Блог им. Andreyshevts — Стоит ли варить рамы?
Привет. Я очень много времени в жизни посвятил велосипедам, особенно их обслуживанию. Для меня всегда было важно быть уверенным в том, что ты делаешь, и, с этой позиции, я всегда очень скептически относился к «заваркам» любого вида и качества. Так уж вышло, что мой хороший товарищ и бывший коллега по вело мастерской сейчас работает, как у нас любят говорить, «аргонщиком». И вот к нему со всем своим скептицизмом и кучей глупых вопросов, я решил обратиться. Под катом мы немного поговорим, немного поварим и попробуем ответить на вопрос из названия поста.
Прежде чем мы начнём, вот ссылка на инсту нашего собеседника, можете посмотреть и сами определить уровень компетентности, не берусь ничего утверждать, хотя и видел много его работ, кое на чём даже катался. От себя могу сказать, что этому товарищу реально нравится, то что он делает, а довольно большой велосипедный бэкграунд, как в обслуживании, так и в катании тоже добавляет некоторой авторитетности, по крайней мере в моих глазах.
Как я и говорил в начале, кроме болтовни мы ещё немного поварим. Варить мы будем вот такую интересную старушку.
Честно говоря, я даже не знал, что они делали двухподвесы, но да ладно.
Итак. Чаще всего, говоря об сварке рам, речь идёт про алюминий. Я знаю, что на эту тему написано много всего, но всё-таки, в двух словах, в чём там главная сложность или особенности?
— С каждым металлом и сплавом есть свои нюансы, с алюминием это, в первую очередь, необходимость использовать переменный ток, что автоматически повышает требования к оборудованию и умению его настраивать. Немного по-другому формируется сварочная ванна и куча мелочей, которые не сварщику ничего не скажут. А ещё важно правильно «разделать» деталь перед сваркой, подготовить фаски и вот это всё, для тех, кто не знаком с процессом, это иногда выглядит страшно. Главное, что нужно понимать, что это особенности, но не трудности.
С алюминием понятно, а что насчёт других материалов?
— Ну, из всего с чем приходится сталкиваться, гарантию не даю только на чугун, там, даже при соблюдении всех техпроцесоов, может что-то пойти не так. Если говорить про велосипеды, то кроме алюминия это ещё сталь и титан. С титаном работать интересно, он «капризный», требует очень качественного поддудва и длительного постгаза(времени подачи аргона после погасания дуги), нужной присадки, не любит спешки, в общем возни много, но результат всегда получается красивым, и абсолютно не жалко времени и сил. Со сталью проще, главное использовать нужную присадку, так как сталь для велосипедных рам отличается от того, с чем приходится обычно сталкиваться, а так ничего сверхъестественного.
Ясно, вернёмся к алюминию. Говоря про присадки, в статьях на тему часто видел всякие цифры типа 5356 или 4043, но сплавы рам, как правило, совсем другие: 6061, 7005, 7000 и так далее. С чем это связано, неужели нет «подходящих» или как это работает?
— Это вообще разные цифры, в случае со сварочными присадками это просто названия по другой системе обозначений, но сделаны они как раз для сварки различных алюминиевых сплавов. Надо понимать, что количество сплавов очень большое, а присадку делают более универсальной, для целого ряда сплавов, плюс, к материалу самого шва предъявляются требования несколько отличные от требований для труб.
Часто встречается мнение, и я тоже его придерживаюсь, что невозможно добиться заводского качества при ремонте рам, с чем это связано? Чем процесс сварки на заводе отличается от того, что делаешь ты?
-Я думаю, самое главное — термообработка после сварки. У меня нет возможности засунуть всю раму в печь и выдерживать её на определённых режимах, но кое-что я всё-таки могу. Как минимум я делаю то, что называется «искусственным старением» локально, это позволяет добиться большей пластичности шва, уменьшает возможности появления новых трещин на шве и около его, но надо понимать, что это всё еще не «завод».
Хорошо, а какие тогда есть критерии для оценки качества работы, если мы всё равно не можем повторить заводские условия?
- Основные дефекты, которые могут случиться при сварке это поры, не провар, включения в шов посторонних материалов, смещение кромок и так далее. Надо сказать, что большинство таких дефектов появляются тем реже, чем больше у тебя опыта. А ещё почти все эти косяки видно сразу, поэтому всегда можно переделать, не заметить их довольно сложно, а значит и исправить всегда можно.
Раз мы не можем полностью повторить завод, но можем делать достаточно качественно, могут ли какие-то усиления или что-то типа того быть выходом и вообще насколько они нужны?
— А это и есть выход. Только тут уже надо думать где и какая «косынка» будет уместна и будет работать, а где только сделает хуже.
А как насчёт сохранения геометрии? Стапель? Или как решить этот вопрос?
— Честно, у меня нет специального стапеля, но практика показывает, что его далеко не всегда получается использовать, часто надо варить кусок велосипеда, линк, перо, треугольник отдельно. Имея хороший сварочный стол и набор всяких струбцин, специальных зажимов и токарный станок под боком можно изготовить «стапель» под конкретную задачу и это будет даже лучше некоего универсального стапеля. Как мне кажется, это хорошее решение для сварки новых рам, но не для ремонта. С прямыми руками и представлением, что с чем должно быть соосно и так далее можно делать качественно и быть уверенным в результате.
К слову об этом. Допустим мы всё сделали хорошо, шов получился качественный, присадка та, которая нужна, усилили правильно, провели частичную термообработку. Насколько результат получается «слабее» завода, насколько ты сам уверен в том, что делаешь?
— Вполне уверен, я сам отъездил в довольно жёстком режиме 3 года на старом Stark Beat с вареными перьями. Сажал его в плоскач, бил об камни в горах, давал в прокат, в общем как только не издевался и он прекрасно это пережил.
Ну и пожалуй самый главный вопрос. Как ты считаешь, стоит ли варить рамы? Я понимаю, что ты лицо заинтересованное в ответе «да», но тем не менее.
— Я думаю, что не всегда. Для меня нет разницы варить электроподвес за полмиллиона или ашан за 2 тысячи, цена будет одинаковая, но в первом случае это вполне оправданно, а во втором проще купить новый велосипед, если он конечно не дорог как память, как вот тот Peugeot, что ты привозил или вот эта сегодняшняя старушка.
Тот самый Peugeot, из-за дурацкой системы с четырёхуголником вместо треугольника сзади его весь порвало. Если присмотреться, на фото видно пару мест, где мы его чинили.
Спасибо, а теперь, если ты не против, я поснимаю сам процесс сварки, и немного прокомментирую что тут вообще происходит.
Сначала надо найти все дефекты и попытаться понять почему вообще тут что-то пошло не так. Для этого можно собрать и на «шестигранники», к тому же остального нам и не прислали. С этой рамой всё оказалось довольно очевидно, она сработала в пробой с не родным амортом.
Прикидываем где и как можно усилить, что бы перекрыть трещину.
Изготовляем и примеряем накладку.
Моя любимая часть — разделываем трещины и зачищаем место сварки.
Варим!
Промежуточный результат, осталось заварить вторую трещину и приварить накладку.
Варим дальше.
Финальный результат.
Хотя, на самом деле, это был ещё не конец — деталь пошла «стареть», а потом я ещё собирал этот конструктор до кучи, попутно изготовляя половину деталей подвески, потому что родные были утрачены, или уже были заколхожены ужаснейшим образом, но это часть рутинная и не интересная, поэтому её я уже не снимал.
Какой можно в итоге дать ответ на вопрос в заголовке поста? Я думаю, что ремонт рам таки имеет место, но надо учитывать много чего: как и где будет использоваться велосипед, насколько оно вообще рентабельно и, конечно же, кто и как будет осуществлять ремонт. Взвесив все «за» и «против» уже принимать решение. Я много раз сам отговаривал людей варить и вообще чинить ашаны, когда цена ремонта была выше цены велосипеда. При этом мы починили много всяких довольно дорогих аппаратов, особенно приличных прокатных «электричек» и подвесов из соседнего Кисловодска, где, как мне кажется, ремонт был вполне рентабельный. Сам бы я без проблем катался на «заварке», особенно имея возможнось её, в случае чего, заварить по-гарантии.
А ещё, пользуясь возможностью, я нас немного про рекламирую. Если понравилось наше творчество — с нами можно связаться в телеге или инсте. Про цены говорить не буду, это штука очень индивидуальная в зависимости от сложности работ, а вот по срокам скажу — самый долгий ремонт у нас займёт неделю, обычно это 2-3 дня с момента получения до обратной отправки. Вообще я не хотел писать этот пост и особенно вот эту часть с рекламой, но блин, можете мне не верить, но тут даже не столько коммерческий интерес, цех не простаивает без работы, людям всегда что-то надо варить, а вот действительно интересная работа попадается не часто. К тому же хочется верить, что мы что-то в своём деле понимаем и можем предложить достаточно качественные услуги.
А ещё я как мог постарался сделать пост интересным и красивым, а не просто рекламным, надеюсь, у меня получилось.
С наступившим Новым годом и спасибо за внимание!
-
добавить в избранное
- +96
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (9)
Фоток хотел накидать для оценки, но что-то с телефона не желает забирать, окно загрузки висит и ничего не происходит.
Olegaaa
ouninpohja
lokki
Упд спасибо
SergeiZ
GeraRuckus
tequilIa
www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=106&i=754215&t=754215&page=0
Все, ты свое на этот год потратил
ouninpohja
tequilIa
SergeiZ