Mikhailutkin — Интервью: Игорь Гордиенко, один из сильнейших любителей в России, специализация - многодневные гонки МТБ.
Предисловие, Игоря почти никому не надо представлять, он широко известен как очень сильный гонщик любитель, победитель и призер множества отечественных и зарубежных кросс-кантри гонок, а еще он собирает очень красивые, легкие и не обычные велосипеды. От себя отмечу удивительное совпадение моих личных взглядов со взглядами Игоря.
Про тренировки
— Почему велоспорт я думаю что скучный вопрос, но расскажи почему и на каком этапе ты решил что нужно задаться целью прогрессировать в результатах, а не просто кататься?
Это весьма длительный процесс. Как и многие, начинал с того, что просто катался еще с детства. Я жил в деревенской местности, всё было достаточно далеко друг от друга, а велосипед это была такая необходимость, много приходилось ездить между родителями и бабушками, например. Уже в более сознательном возрасте, когда закончил университет, дали попробовать горный велосипед, я понял о каких скоростях идёт речь и просто влюбился в это дело. В том же году купил себе первый велосипед, и как и все начал просто кататься, по набережным в Таганроге, какие-то ПВД и потом начал знакомиться уже с людьми, кто в теме и которые уже приобщили к более регулярным выездам, а оттуда уже пошло желание поучаствовать в соревнованиях. Начались тренировки, началось желание прогрессировать и это, собственно, увлекло на всю оставшуюся жизнь. Не было цели здесь и сейчас выиграть какие-то соревнования, было интересно, чего я могу добиться в долгосрочной перспективе.
— Это очень круто!
Получалось на одних соревнованиях, сразу ставили цели на другие, начали изучать, узнал что бывают многодневные соревнования в горах, как люди там ездят. После того как впервые туда съездил, понял что надо еще больше прогрессировать.
— Давай вернёмся к отправной точке осознанных тренировок с измерителем мощности, можешь попробовать вспомнить сколько тебе было лет когда ты купил мошемер, сколько ты весил и сколько ватт крутил?
Осознанно системно тренироваться я начал примерно в 2013 году. Тогда еще не было измерителя мощности, но появился тренер, который начал писать мне тренировки, потому что я начал понимать, что сам я себе на тот момент не мог составить какую-то программу, на первых порах использовали пульсометр. И так я год прозанимался. Уже через год, в 2014 у меня появился мой первый измеритель мощности, тогда мы купили его практически на пару с Лешей Пичугиным, это был Garmin Vector 1. Тогда же были первые робкие попытки сделать тесты, я тогда пытался прокрутить часовой тест, получилось что-то в районе 250 Ватт при весе 67кг. С тех пор тесты были достаточно регулярными, я, правда, перестал делать часовые тесты, т.к. это долго и тяжело, перешел к классическим 20 мин тестам. И получалось так, что каждый год была прибавка порядка 7-10%, ну т.е. первый год около 10%, а потом поменьше.
— А сколько сейчас если не секрет?
Сейчас я тест давно не делал, но результат 2019 ого года с весом на тот момент 60кг 326 Ватт на 20 минут, что часто высчитывается около 310 Ватт фтп. Сейчас мой боевой вес в районе 58, фтп, надеюсь, что немножко лучше.
— Правильно ли я понимаю что тебе повезло найти отличного тренера, который смог тебе донести истину, что прогресс в результатах достигается планомерным пошаговым увеличением объемов(те часов в год)? Я знаю что многим начинающим, хочется сиюминутных результатов и они накидывают по 50% объема или даже больше.
Да, повезло знакомством с Юрой Исаевым, он очень вдумчивый человек, который точно не даст тебе набрать лишнего, перейти какую планку. В первый год он сильно остужал мой пыл, когда я на каждой тренировке хотел больше и больше. Он меня сильно притормаживал, умел найти нужные слова и мы с ним достаточно легко нашли общий язык и прозанимались достаточно долго до середины 2019 года (сейчас Игорь тренируется с английским тренером Tom Bell). Увеличение нагрузки шло очень постепенно и каждый год я себя чувствовал в этом плане очень хорошо, не было ощущения какой-то перегруженности, всегда оставалась хорошая мотивация. Я думаю, это и есть следствие плавного увеличения объемов, по классике, насколько я помню можно максимум по 10% увеличивать объемы в год.
Про диету
— Второй аспект прогресса в результатах это снижение веса. Сколько ты сбросил за годы тренировок, мы уже обсудили с 67 до 58ми, поделись своими ноу хау в диете, чего нельзя, что можно и тд.
В самом начале я был очень заморочен на весе и пытался действовать разными тактиками, экспериментировать на себе, но всё это приводило обычно к печальным последствиям, те удавалось сбросить вес на какой-то короткий промежуток времени и он достаточно быстро отскакивал. Например были эксперименты когда я не ел сладкого, мучного, лишал себя каких то продуктов. Но в итоге достаточно быстро пришел к идее того что, не нужно пытаться очень быстро сбросить, если ты не подводишься к конкретным соревнованиям. Если задача долгосрочная, то достаточно просто найти для себя питание, которое ты сможешь поддерживать постоянно, и вопрос, конечно, в количестве питания. Дальше уже идёт вопрос качества, если ты ешь мало, то есть что-то не очень хорошее ты не сможешь дальше с этим жить, это не сможет тебя питать, ты не сможешь нормально мыслить, ты не сможешь нормально заниматься. Сейчас я себя не ограничиваю ни в каких продуктах, я очень люблю шоколад, арахисовую пасту, кофе и стараюсь питаться максимально разнообразно. Поэтому здесь никаких ноу хау, то, что приходит в жизнь, то, что ты можешь поддерживать. С утра я ем какую-то кашу/мюсли, пью кофе. Как правило, трениуюсь я утром, поэтому я пытаюсь есть больше углеводов именно с первым приемом пищу. У меня обычно самый объемный и калорийный приём пищи это именно завтрак, и после 2-3 часов после завтрака я иду на тренировку. Потом какое-то легкое восстановительное питание сразу после тренировки и очень немного в течение дня. Так получилось, что в таком режиме мне обычно даже не хочется ужинать, и я чаще пропускаю ужин. Разве что могу съесть какой-то творог или просто выпить чай, могу даже съесть какой-то кусочек шоколадки, как правило, не больше 20 г в день. Обычно этого достаточно, чтобы почувствовать вкус, получить радость, насладиться, а большего и не нужно.
— Ужас! (это про ужин) А по шоколаду я такой же тактики придерживаюсь, только ем побольше: (
Про работу и семью
— Ты работаешь программистом в лаб. Касперского, расскажи как проходит твой типичный рабочий день, когда ты дома, а не в поездках, как у тебя вплетаются тренировки и семья в рабочий график?
Немного устаревшие данные у тебя, в сентябре я закончил в Касперском, сейчас работаю в Wildberries, здесь немного мой рабочий день начал меняться, но в целом всё осталось также. Всё начинается с хорошего сна, встаю я обычно достаточно рано, в районе 6-7 утра, в зависимости от времени года и светового дня. Начинаю с достаточно плотного завтрака и перед тренировкой занимаюсь рабочими вопросами. Можно решить часть организационных и технических задач, распланировать свой день, расписать всё что нужно сделать. Можно отдохнуть, посмотреть You Tube или почитать книги, так проходят следующие 2-3 часа, в зависимости от тренировки. Если интенсивная, то нужно чтобы желудок был свободен от нагрузки, а если тренировка объемная, то я могу просто легко позавтракать и приступить сразу (бывает что сутра нужно сделать 3-4 часа). К большому счастью, мне работа позволяет иметь гибкий график и приходить на работу в офис достаточно поздно, к 12 примерно, это моё большое преимущество. В офисе я работаю достаточно до поздна, домой прихожу ближе к 9-10 вечера, занимаюсь семьей, детьми. К сожалению, удается не очень долго, около часика и мы все вместе ложимся спать.
— Понятно, а сколько у тебя занимает путь до работы?
Когда работал в Касперском, путь занимал 40-50 минут. Сейчас, к сожалению, дольше 1:20 в одну сторону, но мы работаем над этим, чтобы оптимизировать это время, возможно будет переезд.
— Хмм, да… В моей действительности тяжело представить 1.20 до работы...
Да, это на самом деле самый угнетающий аспект, не всегда удается заполнить это время полезными активностями и часто время тратится впустую. Но с другой стороны, стало получаться поехать в командировку на месяц-два на Кипр и совершенно убрать время в пути от дома до работы.
— Те на Кипре ты находишься не в отпуске, а ты работаешь?
Да, прежде всего по работе. Но мы здесь с коллегой и тренируемся. Даже во время тренировок, особенно объемных, когда голова свежая, можем обсудить какие-то рабочие моменты. Можно использовать это время для развития каких-то новых идей, продумывания технических аспектов, своих каких-то насущных задач по работе, и сразу обсудить с коллегой. Тренировки позволяют как бы перезагружать голову, что сильно помогает сохранять производительность и на работе, и в жизни.
Про гонки
— Ты один из не многих любителей кто уверенно прогрессирует из года в год, расскажи какие свои гонки ты сам считаешь успешными?
После завершенного Transalp для себя и для окружающих я сформулировал то, что самое интересное для меня в гонках и что сохраняет мою мотивацию. Это не место на призовой тумбочке, а именно сам процесс гонки и подготовки к ней. Самые успешные гонки — это те, в которых ты сам работал на пределе, гонки, где ориентируешься не на одного-двух человек, а ты в достаточно большой массе людей и любая твоя слабость проявляется в потере достаточно большого количества мест. К примеру, 3й год подряд я заезжаю в 10ке по своей группе на Andalucia Bike Race, и каждый год я по-разному доволен своим результатом.
— Назови всё-таки пару гонок где ты собой доволен.
Ну вот, Andalucia Bike Race 2020, из предыдущего опыта Sudety когда мы ехали в паре с Андреем Диановым, нам удавалось там победить, и нам почти удавалось победить во второй раз. Я сломал колесо тогда, поменял его, и получилось разлучиться с Андреем, нам дали штраф. На том этапе я максимально старался выбрать, и был очень доволен, что получилось доехать, и тем результатом, который мы показали. У нас был Трансальп с Андреем, который, наверное, я записал бы себе в актив, если бы я подготовился чуть лучше к высоте. Вся гонка проходит выше 1500 м над уровнем моря и многие этапы забирают выше 2000 м. Как оказалось к этому нужно готовиться отдельно. Выложился я в ту гонку максимально сильно.
— Какие были планы на 2020?
Основной старт как раз планировался в соло категории в Transalp, у Андрея был шанс в своей группе 40+ показать результат на пьедестале, и у меня цель была примерно такая же в категории 30+.
— Мы с тобой оба тяготеем к горным многодневкам, но так получается что ездим всегда в разные места, расскажи где больше всего понравилось, в плане организации, проживания и самого путешествия?
Начинал я с Beskidy MTB Trophy в Польше. Это место, конечно, сразу влюбило в себя. Оно очень удобно логистически, туда можно доехать на машине, туда можно почти удобно прилететь. Там очень красивые места в мае-июне. И удобство в том, что всегда старт и финише в одном месте, 4 дня гонки, ты бронируешь жилье и делаешь разные петли каждые день. Остальные гонки требуют переезда с этапа на этап. Но в этом плане приятно удивил Transalp, где организаторы сделали максимально возможное, чтобы гонщик вообще ни о чем не думал, кроме как о восстановлении и самой гонке.
— Ты не пробовал и нету ли у тебя желания попробовать гонки с организацией палаточного городка (скорее это речь про Epic, они есть например в Израиле, Новой Зеландии).
Не пробовал, но естественно есть желание и Cape Epic и всю серию эпиков проехать, единственное что есть, конечно, большие вопросы, как восстановление будет проходить в палатках. На своих первых Sudety Mtb, мы выбрали бюджетный вариант проживания от организаторов в школах и спортзалах, с большим количеством людей, когда ночью постоянно кто-то ходит в туалет, постоянно движение, шум и высыпаться сложнее. Есть большее желание поучаствовать в максимальном количестве интересных гонок, надеюсь они все состоятся.
Про веложелезо
— Ты один из не многих с кем есть что обсудить вело железо, с профессионалами вообще не возможно, потомучто они ездят на том, что выдадут. Ты сложил кажется 2 обода Duke Lucky jack и после этого ты поставил китайский карбон на обода, разница есть, ты её чувствуешь?
Я бы сказал, что я её не чувствую, потому что жесткость обода обычно играет не такую большую роль. Вес очень хорошо чувствуется, когда ты видишь его на весах. Да, легкие колёса едут лучше, но опять же это складывается не из считанных грамм разницы в ободе, а из веса всего колеса с резиной, спицами, втулками. Вес всего велосипеда влияет тоже, потому что я сам легкий, и велосипед, когда, например, на него налипла грязь я ощущаю достаточно сильно. При этом есть действительно обода, которые отличаются, например Stans No Tubes Valor, и они себя очень хорошо показывали с точки зрения вертикальной податливости (есть ощущения что они скрадывают неровности). Есть разница между ободами низкопрофильными и высокопрофильными. Высокопрофильные, соответственно, более жесткие и на хардеил получается более зубодробительный.
— Про хардтеил следующий вопрос, со стороны выглядит так что тебя бросает из стороны в сторону, в прошлом году хардтеил, в этом году подвес без блокировки амморта. Так ли у тебя меняется мировоззрение по поводу того что быстрее едет или может были какие-то другие причины перехода на хардтеил?
Я бы сделал, небольшое отступление. Моё увлечение велоспортом и веложелезками носит двойственный характер. Железки идут сопутствующим, это вторая страсть. А если страсть, то это эмоции, и многие вещи выбираются изначально не всегда для того чтобы показать результат, а просто потому, что интересно, интересно что-то попробовать новое и т.д. Когда я еще даже не занимался гонками, я пытался собирать максимально лёгкие велосипеды, максимально интересные, и вся вело техника всегда была увлекательна, как отдельное направление. С тех пор, эти две вещи стали переплетаться, я стал больше заниматься именно спортом, стал больше акцентировать внимание, что железо должно доводить меня до финиша в максимально короткие сроки, и, соответственно, два направления слились в одно. Поэтому меня действительно местами могло кидать в стороны, и в очередной момент, когда у меня был шикарный подвес Scott Spark, который отлично едет, меня просто задолбала сложность конструкции, захотелось чего-то более простого, и как раз в тот же момент я попробовал дропер. Захотелось проверить, проверить может ли хардтеил с дроппером ехать так же, как подвес, но при этом быть максимально простым с точки зрения обслуживания, налипания грязи на узлы, мойки (что особенно актуально на многодневках, чтобы не тратить много времени на мойку подвеса). Но попробовав один год на хартейле, я пришел к обратному, лучше всё-таки иметь подвеску, которая во многих местах добавляет скорости, причем не только вниз, но и вверх. Я начал смотреть на новые велосипеды, геометрии, на то как меняется индустрия, как начали люди ездить по-другому. Появился велосипед Unno, который предлагал как раз всё под текущую действительность, длинный рич, угол 67 на рулевой, короткие перья и очень интересной подвеской как и BMC, которая не раскачивается даже без блокировок. Ну и остался доволен.
— Я тоже смотрю на индустрию и вижу как многие про на кубке мира используют вилки 120мм, и даже у скота есть спарк ультимейт 120-120, вкупе с ободами внутренней шириной 30мм это будущее кроскантри? Или будущие за тем что предлагает Trek 50мм хода + 5мм за счёт флекса карбона?
Думаю, Трек сделали что-то очень сильно заточенное под конкретные трассы кубка мира, а индустрия в целом движется в сторону более интересного с точки зрения катания. Интерес со стороны райдера — это более сложная трасса, на кросс-кантри велосипедах хочется ездить не только по специальным трассам, но и быть более способным. Не сразу это будет 120-120, сначала 120-100, вместе с изменением геометрии, примерно то же самое что сейчас на эндуро, длинный рич, короткий вынос, широкая резина, например, 2.4. Команда Scott уже гоняет на ободах внутренней шириной 30мм, спеш на ободах 29мм. Думаю через год-два большинство велосипедов такими и будут.
— Я тоже этого жду с нетерпением!
— Стандартный мои финальные вопросы, идеальный день, идеальные условия, что ты выберешь шоссе или мтб?
Если речь именно про кататься, то я полностью мтб человек. Мтб это мой профильный спорт, там я ловлю максимальное удовольствие. На шоссе другая история, можно дальше уехать, в горах можно посмотреть больше, под длительную тренировку я бы выбрал шоссе.
— Через много лет, ты видишь себя в группе М50-М60, или пиво и шезлонг?
Я, честно говоря, вообще не представляю, как я могу закончить. Это всё идёт от мотивации, у меня нет мотивации кого-то победить и закончить. Мне нравится то, что я делаю, мне нравится процесс, мне нравится развитие. И я даже понимаю, что оно когда-то закончится со временем, но спорт во мне вряд ли не закончится.
Игорь в соц. сетях:
Автор, Михаил Уткин в соц. сетях:
-
добавить в избранное
1
- +97
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (22)
Aigo
Mikhailutkin
Да, ну и перед размещением текста сами читайте что и как написали — шрифт, пробелы и т.п.
Olegaaa
Mikhailutkin
Chute
Mikhailutkin
Chute
Oxigen
Olegaaa
fazer
Oxigen
Iscander
— Да точно, точно, бери тебе говорю!
(прастите, навеяло)
madbiker
Hunter7
beast
Iscander
Azog
Но было интересно
ouninpohja
Iscander
Том дал новые для меня тренировки (они стали разнообразнее и специфичнее), новый подход к их построению (свой опыт и математичесские модели вместо опыта Юры), новый уровень системности (тренировки в Training Peaks, у каждой тренировки четко и подробно расписана цель). У него есть канал на YouTube, но в последнее время он выкладывает статьи здесь: https://www.highnorth.co.uk/
iGordienko
Iscander
— Тренер получает какую-то информацию о спортсмене через опросник или разговор (это один раз).
— Тренер проводит регулярно тесты и делает аналитику на основе их, либо без тестов на основе тренировок.
— Тренер пишет план на неделю-две вперед в TrainingPeaks. При этом TrainingPeaks довольно удобен, т.к. позволяет подробно дизайнить тренировку: каждый интервал, мощность, ЧСС, каденс и т.п. Том предпочитает прорабатывать каждую неделю. Ставит цель на неделю и расписывает тренировки. Юра обычно пишет план на 4 недели вперед и вносит коррективы пло ходу.
У меня каждая тренировка автоматически заливается в TrainingPeaks и там практически автоматически сравнивается с тем, что было в задании. Отдельно я отмечаю свое самочувствие и делаю пометки для себя и тренера.
При этом никто не отменяет связь по почте, телефону и мессенджерам.
На тему индивидуальности вопрос хороший и требует пояснений. В принципе, нет каких-то супер тренировок, которые приводят к успеху. Есть определенные виды нагрузки: мощность, время, ЧСС — считайте это как буквы. Это можно собрать в «слова», например интервалы VO2Max 5x5 минут. А затем это собирается в «предложения», которые нужны конкретному индивидууму. В алвафите не так много букв, несколько больше слов, а вот стихи получаются разные.
При этом если тренер ведет какую-то группу людей, которые готовятся к одним соревнованиям или все примерно на одном уровне подготовки, то тренировки часто могут быть очень похожи, как припевы в песнях. Отличаться может интенсивность, количество повторов интервалов, фазы отдыха и т.д.
iGordienko