Наши гонки — Еще немного про LaEndura (критика)
Да, гонка удалась. Трассы — огонь. Были недавно отчеты от самых разных участников: девушек, профессионалов, кантрийщиков. Фото с ночного спецучастка:
Тут пойдет речь о проблемах.
1. Разметка
Если не бывал там ранее, то ты 100% потеряешься. Даже если тебя привезли к старту и показали размеченный стартовый коридор. Все трассы пересекаются. Стартуешь, катишь вниз и выезжаешь на перекресток, откуда 2, 3 или 4 направления. И все могут быть размечены. Есть пометки «Лайт», «Опен», «Ручей» или еще как-то (обычно не то, что тебе нужно). А куда ехать и где останавливаться — неясно ни по схемам ни по разметке. Были проводники. Они стартовали, увозили пяток быстрых ребят, а остальные десяток людей терялись. Мы многократно встречали такие группы. :) В дни прикатки почти все наворачивали десятки лишних километров, теряли силы, а трасс так и не находили.
Мы посещали все брифинги, изучали карту. Всегда упор шел на прошлый опыт, карта была прошлогодней и разметка (указатели) тоже, что еще больше добавляло путаницы. Много названий, много альтернатив, сложные объяснения, отсутсвие схемы на руках. Даже сфоткать нечего. Можно только в интернете поискать треки, когда найдете связь.
«Где трасса номер 6? старт чуть выше чем трассы номер 1(надо через кусты за воротами пролезть), это где СуперД трасса и старая красная. Как попасть на трассу номер 3? Спустить 1 или вторую, потом подняться на хребет и не повренуть на 2 и не свернуть на таворот. Или свернуть, там есть срезка.» В общем полная каша для того, кто не бывал.
В день гонки проблему исправили, большинство поворотов закрыли, народ не терялся (кроме девушек и категории Open, но там скорее виноваты вредители).
(фото для привлечения внимания. Место не являлось сложным — были места существенно покруче)
2. Безопасность
2.1. Медики. Надо конечно надеяться что всё будет хорошо, но и в любом спорте возможны проблемы. За всё время на трассах я не заметил медиков и скорой. Если что-то происходит — то что делать — неизвестно. На брифинге сообщили пяток номеров людей, к которым можно звонить в случае ЧП. Но в большинстве мест (в том числе и в базовом лагере) связи нет и никто не может ответить.
У меня случилась проблема при спуске СУ7 на второй день: травма бедра. Выглядела нестрашно, кости целы, кровь не хлещет, но передвигаться по пересеченной местности невозможно (отставить ногу, спуститься или подняться на любом уклоне). Мог сидеть на веле, мог неспешно идти по прямой, используя вел как костыль. На брифинге на финише обещали машину с питанием, поэтому я финишировав и обратился к судьям за помощью. Ответ был такой: машины нет и не будет. Я могу самостоятельно перевалить за хребет и двигаться за скорой в населенный пункт (правда дорога очень запутана и я скорее всего потеряюсь). Лучшим вариантом назвали перемещение на финиш следующего СУ10 и оттуда движение в лагерь по сильно пересеченной местности (это примерно 5+7 км) с десятком бродов. Со мной было еще двое потерпевших: один оказался без заднего колеса, нес\волочил велик по земле. Рваные тормозные роторы и поломаные рули я впервые увидел именно на этой трассе.
Через некоторое время таки удалось договориться о нашей эвакуации: указали по карте направление до ближайшей грунтовки, описали ориентиры (около 3 км). Т.к. целый день шел дождь, нам предложили спрятаться под мостом, откуда нас и должна была «скоро» забрать машина. Это было не быстро, успели хорошенько промокнуть, замерзнуть и проголодаться. Эвакуация завершилась только через 5 часов с помощью машины и ребят из КубаньСпас, за что им большое спасибо! Большинство времени — это пассивное ожидание. Дорога до лагеря — 60+ км, половина из которых — грунтовки.
Нам повезло: ничего серьезного. А если бы травма, критичная по времени? Как проводить соревнования вообще без спасателей?
2.2. Трассы. Уровень сложности был довольно высок, местами народ заметно робел. На сложных элементах («Черный Бриллиант», «Горка — убийца», ..) удивило отсутствие выката. После сильного уклона сразу резкий поворот по камням, за которым — овраг или торчащее дерево. Если вдруг контроль потерян — то итог может быть очень печален, тем более без матов и сетки. Понятно что это вопрос техники, но часто и альтернативы этим элементам нет. Обход отсутствовал. Если на съезжалках можно было поискать круговой путь через лес (пробираться через кусты и ветки), то с «подвесным мостом» это нереально. Или проходить «с ходу», борясь со страхом и раскачкой или думайте сами… Пройти по нему пешком я бы не решился, а падать там есть куда: крутой овраг этажа на 3-4.
На всех жестких элементах желательно иметь предупреждение и обход.
Так выглядел пеший обход «Черного бриллианта» (нужно обратить внимание на деревья и подкорректировать мысленно уклон):
2.3. Пересечение трасс с дорогой.
Одна из трасс пересекала грунтовку, ведущую на гору почти под прямым углом и на моих глазах (наблюдение велось менее минуты) двое едущих подряд спортсменов чуть не столкнулись с поднимающимися машинами: маршала и предупреждения на дороге нет, велосипедиста никто не ожидает увидеть, но видимость ограничена поворотом и кустами. Да и спортсмен на гонке не ожидает наезда. Очень опасный момент! Вот это место:
3. Питание.
Было заявлено наличие питания (фрукты, энергогели, бутеры с колбасой, конфеты\печенье), воды и горячих напитков в достаточном количество на месте погрузки между СУ. Говорили даже: «С собой много можно не брать». Когда стартовали — питания еще небыло. Каждый раз мы поднимались со стартовыми судьями, до нас никто точно не ехал. В первое посещение места погрузки я застал только чай в пакетиках, воду и остатки хлеба. Во второй раз — только вода. Это в первый день. Во второй день — ничего вообще не нашлось. Или всего было мало или народ слишком наглел, нагребая впрок до нашего приезда. Не знаю, не видел. Под счет выдавайте комплект или еще как. Я был готов к такому и имел запас с собой, но если кто-то понадеялся на организаторов?
4. Трансфер
Задолго до гонки и во время её активно обсуждался вопрос трансфера в Крым. Ранее позиция была такой: «Не волнуйтесь, билеты не берите, довезем, все будет гуд!». Во время гонки обсуждение было вялым, но Артем сообщал, что автобус на 18 человек заказан, не переживайте. Каждый день проводилась перекличка, даже составили списки тех, кто едет. Что по факту: трансфер назначен на 18-00 (сразу после награждения). Все спаковались, начали ждать. Артем сообщил что автобус опаздывает на 2 часа и после этого пропал (дозвониться и найти невозможно). Прождав примерно 4 часа случайно поймали одного из водителей (Виктора Новикова), который помогал с трансферами. Он обзвонил всех своих коллег-водителей и выяснил что автобус таки будет, но приедет еще позже, через час или около того. В итоге автобус таки прибыл спустя 5+ часов, загрузиться и выехать удалось только после полуночи. В автобусе всем желающим места не нашлось (ошибка в подсчетах). Удалось убедить водителя рискнуть и взять «лишнего» пассажира, потеснившись в салоне. Добрались до переправы только на рассвете (с ремонтом в дороге), где нас и оставили. Никто не встречал, дальнейшего трансфера нет (хотя и это обещали решить). Хотя кто бы нам там ждал столько часов?
Если бы знал что так будет — добирался бы в Краснодар а оттуда обычным рейсовым автобусом в Крым. Получилось бы удобнее, быстрее а по деньгам почти то-же самое.
Итоги.
Посетил бы я еще раз такое соревнование? С радостью, если исправят косяки. Событие очень эпичное, набор трасс неплохой, весьма интересно и разнообразно. Подъемники такие — что поучиться другим организаторам есть чему (в прицепах байки ставятся надежно, быстро, друг друга не коцают, а люди в кузове на скамейках). В Алуште такие точно не помешали бы.
Справедливости ради замечу также что остальная организация была на высоте. Электронная засечка удобна. Проживание (даже самое бюджетное) удобно и комфортно. Питание в столовой — супер (сытно и разнообразно). Компания отличная, люди старались идти на встречу, исправлять проблемы. Ночной СУ — просто шикарен, эксперимент удался!
Прошу организаторов LaEndura учесть замечания. Да и другим организаторам эндуро серии может надо будет что-то подправить на этапе подготовки.
Тут пойдет речь о проблемах.
1. Разметка
Если не бывал там ранее, то ты 100% потеряешься. Даже если тебя привезли к старту и показали размеченный стартовый коридор. Все трассы пересекаются. Стартуешь, катишь вниз и выезжаешь на перекресток, откуда 2, 3 или 4 направления. И все могут быть размечены. Есть пометки «Лайт», «Опен», «Ручей» или еще как-то (обычно не то, что тебе нужно). А куда ехать и где останавливаться — неясно ни по схемам ни по разметке. Были проводники. Они стартовали, увозили пяток быстрых ребят, а остальные десяток людей терялись. Мы многократно встречали такие группы. :) В дни прикатки почти все наворачивали десятки лишних километров, теряли силы, а трасс так и не находили.
Мы посещали все брифинги, изучали карту. Всегда упор шел на прошлый опыт, карта была прошлогодней и разметка (указатели) тоже, что еще больше добавляло путаницы. Много названий, много альтернатив, сложные объяснения, отсутсвие схемы на руках. Даже сфоткать нечего. Можно только в интернете поискать треки, когда найдете связь.
«Где трасса номер 6? старт чуть выше чем трассы номер 1(надо через кусты за воротами пролезть), это где СуперД трасса и старая красная. Как попасть на трассу номер 3? Спустить 1 или вторую, потом подняться на хребет и не повренуть на 2 и не свернуть на таворот. Или свернуть, там есть срезка.» В общем полная каша для того, кто не бывал.
В день гонки проблему исправили, большинство поворотов закрыли, народ не терялся (кроме девушек и категории Open, но там скорее виноваты вредители).
(фото для привлечения внимания. Место не являлось сложным — были места существенно покруче)
2. Безопасность
2.1. Медики. Надо конечно надеяться что всё будет хорошо, но и в любом спорте возможны проблемы. За всё время на трассах я не заметил медиков и скорой. Если что-то происходит — то что делать — неизвестно. На брифинге сообщили пяток номеров людей, к которым можно звонить в случае ЧП. Но в большинстве мест (в том числе и в базовом лагере) связи нет и никто не может ответить.
У меня случилась проблема при спуске СУ7 на второй день: травма бедра. Выглядела нестрашно, кости целы, кровь не хлещет, но передвигаться по пересеченной местности невозможно (отставить ногу, спуститься или подняться на любом уклоне). Мог сидеть на веле, мог неспешно идти по прямой, используя вел как костыль. На брифинге на финише обещали машину с питанием, поэтому я финишировав и обратился к судьям за помощью. Ответ был такой: машины нет и не будет. Я могу самостоятельно перевалить за хребет и двигаться за скорой в населенный пункт (правда дорога очень запутана и я скорее всего потеряюсь). Лучшим вариантом назвали перемещение на финиш следующего СУ10 и оттуда движение в лагерь по сильно пересеченной местности (это примерно 5+7 км) с десятком бродов. Со мной было еще двое потерпевших: один оказался без заднего колеса, нес\волочил велик по земле. Рваные тормозные роторы и поломаные рули я впервые увидел именно на этой трассе.
Через некоторое время таки удалось договориться о нашей эвакуации: указали по карте направление до ближайшей грунтовки, описали ориентиры (около 3 км). Т.к. целый день шел дождь, нам предложили спрятаться под мостом, откуда нас и должна была «скоро» забрать машина. Это было не быстро, успели хорошенько промокнуть, замерзнуть и проголодаться. Эвакуация завершилась только через 5 часов с помощью машины и ребят из КубаньСпас, за что им большое спасибо! Большинство времени — это пассивное ожидание. Дорога до лагеря — 60+ км, половина из которых — грунтовки.
Нам повезло: ничего серьезного. А если бы травма, критичная по времени? Как проводить соревнования вообще без спасателей?
2.2. Трассы. Уровень сложности был довольно высок, местами народ заметно робел. На сложных элементах («Черный Бриллиант», «Горка — убийца», ..) удивило отсутствие выката. После сильного уклона сразу резкий поворот по камням, за которым — овраг или торчащее дерево. Если вдруг контроль потерян — то итог может быть очень печален, тем более без матов и сетки. Понятно что это вопрос техники, но часто и альтернативы этим элементам нет. Обход отсутствовал. Если на съезжалках можно было поискать круговой путь через лес (пробираться через кусты и ветки), то с «подвесным мостом» это нереально. Или проходить «с ходу», борясь со страхом и раскачкой или думайте сами… Пройти по нему пешком я бы не решился, а падать там есть куда: крутой овраг этажа на 3-4.
На всех жестких элементах желательно иметь предупреждение и обход.
Так выглядел пеший обход «Черного бриллианта» (нужно обратить внимание на деревья и подкорректировать мысленно уклон):
2.3. Пересечение трасс с дорогой.
Одна из трасс пересекала грунтовку, ведущую на гору почти под прямым углом и на моих глазах (наблюдение велось менее минуты) двое едущих подряд спортсменов чуть не столкнулись с поднимающимися машинами: маршала и предупреждения на дороге нет, велосипедиста никто не ожидает увидеть, но видимость ограничена поворотом и кустами. Да и спортсмен на гонке не ожидает наезда. Очень опасный момент! Вот это место:
3. Питание.
Было заявлено наличие питания (фрукты, энергогели, бутеры с колбасой, конфеты\печенье), воды и горячих напитков в достаточном количество на месте погрузки между СУ. Говорили даже: «С собой много можно не брать». Когда стартовали — питания еще небыло. Каждый раз мы поднимались со стартовыми судьями, до нас никто точно не ехал. В первое посещение места погрузки я застал только чай в пакетиках, воду и остатки хлеба. Во второй раз — только вода. Это в первый день. Во второй день — ничего вообще не нашлось. Или всего было мало или народ слишком наглел, нагребая впрок до нашего приезда. Не знаю, не видел. Под счет выдавайте комплект или еще как. Я был готов к такому и имел запас с собой, но если кто-то понадеялся на организаторов?
4. Трансфер
Задолго до гонки и во время её активно обсуждался вопрос трансфера в Крым. Ранее позиция была такой: «Не волнуйтесь, билеты не берите, довезем, все будет гуд!». Во время гонки обсуждение было вялым, но Артем сообщал, что автобус на 18 человек заказан, не переживайте. Каждый день проводилась перекличка, даже составили списки тех, кто едет. Что по факту: трансфер назначен на 18-00 (сразу после награждения). Все спаковались, начали ждать. Артем сообщил что автобус опаздывает на 2 часа и после этого пропал (дозвониться и найти невозможно). Прождав примерно 4 часа случайно поймали одного из водителей (Виктора Новикова), который помогал с трансферами. Он обзвонил всех своих коллег-водителей и выяснил что автобус таки будет, но приедет еще позже, через час или около того. В итоге автобус таки прибыл спустя 5+ часов, загрузиться и выехать удалось только после полуночи. В автобусе всем желающим места не нашлось (ошибка в подсчетах). Удалось убедить водителя рискнуть и взять «лишнего» пассажира, потеснившись в салоне. Добрались до переправы только на рассвете (с ремонтом в дороге), где нас и оставили. Никто не встречал, дальнейшего трансфера нет (хотя и это обещали решить). Хотя кто бы нам там ждал столько часов?
Если бы знал что так будет — добирался бы в Краснодар а оттуда обычным рейсовым автобусом в Крым. Получилось бы удобнее, быстрее а по деньгам почти то-же самое.
Итоги.
Посетил бы я еще раз такое соревнование? С радостью, если исправят косяки. Событие очень эпичное, набор трасс неплохой, весьма интересно и разнообразно. Подъемники такие — что поучиться другим организаторам есть чему (в прицепах байки ставятся надежно, быстро, друг друга не коцают, а люди в кузове на скамейках). В Алуште такие точно не помешали бы.
Справедливости ради замечу также что остальная организация была на высоте. Электронная засечка удобна. Проживание (даже самое бюджетное) удобно и комфортно. Питание в столовой — супер (сытно и разнообразно). Компания отличная, люди старались идти на встречу, исправлять проблемы. Ночной СУ — просто шикарен, эксперимент удался!
Прошу организаторов LaEndura учесть замечания. Да и другим организаторам эндуро серии может надо будет что-то подправить на этапе подготовки.
-
добавить в избранное
- +93
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (32)
_va
Хотя не ожидал что здоровья вообще хватит на 8 стартов в первый день.
mor
_va
Aigo
Aveega
mor
gsom111
Delar
NapsterClash
Delar
mor
2. У меня нет проблем с трассами элиты. Возникли вопросы всего к нескольким элементам на 1 и 4 спецучастках, причем все недостатки можно сравнительно просто устранить.
mor
misterdx
Koval
1. где можно глянуть полные результаты по всем СУ?
2. почему в результаты попали не все участники? пропущенный СУ — это полная дисквалификация? может штраф, как на втором этапе, будет логичнее?
mor
mor
Val
В кратце ответ:
1. Трасс реально дофина и в островном они были размещены по принципу 1 ЭТАП СТАРТ. Потом идут красные стрелки на А3 указывающие путь элите и синие опен указывающие куда ехать девушкам и опен. 1 Этап финиш на финише каждого участка. В прошлом году я потратил на разметку массу времени и средств сделав пластиковые указатели, светоотражающие стрелочки на ночной СУ, рассчитывая на то, что мы живём в цивилизованной стране. Но увы ничего из разметки с прошлого года практически не осталось. В общем тут я думаю, что разместить трассы общее расстояние которых 90 км… Это в принципе большой труд, особенно учитывая то, что отдыхающип как будто бы считают своим долгом «по чистить» лес срывая разметку и тут же бросая баклажки из под употребленного алкоголя… Ничего прорвемся))
2. КубаньСпас дежурил все дни. Есть официальные документы. Есть куча людей в том числе Евгений Глодобин с самой тяжёлой травмой на гонке которому была оказана самая оперативная помощь. В случае с вашим возвратом ситуация следующая. Как только судья 7су сообщили, что все гонцы съехали я дал команду МЧС ехать как можно ближе к 10су там где была гонка. Они забрались в лес и ждали финишей. Потом выбрались и забрали вас. Из вашего звонка я понял, что вы живы здоровы и просто хотоите вернуться в лагерь. Никто из звонивших ни о каких травмах не сообщил.
3. Место пересечения с дорогой хорошо просматривается велосипедиста видно и сверху и снизу. Перед пересечением ливневка в виде ступеньки 10 см высотой машины практически останавливаются перед ней. Но согласен маршала там не хватало да и в принципе очень не хватало людей. Майские праздники это отдых, семья и прочее, но никак не волонтерство на соревах. Люди не ехали помогать даже за оплату ссылаясь на то что они поедут отдыхать. В прошлом году с персоналом все было норм. Конечно же учту на будущее.
4. Тут сложно что либо сказать. На мой взгляд эндуро все же больше гонка по тропам. Это не совсем даунхилл… Одну трассу можно упаковать матами, сеткой и прочим, но когда трасс 10 и они минимум вдвое днинее обычного ДХ трека обеспечить столько трасс матчами это нам пока не по силам… Пока…
Koval
1. на третий день принцип прокладки и разметки трасс стал понятен, но в первый день любые пояснения только усугубляли кашу в голове. Тут решение только одно: очень простые и однозначные схемы на руки в бумажном виде или фотка в телефон + перекрытие лишних поворотов (как в день гонки).
2. непонимание, плохо объяснили. Помогла бы достоверная информация. Вместо «скоро, уже едут» сказать «ждите 2 часа». Мы бы хоть огонь разожгли или к егерю в домик попросились. Травма была у меня, остальм было просто сложно перемещаться. Хорошо помог егерь подсобив с перемещением на квадроцикле.
3. место просматривалось, но проблема в том, что никто не ожидает столкновения. Мы поднимались на шишиге, стуком в кабину машину удалось остановить вовремя, а вот идущие следом ниву и какой-то джип наши крики не остановили. От велика до бампера оставалось менее метра, да и то помог отчаянный маневр кого-то из элиты. Машина уверена что её на подъеме пропустят. А у спортсмена соревнования и туннельное зрение, по сторонам не смотрят без указания. Все кто ехал в нашей машине (почти 30 человек) могу подтвердить наличие проблемы.
4. десятка матов и 2-х сеток хватило бы. Или трасс с упрощенным выкатом после жести (без россыпи камней и резких поворотов).
Уверен, что с Вашей энергией в следующий раз будет всё в лучшем виде.
Из трасс больше всего понравилась шестая, потом каменный ручей (окончание 2-й), четвертая (если без грязи) и наверное первая своими длинными перегонами и скоростными поворотами.
mor
Dustman
Руль, пострадавший на 7СУ:
Участник успел подняться назад на старт, откуда и был оперативно вывезен. Нам подниматься на старт запретили (хотя мы бы наверное и не сумели, учитывая уклон).
mor
MasterMoon
stringer
jewish4x
NapsterClash
jewish4x
pAnda
AleksandrSimonov
zloy6666
В 2011 году, на этапе 7 ветров в Новороссийске. неудачно упал и поломался.
Открытый перелом левого крыла подвдошной кости слева. Было подозрение на перелом всего таза.
При плохом раскладе смерть от внутреннего кровоизлияния за 30-40 минут. Слава богу не подтвердилось.
С трассы меня забрали через 10-15 минут. На спец носилках. Реанимация приехала через 5 минут после доставки меня до машины скорой помощи.
Как добраться с Собера до скорой, при таком раскладе, я не представляю. Ходить не возможно, только ползком. Кровища из дырки в боку тоже бодро течет, что нифига не радует. Разрулить такой косяк без докторов не вариант. Помрешь раньше.
А финальным воспоминанием от гонки остался вид из операционной на трассу, гле ребята еще ДХ докатывали)
ilsa_sum
Zorro
mor