Велоиндустрия — SRAM - по ту сторону витрин
Специально для читателей Twentysix.
Небольшой фоторепортаж с фабрики SRAM на Тайване.
Мы можем вкратце познакомиться с технологией производства карбоновых шатунов, а также увидеть несколько фотозарисовок производственного процесса.
Репортаж ни в коей мере не претендует на объективность и точное описание технологического процесса, но как мне кажется, может быть довольно занимательным для любителей велосипеда.
Фабрика SRAM расположена в промышленном районе острова Тайвань и занимает достаточно большое пространство даже по Российским масштабам подобного производства.
Около десятка корпусов и цехов заняты изготовлением продукции SRAM, Truvativ, и комплектующих к Avid и Rock Shox.
В сопровождении одного из начальников производства мы отправились на импровизированную экскурсию по заводу.
Надо отметить, что везде очень чисто, не валяется окурков, да и места для перекура отсутствуют напрочь.
Выглядит все довольно просто, без европейского лоска, но зато все функционально и продумано.
Сами здания достаточно просты, да и что мудрить, если погода и температура Тайваня позволяет строить заводы, как у нас гаражи «ракушки»
В первом ангаре мы шли мимо цехов в которых происходят различные тестовые работы, проводятся испытание образцов.
Вот на тестирование поступила партия шатунов Truvativ Hussefelt
Девушка проводит регламентные работы по тестированию образцов из партии, и дает свои заключения.
Справа на сетене стенд с уже проверенными образцами продукции.
Следующая комната представляла собой камеру пыток для тестируемых моделей шатунов.
Гнут, напрягают и всячески издеваются над подопытными, специальные механизмы, дающие колоссальные нагрузки.
В жизни так напрягают шатуны очень мало людей на планете, но и такое случается.
А вот карбоновые X0 выдержали испытания, но не выдержала алюминиевая ось… но усилия приложенные для этого повторит только Годзила, ну или Попович с Примачом :)
Дальше мы попадаем в цех, где происходит упаковка и учет готовой продукции.
Инженер технолог рассказывает нам о производственных планах, о процессе производства и логистике предприятия.
Это часть линии на которой идет сборка систем «тройников» и комплектация их каретками GXP.
Вот стенд на котором вывешены все шатуны выпускающиеся в этом цеху.
Тестируемые еще тогда, и не идущие в массовую продажу шатуны для даунхилла Descendant в Black Box версии.
А рядом проверенные временем Stylo — похоже не правда ли? :)
Среди этого заводского процесса и велосипедного железа встречаются вот такие милые высокотехнологичные смазочные материалы от Дисней :)
А вот и сама любительница плюшевых мишек.
А знаете что она собирает?
Да — великий и ужасный Hammerschmidt — не дай вам бог разобрать его в полевых условиях :)
А вот начало производства карбоновых шатунов X0, XX
Листовой карбон на самоклейкой основе режется лазером по заданным компьютером лекалам.
В итоге на стол для монтажа подается огромное количество карбоновых заготовок, из которых формируют лапки переключателей, карбоновые ручки тормозов.
Для этого используется промышленный фен, карбоновые заготовки склеиваются по определенной схеме, и отправляются в печь для запекания листов в единое целое.
Производство шатунов из карбона немного сложнее.
Для начала из аллюминия штампуются заготовки шатуна, те его части, куда вкручиваются педали и устанавливается «паук» для звезд.
Далее на специальном оборудовании эти две противополжные части соединяются между собой уникальным супер легким пластиком.
Пластик настолько легкий, что мозг отказывается соотносить вид изделия и его вес.
Забавное чувство, скажу я вам… берешь в руку заготовку, ожидаешь почувствовать определенный вес, а его нет… просто, как будто ничего не держишь :)
Выглядят полуфабрикаты шатунов так
Дальше уже по знакомой вам схеме.
Нарезанные из карбона части будущего шатуна раскладываются в соответствии с технологическим процессом.
Используя мощный промышленный фен, мастер обклеивает карбоном «воздушную» заготовку, раз за разом нанося заготовленные карбоновые части.
Причем интересна последовательность и чередование карбоновых деталей, видно что не просто так лепят, а по определенной, специально разработанной схеме.
В любом случае прочность шатунов на тесте это подтверждает.
Кстати, сами инженеры SRAM заявляют, что на X0 и XX можно катать даунхилл, но они специально не запускают в серию карбоновые экстрим шатуны, так как считают, что спроса на эту продукцию будет недостаточно. ( а мне кажется что у наших любителей лайтка пошло бы :) )
После склейки всех частей в единое целое, шатуны отправляются в печку для термической обработки, и спекания отдельных частей в монолитную карбоновую массу.
После этого начинается долгий процесс шлифовки, грубой обработки по удалению швов и полировки.
Уже почти готовые шатуны попадают на покраску и финальные шлифовальные работы, также производятся фрезеровочные работы по подготовке отверстий, нанесению резьбы итд...
Каждый шатун проходит тщательную проверку на качество, осматривается со всех сторон и регистрируется в журнале.
Кстати, присмотритесь, никого знакомого не видите на фотографии? :) — загадка.
Пошла работа.....
Веселые картинки для поднятия настроения тружениц предприятия, знали бы они сколько стоит конечный продукт, вот бы порадовались… :)
Вот она, финальная обработка, заглядение… кто бы мог подумать, что в начале пути это болванки и куски пленки.
Приятные пальцу карбоновые ручки, зимой не мерзнут, летом не нагреваются! :)
А это забракованные шатуны, мы посмотрели, повертели в руках, так и не нашли за что их уволили...
С собой взять и утилизировать их, нам не разрешили, к сожалению :)
В следующем выпуске SRAM — по ту сторону витрин, я расскажу о металлических изделиях и производстве амортизационных вилок Rock Shox.
Спасибо всем кто дочитал и досмотрел.
Фотки и текст мои, без разрешения не тырить :)
-
добавить в избранное
3
- +87
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (43)
Видим-видим) — девушка в маске справа — это Люси Лью)))
asx
sergey
trailmax
Vados
trailmax
еще интересней процесс самой отливки шатуна… в формах
twice
Ты имеешь в виду алюминиевого?
Так его не отливают, а штампуют, и используют метод холодной ковки.
Vados
twice
Вобщем, катаем мы с вами на самых настоящих сковородках!
Aux
DeMoNcHiK
огромное спасибо за материал!
Ждем продолжения
Lexapskov
Vados
Lexapskov
www.youtube.com/watch?v=2nVbmcnsXXs
rhombl4
Kapusta
Извини, но твои доводы не логичные и основаны не известно на какой научной базе, если таковая присутствует вообще.
Ты что маркировку этой ткани видел, или поставляешь ее на завод?
Определение — " по свойствам ближе" такое же голословное, как и сравнение в весе и стоимости.
По твоим словам, карбон рассыпается на осколки при механическом воздействии? )) lol
Карбоновые рамы по твоему, все с каркасом из металлической сетки?
Как раз технологии и качественный материал, позволяют обеспечить должное качество при такой, казалось бы на первой взгляд кустарщине.
Просто рассказать более детально я об этом не могу, к сожалению. А специальными техническими знаниями не обладаю, чтобы пояснить все нюансы.
Автоклав, вакуумный пресс и матрицы, как раз прошлый век, еще в 80ые годы, так изготавливали в «домашних» условиях карбоновые весла для гребного слалома.
Vados
Металлический (или композитный)каркас обязателен например для шлемов и прочих товаров, связанных с безопасностью и подлежащих обязательной сертификации, в остальных сферах царит полнейший хаос и колхоз, каждый варит как умеет, и все этим сказано. О рамах из карбона — гляди выше, еще добавлю, что в большинстве случаев на сегодняшний день для облегчения продукта, обернутого в карбоновую ткань, металлический каркас заменяют композитным (то есть фактически раму сделают из стеклоткани, а потом оборачивают сверху карбоном).
Касаемо технологий и прошлого века — расскажи это на любом форуме о композитных материалах, покажи им этот чудо тайваньской мысли, чтобы народ повеселился вволю. Срам Великий постиг величайший секрет карбонового производства, а до них никто не догадался что можно все на верстаке с феном сделать. Смех да и только.
Добавлю: производитель всегда будет говорить что его технология самая лучшая, дилер тоже всегда будет ему вторить, чтобы ЭТО продать, а уж на совести покупателя решать — какую лапшу носить, а какую с ушей снимать, Лично я такое хауно, простите ноухау себе на байк точно не поставлю. На сем откланяюсь.
Kapusta
порция позитива получена.
пиши ещё, мы Вас слушаем.
внимательно.
bryakomyaks
Касаемо рам на основе стеклоткани, тоже не плохо бы подтвердить эти доводы линками, а то пока это все слова, не более.
Форум про композитные материалы если приведешь в пример, спрошу, не поленюсь, можно ли отличить по фото одну пленку от другой, посмотрим как народ повеселится вволю.
Понятно, что SRAM не единственный кто использует подобные технологии, и постиг их далеко не первый.
Но SRAM производит высококлассный продукт, обеспеченный гарантией и тестируемый до выпуска в продажу не один год.
Лично мне все равно, папье-маше это или нет, главное что на выходе одни из самых жестких и легких в мире шатунов, способных выдержать серьезные нагрузки.
Что касается цены, так я тебе приведу в пример с десяток более дорогих вещей, которые в своем производстве просто примитивны.
Оспаривать правильность и технологичность процесса я не берусь в отличии от тебя, знаниями такими не обладаю, к сожалению.
Просто рассказал и показал что видел.
За дискуссию спасибо, без обид.
Vados
bryakomyaks
sergey
schmel
-Углепластики (или карбон, карбонопластики, от «carbon», «carbone» — углерод) — полимерные композиционные материалы из переплетенных нитей углеродного волокна, расположенных в матрице из полимерных (например, эпоксидных) смол. Плотность — от 1450 кг/куб.м.
-Основная составляющая часть углепластика — это нити углерода. Такие нити очень тонкие (примерно 0.005-0.010 мм в диаметре[1].), сломать их очень просто, а вот порвать достаточно трудно. Из этих нитей сплетаются ткани. Они могут иметь разный рисунок плетения (ёлочка, рогожа и др.).
В общем учи матчасть. Карбон — это материал, финально получившийся в следствии складывания, склеивания, прессовки и термообработки нескольких слоев материи (можно сказать ткани), которая сама по себе состоит из углеродного волокна (нитки), сплетенной так, как решит изготовитель в зависимости от поставленных целей и задач.
Т.е. ты тут с умным видом сравниваешь готовый пиджак с нитками, из которых сделана ткань, из которой в свою очередь сшит этот самый пиджак.
Rain
PS. спец для Schmel — вакуумный пресс необходим для того чтобы удалить все пузырьки воздуха из изделия, и плотнее прижать слои углеткани к внутреннему каркасу и между собой, излишки смолы там есть и их очень немало, удалить их можно только прессом. Чтобы в результате прессовки деталь не деформировалась(внутренний каркас очень нежен, это ясно из описания), при прессовке необходима матрица. А автоклав необходим для активации и полимеризации смолы, и последующего спекания углеродных нитей до того, что и называется карбоном. Простыми словами (не научно) о карбоне и технологии его производства можно почитать например graphite-pro.ru/technology/carbon (вторая ссылка из Гугла), если есть еще интерес или глупые вопросы — поиск рулит. Просвещайтесь, а не троллите на форумах.
Kapusta
schmel
«Недостатком карбона является боязнь «точечных» ударов. Например, капот из карбона может превратиться в решето после частого попадания мелких камней. В отличие от металлических деталей или деталей из стеклоткани, восстановить первоначальный вид карбоновых деталей невозможно. Поэтому, после даже незначительного повреждения всю деталь придется менять целиком. Кроме того, детали из карбона подвержены выцветанию под воздействием солнечных лучей.»
у когонибудь выцветали шатуны от солнца?
а точечные удары в МТБ это миф. камушки то не летят из под колес)
zool
misterdx
mor
Kapusta
— производство карбона;
— производства шатунов из карбона.
schmel
misterdx
Kapusta
misterdx
misterdx
производство карбоновых шатунов напоминает hi-end папье-маше)
Pafos
Очень понравилась часть про «Кстати, сами инженеры SRAM заявляют, что на X0 и XX можно катать даунхилл, но они специально не запускают в серию карбоновые экстрим шатуны, так как считают, что спроса на эту продукцию будет недостаточно. ( а мне кажется что у наших любителей лайтка пошло бы :) )» ))))
Knolly
спасибо, очень позновательно
victoria5000
ЗЫ: кто там на фотке то?)
bomberfox
На фотке… ну может gri gri Травин ответит? )))
Vados
Julian
А есть Фотка в разрезе шатуна???
По Этим Фоткам кажется Что толшина карбона Очень мала.
narkoman
Val