singulardroid — Три месяца на ProCore - без проколов?
С момента установки procore на dh-байке у меня прошло чуть больше, чем три месяца, под катом постараюсь описать свои личные ощущения от езды с этой новинкой. В РФ эта система пока еще не стала популярной, даже среди профи и, возможно, информация ниже поможет каждому решить — нужна ему/ей эта новомодная вещь, или нет. Предупреждаю, текста много, картинок мало, это пост не про то, что есть в комплекте, как красиво это упаковано или unboxing. Пост про катку с этим на ободах.
Пролог. Как я вообще решил потратить >200 евро на это?
С 15го года катаясь по лайту в АМ, эндуро, матрася вдоль Оки и плавно тренируясь в DH на разных спотах (да, как-то так мне больше нравится), было желание меньше тратить времени на пробои колес и больше — на катку при любых погодных условиях. Именно в 15м впервые попробовав бескамерки в Чегете, я, с одной стороны познал дзен езды с низким давлением в покрышках, с другой стороны — ад с их срывами и загибами при низком давлении, их установкой ручным насосом, попытками дождаться когда герметик наконец заклеит пробои и т.п. прелестями, которых не было на так плохо воспринимаемых мной к тому моменту (о, как я заблуждался!) камерными катками. Итого, предпосылки к покупке — хорошая вещь бескамерка, да только до первого сильного прокола в горно-полевых условиях, когда герметик вытекает, а давления уже не хватает на латку пробоя :).
В ту пору по основным вело-сайтам мира пролетел анонс от швальбы, и я решил попробовать к 16му году провести апгрейд на прокор, который для меня так же совпадал с переходом на 27.5" катки (для информации — и 26" обода были ZTR FlowEX, и на 27.5" решил выбрать их же, на тот момент всё устраивало). Ближе к апрелю намечалась поездка в Германию по работе, у тамошнего дилера и был заказан комплект proCore на 27.5", так как в РФ я просто не хотел связываться с поиском и доставкой сего чуда по чудесной цене, а в мировых интернет-магазинах на тот момент комплект отсутствовал для доставки в рф (где-то попадался, но всегда out of stock). Стоил он мне (с учетом налогов) 239 евро. Если кому интересно про состав комплекта, то подробности на сайте производителя, а если вкратце — всё что нужно для пары колес, чтобы сделать их двухкамерными по новой технологии и три отличных (без рекламы, они действительно удобные и прочно-гибкие) пластиковых монтажки для покрых. Насчет монтажек — это единственный раз когда kit-овые вещи, данные производителем в «довесок» я использую постоянно (одна правда потерялась, но двух хватает). Получил прокор в апреле, установил всё хозяйство на новые колеса в популярной московской мастерской, буквально за два дня до отъезда в Пятигорск/Сочи, в Москве только совершил один круг по двору для прикатки и усадки покрых после установки.
Терминология.
Перед повествованием хочу дать определение паре терминов, которые буду применять:
1. камера наружная, или КНД или камера низкого давления — это камера с воздухом между покрышкой и внутренней камерой, ее рабочее давление менее 2х атмосфер (иначе зачем вам всё это?). закачка осуществляется через ниппель в «открученном» его положении.
2. камера внутренняя, или КВД или камера высокого давления — это камера которая внутри, у обода, ее диаметр около 1.1 дюйма, она защищена от пробоев надеваемой поверх кевларовой промежуточной оболочкой, рабочее давление от 4 до 6 атмосфер по рекомендации производителя; по рекомендации спецов из мастерской, лучше держать в диапазоне 3-5 атмосфер, по моим личным наблюдениям (о них ниже) диапазон явно начинается с 4 атмосфер, закачка осуществляется через ниппель в «закрученном» его положении.
3. вкладыш или обертка – защитный чехол, одеваемый на внутреннюю камеру procore
Эксплуатация. Где и как успел протестировать?
Чтобы быть максимально объективным в этом пункте статьи, оговорюсь — в Пятигорск и Сочи я не взял цифровой манометр (в дальнейших поездках я его брал) который стоило бы считать эталонным, и качал там колеса по показаниям нескольких разных манометров.
1. Езда на новом proCore, без повреждений
В хронологическом порядке, начну с Пятигорска. Прибыл на трейлы Машука, в каждом колесе было по 3 атмосферы в КВД, и безумно мало в КНД — около 1 атмосферы (16-17psi). Я заранее решил первые катки делать на предельном режиме КНД, чтобы явно увидеть разницу, если таковая будет. В качестве покрых стояли 27.5" Magic Mary 2.35 VertStar DH — сзади, аналогичная во всём кроме компаунда TrailStar — спереди. Поначалу, в первые дни, погода была нормальная, не лил дождь, и трассы “Длиная” (менее крутая, большая часть – земля и редко – корни) и “Короткая” (больше уклон, поверхность на 80% камень/скалы) проходились как и ранее – весьма нормально, отличий от катки на любых других видах колес (с камерами и без) не было – дропы дропались, контры контрились, а кикеры кикали – так как катался в составе группы, то мог видеть, что ничем не хуже и не лучше своих компаньонов. На тот момент проблемы сцепления были только у тех, у кого стояли полуслики или стёртые в хлам дх-покрыхи – но это вполне объяснимо и без серьезного анализа. Потом, в один из дней прямо во время катки прошел дождик, шел полчаса и успел промочить всю трассу “Длиная”. Мы к тому моменту в составе группы успели сделать два спуска, и поехали на третий. Сразу после этого всё немного изменилось – все, кто имел проблемы сцепления на сухой поверхности, получили полную Ж уже на первых изгибах трассы, еще даже до «шпильки» дрифтили, скользили по влажным камням и падали, оттормаживали и перетормаживали где могли. Вилсет с прокором держался, никаких проблем с сцеплением, сырость и связанные с этим заносы появились только в паре мест на трассе и то — как следствие слишком уж резких завалов телом/байком при входе в контрики, где уже были лужи и раскатали сырость другие райдеры. Эти небольшие и весьма ожидаемые заносы удавалось нивелировать положением тела, без завала. Коллеги по спуску заваливались (не все), хотя многие из них, будучи местными ребятами, знали трассу и умели её проходить гораздо лучше меня.
Вывод №0, очевидный – с proCore действительно лучше сцепление на мокрых и грязных трассах. Даже не совсем корректный выбор резины может быть нивелирован посадкой его на proCore и правильным давлением в КНД.
Езда на proCore, с пробитой и спущеной до 0 покрышкой/КНД
На следующий день, в первый же спуск по «Длиной» я пробил на последней трети спуска переднюю покрыху (КНД), и из нее вышел за секунды весь воздух, которого было немного – около 16psi. Из-за нулевой разницы давления внутри и снаружи покрышки и влаги прокол не затянулся герметиком, и остаток спуска (метров 500 до асфальтовой дороги) и плюс еще около километра по асфальту к точке начала подъема я проделал только на внутренней камере. Поведение байка при этом изменилось: на предельных углах поворота появилась резкая валка в сторону поворота. Этот эффект был неожиданным, и чтобы его в деталях объяснить, я провел при написании этой статьи небольшой анализ, вылившийся в несколько диаграмм и пояснения к ним. Все диаграммы – схематичны, я не заморачивался с масштабом и т.п., нарисовав их только чтобы подчеркнуть основные свои догадки и выводы. Надеюсь, их хватит для объяснения причин эффекта.
Итак, выше на диаграмме в разрезе КНД и КВД на наклонной поверхности трейла (допустим, байк стоит на контруклоне поворота влево). На этой диаграмме и КНД и КВД с нормальным рабочим давлением, пробоев нет. Жирная дуга – пятно контакта.
Далее, представим, что вместо стоящего в положении покоя байка, мы начинаем крутить и входим в этот же самый контруклон. Во время движения, к концу его первой трети, вы вжимаете байк в контр, под действием этого сжимается подвеска, но еще быстрее (так как давление меньше) сжимается КНД. Пятно контакта увеличивается. Возможно, вы настолько хорошо прокачали байк, что КНД и обёртка КВД соприкоснулись, эта диаграмма как раз отражает такое состояние дел.
Теперь другая ситуация. выше на диаграмме изображено, что вы пробили в ноль КНД и так же начинаете входить в контр. Первое, что явно бросается в глаза это уменьшение пятна контакта. Это так, потому что давление снаружи и внутри покрышки выровнялось, и она в этот момент по сути является этакой тряпочкой, намотаной вокруг вкладыша и упругой КВД, и никакой нагрузки уже не несёт и сцепления не добавляет. Можно возразить, что покрышка имеет некую боковую жёсткость (фолдинговые – меньшую, каркасные – большую). Но скорее всего, вы используете фолдинговую покрышку, мягкую или сверхмягкую (иначе зачем вам procore), так что при вашем весе >50кг + байк >13кг боковой жесткостью покрышки можно принебречь – прикладываемые системой байк+райдер силы кратно выше боковой жесткости покрышки, и она-таки болтается как тряпка, зажатая между ободом и КВД. Соответственно, при полном пробое КНД эффективное пятно контакта, обеспечивающее сцепление с трейлом равно тому пятну, которое может дать КВД с диаметром около 1.1 дюйма. Эта часть истории – очевидна: пробились КНД в ноль, получили «докатку» в 1.1 дюйм, что лучше чем ничего.
Далее, кроме уменьшения пятна контакта, где-то в середине контра вы сталкиваетесь со вторым эффектом – «проскальзыванием», который как раз в моём случае дал валку в сторону поворота. Вы хорошо прокачали подвеску, вертикальная равнодействующая сила направлена внутрь поворота, к его центру. В этот момент остатки покрышки, которая деформируется, в той её части, что направлена «наружу» («снаружи» поворота — правее штрихпунктирной оси на диаграмме) поворота содержат некоторое количество герметика, который стремится перетечь в нижнюю часть покрышки («внутри» поворота — левее штрихпунктирной оси на диаграмме). Этот герметик – жидкость, а жидкости имеют свойство снижать силу трения. Таки получается, что капли герметика попадают ровно на то самое место прилегания обёртки КВД к покрышке, смачивая его, и за счет этого уменьшая силу трения. Так и образуется эффект «проскальзывания» — обёртка контактирует с покрышкой в месте обильного смачивания и скользит по ней. Это скольжение не бесконечно, конечно.
Как видно из диаграммы выше, скольжение ограничено геометрией покрышки – в какой-то момент КВД полностью прилегает к «верхней» части покрыхи. В этот момент «проскальзывание» КВД внутри покрышки заканчивается. Но как итог –наклон байка по окончанию действия этого эффекта изменяется, и вы либо «ловите» его, если был запас, либо собираете себя с контра и думаете, что это было. Наблюдая в ходе трансляции за катанием прорайдеров на этапах кубка мира, у меня даже закралось подозрение, что эффект проскальзывания или что-то близкое к нему может наблюдаться и без пробоя, просто при придельном и по наклону и по скорости входе в контр, сдобренном так же большим количеством герметика в покрышке (подтверждений этому, ясен день, не было).
Касательно своего опыта тогда, с пробоем — падений от этого у меня не было, хотя я столкнулся с этим впервые, но как особенность, на будущее учел, стараясь входить в контр с запасом, оставляя место для «доворота», если он возникнет. Возможно, способствует появлению эффекта проскальзывания малый угол рулевой: у меня он равен 60 градусов, а в массе у публики он в диапазоне от 61 до 63. Тем не менее, после столкновения с эффектом проскальзывания, сделал для себя вывод.
Вывод №1, неожиданный – при пробое покрыхи и спуске давления в КНД в ноль, поворачиваемость на предельных углах ухудшается, можно ожидать резкого «проскальзывания» КВД по внутренней поверхности покрышки и большего, чем нужно, завала колеса к центру поворота.
Важно отметить, что за полтора или около того километра эндуро-like спуска+педалирования только на КВД с procore не случилось ничего – я спокойно доехал до точки, долил герметика и подкачал КНД на переднем колесе – пробой затянуло, можно было кататься дальше, что я и сделал. Время на эту операцию ушло менее 5 минут. В дальнейшем, после разбортирования колес уже в Сочи, я увидел, к чему приводит плотный контакт покрышки и обертки proCore – это чисто эстетические эффекты, но работать с вкладышем становится всё менее комфортно – его надо отмывать, если не хочется, чтобы он оставался липким, а это требует времени, а время это как раз то, что хочется не тратить на сервисные операции.
Забегая вперед, чтобы покончить с Пятигорскими трейлами и работой procore во влажных и очень влажных условиях — в дальнейшем в этом сезоне(июнь, июль) я еще несколько раз попадал на Машук с велом, и ездил даже в те часы, когда шел проливной дождь и вся «Длинная» была не просто с лужами, а служила руслом горной реки, когда «дроп перед оврагом» превращался в водопадик, а через контры перехлёстывал поток (именно в эти моменты я понял что значит дренаж и неправильная постройка трассы). Спускаться получалось, даже на самом крутом участке перед «шпилькой», пусть не так бодро и находясь по втулки в воде: никуда не слизывало и не кидало, однако, конечно приходилось гораздо точнее катить — я по своей собственной инициативе в эти моменты спускался с меньшей скоростью, не претендуя на медали и почёт в страве – просто хотел доехать в хорошем состоянии, пусть и с мокрыми ногами (всё остальное было в мотодождевике). Т.е. в совсем экстремальной ситуации procore явно был лучше, но насколько именно в граммах – я определить не смог, так как никто не составил мне компанию в тот день для спусков под проливным дождём.
Езда на proCore, пробой и КНД и КВД (полностью сдутое колесо)
Далее в Красной Поляне, раскатывая в начале мая в Горки-Парке я понял, что в Пятигорске было сухо, а сыро на самом деле тут (сплав по «Длинной» произошел позднее). Опуская пару дней дождливой раскатки, где явно сцепления было больше у proCore, скажу, что первый и единственный раз за эти три месяца я таки смог пробить внутреннюю камеру, и случилось это именно в Красной Поляне во время мегалавины. Бездарно проехав снежную секцию, полностью отпустил тормоза на каменной, достиг на её последней трети скорости не менее 70кмч (обгонял в это время ребят которые, казалось, еле съезжали по трассе), в это время пробил опять переднюю покрышку – она была всё та же, с уже затянувшимся пробоем с Машука, пролетел еще метров 200-300 на КВД и в какой-то момент (нет, не у той канавы, что сломала кому-то колёса), просто за счёт хода подвески вылетел и прилетел, как показалось, на пару камней у края трассы, тут же скорость резко упала километров до 30 и я в таком состоянии, прокатив еще метров 100 пересёк финиш на полностью пробитом и сдутом переднем колесе (скорости и расстояния оцениваю чисто субъективно – не вёл замеров, но по опыту в момент пробоя ехал так же быстро, как езжу только очень хорошо навалив вниз по хорошему асфальту на другом веле). Фактически, вторая камера дала возможность проехать 300 метров и обогнать несколько человек!
Вывод №2, позитивный — даже для любителя или фанрайдера, к каким я себя причисляю, такой исход прокора это гораздо лучшая ситуация, чем закинув вел на спину бежать к финишу с ним в руках или просто сойти с пробоем во время гонки.
Езда на proCore после повреждений КВД
После разбортирования колеса обнаружил стандартный змеиный укус на КВД, но ни следа отверстия или удара на обёртке (про покрышку даже не говорю – там места пробоя были очевидны, подрано было изрядно). Именно после первого пробоя КВД я решил, что с 3мя атмосферами в КВД пора завязывать – это всё еще мало и стал закачивать 4-4.5, что является стартовым диапазоном рекомендуемого производителем давления для КВД. В дальнейшем у меня не было пробоев КВД, что я связываю с правильным давлением в 4-4.5бар (но кстати, не было и еще одной мегалавины с моим участием на этих настройках). В связи с этим пробоем я сделал очевидный вывод, который теперь готов явно утверждать:
Вывод №3, практический – качайте КВД на более чем 4 атмосферы. 3 атмосферы не избавляют вас от змеиных укусов.
А далее, пытаясь раз за разом залатать КВД в месте пробоя(зачем я это делал – ниже), я убедился в том, что явно нигде не прописано:
Вывод №4, негативный – камера КВД прослужит вам только до первого пробоя КВД типа «змеиный укус». Это не касается вкладыша.
Я искал возможность прожить с пробитой камерой, и искал способы её залатать, так как еще одной новой камеры у меня в тот момент в запасе не было (а в силу уникального ниппеля вы её ни разу не заколхозите). Если пробоя два и они рядом, как было на переднем колесе, ибо это был укус – латанию это практически не поддаётся. Дело в том, что кроме малого диаметра КВД в 1.1 дюйма, КВД прилегает к вкладышу не совсем так, как обычная камера к ободу и покрышке! Нет 100% прилегания камеры к вкладышу в месте стыка вкладыш-обод. Как ни клейте, в какой последовательности ни качайте, а наклейки, если они попадают на место стыка вкладыш-обод срывает, в силу же природы укуса одно из отверстий всегда будет именно в этой области. Я не могу показать иллюстрации ибо не фоткал камеру до замены, потом выкинул её и с ней всю историю с пробоем, увы.
Вывод №5, обадривающий: если пробой КВД состоит из 1го отверстия, то его можно заклеить, используя либо самоклейки (parkTool в моем случае), либо обычные заплатки для камер. Смог такое проверить искусственно позже на задней КВД, и операция прошла успешно, камера держит.
После такого, как ни странно, я не поставил вместо proCoreобратно бескамерку или камеру.Конечно, было лень и душила жаба. Всё дело в том, что у меня проходили сутки, прежде чем полностью сдувалась внутренняя камера после латки укуса, а за сутки можно было нормально покатать, невзирая на такой момент как срыв латки. Я проделывал это более десяти раз, каждый раз разувая колесо, обнаруживая выход воздуха из-под заплатки КВД и заклеивая по новой. Тем не менее, для желающих схитро сэкономить, вам геморроя всё равно будет обеспечено: в случае утечки воздуха из КВД, воздух же никуда не уходит при этом из колеса, он остаётся в КНД, добавляя туда еще 10-15psi и превращая колесо из «мягко-цепкого» в «дубовое», с давлением в 1.8 -2.5 атмосфер. Во время катания приходится в таком случае потихоньку стравливать через ниппель это избыточное давление в КНД, пришедшее туда из-за срыва заплатки КВД. Короче, после укуса proCore превратился в бескамерку с негативным эффектом в виде постоянной проверки давления в КНД и спуска излишков. Не конец света, но даже в обычных покатушках напрягает. Таким образом я пришел к необходимости искать новую камеру и ставить её. Но перед вполне очевидным разбором проблем с дефицитом запчастей (который стойко был на рынке до июля сего года), я хочу еще обратить внимание на временной аспект всех этих упражнений с латанием внутренней камеры.
Вывод №5, негативный – время, затрачиваемое на обслуживание колеса с procore это время равное или даже большее по сумме обслуживанию бескамерки и камерного колеса одновременно. Ибо вы снимаете бескамерку, снимаете вкладыш и снимаете камеру, латаете, а если брезгливы, то моете и сушите вкладыш (чтобы он не слипался и не слипалась камера), потом одеваете всё в обратной последовательности – камера, обертка, покрышка.
Вывод №6 из вывода №5, неожиданно позитивный. Плюс – у вас никогда, даже с проверенным ручным насосом минимального объема не будет ситуации безысходности, когда ваших фрикций не хватает для обеспечения плотной посадки покрыхи на обод – вы сначала зажимаете её, накачав КВД, а потом, уже плотно зажатую между КВД и ободом, но пустую накачиваете на её “законные” 14-16-18-20psi. Для меня именно это стало вторым важнейшим плюсом перед бескамеркой – просто нет этого отчаяния в горах «ааа, полцарства за нормальный большой насос».
С тем же самым китовым комплектом после Сочи и Пятигорска познал еще пару «багов», которые относили к багам ранних тиражей proCore:
Баг №1: в силу конструкции ниппеля (он двухпозиционный для закачки КНД и КВД), после залива герметика и нескольких операций разбортировки переднего колеса ниппель в позиции КНД забился. Т.е. откручиваете вы его, чтобы понизить давление в КНД, жмёте, крутите – а реакции ноль. Не спускает! Причем забивалось капитально, помогало только качнуть пару раз напольным насосом, «пробить засор» и тут же стравливать. Ручным насосом из тех что были в тот момент – не получалось, просто не качали они на 6-7 атмосфер, которые нужны были, судя по манометру напольного, чтобы «пробить засор». Вкупе с выводом №4 выше по тексту – может стать серьезной засадой «в полях», когда вам надо это для нормального сцепления, а спустить давление из КНД не получается.
Баг №2: Однажды я открутил кусок ниппеля вместе с шлангом насоса, ибо усилие для этого потребовалось минимальное (и именно в этом был баг) а ниппель после обратного закручивания стал травить. Помогло только повторное закручивание плоскогубцами, обратное вворачивание рукой с тем же усилием, что и откручивал, не дало результатов. На фото ниже обведён тот самый шов (казалось бы это просто выточено из цельного куска, да куда там!
Если такое случится с вами на трейле – закручивайте что есть сил, иначе спустит в ноль уже через небольшой промежуток времени.
Так как на текущий момент прошел уже месяц, как я заменил переднюю камеру на новую, купленную отдельно в энторнете, то могу с уверенностью сказать – с новыми камерами бага 1 и бага 2 я не обнаружил, хотя накачивал тем же насосом и так же крутил рукой ниппель.
Ну а теперь, вернусь к вопросу о запчастях. До января 16го procore продавался только комплектами, с января следовали заявления, что начнут вот-вот продавать это чудо по запчастям – камеры, обёртки и прочие мелочи, но «вот-вот» затянулось и первый раз, когда запчасти появились для заказа был июнь, а в июле я уже смог заказать их через ивропейский забугорный энторнет-магазин, ибо они там были в каталоге и в наличии. По ценам вы сразу почувствуете себя в сегменте luxury, так как пробивать КВД это значит тратить 17 евро на новую камеру. Сразу заказал себе с запасом камер – надеюсь, до 18го года дотяну, если мегалавины будут не чаще раза в год. Если хотите еще одну обёртку – заплатите 35-40 евро. Насчет замены обёртки, я, кстати, пришел к выводу, что скорее вы замените её по эстетическим причинам, чем по практическим. Не ставил экспериментов, но видимо она прочнее обода на пробой и вам придется изрядно ударить байк об что-то острое, чтобы заметно её повредить. К эстетике я отношу проблему постоянного соприкосновения обёртки с герметиком и с покрышкой, от этих контактов обёртка за 3 месяца стала супер-липкой, а частицы покрышки диффундируют внутрь и появляются черные пятна размером с 10-рублёвую монету. Уверен, что с этим процессом так же происходит увеличение веса обёртки (о ужас, она становится тяжелее, карл!!!). Отмыть её и сделать менее липкой будет по силам любому, однако это не уберет черные пятна. Будет ли среднестатистический DH-райдер делать так регулярно – сомневаюсь, есть ли у райдера обслуга, чтобы делать это за него, как в заводских командах, тоже сомневаюсь.
Всё, написаное выше это проблемы и подводные камни, на которые я попал в первый же месяц эксплуатации, дальше стало проще – не осталось тех, которые я не знал.)
Далее, взяв для теста другой набор покрых — Maxxis Minion DHF/DHR II 3C2.35”, возвращался в Пятигорск, так же пару раз был в Леоганге, и испытал proCore на других покрыхах. Перестановка была вызвана желанием сравнить скорее покрыхи, чем работу proCore, но вывод по именно proCore тоже помогло сделать. Так вот, Magic Mary и Minion не являются чисто дождевой резиной, у них чуть другой спектр применения, и тем не менее, даже с такой неидеальной подборкой, во время дождя/ливня и просто влажных склонов лучшее по сравнению с камерой/бескамеркой сцепление даёт любая из этих резин с proCore – есть возможность катить с сверхнизким давлением, практически на блине в зоне контакта, когда бескамерку давно бы сорвало или загнуло. Практически для себя я это подтвердил, посетив все споты, где был ранее на камерной или бескамерной резине.
Выводы около-эксплуатационные
Кроме практических выводов, которые я перечислил выше и которые должен имхо знать любой райдер, желающий перейти на procore ниже изложу менее важные наблюдения, а кое-где это даже теоретические выводы.
Теоретизируя. Допустим вы пробили и КВД, и КНД и вдобавок серьезно повредили обертку, так, что на последней дыры. В таком случае логичной операцией при ремонте будет постараться сместить обёртку относительно КВД, чтобы дыры/латки на обёртке не попадали на заплатки на КВД – иначе их сорвёт за секунды воздухом или повысится риск пробоя опять в этом же месте. Для обычной камеры и покрышки это было сделать просто – провернул на 20-30 градусов покрышку на ободе при разбортировке и всего-то делов. С procore провернуть на произвольный угол обёртку не получится – этому препятствует требование, чтобы уже нанесённое для прохода воздуха в КНД отверстие находилось чётко в зоне ниппеля КВД (то самое отверстие, через которое воздух попадает из ниппеля в КНД).
(это единственное фото утащил у flowmountainbike)
Получается, всё что остаётся это снять обёртку полностью, развернуть ее на 180 градусов и одеть обратно на колесо. Так вы «разведёте» по разным сторонам обода латки КВД и заплатки/повреждения на обёртке. Логично, что такую операцию вы сможете сделать только один раз – второй разворот принесет вам повышенный риск пробоя в старом месте.
Вывод №7, теоретический. При серьезном повреждении обёртки у неё есть еще одна жизнь, после этого – добро пожаловать за новой, по цене 35-40 евро.
В связи с этим выводом,буду признателен, если кто-то подтвердит эту теорию или опровергнет своим опытом, ибо у меня до уничтожения и даже сколь-бы ни было заметного повреждения обёртки пока не дошло. Моё заключение, что ее можно уничтожить только намеренно изрезавхорошим острым ножом или чем-то аналогично острым, в природе и на трейлах не встречающемся.
Далее, имея необходимость накачивать КВД до 4-4.5 атмосфер, что является небывалым для МТБ значением, удивился как много «качественных» и «именитых» компактных насосов не могут этого сделать, даже несмотря на то, что у них есть индикация до 5-6-7 баров. У меня несколько разного калибра, именитых, но хорошо справляется только напольный) остальные просто разрывает изнутри от натуги после 3х атмосфер.
Вывод №8, про насосы, негативный. Без преувеличения proCore может заставить вас купить новый насос, который проверено качает на эти самые 5-6 бар.
И на посошок. Однажды кто-то из посетителей довольно известной московской веломастерской спросил, увидев proCoreна колесе – чувствую ли я большую массу вращения при крутке этих колёс. Я задумался. Поначалу ответил, что так глубоко еще не копал в велоспорте. Но вопрос меня зацепил, я подумал еще, прокатился, и понял – да, сравнивая с бескамеркой оно чувствуется. Субъективно, я теперь медленнее, чем до procore набираю скорость на первых метрах после старта (из положения покоя одной ногой на земле). Так что если вы опытный гонщик, для вас, наверное, будет очевиден провал по разгону на первых метрах (а если у вас есть powermeter, вы даже сможете сей факт, наверное, зафиксировать, увидев ту же мощность и меньшую скорость) ну и в целом дополнительные 200-300 грамм (относительно бескамерки) неподресоренных масс скажутся на общем самочувствии. Возможно, вы это нивелируете «более лучшим» педалированием и физухой или у вас найдутся лишние полторы тысячи евро чтобы сгладить этот досадный момент карбоновыми ободами, а может всё сразу). Я лично на эту особенность забил, ибо я катаюсь по фану, и для меня пока нет тех фич где из-за procore не хватает разгона, скорее это вопрос к моей физической форме, которую еще ой как можно улучшить.
Итого. Моё впечатление.
Я пострался осветить особенности эксплуатации, нашлось их на практике больше, чем их найдётся на первый взгляд, особенно после просмотра классных маркетинговых материалов производителя. Часть выводов, наверное, развенчивает ореол «беспробойной стопроцентно ввозящей в топ кубка мира» технологии. Тем не менее, дополнительная надежность в месте контакта колеса байка и трейла, а именно защита от одного пробоя и уверенное сцепление на мокрых поверхностях это те плюсы, которые технология приносит. И как ни удивительно, эта допнадежность никак не влияет на длительность жизни всей системы в целом – она не для бесконечно долгого катания без пробоев, а именно это многие могут подумать, прочитав/посмотрев о системе информацию в сети.
Итого, плюсы:
+Работающая защита от полного пробоя и езды на одном ободе.
+Отличное сцепление даже при очень влажной поверхности или при неправильном выборе резины под погодные условия
Минусы:
-ОДНОРАЗОВО Работающая защита от полного пробоя и езды на одном ободе. После такого случая вы покупаете еще немного procore.
-Проскальзывание при пробое в ноль только КНД. Эффект есть и он даёт о себе знать.
-Большее, по сравнению с бескамеркой или обычной камерой, время на разбортировку колёс (если с ценой кто-то может себе позволить справиться, то с тратой времени надо смириться или найти личного механика, что я себе не представляю).
-Цена (хотя она, надо отметить падает, видимо продукт пошел в массы).
Я не отношу к минусам баги, которые, по уверению производителя и моему свежему опыту, исчезли. Если вы решитесь обуть procore сейчас, то вряд ли столкнётесь с пережитым мной когнитивным диссонансом от недокрученных ниппелей.
Лично для меня плюсы оправдывают технологию и её необходимость даже в повседневном использовании, так как в моём случае неустранимый пробой бескамерки вдали от мастерской может запросто испортить не один спуск, а целый день или выходные, которые я провожу вдали от цивилизации. Именно так у меня случилось в свое время с бескамеркой, теперь я такого не допускаю. Если же перевести такой случай в денежный эквивалент, то даже одни выходные с перелетами/подъемниками /гостиницами/трансферами и впустую – это минус побольше цены за procore.
Для кого это нужно? Прожив с procore три месяца, я твёрдо уверен, что продукт будет востребован узким сегментом обладателей мтб-велов со стоимостью over $5K, прорайдерами в дисциплине DH и просто фанатами-энтузиастами, возможно даже с личными механиками)). Я мало знаком со спецификой эндуро, так как участвовал всего в паре гонок, но всё что могу сказать – не факт что вам это надо — при пробое в ноль КНД и КВД вы, скорее всего, не успеете заменить КВД в рамках тех пауз, которые есть перед каждым СУ в эндуро, хотя если можно было бы полчаса тусить на точке старта в ожидании отсечки, пропуская вперед всех из своей категории, то почему бы и нет.
Именно с учетом времени основной минус для меня – длительное сервисное обслуживание, за 5 минут не «отскочишь». Но как итого – для получения максимума даже в очень плохих погодных условиях proCore это то, что нужно, и я останусь его пользователем. Я не шёл полтора километра с байком в руках со средины «Длинной» на Машуке, не было и полного фиаско а-ля DNF на мегалавине в Сочи, целых два дня в сезоне не стали про*раны из-за пробоев, я гарантировано еду, а не иду.
Пролог. Как я вообще решил потратить >200 евро на это?
С 15го года катаясь по лайту в АМ, эндуро, матрася вдоль Оки и плавно тренируясь в DH на разных спотах (да, как-то так мне больше нравится), было желание меньше тратить времени на пробои колес и больше — на катку при любых погодных условиях. Именно в 15м впервые попробовав бескамерки в Чегете, я, с одной стороны познал дзен езды с низким давлением в покрышках, с другой стороны — ад с их срывами и загибами при низком давлении, их установкой ручным насосом, попытками дождаться когда герметик наконец заклеит пробои и т.п. прелестями, которых не было на так плохо воспринимаемых мной к тому моменту (о, как я заблуждался!) камерными катками. Итого, предпосылки к покупке — хорошая вещь бескамерка, да только до первого сильного прокола в горно-полевых условиях, когда герметик вытекает, а давления уже не хватает на латку пробоя :).
В ту пору по основным вело-сайтам мира пролетел анонс от швальбы, и я решил попробовать к 16му году провести апгрейд на прокор, который для меня так же совпадал с переходом на 27.5" катки (для информации — и 26" обода были ZTR FlowEX, и на 27.5" решил выбрать их же, на тот момент всё устраивало). Ближе к апрелю намечалась поездка в Германию по работе, у тамошнего дилера и был заказан комплект proCore на 27.5", так как в РФ я просто не хотел связываться с поиском и доставкой сего чуда по чудесной цене, а в мировых интернет-магазинах на тот момент комплект отсутствовал для доставки в рф (где-то попадался, но всегда out of stock). Стоил он мне (с учетом налогов) 239 евро. Если кому интересно про состав комплекта, то подробности на сайте производителя, а если вкратце — всё что нужно для пары колес, чтобы сделать их двухкамерными по новой технологии и три отличных (без рекламы, они действительно удобные и прочно-гибкие) пластиковых монтажки для покрых. Насчет монтажек — это единственный раз когда kit-овые вещи, данные производителем в «довесок» я использую постоянно (одна правда потерялась, но двух хватает). Получил прокор в апреле, установил всё хозяйство на новые колеса в популярной московской мастерской, буквально за два дня до отъезда в Пятигорск/Сочи, в Москве только совершил один круг по двору для прикатки и усадки покрых после установки.
Терминология.
Перед повествованием хочу дать определение паре терминов, которые буду применять:
1. камера наружная, или КНД или камера низкого давления — это камера с воздухом между покрышкой и внутренней камерой, ее рабочее давление менее 2х атмосфер (иначе зачем вам всё это?). закачка осуществляется через ниппель в «открученном» его положении.
2. камера внутренняя, или КВД или камера высокого давления — это камера которая внутри, у обода, ее диаметр около 1.1 дюйма, она защищена от пробоев надеваемой поверх кевларовой промежуточной оболочкой, рабочее давление от 4 до 6 атмосфер по рекомендации производителя; по рекомендации спецов из мастерской, лучше держать в диапазоне 3-5 атмосфер, по моим личным наблюдениям (о них ниже) диапазон явно начинается с 4 атмосфер, закачка осуществляется через ниппель в «закрученном» его положении.
3. вкладыш или обертка – защитный чехол, одеваемый на внутреннюю камеру procore
Эксплуатация. Где и как успел протестировать?
Чтобы быть максимально объективным в этом пункте статьи, оговорюсь — в Пятигорск и Сочи я не взял цифровой манометр (в дальнейших поездках я его брал) который стоило бы считать эталонным, и качал там колеса по показаниям нескольких разных манометров.
1. Езда на новом proCore, без повреждений
В хронологическом порядке, начну с Пятигорска. Прибыл на трейлы Машука, в каждом колесе было по 3 атмосферы в КВД, и безумно мало в КНД — около 1 атмосферы (16-17psi). Я заранее решил первые катки делать на предельном режиме КНД, чтобы явно увидеть разницу, если таковая будет. В качестве покрых стояли 27.5" Magic Mary 2.35 VertStar DH — сзади, аналогичная во всём кроме компаунда TrailStar — спереди. Поначалу, в первые дни, погода была нормальная, не лил дождь, и трассы “Длиная” (менее крутая, большая часть – земля и редко – корни) и “Короткая” (больше уклон, поверхность на 80% камень/скалы) проходились как и ранее – весьма нормально, отличий от катки на любых других видах колес (с камерами и без) не было – дропы дропались, контры контрились, а кикеры кикали – так как катался в составе группы, то мог видеть, что ничем не хуже и не лучше своих компаньонов. На тот момент проблемы сцепления были только у тех, у кого стояли полуслики или стёртые в хлам дх-покрыхи – но это вполне объяснимо и без серьезного анализа. Потом, в один из дней прямо во время катки прошел дождик, шел полчаса и успел промочить всю трассу “Длиная”. Мы к тому моменту в составе группы успели сделать два спуска, и поехали на третий. Сразу после этого всё немного изменилось – все, кто имел проблемы сцепления на сухой поверхности, получили полную Ж уже на первых изгибах трассы, еще даже до «шпильки» дрифтили, скользили по влажным камням и падали, оттормаживали и перетормаживали где могли. Вилсет с прокором держался, никаких проблем с сцеплением, сырость и связанные с этим заносы появились только в паре мест на трассе и то — как следствие слишком уж резких завалов телом/байком при входе в контрики, где уже были лужи и раскатали сырость другие райдеры. Эти небольшие и весьма ожидаемые заносы удавалось нивелировать положением тела, без завала. Коллеги по спуску заваливались (не все), хотя многие из них, будучи местными ребятами, знали трассу и умели её проходить гораздо лучше меня.
Вывод №0, очевидный – с proCore действительно лучше сцепление на мокрых и грязных трассах. Даже не совсем корректный выбор резины может быть нивелирован посадкой его на proCore и правильным давлением в КНД.
Езда на proCore, с пробитой и спущеной до 0 покрышкой/КНД
На следующий день, в первый же спуск по «Длиной» я пробил на последней трети спуска переднюю покрыху (КНД), и из нее вышел за секунды весь воздух, которого было немного – около 16psi. Из-за нулевой разницы давления внутри и снаружи покрышки и влаги прокол не затянулся герметиком, и остаток спуска (метров 500 до асфальтовой дороги) и плюс еще около километра по асфальту к точке начала подъема я проделал только на внутренней камере. Поведение байка при этом изменилось: на предельных углах поворота появилась резкая валка в сторону поворота. Этот эффект был неожиданным, и чтобы его в деталях объяснить, я провел при написании этой статьи небольшой анализ, вылившийся в несколько диаграмм и пояснения к ним. Все диаграммы – схематичны, я не заморачивался с масштабом и т.п., нарисовав их только чтобы подчеркнуть основные свои догадки и выводы. Надеюсь, их хватит для объяснения причин эффекта.
Итак, выше на диаграмме в разрезе КНД и КВД на наклонной поверхности трейла (допустим, байк стоит на контруклоне поворота влево). На этой диаграмме и КНД и КВД с нормальным рабочим давлением, пробоев нет. Жирная дуга – пятно контакта.
Далее, представим, что вместо стоящего в положении покоя байка, мы начинаем крутить и входим в этот же самый контруклон. Во время движения, к концу его первой трети, вы вжимаете байк в контр, под действием этого сжимается подвеска, но еще быстрее (так как давление меньше) сжимается КНД. Пятно контакта увеличивается. Возможно, вы настолько хорошо прокачали байк, что КНД и обёртка КВД соприкоснулись, эта диаграмма как раз отражает такое состояние дел.
Теперь другая ситуация. выше на диаграмме изображено, что вы пробили в ноль КНД и так же начинаете входить в контр. Первое, что явно бросается в глаза это уменьшение пятна контакта. Это так, потому что давление снаружи и внутри покрышки выровнялось, и она в этот момент по сути является этакой тряпочкой, намотаной вокруг вкладыша и упругой КВД, и никакой нагрузки уже не несёт и сцепления не добавляет. Можно возразить, что покрышка имеет некую боковую жёсткость (фолдинговые – меньшую, каркасные – большую). Но скорее всего, вы используете фолдинговую покрышку, мягкую или сверхмягкую (иначе зачем вам procore), так что при вашем весе >50кг + байк >13кг боковой жесткостью покрышки можно принебречь – прикладываемые системой байк+райдер силы кратно выше боковой жесткости покрышки, и она-таки болтается как тряпка, зажатая между ободом и КВД. Соответственно, при полном пробое КНД эффективное пятно контакта, обеспечивающее сцепление с трейлом равно тому пятну, которое может дать КВД с диаметром около 1.1 дюйма. Эта часть истории – очевидна: пробились КНД в ноль, получили «докатку» в 1.1 дюйм, что лучше чем ничего.
Далее, кроме уменьшения пятна контакта, где-то в середине контра вы сталкиваетесь со вторым эффектом – «проскальзыванием», который как раз в моём случае дал валку в сторону поворота. Вы хорошо прокачали подвеску, вертикальная равнодействующая сила направлена внутрь поворота, к его центру. В этот момент остатки покрышки, которая деформируется, в той её части, что направлена «наружу» («снаружи» поворота — правее штрихпунктирной оси на диаграмме) поворота содержат некоторое количество герметика, который стремится перетечь в нижнюю часть покрышки («внутри» поворота — левее штрихпунктирной оси на диаграмме). Этот герметик – жидкость, а жидкости имеют свойство снижать силу трения. Таки получается, что капли герметика попадают ровно на то самое место прилегания обёртки КВД к покрышке, смачивая его, и за счет этого уменьшая силу трения. Так и образуется эффект «проскальзывания» — обёртка контактирует с покрышкой в месте обильного смачивания и скользит по ней. Это скольжение не бесконечно, конечно.
Как видно из диаграммы выше, скольжение ограничено геометрией покрышки – в какой-то момент КВД полностью прилегает к «верхней» части покрыхи. В этот момент «проскальзывание» КВД внутри покрышки заканчивается. Но как итог –наклон байка по окончанию действия этого эффекта изменяется, и вы либо «ловите» его, если был запас, либо собираете себя с контра и думаете, что это было. Наблюдая в ходе трансляции за катанием прорайдеров на этапах кубка мира, у меня даже закралось подозрение, что эффект проскальзывания или что-то близкое к нему может наблюдаться и без пробоя, просто при придельном и по наклону и по скорости входе в контр, сдобренном так же большим количеством герметика в покрышке (подтверждений этому, ясен день, не было).
Касательно своего опыта тогда, с пробоем — падений от этого у меня не было, хотя я столкнулся с этим впервые, но как особенность, на будущее учел, стараясь входить в контр с запасом, оставляя место для «доворота», если он возникнет. Возможно, способствует появлению эффекта проскальзывания малый угол рулевой: у меня он равен 60 градусов, а в массе у публики он в диапазоне от 61 до 63. Тем не менее, после столкновения с эффектом проскальзывания, сделал для себя вывод.
Вывод №1, неожиданный – при пробое покрыхи и спуске давления в КНД в ноль, поворачиваемость на предельных углах ухудшается, можно ожидать резкого «проскальзывания» КВД по внутренней поверхности покрышки и большего, чем нужно, завала колеса к центру поворота.
Важно отметить, что за полтора или около того километра эндуро-like спуска+педалирования только на КВД с procore не случилось ничего – я спокойно доехал до точки, долил герметика и подкачал КНД на переднем колесе – пробой затянуло, можно было кататься дальше, что я и сделал. Время на эту операцию ушло менее 5 минут. В дальнейшем, после разбортирования колес уже в Сочи, я увидел, к чему приводит плотный контакт покрышки и обертки proCore – это чисто эстетические эффекты, но работать с вкладышем становится всё менее комфортно – его надо отмывать, если не хочется, чтобы он оставался липким, а это требует времени, а время это как раз то, что хочется не тратить на сервисные операции.
Забегая вперед, чтобы покончить с Пятигорскими трейлами и работой procore во влажных и очень влажных условиях — в дальнейшем в этом сезоне(июнь, июль) я еще несколько раз попадал на Машук с велом, и ездил даже в те часы, когда шел проливной дождь и вся «Длинная» была не просто с лужами, а служила руслом горной реки, когда «дроп перед оврагом» превращался в водопадик, а через контры перехлёстывал поток (именно в эти моменты я понял что значит дренаж и неправильная постройка трассы). Спускаться получалось, даже на самом крутом участке перед «шпилькой», пусть не так бодро и находясь по втулки в воде: никуда не слизывало и не кидало, однако, конечно приходилось гораздо точнее катить — я по своей собственной инициативе в эти моменты спускался с меньшей скоростью, не претендуя на медали и почёт в страве – просто хотел доехать в хорошем состоянии, пусть и с мокрыми ногами (всё остальное было в мотодождевике). Т.е. в совсем экстремальной ситуации procore явно был лучше, но насколько именно в граммах – я определить не смог, так как никто не составил мне компанию в тот день для спусков под проливным дождём.
Езда на proCore, пробой и КНД и КВД (полностью сдутое колесо)
Далее в Красной Поляне, раскатывая в начале мая в Горки-Парке я понял, что в Пятигорске было сухо, а сыро на самом деле тут (сплав по «Длинной» произошел позднее). Опуская пару дней дождливой раскатки, где явно сцепления было больше у proCore, скажу, что первый и единственный раз за эти три месяца я таки смог пробить внутреннюю камеру, и случилось это именно в Красной Поляне во время мегалавины. Бездарно проехав снежную секцию, полностью отпустил тормоза на каменной, достиг на её последней трети скорости не менее 70кмч (обгонял в это время ребят которые, казалось, еле съезжали по трассе), в это время пробил опять переднюю покрышку – она была всё та же, с уже затянувшимся пробоем с Машука, пролетел еще метров 200-300 на КВД и в какой-то момент (нет, не у той канавы, что сломала кому-то колёса), просто за счёт хода подвески вылетел и прилетел, как показалось, на пару камней у края трассы, тут же скорость резко упала километров до 30 и я в таком состоянии, прокатив еще метров 100 пересёк финиш на полностью пробитом и сдутом переднем колесе (скорости и расстояния оцениваю чисто субъективно – не вёл замеров, но по опыту в момент пробоя ехал так же быстро, как езжу только очень хорошо навалив вниз по хорошему асфальту на другом веле). Фактически, вторая камера дала возможность проехать 300 метров и обогнать несколько человек!
Вывод №2, позитивный — даже для любителя или фанрайдера, к каким я себя причисляю, такой исход прокора это гораздо лучшая ситуация, чем закинув вел на спину бежать к финишу с ним в руках или просто сойти с пробоем во время гонки.
Езда на proCore после повреждений КВД
После разбортирования колеса обнаружил стандартный змеиный укус на КВД, но ни следа отверстия или удара на обёртке (про покрышку даже не говорю – там места пробоя были очевидны, подрано было изрядно). Именно после первого пробоя КВД я решил, что с 3мя атмосферами в КВД пора завязывать – это всё еще мало и стал закачивать 4-4.5, что является стартовым диапазоном рекомендуемого производителем давления для КВД. В дальнейшем у меня не было пробоев КВД, что я связываю с правильным давлением в 4-4.5бар (но кстати, не было и еще одной мегалавины с моим участием на этих настройках). В связи с этим пробоем я сделал очевидный вывод, который теперь готов явно утверждать:
Вывод №3, практический – качайте КВД на более чем 4 атмосферы. 3 атмосферы не избавляют вас от змеиных укусов.
А далее, пытаясь раз за разом залатать КВД в месте пробоя(зачем я это делал – ниже), я убедился в том, что явно нигде не прописано:
Вывод №4, негативный – камера КВД прослужит вам только до первого пробоя КВД типа «змеиный укус». Это не касается вкладыша.
Я искал возможность прожить с пробитой камерой, и искал способы её залатать, так как еще одной новой камеры у меня в тот момент в запасе не было (а в силу уникального ниппеля вы её ни разу не заколхозите). Если пробоя два и они рядом, как было на переднем колесе, ибо это был укус – латанию это практически не поддаётся. Дело в том, что кроме малого диаметра КВД в 1.1 дюйма, КВД прилегает к вкладышу не совсем так, как обычная камера к ободу и покрышке! Нет 100% прилегания камеры к вкладышу в месте стыка вкладыш-обод. Как ни клейте, в какой последовательности ни качайте, а наклейки, если они попадают на место стыка вкладыш-обод срывает, в силу же природы укуса одно из отверстий всегда будет именно в этой области. Я не могу показать иллюстрации ибо не фоткал камеру до замены, потом выкинул её и с ней всю историю с пробоем, увы.
Вывод №5, обадривающий: если пробой КВД состоит из 1го отверстия, то его можно заклеить, используя либо самоклейки (parkTool в моем случае), либо обычные заплатки для камер. Смог такое проверить искусственно позже на задней КВД, и операция прошла успешно, камера держит.
После такого, как ни странно, я не поставил вместо proCoreобратно бескамерку или камеру.
Вывод №5, негативный – время, затрачиваемое на обслуживание колеса с procore это время равное или даже большее по сумме обслуживанию бескамерки и камерного колеса одновременно. Ибо вы снимаете бескамерку, снимаете вкладыш и снимаете камеру, латаете, а если брезгливы, то моете и сушите вкладыш (чтобы он не слипался и не слипалась камера), потом одеваете всё в обратной последовательности – камера, обертка, покрышка.
Вывод №6 из вывода №5, неожиданно позитивный. Плюс – у вас никогда, даже с проверенным ручным насосом минимального объема не будет ситуации безысходности, когда ваших фрикций не хватает для обеспечения плотной посадки покрыхи на обод – вы сначала зажимаете её, накачав КВД, а потом, уже плотно зажатую между КВД и ободом, но пустую накачиваете на её “законные” 14-16-18-20psi. Для меня именно это стало вторым важнейшим плюсом перед бескамеркой – просто нет этого отчаяния в горах «ааа, полцарства за нормальный большой насос».
С тем же самым китовым комплектом после Сочи и Пятигорска познал еще пару «багов», которые относили к багам ранних тиражей proCore:
Баг №1: в силу конструкции ниппеля (он двухпозиционный для закачки КНД и КВД), после залива герметика и нескольких операций разбортировки переднего колеса ниппель в позиции КНД забился. Т.е. откручиваете вы его, чтобы понизить давление в КНД, жмёте, крутите – а реакции ноль. Не спускает! Причем забивалось капитально, помогало только качнуть пару раз напольным насосом, «пробить засор» и тут же стравливать. Ручным насосом из тех что были в тот момент – не получалось, просто не качали они на 6-7 атмосфер, которые нужны были, судя по манометру напольного, чтобы «пробить засор». Вкупе с выводом №4 выше по тексту – может стать серьезной засадой «в полях», когда вам надо это для нормального сцепления, а спустить давление из КНД не получается.
Баг №2: Однажды я открутил кусок ниппеля вместе с шлангом насоса, ибо усилие для этого потребовалось минимальное (и именно в этом был баг) а ниппель после обратного закручивания стал травить. Помогло только повторное закручивание плоскогубцами, обратное вворачивание рукой с тем же усилием, что и откручивал, не дало результатов. На фото ниже обведён тот самый шов (казалось бы это просто выточено из цельного куска, да куда там!
Если такое случится с вами на трейле – закручивайте что есть сил, иначе спустит в ноль уже через небольшой промежуток времени.
Так как на текущий момент прошел уже месяц, как я заменил переднюю камеру на новую, купленную отдельно в энторнете, то могу с уверенностью сказать – с новыми камерами бага 1 и бага 2 я не обнаружил, хотя накачивал тем же насосом и так же крутил рукой ниппель.
Ну а теперь, вернусь к вопросу о запчастях. До января 16го procore продавался только комплектами, с января следовали заявления, что начнут вот-вот продавать это чудо по запчастям – камеры, обёртки и прочие мелочи, но «вот-вот» затянулось и первый раз, когда запчасти появились для заказа был июнь, а в июле я уже смог заказать их через ивропейский забугорный энторнет-магазин, ибо они там были в каталоге и в наличии. По ценам вы сразу почувствуете себя в сегменте luxury, так как пробивать КВД это значит тратить 17 евро на новую камеру. Сразу заказал себе с запасом камер – надеюсь, до 18го года дотяну, если мегалавины будут не чаще раза в год. Если хотите еще одну обёртку – заплатите 35-40 евро. Насчет замены обёртки, я, кстати, пришел к выводу, что скорее вы замените её по эстетическим причинам, чем по практическим. Не ставил экспериментов, но видимо она прочнее обода на пробой и вам придется изрядно ударить байк об что-то острое, чтобы заметно её повредить. К эстетике я отношу проблему постоянного соприкосновения обёртки с герметиком и с покрышкой, от этих контактов обёртка за 3 месяца стала супер-липкой, а частицы покрышки диффундируют внутрь и появляются черные пятна размером с 10-рублёвую монету. Уверен, что с этим процессом так же происходит увеличение веса обёртки (о ужас, она становится тяжелее, карл!!!). Отмыть её и сделать менее липкой будет по силам любому, однако это не уберет черные пятна. Будет ли среднестатистический DH-райдер делать так регулярно – сомневаюсь, есть ли у райдера обслуга, чтобы делать это за него, как в заводских командах, тоже сомневаюсь.
Всё, написаное выше это проблемы и подводные камни, на которые я попал в первый же месяц эксплуатации, дальше стало проще – не осталось тех, которые я не знал.)
Далее, взяв для теста другой набор покрых — Maxxis Minion DHF/DHR II 3C2.35”, возвращался в Пятигорск, так же пару раз был в Леоганге, и испытал proCore на других покрыхах. Перестановка была вызвана желанием сравнить скорее покрыхи, чем работу proCore, но вывод по именно proCore тоже помогло сделать. Так вот, Magic Mary и Minion не являются чисто дождевой резиной, у них чуть другой спектр применения, и тем не менее, даже с такой неидеальной подборкой, во время дождя/ливня и просто влажных склонов лучшее по сравнению с камерой/бескамеркой сцепление даёт любая из этих резин с proCore – есть возможность катить с сверхнизким давлением, практически на блине в зоне контакта, когда бескамерку давно бы сорвало или загнуло. Практически для себя я это подтвердил, посетив все споты, где был ранее на камерной или бескамерной резине.
Выводы около-эксплуатационные
Кроме практических выводов, которые я перечислил выше и которые должен имхо знать любой райдер, желающий перейти на procore ниже изложу менее важные наблюдения, а кое-где это даже теоретические выводы.
Теоретизируя. Допустим вы пробили и КВД, и КНД и вдобавок серьезно повредили обертку, так, что на последней дыры. В таком случае логичной операцией при ремонте будет постараться сместить обёртку относительно КВД, чтобы дыры/латки на обёртке не попадали на заплатки на КВД – иначе их сорвёт за секунды воздухом или повысится риск пробоя опять в этом же месте. Для обычной камеры и покрышки это было сделать просто – провернул на 20-30 градусов покрышку на ободе при разбортировке и всего-то делов. С procore провернуть на произвольный угол обёртку не получится – этому препятствует требование, чтобы уже нанесённое для прохода воздуха в КНД отверстие находилось чётко в зоне ниппеля КВД (то самое отверстие, через которое воздух попадает из ниппеля в КНД).
(это единственное фото утащил у flowmountainbike)
Получается, всё что остаётся это снять обёртку полностью, развернуть ее на 180 градусов и одеть обратно на колесо. Так вы «разведёте» по разным сторонам обода латки КВД и заплатки/повреждения на обёртке. Логично, что такую операцию вы сможете сделать только один раз – второй разворот принесет вам повышенный риск пробоя в старом месте.
Вывод №7, теоретический. При серьезном повреждении обёртки у неё есть еще одна жизнь, после этого – добро пожаловать за новой, по цене 35-40 евро.
В связи с этим выводом,буду признателен, если кто-то подтвердит эту теорию или опровергнет своим опытом, ибо у меня до уничтожения и даже сколь-бы ни было заметного повреждения обёртки пока не дошло. Моё заключение, что ее можно уничтожить только намеренно изрезавхорошим острым ножом или чем-то аналогично острым, в природе и на трейлах не встречающемся.
Далее, имея необходимость накачивать КВД до 4-4.5 атмосфер, что является небывалым для МТБ значением, удивился как много «качественных» и «именитых» компактных насосов не могут этого сделать, даже несмотря на то, что у них есть индикация до 5-6-7 баров. У меня несколько разного калибра, именитых, но хорошо справляется только напольный) остальные просто разрывает изнутри от натуги после 3х атмосфер.
Вывод №8, про насосы, негативный. Без преувеличения proCore может заставить вас купить новый насос, который проверено качает на эти самые 5-6 бар.
И на посошок. Однажды кто-то из посетителей довольно известной московской веломастерской спросил, увидев proCoreна колесе – чувствую ли я большую массу вращения при крутке этих колёс. Я задумался. Поначалу ответил, что так глубоко еще не копал в велоспорте. Но вопрос меня зацепил, я подумал еще, прокатился, и понял – да, сравнивая с бескамеркой оно чувствуется. Субъективно, я теперь медленнее, чем до procore набираю скорость на первых метрах после старта (из положения покоя одной ногой на земле). Так что если вы опытный гонщик, для вас, наверное, будет очевиден провал по разгону на первых метрах (а если у вас есть powermeter, вы даже сможете сей факт, наверное, зафиксировать, увидев ту же мощность и меньшую скорость) ну и в целом дополнительные 200-300 грамм (относительно бескамерки) неподресоренных масс скажутся на общем самочувствии. Возможно, вы это нивелируете «более лучшим» педалированием и физухой или у вас найдутся лишние полторы тысячи евро чтобы сгладить этот досадный момент карбоновыми ободами, а может всё сразу). Я лично на эту особенность забил, ибо я катаюсь по фану, и для меня пока нет тех фич где из-за procore не хватает разгона, скорее это вопрос к моей физической форме, которую еще ой как можно улучшить.
Итого. Моё впечатление.
Я пострался осветить особенности эксплуатации, нашлось их на практике больше, чем их найдётся на первый взгляд, особенно после просмотра классных маркетинговых материалов производителя. Часть выводов, наверное, развенчивает ореол «беспробойной стопроцентно ввозящей в топ кубка мира» технологии. Тем не менее, дополнительная надежность в месте контакта колеса байка и трейла, а именно защита от одного пробоя и уверенное сцепление на мокрых поверхностях это те плюсы, которые технология приносит. И как ни удивительно, эта допнадежность никак не влияет на длительность жизни всей системы в целом – она не для бесконечно долгого катания без пробоев, а именно это многие могут подумать, прочитав/посмотрев о системе информацию в сети.
Итого, плюсы:
+Работающая защита от полного пробоя и езды на одном ободе.
+Отличное сцепление даже при очень влажной поверхности или при неправильном выборе резины под погодные условия
Минусы:
-ОДНОРАЗОВО Работающая защита от полного пробоя и езды на одном ободе. После такого случая вы покупаете еще немного procore.
-Проскальзывание при пробое в ноль только КНД. Эффект есть и он даёт о себе знать.
-Большее, по сравнению с бескамеркой или обычной камерой, время на разбортировку колёс (если с ценой кто-то может себе позволить справиться, то с тратой времени надо смириться или найти личного механика, что я себе не представляю).
-Цена (хотя она, надо отметить падает, видимо продукт пошел в массы).
Я не отношу к минусам баги, которые, по уверению производителя и моему свежему опыту, исчезли. Если вы решитесь обуть procore сейчас, то вряд ли столкнётесь с пережитым мной когнитивным диссонансом от недокрученных ниппелей.
Лично для меня плюсы оправдывают технологию и её необходимость даже в повседневном использовании, так как в моём случае неустранимый пробой бескамерки вдали от мастерской может запросто испортить не один спуск, а целый день или выходные, которые я провожу вдали от цивилизации. Именно так у меня случилось в свое время с бескамеркой, теперь я такого не допускаю. Если же перевести такой случай в денежный эквивалент, то даже одни выходные с перелетами/подъемниками /гостиницами/трансферами и впустую – это минус побольше цены за procore.
Для кого это нужно? Прожив с procore три месяца, я твёрдо уверен, что продукт будет востребован узким сегментом обладателей мтб-велов со стоимостью over $5K, прорайдерами в дисциплине DH и просто фанатами-энтузиастами, возможно даже с личными механиками)). Я мало знаком со спецификой эндуро, так как участвовал всего в паре гонок, но всё что могу сказать – не факт что вам это надо — при пробое в ноль КНД и КВД вы, скорее всего, не успеете заменить КВД в рамках тех пауз, которые есть перед каждым СУ в эндуро, хотя если можно было бы полчаса тусить на точке старта в ожидании отсечки, пропуская вперед всех из своей категории, то почему бы и нет.
Именно с учетом времени основной минус для меня – длительное сервисное обслуживание, за 5 минут не «отскочишь». Но как итого – для получения максимума даже в очень плохих погодных условиях proCore это то, что нужно, и я останусь его пользователем. Я не шёл полтора километра с байком в руках со средины «Длинной» на Машуке, не было и полного фиаско а-ля DNF на мегалавине в Сочи, целых два дня в сезоне не стали про*раны из-за пробоев, я гарантировано еду, а не иду.
-
добавить в избранное
2
- +73
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (50)
Вывод №7, теоретический. При серьезном повреждении обёртки у неё есть еще одна жизнь, после этого – добро пожаловать за новой, по цене 35-40 евро.
А что-то мешает использовать дырокол и замутить аналогичное отверстие в другом месте внутренней покрышки?
pustota
singulardroid
Но при большом желании родную дырку залепить не сложно.
У меня тут ещё возник вопрос.
А что мешает использовать вместо внутренней покрышки, покрышку для трейнера tacx, например, давление она вполне до 8 бар держит, ниже 5 я и не качаю, другое дело, что там слой резины на износ трением лишний. Но… Сотру такую до «пора менять» подумаю как скрафтить гето прокор) Благо и камера и покрышка внутренние есть, вопрос в том как качать КНД. Как вариант налить через борт герметика, забортировать, накачать КВД, покрутить, чтобы герметик размазало, надуть КНД иглой сквозь борт.
Или шоссерную трубку (покрышка с камерой интегрированной)?
Либо обойтись вместо покупки комплекта только покупкой внутренней камеры с хитрым ниппелем.
pustota
singulardroid
Wild_Cat
_va
Обертка (та что синяя) не рвалась и не пачкалась (не считая герметик), липкой не становилась.
В переднем колесе ловил прокол о камень, герметик высох, пришлось ехать на КВД, быстро ехать нереально, покрышка не проскальзывала, но поворачиваемость и сцепление при торможении были около 0
Хитрая камера спускала (не знаю как появилась дырка), заклеил и больше проблем не было, купил камер прозапас.
В Алуште сломал пополам хитрый силалюминевый нипель, стравило КВД, смог доехать на КНД. Как сломал хз, может камень, может напряжение и брак.
Работой доволен, от срывов покрышки с обода, пробоев и замятий обода спасает (на это и рассчитывал). Качество сцепления не тестил, все равно стараюсь в покрышку качать стандартное давление.
Taek
Wild_Cat
pustota
singulardroid
DmitriyBaev
OmskayaPtica
kumakov
DmitriyBaev
B-race
racerx
DmitriyBaev
racerx
DmitriyBaev
1. на узкие обода (внутренняя 25мм и меньше), замучаетесь ставить
2. на обода с ограничением на давление (можно сломать обод внутрь при ударе)
3. если не готовы покупать к прокору новые камеры по 1500р/штука (потому что иногда ниппель забивается герметиком при перестановках)
4. если чаще раза в месяц меняете покрышки (задолбаетесь)
5. если в ваших трипах рядом ни у кого нет большого насоса (пару раз накачаете 4 атм ручным насосом, дадите потное пять).
Пост отличный, уверен, народу будет полезно.
Тему с проскальзыванием на герметике не почувствовал.
Val
xander0d
Val
SiriuS
fpden
слышал от тебя же, но примеров пока не видел, так же не знаю, как понять какое давление может держать обод?
есть такое, качается чуть хуже первые пару качков большим насосом? но пока проблемы небыло с несколькими перестановками и использованием с апреля.
опыт в магнитке показал, что перекинуть покрышки занимает 20 минут времени, не спеша, с протиркой от старого герметика
Даже не хочу представлять ))))
SiriuS
pustota
SiriuS
pustota
madbiker
Есть почти полный аналог от DEANEASY или под лейблом WTB, отличается от прокоре использование трубки(камера и внутренняя покрышка в 1 флаконе) и необходимостью извращаться с многими ободами ради «хитрого» ниппеля, плюс в более надежной конструкции последнего(хотя не факт, тк мало кто использует, но и жалоб пока не видел).
Колхозить аналог для 29" проще именно основываясь на варианте от DEANEАSY, просто сверлится новое отверстия для накачивания внешней камеры и используется кусок старой камеры и нипель + стяжки на трубке для формирования канала для накачивания, ну и трубка(хотя перспектива сверлить обод не очень радует). Другой вариант это покупка внутренней камеры от прокоре + спейсер для накачивания(2.5 евро или пара стяжек, кому как кошелек позволяет) использование узкой покрышки(можно от тренажера или подстертый слик у знакомых отжать), получаете прокоре по за 45евро + цена покрышек(или на халяву или еще 40 евро), что дешевле 150евро за родной комплект, но немного тяжелее(как по весу, так и в плане установки).
Пробои внутренней камеры лучше клеить не заплатками с предварительно нанесенным клеем(они не только стягивают камеру что при 2-4 рядом расположенных дырках проблема, но и держаться хуже), а с холодной вулканизацией(тюбик клея в комплекте с ними идет), а еще лучше отнести в автосервис где делают полноценную вулканизацию. Повредить внутреннюю покрышку вполне реально, достаточно «найти» острую грань, не помню на каком ресурсе, но был уже такой везунчик и фотки этого достижения, но это огромная редкость. Косяки с клапаном у прокоре относительно частое явление, причем бывает что из внутренней камеры во внешнюю спускает или наружу стравливает, правда к новым поставкам претензий куда меньше и те кто менял камеры с подобными проблемами почти не сталкивался, так что устранили ее целиком или нет остается под вопросом.
По ширине обода и рабочем давлении КВД, Швабле советует внутреннюю ширину обода от 23мм, пытался ставить на 21мм, поставить можно, но без родного спейсера для накачки и с диким порно(4 бортировочных шнура + ниппель это порядка 17мм) — короче более менее приятно ставить на 25 и шире. С давление сложнее, зависит от ширины обода и толщины боковых стенок внешней покрышки, но в целом как для любой резины — от веса райдера в основе зависит, а для такой ширины 4атм нормально будет только для людей с весом до 80кг.
Небольшой хинт, чтобы герметик не так активно забивал ниппель надо оставлять колесо с ниппелем в нижнем положении, ну а для накачивания или стравливания давления можно немного повернуть если вдруг герметика залито много.
Takvas
madbiker
singulardroid
madbiker
какой симысл в прокоре если обычный стальной двухслойный максис с фрирайдной камерой не пробивается на рекомендованном давлении в 2атм (даже можно на 1.5)?
п.с. вот в мотоэндуро прокор действительно полезен. Он позволяет ездиьт на 5-7пси, а в вело ценность сомнительна.
kn1ght
sayrius
kn1ght
А ездить ну турбомелком давлении, чтобы постоянно подворачивать покрышку. Не, сэпэсэ.
B-race
Aigo
schmel
Aigo
boogie
Заклеить камеру, даже 16 дыр.
Если не чем заклеить камеру, а дыра одна, разрезать в месте пробития завязать 2 узла, засунуть эту колбасу обратно в колесо, докатится, но не с любой камерой прокатит.
При порваной, прорубленой, покрышке во избежание грыжи:
заклеить покрышку изнутри несколькими слоями армированого скоча
или вырезать кусок пластика от бутылки
или кусок банерной ткани, но тут по тихому надо на гонке отрезать чтоб никто не видел.
Все это вполне норм, с обычными инструментами делается.
Aigo
Применительно к трейл-райдингу — тублес однозначный выбор.
sayrius
EnduroKotuk
Werewolf
sayrius
Прокор — около 200гр.
Хайроллер 2 27.5х2.4 экзо тр, складной, 915 гр.
Хайроллер 2 27.5х2.4 3ц тр, даунхильный, складной — 1230 гр.
Герметика и там и там — одно и то же количество.
В минусах — 100 гр, в плюсах — меньший гемор интерфейса и большую стойкость покрышек. В то что на этой трубочке можно полноценно ехать вниз, никто не поверит. Правда, насколько я понимаю, она в поворотах уберегает от срыва покрышки с обода, но я лично видел как у товарища щелкала покрышка, одетая с камерой, в повороте, с давлением больше 2.5 атм )))
Werewolf
racerx
качать надо 6 атмосфер, и проблем не будет
у меня с мая при 6 атмосферах в прокоре и 16(а на грязищи во время каньён капа даже и 10) пси в покрыхах никаких проблем, хотя по камням я бывало очень нефигово дзенькал
накачивается прокор очень просто — до 4 атмосфер обычным ручным лейзином, а дальше до 6 атмосфер обычным насосом высокого давления
забитость нипеля нипеля лечится тоже очень просто — надо его просто выкрутить и прочистить, а назад закручивать специальным маленьким чёрным пластиковым ключиком, который идёт в комплекте к прокору
за месяц в морзине пришлось по разу дополнительно залить герметик в заднее и переднее колесо, ибо мэджик мэри почему-то хоть и тлр, но один фиг травили нефигово через боковины
в ноября пытался поставить прокор на димаксы ультимейт — промучился 3 часа с одним колесом, еле натянул покрыху, но она так и не встала, пришлось ехать в севастополь без прокоров, к весне купил новые колёса, с более широким ободом, разница всего 3мм(21vs24), но блин та же самая покрыха сразу без проблем встала
koshak
на 6 атмосферах явно проблем будет поменьше. Насчет ключика из комплекта — не было такого, о ужас! Видимо, профукал где-то в самом начале эпопеи(комплект очень много пережил перед тем как быть установленным). Про то, что прокор легко накачивается — агась, внутренняя камера конечно. А вот внешнюю особенно после залипания герметика особенно когда на трейле и нет у тебя ключа — ну тут не может быть «просто». А это тебе понадобиться после пробоя КНД. И в целом пост как раз про то, что пережив боль, страдания и аццкий ад, наступает катарсис и валить на прокоре становиться просто в удовольствие.
Многие считают, что бескамерка=прокор. Имхо, эпизод на мегалавине явное свидетельство что это дааалеко не одно и то же.
Я даже могу поспорить с доводом, что если часто меняете покрыхи то в баню прокор: проведя пару недель в режиме снятия прокора полностью раз в день и ставя обратно прокор полностью (что я и называю периодом страдания и ада), сменить только покрыху будет проще пареной репы.
singulardroid