VyacheslavRomanov — Какие вилки и аморты переживут зиму? Всё о стекдауне и прочие дефекты.
Всем привет. Недавно затирали про зимнее катание с Игорем Шичкиным, и тут мне приходит мысль, а не написать ли техническую статью на эту тему? В ней будет затронута проблема стекдаунов, а также других дефектов вилок и амортов при эксплуатации зимой. Поскольку у меня пошла уже 12я зима катания на велосипеде (я лично собрал всевозможные грабли) + имеется опыт ремонта вилок и амортов, мне есть что рассказать на эту тему. Хочешь вагон полезной инфы? Погнали под кат.
Первое, что хочется отметить, если Вам захотелось открыть для себя прекрасный мир зимнего катания, каждый узел велосипеда должен быть в максимально исправном состоянии. Постоянные поломки байка могут отбить желание катать. Самые капризные к морозу запчасти — это вилки и аморты, о них и поговорим. Остальные узлы можно обсудить в коментах.
Не все вилки и аморты «одинаково полезны» для катания в мороз. Основное ограничение для их использования в зимнее время года — это наличие проточки для перепуска воздуха в воздушной пружине из позитивной камеры в негативную, крч все беды от проточек))) Дальше я расскажу, как производители пытались сделать костыль на костыль, и даже костыль на костыль на костыль и т.д. А также дам понять, подходит ли Ваша модель вилки и аморта для катания зимой.
Итак, какие дефекты мы можем словить от катания зимой:
1. Травля воздуха из воздушной пружины вилки/аморта.
Представим, что резинки Вашего аморта не совсем новые и имеют какой-то износ. Чтобы этот износ перешел в дефект (травлю воздуха), в теплое время года можно откатать еще несколько сезонов, а вот чтобы тот же дефект произошел зимой, возможно, будет достаточно одного выезда. Это происходит по причине того, что уплотнительные резинки на морозе съеживаются/дубеют, и узел теряет герметичность, как следствие аморт спускает, становится слишком мягким. В случае с вилкой, если травит воздушка, то она, как правило, травит внутрь штанов. Скопившийся там воздух делает наоборот вилку жесткой. Когда это давление превысит определенный порог, то сальник выбьет из шасси. Как проверить? Если, полностью спустив вилку, она ощущается слегка накаченной, значит в штанине имеется давление, которого там быть не должно. Решение: если хотите откатать всю зиму без проблем, то перед зимой нужно обнулить износ всех резинок путем их замены на новые.
2. Стекдаун. Объяснить на пальцах будет сложно, но я все же попробую. В переводе это означает складывание, оно происходит по причине некорректной работы перепускной системы между камерами "+" (позитивной) и "-" (негативной). Лидерство в количестве стекдаунов принедлежит вилкам и амортам, у которых имеется проточка, устройство воздушной пружины у них одинаковое. Чаще всего некорректная работа появляется на вилках Rock Shox Solo Air с проточкой в ноге для перепуска воздуха. Вероятность стекдауна у них увеличивается в геометрической прогрессии с понижением температуры. Как это происходит? Во время каждого срабатывания вилки уплотнительное кольцо, разделяющее камеры, проходит область проточки, и на короткое время эта проточка выравнивает давление в двух камерах, то есть она как бы соединяет две камеры в одну. В мороз это кольцо дубеет и, проходя через проточку, оно повреждается, примерно так же, как морковка об терку. Воздух начинает залетать в негативку рандомно, на любом участке хода, а поскольку мы всегда давим вилку вниз, она поддается этому, давление в негативной камере становится больше, чем в позитивной, и вилка с амортом складываются. То же самое, кстати, может произойти и летом, по причине естественного износа уплотнительного кольца на поршне. Но многое зависит и от самой проточки. К примеру, проточки на всех вилках RockShox максимально злые, зимой они могут просто выкусить кусок кольца. На фоксах проточки более зализанные (но бывают исключения). Одну зиму я отъездил на RS Reba Solo Air, и это было ужасно. С осени до весны я ловил стекдаун раз 15, каждый раз это решалось заменой кольца на новое, но я
Рассмотрим Solo Air без проточки c перепускным клапаном в поршне воздушки, это вилки Rock Shox Recon Gold/Silver, RS30, RS32, RS35, Judy. В мороз они работают, но там другой косяк — производитель поставил туда пластинчатую пружинку с таймером на распад, которая рано или поздно в 100% случаях развалится на части, и вилка поймает стекдаун. Если это произошло зимой — то знайте, не мороз тому причина, просто клапан, который уже начал глючить из-за поломанной пружины, начнет глючить сильнее, тк загустела смазка. Чинить мы такое умеем, так что не все потеряно.
Самый лучший вариант для зимы — выбрать старенькую Rock Shox Dual Air до 13 года выпуска, это вилки с двумя независимыми камерами. У них нет проточек, а камеры накачиваются по отдельности. Это вилки Rock Shox Reba, Sid, Revelation. Такая вилка со свежими кольцами в воздушке однозначно отработает всю зиму без дефектов.
Из Фоксов безпроблемные воздушки Solo Air у стареньких FOX CTD, R100, R80, RL. В них нет перепускных клапанов и проточек, вместо них в негативке установлены стальные пружины. Такая же конструкция и у Manitou Marvel, Markhor, Machete, R7. Для зимы это все okнорм. Все воздушки Suntour тоже можно туда отнести, но не будем заострять на них внимание.
По амортам выбор скуднее, без проточек делают только Manitou (вместо негативки у них либо пенистая проставка, либо ничего) и X-Fusion, у них вообще нет негативки как таковой, так же как и у старых амортов RS BAR, работают они не очень, зато без стекдаунов. Из воздушных амортов остаются только FOX DPS, X2, DPX2 c тремя проточками, они условно подходят для зимы. Их кстати можно нащупать не разбирая аморт, это такие пупырышки на банке.
Ну и конечно же пружинным амортам пофиг на стекдаун, обьяснять почему думаю не нужно))
3 Демпфер. Масла и смазки. Чтобы масло из демпфера не спустило в штаны, нужно перед зимой поменять уплотнительные колечки в донце демпфера, чаще всего этот дефект проявляется на вилках Rock Shox. Колечки желательно ставить пожирнее, так как родные кольца выполнены с минимальным допуском на износ, а из-за температурных изменений на стоковых кольцах в мороз дефект стопудов себя проявит. С вязкостью масел для демпфера и шасси зимой хорошо работает правило «делим вязкость на два». К примеру, вместо 15W в шатны льем 7,5W, а в демпфер вместо 5W льем 2,5W.
Смазка в воздушной камере тоже нужна морозостойкая, PM600 и SRAM Butter не подойдут, они каменеют на морозе. Для более чуткой работы можно отступить от мануала и смазать воздушку смазкой, которая не дубеет, к примеру морозостойкой Ravenol Arctic Green Grease, она была победителем теста консистентных смазок в Якутии при -45 град, ей вообще пофигу мороз. В воздушных вилках без проточки можно юзать FOX Fluid или любую другую трансмиссионную или демпферную синтетику (не принципиально).
Все выше описанные дефекты могут случиться одновременно или проявлять себя в разной степени по отдельности.
Я специально не стал перегружать эту статью вилками Lefty и DT Swiss, там тоже есть свои нюансы, прошелся чисто по популярным фирмам и моделям вилок и постарался объяснить нюансы их работы в мороз.
Бонусом хочу показать самую злую проточку, стекдаун от которой случился летом. Скорее всего это производственный брак, такое бывает не часто, но бывает. Края проточки настолько острые, что оставили змеиный укус на кольце поршня воздушки. Вилка FOX 34.
А вот так работает подготовленная к зиме вилочка. Это моя RS Revelation, тест в -15 по обледенелой пешеходной тропинке в парке.
Надеюсь, что эта статья оказалась Вам полезной.
С уважением, мастерская Romanov BIKE Service. Сервис вилок, амортов и инструмент.
-
добавить в избранное
1
- +80
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (32)
denisovkv
VyacheslavRomanov
ivan_schetkin
А вместо аморта березовая палка..
ouninpohja
ivan_schetkin
Chute
ivan_schetkin
Если и возникали проблемы, то только от старых изношенных уплотнений
ouninpohja
1. Зимой в морозы лучше всего пружины из стали :)
2. В фоксах никогда не было пружил Solo Air, воздушки со стальной негативкой называются Float. И они не самые беспроблемные, тк разница давлений между позитивкой и негативкой там больше, чем у полностью воздушных пружин, да и с U-cup уплотнением на морозах случаются приколы.
3. От поломанной пластинчатой пружинки/кольца в Рокшоксах случается не стакдаун, а постоянная связь между позитивкой и негативкой. Стакдаун образуется в вилках с проточкой между камерами (без клапана в поршне).
4. Где вы покупаете масла с индексами 5V и 15V? :)
5. Можно подробнее про «запихивание более жирных колец»? На сколько жирнее и с каких темпператур оно будет нормально работать? Штатные свежие кольца прекрасно работают в мороз.
pashevich
1. Самособой разумеется, но этих вилок сейчас кратно меньше.
2. Соло айр конечно же не фоксовая фишка, я отнес ее к фоксам, потому что так понятнее большинству. Имхо это устовшееся выражение, типа «отксерить» и т.д. Никогда не встречал проблем с U-ring на фоксах, может быть потому, что я их меняю на O-ring.
3. Нет, это именно стекдаун, который можно вытянуть обратно. В самых тяжёлых случаях (один раз мне приносили вилку без этой пружины совсем, видимо ее просто вытряхнули) камеры соединяются. Пока обломки на месте, обе камеры не соединяются, просто клапан начинает люто глючить. У меня несколько раз было именно так, не исключаю того что у вас было как то иначе.
4. Опечатка, сорян
VyacheslavRomanov
по вопросу к п.5 вы элегантно ушли от ответа, зачет) если что, я сам в основном ставлю неориг кольца, но они не «жирнее» ориги. оригинальные ремкомплекты часто долго лежат на складах, особенно на несвежие вилки, отсюда и проблемы с ними.
pashevich
Аналогично, на новой ребе такая же ситуация.
У рш рти говно, что на вилках, что на амортах и делают плохо они их специально. У них дясителетиями эта проблема
Так же менял на не оригинал
ouninpohja
pashevich
Всякие истории с вытекающими демпферами и стреляющими пыльниками у них десятилетиями.
На амортах так же рти дохнут махом, то же уплотнение негативки.
ouninpohja
Nunca
Токены вынуть полностью
Компрессию убрать, поставить пробку (реба, маниту).
Это все хорошо помогает на «копытинге», у рокшокса дополнительно немного снижает шансы слить масло в штаны.
skadi
twentysix.ru/blog/complete/111067.html
pashevich
Logoffski
Butt-Head
pashevich
Butt-Head
во многие РШ приходится киянкой забивать пыльники, а доставать с помощью приличного рычага. Особенно старые «серые», новые черные в целом полегче сидят, да.
pashevich
Butt-Head
Со штанами и пыльниками все норм, я проделывал это на сотнях разных вилок.
pashevich
SEmp
Butt-Head
Butt-Head
cryjames
pashevich
cryjames
Chute
Zorgex