pashevich — Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
Белорусские инженеры настолько суровы, что спокойно переделывают новый Solo Air в старый Dual Air, делают из 10 ск трансмиссии Shimano 11 ск раньше, чем сама Shimano, вытачивают алю поршни в тормоза Shimano XT на замену треснувшим керамическим, а если они хорошенько дунут – то могут забабахать и подвес-фэтбайк-амфибию.
В этом посту вы сможете узнать о том, как мы клонировали ролики для переключателей SRAM.
Под катом – большая простыня и много фото.
Переключателями SRAM я пользуюсь достаточно давно, с 2010 года. Начинал с простого Х4, потом был Х5, ну а затем Х9. Переклюк Х4 я покупал новеньким, радостно поставил его весной на байк, покатал 1000 км…и почувствовал, что как-то странно крутится цепь. При очередной помывке байка замечаю такую картину:
Кто бы мог подумать, что не только сам корпус ролика, но и втулка сделаны из пластика! Даже небольшого количества абразива и отсутствия смазки оказалось достаточно, чтобы в хлам укатать ролик за такое короткое время:
Верхний же ролик SRAM у старых переклюков сделан совсем иначе. Металлическая втулка большого диаметра и две дырки под крепление в лапке переключателя. Большая втулка обеспечивает более долговечную работу ролика и меньшие люфты по сравнению с обычной мелкой втулкой:
Тогда вместо убитого нижнего ролика я поставил обычный ролик Shimano от переключателя Alivio, кажется. Без танцев с бубном не обошлось: во-первых, толщина ролика оказалась меньше, чем у родного, а во-вторых, отверстие под болт у шимановского ролика немного больше. Первое решилось двумя шайбочками по бокам ролика, на второе я забил, хотя пыльники ролика немного смещались к корпусу ролика и немного терлись об него. Вот так это выглядело:
Затем у меня появился еще и SRAM X9 старого образца, под верхний ролик с двумя дырками. К этому времени ролики на Х4 уже довольно сильно убились, и нужно было покупать новые. Цены на оригинальный SRAM повергали в уныние…в инет-магазах в то время можно было найти ролики от 12 евро за пару, в Минске все еще печальнее было.
Да, можно было отпилить пипку под вторую дырку ролика и спокойно ставить обычный ролик с одним центральным отверстием, у нас некоторые люди так и делали. Но пилить Х9 как-то не хотелось, а работа и долговечность верхнего ролика меня устраивала. И вот тут появилась мотивация сделать ролики своими руками.
Итак, мотивация:
1.Естественно, хочется сделать дешевле и лучше оригинала. В идеале. Ибо делать за ту же цену смысла не имеет совсем.
2.Есть интерес к «сделать свое, отечественное»: ) Китайцы сейчас делают все, но в их изделиях нет души.
3.Предварительно был изучен спрос, и оказалось, что обладателей старых переклюков под ролик с 2 дырками достаточно много. Причем один из них – человек, который был в «команде» этого проекта, катается достаточно много и расходует ролики прилично:
И последняя ремарка перед тем, как перейти к сути поста. Вы спросите: а почему не китайские ролики на пром. подшипниках за пару баксов? Такие красивенькие, алюминиевые, разноцветные… При Китай я упомянул чуть выше. Второе: алюминий не самый лучший материал для пары трения. Ну а главное – лично я считаю, что промам без отличной грязезащиты в роликах не место. Как-то в одной покатушке я был свиделетем, как рассыпался заржавевший сепаратор в проме ролика, его начало клинить и колбасить. В итоге мы перебирали ролик прямо в электричке, и все закончилось благополучно.
Но случаи полного заклинивания прома в роликах случаются регулярно. Еще один момент – ролик на втулке будет ходить до последнего, с большими люфтами, а вот пром тупо может рассыпаться без предупреждения. В общем, я пока за втулки.
Перейдем к самому интересному. У нас в Минске есть один «секретный» завод, известный как ЗКФ им. Хэмильтона (ЗКФ – Завод Клевых Фигней). На этом заводе работает хороший человек Sssnake, который помогает велосипедистам (и не только им) точить/фрезеровать/выпиливать различные клеевые фигни начиная от хитрых болтиков и заканчивая изготовлением линков подвески на ЧПУ станке. Одна из самых крутых работ, сделанных там – тулза для откручивания барабана втулок DT с рэтчетом, делали ее давно, когда китайцы еще не освоили это направление, а оригиналы стоили дурных денег (тулза получилась дешевле оригинала). Уж не помню, как мы со Sssnake разговорились на тему изготовления роликов, но оказалось, что у них на производстве сделали самодельную установку для литья в силиконовые формы. Тут и родился план.
Всем известно, что для дешевизны производства нужна серия. Ролики можно было и вытачивать, но себестоимость процесса не удовлетворяла. А вот скопировать оригинальный ролик, сделать силиконовую форму и лить в нее копии – это уже интереснее. Эту технологию мы и решили попробовать.
Коротко это выглядит следующим образом: с оригинального ролика снимается копия в виде формы для литья из силикона. Материал для литья роликов – полиуретан. Литье производится в камере с вакуумом для удаления пузырьков воздуха из детали. Основные проблемы такого способа изготовления деталей было 2:
— при затвердевании полиуретан дает небольшую усадку, а нам критичен внутренний диаметр ролика.
— усадка может сопровождаться значительным нарушением геометрии.
После парочки неудачных попыток технологи ЗКФ нашли оптимальный режим литья и изготовили несколько пробных роликов. Без красителя полиуретан совсем белый)
Когда я получил эти образцы для первого теста, то был слегка поражен точностью копирования самых мелких деталей ролика, даже шероховатость поверхности передалась на клон, что уж говорить обо всех надписях:
Пара белых роликов была установлена на переклюк зимой-весной 2014 года и немного обкатана в реальных условиях. Убедившись, что явных косяков нет, а ролики не умирают за пару сотен километров, я дал добро на клонирование партии пластмассок (предварительно собрав список желающих их приобрести и протестировать). Ждать пришлось долговато, т.к. возникли проблемы с вакуумной камерой на установке, но в итоге в начале лета я получил целую гору красивеньких пластмассок:
Кое-где пришлось подчистить наждачкой шов на внутренней поверхности трения ролика, но в целом все они отлично садились на родные втулки и крутились, имея минимальный люфт. На переклюк все стало хорошо и крутилось как надо:
Всего емнип было сделано около 20 пар роликов, 12 или 13 пар разошлось по рукам товарищей. На данном этапе новые корпуса роликов предлагалось использовать со старыми втулками из родных роликов. Себестоимость пары роликов получилась 7.2$ при такой партии.
Первые результаты тестов в реальных условиях. Пробег 1.5-2 км в относительно чистых условиях летом, особого износа не видно:
Далее очередь стояла за изготовлением втулок. Детали относительно несложные, чертежик простой, изготовление быстрое и недорогое (пара втулочек обошлась в 1$). Собственно чертеж:
И готовые втулки:
Сели в ролики как родные:
По понятным причинам мы не стали заморачиваться изготовлением пыльников, т.к. они не изнашиваются и в хозяйстве от старых роликов их осталось предостаточно. В итоге себестоимость пары роликов с втулками получилась 8.2$ (при партии 20 пар), что в 2 раза дешевле, чем самая дешевая пара роликов SRAM X7 на БД.
Еще полгода тестов не выявили каких-то заметных косяков или быстрого износа роликов. На этой фотографии – ролик прошел 5к км, хозяин не особо заморачивается чисткой трансмиссии в межсезонье):
Другая тестовая пара – пробег около 2-2.5к км:
На очереди – суровые зимние тесты.
В принципе, получилось ровно то, что и хотел. Дешевле и вроде бы не хуже оригинала. Дома хранится запас роликов на несколько сезонов (в хозяйстве 3 переклюка под эти ролики). При большой партии себестоимость реально снизить где-то до 5$ за пару.
В этом посту вы сможете узнать о том, как мы клонировали ролики для переключателей SRAM.
Под катом – большая простыня и много фото.
Переключателями SRAM я пользуюсь достаточно давно, с 2010 года. Начинал с простого Х4, потом был Х5, ну а затем Х9. Переклюк Х4 я покупал новеньким, радостно поставил его весной на байк, покатал 1000 км…и почувствовал, что как-то странно крутится цепь. При очередной помывке байка замечаю такую картину:
Кто бы мог подумать, что не только сам корпус ролика, но и втулка сделаны из пластика! Даже небольшого количества абразива и отсутствия смазки оказалось достаточно, чтобы в хлам укатать ролик за такое короткое время:
Верхний же ролик SRAM у старых переклюков сделан совсем иначе. Металлическая втулка большого диаметра и две дырки под крепление в лапке переключателя. Большая втулка обеспечивает более долговечную работу ролика и меньшие люфты по сравнению с обычной мелкой втулкой:
Тогда вместо убитого нижнего ролика я поставил обычный ролик Shimano от переключателя Alivio, кажется. Без танцев с бубном не обошлось: во-первых, толщина ролика оказалась меньше, чем у родного, а во-вторых, отверстие под болт у шимановского ролика немного больше. Первое решилось двумя шайбочками по бокам ролика, на второе я забил, хотя пыльники ролика немного смещались к корпусу ролика и немного терлись об него. Вот так это выглядело:
Затем у меня появился еще и SRAM X9 старого образца, под верхний ролик с двумя дырками. К этому времени ролики на Х4 уже довольно сильно убились, и нужно было покупать новые. Цены на оригинальный SRAM повергали в уныние…в инет-магазах в то время можно было найти ролики от 12 евро за пару, в Минске все еще печальнее было.
Да, можно было отпилить пипку под вторую дырку ролика и спокойно ставить обычный ролик с одним центральным отверстием, у нас некоторые люди так и делали. Но пилить Х9 как-то не хотелось, а работа и долговечность верхнего ролика меня устраивала. И вот тут появилась мотивация сделать ролики своими руками.
Итак, мотивация:
1.Естественно, хочется сделать дешевле и лучше оригинала. В идеале. Ибо делать за ту же цену смысла не имеет совсем.
2.Есть интерес к «сделать свое, отечественное»: ) Китайцы сейчас делают все, но в их изделиях нет души.
3.Предварительно был изучен спрос, и оказалось, что обладателей старых переклюков под ролик с 2 дырками достаточно много. Причем один из них – человек, который был в «команде» этого проекта, катается достаточно много и расходует ролики прилично:
И последняя ремарка перед тем, как перейти к сути поста. Вы спросите: а почему не китайские ролики на пром. подшипниках за пару баксов? Такие красивенькие, алюминиевые, разноцветные… При Китай я упомянул чуть выше. Второе: алюминий не самый лучший материал для пары трения. Ну а главное – лично я считаю, что промам без отличной грязезащиты в роликах не место. Как-то в одной покатушке я был свиделетем, как рассыпался заржавевший сепаратор в проме ролика, его начало клинить и колбасить. В итоге мы перебирали ролик прямо в электричке, и все закончилось благополучно.
Но случаи полного заклинивания прома в роликах случаются регулярно. Еще один момент – ролик на втулке будет ходить до последнего, с большими люфтами, а вот пром тупо может рассыпаться без предупреждения. В общем, я пока за втулки.
Перейдем к самому интересному. У нас в Минске есть один «секретный» завод, известный как ЗКФ им. Хэмильтона (ЗКФ – Завод Клевых Фигней). На этом заводе работает хороший человек Sssnake, который помогает велосипедистам (и не только им) точить/фрезеровать/выпиливать различные клеевые фигни начиная от хитрых болтиков и заканчивая изготовлением линков подвески на ЧПУ станке. Одна из самых крутых работ, сделанных там – тулза для откручивания барабана втулок DT с рэтчетом, делали ее давно, когда китайцы еще не освоили это направление, а оригиналы стоили дурных денег (тулза получилась дешевле оригинала). Уж не помню, как мы со Sssnake разговорились на тему изготовления роликов, но оказалось, что у них на производстве сделали самодельную установку для литья в силиконовые формы. Тут и родился план.
Всем известно, что для дешевизны производства нужна серия. Ролики можно было и вытачивать, но себестоимость процесса не удовлетворяла. А вот скопировать оригинальный ролик, сделать силиконовую форму и лить в нее копии – это уже интереснее. Эту технологию мы и решили попробовать.
Коротко это выглядит следующим образом: с оригинального ролика снимается копия в виде формы для литья из силикона. Материал для литья роликов – полиуретан. Литье производится в камере с вакуумом для удаления пузырьков воздуха из детали. Основные проблемы такого способа изготовления деталей было 2:
— при затвердевании полиуретан дает небольшую усадку, а нам критичен внутренний диаметр ролика.
— усадка может сопровождаться значительным нарушением геометрии.
После парочки неудачных попыток технологи ЗКФ нашли оптимальный режим литья и изготовили несколько пробных роликов. Без красителя полиуретан совсем белый)
Когда я получил эти образцы для первого теста, то был слегка поражен точностью копирования самых мелких деталей ролика, даже шероховатость поверхности передалась на клон, что уж говорить обо всех надписях:
Пара белых роликов была установлена на переклюк зимой-весной 2014 года и немного обкатана в реальных условиях. Убедившись, что явных косяков нет, а ролики не умирают за пару сотен километров, я дал добро на клонирование партии пластмассок (предварительно собрав список желающих их приобрести и протестировать). Ждать пришлось долговато, т.к. возникли проблемы с вакуумной камерой на установке, но в итоге в начале лета я получил целую гору красивеньких пластмассок:
Кое-где пришлось подчистить наждачкой шов на внутренней поверхности трения ролика, но в целом все они отлично садились на родные втулки и крутились, имея минимальный люфт. На переклюк все стало хорошо и крутилось как надо:
Всего емнип было сделано около 20 пар роликов, 12 или 13 пар разошлось по рукам товарищей. На данном этапе новые корпуса роликов предлагалось использовать со старыми втулками из родных роликов. Себестоимость пары роликов получилась 7.2$ при такой партии.
Первые результаты тестов в реальных условиях. Пробег 1.5-2 км в относительно чистых условиях летом, особого износа не видно:
Далее очередь стояла за изготовлением втулок. Детали относительно несложные, чертежик простой, изготовление быстрое и недорогое (пара втулочек обошлась в 1$). Собственно чертеж:
И готовые втулки:
Сели в ролики как родные:
По понятным причинам мы не стали заморачиваться изготовлением пыльников, т.к. они не изнашиваются и в хозяйстве от старых роликов их осталось предостаточно. В итоге себестоимость пары роликов с втулками получилась 8.2$ (при партии 20 пар), что в 2 раза дешевле, чем самая дешевая пара роликов SRAM X7 на БД.
Еще полгода тестов не выявили каких-то заметных косяков или быстрого износа роликов. На этой фотографии – ролик прошел 5к км, хозяин не особо заморачивается чисткой трансмиссии в межсезонье):
Другая тестовая пара – пробег около 2-2.5к км:
На очереди – суровые зимние тесты.
В принципе, получилось ровно то, что и хотел. Дешевле и вроде бы не хуже оригинала. Дома хранится запас роликов на несколько сезонов (в хозяйстве 3 переклюка под эти ролики). При большой партии себестоимость реально снизить где-то до 5$ за пару.
-
добавить в избранное
4
- +190
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (56)
NixonElite
DarkWit
ilyamaksimov
вот намотать карбораму и карбовилку — это да:
фул-хэндмэйд рама+вилки+подседел найнера 29+, колеса и резина 29х3"
pashevich
Расскажите как делали его, это будет хитяра:) серьезно
ilyamaksimov
pustota
вот оно: mtbox.by/index.php/topic,1280.0.html
pashevich
velikain
заводские может и есть… за много денег зеленых.
pashevich
Jahtaka
mor
тоже мелочь) тип из словакии сам себе начертил и смотал из карбона секси подвес с ихменяемой геометрией. видео: www.pinkbike.com/video/331951/
статья о разработке и сборке:
dolekop.com/clanek/3223-homemade-intro-exit-carbon-prototype
альбом с его работами. там, смотрю, еще и алюминевый прототип появился:
www.pinkbike.com/u/boban/album/intro-project/
VL_Chuvak
Hunter73
pashevich
KirillIvanov
pashevich
_va
Dobrii777
ArkadiyAntipov
товарищ катает на работу и по другим делам каждый день круглый год.
pashevich
Dobrii777
AxeL
Плюсанул)
rewwerty
дело полезное, но не фантастическое. Пост плюсанул, если что
mitcos
OlegShturman
П.С. Улыбнул тэг «белорусские инженеры» — такими темпами будет скоро иметь славу не меньшую, чем «британские учёные»))
Wild_Cat
А чтобы под пыльник не попадала грязь и не ржавело надо хоть как-то следить за тем, на чём катаешься — смазывать там… грязь убирать… не?
Legalaze
До этого пром рассыпался в верхнем ролике. Не так все плохо было но переключение порой страдало.
multig
Legalaze
Каретки ББ30 по опыту аналогичное говнецо. Но тут ногами у руками можно сразу пощупать работу подшипников. В шимановские интеграшки можно гадами не лазить, если уметь пользоваться. Рулевые не умирали но с одним типом подшипников и тоже поимел головняк.
И что такое — регулярное обслуживание? Раз в неделю перебрать велосипед?
multig
П.с. Keep It Simple — не надо пихать пром туда, где он не нужен и где ему по умолчанию плохо.
проблемы прома в нижнем ролике — они близок к говнам, он мал диаметром.
В итоге ему надо довольно мало говна, что бы заклинить.
п.п.с. а ты после каждой грязевой покатушки разбираешь весь велосипед?
Я вот обычно ополаскиваю на мойке и все.
kn1ght
В нижнем ролике может и имеет смысл втулка, если с промами всё так плохо, как вы говорите, но вот в верхний я бы не поставил, ибо добавятся люфты, что заметно ухудшит переключение.
Ну а ещё, на сколько я знаю, втулки дохнут быстрее. Это если каждый день байк не купать в дерьме, конечно.
Legalaze
Видимо переключи были не дорогие, да и в дорогих промы появились не очень давно.
Какой у тебя переклюк говоришь?
В переклюке не нужно отсутствие люфтов в 1-3мм, а нижнему ролику так вообще пофиг какой у него люфт.
Дешовый Срам Х5, купленный БУшным отходил 3 года со смазкой ролика раз в год — и отлично крутился.
Если у тебя сдохнет втулка — то она просто будет больше люфтить, но ехать ты будешь не хуже чем с новой втулкой (и еще очень долго).
Если сдохнет пром — ты уже никда не поедешь.
kn1ght
Сколько говен мой XT повидал — промы как новые.
Может я что-то не так делаю? Может для клина надо в болото вел окунать целиком?
Legalaze
Надо что бы говны наматывало цепью, что бы все было грязное =)
kn1ght
Несколько часов купания в этой жиже и 2-4 дня секса с велосипедом обеспечено.
multig
Ну так можно и промы переклюка обслужить заодно со всем остальным :)
Legalaze
multig
GarryNeuroFob
pashevich
GarryNeuroFob
pashevich
GarryNeuroFob
я в владельцем этого ролика сегодня откатал покатушку по суху, километров 30, ничто не предвещало беды :)
pashevich
Vastak
Вы вообше велосипеды обслуживаете, цепи меряете?
RomanIndus
без обид и развязывания конфликтов. судя по тенденциям поломок, друзья, может вам в церковь сходить? =)
всем мир. с наступающим!
607
Chute
ну и не забываем: ролика под крепления на 2х дырках на проме не существует.
pashevich
607
607
shurtigin
Заодно ещё и современную модель ролика за мастермодель взять!
SEmp
pashevich
Vilty
pashevich