличаются. сосут далеко не все флоаты поголовно.
pashevich
У меня как раз есть очень сосущий фокс. Руки скоро дойдут до него, проверю, понаблюдаю.
Ну а на том рокшоксе окна для воздуха и плавающего поршня негативки, а не для масла.
AltairNsk
pustota
Самые дешевые расходники на Fox — в Америке, но нужно както думать с доставкой.
Ближе — немецкие магазs bike-discount.de и bike-components.de
pashevich
meistaken
pashevich
meistaken
eovein
Кстати, с юридической точки зрения, кому принадлежат права на публикацию — автору или 26.ру ?
П.С. Атата копираст ;)
alsen
Val
alsen
pashevich
alsen
AlexeyIvanov
Вот за этот простой совет огромное спасибо. Жаль, что поздно
Val
pashevich
Когда инженеры протрезвели — оказалось, что вилка стала слишком линейная ^-^ И с 2013 года в вилках Fox можно часто встретить вот такую пежню для уменьшения объема камеры. К слову по сравнению с РШ — конструкция жутко тупая и не имеет возможности регулировать компенсируемый объем:
pashevich
Data_Link
pashevich
Data_Link
поэтому мы тут в минске разработали универсальные проставки для любых вилок, без резьб и прочего. ставятся без проблем в любую ногу определенного диаметра (разные проставки под разные внутренние диаметры ног).
чертежи готовы, осталось купить материала и отдать токарям :)
pashevich
Data_Link
скажи, а что страшного станет с пластиком при пробое вилки?
pashevich
Это теоретика, я знаю, на практике я и спластиком ездил и с пеной-ничего страшного не случалось.
Data_Link
mor
1)второе — штанина остается без масла, ноги и направляющие начинают работать по сухому. Фокс, который мне принесли, напоминал по работе макетный Сантур с дикими ступеньками и залипанием. Если вовремя не решать проблему, то закончивается все обычно вот этим:
— никогда вы чистым тефлоном не протрете так анодировку .
2) Какова фундаментальная причина.....
— юбка, все остальное сопутствующие факторы. Поролон сильно усугубляет процесс.
3) пружина стала ниже — инженеры услышали мольбы пользователей уменьшить прогрессию?
— нет, они укоротили шток, но в топкепе стоит проставка для уменьшения объема. остальные миллиметры я не считал. работает примерно одинаково. Если чО проставку можно выкинуть, прогрессии никакой, зато корней на тропинках нет ;). Но жесть тогда противопоказана.
4) они просчитались с диаметром юбки черного кольца, в результате чего целая партия вилок 2013 года жутко тупила :)
— тупят не только 2013 года, тупять все фоксы. Юбка и шероховатая анодировка была не только в 13 году.
5)В заключение поста — небольшой совет обладателям «старых» Float вилок.
— не спасет. ниразу.
7)фотки класссные!
ЗЫ
Только не говорите Наливаичу, где я живу :)
Все рано найду, душевно попить пивка. По Минску и землякам скучаю....
Nalivaich
почти все фиты, что мне попадались — были мягкие, по пружине.
а в общей массе да — рш гораздо плюшевее.
к тому времени там уже не чистый тефлон. и стирает, в инете кучи одинаковых фотографий, и я еще штуки 3-4 моуг из своих архивов поднять. все в левой ноге, правая то в масляной ванне.
п.с: приезжай в Минск, буду рад познакомиться и выпить вместе живого белорусского пива ;)
pashevich
- значит виноват кто-то другой )
все в левой ноге, правая то в масляной ванне.
— фиты , О/С не в ванне, все равно стирается обычно левая. там нагрузки выше, искривления ноги-сальника больше -> вот тут и лезет туда то, что стирает анодировку. Впрочем со всем этим мы более менее успешно боремся. Еще на нулевом ТО. Ибо потом это делать уже поздно… Никаие оригинальные или колхозные масла и смазки вам уже не помогут. Только замена башингов.
Nalivaich
в плане смазки правая и левая ноги в примерно одинаковых условиях
при этом обычно левая нога более убитая
zxv_
инетересно, по вибрэйковым вилкам есть статистика?
pashevich
racerx
Ajax
эта юбка, замененная на о-ринг, поможет избавиться от дикого тупняка в начале хода?
MihaylichenkoAleksey
если тупит именно пружина — то должно помочь.
pashevich
Vados
Кстати, кадежется скоро у нас в РБ будет первый Пайк-2014. Постараюсь заиметь его на ТО и сделать полную разборку в ноль с хорошими фотографиями.
pashevich
— если посмотреть, где начинается или максимальный износ, становится понятно, что тормоз не при делах.
инетересно, по вибрэйковым вилкам есть статистика?
— не то, что бы статистика, но то, что видел — левая.
как-то так.
Nalivaich
— если будет очередь, то я первый. ога?
Nalivaich
очередь вряд ли будет. в любом случае, ты в приоритетном списке.
pashevich
Все то же самое, та же пружинка, то же колечко...
pashevich
amstafff
pashevich
amstafff
А можно в личку размер оринга, а? Для личного пользования.
nae9
Похоже, моя теория на счет подсоса масла в пространство негативной камеры подтверждается.
Позавчера мне отписал владелец вилки из этого поста:
«Привет. Беда опять с моей вилкой, похожие симптомы что и были. Тогда она проехала около 660 км, сейчас она проехала 400 и ситуация очень похожая, она залипает.»
Я ему посоветовал на ночь провести процедуру дренажа масла из негативки. И вот что он пишет вчера:
"«В общем, вчера я сделал как ты сказал: спустил вилку, подождал 30 минут, потом перевернул вел и покачал штаны. И о чудо. Сегодня этого тупления не набоюдается. Проехал 19 км на работу, нареканий нету».
Надо бы в пластиковой шайбе внизу негативной пружины дырочек наделать :)
pashevich