shikhov — EMTB на моторах Bafang. Есть ли жизнь с китайцами?
У меня регулярно спрашивают про мой велосипед, как он едет и стоит ли собирать такой же. Информации на русском практически нет, а на английском все раскидано на форумах по сотням веток. И я решил написать эту статью.
Все началось с ролика Rob Rides EMTB, где автор канала собрал емтб на китайских раме и моторе. Я немного почитал и решил, что можно попробовать. Получалось заметно дешевле заводских электричек, плюс на первом этапе я мог использовать навеску с имеющегося байка. Рама называется Dengfu E10, но в то время на сайте производителя ее нельзя было найти. На Алиэкспресс она также не продавалась (иногда выкладывали какие-то перекупы за оверпрайс). Это было связано с тем, что рама поставлялась как OEM таким брендам, как LUNA Cycle. Для покупки надо было писать в Dengfu напрямую — по почте или на Алиэкспресс — и вам без проблем отгружали раму (одну или сразу с мотором и батареей). Сейчас вроде бы заказ возможен прямо на сайте.
Внешний вид вполне неплох, источником вдохновения для дизайнеров, похоже, являлся YT Decoy (на проводку тормоза не обращайте внимания). Можно заказать заводскую покраску, но я отказался, чтобы получить комплект как можно раньше. Рама полностью карбоновая, мясная, с толстыми стенками и мощными перьями. По всей видимости, надежная – я откатал на ней уже очень много по горам, ни в чем себе не отказывая, и пока все в порядке. Пользователей этой рамы тоже уже много, статистика положительная. Но нельзя не отметить сообщение сразу о двух рамах с трещиной около крепления батареи. Весит рама около 4 кг.
Ход рамы с амортизатором 210x55 составляет 150 мм, угол рулевой при 150 мм вилке 66 градусов. Геометрия рамы не на острие прогресса, но ее можно довести до приемлемой. Я сразу поставил Zeb 170 и оба 29 колеса. Плюс заказал втулки крепления амортизатора со смещением, чтобы немного опустить каретку и завалить рулевую (втулки в комплекте с рамой не идут). В таком варианте я проездил долго, и надо сказать, едет байк отлично. Но в итоге все же остановился на маллете — с низкой кареткой и еще более заваленной рулевой на крутых спусках стало совсем приятно. Правда, на огромной раме маленькое заднее колесо выглядит не очень.
Есть возможность получить 172 мм хода, установив амортизатор 216х63 и немного подпилив йок. Звучит варварски, но алюминия там много, проблем еще ни у кого не было.
Подседельная труба прямая и длинная — у меня штырь 210 мм и он полностью влезает в раму. Кажется, даже 240 войдет.
Штатная батарея весит 4 кг и имеет емкость 840 Вт*ч. На Алиэкспресс за 25-28 тыс.р. можно купить батареи сторонних производителей. Вторая моя именно оттуда, работает без нареканий.
Зарядное устройство идет вместе с батареей, обычно на 3-3.5 ампера. При желании на Али можно купить зарядку на 5А за ~3 тыс.р. Также всегда есть большой выбор зарядок для электросамокатов, можно взять под нужное напряжение и заменить разъем.
Так как Bafang позволяет использовать любые батареи, некоторые пользователи делают собственные сборки. Пространства внутри достаточно для размещения 13s4p из банок 21700, что позволяет получить более 1000 Вт*ч.
Я в качестве эксперимента собрал микробатарейку на 230 Вт*ч весом ровно в 1 кг. С байка таким образом сразу скидывается около 3.5 кг, причем большая часть с верхней части трубы. Разница в управлении значительная, на спуске ощущается почти как обычный велосипед. При этом даже на такой маленькой батарее я без проблем делаю 1200 м набора в первом режиме и 700 м во втором (более мощные режимы использовать бессмысленно — батарея сядет очень быстро). Хороший вариант для катания с канаткой/забросками, так как небольшие апхилы и перегоны все равно будут присутствовать. Этакая лайт-электричка с минимумом вложений :)
Интересный вариант можно получить, скрестив передний треугольник от E10 и задний от фэтовой рамы E23:
Какие можно отметить недостатки:
— отсутствие места под бутылку и каких-либо бонок. В XL можно втиснуть небольшую флягу (см. фото), обладателям меньших ростовок остается либо смириться, либо разворачивать амортизатор бачком вбок.
— крышка батареи болтается (кладем под крышку поролон и для надежности сверху стрэпом) и не полностью защищена от попадания воды. Грязевые заезды я не практикую и с водой у меня особых проблем не было, но у некоторых бывает окисляются контакты батареи.
— на первых версиях разъем для зарядки расположен неудачно (смотрит вверх) и при этом плохо закрыт резинкой, при мойке туда постоянно заливалась вода. Мне это надоело, и я заклеил его изолентой, а батареи заряжаю отдельно (все равно я их часто снимаю). На новых рамах разъем расположен сбоку.
Другие рамы
В 2024 году Dengfu выпустила обновленный вариант E10 под названием E82. В первую очередь бросаются в глаза 64 градуса на морде и более крутая подседелка, что радует, но остальные параметры вызывают вопросы (геометрия по-прежнему рассчитана на вилку 150 мм, флипчипов также не завезли). Батарея стала другого размера и на 1000 Вт*ч, появился петух UDH и дополнительные бонки на раме. Также рама похудела почти на 500 г. Изначально проводка была через рулевую, но позже стала доступна и заводская проводка через порты по бокам. На момент написания статьи рама производится ограниченно и даже еще не существует размера XL.
Есть также рамы от Kabon, LightCarbon, Markhor и других. У всех них есть какие-то особенности, из-за которых лично мне они не подходят.
Моторы
M500
На тот момент выбор моторов был между M500 и M600. M500 задумывался производителем как конкурент брендовым моторам с аналогичными ограничениями (250W и 25 км/ч). M600 же мощнее, тяжелее и не проходит по европейскому законодательству для использования в велосипедах. Я решил, что мне хватит M500 и выбрал его. Рама, мотор и аккумулятор вышли примерно в $2000 (это был 2021 год). Недолгая переписка, оплата через пейпал, и вот я встал в очередь на производство рамы, что оказалось для меня несколько неожиданным, так как я почему-то думал, что отгрузка будет сразу. Примерно через месяц комплект отправили посреднику в Китае, еще на полтора месяца растянулась доставка в РФ, и к середине лета помятая и местами порванная коробка была у меня. Внимательный осмотр повреждений не выявил, но куда-то пропала рулевая. Сборка затянулась еще на какое-то время, так как быстро найти рулевую в Екатеринбурге не получилось.
Первые эмоции – оно работает! На других электричках опыта катания у меня не было, поэтому как именно должен работать ассист, я не знал, но в горки заезжать было очень приятно. Жизнь, как говорится, разделилась на до и после. Вниз велосипед ехал тоже хорошо, хотя к большому весу нужно было определенно привыкать.
Через некоторое время выяснились некоторые нюансы китайского моторостроения. В моторе стояла прошивка с конкретно так задушенной мощностью — максимальный ток 10А для 48V батареи — существенно меньше, чем турбо режимы Боша и Броза. Еще одной неприятной особенностью стала очень ранняя забота об аккумуляторе – уже на 35% заряда мотор начинает ограничивать мощность (и так-то не шибко большую). Из-за чего выкатать батарею до нуля становится почти невозможным – крутить тяжелый байк райдеру надоест раньше! Когда мы в Крыму катали эпик через Роман-Кош, я умирал на последних торчках, в то время как мотор оберегал батарею, отдавая мне лишь крохи мощности. Домой я приехал с 13% заряда (зачем они мне дома?). Желание производителя не оставить пользователя с севшей батареей в лесу понятно, но можно хотя бы сделать это отключаемым? Еще одним огорчением стал практически неюзабельный волкмод (очень слабый). В любом случае, даже в таком варианте байк доставил мне много приятных катальных дней.
Почитав форумы, я узнал, что есть более новая прошивка, в которой заметно повышена мощность, а ограничение начинается с 10% заряда или около того. То, что нужно! Но если вы думаете, что обновление происходит нажатием пары кнопочек в телефоне, то увы – и по сей день прошивка возможна только через сервисный девайс BESST Tool, который стоит около $120. Великолепно, подумал я, мало того, что Бафанг продает недопиленный мотор, так я еще должен выложить немаленькую сумму, чтобы его обновить. Тем не менее, девайс был приобретен, а прошивка установлена. Повышение мощности не заметить было трудно – велосипед теперь буквально рвал вперед. Ограничение начиналось гораздо позже, а волкмод стал мощным и без труда затаскивал велосипед куда угодно. Супер! Но не совсем – работа ассиста стала несколько другой. Мотор, казалось, вообще не реагировал на степень давления на педаль, а мощность выдавал строго в зависимости от каденса. Заехать в торчок можно было только переключившись на легкую передачу и увеличив каденс. Для подъемов по дорогам такой ассист вполне подходит, но для техничных апхилов неудобен. И это еще один камень в огород китайцев – разные прошивки работают по-разному! При продолжительной работе в максимальном режиме в жаркую погоду мотор довольно быстро перегревается и перестает тянуть (зимой я тоже катался и такой проблемы не помню). Смешно, но и это еще не все – после обновления появилась какая-то нелепая проблема с магнитом, который я не трогал, и который до этого работал нормально. Экспериментально было определено новое правильное положение магнита, после чего проблема ушла. Но почему она возникла вообще??
К новому сезону я подошел уже с двумя батареями, надеясь оторваться как следует в Крыму, не переживая больше за заряд. Беда пришла, откуда не ждали – по дороге в Алушту мы заехали в Даховскую покататься, где на одном из подъемов из мотора раздался стук, не предвещавший ничего хорошего. Вскрытие показало, что слизнуло зубья на нейлоновой шестерне. Так закончился отпуск, ведь запасной у меня, разумеется, не было. Уже дома на Алиэкспресс я нашел продавца, у которого они были, заказал сразу две и стал ждать.
Параллельно с ожиданием я начал читать про новый мотор от Бафанга – M510. Характеристики поражали воображение – на полкилограмма меньше вес и мощность, наконец сравнимая с топовыми моторами от брендов. Правда, первые отзывы настораживали – пользователи отмечали внезапные кратковременные пропадания ассиста на плоских участках. Ну, когда поправят, думал я, тогда и буду решать, брать или нет. Время шло, появлялись новые прошивки, проблема с ассистом вроде бы решилась. По крайней мере, мне так показалось. Пора, подумал я, и заказал новый мотор. Шестерню в старом моторе я заменил без проблем и катался, ожидая новой железки.
М510
Установив новый мотор и скачав все доступные к тому времени прошивки, я помчался в лес, захватив с собой ноутбук, чтобы сразу их все протестировать. Меня ждало жестокое разочарование – ни одна прошивка не работала, как надо – пропадания ассиста никуда не делись. Ну какого хрена, Бафанг?! Порасстраивавшись, я оставил одну из прошивок, которая работала наиболее приятно. Забавно, что она была под напряжение 43V, что нисколько не мешало ей работать с 48V батареей. Заряд только отображался неверно – большую часть времени как будто батарея полная, а под конец палки начинают резко исчезать. Покатавшись еще, я понял, что не так уж все плохо – ассист наконец работает, как я хотел – плавно и мощно дозирует помощь в зависимости от давления на педаль, а не от каденса. Можно очень медленно крутить в торчок, и мотор будет тянуть, а потом резко давануть, встав на педали, и мотор даст хорошего пинка, позволив переехать камень или корень. На мощных режимах подкрут получается чуть ли не мотоциклетный – очень удобно так преодолевать каменные ступени. Из-за того, что прошивка под меньшее напряжение, максимальные токи у нее больше, соответственно, все режимы тоже мощнее, чем обычно. На максимальном мотор тащит просто как зверь – нет такой стенки, где не хватало бы мощности, все упирается только в сцепление заднего колеса и скилл райдера. Еще один плюс – можно высасывать батарею до конца – ведь контроллер всегда думает, что батареи еще много. Из минусов – волкмод опять практически бесполезный. Но есть вариант заменить его ручкой газа. Я еще не говорил? На Бафанги можно штатно поставить курок и ездить, как на электросамокате. Целесообразность такого решения на емтб каждый может определить для себя сам, но дополнительная возможность – это всегда плюс.
В общем, я остался на этой прошивке, решив, что скоро все поправят обновлениями. Пропадания ассиста раздражали, но они случались только на плоских участках, в горку все было хорошо. Но через какое-то время на форумах народ выяснил, что программно эта проблема не решается (дело то ли в контроллере, то ли в торк сенсоре), а китайцы усердно работают над новыми ревизиями железа. К слову, существует несколько ревизий мотора M510 и прошивки у каждой свои (у меня оказалась самая первая). Где-то в 2023 году вышла ревизия под названием 2.0, где по отзывам владельцев, наконец исправлены все косяки. Нареканий на эту версию я до сих пор не слышал. Также вроде бы можно превратить любую ревизию в 2.0 заменой контроллера (он по умеренной цене есть на Алиэкспресс). Покупать за свой счет контроллер я не хотел, поэтому написал сообщение продавцу, который продал мне мотор, где изложил все, что я думаю про Бафанг и их использование клиентов в качестве бета-тестеров. Продавец от своей ответственности отказываться не стал и выслал новый торк сенсор (я, конечно, надеялся на новый мотор, но ладно). После замены запчасти – аллилуйя – мотор стал работать без глюков! Я до сих пор езжу в таком варианте и с 43V прошивкой и в целом мне все по кайфу, даже пресловутый 2.0 не нужен.
Как и у других моторов (бош, шимано), на спусках хорошо слышно, как стучит муфта. Особенно это раздражает при просмотре видео с GoPro, микрофон которой очень хорошо записывает этот звук. Несколько сглаживает проблему установка нульчейна.
Пульты к моторам существуют самые разные, есть с дисплеем на руле, как у Шимано, есть всё-в-одном. Совсем недавно появился вариант дисплея для встраивания в верхнюю трубу, но рамы под него только начинают появляться.
Интересно, что настройку режимов ассиста через приложение в телефоне поддерживает только один пульт – DPC245 — и только последней версии (3.0). Также для этого нужна последняя ревизия мотора (FC2.0).
После моего инцидента с шестерней можно подумать, что это слабое место мотора, но и замененная шестерня в M500, и оригинальная в M510 прошли у меня уже очень много и с ними полный порядок. Так что не знаю, что это было, возможно, изначальный брак. Переживать об этом аспекте не стоит.
Стоковые шатуны для M510, мягко говоря, не блещут дизайном, зато за небольшую цену доступны длины 152, 160, 165 и 170 мм. Также существуют более симпатичные палки от Miranda Bikes.
Коротко о других моторах Bafang
M560 — на 300 г тяжелее, чем M510, но при этом существенно более мощный. Также он несколько шумнее из-за стальной шестерни (против PEEK у М510). Если вас не смущает лишний вес, ездить на нем будет очень весело.
M820 — мотор для легких емтб. 2.3 кг и 75 Н*м. Народ собирает на нем байки в 19 кг с батареей на 720 и доволен. Рамы для него сделаны по канонам лайт электричек — максимально облегченные, а батарея вынимается только через снятие мотора. Наиболее популярные — CEF50, LCE930, Dengfu E69, симпатичные и с хорошей геометрией. Крепление мотора несовместимо с M510. Не поддерживает ручку газа.
Обзор на подобный велосипед от команды Екатеринбург АМ: youtu.be/aBhDrFY7j5M
Заключение
Это был мой первый опыт в ЕМТБ и несмотря на все нюансы, получившимся велосипедом я доволен. Он завозит меня куда угодно и отлично едет вниз. По Страве у меня на нем уже более 200 тыс. м вертикального набора (а спуска и того больше). Велосипед видел большие горы и пока не думает ломаться. Короче, ездить можно!
Несколько видео in action:
Подытожим, какие плюсы у самостоятельной сборки китай-емтб:
— у вас будет не ворованный велосипед :)
— мотор, запчасти к нему, батареи, зарядные устройства и пр. легко купить на Алиэкспресс
— недорогие и емкие батареи
— возможность собрать батареи самому под разные задачи
— моторы на уровне конкурентов
— возможность штатно снять ограничение скорости
— опциональная ручка газа (кроме M820)
Минусы:
— хороших рам для M510/M560 откровенно мало и у всех какие-то недостатки (несовременная геометрия, проводка через рулевую, странные инженерные решения и пр.). Для M820 ситуация получше.
— общая сырость решения, предлагаемого Бафангом. Кажется, сейчас большинство проблем в прошлом, но память о них еще свежа. С вылизанными решениями брендов сравнивать сложно.
В общем, если в 2021 году это была авантюра, то сегодня это вполне рабочий вариант, если вы не хотите зависеть от производителя в плане запчастей/батарей или у вас страсть к DIY.
Ресурсы для чтения
Ресурсы для чтения
www.emtbforums.com – много информации по самосборам на китайских компонентах
endless-sphere.com/sphere/ — еще один большой форум про электрички
t.me/bafang_rus — мой небольшой чатик по Бафангам-
добавить в избранное
1
- +175
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (36)
twice
E82 in black/white/red glossy/matt finish: $799
AlexMV
не сложилась электричка за 200к(
кажется на рынке можно находить варианты за 3000-3500$ на НГ
twice
список будет примерно 2-3 байка за овер 10к баксов
AlexMV
twice
Upd: я решил что это про 170км пробега на одной батарее. Если про ход подвески — то таких байков намного больше :)
mor
Iscander
Может где-то хулиганить на трейлах, пользуясь легкостью байка? При переходе с карбоэндурика на ебайк вес очень чувствовался и мешал, а сейчас привык и смирился.
mor
AlexMV
shikhov
Iscander
Единственный минус что на российском рынке осталось один-два производителя которые есть в наличии с гарантией и чистой историей (
Vladimirvelikey
Iscander
швейцарскийкитайский SCOR! )amstafff
Iscander
shikhov
SilentS
SilentS
AlexMV
twice
Iscander
SilentS
Iscander
а можно ткнуть лицом на пример? а то я открыл какую-то страничку на емтб форумс и так совсем не так:
LCE930 (size small)
Custom Paint per spec by LCE before shipment
RideWrap
Bafang m820
Bafang 410Wh Battery
LCE 27.5 carbon wheels w/Maxxis Ardent 2.4
LCE Carbon integrated flat handlebar
160 Fox Factory 36E / 150 Fox Float DPS
PNW Ridge Dropper
Tektro Orion 4 piston brakes — 180mm
Shimano Deore 11 HG
Riding weight: 20kg
ferranox
AlexMV
shikhov
lokki
Deon
Deon
shikhov
Azog
patrekey
Iscander
rustramway
Древнющая геометрия, навеска вся мусор.
AlexMV
fb_1196330000423647