Aveega — Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 2.
В первой части статьи (https://twentysix.ru/blog/120473.html) я рассказал про самый первый двухподвес от Specialized выпущенный в далёком 1994 году. Через 5 лет, в 1999 году, свет увидел новый Stumpjumper FSR с маркировкой XC. Что это был за велосипед, и почему к названию прибавились ещё 2 буквы можно узнать пройдя под кат...
Наверняка многие уже замечали, что Specialized выпускает новые версии своих велосипедов с промежутком в 5 лет. Это традиция (или маркетинговый расчёт) прослеживается по всей истории производства велосипедов, начиная с первых моделей. Так и вторая версия Stumpjumper FSR увидела свет в 1999 году.
Но, справедливости ради, стоит сделать небольшое отступление и заметить — что Stumpjumper FSR ХС 1999 был не вторым полноподвесным велосипедом от Specialized. А вторым был вот этот скромный двухподвес, под названием Specialized Ground control 1996 года выпуска.
Сейчас сложно найти достоверную информацию о причинах появления данной модели, но наиболее очевидным предположением будет то — что Ground control был более бюджетным вариантом, рассчитаным на широкий круг потребителей. Базовая версия стоила 799 USD, и имела следующую спецификацию:
Рама из хромомолибденовой стали «Direct Drive Prestige» изготовленная по TIG технологии. Доступные ростовки: 13.5", 15.5", 17", 18", 19", 20.5"
Вилка: RST 381, корона\ноги\шток — сталь и алюминиевые штаны. Пружинно-эластомерная.
Вилка: RST 381, корона\ноги\шток — сталь и алюминиевые штаны. Пружинно-эластомерная.
Амортизатор: совместная разработка RST/Specialized, 1.25" ход.
Тормоза: Shimano Alivio M-System
Система: Shimano Alivio, 22/32/42
Переключатели: перед — Shimano AceraX, зад — Shimano STX.
Кассета: 7-звёзд, 11 — 28.
Цепь: Shimano CN-IG31.
Колёса: обода — Mavic 238, 32 спицы DT Competition 2,0мм, покрышки — перед 26 x 1.95" Specialized Ground Control II, Зад: 26 x 1.95" Specialized Ground Master
Specialized Ground Control выпускался в 5-ти различных комплектациях и да же с рамой изготовленной из алюминия, но продолжения данная модель не получила. Возможно из-за слабого конструктива (верхние перья крепятся к переднему треугольнику не через линк а через амортизатор напрямую), или же по маркетинговым причинам.
Теперь вернёмся к основному «виновнику» этого обзора — Specialized Stumpjumper FSR ХС 1999. Приставка ХС — это уточнение предназначения велосипеда. Дело в том — что к концу прошлого века (о боже как это звучит!) началось «расслоение» МТБ на различные дисциплины, и у Specialized один за другим, зрели такие знаковые модели как: Enduro, BigHit, P.3 и т.д.
Stumpjumper FSR второго поколения, вобрал в себя все последние наработки велосипедной индустрии того времени:
Рама полностью изготовлена из алюминия. Уже тогда Specialized использовало собственный хитрый сплав под маркировкой А1. Подвеска естественно FSR ходом 3 дюйма. А вот крепление дискового тормоза появилось только на рамах выпущеных в 2000-ом году. На смену цифрам, в маркеровке ростовок, пришли буквы S,M,L,XL.
Рассмотрим самую дорогую комплектацию 99-ого года «Pro» стоимость которой составляла — 2200USD. (Версия S-Works начала выпускаться в 2000-ом году)
Амортизатор Fox Air Vanilla Float R уже с внешними настройками отскока и компрессии. В описании отдельно указано — что амортизатор имеет воздушную нигативную пружину, видимо замена витой металлической пружины было технологическим «прорывом» того времени.
Вилка Rock Shox Sid с ходом 2.5 дюйма, воздушной пружиной, алюминевым штоком\короной\ногами, магниевыми штанами и внешней регилировкой скорости отскока.
Тормоза — Shimano Deore XT V-Brake.
Трансмиссия 3х9 Shimano Deore XT. Диапазон кассеты увеличился до 11-32. Система собственного производства Specialized ForeArm Elite, 22/32/44. Цепь Shimano CN-HG72.
Кокпит: подсидельный штырь — Ritchey Expert, седло — Specialized Carbotech C, вынос — Specialized A-1, руль — S-Works весом всего 140г!
Колёса: втулки — Specialized STOUT, обода Mavic X222 32 отверстия, тянутые спицы DT 1,8мм и алюминивые ниппеля, покрышки перед 26 x 1.95" Specialized Dirt Control Team, зад 26 x 1.95" Specialized Dirt Master Team.
Вес Specialized Stumpjumper FSR ХС 1999 PRO — примерно 12.5 кг.
На счету Specialized Stumpjumper FSR ХС, конечно, масса побед в гонках тех лет. При том что использование двухподвеса в спортивном Кросс-кантри вызывало, в то время, массу жарких споров. Одина из первых значимых побед — титул чемпиона Американской серии NORBA завоёванный Bart Brentjen.
Bart Brentjen — гонщик заслуживающий отдельной статьи, именно он завоевал золото на на первых Олимпийских играх 1996 года, в которых проводились соревнования по МТБ.
В завершение немного забавных фото и иллюстраций из каталогов Specialized прошлого века.
-
добавить в избранное
- +28
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (12)
_va
damenoid
kominet
damenoid
ilyamaksimov
eovein
ScuLLy
Хотя для меня внешний фетиш это слаломный спешал
Vastak
ivvanko
Почему то сегодня это выражение ажно режет слух...
Data_Link
Belinsky
GeraRuckus