iGordienko — Unno Horn. Первые и вторые впечатления на Andalucia Bike Race (снова кантри внутри)
В продолжение истории: Как мы кантрийные байки Unno Horn собирали
Собирать велосипед непосредственно перед серьезной гонкой – не самая хорошая идея, и делать так, конечно, не стоит. Но у наша история сборки подзатянулась и так было даже интереснее: байк либо поедет, либо я расскажу, какая это фигня и солью гонку, что тоже достойно материала.
Велосипеды вернулись в Испанию, где были выпечены рамы и рули.
У нас было несколько дней в небольшом городке Хаэн на юге Испании до старта многодневной гонки Andalucia Bike Race и еще много дней, чтобы унести отсюда ноги до нашествия коронавируса. Андалусия необычайно богата на прекрасные виды, но еще более щедра на захватывающие трейлы в контексте велосипедного спорта, где нужно много ехать как вниз, так и вверх, и вверх по тем же самым тропам.
Это сильно отличается от попыток проверить посадку дома, тут велосипед наклоняется во всех направлениях на десятки градусов, что позволяет начать поиск баланса центра тяжести между колесами и сцепление покрышек с грунтом. Дело осложняется еще большим перерывом в катании на байке, первые повороты прохтяся очень неуверенно, обучаться приходится почти заново, но с каждым выездом прогресс очень хороший.
Что там с раскачкой?
Один из самых главных вопросов, который был “как-то” проверен на других велосипедах, который волновал до самого последнего момента, потому как сильно зависит от конкретной реализации. И даже более, я не представляю себя в гонках без вкручивания стоя, я делаю это часто, я езжу вне седла порой длинными отрезками, это часть моего “стиля”. Легкая верхняя половина тела мне позволяет такие шалости, а смена позиции позволяет расслабить одни мышцы и загрузить другие. Неэффективный велосипед для гонок вряд ли кто захочет, поэтому всегда были понятны простые байки, подвеску которых можно было заблокировать манеткой на руле. Встал из седла – заблокировал, сел – разблокировал. В заблокированном положении всегда ценил велосипеды, которые ведут себя как хардтейлы. Но, возможно, это не самый эффективный подход. Заблокированная подвеска – это неработающая подвеска, вверх по корням и камням так ездить нельзя.
Задний амортизатор я накачал на кантрийные 20-25% сэга, Medium положение демпфера. Тюн аморта у меня DH55 (смотреть можно здесь: www.ridefox.com/fox17/help.php?m=bike), что расшифровывается в Evol SV, Digressive Compression Medium, Digressive Rebound Medium, Firm Lockout. У Паши совсем другой амортизатор.
Итак, сели, поехали. Пора ответить на вопрос, но вы все равно не поверите :)
Первые метры сидя в седле гору уже вызывают улыбку. Ощущения жесткости как от хардтейла нет. И тут ожидаешь другое ощущение провалов или вязкости в подвеске, но и этого нет. Нет классической раскачки, когда ногами перебираешь будто по мягкой перине. Напротив, просто крутишь педали, а велосипед просто едет. Все мои усилия уходят в движение, ноги чувствуют передачу усилия. Может, просто подвеска не работает? Тут как раз появляются больший уклон и камни на пути. Я выбираю траекторию напрямую через камни, а заднее колесо просто перекатывается. На хардтейле мне бы пришлось привстать и поиграть весом, чтобы заехать ровно, сохранив сцепление с поверхностью, и не получить пинок в зад. Похожие ощущения были при езде сидя без блокировки на BMC Fourstroke. Но Scott Spark в среднем положении амортизатора сидя в седле в гору едет примерно так же, но чуть хуже отрабатывает препятствия, там хочется разблокировать подвеску в такие моменты, что тут же приводит к излишней мягкости.
А теперь хочется встать из седла и мощно закрутить. Встал, надавил на педаль… и как будто провалился! Но это вилка! Блокирую переднюю подвеску, и вот велосипед ведет себя практически так же, как было и сидя в седле. Ватности под ногами нет, провалов нет, а подвеска работает, все очень собранно. Неужели у них это получилось? Похоже на то. У меня нет никакого желания полностью блокировать подвеску. За весь день я так и не залочил подвеску.
Вниз же ехать очень сложно. Казалось бы, это самый нацеленный на спуски велосипед из всех, что у меня были. Но нужно искать баланс на байке, где там переднее колесо, где тут заднее, как заставить их держать сцепление одновременно. А потом еще и боковой баланс. Вот сместился вперед, а как перекладывать, как давить на внешнюю сторону руля, ведь он крутится уже не в тех “измерениях”, что на всех моих велосипедах до этого. Длинный рич в 441мм – когда-то бы показалось, что я сел на велосипед парня на две головы выше меня.
Но мы поднялись еще в гору, спустились. Привыкание приходит быстро, но вряд ли этого достаточно для серьезных атак. Из-за длинного переднего треугольника тут действительно приходится больше смещаться вперед, нежели я это делал на Спарке. При этом в поворотах заднее колесо не едет за тобой будто отдельным вагоном поезда, которого еще нужно подождать, заранее ему подготовить траекторию, а поворачивает сразу за мной, будто приклеенное к заду. Необычно это, когда перья всего 418мм. Но в целом за день я так и не смог по-настоящему отпуститься на спусках.
Днем позже мы посмотрели этап разделки предстоящей гонки. Интересный сингл вверх с хорошим градиентом и россыпью крупных камней. И снова велосипед удивляет тем, как едет в гору. Очень “расслабленный” 67 градусов угол рулевой только помогает закручивать на каменные ступени и как бы стелить по неровностям, колесо не спотыкается при наезде на препятствия. Низкий руль позволяет легко загружать и разгружать переднее колесо – вот тут самое приятное с тех пор, как я пересел на 29” колеса. Короткий (60мм) вынос позволяет очень точно (или даже тонко) выбирать траектории между камней, но в то же время делает управление достаточно нервным (хотя, казалось бы), но к этому быстро привыкаешь. Тут поясню. Когда едешь в крутую горку, тело опущено, вес перенесен вперед на руль – поэтому одно неосторожное движение рукой и колесо уже едет в другую сторону. Когда вынос длиннее, а колесо переднее колесо ближе, то для поворота нужны несколько другие усилия. Но такой способ управления мне нравится даже больше, даже несмотря на то, что за всю поездку я так полностью его и не освоил на высшем уровне.
Вниз нам предлагают извилистый трейл с неплохим градиентом. И вот тут “спусковой” характер велосипеда, наконец, начал себя проявлять. Даже не буду пытаться объяснять специалистам спусковых дисциплин, что 67 градусов рулевой с опущенным седлом – это свобода, а велосипед продолжение твоего тела – может выглядеть смешно, ведь это не 65 и хода мало. Но для кантрийника – это что-то невообразимое. Я лечу по камням, а в голове кошмар. Кошмар от того, как бы я тут спотыкался на своих других велосипедах. И по-прежнему невообразимо, насколько я в этом сезоне еще не готов ездить спуски по сравнению с раскатанными испанцами, которые перелетают те же камни просто за счет скорости и, наверное, наличия запасных жизней. Но дайте мне немного времени.
И тут можно было бы закончить отчет и выложить его еще в феврале. Вверх байк едет. Это неожиданно. Вниз байк ожидаемо едет, но я с ним еще не подружился. Колеса меньше килограмма – не развалились. Но у нас впереди были 6 дней гонки. И похоже, это самая техничная редакция Andalucia Bike Race за все 10 лет.
Дальше он будет долго писать про гонку? Да :) Но постараюсь коротко.
Гонка
Этап 1.Flash stage или разделка. Тут пускают с разницей в 20 секунд на дистанцию чуть больше часа. Длинный подъем и длинный спуск. Каждый показывает свою скорость, чтобы потом можно было распределить несколько сотен участников по карманам. Но показать свою скорость тут не получится. Что в гору, что с горы узкая тропа и мало мест для обгонов. Догоняешь того, кто стартовал раньше, и выжидаешь местечко, где можно безопасно объехать. Безопасно – лишь бы обгоняемый сам случайно не упал. Люди стараются пропускать, но мест действительно мало. В целом удалось получить приятные эмоции от первого гоночного опыта в сезоне, продышаться, поездить вверх-вниз на высоком пульсе. Еще не все внутри работает на максимуме, но основные гонки еще не скоро, позволительно. На финише был 11-м в категории мужчин 30-40 лет, что довольно приятно, т.к. состав подобрался очень сильный. Первая десятка прошлого года практически в полном составе. Плюс чемпион Европы по мастерам и еще несколько силачей.
Есть что добавить по байку? Можно замолвить слово о трансмиссии. Shimano XTR против электронной Sram Eagle AXS, стоящей у меня на другом байке. XTR работает очень четко и приятно. Манетка очень предсказуема, но очевидно, более “тяжелая” в нажатии, чем кнопка у AXS. Здесь и свои плюсы в отсутствии случайных переключений, но за долгий этап можно устать переключаться :) В общем, какого-то весомого аргумента по работе в пользу того или иного у меня нет. Если в прошлом году на старте этой же гонки я был один с электроникой Sram, то в этом году в моем кармане с ней уже было большинство, а значит и для механиков это уже не может быть сюрпризом. XTR все еще надежнее в силу простоты и ощутимо дешевле.
А вот ехать в гору по мощности не получалось. Как-то не удалось подружиться с измерителем Race Face. Мало того, что он снимает показания только с левой ноги, так еще и данные как-то менее стабильны, что попасть в свою мощность весьма непросто. В итоге я просто ехал “по ощущениям”, а мощность разве что в страве можно было смотреть после этапа. Может быть, мы еще подружимся, но есть мысли поставить старый добрый Quarq (Sram), что по принципам гармоничности повлечет за собой и установку Sram AXS.
Этап 2.Уже полноценный марафон. Стартуем все еще из Хаэна, но уже по новым трейлам.
Тут уже знакомые бешенные раздачи со старта, тем более, что старт под гору по широкой дороге. Кто-то чувствует себя здесь как рыба в воде и быстро пробирается в голову, но я еду крайне напряженно, стараясь отследить все происходящее и просто не попасть в какой-нибудь завал, хотя завалов тут я не помню. Тактика так себе, люди посмелее и покрупнее просто отодвигают меня вглубь пелотона. Узкий поворот в гору, голова группы уже уехала, а кто не смог, как я, тот пытается обгонять уже на узкой тропе, где обгоны не очень-то и предусмотрены. Лидеры уезжали все дальше. Но этап классный, с хорошими подъемами и великолепными спусками. И если Миша Уткин рассказывал в своих отчетах, как ездил в горы с элитой мирового КК, то я могу рассказать, как догонял элиту мирового КК, но женского пола :) Они стартовали на 2 минуты раньше мастеров, поэтому каждый этап приходилось их добирать в гору. А вот с горы они мне давали прикурить. Пока знакомился с теорией и принципами езди по по местным камням и местной сыпухе, позади уже слышался звонкий “пор фавор” (пожалуйста). Я уступал трейл, и две лидирующие девушки бодро прошивали меня. Как у них это получается, думал я, продолжая ошибаться с непривычки в местных узких каменистых поворотах.
Затем я снова добирал их в гору и снова выпускал на спусках. Каждый раз догоняя снова извинялся перед девушками за свое поведение. Мол, это мои первые выезды в этом году, на станке просидел зиму. Они смеются, говорят, что я очень хороший climber, а спуски еще подтяну. За 20 км до финиша начала травить воздух передняя покрышка, осталось всего около 0.6 атм, но спусков было уже мало и решил доезжать на том, что есть, без подкачки (баллона CO2 нет). Приехал с лидером женской элитной категории на финиш. Благо, у нас разница в 2 минуты по факту в мою пользу, иначе не быть мне быстрее девочек. Закатился 5-м в своей категории, мои “заклятые” соперники с прошлых редакций гонки каким-то образом оказались позади. В хороших гонках при наличии ровного состава участников ты всегда едешь с кем-то. И примерно одних и тех же людей видишь каждый день, знакомишься, даже переживаешь за их успехи. Благодаря социальным сетям такие контакты остаются с тобой навсегда. На примере всех предыдущих иностранных многодневок у меня собралось большое количество товарищей по всей Европе и за ее пределами.
Этап 3.Классический этап в Андухаре. Пожалуй, мой любимый. Тут длинная гора с плавным набором, и шикарные быстрые каменные спуски, которые невозможно забыть.
В прошлые годы он всегда был крайне неудачным для меня. То цепь порву, то 20 минут потеряю на проколе. Тут же стараюсь делать все надежно. Постепенно приходит ощущение баланса и сцепления на спусках, но это все еще медленнее тех, кто едет рядом. Даже лег в одном месте, перебрав со скоростью и не удержав переднее колесо. К счастью, без серьезных последствий. И спуски на этом этапе решали больше среди моих конкурентов, я только девятый на финише.
Этап 4.Старый-новый этап в Приего де Кордоба. Но тут организаторы удивили какими-то “не флоу” спусками с дикими уклонами, которые не многие решались ехать. А те, кто ехал, скорее сползали на тормозах. И я так делал. Седло вниз, играем тормозами и ползем, иногда спрыгивая с камней. Спуски получается довольно медленными и это больше мне подходит, мне здесь не страшно и получается добирать не только в гору, но и с горы. На финише я снова 5-й.
Этап запомнился большим количеством больших острых камней на трассе и падений, и проколов среди участников. Мне тут повезло, а велосипед просто работал. На камнях можно было отпускаться и не бояться. В гонке не думаешь, что под тобой какие-то облегченные компоненты. Перед тобой соперники, которых ты догоняешь, а сзади, от которых ты пытаешься отъехать. А после финиша уже делаешь осмотр и обслуживание, если нужно.
В легкие обода прилетело немало камней, первые легкие царапинки, которые делают байк более одухотворенным что ли: он прошел все это с тобой до финиша. Тросы Pi-rope слегка как бы пушатся, очень мелкие волоски местами торчат в стороны, где в спицу прилетали камни. Это не выглядит проблемой, но при детальном осмотре просто не очень эстетично.
Большую же неприятность вызывали слишком легкие грипсы Extralite. На глянцевом руле они просто не держатся и постоянно проворачиваются, что совсем не добавляет уверенности на спусках. Я их пытался посадить на сладкую воду и даже на гель и все безуспешно. В итоге перед следующим этапом я приехал за помощью к техничке Алексея Медведева, где ребята мне без проблем ставят силиконовые грипсы Specialized – это уже надежно. Благословенные грипсы :) Спасибо!
В общем, сначала собираем максимально легкий байк и затем избавляемся от всего, что не работает, такой принцип.
Этап 5.Мы переехали в Кордобу, где нас ждали уже более плоские этапы. Здесь та самая Andalucia Bike Race, которая совсем не подходит к моему гоночному уклону.
Много узких плоских поворотов, много плоских прогонов с микроторчками и нет длинных гор. Вообще не мое, мне это тяжело, но именно поэтому я сюда и езжу. Этап просто на выживание, очень длинный. Когда ты уже упахался, уже невыносимо хочешь очутиться на финише, выпить пару стаканов Кока-Колы и приступить к восстановительным процедурам, вот только тут ты видишь знак, что до финиша еще 30 км. Такая езда высасывает все силы.
Как раз к этому дню я почувствовал уверенность на спусках и пробовал их атаковать (грипсы теперь не прокручиваются же). В итоге и попался на одном из опасных участков почти за 40 км до финиша, потеряв концентрацию и переборщив с этой самой уверенностью. Быстрый и техничный каменный трейл с хорошим уклоном, правый поворот чуть больше 90 градусов. И я с ним не справился. Я отделяюсь от велосипеда и лечу вниз по склону, падаю в камни. Велосипед делает то же самое, резко падая рядом со мной, сделав кульбит в воздухе. Быстро встаю, переломов нет, остальное на адреналине не почувствуешь. Байк должно было быть убит. Но вроде нет. Свернуто и поцарапано седло, свернут и поцарапан руль, разбит экран гармина, дыры в грипсах. Кое-как все ставлю на место и дальше еду. Новый байк стал тут же старым и родным :) Ехать не очень то получается. На спуске просто пропускаю всех. На равнине тоже пропускаю всех и не могу зацепиться. Адреналин отступает и понимаю, что у меня разбит локоть и дико болит бедро. До финиша еще 30 км :)
На заключительном трейле за мной пристроился тот самый Антонио Хермида Рамос на электробайке и с камерой на груди. Я бы мог стать героем его сюжета в Инстаграм, но это был уже не мой день, я упирался в каждый камень. Просил прощения за тупеж, а Хермида пытался меня успокоить :) Я 11-й в категории на финише. Несчастливый этап не только для меня. К сожалению, с гонки сошли Алексей Медведев, Ханс Беккинг и еще много человек.
Ко всему прочему выяснилось, что мойщики высоким давлением залили мне каретку и втулку переднего колеса, в результате чего я стал весело скрипеть, как будто у меня ооочень старый байк. Возможно, тут и мой косяк при сборке с неправильно выставленным прелоадом подшипников.
Этап 6.Финальный. Сильный ушиб правого бедра не позволяет нормально передвигаться пешком и тем более спать. Есть отмазки, но почему бы не доехать до финиша многодневки. Прохладная погода работает как заморозка. Я уже не пытаюсь ломить со старта, не стараюсь удержаться в голове пелотона. Этап очень похож на вчерашний, но гораздо короче. По равнине бедро не дает раскручиваться, а вот горы еще как-то отрабатываю. Спуски еду аккуратно, но все же не сильно туплю. 9-й на финише и по итогу всей мнгогодневки закрепился на 7-м месте. Хорошее начало сезона.
Итоги
Как там говорят в плохих отчетах: “Байк не подвел, отработал на 100%”? Нет, тут совсем другая история о попытке найти идеальный баланс между максимальной эффективностью, эстетикой, практичностью и рациональностью. Horn невероятно хорошо педалируемый байк с геометрией, которая, вероятно, подойдет не всем, уж не говоря про только один размер в линейке. Я ни разу не пытался залочить заднюю подвеску, несмотря на наличие асфальтовых участков, в том числе в гору, даже мыслей таких не было. Концепция подвески и геометрии, заложенная в велосипед, абсолютно рабочая.
Я так до конца и не пришел в единение с велосипедом на спусках. Тут не велосипед мне мешает с его длинной базой, а скорее я ему. И я не настолько медленный, как может показаться из моего нытья, я быстрее самого себя прошлых лет, быстрее большинства на трассе, но чтобы попасть в тройку здесь, нужно подтягивать этот элемент. Еще предстоит катать и катать, чтобы быть на уровне лучших в этом деле, ведь знаю, что могу.
После многодгневки нужно заменить подшипник в переднем колесе, обслужить каретку или полностью заменить трансмиссию на AXS + Quarq, снова заменить грипсы. Царапины на пробковом покрытии седла были заполированы моей же попой на последнем этапе. Царапины на руле останутся на память. У меня было много разных велосипедов, не было идеальных, вопрос лишь в использовании и отношении. Кто-то может заметить, что у него (нее) после поездки или гонки вообще «никаких нареканий», но в подобных условиях использования любая техника испытывает большие нагрузки и выходит из строя довольно быстро. Стоить лишь начать наблюдать за пациентом и проблемки всегда найдутся. Можно ездить на шоссейном велосипеде месяц в горах, лишь смазывая цепь, а можно убить любой МТБ велосипед за неделю гонок в пыли и грязи и, тем более, падая на камни. Приятно было наблюдать, как велосипеды у «командных» гонщиков были идеально готовы к каждому этапу, значит механики работали вечерами, а где-то ночами.
Хочется ли что-то еще менять? Да, ничто не идеально. Даже раму хотелось бы переделать. Сделать ее полностью под беспроводную трансмиссию, убрать убогие резиночки. Сделать так, чтобы ось заднего колеса нормально вынималась. Поднять верхнюю трубу, даже с моими 170см роста так низко не нужно, зато можно было бы вместить большую флягу внутри. Придумать что-то с защитой нижней трубы и перьев, чтобы было легко, эстетично и, главное, работало.
Таким образом, лайтовые рама, руль, колеса не рассыпались по итогу весьма тяжелой гонки. У Паши несколько более интересная история, но пусть это будет отдельно. Он тоже финишировал свою самую техничную многодневку из тех, что он ездил. Все только начинается.
Думаю, несмотря на пандемию, будут в этом году еще старты. Пока мы мечтаем о поездке на весеннюю Крымскую многодневку как отличную раскатку и Bike Transalp, к которому уже должны набрать хорошую форму.
Каждый выводы делает для себя сам. Я лишь немножечко делюсь своей страстью по велоспорту и увлечением хорошими велосипедами, современными техническими решениями.
Собирать велосипед непосредственно перед серьезной гонкой – не самая хорошая идея, и делать так, конечно, не стоит. Но у наша история сборки подзатянулась и так было даже интереснее: байк либо поедет, либо я расскажу, какая это фигня и солью гонку, что тоже достойно материала.
Велосипеды вернулись в Испанию, где были выпечены рамы и рули.
У нас было несколько дней в небольшом городке Хаэн на юге Испании до старта многодневной гонки Andalucia Bike Race и еще много дней, чтобы унести отсюда ноги до нашествия коронавируса. Андалусия необычайно богата на прекрасные виды, но еще более щедра на захватывающие трейлы в контексте велосипедного спорта, где нужно много ехать как вниз, так и вверх, и вверх по тем же самым тропам.
Это сильно отличается от попыток проверить посадку дома, тут велосипед наклоняется во всех направлениях на десятки градусов, что позволяет начать поиск баланса центра тяжести между колесами и сцепление покрышек с грунтом. Дело осложняется еще большим перерывом в катании на байке, первые повороты прохтяся очень неуверенно, обучаться приходится почти заново, но с каждым выездом прогресс очень хороший.
Что там с раскачкой?
Один из самых главных вопросов, который был “как-то” проверен на других велосипедах, который волновал до самого последнего момента, потому как сильно зависит от конкретной реализации. И даже более, я не представляю себя в гонках без вкручивания стоя, я делаю это часто, я езжу вне седла порой длинными отрезками, это часть моего “стиля”. Легкая верхняя половина тела мне позволяет такие шалости, а смена позиции позволяет расслабить одни мышцы и загрузить другие. Неэффективный велосипед для гонок вряд ли кто захочет, поэтому всегда были понятны простые байки, подвеску которых можно было заблокировать манеткой на руле. Встал из седла – заблокировал, сел – разблокировал. В заблокированном положении всегда ценил велосипеды, которые ведут себя как хардтейлы. Но, возможно, это не самый эффективный подход. Заблокированная подвеска – это неработающая подвеска, вверх по корням и камням так ездить нельзя.
Задний амортизатор я накачал на кантрийные 20-25% сэга, Medium положение демпфера. Тюн аморта у меня DH55 (смотреть можно здесь: www.ridefox.com/fox17/help.php?m=bike), что расшифровывается в Evol SV, Digressive Compression Medium, Digressive Rebound Medium, Firm Lockout. У Паши совсем другой амортизатор.
Итак, сели, поехали. Пора ответить на вопрос, но вы все равно не поверите :)
Первые метры сидя в седле гору уже вызывают улыбку. Ощущения жесткости как от хардтейла нет. И тут ожидаешь другое ощущение провалов или вязкости в подвеске, но и этого нет. Нет классической раскачки, когда ногами перебираешь будто по мягкой перине. Напротив, просто крутишь педали, а велосипед просто едет. Все мои усилия уходят в движение, ноги чувствуют передачу усилия. Может, просто подвеска не работает? Тут как раз появляются больший уклон и камни на пути. Я выбираю траекторию напрямую через камни, а заднее колесо просто перекатывается. На хардтейле мне бы пришлось привстать и поиграть весом, чтобы заехать ровно, сохранив сцепление с поверхностью, и не получить пинок в зад. Похожие ощущения были при езде сидя без блокировки на BMC Fourstroke. Но Scott Spark в среднем положении амортизатора сидя в седле в гору едет примерно так же, но чуть хуже отрабатывает препятствия, там хочется разблокировать подвеску в такие моменты, что тут же приводит к излишней мягкости.
А теперь хочется встать из седла и мощно закрутить. Встал, надавил на педаль… и как будто провалился! Но это вилка! Блокирую переднюю подвеску, и вот велосипед ведет себя практически так же, как было и сидя в седле. Ватности под ногами нет, провалов нет, а подвеска работает, все очень собранно. Неужели у них это получилось? Похоже на то. У меня нет никакого желания полностью блокировать подвеску. За весь день я так и не залочил подвеску.
Вниз же ехать очень сложно. Казалось бы, это самый нацеленный на спуски велосипед из всех, что у меня были. Но нужно искать баланс на байке, где там переднее колесо, где тут заднее, как заставить их держать сцепление одновременно. А потом еще и боковой баланс. Вот сместился вперед, а как перекладывать, как давить на внешнюю сторону руля, ведь он крутится уже не в тех “измерениях”, что на всех моих велосипедах до этого. Длинный рич в 441мм – когда-то бы показалось, что я сел на велосипед парня на две головы выше меня.
Но мы поднялись еще в гору, спустились. Привыкание приходит быстро, но вряд ли этого достаточно для серьезных атак. Из-за длинного переднего треугольника тут действительно приходится больше смещаться вперед, нежели я это делал на Спарке. При этом в поворотах заднее колесо не едет за тобой будто отдельным вагоном поезда, которого еще нужно подождать, заранее ему подготовить траекторию, а поворачивает сразу за мной, будто приклеенное к заду. Необычно это, когда перья всего 418мм. Но в целом за день я так и не смог по-настоящему отпуститься на спусках.
Днем позже мы посмотрели этап разделки предстоящей гонки. Интересный сингл вверх с хорошим градиентом и россыпью крупных камней. И снова велосипед удивляет тем, как едет в гору. Очень “расслабленный” 67 градусов угол рулевой только помогает закручивать на каменные ступени и как бы стелить по неровностям, колесо не спотыкается при наезде на препятствия. Низкий руль позволяет легко загружать и разгружать переднее колесо – вот тут самое приятное с тех пор, как я пересел на 29” колеса. Короткий (60мм) вынос позволяет очень точно (или даже тонко) выбирать траектории между камней, но в то же время делает управление достаточно нервным (хотя, казалось бы), но к этому быстро привыкаешь. Тут поясню. Когда едешь в крутую горку, тело опущено, вес перенесен вперед на руль – поэтому одно неосторожное движение рукой и колесо уже едет в другую сторону. Когда вынос длиннее, а колесо переднее колесо ближе, то для поворота нужны несколько другие усилия. Но такой способ управления мне нравится даже больше, даже несмотря на то, что за всю поездку я так полностью его и не освоил на высшем уровне.
Вниз нам предлагают извилистый трейл с неплохим градиентом. И вот тут “спусковой” характер велосипеда, наконец, начал себя проявлять. Даже не буду пытаться объяснять специалистам спусковых дисциплин, что 67 градусов рулевой с опущенным седлом – это свобода, а велосипед продолжение твоего тела – может выглядеть смешно, ведь это не 65 и хода мало. Но для кантрийника – это что-то невообразимое. Я лечу по камням, а в голове кошмар. Кошмар от того, как бы я тут спотыкался на своих других велосипедах. И по-прежнему невообразимо, насколько я в этом сезоне еще не готов ездить спуски по сравнению с раскатанными испанцами, которые перелетают те же камни просто за счет скорости и, наверное, наличия запасных жизней. Но дайте мне немного времени.
И тут можно было бы закончить отчет и выложить его еще в феврале. Вверх байк едет. Это неожиданно. Вниз байк ожидаемо едет, но я с ним еще не подружился. Колеса меньше килограмма – не развалились. Но у нас впереди были 6 дней гонки. И похоже, это самая техничная редакция Andalucia Bike Race за все 10 лет.
Дальше он будет долго писать про гонку? Да :) Но постараюсь коротко.
Гонка
Этап 1.Flash stage или разделка. Тут пускают с разницей в 20 секунд на дистанцию чуть больше часа. Длинный подъем и длинный спуск. Каждый показывает свою скорость, чтобы потом можно было распределить несколько сотен участников по карманам. Но показать свою скорость тут не получится. Что в гору, что с горы узкая тропа и мало мест для обгонов. Догоняешь того, кто стартовал раньше, и выжидаешь местечко, где можно безопасно объехать. Безопасно – лишь бы обгоняемый сам случайно не упал. Люди стараются пропускать, но мест действительно мало. В целом удалось получить приятные эмоции от первого гоночного опыта в сезоне, продышаться, поездить вверх-вниз на высоком пульсе. Еще не все внутри работает на максимуме, но основные гонки еще не скоро, позволительно. На финише был 11-м в категории мужчин 30-40 лет, что довольно приятно, т.к. состав подобрался очень сильный. Первая десятка прошлого года практически в полном составе. Плюс чемпион Европы по мастерам и еще несколько силачей.
Есть что добавить по байку? Можно замолвить слово о трансмиссии. Shimano XTR против электронной Sram Eagle AXS, стоящей у меня на другом байке. XTR работает очень четко и приятно. Манетка очень предсказуема, но очевидно, более “тяжелая” в нажатии, чем кнопка у AXS. Здесь и свои плюсы в отсутствии случайных переключений, но за долгий этап можно устать переключаться :) В общем, какого-то весомого аргумента по работе в пользу того или иного у меня нет. Если в прошлом году на старте этой же гонки я был один с электроникой Sram, то в этом году в моем кармане с ней уже было большинство, а значит и для механиков это уже не может быть сюрпризом. XTR все еще надежнее в силу простоты и ощутимо дешевле.
А вот ехать в гору по мощности не получалось. Как-то не удалось подружиться с измерителем Race Face. Мало того, что он снимает показания только с левой ноги, так еще и данные как-то менее стабильны, что попасть в свою мощность весьма непросто. В итоге я просто ехал “по ощущениям”, а мощность разве что в страве можно было смотреть после этапа. Может быть, мы еще подружимся, но есть мысли поставить старый добрый Quarq (Sram), что по принципам гармоничности повлечет за собой и установку Sram AXS.
Этап 2.Уже полноценный марафон. Стартуем все еще из Хаэна, но уже по новым трейлам.
Тут уже знакомые бешенные раздачи со старта, тем более, что старт под гору по широкой дороге. Кто-то чувствует себя здесь как рыба в воде и быстро пробирается в голову, но я еду крайне напряженно, стараясь отследить все происходящее и просто не попасть в какой-нибудь завал, хотя завалов тут я не помню. Тактика так себе, люди посмелее и покрупнее просто отодвигают меня вглубь пелотона. Узкий поворот в гору, голова группы уже уехала, а кто не смог, как я, тот пытается обгонять уже на узкой тропе, где обгоны не очень-то и предусмотрены. Лидеры уезжали все дальше. Но этап классный, с хорошими подъемами и великолепными спусками. И если Миша Уткин рассказывал в своих отчетах, как ездил в горы с элитой мирового КК, то я могу рассказать, как догонял элиту мирового КК, но женского пола :) Они стартовали на 2 минуты раньше мастеров, поэтому каждый этап приходилось их добирать в гору. А вот с горы они мне давали прикурить. Пока знакомился с теорией и принципами езди по по местным камням и местной сыпухе, позади уже слышался звонкий “пор фавор” (пожалуйста). Я уступал трейл, и две лидирующие девушки бодро прошивали меня. Как у них это получается, думал я, продолжая ошибаться с непривычки в местных узких каменистых поворотах.
Затем я снова добирал их в гору и снова выпускал на спусках. Каждый раз догоняя снова извинялся перед девушками за свое поведение. Мол, это мои первые выезды в этом году, на станке просидел зиму. Они смеются, говорят, что я очень хороший climber, а спуски еще подтяну. За 20 км до финиша начала травить воздух передняя покрышка, осталось всего около 0.6 атм, но спусков было уже мало и решил доезжать на том, что есть, без подкачки (баллона CO2 нет). Приехал с лидером женской элитной категории на финиш. Благо, у нас разница в 2 минуты по факту в мою пользу, иначе не быть мне быстрее девочек. Закатился 5-м в своей категории, мои “заклятые” соперники с прошлых редакций гонки каким-то образом оказались позади. В хороших гонках при наличии ровного состава участников ты всегда едешь с кем-то. И примерно одних и тех же людей видишь каждый день, знакомишься, даже переживаешь за их успехи. Благодаря социальным сетям такие контакты остаются с тобой навсегда. На примере всех предыдущих иностранных многодневок у меня собралось большое количество товарищей по всей Европе и за ее пределами.
Этап 3.Классический этап в Андухаре. Пожалуй, мой любимый. Тут длинная гора с плавным набором, и шикарные быстрые каменные спуски, которые невозможно забыть.
В прошлые годы он всегда был крайне неудачным для меня. То цепь порву, то 20 минут потеряю на проколе. Тут же стараюсь делать все надежно. Постепенно приходит ощущение баланса и сцепления на спусках, но это все еще медленнее тех, кто едет рядом. Даже лег в одном месте, перебрав со скоростью и не удержав переднее колесо. К счастью, без серьезных последствий. И спуски на этом этапе решали больше среди моих конкурентов, я только девятый на финише.
Этап 4.Старый-новый этап в Приего де Кордоба. Но тут организаторы удивили какими-то “не флоу” спусками с дикими уклонами, которые не многие решались ехать. А те, кто ехал, скорее сползали на тормозах. И я так делал. Седло вниз, играем тормозами и ползем, иногда спрыгивая с камней. Спуски получается довольно медленными и это больше мне подходит, мне здесь не страшно и получается добирать не только в гору, но и с горы. На финише я снова 5-й.
Этап запомнился большим количеством больших острых камней на трассе и падений, и проколов среди участников. Мне тут повезло, а велосипед просто работал. На камнях можно было отпускаться и не бояться. В гонке не думаешь, что под тобой какие-то облегченные компоненты. Перед тобой соперники, которых ты догоняешь, а сзади, от которых ты пытаешься отъехать. А после финиша уже делаешь осмотр и обслуживание, если нужно.
В легкие обода прилетело немало камней, первые легкие царапинки, которые делают байк более одухотворенным что ли: он прошел все это с тобой до финиша. Тросы Pi-rope слегка как бы пушатся, очень мелкие волоски местами торчат в стороны, где в спицу прилетали камни. Это не выглядит проблемой, но при детальном осмотре просто не очень эстетично.
Большую же неприятность вызывали слишком легкие грипсы Extralite. На глянцевом руле они просто не держатся и постоянно проворачиваются, что совсем не добавляет уверенности на спусках. Я их пытался посадить на сладкую воду и даже на гель и все безуспешно. В итоге перед следующим этапом я приехал за помощью к техничке Алексея Медведева, где ребята мне без проблем ставят силиконовые грипсы Specialized – это уже надежно. Благословенные грипсы :) Спасибо!
В общем, сначала собираем максимально легкий байк и затем избавляемся от всего, что не работает, такой принцип.
Этап 5.Мы переехали в Кордобу, где нас ждали уже более плоские этапы. Здесь та самая Andalucia Bike Race, которая совсем не подходит к моему гоночному уклону.
Много узких плоских поворотов, много плоских прогонов с микроторчками и нет длинных гор. Вообще не мое, мне это тяжело, но именно поэтому я сюда и езжу. Этап просто на выживание, очень длинный. Когда ты уже упахался, уже невыносимо хочешь очутиться на финише, выпить пару стаканов Кока-Колы и приступить к восстановительным процедурам, вот только тут ты видишь знак, что до финиша еще 30 км. Такая езда высасывает все силы.
Как раз к этому дню я почувствовал уверенность на спусках и пробовал их атаковать (грипсы теперь не прокручиваются же). В итоге и попался на одном из опасных участков почти за 40 км до финиша, потеряв концентрацию и переборщив с этой самой уверенностью. Быстрый и техничный каменный трейл с хорошим уклоном, правый поворот чуть больше 90 градусов. И я с ним не справился. Я отделяюсь от велосипеда и лечу вниз по склону, падаю в камни. Велосипед делает то же самое, резко падая рядом со мной, сделав кульбит в воздухе. Быстро встаю, переломов нет, остальное на адреналине не почувствуешь. Байк должно было быть убит. Но вроде нет. Свернуто и поцарапано седло, свернут и поцарапан руль, разбит экран гармина, дыры в грипсах. Кое-как все ставлю на место и дальше еду. Новый байк стал тут же старым и родным :) Ехать не очень то получается. На спуске просто пропускаю всех. На равнине тоже пропускаю всех и не могу зацепиться. Адреналин отступает и понимаю, что у меня разбит локоть и дико болит бедро. До финиша еще 30 км :)
На заключительном трейле за мной пристроился тот самый Антонио Хермида Рамос на электробайке и с камерой на груди. Я бы мог стать героем его сюжета в Инстаграм, но это был уже не мой день, я упирался в каждый камень. Просил прощения за тупеж, а Хермида пытался меня успокоить :) Я 11-й в категории на финише. Несчастливый этап не только для меня. К сожалению, с гонки сошли Алексей Медведев, Ханс Беккинг и еще много человек.
Ко всему прочему выяснилось, что мойщики высоким давлением залили мне каретку и втулку переднего колеса, в результате чего я стал весело скрипеть, как будто у меня ооочень старый байк. Возможно, тут и мой косяк при сборке с неправильно выставленным прелоадом подшипников.
Этап 6.Финальный. Сильный ушиб правого бедра не позволяет нормально передвигаться пешком и тем более спать. Есть отмазки, но почему бы не доехать до финиша многодневки. Прохладная погода работает как заморозка. Я уже не пытаюсь ломить со старта, не стараюсь удержаться в голове пелотона. Этап очень похож на вчерашний, но гораздо короче. По равнине бедро не дает раскручиваться, а вот горы еще как-то отрабатываю. Спуски еду аккуратно, но все же не сильно туплю. 9-й на финише и по итогу всей мнгогодневки закрепился на 7-м месте. Хорошее начало сезона.
Итоги
Как там говорят в плохих отчетах: “Байк не подвел, отработал на 100%”? Нет, тут совсем другая история о попытке найти идеальный баланс между максимальной эффективностью, эстетикой, практичностью и рациональностью. Horn невероятно хорошо педалируемый байк с геометрией, которая, вероятно, подойдет не всем, уж не говоря про только один размер в линейке. Я ни разу не пытался залочить заднюю подвеску, несмотря на наличие асфальтовых участков, в том числе в гору, даже мыслей таких не было. Концепция подвески и геометрии, заложенная в велосипед, абсолютно рабочая.
Я так до конца и не пришел в единение с велосипедом на спусках. Тут не велосипед мне мешает с его длинной базой, а скорее я ему. И я не настолько медленный, как может показаться из моего нытья, я быстрее самого себя прошлых лет, быстрее большинства на трассе, но чтобы попасть в тройку здесь, нужно подтягивать этот элемент. Еще предстоит катать и катать, чтобы быть на уровне лучших в этом деле, ведь знаю, что могу.
После многодгневки нужно заменить подшипник в переднем колесе, обслужить каретку или полностью заменить трансмиссию на AXS + Quarq, снова заменить грипсы. Царапины на пробковом покрытии седла были заполированы моей же попой на последнем этапе. Царапины на руле останутся на память. У меня было много разных велосипедов, не было идеальных, вопрос лишь в использовании и отношении. Кто-то может заметить, что у него (нее) после поездки или гонки вообще «никаких нареканий», но в подобных условиях использования любая техника испытывает большие нагрузки и выходит из строя довольно быстро. Стоить лишь начать наблюдать за пациентом и проблемки всегда найдутся. Можно ездить на шоссейном велосипеде месяц в горах, лишь смазывая цепь, а можно убить любой МТБ велосипед за неделю гонок в пыли и грязи и, тем более, падая на камни. Приятно было наблюдать, как велосипеды у «командных» гонщиков были идеально готовы к каждому этапу, значит механики работали вечерами, а где-то ночами.
Хочется ли что-то еще менять? Да, ничто не идеально. Даже раму хотелось бы переделать. Сделать ее полностью под беспроводную трансмиссию, убрать убогие резиночки. Сделать так, чтобы ось заднего колеса нормально вынималась. Поднять верхнюю трубу, даже с моими 170см роста так низко не нужно, зато можно было бы вместить большую флягу внутри. Придумать что-то с защитой нижней трубы и перьев, чтобы было легко, эстетично и, главное, работало.
Таким образом, лайтовые рама, руль, колеса не рассыпались по итогу весьма тяжелой гонки. У Паши несколько более интересная история, но пусть это будет отдельно. Он тоже финишировал свою самую техничную многодневку из тех, что он ездил. Все только начинается.
Думаю, несмотря на пандемию, будут в этом году еще старты. Пока мы мечтаем о поездке на весеннюю Крымскую многодневку как отличную раскатку и Bike Transalp, к которому уже должны набрать хорошую форму.
Каждый выводы делает для себя сам. Я лишь немножечко делюсь своей страстью по велоспорту и увлечением хорошими велосипедами, современными техническими решениями.
-
добавить в избранное
2
- +157
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (14)
Какое мнение у вас по этому поводу?
ouninpohja
iGordienko
NapsterClash
iGordienko
Jahtaka
Но и так понятно, что какие-то ограничения будут. Все страны идут сейчас примерно по одному пути.
iGordienko
Что Вы думаете о том, чтобы потренировать езду вниз на велосипеде для езды с горы? Выбор огромен: трейловые, аллмаунтин, эндуро, даунхилл. На таком велосипеде гораздно комфортнее ездить вниз, что добавит техники на кантрийнике.
Что скажете?
yakov_tru
iGordienko
Iscander
Они захотели или вы запинали? Связано с тем, что они в Европу выходят?
twice
iGordienko
MikePolar
Iscander
iGordienko