Велоиндустрия — SRAM борется против NarrowWide-звезд
Интересная ситуация возникла сейчас на рынке. SRAM заявил о том, что в прошлом месяце подписаны две лицензии на право использовать технологию X-Sync (переменные зубья на ведущих звездах от SRAM) и подтвердил, что будет бороться с копиями. Удивительная история, ведь технология анонсирована на публику уже полтора года назад, копии есть уже год как и SRAM ничего не может с ними сделать. Давайте посмотрим, почему.
Ключевой момент — в патентах. При выходе с этим решением SRAM подозревал, что сможет сдвинуть рынок и подал заявки на патенты в штатах и вне сша (насколько я понимаю, как минимум в Германии и Китае). Беда в том, что зубья переменной ширины уже были запатентованы в далеком 1979 году (для звезд, использующихся в сельхоз технике) и великолепная идея SRAM'а состоит в том, чтобы вспомнить о том патенте. И вот вопрос о том, достойна ли эта идея самостоятельного патента и есть величайшая загадка для рынка.
С одной стороны у нас очевидно стоят небольшие бренды, которые огромными пачками выпустили свои звезды — от WolfTooth до RaceFace и E13. Они точно решили — патент 79 года, зубья мы делаем привычной формы (не прямоугольные), поэтому все в порядке.
С другой стороны Shimano, которое смотрит и… ничего, кажется, не делает. Что самое неприятное для пользователей бренда — не делает ни по части звезды, ни по части увеличенного диапазона, полученного с XX1. SRAM чисто ушел вперед, как до этого Shimano ушло с Shadow+ и даже если Shimano анонсирует свою революцию на 2015 год — это будет уже очень-очень поздно.
В поддержку позиции Shimano выступили и две компании, которые собственно и лицензировали использование технологии X-Sync, чтобы избежать возможных проблем.
Речь идет про Chromag и Accell Group. На всякий случай поясню, что последней принадлежат бренды Ghost (DE), Haibike (DE), Raleigh, Diamondback (UK, US, CA), Lapierre (FR), Redline и многие другие, менее известные в России. То есть компанию такого масштаба SRAM все-таки уговорил.
Наглядной демонстрацией сложности вопроса стало то, что SRAM более полутора лет получал свой патент и даже после его получения проблема никак не решилась. Но в чем разница и почему конкуренты не могут опираться на патент 1979 года — большой вопрос.
Напомню, вот тот старый патент:
Короткое описание патента 1979 гласит:
«A chain drive includes a sprocket rotatable in a plane and comprising an even number of wide and narrow tapered teeth and a flexible chain comprising successive links having alternate wide and narrow tooth-engaging link openings, with tooth width and link-opening width being measured in a direction transverse to the plane of sprocket rotation. The arrangement ensures proper registration and engagement of the link opening of each oncoming link with a tooth of appropriate width despite displacement of the oncoming chain flight from the plane of sprocket rotation and thereby prevents disengagement of a loose chain from the sprocket or breakage of a tight chain by the sprocket.»
То есть описаны натурально звезды XX1/Narrowwide. Важный момент — в патенте указана область применения. И это очень общая формулировка «This invention relates generally to chain drives including sprockets and flexible chains employed therewith and, in particular, to the configuration and arrangement of the sprocket teeth», которая не ограничивает использование только сельскохозяйственной техникой, откуда идея родом.
А вот то же короткое описание патента SRAM'а:
«A solitary chainring of a bicycle front crankset for engaging a drive chain, including a plurality of teeth formed about a periphery of the chainring, the plurality of teeth consisting of an even number. The plurality of teeth includes a first group of teeth and a second group of teeth arranged alternatingly between the first group of teeth. The first group of teeth and the second group of teeth are equal in number. Each of the first and second group of teeth include an outboard side and an inboard side opposite the outboard side and each tooth of the first group of teeth includes at least a first protrusion on the outboard side thereof and each tooth of the second group of teeth are free of the first protrusions on the outboard side and the inboard side.»
Привожу все на английском, чтобы вы при желании могли сравнить тексты и не страдать от неточностей перевода.
Я вижу значимую разницу только в том, что SRAM уточнил — речь идет о велосипедной звезде.
Все это ставит SRAM в довольно глупое положение, из-за чего мы сейчас слышим их фразы «SRAM оставляет за собой право бороться за соблюдение прав собственности, связанных с технологией X-Sync» © Enduro-mtb. Что это значит и о каких правах в этой ситуации идет речь — вопрос. И пока сам SRAM на него не может ответить, звучит другое предостережение: «Имитации, изготовленные не по спецификациям SRAM, могут привести к повышенному износу и плохой работе в грязь, что в итоге может привести к спаданию цепи» © опять же enduro-mtb. Такое ощущение, что SRAM находится в растерянности и не знает, то ли уже пора на всех потребителей говорить о том, что только их звезды работают хорошо, то ли угрожать судом всем конкурентам с NW-технологией. И пока это выливается только в статьях на небольших велоресурсах, похоже, что полноценно не происходит ни то, ни другое.
Что интересно, в конце прошлого года появилась NarrowWide звезда даже с прямоугольным профилем зубьев. На это осмелился бренд Revolution Components.
Еще похожие зубья нашлись у Absolute Black (да-да, вот их красная звезда)
… у Extralite
...Blackspire и наверняка много кого еще.
А пока SRAM, как это ни странно, при анонсе системы XX1 зафиксировал пользователей не звездой, а отличной системой и, самое главное, пусть и ультра-дорогой, но уникальной кассетой. И вот это безусловно работает.
-
добавить в избранное
2
- +66
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (90)
pashevich
Letchik
P.S. только вчера прикрутил к байку NW звезду на 30Т и тут такое. Придется идти на сделку с совестью.
Veles66
velikain
Их SRAM XX1 X-sync была только под свои шатуны 76mm BCD. Насколько я понял Х01 уже имеет варианты под 104 BCD. Но в этом сегменте для 9-10 скоростных систем уже имеем достаточно широкий выбор NW звезд.
Veles66
mitcos
Тут вроде нерусским по белом написано
«Replacement chain rings in 94mm and 104 mm BCD for X01 cranks.»
Хотя меня терзают сомнения, что не на все шатуны она легко встанет.
Veles66
а звёзды ХО1 с BCD 104 сделали для всех остальных, чтоб могли на свои шатуны ставить
To keep the price in check, SRAM opted to use a simpler and easier-to-produce 94mm BCD for X01.The aluminum XО1 cranks we’ve seen specced on 2014 bikes such as the Scott Genius LT 700 650b also share this 94mm bolt pattern
Not one to sit by and lose out on sales, SRAM will offer X01 level chainrings in the very common 104mm BCD pattern. This should be good news for riders looking to piece together a 1x drivetrain using cranks they already own.
(цэ) www.bikeradar.com/mtb/news/article/sram-x01-groupset-first-look-38021/
mitcos
im66
зы: у меня на двух байках 9 скоростей сзади, хт-хтр, боюсь думать о том, что когда-то придётся бежать за модой и менять
mitcos
PS в начале прошлого лета пообщался с несколькими нашими «про», использующих ХХ, так вот звездой на 10 они пользуются только во время тренировок на шоссе. Вместо того, чтобы сделать гоночную кассету 10 ск 12-42, сделали полностью групсет за много $$$ :).
im66
я вот на свои 9 ск. знаю, что в голодный год могу за 20 евро деор какой по интернету урвать
надеюсь, что шимано выпустит 10ск. кассеты с разбросом 11-42 — обрушить, так сказать, доминирование Срама на поприще широкодиапазонных кассет
mitcos
kubas
Лично мне кажется, запретить они не смогут, тут действительно сыграет роль патент 79го. Но могут потаскать по судам, что кого-то отпугнет. Ну и как минимум напомнят о том, кто все это придумал, самом технологичном, передовом, и вообще кошерном бренде… ну вы поняли каком.))
tailung
Я вижу лишь инфоповод. Поговорить о SRAM в тот момент, когда везде распродажи и нужно чистить склады под новые железочки. Не более.
SEi
Veles66
racerx
DmitriyBazhanov
Pinokio
raskladnoy
Я лучше воткну хтя + задний переклюк, и на свою систему поставлю одну звезду ракифаки и все, даже цепь менять не надо. вот реальная экономия. Поэтому срамовцы-то и напрягаются.
generalnik
Самый бюджетный пока вариант — это покупка кассеты, цепи, переклюка и манетки X01 от SRAM и NarrowWide звезды любимого бренда. Это выльется ~$500. Дорого, но уже сравнимо с XTR и X0\XX, по с приятными плюшками.
mor
SEi
1. Рваный диапазон (обычно надо выкинуть одну из средних звезд). Решено в вариантах, когда меняются три больших звезды.
2. Настройка переклюка. Большинство переклюков можно настроить на 42Т, подкрутив соответсвующий винт, но при этом на малых звездах ролики оказываются далековато, что сказывается на четкости и скорости переключения.
Хотелось бы поскорее увидеть наборные кассеты с алю.пауками и ценой до $100 (аналоги XT или PG990\980\..). Кассета — расходник, нужны более бюджетные варианты. С ценой нового переклюка готов смириться :)
mor
Что будет дальше — посмотрим. Идея 1х10 (11) уже прочно вошла в мозги потреблятелям, а с приходом сискфифтиби и найнеров б-гмерзких всё становится вообще на свои места.
SEi
im66
thresh
DenisV
mitcos
KonstantinMaksimov
лол, но помним — такие звёзды могут привести к повышенному износу, слетанию цепи, иным малым скорбям — включая, но не ограничиваясь… SRAM предупреждал!!111адинадин.
SEi
kubas
Val
kubas
pashevich
SEi
у вас же в РФ есть уже несколько умельцев, делающих звезды не хуже забугорных гаражей, и вдвое дешевле срамовских.
Armand
tazhate
Val
_va
SEi
_va
thresh
_va
N01Z3
Val
thresh
im66
Vastak
im66
_va
indeetz
_va
racerx
_va
B-race
_va
AleksandrSimonov
Yue
_va
_va
AleksandrSimonov
_va
B-race
Vastak
я так думаю что это действительно much ado about nothing, sram лишь лицензировал свою реализацию стандарта двум конторам, которые будут выпускать свои звезды с их технологией
точно так же как я не могу представить как они будут бороться с полуподвальными хендмейд конторками типа того же absolute black, имеющими домен в зоне .cc, производство (судя по наклейке на упаковке) в польше, а офис продаж, если такой существует, в англии.
thresh
барыги с лапьера же смогли наехать на энтузиаста, который чуть ли не на год раньше выпуска их байков выложил в сети свою электронную систему управлени подвеской, тот вроде с Австралии был, в итоге уроды заставили удалить ролики с ютуба и т.п.
Armand
srg83
Techno
Имею ХХ1 год, катать стараюсь в удовольствие, без фанатизма к железу, -мне система показала себя двояко.
1. Одна звезда спереди — плюс, цепь действительно не слетает на несильной колбасне (сильную без верхнего успока не пробовал).
2.Передняя звезда и звездочки на переключателе быстро стираются, с ней и цепь быстрей изнашивается, мне кажется малый зазор цепь-зубья и грязь работают как наждачка. Более тяжелей стало крутить педали на всей системе ХХ1 сразу это почуствовал (особенно когда грязная) возможно тут влият задний переключатель с натяжением, я это не проверял. Передаточное отношение, — рывки и провалы я бы так это назвал, кто катал на шосейной кассете, тот знает.
P.S. Будете удивленны, но мне кажется что задний переключатель ХХ1 делает подвеску байка жесче, блокируешь его — вел плюшь. Как только в рабочем режиме, рывки в начале хода и жесче продавливается подвеска.
Andgi
Val
thresh
P.S. Всегда был поклонником шимано:)
indeetz
Лечение не помогло, мне кажется пружина там слишком мощная.
Где в моей реплике высказывание о «дороговизне и недоступности», я тут о опыте своей эксплуатации писал.
Andgi
разобрать, почистить, при необходимости добавить смазки.
используя фиксатор резьбы, отрегулировать натяжение фрикциона (чем меньше натяжение, тем хуже работает Type2-функция — нужно выбрать золотую середину).
SEi
indeetz
AleksandrSimonov
indeetz
Rain
Andgi
Rain
Vados
raskladnoy
Val
Armand
а на XX1 паук снимается? если нет — то X0 с звездой без паука будут привлекательнее и легче, чем XX1.
mor
Armand
sarmatin
racerx
raskladnoy