Dustman — Даховская – время приключений.
Для маунтинбайкера каждая поездка в горы – это праздник, но когда ты в седле уже 20 лет становится скучно ездить в одни и те же места. Поехать в большое путешествие на 1 и 2 этап РЭС в этом году я не смог, так что когда стал выбор между Собером и Даховской, долго думать не пришлось. LaEndura, тем более юбилейная – это, возможно, самое яркое событие сезона, которое обидно пропустить. Но там я уже гонялся целых четыре раза, а про Даховскую слышал много восторженных отзывов, и еще не успел там побывать. О невероятно насыщенных четырех днях катания, моих впечатлениях от нового места на карте МТБ, и небольшой разбор техники райдеров читайте под катом.
Всем, кто ценит «количество» катания или общее время тренировочных и гоночных спусков, не надо объяснять ценность подъемника. Ни какие автозаброски с ним не сравнятся по комфорту и скорости перемещения по вертикали. Не говоря уже про подъемы самокрутом, которые имеют свою романтику, но не позволяют вдоволь накататься. Это было одним из весомых аргументов в пользу нового спота в неизведанной для меня Адыгее, тем более, что старенькая креселка, установленная здесь несколько лет назад, имеет длинную историю, связанную, в том числе, с первыми годами развития даунхила в России.
Простенький подъемник с деревянными сиденьями с начала 90-х (а может с 80-х?) годов прошлого века поднимал лыжников, сноубордистов и маунтинбайкеров на склоны в Красной Поляне, до того, как туда пришла олимпийская стройка. К счастью, с приходом туда современных подъемников его не утилизировали, а перевезли на новое место, где после необходимого ремонта он стал радовать туристов и любителей погонять с горы на байке. Я пользовался этим подъемником в Поляне с 2000 по 2003 годы, так что с нетерпением ждал новой встречи со старым другом.
Специально для гонки командой freerida.ruво главе с Артемом Ковалем было подготовлено 8 трасс, часть из которых уже существовала благодаря стараниям местных энузиастов, а часть была создана с нуля для соревнований. Одна из трасс – Каньон в начале марта принимала соревнования по даунхилу, а трейл Чертов Палец был совершенно не раскатан, пока на него не обрушились колеса немногочисленных участников РЭС.
Забегая вперед, скажу, что я был впечатлен проделанной работой. В Даховскую хочется вернуться и как можно скорее, так как вряд ли в России сейчас найдется место, где есть столько разнообразных трасс, на которые можно попасть с подъемника. На 3 из них (Каньон, Змей и Мегалиты) выезжаешь сразу с кресла, поднимающего наверх, никуда крутить не надо, что порадует любителей двухкоронных вилок. Еще 3 (Археолог, Три Моста и Олений 2.0) имеют одинаковое техничное начало, добираться до них примерно 5-7 минут пешком или сидя в седле. Первые два вполне эндурные, с плоскими участками и небольшими подъемами, а третий — бодрый даунхильный. 2 дальние трассы – Чертов Палец и Даховский находятся примерно в получасе езды или ходьбы от подъемника, но они, безусловно, стоят посещения хотя бы раз, даже если вы терпеть не можете крутить в гору. Оба этих трейла техничны и полностью отвечают требованиям современно эндуро. Единственное чего в Даховской практически нет – это трамплинов, а контруклоны присутствуют на трейлах Змей, Олений и ДХ трассе Каньон. Кстати, связка из десятка резких контров на Оленьем позволит неплохо прокачать свои навыки прохождения этих элементов.
Собираясь на гонку, самым интересным было следить за прогнозом погоды, которым меня пугали участники грязевых баталий на первом этапе РЭС. Я собирался тренироваться 2 дня перед соревнованиями и на все это время обещали ливни с грозами, как и на 2 дня гонки. За пару дней до отъезда позвонил Володя «Банкир» Петров и попросил найти ему колеса на 27,5 и купить пару грязевых покрышек MaxxisWetscream, а заодно посоветовал мне тоже обзавестись этой резиной. Сложно представить, зачем на эндуро гонке такие покрышки, но на современных трассах они бывают более чем актуальны. Колеса были найдены, а покупку покрышек я отложил на последний день. Забавно, что в то самое время, пока участники тренировались по сухим и пыльным трассам, я бегал по всей Москве, собирая 4 грязевые покрышки в трех магазинах.
Непривычно долгий и дорогой переезд от Краснодара в полной темноте лишил ощущения поездки в горы. Большая часть дороги пролегает по равнине и вдоль ущелья, и лишь небольшой перевал напоминает, что впереди интересное катание. Тем, кто запланирует поездку в Даховскую, советую искать компанию, такси из аэропорта стоит в среднем 4000р. Поселился я на турбазе Горная Легенда, хотя если приезжать не на праздники, я бы рекомендовал жить в Графской Поляне, особенно если вы на ДХ байке. Не то чтобы туда далеко ехать, менее километра от подъемника и один небольшой подъем, но условия там средние, а питание в столовой отсылает во времена советских пионерлагерей.
В Графской Поляне приятные номера в небольших двухэтажных домиках, хороший ресторан и есть мойка с керхером, а байк можно хранить в номере. Расположен комплекс прямо через дорогу от подъемника.
Еще в Москве я поставил пару Wetscream, поверив всем прогнозам, и не прогадал. Ночью прошел сильный ливень, который сделал трассы довольно скользкими, но пока не очень грязными. Первый спуск поехал с Валей Поповым, Банкиром и еще несколькими друзьями, по трассе Каньон. Уже на первых скоростных прямых стало понятно, что грязевая резина дает неплохое преимущество. Там, где Валя дрифтил и ехал не очень уверенно (сзади у него стояла накатистая, весьма потертая покрышка), меня лишь немного и очень контролируемо стаскивало с траектории. Чем больше становился уклон, тем веселее было мне и чаще приходилось отлавливать байк Попову. В середине трассы, после уклонистой части, мы остановились посмотреть на трамплин, заходить на который надо из скользкого поворота с минимальным упором. Пока решали, прыгать или нет, подъехали ребята и сказали, что Банкир жестко убрался в дерево на прыжке с небольшого дропа. Вова, который поднял кипишь с грязевой резиной, поставил ее на колеса еще вечером, причем умудрился сделать это бескамерно, несмотря на стальной даунхильный корд. Но решил в это утро поехать на своих 29 колесах с «полугрязевой» резиной. В принципе, на ней пока еще было довольно комфортно, но огромные мягкие шипы wetscreamпозволяли ехать практически как по сухому. Впереди нас ждал самый веселый участок трассы, где надо на скорости ехать в узком овраге по огромным стенкам. По скользкому это было особенно весело, вскоре Валя ошибся, решил перезайти и я уехал вперед. Еще пару спусков удалось сделать без дождя, пытался что-то запомнить, особенно непросто было с резкими перегибами, которые рассыпаны в изобилии по всем трассам. Эти элементы требуют идеального запоминания, ведь если сильно сбросить скорость там, где можно вылететь на всех ходах, потери времени будут просто огромны, но еще хуже подумать, что за перегибом ничего страшного нет, и вылететь с трассы. Честно говоря, запомнить все слепые места так и не удалось, а делать это, просматривая вечером видео с трасс у меня не было ни сил ни желания.
На трассе Каньон
А дальше началось самое интересное. Еще перед обедом пошел хороший дождь, моментально превративший трассы в бобслей, но только не для меня. Катание в грязь на правильных покрышках всегда вызывало у меня восторг, ведь даунхил я начинал катать в Красной Поляне, а там, как известно, весной и осенью сухо практически не бывает. В те далекие годы, отправляясь на очередной Кубок или Чемпионат России, мы иногда даже не брали покрышки для сухой погоды. Десятилетие спустя я с огромным удовольствием закатывал после дождя срезки под Пленеем и Супер Морзином на одноименном курорте. Но с тех пор ударился в эндуро и с 2013 года не гонял на грязевухе, а зря. Восторг от контролируемых дрифтов в плоских поворотах, гонки без тормозов по косым уклонам, где просто не верится, что можно проехать в такую грязь и уверенное торможение в нужных местах, делают катание под дождем ни с чем не сравнимым развлечением. Довольно быстро удалось вспомнить все хитрости, необходимые для безопасного катания в ужасных для большинства условиях и сосредоточиться на изучении трасс. Основной прием, применяемый в плоских поворотах и на косых – наклонять байк сильнее, чем тело, и тем самым нагружать боковые шипы сверху. Этот прием подходит и если ехать двумя ногами на педалях, опуская вниз внешнюю ногу, и если снимать внутреннюю ногу с педали. В последнем случае достаточно лишь небольшого отклонения тела от линии байка, чтобы прочувствовать эффект.
В первый день удалось сделать 7 спусков, из них 5 под дождем. Ложка дегтя в грязевом катании — это отмывать одежду и байк в конце дня. Наличие хорошего шланга и стиральной машины, безусловно, помогло, но было не просто.
В высокой траве притаились острые камни, срезать нужно аккуратно
Где-то в облаках заснеженные вершины
Утро второго дня порадовало ярким солнцем и теплом, некоторые трассы начали подсыхать, но это не значит, что стало менее скользко, а к отсутствию держака добавилась липкая грязь, забивавшая перья на некоторых рамах. К счастью, на моем Rangeгрязевой просвет просто огромный, а модное крылышко на вилке я заменил на проверенную тряпочку, закрывающую просвет между короной и гориллой. Для разминки сходил на трейл Чертов Палец, который оказался самым сухим, несмотря на то, что ночью прошел дождь. Длинный и разнообразный – так бы я его описал в двух словах. Несколько раз останавливался и смотрел траектории, пролетев мимо поворота. Самым сложным и интересным для меня трейлом стал Мегалиты, где практически ничего не удалось запомнить, а множество узких мест не давало возможности ехать быстро по незнакомой трассе. Во второй тренировочный день также сделал 7 спусков, а единственной трассой, на которую так и не попал, стал трейл Даховский. Решил ехать его в слепую, хотя это, как оказалось, было бы не очень приятно. Большую часть дня стояла солнечная погода, и уже начинали закрадываться сомнения, не придется ли переобуваться. Но ночью, к счастью, прошел довольно сильный дождь, и я решил поехать первый день гонки на грязевой резине, ожидая получить преимущество.
Снова солнечное утро, регистрация, номерки, чипы замера времени, короткий брифинг для участников и отправляемся на подъемник. Каждый гоночный день начинался с похода на один из дальних трейлов, в первый день это был знакомый мне Чертов Палец. Как обычно в эндуро, главное проехать первую трассу, дальше напряжение спадает, и ты просто катаешься в удовольствие. Поэтому начал спокойно, уверенно, без попыток сделать подвиг. Уже на середине трассы обогнал Даню Лобакина, хотя он стартовал за полторы минуты до меня. Было еще несколько обгонов, которые не отняли много времени. После каждого спуска мы заезжали в лагерь гонки, чтобы считать чипы и узнать свое время. На удивление, показал 2 результат на этой трассе. Валя Попов пробил покрышку, а Ваня Кунаев прилег перед подъемом. Выиграл Трассу Женя Бочанский с внушительным преимуществом.
На страте
Следующая трасса – Археолог, самая крутильная в гонке. На ней есть несколько затяжных прямых и небольшой подъем в конце одной из них. Ожидаемо проигрываю конкурентам, накат и грязевая резина вещи диаметрально противоположные. Следующие две трассы выиграл Валя Попов, вторым был Женя Бочанский, а я, проехав аккуратно и стабильно, показал третье время, отстав на 6 и 9 секунд от лидера. По итогам дня неожиданно стал третьим, опередив Ваню Кунаева на 8 секунд. После гонки можно было еще немного потренироваться, я сделал 1 спуск по Каньону, и отправился на Даховский, чтобы не ехать его в слепую на гонке.
Один из техничных участков общего начала трех трасс
Дождей больше не ожидалось, хотя небольшая вероятность на ночь все же была. Замену резины я решил отложить на утро, в тайне надеясь, что ночью все же прольет дождь. По сухому я не тренировался, и сохранить третье место мне могла помочь только грязь на трассах. Чуда не произошло, второй день гонки выдался жарким и солнечным, а трассы хоть и не просохли полностью, явно не требовали специальных грязевых покрышек. Поход на Даховский заставил проснуться и размяться. После старта с Чертова Пальца, перегон к СУ уходит траверсом вдоль скалы, под которой специально для гонки была буквально вырублена полка. Большую часть можно проехать на байке, лишь несколько крутых подъемов заставляют спешиться. Старт должен был быть в техничный подъем, куда надо было заехать после небольшого разгона. Но этот участок убрали, так как вершина подъема была в узком месте, а тропа используется не только велосипедистами, но и пешеходами. К тому же выяснилось, что именно в это время на трассе уже было много людей, которые не спешили уступать дорогу. Однозначно это просчет организаторов, средняя часть тропы невероятно скоростная и столкновения могли привести к жестким травмам. К счастью ничего такого не произошло, а пешеходы, осознав опасность, превратились в болельщиков, с интересом, наблюдавших за «экстремалами».
После бодрого старта ошибся на выезде из под скалы и вылетел из поворота. Дальше поехал консервативно, опасаясь неожиданной встречи с людьми. Победил на трассе, несмотря на жесткое падение Иван Кунаев, опередивший меня на 5 секунд. Валя Попов тоже жестко убрался, тем не менее, показал второе время. Больше всех не повезло Жене Бочанскому, который пробил переднее колесо недалеко от старта. Также на этой трассе жестко упал Леха Егоров, лидировавший в категории Мастера. Он ушиб ногу и не смог продолжить гонку, подарив победу, неожиданно покинувшему Элиту, Саше Григорьеву.
То самое узкое место, из-за которого отменили первый подъем
Начало Даховского
Снова «Три трейла»
После первого СУ Женя делил со мной второе место, а в лидеры вышел Попов. Но уже на следующем СУ – Три Моста, все ожидаемо поменялось. Женя и Валя рубились не на жизнь, а насмерть и привезли мне 19 и 20 секунд соответственно. Ваня Кунаев сломал переключатель в самом начале трассы, останавливался его чинить, а после ехал с заблокированными в неудобном положении педалями. За 2 трассы до финиша я все еще шел третьим, но было понятно, что Ваня будет быстр на неудобных для меня Мегалитах и на Каньоне, который он выучил наизусть, выиграв на этой трассе ДХ гонку в начале марта.
Все так и вышло, я вылетел в одном из поворотов на Мегалитах, ипонял, что сказывается усталость, а попытки ехать быстрее приведут к падению. А на Каньоне я сделал все, что смог, но силы были не равны. Глядя на траектории Вани в его видео, даже не особо обидно за проигранные 17 секунд.
Мегалиты, вид с подъемника:
Небольшой рабор полетов в одном из поворотов трассы Мегалиты:
Слишком сильное смещение назад, переднее колесо не достаточно нагружено, а вилка прожата за счет торможения.
Артур Салахетдинов — сидит на заднем колесе
Женя Бочанский — идеальная траектория и позиция, хотя его прижатый к рулю фирменный «клещ» был бы сдесь более уместен.
Валя Попов
Слишком сильно смещаюсь назад и подрезаю поворот. В пылу борьбы часто сам не могу правильно все сделать. В идеале надо чуть выпрямить ноги и сместиться вперед на 10-15 сантиметров.
Иван Кунаев
Честно говоря, на подиум я и не рассчитывал, ведь по сравнению с ребятами, проехавшими первый этап на Собере, я совершенно не раскатан, да и в Даховской удалось потренироваться совсем немного. Но я получил именно то, за чем приехал – кучу позитивных эмоций от любимого спорта и ценный опыт. А главное, за 4 дня сделал 24 спуска, вдоволь накатался и протестировал новое место на карте Российского МТБ.
Обязательно вернусь сюда осенью, в середине октября. Покатаюсь сам и планирую провести тренировочный лагерь, так что, если еще не нет планов на это время, и хочется прокачать свою технику – пишите мне, в Даховской есть все условия для прогресса.
Фото: Юрий Шумейко, Анна Скумбина
Результаты пока доступны только так:
-
добавить в избранное
2
- +187
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (7)
Logoffski
Russkiy_Levsha
nanaMEX555
ivan_schetkin
timman
Redrider
EvgenBochanskiy