Эндуро — 1 Этап РЭС, LaEndura или «Trans-Sober»
Обычно соревнования по эндуро проходят в один или максимум два дня. Если гонка длится три и более дня, это уже можно считать многодневкой. По аналогии со знаменитыми эндуро марафонами Trans-Savoie и Trans-Provanceпервый этап Российской Эндуро Серии, который проходил на горе Собер-Баш в окрестностях Краснодара, мы назвали Trans-Sober, на французский лад с ударением на последний слог. Хочу поделиться своими впечатлениями от этого неординарного мероприятия, не имевшего аналогов в Российской истории МТБ движения.
Из анонса соревнований было ясно, что участников ждут нелегкие испытания в течение трех дней - 12 спец участков (по 4 в каждый день гонки). Это несколько проще, чем в прошлом году, когда в первый день было 6 спец-участков и пролог, но усталость с каждым днем накапливается, а второй день сулил настоящее приключение длинной более 40 километров с набором высоты около 1000 метров. Да это та самая прекрасная и далекая «южная зона», где в этом году не предусматривалось заброски на транспорте (кроме первого утреннего подъема на Собер). После этого надо было сохранить силы на третий день соревнований, для которого организаторы оставили самые экстремальные трассы – только вдумайтесь в эти названия: Скверная, Таварот, Грабовый гребень, Каменный ручей. Причем на первой трассе нас ждали самые техничные спуски этой гонки, настолько сложные, что получили имена собственные: Черный бриллиант и Горка-убийца. Также специально для соревнований была подготовлена совершенно новая трасса под названием «123», которая открывала первый день гонки. Несколько месяцев назад в сети появилось видео с этого спуска, я смотрел его несколько десятков раз и считал, что немного запомнил эту трассу. В реальности я еще раз убедился, что смотреть видео имеет смысл в том случае, если сам уже сделал хотя бы один спуск.
Учитывая количество трасс, спортсмены, готовые бороться за медали, приехали раскатываться заранее, кто за неделю, а некоторые и за полторы. Я бы с удовольствием поступил также, но жизненные обстоятельства позволили приехать лишь за 3 дня до гонки. Вообще в мировой практике обычно именно так и происходит, трассы размечают за 2-3 дня до соревнований и все интенсивно тренируются. В условиях ограниченного времени решил брать максимум от каждого спуска и прикатывал трассы отрезками, по нескольку раз проезжая отдельные элементы, хотя мне очень не нравится такое «рваное» катание, сейчас это помогало лучше запомнить трассу. Новый спуск «123», с которого я начал прикатку, оказался гораздо круче, чем выглядел на видео, причем во всех отношениях. Большой уклон, не заметный на видео, превратил контруклоны в свитчбэки, прыжки оказались длиннее, а повороты коварнее. Вообще, трамплинов здесь непривычно много для трассы эндуро, а местами встречались вот такие элементы:
Приятно, что организаторы учли главный недостаток прошлогодней гонки и заранее качественно разметили трассу и перегоны между спец участками. Срезки теперь стали возможны только в пределах разумного, а потеряться на трассе или на перегоне стало практически нереально, главное внимательно следить за указателями.
Южная зона – это отдельный эпик, на который нужно потратить целый день, причем 3 трассы из 4 можно успеть съехать лишь по 1 разу, На трейл Крым пришлось подняться в лоб еще раз, очень уж много там прыжков и коварных элементов, Хорошо, что идти не далеко.
Привал.
На трейле «Гадючий» в южной зоне построен трамплин через овраг длиной 7 метров.
Вечером перед гонкой Валя Попов чуть не выбыл из борьбы, нелепо упав при неудачной попытке дернуть банник через метровую коробку. Лечение мясом помогло!
Утро первого дня соревнований началось с регистрации и торжественного старта с импровизированного помоста – прямо как на лучших мировых гонках! Съехав с деревянного настила, участники получали электронный чип, взаимодействующий с бесконтактной системой замера времени. Специальные базы на старте и финише передавали сигнал, который и фиксировался этим чипом. Удивительно, что один из претендентов на высокие места в гонке, Вова Спиридонов проскочил мимо организаторов и уехал на погрузку не «очипованным». Только на подъеме к третьему спец-участку, кто-то из участников заметил, что на его руле чего-то не хватает и Вове пришлось спускаться вниз по дороге, чтобы получить чип и успеть вернуться до закрытия старта третьей трассы. К чести организаторов замер времени дублировался секундомером и фотоаппаратом, так что если чип не срабатывал, или, например, мог быть утерян при падении, время все равно отсекалось. Во время подъема на первый СУ небо хмурилось, то и дело накрапывал дождь, наверху, впрочем, было сухо и относительно тепло.
У каждого свое понимание спортивного питания
Огромный слой пыли никуда не делся, зато бетонный отбойник, с которого нужно было спрыгнуть на дорогу в середине трассы, намок и подкосил нескольких участников. Для меня это был третий проезд по этому трейлу, и многие места я ехал практически вслепую, не помня, что ждет за очередным поворотом. Еще одна тактическая ошибка сильно способствовала аккуратной, «не рискованной» езде – я выбрал для гонки кантрийный шлем вместо фулл-фейса. Сейчас я не понимаю, как решился на такой шаг, но тогда это казалось единственно правильным решением, не тащить лишний килограмм на голове и сделать ставку на крутильные участки. Было не страшно, но подсознательно я себя ограничивал и тормозил там, где не нужно. В итоге на этой почти семиминутной трассе первому месту проиграл немыслимые 21 секунду, а третьему месту 7. Второй трассой был хорошо знакомый мне спуск, по которому в прошлом году проходил ночной СУ. Ехать днем эту трассу было одно удовольствие, а достаточно длинные подъемы были только в радость. Здесь показал третье время, отстав на 6 секунд от лидера.
После двух спусков можно было передохнуть и перекусить, или полноценно пообедать, перед тем как отправиться на погрузку для подъема к следующей трассе. Один из важнейших моментов – питание участников было организовано на достойном уровне. Помимо бесплатных казинаков, печений, чая и кофе, организаторы пригласили профессиональных поваров, работающих под брендом «Честная Кухня». Ребята предлагали вкуснейшие блюда: плов, жаркое с макаронами, различные виды шаурмы и салаты. Просто праздник желудка за разумные деньги.
Третий СУ начинается сыпухой на большом уклоне, здесь нужно подобрать скорость, чтобы нормально вписаться в лес, но и не перетормаживать, теряя драгоценные секунды. Организаторы и строители трасс учли пожелания участников, которые в прошлом году просили изменить безумно скоростные (и тем опасные) прямые участки. Так появилась совершенно новая секция с очень интересными связками поворотов, которые, конечно было трудно запомнить за 1 тренировочный спуск. Снова езда «по глазам» и море удовольствия от флоу по чисто даунхильной, захватывающей трассе.
Теперь можно было передохнуть, пообедать и подготовиться к ночному спец участку. Установить фару на руль и шлем, батарею на раму и в рюкзак, начисто отмыть маску, смазать цепь. Кто-то прихватил с собой темные очки, чтобы случайно не «схватить» глазами свет фары другого участника перед стартом. Трасса ночного СУ под названием «Skill-Zone» — это почти 5 минут непрерывного драйва, множество трамплинов, дропы, контруклоны, деревянные мосты и хороший подъем на закуску, короче настоящее эндуро. После старта обнаружилось 2 проблемы. оказалось, что несмотря на 2 тренировочных спуска, ночью трасса выглядит совершенно по другому, повороты выскакивают молниеносно, без предупреждения. Лучше было проехать ее 1 раз ночью, чем 2 раза днем, причем это особенность именно этой трассы, раньше таких проблем на ночных заездах у меня не было. А второй проблемой стала фара на шлеме, которая отчаянно болталась вместе с кантрийной корзинкой на голове, так как весила не меньше, чем сам шлем, была даже мысль ее выключить, она больше мешала, чем помогала, но я решил, что снимать руку с руля надолго будет опасно.
Второй день – это эпик в южную зону Собера, начинается с единственной заброски на вершину, за которой следуют 40 километров настоящего эндуро. И по ощущениям это меньше всего напоминало гонку, скорее дружеская покатушка с пикником. После двух спец участков, в начале подъема к третьей трассе расположилась шикарная зона питания, где снова заправляли кулинары из «Честной Кухни». Участники задерживались тут подолгу, неспешно общаясь в тени деревьев. Здесь, в лесу, конечно, не было такого разнообразия, но наесться до отвала можно было целых два раза – финиш третьего СУ был буквально в 50 метрах. 3 трасса с хлестким названием «Гадючий» — одна из самых длинных в этой гонке, скоростной синглтрек с множеством поворотов, камней и прочих радостей. Подъем также самый длинный во всей гонке – полтора часа вкручивания и пеших заходов в особо крутые торчки, все как я люблю. На мой взгляд, в остальные дни не хватало именно покрутить между трассами, в основном поднимались или на машине или пешком в большой уклон. Хотя, уверен, многие со мной не согласятся)) День завершился благополучно, после 4 СУ, увлекательным 8-ми километровым кросс-кантри вдоль реки, с преодолением бесчисленного количества бродов.
После слишком расслабленного катания во второй день, решил, что хватит шутить с горами, тем более напоследок припасены самые суровые съезжалки. Одел новый фулл-фейс Lazer Phoenix в надежде на более рисковое катание. Не знаю, насколько поехал быстрее, но уверенности точно прибавилось, а отставание на трассах, как потом оказалось немного уменьшилось. Причем из лидеров, только Валя Попов ехал аккуратно, на сохранение результата, Миша Василенко (SpecializedRussia) и Иван Кунаев (GT\Триал-Спорт) боролись за каждую секунду, ведь судьба второго и третьего места решалась именно сейчас – их разрыв после двух дней гонки составлял всего 1 секунду.
Доволен ли я 4 местом по итогам трех дней? Другого и не ожидал, в условиях огромной разницы в прикатке трасс – нормальный результат, главное, что получил огромное удовольствие от катания на интересных, техничных, жестких трейлах Собера. Из позитивных моментов хотелось бы отметить, что организаторам удалось создать атмосферу настоящего праздника во время гонки, договорившись с отелем Николино, на территории которого проживала добрая половина участников. Здесь находилась регистрация, зона питания, отсюда участники уезжали на дистанцию каждое утро. И, конечно, здесь собирались по вечерам, обсуждая гоночные приключения, и готовили байки к завтрашнему дню. Заброски наверх также были организованы лучшим образом, наверх возили грузовики с прицепами и пикапы, очереди были минимальными, накататься можно было вдоволь.
Трассы на горе Собер-Баш – это одни из лучших трейлов в России, да и ничем не хуже многих мест в мире, где мне удалось побывать, здесь можно активно тренироваться благодаря довольно быстрым заброскам на автотранспорте, отрабатывать технику управления байком в разных условиях. Из минусов отмечу перенос старта некоторых трасс вершины горы, из-за чего, например, на трассе Грабовый Гребень исчез участок с интереснейшими связками плоских поворотов, а также хороший подъем. Трасса стала очень короткой, менее 4 минут и потеряла свою эпичность в сравнении с прошлым годом. Когда выезжаешь к техничному спуску на высоком пульсе, ощущения совсем другие, чем когда стартуешь сразу вниз. Тем более не приятно, что решение исключить верхний участок было принято под давлением сильнейших спортсменов, которые испугались, что их накрутит Денис Хоботов, который в итоге сломал руку и не принял участие в гонке. Также из минусов можно вспомнить ручной подсчет времени при переносе результатов с чипов. Из-за этого были ошибки, в том числе и на награждении в категории Элита. Снова не повезло Вове, который в итоге занял 5 место, но на подиум вместо него выходил Костя Максимов, занявший 6 место.
Подростающее поколение спортсменов
На мой взгляд, это была лучшая гонка эндуро в России на настоящий момент, по организации с ней может соперничать Петрозаводск, но горы там нет и общее гоночное время в 4 раза меньше. С огромным удовольствием вернусь сюда снова следующей весной и, наверное, всю зиму буду снова предвкушать это эпическое приключение.
Спасибо за фото Андрею Раковскому https://vk.com/drew85
и Василию Колганову vk.com/kolg_vas
Полные результаты: enduroseries.ru/news/9
-
добавить в избранное
1
- +188
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (37)
GonzoGonzales
Marakyja
Antoni_o
RomaHaritonov
Dustman
просто красавцы, вы вот такой способ бороться за медали считаете приемлимым?? ок
p.s. Было 7 плюсов на коменте, скатили в 0, как только один из гонщиков ответил мне, меня быстренько заминусовали. Минусуйте ребят дальше, правда то всё равно за мной)) Видимо, любителей медалей любой ценой здесь больше чем честных райдеров
RomaHaritonov
А то у нас Эндуро и ДХ — Без разницы. Иначе в чём плюс Эндуро велика от ДХ? Непонятно.
I_am
Эндуро — это не обязательно подъемы на трассах.
Эндуро проверяет в равной степени технические навыки райдера и физуху. Это правило дисциплины. Но физуху можно прекрасно проверять без подъемов, потому что есть плоские участки, есть ускорения из поворотов. В эндуро обычно заметно более пологие трассы, чем в дх. Из-за этого фактор постоянных ускорений становится огромным. На топ-гонках подъемов обычно почти нет и если вы думаете, что от этого там выиграет дх-байк или что там не проверяется как надо физуха — сильно ошибаетесь. Не верите? Выиграйте на дх-байке гонку по памп-треку.
Например, на 1 этапе Superenduro (Massa Marittima), этапе EWS Qualifier на 6 трассах в гонке не было ни одного подъема. Ни одного! И при этом некоторые трассы были физушными до слез. Мы еле доезжали до финиша. Как такое возможно? Посмотрите на памп-трек. Подъемов нет, но безумно физушная штука. Так и на трассах. На одной из трасс в Массе надо было сделать штук 30 прыжков, если ты хочешь показать хороший результат. Закончились силы ускоряться и прыгать — сразу утыкаешься и теряешь десятки секунд.
Так что при правильных трассах подъемов может и не быть. Не случайно в эндуро закреплено правило баланса физухи и техники, но ничего не сказано о том, сколько должно быть подъемов.
Val
I_am
Подъем — это максимально топорный способ добавить физуху на трассе. Подъемы ставят тогда, когда они просто соединяют разные части трассы и без них не обойтись. Добавления подъема «для баланса» я вообще не припомню. Это чисто российская фишка.
Val
Здесь есть медленная техника, техника на скорости, плоские повороты, ускорения, плоскачь, один нано-подъемчик в середине, соединяющий с финальной частью трассы. Вот это классическое эндуро. На всю трассу набор метра 2 наверное, все прямые в начале — чуть-чуть вниз. Трасса очень физушная. Желающие поехать ее на дх-байке — велкам.
Val
Это явно не Ялгора!
Я хотел сказать, что если на трассе только лютые спуски, то что бы уравновесить шансы (Сделать её сбалансированной) как раз нужны подъёмы и затычные места после котрых нужно разгонятся.
I_am
Ставить вместо всех этих радостей подъем для баланса — уныние и лень строителя.
Val
grigri
IvanKunaev
Для меня, Эндуро, это что то среднее между ДХ и Кросс-кантри. Но это лично моё мнение, я никому ничего не навязываю, просто озвучил своё мнение. Иначе зачем нужен форум, если не для обсуждений.
I_am
А подъемы на время я обожаю, несколько раз я ездил часовую гонку в гору. Но для этого есть другой байк и другие дисциплины.
Val
IvanKunaev
А эндуро вполне себе конкретная гоночная дисциплина со вполне конкретными требованиями и правилами.
AleksandrSimonov
Так что, АМ — это все то, что люди считают катанием на горном велосипеде в каком угодно виде.
RomanAkentev
Dustman
И это главное!
I_am
victoria5000
Dustman
RyzhikhDenis
Миша, если ты помнишь, на EWS La Thuille было много подъемов на трассах, один из подъемов ты сам говорил, что по страве ехал 1 минуту 40 секунд и это был не единственный подъем на трассе. На этапе в Valloire подъемов было не меньше. Были и трассы чисто спусковые, без подъемов вообще.
Подъемы — это неотъемлимая часть эндуро, я категорически против того, чтобы превращать эту дисциплину в «ковыряльное» мини-дх с парой прямых участков. Конечно, не стоит специально выдумывать и добавлять подъемы, но сейчас логично вписывающиеся в трассы участки были отрезаны, на Грабовом из-за того, что вам было стремно, что вас накатят пропал классный участок со связкой из 4-5 поворотов и скоростной прямик вначале, на Южном треле убрали небольшой финишный прямик после ручья, от Скверной отрезали стартовый спуск, где тоже надо покрутить (вниз!!). Это не значит, что гонка в целом была не сбалансирована по подъемам, но Грабовый гребень стал «куцым» и коротким. Для меня эндуро — это прежде всего длинные спуски и когда трасса из 5 минутной становится 3 минутной это безусловно минус. Хорошо, когда трасса использует весь перепад горы, даже если ради этого надо немного покрутить. Я люблю трассы длинной более 10 минут именно поэтому еду на EWS не в Финале, а во Францию, где спуски в 2-3 раза длиннее. Отвалить кучу евро ради катания по прибрежным холмам это не по мне.
Я это все к чему, чтобы организаторы наших гонок, в первую очередь Нижний не превращали гонку в миниДХ по нескольким трассам, а не стеснялись добавлять подъемы, не ради подъемов, а чтобы, например докрутить до еще одного интересного спуска. И конечно, не хочу, чтобы в будущем Организаторы обрезали трассы под давлением спортсменов.
Dustman
Если подъем соединяет интересные части трассы, ничего против этого не имею.
Val
На грабовом должен был быть старт по прямой вниз, потом повороты, классные повороты, тоже вниз, потом еще вниз по кочкам, секунд 40 спуска и только потом подъем на минуту. Где старт в гору?
вопрос в том куда эволюционирует эндуро — в ковыряльный ДХ с пологими участками или интересные разнообразные спуски соединенные подъемами. мне по душе второй вариант.
Dustman
Что усвоил от этой гонки так это то, что, например 123 можно было сделать и без подъемов (не послушал Бочанского) т.к. мне казалась она слишком даунхильной. На будущий год обязательно учту + Добвлю еще один чисто спусковой этап, а безвыходно крутильным этапам оставлю их прежнее состояние.
Меня больше волнует сейчас вопрос следующего года:
Open просят два дня. Типа после Ночного этапа один хрен домой не поедеш, а сл день можно и погонять. Это может сказаться на массовости, но может и наоборот.
И тут же вопрос по Элите. Два дня или все же три… Можно сделать два насышенных дня используя лучшие трейлы… но потерять эпичность. Но привлечь тех, кто сказал, типа «не, три дня — перебор»))
Koval
grigri
И, имхо, «эпичность» — фирменная фишка Ла Эндуры, ее терять никак нельзя:) Когда один раз ее попробовал, на следующий год хочется еще.
Delar
Три дня проехались вполне нормально. На тренировках многие делали намного больше спусков, чем в гонке.
Так что можно добавлять участков в гонке имхо.
Val
RyzhikhDenis
RyzhikhDenis
grigri
Val