Dustman — Тренировки 2020
Этот сезон для меня был интересен событиями не связанными с гонками. После 4-х лет непостоянной работы инструктором по маунтинбайку, я решил взяться за дело серьезно и освоить эту профессию по-настоящему. Недолгие поиски на просторах всемирной паутины дали практически единственный достойный вариант – курсы Professional Mountain Bike Instructors Association (PMBIA.org). Самым удобным по расположению и датам оказался курс, проходивший в знаменитом байкпарке Оре в середине июня. Оплатив взнос и купив билеты, я не сидел сложа руки, а провел в марте тренировочный лагерь в Ялте совместно с Крымским Велолагерем, а также непрерывно тренировал велосипедистов в Москве. В середине октября, вооружившись новыми знаниями, организовал кэмп для продвинутой группы в Даховской, где не только участники, но и я сам оценил эффективность освоенной методики обучения. Подробнее об этих событиях, а также о планах на следующий сезон можно прочитать под катом.
О том, как я пришел к работе инструктором в начале 2015 года можно прочитать на 1 странице моей темы на оранжевом ресурсе (https://forum.velomania.ru/showthread.php?t=260093). В то время все мои знания основывались на собственном опыте, а также на известной книге «Мастерство владения маунтинбайком». За 4 года я выработал свою методику, которая позволяла обучать людей с нулевого уровня. Сейчас очевидно, что последовательность действий была далека от идеала, а мои объяснения иногда оказывались сложны для понимания неопытным маунтинбайкерам. Тем не менее, люди неплохо прогрессировали и, как правило, возвращались для последующих тренировок. Зато сам я все больше ощущал нехватку полезных для инструктора знаний и простых схем для быстрого прогресса. Так родилась и была воплощена в жизнь идея пройти профессиональный курс инструктора.
PMBIA или Профессиональя Ассоциация Инструкторов Маунтинбайка была основана в 2006 году в Вистлере и за прошедшие годы объединила под своим крылом лучшие курсы инструкторов Северной Америки, преобразовавшись в 2015 году в некоммерческую организацию. PMBIA обучает инструкторов по всему миру — США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Испания, Швеция, Великобритания, а также в некоторых странах Южной Амекрики.
Сам курс длился 3 дня, а материалы для самостоятельного изучения присылают всего за 2 недели. Не так уж много, чтобы освоить 172 страницы иллюстрированного текста, включающих все возможные знания и навыки, которыми должен владеть инструктор и гид. И, хотя для курса Level 1 предназначались примерно 130 страниц, я потратил немало времени на изучение материалов по второй части курса, так как в то время тренировал достаточно много продвинутых райдеров и хотел попробовать в деле новые методы. В первый день обучения наш наставник демонстрировал примеры уроков, а в оставшиеся два дня мы (в группе было 7 человек) проводили различные уроки друг для друга под зорким взором нашего канадского учителя. Несмотря на то, что я старался следовать установленной методике, в рекомендациях по окончанию курса мне посоветовали быть проще в объяснениях и не усложнять теоретическую часть. Вернувшись домой, уже на первых тренировках я понял, насколько простые четкие объяснения облегчают понимание, казалось бы, очевидных вещей.
Основа методики PMBIA – четкое разделение всех возможных действий, выполняемых любым человеком при катании на горном велосипеде на 6 «скиллов» или умений. Все они логично выстроены в пирамиду, и обучение происходит поступательно, от простого и жизненно необходимого, к сложному и увлекательному.
Также особое внимание уделяется трассам, подходящим для обучения. Основной принцип: чем проще, тем лучше. Освоить новые элементы техники гораздо легче, когда вы не отвлекаетесь на сложный рельеф, камни и корни. Зачастую пробовать незнакомый технический прием проще всего на слегка наклоненном вниз асфальте, с хорошим сцеплением и только потом пробовать повторить это на трейле.
Или по-русски:
Стойка и баланс (биомеханика)
Управление тормозами и передачами (механика)
Понимание грунта и рельефа (тактика)
Контроль направления (биомеханика)
Контроль давления (биомеханика)
Тайминг и координация (тактика и биомеханика)
Как можно увидеть из картинки, правильная стойка в любой ситуации, умение балансировать и правильно тормозить являются ключевыми навыками, без которых невозможно в должной мере овладеть всеми остальными. К примеру, отклонять байк от линии тела и закручивать его в поворот невозможно, пока вы не научились поворачивать, вовремя изменяя базовую стойку на атакующую. Затем необходимо отработать изменение стойки на рельефе разного уровня сложности, и делать это «на автомате», то есть не задумываясь. И только после этого переходить к ангуляции и вращению тела в повороте. На тренировке эффективнее всего работать над одним скиллом или даже его компонентом, в некоторых случаях используя еще один скилл, как вспомогательный. Например, если мы учимся тормозить на уклоне без блокировки колес, то логично, что правильная стойка будет самым полезным вспомогательным скиллом. В тоже время, очевидно, что отвлекаться на траектории или технику поворотов в этом случае не имеет никакого смысла – все мысли должны крутиться вокруг усилия, с которым вы давите на тормозные ручки, не забывая о правильной посадке. Такие упражнения на несложном рельефе быстро поднимают уровень отдельного скилла и отлично подходят для новичков.
Для более продвинутых райдеров полезно чередовать и дополнять тренировки отдельных скиллов тренировками на сложном рельефе (большой уклон, каменные секции, различные повороты с упорами и без). В этом случае мы учимся проезжать сложный элемент или серию элементов на трассе, отрабатывая один или несколько конкретных «скиллов».
Во время лагеря в Ялте тренировки проходили, в основном по второй схеме, лишь изредка мы останавливались на простых элементах и оттачивали конкретные навыки. Зачастую слишком сложный рельеф и скользкий грунт мешали делать то, что казалось понятным в простых условиях. Но большинство участников были достаточно опытными, и в целом удалось достичь неплохих успехов.
Освоив новую методику, в первую очередь решил поделиться новыми знаниями с теми, кто относительно регулярно тренируется со мной, для этого устроил открытую тренировку в Филевском парке. Уже после первых индивидуальных и групповых занятий по новой для меня методике стало понятно, что она позволяет быстрее прогрессировать, вне зависимости от текущего уровня.
Кэмп в Даховской, на который собрались все участники мартовского сбора в Ялте и еще три человека, был спланирован так, чтобы посвятить каждому из важнейших «скиллов» целый день. Сначала мы скорректировали посадку во всевозможных условиях – различный уклон, резкое торможение, и повороты на различном рельефе требуют правильного распределения веса между колесами. В этот же день уделили время торможению. Второй день был посвящен целиком поворотам и прохождению косых уклонов, а на третий день мы учились прокачивать различные формы рельефа, разгружать байк для преодоления препятствий и нагружать его для ускорения и увеличения сцепления с грунтом. Затем настало время научиться правильно видеть рельеф, быстро определять свойства грунта, а также собирать другую нужную информацию о трассе и эффективно применять ее для быстрого принятия решений. Построение траекторий лишь часть этой темы, которую я назвал «проницательность и креативность» вместо «понимание рельефа и грунта». В оставшиеся два дня мы катались по трассам практически без остановок. Я старался проехать за всеми максимальное количество разных участков трассы, чтобы скорректировать ошибки и подсказать, над чем стоит поработать в первую очередь. Именно в эти дни наиболее остро чувствовалась проблема большой группы, поэтому сравнив Ялтинские тренировки, где нас было пятеро и кэмп в Даховской, я решил, что на следующий сезон в группах не будет более 6-ти человек.
Программа Кэмпов на следующий год будет практически повторять последний лагерь, как для групп с начинающими райдерами, так и для ПРОдолжающих. Отдельные компоненты и упражнения будут отличаться, но общая направленность будет сохранена. Кроме уровня трасс, на тренировках с более опытными участниками больше времени будет уделяться прохождению отдельных сложных участков. Для начинающих отработка новых техник будет начинаться с их освоения в самых простых условиях, на открытом пространстве, вне трейлов. Во время тренировок постоянно используется запись и просмотр видео, чтобы каждый мог взглянуть на себя со стороны, понять, что можно улучшить в своем катании, и сразу же попробовать это сделать.
Важное отличие моих Кэмпов от аналогичных мероприятий — я не продаю готовый тур. Да я бронирую Вам жилье, обеспечиваю все трансферы, и где нет подъемников — заброски на авто. Но за все эти услуги вы платите на месте тем, кто их предоставляет. По опыту проведенных двух мероприятий в Ялте и Даховской общая стоимость оказалась примерно 23 и 27 т.р. без авиабилетов и питания на 5 и 6 дней соответственно. Такой подход позволяет сделать кэмп дешевле для вас. В каждом месте я выбираю жилье, максимально близкое от трасс и лучшее по цене\качеству.
Календарь «кэмпов» на 2020 год:
5-11 апреля Алушта — начинающие — 15 000р.
14-19 апреля Даховская -ПРОдолжающие 15000 р.
7-14 июня Красная Поляна — начинающие 16000 р.
25 июля – 1 августа Италия, Ливинье – ПРОдолжающие 280 Евро проживание (аппартаменты, спальни по 2 человека) + трансфер из\в аэропорт, 17 000р. обучение.
Также помимо кэмпов я регулярно провожу групповые и индивидуальные тренировки в Москве — с начала января до 15 марта и с 12 мая по 10 июля.
Тренировки в Алуште — 16 марта — 2 апреля.
С 25 апреля по 10 мая я тренирую в Собер Skill Camp
По всем вопросам пишите мне:
minimano@mail.ru
https://vk.com/shipilovmtb
instagram: @evgenyshipilov
-
добавить в избранное
5
- +164
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (27)
Понимаю что «отдельных». Но воображение сразу нарисовало Велоотель Афзала и чередование сложного рельефа с «ночными скиллами» )))
kamen
Dustman
А реально где нибудь их материалы скачать? Хочу заняться самообучением.
Coil
По-моему это базовые скилы, как посадка и торможение.
pustota
Dustman
UvarovDmitry
Nunca
https://www.bookdepository.com/Mastering-Mountain-Bike-Skills-3rd-Edition-Brian-Lopes/9781492544494
Dustman
Не в обиду Лопесу
beast
o_O
beast
jon_nik
beast
jon_nik
Minzdraff
Tramontana
Minzdraff
beast
Dustman
glit6h
Dustman
Локация не сильно раскатанная, начало сезона.
Как (когда) планируется проверять готовность трейлов и готовить их к проведению лагеря?
Без этого ведь не обойдется, если предполагать использовать весь потенциал локации.
Logoffski
Vados
К тебе попозжей, поди…
Logoffski
В Даховской сейчас все трейлы продуты от осенней листвы и находятся в идеальном состоянии. Местные поддерживают трассы, я и многие из тех, кто был в моем лагере в октябре, а также приезжавшие на ДХ в начале ноября поддерживают строителей и организаторов движухи материально, так что проблем не будет.
Dustman
Fynjy_FK
Dustman