Aveega — Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.
Совсем недавно, по всем значимым велосипедным ресурсам, прокатилась новость о новом поколении Specialized Stumpjumper FSR. Информации о новинке масса, есть да же отзывы тест-райдеров. А мне всегда нравилось покопаться в истории, узнать немного нового о чём-то уже не новом...
Так что, любителям расширить свой кругозор, предлагаю удобно расположиться в кресле-качалке, накрыться клетчатым пледом и котом, заварить чайку с печеньками, и...
То — что в далёком 1981 году, Specialized Stumpjumper стал первым серийным горным велосипедом в истории, наверняка уже многие знают. Что название Stumpjumper переводится как — «мал да прыгуч», то же известный факт. Сегодня — это коллекционная редкость, уходящая с зарубежных аукционов за кругленькие суммы. Про Stumpjumper подробно и доходчиво написано вот в этой статье bike-crimea.com/stati/intervyu-s-osnovatelem-specialized.html
Вообще, в компании очень трепетно относятся к своей истории и к её героям. Например, сотрудникам Specialized запрещено называть Stumpjumper привычным сокращением «Стампи», это считается «неуважительным обращением».
Перейдём пожалуй к полноподвесной версии Stumpjumper — FSR, которая увидела свет более чем 20 лет назад — в 1994 году.
Стоит обратить внимание на то — что Stumpjumper FSR, в отличии от велосипедов других марок, с первой и до последней модели, принципиально не изменялся. Да, менялась форма крепления амортизатора, геометрия, материалы из которых изготовлена рама, но конструкция подвески всё та же. Подвеска FSR оказалась настолько удачной, что другие крупные производители выкупали патент на использование её в своих двухподвесах. А когда патент на FSR у Specialized закончился, очень многие марки скопировали её под своими названиями.
Дизайнером рамы выступил Dennis Wootten. А известный гонщик тех времён — Jason McRoy, выступая на Stumpjumper FSR в 1994 году, завоевал чемпионский титул Национального Чемпионата Великобритании.
Если приглядеться к велосипеду Jason McRoy — бросается в глаза руль от БМХ и натяжитель цепи на пере.
Рама изготавливалась из хромомолибденовой стали «Direct Drive Prestige» по TIG технологии. Трубы переднего треугольника баттированые! Задний треугольник из алюминия. Фрезированный линк амортизатора из кованого алюминия. Подседельный хомут и часть болтов из титана. Покупателю были доступны размеры 16.5", 18", 19", 20" и 21.5".
Вот подробная геометрия рамы. Обычные для КК углы, короткий передний треугольник и вполне современные (для двухподвеса) 430мм перья.
Воздушный амортизатор Fox, с гидравлическим демпфером, уже тогда, не сильно отличался от современных аналогов.
Вилка FSX — плод совместной работы инженеров Specialized и Rock Shox. Демпфер от Judy, воздушная пружина, стальные ноги и шток, и карбоновые штаны!
Забавно — прошло более 20 лет, но и сегодня, на двухподвесах Specialized, чаще всего, мы видим амортизатор Fox и вилку Rock Shox. И то, и другое, так — же разрабатывается совместно с конструкторским бюро Specialized. Завидная стабильность!
Колёса на втулках Shimano Deore LX и ободах Specialized Z-21 на 32-отверстия. Покрышки, естественно Specialized модели Shockmaster.
Трансмиссия 3х7, и тормоза — Shimano Deore LX. Система со звёздами вполне современных размеров 22/32/42 зуба. Кассета с диапазоном 11-28 (прям современных ДХ стандарт).
Кокпит: руль — Specialized алюминиевый с двойным баттингом, вынос и подседельный штырь — Tahoma Sonne II алюминий, седло — Specialized ProLong.
Педали Shimano PD-M525 SPD.
Весил S-Works Specialized Stumpjumper FSR 1994 менее 13 кг! Весьма неплохой вес и по современным меркам. А стоимость составляла всего 1.800 долларов США...
-
добавить в избранное
- +63
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (43)
BEAR
Aveega
VL_Chuvak
eovein
VL_Chuvak
AnatolVasin
BerlinCalling
ilyamaksimov
Val
ilyamaksimov
А у мировой команды серийные байки уже есть.
Val
ilyamaksimov
Aveega
ilyamaksimov
Человек без лица — Войдите!
Дверь закрылась, и в кабинет телепартировался Агент 147х12мм.
Агент 147х12мм. — Вызывали шеф?
Человек без лица — Да, есть новое поручение! Пентагон направил нам свежую дериктиву: кризис в Укропии, и связанные с ним санкции против режима Краба не сработали… Нам поручено разработать новый, 100%спорта план, как поставить РФ на колени. Жду твоих предложений.
Агент 147х12мм. ловким движением руки, достал из нагрудного кармана брюк пузырёк с новой минералкой от Хаггис, и закапал в глаза. Долго моргал, чехнул, и уставился в воздух...
Агент 147х12мм. — Есть мысль Шеф… Так… Сейчас сформулирую… Вот — необходимо, во что бы ни стало, протолкнуть нашу велосипедную промышленность на рынок РФ, что бы она уничтожила мощнейший велопром России. Это, без сомнений, создаст экономический коллапс в государстве и приведёт к массовым волнениям и беспорядкам, которые и свергнут режим Краба.
Человек без лица — Прекрасная идея! Сейчас же раппортую в стратосферу!
Aveega
ilyamaksimov
Aveega
AleksandrYakucenya
yurtsa
Вот старый стампи. Curtis Keene иногда и EWS на нем ездил.
А новый уже в Ирландии использовал:
Val
yurtsa
Bezzeeni
Red_Fox
ScuLLy
Для меня все еще тайна что означает Pitch по мнению тех кто его так обозвал.
Vastak
FedorYankov
История спеша крутая, спеши так то вобще крутые но в большенстве своем на с-ворксах у нас катаются люди весьма далекие от велоспорта и это очень печалит.
Bezzeeni
когда неспортсмены покупают дорогие велосипеды это очень хорошо!
на этом вся индустрия держится.
вся поддержка спортсменов, реклама, спонсирование сорев, съёмка видосов и т.д. и т.п. только ради того, чтоб толстый дядя купил самый дорогой велосипед и желательно не один!
а его, блин, печалит.
и ладно бы его одного.
raskladnoy
Bezzeeni
Dobrii777
Bezzeeni
Data_Link
Dobrii777
ilyamaksimov
Bezzeeni
Updated: Хотя посмотрел ГЕО и предлагаемые производителям вилки и растерялся. ХТ джампер скорее для КК
pustota
ilyamaksimov
mitcos
Yue
Dobrii777
А можно конкретнее?
tazhate
pustota
ronin336