Dustman — Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш
Катание в горах по разным интересным трейлам незаметно превратилось в серьезный спорт – теперь мы делаем все тоже самое, с не меньшим удовольствием, но к делу подключаем секундомер. Да, это свершилось, стартовала первая в России серия соревнований по эндуро! И особенно круто, что сезон открылся гонкой, больше всего порадовавшей меня в прошлом году – La Endura. Невероятно разнообразные, техничные и скоростные трейлы, построенные специально для катания на байке это лучший подарок всем, кто приехал открывать сезон в окрестностях Краснодара. Уже написано не мало на эту тему, вставлю свои приключенческие пять копеек.
Еще несколько лет назад любители просто кататься в горах, не заморачивающиеся на гонках по даунхилу и предпочитающие тропинки сложным трассам скоростного спуска, имели очень немного возможностей померяться силами друг с другом. Гонки Супер Д в Алуште и зарубы в Strava – вот все, что было доступно тем, кто не выезжал на соревнования в Европу. Конечно, многим не нужны никакие соревнования. Выезжающие в велоотпуск 1-2 раза в году хотят просто кататься по разным интересным и красивым местам, не отвлекаясь на расписание и регламент. Почему же я считаю, что такая гонка, как La Endura стоит потраченного отпуска? Все зависит от того как относиться к соревнованиям. Не обязательно чувствовать дух соперничества, гнаться за секундами, пытаясь обогнать своих друзей или вон того парня. Гонка позволяет в один день проехать такое количество трасс, которые в обычном режиме не многие решились бы одолеть. Причем сделать это в огромной компании единомышленников. Можно испытать себя на прочность во всех смыслах и прокачать свои умения, катаясь за более быстрыми райдерами.
7 спец-участков в первый день и 4 во второй, каково это? Оказалось очень тяжело и увлекательно! Как выяснилось, более короткий второй день оказался практически не преодолимым из-за очень длинных перегонов между трассами и в итоге его урезали, но об этом чуть позже. Для тех, кто не уверен, что сможет справиться с такими темами, как «Черный Бриллиант» и «Горка Убийца» была категория Open, где трассы были проще, и все прошло в один день. В дни соревнований по этим же трейлам проходил тур для тех, кто любит просто покататься, и показательно, что многие участники этого тура заявились в гонку, как в категорию Open, так и PRO. Организатором гонки и тура одновременно выступал идейный вдохновитель и строитель трейлов на горе Собер-Баш Артем Ковалев. Параллельное проведение соревнований и тура наложило свой отрицательный организационный отпечаток, но поскольку это позволило привлечь больше участников в гонку, не буду упоминать некоторые досадные недоразумения.
Зато хочу сказать про очень важное достижение организаторов, которые сумели, благодаря помощи Ромы Соловьева, договориться об аренде и использовании электронной системы хронометража с бесконтактными чипами. Именно такая система используется на многих серьезных гонках в Европе. Участник стартует, проезжает мимо стартовой станции по узкому коридору и его стартовое время отсекается. На финише более мощная станция с радиусом действия 3 метра отсекает время, когда райдер оказывается в поле ее действия. Точность замера не велика – 1 секунда, но человеческий фактор полностью исключается.
Я приехал на гонку за 4 дня, этого должно было быть достаточно, чтобы прокатиться пару раз по всем трассам. Несмотря на то, что большая часть ночи прошла в дороге, прекрасная погода и благоухающая весной природа прогнали остатки сна, заставив взять байк и отправиться гонять по трейлам. В первый день решил освежить в памяти знакомые по осенней La Enduraтрассы первого дня. Интересные трейлы, построенные вручную Артемом и его помощниками, с осени не изменились, да и за чем трогать то, что практически идеально. Извилистые тропы, крутые съезжалки, усеянные корнями и камнями, связки контруклонов, трамплины, невероятный подвесной мост через овраг и огромный волл-райд - такому обилию технических элементов позавидуют многие европейские трейлы. Удовольствие от катания – запредельное.
4 трасса с Мишей Василенко и Ваней Кунаевым.
6 трасса — чистый даунхил, снимает Ваня Кунаев.
Во второй день решили разведать трассы южного склона Собер-Баш, расчищенные и построенные прошедшей зимой. Собственно с самого Собера начиналась только первая трасса второго дня соревнований — СУ7. Извилистый трейл, с построенными полками, каменными секциями, трамплином и дропом метра 3 высотой. Дальше предстояло самостоятельно найти дорогу к 8 СУ. После этого из деревни нас должен был забрать грузовик ГАЗ-66 и поднять к СУ 9. Но все оказалось не так просто. Дело в том, что искать путь нужно было по устному описанию, которое сводилось примерно к тому, что доехав до глубокого брода, нужно обойти его справа, пересечь реку и крутить в гору пару километров, после чего начать, подниматься к старту СУ 8. Очевидно это уже пешком. Преодолев около десяти неглубоких бродов, мы увидели выкат с СУ 10 и указатель Дубрава 7км, что означало только одно – нужный поворот на СУ 8 далеко позади. Снова покатались через броды, снова повернули не туда, и тормознули на привал, окончательно заблудившись.
Вторая часть СУ 7 с Мишей Василенко
Это тупик. Провал. Привал.
Спас нас Миша, который сумел дозвониться из этой глуши до Артема и понять, куда надо ехать. Еще 40 минут крутилова, пешего подъема и мы на старте СУ 8. В этот момент выясняется, что наш шаттл уехал, так как по времени мы вроде как не успеваем вернуться в лагерь до темна. Как так, время еще только 14:00! Все расстроены, но делать нечего, съезжаем СУ 10, который начинается недалеко от СУ 8, а потом едем велопоход до базового лагеря гонки в пансионате Дубрава. Еще с десяток бродов, крутилово, трейлы… В 15:30 я уже дома в Убинке, это еще 4 км от Дубравы, успел позагорать, поесть, поспать минут 40, и в 17:20 снова погрузился в шаттл и успел съехать СУ 6 минут за 40 до заката. И куда мы не успевали, не понятно. Обидно, ну да ладно, вроде договорились, что на следующий день снова будет попытка проехать трассы второго дня на Южном склоне Собера.
Но на следующий день что-то пошло не так и поездку на юга отменили, получалось, что ехать туда придется в заключительный день тренировок перед гонкой. Два последних дня тренировок я провел на трейлах первого дня, на трассы второго дня решил не ехать, так как СУ 8 организаторы решили отменить, чтобы все участники успели вернуться до темна. 7 и 10 трассы я видел, а на 9 трассе, кроме 6-ти метрового пролета ничего особенного не предвиделось. И ни сколько не пожалел о своем решении, ведь СУ 9 тоже никому не суждено было проехать в гонке.
На старте пролога
Этот день настал. Впереди невероятно длинное приключение, 7 спец-участков, которые, учитывая ночной, растягиваются практически на 12 часов. Серьезное испытание на выносливость и сохранение концентрации.
Как вам такое расписание? К концу дня начнет плыть в глазах!
Для себя решил, что нужно начать спокойно без спешки, не пытаться выжать из себя все на первой же трассе. Найти свой флоу и стараться получать позитив от катания. Это было определенно правильным решением. Финишировав на первой трассе, я минут 10 наблюдал, как другие решили начать гонку иначе и поплатились за это. Из тех, кого я застал на финише, только Ваня Кунаев проехал эту трассу без проблем. Остальные, судя по грязной одежде, много кувыркались, несколько человек бежали к финишу с пробитыми покрышками. Явно не в своем темпе начал эту гонку и один из главных претендентов на подиум, победитель осенней La Endura Дима Кузьмин. Он несколько раз серьезно упал, отбил ребра, а в конце трассы еще и пробил переднее колесо.
Дима в погоне за скоростью.
Черный Бриллиант..
Не всем покорился
Горка Убийца в исполнении Вани Кунаева
Альтернативный выкат с Г.У.
На СУ2, который был самым педаляжным во всей гонке Дима стартовал за мной и мы сразу выяснили, что он был медленнее почти на 20 секунд. Из-за отбитых ребер было тяжело дышать и на подъемах он не мог себя реализовать. После третьей трассы можно было перекусить и пополнить запас воды на пункте питания. Из еды предлагались бутерброды с сыром и колбасой, бананы, гели Арена, чай.
На привале
Одна из немногих альтернативных траекторий, которой я воспользовался. СУ3
Вова Спиридонов шел на четвертом месте по итогам первого дня, но во второй день уступил Жене Бочанскому
После короткого отдыха участников снова забрасывали на автомобилях к старту 4 трассы, которая также, как 1 и 6 начиналась с вершины горы Собер-Баш. Недлинный перегон к СУ5, который отличался огромным волл-райдом-контруклоном и снова погрузка в автомобили для подъема на вершину к страту СУ6. Эти трассы я проехал примерно в таком же режиме, стабильно, без излишнего риска.
Жизнь — боль)
Это был не день Сержа — отказавший тормоз, падения, травмы
Серж на тросу, даже когда это не обязательно
Весенний камуфляж
На ДХ байке эта гонка была не простой. Подъемов было предостаточно.
Дальше — поток сознания и эмоции, потому что произошедшее на СУ7 не укладывалось ни в какие рамки моего понимания.
Второй день начался с осознания того, что на улице идет дождь, и нас ждут большие приключения. Второй важной новостью было то, что по итогам первого дня я лидирую, но с отрывом всего 2 секунды от Миши Василенко и 40 секунд от Вани Кунаева. Перед погрузкой на шаттлы все собрались на краткий брифинг, где коллективным решением отменили СУ 9. Подъем на 9 спец-участок – это бездорожье и машина могла просто не подняться туда, кроме того все снова рисковали не успеть закончить гонку до темна. СУ 7 стартовали под моросящим дождем, я поехал первым, а за мной Ваня. Все шло отлично, пока трасса шла по полям, но затем начался лес с рыхлым липким грунтом. После нескольких скоростных прямых нужно было резко затормозить и повернуть, уперевшись в полку. Сбрасываю скорость, отпускаю тормоза поворачиваю и улетаю через руль. Нет времени думать, почему это произошло, запрыгиваю на байк, еду дальше, но в следующем повороте все повторяется, а затем снова и снова. Останавливаюсь поправить свернутый руль и тут понимаю, что виновата грязь, которая набилась между колесом и крылом и не дает колесу крутиться. Пытаюсь сорвать ненавистный кусок пластика, но он оказывается очень прочным и приходится ехать дальше. Еще одна черезрулька, объезд ходового трамплина, снова останавливаюсь выправить руль, и вскоре меня обгоняет Ваня, стартовавший через минуту после меня. Настоящий кошмар, худший заезд в моей жизни, борьба за первое место окончена, и за второе, скорее всего, тоже. Липкий грунт сменяется травой и я, наконец, могу нормально ехать. Догоняю Ваню, но на выезде на дорогу перебираю со скорость и ложусь набок. Вторую половину трассы еду максимально быстро, много рискую и ближе к концу начинаю снова видеть Ваню. Перед финишем небольшой прямик и подъем, вкручиваю изо всех сил и отыгрываю визуально секунд 10. Финиширую всего в 2 секундах за Ваней, но он везет мне минуту. Остается всего одна трасса, короткая минуты на 3. В начале подъем на минуту и затем 2 минуты даунхила. Единственный шанс уцепиться за второе место – валить на все деньги, рисковать и крутить, как в последний раз. Решаем стартовать друг за другом с разрывом в минуту. Миша, потом Ваня, потом я, чтобы сразу узнать разрыв и все понять. Стартую изо всех сил, весь подъем проезжаю стоя и пролетаю сложные камни не тронув тормоза. Вниз еду за гранью своих возможностей, в предельной концентрации, и постоянно скольжу двумя колесами. Даунхил в дождь на обычной резине на запредельной скорости – это нечто! В какой-то момент уклон становится очень крутым, а трасса выходит на узкий хребет. Погасить скорость невозможно, в скольжении врезаюсь в метровый камень и улетаю метров на 5 вниз в овраг, выползаю, хватаю байк и снова вниз. Перед финишем на очередной съезжалке заруливаю в бревна и заканчиваю гонку бегом, как оказалось финишный участок бежали абсолютно все. Несмотря на падение, этот спец-участок я выиграл с отрывом 3 секунды от Миши и 8 от Вани. Но это уже ничего не меняет, я остаюсь на 3 месте.
Дальше долго путешествуем под дождем по бродам и болотам до Дубравы, и отмываем себя и байки в ожидании награждения.
В конце небольшая порция здоровой критики в адрес организаторов. Разметка трассы. Ее было очень мало, как оказалось даже для того, чтобы не потеряться, чем воспользовались многие участники категории Open, уехав на Су 7
Pro вместо своей 4 трассы. В результате этого несколько спецучастков пришлось отменить, так как я уже писал, что значит вернуться в лагерь после спуска на южную сторону горы. На трассах было огромное количество срезок, вполне легальных, маленьких и огромных. Можно было срезать целые связки поворотов. Часть срезок закрыли прямо перед гонкой, хотя полная разметка должна была быть еще во время тренировок. И особенно печально, что ситуация с разметкой повторяется сейчас на втором этапе РЭС в Алуште. Снова огромные срезки. Ну и нехватка людей, которые могли бы показать трассу, из-за чего мы блуждали по Южному склону и потеряли много часов. В остальном все прошло отлично, хочу поблагодарить организаторов за отличное мероприятие и лучшие рукотворные трейлы в России. Особенно хочется отметить очень опасный финишь на СУ6. После скоростного прямика, где я выкрутил передачу 34х10 был небольшой перегиб с маленьким естественным вылетом, а за ним довольно крутой склон длинной метров 8-10 с резким переходом в плоскость внизу. Я помнил, что вылетать далеко нельзя, но на моих глазах 4 человека перелетили этот склон в плоскость, падали спасались, а кто-то даже сбил финишную станцию, закрепленную на бревне. Причем на справедливое замечание судьи на финише лишь посмеялись и сказали, «да ладно, нормально». Такая ситуация случилась потому, что в дни тренировок не была обозначена точка финиша, все знали, что СУ6 чисто спусковой и думали, что он заканчивается метров на 500 раньше, поэтому не придавали значения, тому что дальше первого брода. Избежать этой ситуации можно было заранее обозначив место финиша.
-
добавить в избранное
- +107
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (5)
Koval
Dustman
Важно отметить, rкакая ложка дегтя при этом появится в бочке меда — в целом повсеместно средством реализации такой лучшей организации становится повышение сборов с участников (щас начнут минусить гыгы). Увы, чудес не бывает, особенно в бизнесе и в спорте, и если надо дотянуть до определенной планки, то не всегда энтузиазм помогает и никак кроме увеличения штата, увеличением кол-ва оборудования и увеличением «серъезности» в виде большего кол-ва медиков/мчс/когохотитееще этого не решить. а это всё деньги и их производные. Я думаю, стоит подумать в эту сторону, хотя для большинства не-краснодарцев сбор был лишь малой толикой трат, как в моем случае, но другого выхода из ситуации на месте оргов я не вижу ( я здесь говорю не о частных проблемах разметки, транспорта и т.п., а в целом по тому, как и за счет чего вывести гонку на уровень выше, закрыть не только набитые шишки, но и предотвратить еще не набитые).
моим же самым большим пожеланием остается хороший брифинг — чтобы те кто был на эвенте впервые, мог понять куда и как ехать. ибо отсылки на прошлые года и прошлые трассы очень очень очень сбивают с толку новичков и тех кто в этой местности впервые. тут на мой взгляд поможет краткая легенда написанная текстом по каждой трассе. эту легенду зачитывают с листа орги вслух. дополняют (но не замещают легенду) устным описанием 2-3-х основных чекпоинтов. перед тем, как опубликовать/распечатать легенду, берут тестовую группу из 3х случайных бабушек и читают им. если бабушки единогласно кивают и говорят «всё понятно» то значит, легенда именно такая, какой и должна быть — простая, понятная, однозначная. далее именно такой же текст передается на всех участников. слово в слово.
PavelPolyakov
1. Поднялись.
2. Минибрифинг по текущей трассе.
3. Инструктора отпускают вперед, где по ходу движения проверяет возможные факапы и потом ждет на финише всю группу.
Delar
Delar