pashevich — Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC и все его 5 крутилок
Разбавлю-ка я поток эндуро и видосов с котанами суровой пятничной техничкой. Сегодня не будет персональных счетов, мы просто сядем, возьмем поллитра картинки и попробуем разобраться, что куда крутится, течет и переключается в вилке RockShox Boxxer R2C2 WC.
Если коротко – перед нами классический рокшокс в хорошем смысле этого слова: Solo Air с крутилкой Bottom Out, демпфер компрессии Mission Control и отскок. Перед тем, как начать, немного шифрограмм:
НСК – низкоскоростное сжатие (LSC, low speed compression)
ВСК – высокоскоростное сжатие (HSC, high speed compression)
НСО – низкоскоростной отскок (LSR, low speed rebound)
ВСО – высокоскоростное отскок (HSR, high speed rebound)
Bottom Out – регулировка прогрессии воздушной пружины = объема позитивки.
Строго говоря надо писать «демпфирование НСК» и тп, но опустим формальности. НСО еще называют отскок в начале хода, ВСО – в конце хода, но я буду пользоваться скоростями для единства терминологий.
Итак, общий принцип демпфирования R2C2: низкоскоростные настройки всегда частично открыты для тока масла (работают при низких скоростях движения подвески), высокоскоростные срабатывают при определенном давлении масла (скорости движения подвески), то есть выполнены в виде клапанов. Рассмотрим подробнее.
Что у нас происходит в кишках вилки, когда вы щелкаете эти крутилки? Для этого заглянем под юбку демпферу и увидим, кудой может пройти масло при сжатии вилки:
Центральное отверстие отвечает за НСК, 4 порта, перекрытых шайбой – ВСК. Порт НСК всегда имеет ненулевое сечение (иначе у нас образуется локаут, а зачем он нам в ДХ?). Прокручивая регулировку НСК мы двигаем шток регулировки НСК, который перекрывает часть сечения для потока масла, тем самым увеличивая демпфирование НСК:
Тут вроде все просто и понятно – меняем размер дырки. С ВСК чуть интереснее. В нормальном состоянии порты ВСК перекрыты шайбой, которую прижимает подпружиненный пластиковый шток. Собственно регулировка ВСК сводится к регулированию преднагрузки этой самой прижимной пружины:
При сильно быстром сжатии и достижении определенного давления масла в демпфере сила превышает силу сжатия пружины и порт ВСК открывается, вот на этой картинке наглядно виден механизм:
При сильно быстром сжатии и достижении определенного давления масла в демпфере сила превышает силу сжатия пружины и порт ВСК открывается, вот на этой картинке наглядно виден механизм:
То есть закручивая регулировку ВСК вы увеличивается прелоад пружины – ВСК открывается позже, вилка больше (жестче) демпфирует сильные удары.
Здесь так же две крутилки и логика в принципе похожая на компрессию: красная крутилка регулирует ВСО, золотая – НСО. В англомануале их еще обзывают Ending Stroke Rebound и Beginning Stroke Rebound, то есть «в конце хода» и «в начале хода», намекая на то, что НСО больше влияет на характеристики отскока при малых ходах вилки (низкой скорости сжатия и давлении масла), а ВСО – на больших ходах вилки.
Принцип регулировки: НСО так же всегда частично открыт, регулировка осуществляется перемещением штока НСО в центральном канале демпфера:
ВСО имеет свою пружину (ажурную), которая прижимается с разным усилием при регулировке ВСО. Не знаю баг это или так задумано, но в крайнем «мягком» положении пружина не прижималась совсем и клапан был открыт и регулировка НСО при этом толком не работает, так как масло спокойно идет через ВСО.
Соответсвенно когда вы зажали регулировку ВСО на максимум – клапан откроется только в самом конце хода, когда усилие разжатия пружины максимально.
С регулировкой отскока есть один интересный момент: крутить ВСО можно вместе с НСО, а вот при регулировке НСО (золотая крутилка) надо смотреть, чтобы красная крутилка ВСО не крутилась. От загрязнения узла они могут крутится вместе, при этом будут щелчки, но регулироваться при этом будет именно ВСО.
Ну и напоследок – немного о пружине. Принципиально здесь стоит самый обычный и простой солоэйр, клапан пружины выполнен в виде ниппеля, который открывает при полном разжатии вилки и уравнивает давление в позитивной и негативной камерах:
Уплотнение на поршне выполнено по «амортизаторной» схеме из Х-ринга и двух пластиковых разрезных колес, О-рингом такое особо не заменишь:
Регулировка Bottom Out (прогрессии вилки в конце хода, антипробоя и тп) осуществляется простейшим способом: глухой поршень перемещается по резьбе, увеличивая или уменьшая объем воздушной камеры.
В целом все кишки простые и надежные, единственное, что может пойти не так при переборке – винтики крепления крутилок под 1.5 шестигранник… Причем демпфер компрессии можно выкрутить, не снимая крутилки – нужен только тонкий ключ на 24мм. А вот при разборке блока крутилок отскока надо быть аккуратным.
П.с: все, что написано выше – мой личный взгляд и мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. Советы, исправления и комментарии принимаются.
п.с.2: спонсор фоток — мобила Xiaomi 4A :)
-
добавить в избранное
1
- +110
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (17)
mafflin
pashevich
Кажется, что это одно и то же (потому что чем сильнее сжимаем вилку — тем больше возрастает давление в воздушной пружине), но при отскоке не вся сила от воздушной пружины передается в демпфер. При одном и том же сжатии ВСО контур может открываться, а может и нет, в зависимости от того, нагружено переднее колесо или нет.
Понять разницу очень просто на примере двух ситуаций:
1. приземление после дропа. Вилка складывается до конца и начинает разжиматься. Но переднее колесо всё еще нагружено (а сам райдер в этот момент все еще прижат к земле после дропа и испытывает ускорение в пару g), поэтому на шток отскока действует относительно небольшая сила (условно — треть силы, развиваемой воздушной пружиной), этого не хватает для открытия контура ВСО и мы получаем довольно медленное разжатие вилки, несмотря на работу на весь ход.
2. проезжание корня дерева высотой 10см. Вилка так же складывается почти на весь ход и начинает разжиматься, но переднее колесо почти в воздухе. В этот момент вся сила от воздушной пружины идет в демпфер и открывает контур ВСО, а вилка быстро разжимается (значительно быстрее, чем в первом случае)
Главный вывод такой. Если кидает после приземления, то нужно замедлять НСО, а ВСО лучше не трогать (исключая клинические случаи, когда ВСО полностью откручен).
SilentS
поэтому в начале статьи дан общий принцип работы:низкоскоростные настройки всегда частично открыты для тока масла (работают при низких скоростях движения подвески), высокоскоростные срабатывают при определенном давлении масла (силы разжатия = скорости движения подвески), то есть выполнены в виде клапанов.
pashevich
ouninpohja
koshey
SKIF
//Для справки: это был конец прошлого века, интернет в Мухосрански ещё не пришёл, а фидошники не обсуждали высокоскоростную компрессию XD
Отличная, статья, спасибо!
Жду статью «Личные счёты с зеркалками: как получать шикарные фото с мобилки».
Я серьёзно.
nepunk
ПС клапан в поршне улыбнул) Кстати, по идее он должен не давать создаваться стэкдауну, т.к. в прямую сторону около 1атм только держит.
lokki
решает не инструмент, а руки и хороший свет, очень много света.
pashevich
Doomday
Нет, это не баг. Так как если отскок откручен на максимум, то райдер — идиот и ему стоит кататься на каком-нибудь рст лаунч.
Ну а если сли отскок настроен нормально, то все отлично работает. Кстати, отскок в конце хода сильно зависит от того, нагружена вилка при расжатии или нет. Напоимер с дропа она будет расжиматься медленее, т к.райдер компенсирует своим весом часть усилия пружины и отскок в конце хода не открывается. Но при проезде корней/камней, когда вилка фактически не нагружена, он будет открываться, и таким образом колесо будет быстрее входить в контакт с грунтом.
Так что называть это все НСО — дилетантство.
Ну и это — в челябе метеорит упал (половина уже ездит на чарджерах, а остальные уже все и так знают)
Пс: Пашевич, не умеешь боксеры перебирать — не берись. А так же лирики и тотемы (с мишшн контролом) — нельзя просто так брать и ставить задом наперед пружинки в демпферах) не знаешь как — позвони и спроси, с меня не убудет.
Ппс: совершенно спокойно можно х-ринг заменить орингом подходящего размера. Главное правильное количество смазки и своевременный сервис. Но… С х -рингом работает приятнее и нету эффекта страгивания
Black_Thrush
какие пружинки задом наперед и что я не умею перебирать? поясни, или это опять мутные предъявы в некомпетентности без аргументации как обычно :)
pashevich
dnbhead
А если на то пошло, то тогда я закосячил две вилки, но точно не тотем, и из присутствующих тут этого даже никто не знает.
Тут одиному парню попала в руки вилка, которую я ремонтировал и обслуживал 4,5 года назад — так вот он предьявил мне, что в вилке «какая-то нефть, ты шо туда заливал...» Ну так опять же, нужно было делать сервис вилке регулярно, а не раз в сколько-то там лет. И это тоже проблема владельца. Мягкое от теплого отделяйте господа.
ПС: можешь еще поминусить камент, если тебе так нравится.
Black_Thrush
Nalivaich
truejung