Vlomoboy — Топталки и контакты против базовой стойки
Все знают, что такое базовая посадка и стойка, сотни раз описано, рассказано и показано. Но с чего стоит начинать её осваивать, на что обратить внимание, как сохранять её в любой ситуации и почему обучение технике максимально эффективно именно на топталках, разберём в этом посте, прошу под кат! Со ступней и педалей начинается взаимодействие с велосипедом, они отвечают за удержание веса в правильной стойке. Но пока я не встречал упоминаний, как сохранять вес на педалях в процессе езды, в любой ситуации. Одни только советы, не нагружай руль, опускай пятки вниз, оттянись назад и прочее, без описания, что на самом деле нужно знать и уметь. В этой статье мы рассмотрим несколько моментов, которые помогут держать правильную развесовку, уменьшить нагрузку на руки, улучшить баланс и повысить общий контроль велосипеда.В базе, чтобы убрать вес с рук и получить свободу движений корпусом, занять базовое положение в стойке, нужно расслабить ноги и повиснуть на педалях пятками вниз. Здесь сразу уточню, если у вас были травмы голеностопа, связок, мышц, или вы восстанавливаетесь, обязательно делайте разминку перед катанием. Замечу, что мы именно опускаем пятки вниз за счёт расслабления мышц голени, а не поднимаем мыски напрягая соответствующие мышцы. На это положение стопы влияет общая растяжка и гибкость всего тела, а не только пара мышц в ногах.
Про травмы голеностопа, поскольку на приземлениях трамплинов/дропов или жёстком рельефе мышцы и связки в стопе и голени испытывают большие нагрузки, есть вероятность травм, например, как у Rachel Atherton, в целом травму можно получить как с расслабленными, так и наоборот, слишком сильно напряжёнными мышцами голени. Отличный пример с работой голеностопа есть в видео про тест подвесок. Конечно же полностью расслабить ноги не получится, в некомфортном положении мышцы напрягутся рефлекторно, вопрос именно в уровне расслабленности, чем лучше растяжка, тем более расслабленно получится ехать. О том, как на начальных этапах минимизировать вероятность повреждений, полностью овладеть базовой стойкой мы сейчас и поговорим.
Как на стойку влияют разные типы педалей, обуви и что с этим вообще делать.В контактных ботинках или кантрийных туфлях, (про это давным давно был пост с точки зрения педаляжа), положение плюсней относительно оси педали ограничено парой сантиметров, при этом на педалях мы стоим практически на мысках, ось педали (красная линия) расположена в 1-2см за плюсневыми косточками (зелёная линия).
С таким расположением стопы на педали, рычаг от точки опоры, в виде оси педали, до голеностопного сустава получается очень большим, что само по себе вызывает дискомфорт и перенапрягает мышцы голени, которым приходится держать вес тела, что приводит к подъёму пятки и стойке «на цыпочках».
Всё было бы хорошо, но по цепочке напрягается квадрицепс, подвздошная, что приводит к наклону корпуса вперёд и завалу веса на руль, на сколько падает подвижность и смещается развесовка в таком положении, можно оценить просто стоя на байке у стены.
Сейчас со мной можно поспорить, ведь кантрийщики ездят с высоким седлом годами и всё у них хорошо, есть очень техничные примеры с кубков мира, которые даже при стойке «на цыпочках» не нагружают руль весом. Чтобы в этом положении ехать долго и эффективно нужна колоссальная выносливость, так как постоянная, по сути, статичная нагрузка на мышцы будет очень большой.
Опять же, занимая базовое положение и просто поднимаясь на мыски, корпус сам будет смещаться вперёд, вы получите упор в руль. Если вставать на мыски и пытаться сохранить вес на педалях, вы получите максимальную порцию напряжения в ногах и во всём остальном теле. На этом моменте мы переходим к топталкам, почему они на много больше подходят при осваивании базовых навыков управления горным велосипедом.Так как на топталках мы не привязаны к определённой точке расположения стопы, можно подвинуть ногу как угодно далеко вперёд по педали, хоть на пятку ставь. Но оптимальным положением для начала будет расположение оси педали ровно по центру стопы, если сместить ногу ещё дальше вперёд, то напрягаться будет уже передняя сторона голени и опять же будет некомфортно из-за вероятности провернуть стопу вперёд и слететь с педали. Почему ноги слетают с топталок некоторые уже могли догадаться, об этом я напишу чуть позже.
С таким расположением стопы на педали, рычаг от точки опоры, в виде оси педали, до голеностопного сустава получается очень большим, что само по себе вызывает дискомфорт и перенапрягает мышцы голени, которым приходится держать вес тела, что приводит к подъёму пятки и стойке «на цыпочках».
Всё было бы хорошо, но по цепочке напрягается квадрицепс, подвздошная, что приводит к наклону корпуса вперёд и завалу веса на руль, на сколько падает подвижность и смещается развесовка в таком положении, можно оценить просто стоя на байке у стены.
Сейчас со мной можно поспорить, ведь кантрийщики ездят с высоким седлом годами и всё у них хорошо, есть очень техничные примеры с кубков мира, которые даже при стойке «на цыпочках» не нагружают руль весом. Чтобы в этом положении ехать долго и эффективно нужна колоссальная выносливость, так как постоянная, по сути, статичная нагрузка на мышцы будет очень большой.
Опять же, занимая базовое положение и просто поднимаясь на мыски, корпус сам будет смещаться вперёд, вы получите упор в руль. Если вставать на мыски и пытаться сохранить вес на педалях, вы получите максимальную порцию напряжения в ногах и во всём остальном теле. На этом моменте мы переходим к топталкам, почему они на много больше подходят при осваивании базовых навыков управления горным велосипедом.Так как на топталках мы не привязаны к определённой точке расположения стопы, можно подвинуть ногу как угодно далеко вперёд по педали, хоть на пятку ставь. Но оптимальным положением для начала будет расположение оси педали ровно по центру стопы, если сместить ногу ещё дальше вперёд, то напрягаться будет уже передняя сторона голени и опять же будет некомфортно из-за вероятности провернуть стопу вперёд и слететь с педали. Почему ноги слетают с топталок некоторые уже могли догадаться, об этом я напишу чуть позже.
Разберём следствия постановки середины стопы на ось педали.
Первое и основное, уменьшение длины рычага от оси педали до голеностопного сустава, позволяет легче расслаблять мышцы ног. Нужно учесть, что расслабленные мышцы натягиваются, но по началу это ощущение можно перепутать с напряжением. Поэтому, если начинать ездить сразу на контактах, это может привести к появлению проблем с осваиванием техники и закатыванию ошибок, к этому также приводит слишком ранний переход на них.
Как я уже говорил, не стоит на 100% расслаблять ноги при езде (фото слева), достаточно такого уровня, чтобы не было заметного напряжения в квадрицепсах и икроножных (фото справа). Также расслабляя большие мышцы, мы позволяем вступать в работу множеству мелких стабилизирующих мышц, благодаря чему баланс на байке становится гораздо лучше, вас перестанет крупно потряхивать в трекстенде и на малых скоростях, как вниз, так и вверх, техничные штуки будут даваться проще.
Второе, расслабляя ноги и опуская пятки, таз, а соответственно и ваш центр тяжести смещается от руля чуть назад, автоматически перенося опору на ноги. Здесь важно распределить вес между педалями поровну, для этого чуть сильнее согните ведущую ногу в колене, как зашагиваете на ступеньку, но опорной пока остаётся нога, оставшаяся внизу. Ведущая нога при этом будет ощущать сильный упор в педаль, так как, вероятнее всего, задействуются мышцы, до этого почти не работавшие. На фото будет видна разница между обычной для большинства катальцев стойкой и правильной.
Третье, если мы стоим на мысках, также, как и в контактах, то пока стопа находится в горизонтали и икры напряжены, мы чувствуем уверенную опору для стопы, но как только опустим пятки, сразу же появится ощущение соскальзывания с педалей. Происходит это потому, что мозг воспринимает за точку опоры плюсневые косточки и когда стопа расположена вровень с горизонтом, вертикальная линия от плюсней проходит немного перед осью педали, но опустив пятки эта линия смещается за ось педали назад, что и приводит к дискомфорту. Располагая центр стопы на оси педали, либо немного сзади от неё, сохраняется комфортная опора стопы в горизонтали, но при этом опора сохраняется и с пятками вниз.
Четвёртое, скорее дополнение к предыдущему пункту. Если обувь слишком мягкая или размер платформы у педали недостаточен, то стопу будет заламывать об её края, и мы вернёмся к тем же причинам, от которых напрягается икроножная мышца, и далее валимся на руль. Поэтому для начала стоит выбирать обувь с достаточно жёсткой подошвой и педали с широкой платформой, чтобы ботинок стоял на ней полностью, не свисая в сторону.
Если платформа педали маленькая и узкая, внешний край подошвы, а соответственно и свод стопы не будет получать надёжную опору, что приводит к нестабильности стопы в поперечной плоскости, напряжению стабилизирующих мышц голени, завалу на внутренний свод, и как итог, ноги буквой Х, зажимающие раму коленями, и убирающими всю подвижность корпуса для работы с рельефом.
Для контактов жёсткость подошвы с точки зрения опоры практически не критична, так как, что у треккинговых ботинок, что у топовых кантрийных туфлей жёсткость достаточна для поддержки всей стопы, несмотря на очень маленькую площадь педали. Про передачу усилия и педаляж в этой статье не говорится.
Пятый, совсем не очевидный пункт, перемещая стопу на педали вперёд, сокращается расстояние до руля в стойке, соответственно если вы промахнулись с ростовкой байка в большую сторону, это будет одним из вариантов решения проблемы.
Вот теперь можно и про механизм слетания ног с педалей поговорить. Мы не рассматриваем исключительные условия в виде пластиковых педалей без шипов и обычных кроссовок, по умолчанию у нас обычные педали и по крайней мере скейтерские тапки.
Если мышцы ног расслаблены, чувство опоры уверенное и вес полностью на педалях, то стопы свободно амортизируют мелкие удары и прижим подошвы к педали сохраняется максимальным. Но есть неочевидный фактор, который заставляет крупные мышцы ног напрягаться вновь – рефлексы стопы и ахилла. При поступлении удара в стопу может срабатывать несколько рефлексов, которые приводят к сгибанию пальцев ног и по цепочке тянут за собой напряжение мышц голени, в результате опять встаём «на цыпочки» и валимся на руль.
Так как это безусловные рефлексы, устранить их не выйдет и придётся контролировать лишний подъём стоп, помнить про это. Ахиллов рефлекс также может приводить к такому эффекту, но стопа остаётся в целом расслабленной. В результате напряжения крупных мышц теряется возможность амортизации ударов в ногах и стопах, соответственно подошва начинает подпрыгивать на педали и смещаться относительно начального положения. На сильных ударах это приведёт к скидыванию ног с педалей. Безусловно есть другие причины, по которым это происходит, но в базе, когда не освоены основные моменты в стойке на велосипеде, ноги слетают именно из-за этого. Часто ставят контакты, чтобы ноги не слетали, но, как выясняется, при осваивании базовой техники это приводит к проблемам в развесовке, зажимам в теле и невозможности полностью контролировать велосипед.
На фото выше пример классической бабки, да, было дело) Происходит это потому, что ведущую ногу мы контролируем осознанно и по умолчанию держим вес именно на ней, задняя же болтается как ненужный придаток и нагрузки по сути не несёт. Из-за этого даже при сильной оттяжке назад случаются черезрульки, на спусках сносит переднее колесо и просто баланс держать не выходит. Поэтому для удержания правильной стойки требуется осознанно контролировать упор именно в заднюю педаль. Думаю всем знакомо положение ног на фото ниже, когда расслабленно катимся стоя на педалях, опираясь только на одну ногу. В целом оттуда и растёт самая распространённая ошибка в базовой стойке, когда ведущая нога остаётся полностью прямой или слегка подсогнутой, а задняя согнута под прямым углом. Попробуйте в таком положении опустить пятки обеих ног и равномерно упереть их в педали, хорошая задача на растяжку.
Подведём итог. Чтобы избежать неочевидных проблем в начале обучения и ускорить свой прогресс, выбирайте топталки исходя из размера обуви, подошву скорее жёсткую, следите за напряжением в мышцах голени. Для райдеров с закатанными косяками, использующих контакты, это возможность достаточно легко переучиться и прокачивать скилл дальше.
Фото инэкшен от Сержа Раскладного.
Воевал с педалями вломобой, записывайтесь на тренировки в Москве, спасибо, что читаете и до встречи!
-
добавить в избранное
6
- +225
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (115)
Ruslan_Bogdanov
полезно, круто, респект, Вламба!
dirtyshiza
IgorZaytsev
Понимаю.
B-race
IgorZaytsev
B-race
eonve
Chute
B-race
на самом деле я равнодушна, знай
Nunca
B-race
Chute
IgorZaytsev
Соответственно длинные будут у XL — XXL размера, либо у Хай-пивот подвески под райдером (в сэге и дальше). Если не говорить про 29" е-байки, где мотор мешает их укоротить.
Как пример — Норко, Оранж Стейдж 6 (2021 г), RAAW, у Комменсаля в конце хода перья вообще длинее 500 мм ))
Chute
IgorZaytsev
У RAAW Мадонны вроде же регулируется чейнстей ± 5 мм, то есть 450 мм для L-ки это вполне штатно, можно ли с XL перьями сделать 455 — х/з. А байк интересный, так же как и их новый Джибб ))
Chute
У RAAW перья регулируются в 440/445/450.
IgorZaytsev
Первая версия Мадонны V1?
Chute
IgorZaytsev
Chute
Очень хочу посмотреть ирл как ты катаешься.
B-race
IgorZaytsev
Jahtaka
B-race
https://youtube.com/shorts/NOwJV9k4C-4
IgorZaytsev
Да и прыгули высотой с полколеса не назвать веселыми, к сожалению. Подразмяться разве что.
schmel
eonve
Но в контексте спора с Бочаром это очень странное видео, которое как раз показывает, что у Игоряна не очень то с прыжками. И таки возможно перья все же и мешают.
Вероятно, я тут даже не спорю, Игорян МОЖЕТ. Где то там вне ютуба.
Но видос он выложил провальный.
schmel
Nunca
schmel
У меня просто есть мерило веселья на байке:
B-race
schmel
Nunca
B-race
schmel
IgorZaytsev
eonve
IgorZaytsev
Я хотел посмотреть, что в твоем понимании весело, я посмотрел.
B-race
SPY
Nunca
Я зх даже что тебе ответить, если ты не видишь разницы.
schmel
SPY
schmel
SPY
Для меня весело почти всегда = подвижно, когда ты прям что-то активно делаешь и все вжухалово происходит благодаря тебе, а не потому что так треил проложен.
B-race
Сорян, Бочар, твой последним был прст.
schmel
B-race
Chute
amstafff
Chute
IgorZaytsev
sayrius
Помню, как менял положение стопы на «чтобы как у Хилла», тяжело было переучиваться, т.к. на носках стоял постоянно. Всякий расколбас на соревах и более длинные велики всё поставили на свои места, еще когда был в туапсе, почувствовал, насколько большая разница при езде вниз, стоя на носках или ближе к центру.
Правда, вот на прыжках, нога автоматически становится ближе к носку, но так и не понял, как чередовать на трассах «расколбас\трамплиины», точнее, не замечал, как еду в таких местах.
YakuT
glit6h
SPY
астанавись!
eonve
SPY
sayrius
pustota
SPY
IgorZaytsev
SPY
YakuT
SPY
sayrius
SPY
sayrius
SPY
Хотя лично у меня икроножка достаточно развита, такие нагрузки особо не напрягают.
Chute
Redrider
Вот бы еще туда добавить рекомендацй не только про перегруженный руль, но и про недогруженный, как на фото слева.
Такая стойка же тоже неправильная, и приводит к невозможности человечески поворачивать на уклоне.
xnxsxlx
pustota
misterdx
Vlomoboy
misterdx
или вот: "Второе, расслабляя ноги и опуская пятки, таз, а соответственно и ваш центр тяжести смещается от руля чуть назад, автоматически перенося опору на ноги."
misterdx
Vlomoboy
И я конкретно с этим не согласен, и даже можно открыть главного человека в мире, умеющего ездить «на ногах» в топталках особенно — он никогда не опускает пятки, и я согласен и с ним и с теми людьми, кто доступно мне объяснил, почему опускание пяток — зло
misterdx
Vlomoboy
misterdx
Vlomoboy
misterdx
Wild_Cat
YakuT
Chute
IgorZaytsev
Vlomoboy
SPY
sayrius
И что? в «моменте» можно найти любое положение, особенно если это резкий поворот в скольжении как на фото) Посадку то анализировать надо по множеству фото/видео, а не одному скрину) На других 100 он будет с ровными) И да, в статье шел разговор про базовую стойку, а не про прохождение поворотов) Но вообще вы смешные, на конкретный вопрос отвечать не умеете)
misterdx
IgorZaytsev
misterdx
YakuT
Wild_Cat
misterdx
Jeylu
Lyoho
P.S. Я не претендую на истину конечную) Но по моим субъективным ощущениям в том числе — такая «нейтральная» позиция наиболее расслабленная и, как сказать, «подготовленная» что-ли. Ессно, на уклоне/торможении положение тело/байк меняется и там уже обе пятки вниз будут смотреть естественным образом)
Jeylu
О чем и Вломобой нам разжевывает.
schmel
Еще, я как-то пытался обращать внимание на положение пяток на этапах кубка мира по ДХ. И как мне показалось, у большинства обе пятки опускаются только на крутых съезжалках и томрожениях.
З.Ы. Мой общий посыл в том, что если опускаешь обе пятки, вес автоматом уходит на заднее колесо. Что вполне приемлимо для КК байков в горах, или великов 2010 года) Но современные повозки с <65* на морде и базой овер 1200мм и так сделаны с разгрузкой переда и длиннющим ричем, как раз чтобы ездока держать посредине. А уходом назад ты сокращаешь подвижность в руках и разгружаешь переднюю покрыху.
Jeylu
У нее ноги согнуты в коленях под разным углом для компенсации расстояния между «передней» и «задней» ногой. Пятка задней ноги за счет этого визуально и приподнялась. Относительно же голеней ее стопы явно практически симметричны.
Им говорят: «Братан, ты на руле повис! Не вставай на мыски, опусти пятки чтобы вес на ноги ушел!».
А они: «Так Сэм Хилл же на картинках заднюю не опускает ЪУЪ».
Вломо явно пишет для людей, которые не знают и не понимают как перенести свой вес на ноги и катаются на руле от этого, а не для тех кто камни прокачивает на кубке мира.
Новички впринципе на тормозах и будут все ехать. Чего бы пятки то не опустить при этом?
www.redbull.com/my-en/how-to-improve-your-mtb-technique
schmel
Кажется, мы пришли просто к вариациям трактовки «опустить пятки» и что под этим подразумевается.
Стойка на мысках, очевидно, ошибочна в любом случае
Jeylu
james
misterdx
Если пятки опущены, то при необходимости можны распрямить голеностоп и дать дополнительное давление на подвеску и добавить сцепление, а при торможении опять опуститься ниже.
Chute
patrekey
amstafff
Nunca
IgorZaytsev
patrekey
SPY
ЗЫ: Вломо красавчек, спасибо!
nanaMEX555
Мне вломо как то теорию подсказать, что надо «давить на руль» на съезжалках. Помогало.
twice
Kantemir