ВелоиндустрияВажные велосипедные патенты


Из рынка электроники мы в последнее время знаем, что патенты могут очень сильно влиять на развитие компаний и их продуктов. Периодически громкие споры возникают и в маунтинбайке (сейчас такой спор ведут Santa Cruz и Yeti), однако гораздо чаще индустрия просто признает чьи-то разработки и молча обходит огромные сегменты рынка, придумывает другие решения или просто выплачивает проценты инноватору.
Это важные моменты, которые почти всегда находятся вне поля зрения потребителей. Маркетологи не говорят о том, что сделали что-то по-другому только из-за закрытости другой технологии патентом, а иногда рынок буквально взрывается выходом новых похожих друг на друга продуктов. Часто это объясняется именно появлением или окончанием действия важных патентов, о наиболее ключевых из них я постараюсь рассказать в этом посте.


1. Безрезьбовая рулевая Cane Creek
Традиционная рулевая изображена выше и, конечно, сейчас сложно представить, что когда-то эта разработка была абсолютно революционной. Напомню, раньше миром правили резьбовые рулевые, стягиваемые гайкой. Вот такие:

Проблемой резьбовых соединений было то, что шток вилки нельзя было существенно сократить, ведь при этом страдала резьба на штоке. Разработка Cane Creek дала жизнь безусловно оправдавшему себя и завоевавшему рынок решению, которое радикально увеличило совместимость велосипедов в области стаканов, рулевых, штоков и выносов.

Этот патент перестал действовать в октябре 2010 года, что можно отчасти связать с усилившемся бумом новых стандартов рулевых. Мы не знаем этого точно, но вполне возможно, что Cane Creek задавали рынку единый стандарт. В настоящее время у Cane Creek еще остается (и так будет как минимум 10 лет) пара важных патентов, один из которых относится к интегрированным рулевым.

2. Патенты MRP на успокоители с башем и двумя роликами.
Об этом мы писали здесь.
Напомню суть патента на защиту звезды.

Перестанет действовать этот патент лишь в 2022 году, опубликован, напомню, он был в прошлом году.

3. Двусторонние контактные педали SPD от Shimano
Вот как выглядят оригинальные чертежи этой технологии:



Патент на SPD очень важен, так как серьезнейшим образом изменил вид спортивных педалей в маунтинбайке, по сути сделал их стандартом и… закрыл в последствии рынок для очень многих фирм-конкурентов. Shimano ввели отличную инновацию и по праву пожинали ее плоды, однако, безусловно, многие на рынке ждали ее открытия и освобождения патента.
Я вас поздравляю, по нашим данным действие патента на SPD завершилось по прошествии 20 лет 13 ноября 2011 года, то есть ровно 2 месяца назад. Ждем появления новых разработок от конкурентов?

4. Параллелограмный задний переключатель
Этот патент по факту состоит из трех различных и защищал разработку Shimano 1984 года. В тот момент уже был открытым оригинальный патент на задний переключатель от SR Suntour 1964 года и в Shimano провели большую работу по компьютерному моделированию для того, чтобы выяснить главные аспекты его работы и представить параллелограмную схему в том виде, в котором она была защищена в последующие 20 лет. Патент перестал действовать более 5 лет назад, однако оказал огромное воздействие на велоиндустрию.


По факту патент стал объединением решений, открытых в 1909, 1937, 1938, 1944 и 1964 годах и стал стандартом для рынка на очень долгое время.

А вот так выглядит первый переключатель, выполненный в соответствии с этими патентами Shimano (Dura Ace, 1985 год):


5. Амортизационная велосипедная вилка от RockShox
Эта революционная разработка 1989 года опиралась аж на 26 других патентов (главным образом из области мотоспорта), тем не менее патент был очень важным и открыл как новый рынок, так и, возможно, новые дисциплины.
Первые чертежи:





Патент перестал действовать в 2009 году, однако и до, и после этой даты в области амортизационных вилок было запатентовано множество смежных технологий.
К примеру, действующий до 2014 года и поданный в 1994 году патент Manitou описывал современные системы демпфирования.


Если тема покажется интересной — возможно ее продолжение на других знаменитых примерах, многие из которых защищают инноватора и в данный момент. Если интересно найти историю какой-то разработки самостоятельно — это можно сделать в сервисе Google Patent, а вот пример ссылки для последнего упомянутого патента.

Важное уточнение для анализа действующих патентов — срок их действия. В настоящий момент все патенты, поданные после 8 июня 1995 года, действуют 20 лет. Срок отсчета начинается от «Filled date». Патенты, поданные до 8 июня 1995 года, действуют либо 20 лет с момента подачи, либо 17 лет с момента публикации в зависимости от того, какая дата наступит позже.

Комментарии (47)

0
А мне вот интересно, как патент Спеша на ФСР в ЮСЕ действует, а во всём мире всем пофиг? Им впадлу что-ли было международный патент оформить?
avatar

kerasin

+1
А это вообще интересная тема, потому что не очень понятно как действует международная патентная система.
В США патент на FSR перестанет действовать в 2017 году
avatar

Val

+3
В юсе слишком дурацое патентное законодательство. В Европах, например, можно запатентовать только конкретную реализацию, а не идею со схемой и красивыми картинками. Поэтому в Европах фик ещё докажешь, что конкурент — вредитель.
avatar

Aux

+9
Да нет, там тоже не совсем патент на идею, запатентовали же практически одновременно и VPP и DW Link… Есть множество вариаций на тему как обошли патент на FSR и т.д. Просто разными словами одно и то же объясняют и делают ничего не значащие для работы конструкции изменения но выходят таким образом из рамок патента. Тут больший вес имхо имеет зарегистрированная торговая марка на эту технологию, подкрепленная патентом и грамотный маркетинг. Когда у покупателей вырабатывается уже окончательно мнение что вот есть запатентованная подвеска VPP а все что типа такое же но не называется VPP — это уже не настоящее… Типа как купить китайскую копию луи ветон…
А вообще — оформляй патент или не оформляй, все равно, когда китайцы начинают штамповать рулевые по цене вдвое меньшей чем кейнкрик просит за один лишь патент — то патент идет лесом. Может в своей Америке они еще как-то могут там контролировать поставки таких товаров, но судиться в со всеми в куче разных стран — это им всем просто не по карману.
avatar

Rain

0
Идея с красивыми картинками патентуется, как «полезная модель».
Кроме того существует заявка на патент, то, что называется Patent pended.
avatar

im66

+7
Dura Ace 85го года — хоть сейчас ставь на байк.
avatar

kuzlich

+4
Что прикольно — весил он 190грамм, т.е. весьма мало. Это как вот этот шоссейный SRAM Rival 2012 года:
avatar

Val

0
если вопрос глупый простите.
А продлить действие патента нельзя?
avatar

SpeedY

0
неа, он официально становится достоянием общественности. Разве что можно уточнить что-то и выпустить это как новый патент. Например, вы изобрели велосипедную вилку, а я получаю патент на использование эластомеров в ней.
avatar

Val

0
спасибо, очень интересная тема! теперь понятно, почему кренки так сильно отличаются от шимано. а тайм, наверное, покупает лицензию у шимано?
только не пойму, а продлять срок патента нельзя?
avatar

Pafos

+4
У тайма другой патент, действующий до 2024 года


И у кренка есть свой патент тоже до 2024 года.


Еще есть свой патент у Ritchey, похожий на spd, но мне кажется, что он сейчас особо не используется.
avatar

Val

0
аа, все ясно)
спасибо!
avatar

Pafos

0
Кстати вот интересно, таймы и лууки в принципе идентичны, кто кому из них платит?
Или у них с педалями такая же фича, как у интенза и санты на подвеску ВПП?
avatar

ezhiwe

0
интересно реализовано вращение педали относительно шатуна. подшипник поз.40 наверно часто приходится менять если там конечно не игольчатый
avatar

evolvent

0
возможность сделать самые тонкие даунхильные педали. Но видимо не пошло, раз до сих пор нет на рынке
avatar

Val

0
в этом нет смысла, потому что сам шатун при такой конструкции будет довольно сильно выступать по нижнему габариту, и вместо педалей ты будешь убивать шатуны при зацепах за камни, что дороже и опасней.
avatar

Kapusta

0
а у тайма разве SPD?
Под SPD делают педали всякие Ritchey и BBB…
avatar

Data_Link

0
просто дизайн тайма и спд мне как-то схож)
avatar

Pafos

0
совсем не схож, и принципы работы кардинально различаются.
avatar

Kapusta

0
ок.не буду спорить — на таймах ни разу не катался.
avatar

Pafos

0
Вот на тему SDP интересно. У каждого производителя педали сделаны по-разному, однако все поголовно используют единый стандарт крепления шипов, кооторый как раз SPD. Он что не запатентован или все поголовно платят алименты за него?
avatar

conrad

0
видимо платят те, с кем шимано договорилось. И очень многие просто не делают ничего на этом рынке, хотя было бы очень логично. Например, SRAM.

Шипы, кстати, тоже запатентованы. И с ними сложнее и непонятнее — есть два одинаковых шимановских патента 5522282 и 5505111. С разными датами подачи и удовлетворения. По всей видимости срок действия патента по шипам SPD — 4 ноября 2012 года.
avatar

Val

+5
MARZOCCHI Shock absorber with adjustable compression and rebound
www.google.com/patents?id=cT0HAAAAEBAJ&zoom=4&dq=marzocchi%20Hydraulic&pg=PA1#v=onepage&q&f=false

Свеженький патент Fox Racing Shox: METHODS AND APPARATUS FOR SUSPENSION ADJUSTMENT
www.google.com/patents?id=L9PrAQAAEBAJ&zoom=4&dq=fox%20racing%20shox&pg=PA1#v=onepage&q=fox%20racing%20shox&f=false

Патент хитрож-ой подвески байка Fox Racing Shox: REAR SUSPENSION SYSTEM FOR A BICYCLE
www.google.com/patents?id=coHWAAAAEBAJ&zoom=4&dq=fox%20racing%20shox&pg=PA10#v=onepage&q=fox%20racing%20shox&f=false
avatar

XG2

0
батюшки, да это же Йети 303-й
avatar

dimon_ra

0
только реализован немного иначе, привет старому Лапирье 920 и Глори)
avatar

kuzlich

0
да ладно, тут лапьер и глори рядом не стояли, где ты на лапьере две рельсы видел?
avatar

Kapusta

0
я ктому что глори и лапирье старые — идентичны практически, так и здесь ети и эта вундервафля-патент)
avatar

kuzlich

0
теперь я понял о чем ты) Но здесь не так все, ибо контора Йети по сути принадлежит фоксе, поэтому на них они свои патенты и обкатывают)
avatar

Kapusta

0
а откуда такая инфа?
avatar

Yue

0
не скажу)))
avatar

Kapusta

0
Ты не прав по сути)
avatar

BorisGolyakov

0
Ну тогда докажи обратное))
avatar

Kapusta

0
Спроси у них сам.
avatar

BorisGolyakov

0
Обязательно при встрече спрошу) А ты так долго думал что мне ответить? Или все это время искал доказательства что я НЕПРАВ? Видимо не нашел, судя по твоему ответу)
avatar

Kapusta

0
Я понял, ты сам не можешь. Я тебе помогу:
Yeti Cycles несколько раз покупалась и продавалась, но ни разу не была в собственности FOX.
Последний раз компанию купили ее же сотрудники, которые и ныне руководят ею. Т.е это частная компания.

Yeti и FOX тесно сотрудничают при разработке подвесок/амортизации, и обкатывают это все на совместной команде.

А все что ты сказал это просто твои личные фантазии и домыслы.
avatar

BorisGolyakov

0
а я не писал что их купил фокс или что-либо подобное, я говорю что без фоксы у йети не будет ни вела, ни навески, ни команды — НИЧЕГО, все на чем они ездят принадлежит фоксе. Поэтому как ни крути Йети принадлежит ФОКСЕ, как бы тебе не было тяжело это осознавать.
avatar

Kapusta

0
Ты сам хоть понял что написал:
«контора Йети по сути принадлежит фоксе»
«я не писал что их купил фокс или что-либо подобное»
«как ни крути Йети принадлежит ФОКСЕ»

Принадлежит — значит в чьей-то собственности, а кому принадлежит компания Yeti Cycles я уже озвучил.

Иначе с таким же успехом можно сказать что Интенс «принадлежит» Сантакрузу, а Норка это «собственность» Спеша.
avatar

BorisGolyakov

0
Это все что ты смог воспринять из того что я написал?
«с тем же успехом» нельзя, найди 10 отличий. Вообще забей, твоя позиция мне ясна, свою я тоже изложил, дальше спорить бессмысленно.
avatar

Kapusta

0
он до мелочей 303, даже форма верхней трубы, что обычно в патентных рисунках не имеет значения 1в1 от Йети.
avatar

dimon_ra

0
ага, только для 303dh на одну рельсу больше, а для 303 25th рельса не с той стороны.
avatar

kuzlich

0
в 303дх 3 рельсы?
avatar

dimon_ra

0
в смысле не с той стороны?
avatar

BorisGolyakov

0
Народ, вы чего?



Про 303дх 09 года не говорил, вроде как уже не актуален, но если и его рассматривать — то опять же рельса у него не там.
avatar

kuzlich

+1
avatar

BorisGolyakov

+2
Ээээ)) Прикольно однако) Только у нас в патентное бюро надо относить чертежи оформленные по всем стандартам ЕСКД. А тут прям дизайнерская работа а не чертежи))
avatar

mx2

+4
Понравилась статья
avatar

cryneon

+4
Да очень интересно было почитать, спасибо автору.
avatar

Weller

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.