raskladnoy — Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.
Рамостроитель Мэтт Эпплман имеет учёную степень по разработке композитных материалов. И хотя велоиндустрия давно уже работает с композитными материалами, позволить себе иметь в штате настоящего специалиста по этой тематике могут только крупнейшие производители.
Мы посетили его мастерскую в Южном Миннеаполисе, давайте же посмотрим, что мы смогли разведать!
Творческий порядок.
После колледжа Мэтт несколько лет работал в Калифорнии над турбинными лопастями больших размеров и композитными материалами для крупных корпораций. Но со временем приуныв, вернулся в Миннесоту, что бы основать своё собственное велопроизводство.
Строя байки на протежении уже четырёх лет, Эпплман исповедует куда более научный подход, чем многие «гаражные» велоконструкторы.
Мы уже видели работы Мэтта на выставке NAHBS 2014, и его внимание к деталям очевидно. Вот пример его работы:
Найнер под крупного высокого дядьку 113 кг.
Чёрный кевлар защищает нижнюю трубу и перья.
Усиление карбонового дропаута сделано в форме яблока.
Титановые логотипы. и т.д.
Но вернёмся к нашей истории.
Рамы Эпплмана зарождаются задолго до того, как будут приобретены трубы. Благодаря своему опыту и связям вне велоиндустрии Мэтт имеет поставщика, который делает для него трубы в Штатах.
Не какая-то фабрика с типичным продуктом, как это обычно происходит в вело, а полный кастом, где каждая конкретно труба делается на заказ под конкретный велосипед. Это значит, что Мэтт строит велосипед под заказчика в зависимости от его веса, мощности и предпочтений к жёсткости рамы. И под эти параметры, согласно геометрии байка, расчитывается покрой волокна для каждой отдельной трубы.
Похоже слегка перебор? Это действительно так! Совсем немногие произоводители предлагают такой дотошный подход, что накладывает свои ограничения — Эпплман производит всего 15 рам в год.
Далее работа с этими трубами идёт по довольно стандартному сценарию мастерового рамостроения — трубы размечаются и обрезаются для плотной стыковки друг с другом в классическом стапеле Анвил, какой есть у большинства мастеров для производства стальных рам. Только в отличии от стальных рам, Мэтт прихватывает трубы небольшим количеством эпоксидки, а не точечной сваркой.
Карбоновые конструкции наиболее прочны, когда им придают сглаженные формы, поэтому следующим шагом Мэтт замазывает лёгкой шпатлёвкой все углы прежде чем накладывать слои карбонового препрега на весь узел соединения труб.
Мы не смогли запечатлеть процесс обмотки узлов на фото, но он зависит от веса будущего владельца и назначения велосипеда. Эпплман накладывает множество слоёв карбона строго определённым методом согласно так называемому порядку укладки слоёв. На этом этапе работа Мэтта заметно отличается от остальных мастеров карбоновых дел, которые в большинстве своём не имеют специфического образования и кладут слои наугад, тогда как для Эпплмана это вопрос расчётов и он точно знает что делает.
Слои эти называются препрег, что является по сути карбоновой тряпкой, на которую с одной стороны нанесена смола, а с другой стороны отвердитель в необходимой пропорции. В охлаждённом виде они не смешиваются, но стоит тряпку разогреть, как компоненты расплпавляются и смешиваются затвердевая (есть мнение, что это почти правильно — препрег это когда тряпка пропитана уже замешанной с затвердителем смолой и держится охлаждённой для замедления реакции, а не когда на неё с двух сторон компоненты нанесены). Для этого у Мэтта есть особая печь, которая нагревает конструкцию до нужной температуры и в которой предусмотрены специальные отверстия для подвода вакуумных мешков, плотно сжимающих слои в процессе запекания.
Эпплман уверен, что он первым из «гаражных» мастеров смог сделать раму из карбона без металлических вставок и дропаутов. И хотя, как компания, он очень невелик, Мэтт использует свой опыт работы с волокном для продвижения и реализации новых идей, чтобы строить лучшие рамы. Единственный металлический элемент на раме — сменный петух. Это если не брать в расчёт опциональный титановый логотип, который можно заказать так же из карбона или даже из дерева.
Стоят рамы Мэтта Эпплмана по 5000 долларов, очередь на них около 6 месяцев. В основном работа ведётся над шоссейными и циклокроссовыми рамами, но и горный велосипед, как мы уже видели, не остаётся в стороне.
По материалам bikerumor.com и сайта самого мастера applemanbicycles.com
ps: до чего ж приятно смотреть на работы мастеров своего дела. Помните дядьку с электробайком весом 7.66 кг?
pps: такое впечатление, что ребята из байкрюмор вообще не обламываются чуть ли не на телефон фотографировать.
-
добавить в избранное
- +21
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (36)
urbanjv
raskladnoy
Feanor
kubas
im66
raskladnoy
im66
im66
Игорь, блин, у меня странное ощущение, что я под атакой?
Вы на столько воинственно настроены в комментариях к этой статье, что даже свою компетенцию уже под удар ставите уже второй раз подряд.
Я с вами счёт не открывал на сколько я помню, чем же персонаж из статьи так вас взбесил, что вы аж прям взъелись?
raskladnoy
im66
raskladnoy
А то, что заморочился с производством и нашел свою нишу — молодец :)
mor
velikain
im66
Enob
im66
Но скорее для тех кто хочет раму по своим размерам/параметрам и обязательно из карбона.
Хотя вот интересно какая гарантия на такую раму?
Veles66
DenisKotov
guglez
MikhailKovnatski
raskladnoy
Argonaut (США)
На упоминавшейся NAHBS, взявший первое место за карбон.
argonautcycles.com/
Festka (Чехия)
Они вообще черти крутые, хотя и на узлах, про которые тут пишут мол не монокок.
www.festka.com
Простматривая этих производителей, видишь качество на те самые 5000 USD. Лень копаться в закладках, но пятерка подобных крутышек еще наберется точно. В UK есть контора, делающая чуть ли не монококовые на заказ.
Возможно просто фотографии не самые удачные, конечно, у яблочного.
VladimirLosinsky
im66
VladimirLosinsky
im66
В свое время искал карбохардтейл для пампа, но нашел только Antidote и Cowan bikes.
N01Z3
velikain
Nox, да, тоже есть. Но гео олдскульная
N01Z3
_va
raskladnoy
Может он тоже… из этих..?:)
_va
Это относится к любым материалам. «Углы» являются концентраторами напряжений и не нужны никому.
Извините уж, но углы укладки слоёв — это первое, о чём говорят, когда речь заходит о композитах. Ни о каком расчете на прочность даже говорить нельзя, если не заданы направления слоёв — прочностные свойства меняются координально. Я более чем уверен, что любые известные бренды знают какие слои и как укладывать, иначе они просто дураки.
Кастомная геометрия — это хорошо. Карбон — тоже круто. 5000$ и шильдик с яблоком? Я это уже где-то видел...
Sirota
im66
N01Z3
im66
Это чтобы огрехи не было видно.
nTu4Ka