Блог им. Ilikeskisport — Исправляем косяки RockShox'a. Боль мастеров
Всем добрый день!
Многим знакома проблема с блокировкой вилок и амортизаторов RockShox X-Lock. Гидравлическая блокировка, которая была мертворожденной еще когда вышла с чертежейинженеров, которые ее проектировали.
Когда я покупал велосипед, то понимал, что, возможно, придётся ездить с постоянно открытой подвеской. Но я не мог с этим смириться, ведь уважаемые Доктор Гонзо, Слава Романов и другие специалисты утверждали, что это изначально мертворожденный продукт. Они были правы, но я решил всё же найти решение этой проблемы. Полет инженерной мысли по её устранению представлены ниже.
ПРОЛОГ, ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ:
Итак, для тех, кто не знаком с данным устройством, поясню: на фотографии вы видите демонтированную гидравлическую блокировку вилки и амортизатора, рабочим элементом которой является жидкость. Однако, из-за конструктивных особенностей, амортизаторы и вилки по умолчанию заблокированы. Из этого вытекает две проблемы:
1. При потере герметичности гидролинии подвеска остается заблокированной (лучшее решение для КК марафонов, где можно хорошенько наебнуться);
2. Надежность и ремонтопригодность ниже чем у тросиковой (в полевых условиях чинится стяжкой).
РШ решил сделать еще одну «фичу»: механизм возврата как у шариковой ручки. Дешевой шариковой ручки.
Это главная проблема данной системы. Она живет МАКСИМУМ сезон. Ремкомплекты отличаются от оригинальной запчасти и работают изначально плохо, да и стоят недешево, в итоге в основном эта хрень просто НЕ работает. Самым частым решением проблемы является закручивание спицы 13мм в винт прокачки. Спица давит на шток вместо давления жидкости и система становится по умолчанию открытой, навегда.
Износ происходит на кольце этого механизма, в который упирается шток кнопки. Стальной шток (на фото справа) продавливает мягкие материалы, а в ремкомплекте кольца могут быть вообще пластиковые
ПОИСК РЕШЕНИЯ:
Изначально я пытался пойти по простому пути и научиться изготавливать кольца. Под рукой высокоточная стереолитографичная 3д печать, литьевое оборудование. Было спроектировано и напечатано несколько образцов из особо твердых пластиков.
Они, *ука, стирались, так же как и заводские, но менять их было значительно дешевле.
Далее я решил от кольца избавиться, до конца. Изучая существующие механизмы блокировки, было выявлено несколько способов организации блокировки — вращательное движения основного рычага, который натягивает трос, «крючок» который держит трос в натянутом положении и кнопка сброса, которая чаще всего двигается поступательно, думаю можно обойтись без примеров на фото, все их видели. Решено было отталкиваться от таких механизмов и заменять блокирующий элемент — кольцо, аналогом «Крючка», который спускался бы рычагом, и основной шток возвращался бы в исходное положение.
После снятия размеров в первую очередь была задача выполнить обратное проектирование всех элементов, которые я оставляю нетронутыми, уточню, всё проектирование велось в программе Fusion360:
Нетронутые элементы — корпус и кнопка, внутрянка не прорисовывалась.
Варианта «стопарить» кнопку в нажатом положении было два — тормозить саму кнопку своеобразным зацепом снизу, но тогда этот зацеп задевал бы резинку, которая является пыльником. Был выбран удаленный зацеп, сверху на картинках его зарождение.
Далее проектирование оси вращения кнопки, главного рабочего элемента — крючка, корректирование положения кнопки под удобный хват и осмотр на руле.
Допиливание ограничителей в обе стороны, которые делают манетку разборной и ремонтопригодной, проектирование хомутов манетки и тормоза для наглядности, подгон деталей под то что есть в мастерской (уголки, аллюминий, нержавейка, пружина от манетки).
Подгон эстетики, способа крепления всего этого добра к манетке. Итог в виртуальной среде на фото:
Проектирование закончено, переходим в мастерскую, предварительно распечатав шаблоны основных деталей для выпиливания.
ЭПИЛОГ:
Ну что ж, эпоксидная смола, карбоновые волокна, прямые(вроде) руки сделали своё дело. На фотографиях сверху можно видеть рабочий экземпляр, который проходил обкатку, к нему добавлены нормальные кнопки, готовый результат на фото снизу:
Данный экземпляр изготовлен в начале сезона 2023г, выкатал два полных кантрийных сезона с грязевыми гонками, горными гонками, многодневками — прошел все тесты и только радовал владельца наличием крайне жесткого байка, когда это требуется. Миссия исправить часть косяков производителя выполнена. А байк, кстати, сейчас в продаже — присматриваю себе что-то новое. Устраивает всем, но моё нутро хочет обновиться:)
Многим знакома проблема с блокировкой вилок и амортизаторов RockShox X-Lock. Гидравлическая блокировка, которая была мертворожденной еще когда вышла с чертежей
Когда я покупал велосипед, то понимал, что, возможно, придётся ездить с постоянно открытой подвеской. Но я не мог с этим смириться, ведь уважаемые Доктор Гонзо, Слава Романов и другие специалисты утверждали, что это изначально мертворожденный продукт. Они были правы, но я решил всё же найти решение этой проблемы. Полет инженерной мысли по её устранению представлены ниже.
ПРОЛОГ, ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ:
Итак, для тех, кто не знаком с данным устройством, поясню: на фотографии вы видите демонтированную гидравлическую блокировку вилки и амортизатора, рабочим элементом которой является жидкость. Однако, из-за конструктивных особенностей, амортизаторы и вилки по умолчанию заблокированы. Из этого вытекает две проблемы:
1. При потере герметичности гидролинии подвеска остается заблокированной (лучшее решение для КК марафонов, где можно хорошенько наебнуться);
2. Надежность и ремонтопригодность ниже чем у тросиковой (в полевых условиях чинится стяжкой).
РШ решил сделать еще одну «фичу»: механизм возврата как у шариковой ручки. Дешевой шариковой ручки.
Это главная проблема данной системы. Она живет МАКСИМУМ сезон. Ремкомплекты отличаются от оригинальной запчасти и работают изначально плохо, да и стоят недешево, в итоге в основном эта хрень просто НЕ работает. Самым частым решением проблемы является закручивание спицы 13мм в винт прокачки. Спица давит на шток вместо давления жидкости и система становится по умолчанию открытой, навегда.
Износ происходит на кольце этого механизма, в который упирается шток кнопки. Стальной шток (на фото справа) продавливает мягкие материалы, а в ремкомплекте кольца могут быть вообще пластиковые
ПОИСК РЕШЕНИЯ:
Изначально я пытался пойти по простому пути и научиться изготавливать кольца. Под рукой высокоточная стереолитографичная 3д печать, литьевое оборудование. Было спроектировано и напечатано несколько образцов из особо твердых пластиков.
Они, *ука, стирались, так же как и заводские, но менять их было значительно дешевле.
Далее я решил от кольца избавиться, до конца. Изучая существующие механизмы блокировки, было выявлено несколько способов организации блокировки — вращательное движения основного рычага, который натягивает трос, «крючок» который держит трос в натянутом положении и кнопка сброса, которая чаще всего двигается поступательно, думаю можно обойтись без примеров на фото, все их видели. Решено было отталкиваться от таких механизмов и заменять блокирующий элемент — кольцо, аналогом «Крючка», который спускался бы рычагом, и основной шток возвращался бы в исходное положение.
После снятия размеров в первую очередь была задача выполнить обратное проектирование всех элементов, которые я оставляю нетронутыми, уточню, всё проектирование велось в программе Fusion360:
Нетронутые элементы — корпус и кнопка, внутрянка не прорисовывалась.
Варианта «стопарить» кнопку в нажатом положении было два — тормозить саму кнопку своеобразным зацепом снизу, но тогда этот зацеп задевал бы резинку, которая является пыльником. Был выбран удаленный зацеп, сверху на картинках его зарождение.
Далее проектирование оси вращения кнопки, главного рабочего элемента — крючка, корректирование положения кнопки под удобный хват и осмотр на руле.
Допиливание ограничителей в обе стороны, которые делают манетку разборной и ремонтопригодной, проектирование хомутов манетки и тормоза для наглядности, подгон деталей под то что есть в мастерской (уголки, аллюминий, нержавейка, пружина от манетки).
Подгон эстетики, способа крепления всего этого добра к манетке. Итог в виртуальной среде на фото:
Проектирование закончено, переходим в мастерскую, предварительно распечатав шаблоны основных деталей для выпиливания.
ЭПИЛОГ:
Ну что ж, эпоксидная смола, карбоновые волокна, прямые(вроде) руки сделали своё дело. На фотографиях сверху можно видеть рабочий экземпляр, который проходил обкатку, к нему добавлены нормальные кнопки, готовый результат на фото снизу:
Данный экземпляр изготовлен в начале сезона 2023г, выкатал два полных кантрийных сезона с грязевыми гонками, горными гонками, многодневками — прошел все тесты и только радовал владельца наличием крайне жесткого байка, когда это требуется. Миссия исправить часть косяков производителя выполнена. А байк, кстати, сейчас в продаже — присматриваю себе что-то новое. Устраивает всем, но моё нутро хочет обновиться:)
-
добавить в избранное
- +81
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (37)
Omedved
77stalker77
schmel
Рычажок есть, просто за отдельную плату (но кажется в новых уже два года как идёт в стоке)
SergeiZ
Кнопка принципиально не так сильно отличается от рычажка по эргономике и вообще довольно приятно жамкается, к тому же позволяет комбинировать ее с манеткой переднего переключателя (да, они еще не мертвы), ну или с манеткой дроппера. Но ее основная проблема — именно в плохой надежности. У меня было дроппер рокшокс и вилка лефти с такой кнопкой, и они постепенно теряли куда-то масло, так что не реже раза в сезон требовали прокачки. Вроде бы всё не так страшно и прогнозируемо, но один раз у меня почему-то перестал работать дроппер после перевозки велосипеда в машине на 500км. То есть, буквально, дома всё было прекрасно, а «в полях» — внезапно кнопка проваливалсь до руля. В тот раз я смог это починить на месте (вытащил фиксирующую скобу, вытянул кнопку, долил 1мл масла, и собрал обратно), но вообще нафиг такую «надежность». Так что по возможности избегайте гидравлических манеток.
SilentS
Ilikeskisport
Смысл похож на «гидро-механические» тормоза для всяких гревелов и шоссеров. Когда до калипера идёт трос, который уже там жмёт на рычаг, который давит на поршень МЦ, который сдвигает колодки. С тормозами это выглядит как «взяли недостатки двух систем и объединили», т.е. из-за малого объёма жидкости, оно быстро перегревается, расширительный мизерный + вся гидравлика смонтирована по сути на калипере.
pustota
reat
reat
reat
SilentS
Реализация рычага, который давит, как на рисунке — интересно, но это даже на рисунке очень громоздно, а так от самой манетки избавится не получится, потому что там поршни в обе гидролинии, повторить такое я бы не смог.
Ilikeskisport
reat
Ilikeskisport
Ilikeskisport
VVS
DrGONZO
_va
илииSPY
ZOO
Или если профиль зуба изменить, то на чпу фрезере + строгальном попробовать. Но слишком геморройно. Лучше конструкцию изменить на более простые в изготовлении детали.
mor
Да, помню ещё, что у RS для гонщиков вроде была манетка Twist Lock (грипшифт) — она не гидравлическая или без фиксации (для подседелов только)?
Chute
reat
Chute
reat
Теоретически, наверное, можно, — почему бы и нет… Только, допустим, себестоимость 1 штуки будет, условно, 1 тысяча рублей. Значит (окромя гимора с поиском исполнителя, ведением переговоров, переводом денег, встречей заказа, а также его дальнейшей «розничной» реализацией), «здесь и сейчас» нужно будет «загнать» в это дело 100 тысяч рублей. Сумма, конечно, не прям фантастическая, но есть ли желающие?
77stalker77
_va
НО само решение проблемы, как по мне, отличное.
Steps013
Ilikeskisport
mor
У меня вот на таком же байке практически всё, что было от каннондейл, потребовало допиливания напильником. Проблемы были и с вилкой (крепление колеса было сорванным с завода, пришлось восстанавливать), и с шатунами (заклинило оба болта шатунов, причем опять с завода! Потом квалифицированный мастер сказал, что в оси с обеих сторон резьбы были не дорезаны, и дорезал их метчиком), и с рамой (просаженный размер нижней оси подвески, из-за чего подшипник люфтит, если без фиксатора его ставить). Последний факап был с линком, в котором у меня сперва разуплотнились алюминиевые вставки (поменял по гарантии) для крепления аморта, а позже новый линк опять треснул. Пришлось фрезеровать самодельный из алюминия. Можно подумать, что я такой рукожоп или неудачник, но на другом карбоновом байке фирмы GT за это же время у меня не сломалось вообще ничего. Да и всё, что было в этом байке не от каннондейл, тоже не ломалось. Наконец, в каннондейле подседельный штырь постоянно корродировал из-за гальваники, а в GT даже намека на это не было.
SilentS
Я как раз с чуваком катаюсь сейчас, который приехал на новеньком ебайке от Cannondale, буду наблюдать :)
mor
Гео как у Радона
Yue
cryjames
nepunk
Возможно я не полностью раскрыл свою мысль, переделать аморт не кустарным способом. В месте соединения гидролинии блокировки расположена крутилка отскока, на версиях без удаленной блокировки крутилка отскока расположена вплотную. Так же есть версии на которых блокировка на самом амортизаторе реализована путем поворота флажка. Или у них сильные конструктивные различия?
cryjames
Ilikeskisport