Велоиндустрия — Большой обзор тренировок с мощностью в Zwift
Резиновые женщины еще никогда не были так хороши. После теста Zwift многие мои знакомые были в восторге и сейчас очевидно, что это одна из самых перспективных велосипедных новинок. Пора разобраться в том, что там происходит, как туда попасть, и нужно ли это вам.
Ненавидели электровелосипеды? Добро пожаловать на новый уровень хейта.
Но давайте по порядку.
Как понять, что у вас есть достаточное оборудование для запуска Zwift?
Упрощу. Вам нужен измеритель мощности и станок. Есть огромное количество вариантов станков и измерителей, но суть одна — вам надо передать данные о мощности на компьютер или ipad. Либо эти данные запишет станок (как правило за цены порядка 800+ долларов), либо измеритель с обычным станком (примерно за те же деньги).
Самый бюджетный вариант — это любой станок + датчики скорости и каденса + прием их сигнала на компьютере (ANT+ usb-«свисток» или bluetooth smart). Здесь куча переменных — состыковать байк со станком, настроить датчики, поставить Zwift, успешно получить данные от датчиков в программе. Но всё реально и проблемы возникнут только при подключении. В общем разберетесь. Важнее другое: без измерителя эта оранжевая резиновая женщина вам определенно не понравится. Да, вы будете ездить в виртуальном мире против других реальных людей, тренировки на станке станут интереснее, но это и близко не то, что надо. Измеритель нужен.
Ок. Как дешевле всего получить нужное оборудование?
Сейчас многие пытаются сбросить цены на измерители, но классика массового жанра для новичков в измерителях мощности по-прежнему та же: Stages на левом шатуне + базовый станок под заднее колесо (не роллер!).
Про плюсы и минусы Stages я через некоторое время расскажу отдельно, так как у меня есть их измерители обоих поколений. Второе поколение стало большим прогрессом, чуть подешевело и, в общем, в целом всё ок.
То есть логика простая: выбираете подходящий к вашей системе левый шатун, покупаете простой (например, БУ) станок и вперед.
Какой самый дорогой вариант нужного оборудования?
Пока в среднем сегменте с десяток фирм пытаются выйти на рынок «попробую повторить Stages», в верхнем тоже становится жарко. Пару лет единым стандартом топового станка был Wahoo Kickr. Он прекрасен тем, что имеет привод на кассету, размещенную прямо на станке и, благодаря этому, ему не страшны проскальзывания при интервальной тренировке или спринтах. Многие в России успели купить этот станок прямо перед ростом курса доллара и это действительно был джекпот — тут и Zwift приехал, и правильный станок под него.
Планку по топ-станкам пытались поднять многие, были очень необычные решения, но сейчас ближе всего к тому, чтобы перебить Wahoo находится Tacx NEO. Собственно главный мировой обозреватель подобной электроники, проект DC RAINMAKER, признал его лучшим станком 2016 года.
Если коротко, то фишка NEO — в прямом приводе усилия на электромотор. Чтобы вы понимали, даже в Wahoo Kickr, где кассета является частью станка, есть ремень, служащий для передачи усилия на маховик. У NEO нет ни ремня, ни маховика, из-за чего станок намного тише и может обеспечить рекордное сопротивление — такое, что не ограничит, вероятно, никакого спринтера на земле. Но у всего есть минусы, а явный минус NEO — цена в 1600 евро. Про этот станок я расскажу отдельно.
Ладно Zwift, а в чем вообще профит измерения мощности?
Самый популярный тезис — мысль о том, что у вас существенно повысится качество тренировок. Дальше обычно следует рассказ о неточности данных по пульсу и о том, что с мощностью можно будет выполнять правильные интервалы на заданной мощности. Жизнь от этого якобы станет светлее, результаты пойдут вверх, вернется жена — нужное подчеркнуть. Я со всем этим не очень согласен, потому что, на мой взгляд, малость перепутаны причины.
Дело в том, что, если покопаться, очень сложно найти подтверждения эффективности ровной работы на заданной мощности. Это совершенно неочевидный момент. Очень многие тренеры используют мощность в качестве ориентира для тренировок, задают разные зоны и т.д., но вопросов к мощности не меньше, чем к пульсу. Заголодали — зоны сдвинулись. Проехали час кантрийной гонки — зоны сдвинулись. Не разогреты — зоны сдвинулись. И т.д.
Но есть у данных о мощности два момента, которые оспорить очень сложно. На них я и предлагаю обратить внимание тем, кто раньше эту информацию не использовал.
1. Мотивация.
Пока нет ничего более наглядно демонстрирующего ваш прогресс в тренировках, чем рост мощности. Со своим измерителем вы можете проводить небольшие тестирования своей формы хоть каждую тренировку и постоянно понимаете, в какой форме находитесь. Без измерителя вы сможете узнать это либо в лаборатории, либо на гонке, либо на тестовом участке по страве. Но все три метода весьма проблемны, так как лаборатория стоит очень дорого за каждое посещение, посещать гонки каждую неделю не позволит ни здоровье, ни кошелек (а каждый день это просто невозможно). Ну а страва сообщит вам об успехах, только если вы пытаетесь поставить рекорд, да еще и только на прикатанных отрезках — тоже развлечение и близко не на каждый день (не говоря уже о том, что погода во время тренировок может очень сильно сказаться на результате по сегменту). В общем измеритель сообщит вам о прогрессе в форме раньше всех а, значит, раньше всех поддержит мотивацию к продолжению тренировок.
Кроме того, измеритель помогает с мотивацией прямо во время тренировки. Он мгновенно показывает, когда вы халявите и это может очень существенно подбросить качество тренировок. Что нам и было нужно.
2. Тактика.
Если вы едете гонки с упором на педаляж, вам скорее всего придется раскладывать силы. И измеритель мощности тут незаменим. К примеру, после тренировок вы будете знать, какую предельную мощность можно вырабатывать в первые 2/5 минут гонки. В итоге соперники почти наверняка удивят вас дважды за гонку. Сначала тогда, когда гонщики вашего уровня красиво уйдут в закат на старте, а потом, когда с похожим темпом их будете догонять вы. Мало что доставляет в марафоне такое удовольствие как обгон потратившихся в начале гонщиков.
Почему без измерителя сложно сэкономиться в начале? Да потому что в начале едется безумно легко. У вас еще низкий пульс и мощность в полтора раза выше нормальной дистанционной. Вполне вероятно вы научитесь хорошо чувствовать это без измерителя… после того, как узнаете это поездив с ним. Такой опыт, конечно, можно набрать и просто невероятным количеством пройденных гонок, так делают наши сборники, которым измерителей не дают, но я не уверен, что у вас есть возможность потратить столько лет выступлений, чтобы набрать эти знания «бесплатно».
Итак, вы всё это собрали и запускаете Zwift. Что там интересного?
Как в настоящей мультиплеер-игре, выбираем персонажа, выбираем ему байк. Что забавно, разные велосипеды, разные колеса обеспечивают разную скорость. Преимущество похоже на условия реального мира, так что разница в скорости не очень велика и максимум, на который вы можете расчитывать — это примерно минута выигрыша на часовой гонке.
Одна из больших фишек Zwift'а — это партнерства с разными компаниями. Так, огромное количество брендов выпустили свои комплекты экипировки, которые открываются в игре по опубликованным в сети кодам.
То же самое относится и к командам, которые стихийно появились в игре.
А вот быстрые рамы и колеса (например, Enve, Zipp) по кодам получить нельзя, они доступны только за совокупный накат в игре, происходит традиционная прокачка персонажа, где с накатанными километрами открывается что-то новое.
А что там с самими тренировками?
Есть три основных режима: свободное катание, воркаут, гонка.
Прежде всего игровой мир в любом случае общий. Каждый день меняется карта, на которой катаются все игроки. Сейчас карт доступно три: Watopia (большой остров с эпической горой, мелкими горками и очень разнообразными видами вплоть до длинного подводного туннеля с китом, скатом и другой живностью по бокам), Лондон и Ричмонд (там не очень давно были шоссейные чемпионаты мира). Лондон и Ричмонд — более компактные места и больших гор там, конечно, нет. В любом режиме катания вы выезжаете на общую карту со всеми остальными бойцами и народу в последние дни там катается под 3000 одновременно. Но вот дальше многое отличается.
1. Свободное катание
Катаетесь себе по общей трассе, но при входе в игру выбираете, какой рельеф вас интересует. Благодаря этому на развилках (а они есть) вы будете автоматом поворачивать на более горный или более плоский маршрут. Можно выбирать, куда ехать, с телефона или клавиатуры. Если выбираете обычный байк с бараном под групповую гонку, то действует драфтинг, когда за спиной другого райдера ехать чуть проще. Так что можно кататься с другими гонщиками, которые едут немного мощнее.
На карте есть участки спринтов, горные сегменты как в страве, где вам автоматически засекут время и покажут ваше место среди тех, кто сейчас катается по карте. В общем если хотите сами выбирать темп, покататься с друзьями — вам сюда.
2. Воркаут
При открытии приложения выбираете воркаут и один из режимов тренировки с переменной нагрузкой. Вам будут подсказывать моменты, когда стоит прибавить в мощности до целевой, когда должен пойти отдых и так далее. Очень удобно для того, чтобы сосредоточиться на тренировке. Параллельно вокруг движется виртуальный мир, другие райдеры и это забавно расслабляет мозг. Намного-намного комфортнее, чем смотреть в статичный экран TrainingRoad и на мой вкус даже интереснее, чем просмотр видео с соревнований, чем я лично увлекался за тренировками на станке раньше. Есть свободные силы для загрузки головы — включите аудиокнигу и тренировка пройдет мгновенно и с двойной пользой.
3. Гонка
Тут лучше даже не рассказывать, а показывать. Ниже будет видео от одного из российских райдеров, администратора группы ZwiftRus в фейсбуке. В гонку вы заявляетесь после открытия приложения, в игре вам ближе к гонке (от получаса до пары минут до нее) выскочит сообщение с предложением выйти на старт. Когда примете это приглашение, оказываетесь на стартовой линии на виртуальном станке, который и крутете разогреваясь до старта.
Гонки бывают разные, с разным рельефом и таймингом, как правило, от получаса и выше. Сейчас в них обычно участвует 50-500 человек. Нет смысла говорить, что формат очень мотивирующий — вы быстро находите бойцов, которые очень близки к вам по силам и боретесь с «тем американцем», «этим итальянцем» и т.д. Если это не разделка (драфтинга нет и вы едете в своем темпе рядом со всеми), а групповая гонка, то работает драфтинг и все соответствующие особенности тактики. Никто не хочет вести группу, при этом никто не хочет и отставать из-за нежелания выходить на смену остальных. В итоге гонщики одной команды легко договариваются о выходе на смену, а в остальных случаях лидирует самый уверенный в своих силах.
Вот пример первых минут гонки
Мир Zwift оказался очень демократичным и в нем чего только ни придумали рядовые гонщики. На западе команды сделали свои сайты, появились рейтинги гонщиков, специальный ресурс, где ведется статистика по всем соревнованиям с автоматически появляющимися там результатами и собственно расписание гонок (zwiftpower.com). Самих гонок проводится 10-15 каждый день, поэтому можно выбрать удобное для себя время. Помимо них проводятся и просто покатушки («Ride»), в которых народ стартует вместе и также вместе едет большой толпой по карте, поддерживая единый темп. Кому что.
Возвращаясь к соревнованиям, они бывают разделками (ТТ-байки), групповыми гонками (только байки для групповых гонок), есть Handicap-заезды (сильные гонщики стартуют позже слабых и пытаются догнать их по трассе). Да и просто гонки разделяются на разные категории по силе в зависимости от того, какую мощность на уровне FTP вы ранее показывали. Благодаря этому есть возможность попасть на гонку, где райдеры будут только из вашей категории и с ними будет интересно бороться.
Вот так выглядит расписание стартов на один сегодняшний день. Много.
Конечно, гонки проводятся на доверии. Там есть очень простые (такие как уменьшение собственного веса в настройках игры) методы читинга, но это никого особенно не интересует, так как все едут для себя. Гонщики, показывающие на гонке FTP более 5вт на кг веса, дисквалифицируются из результатов гонки, если они предварительно не сообщили на специальный сайт о своих результатах в реальном мире. Многие так и делают. Уже известны случаи участия в Zwift ребят, стартующих Тур де Франс.
На видео было слышно, как российские граждане общаются друг с другом. Как это делать в игре?
Это происходит не в игре, а с помощью стороннего приложения. В Zwift наиболее популярно использование приложения Discord. Оно есть и для windows, и для Mac'а, и для смартфонов. Присоединяетесь к какому-то «серверу», заходите в одну из голосовых «комнат» и вы будете слышать разговоры в ней, а остальные будут слышать вас. Можно включать речь по кнопке, но более популярно включение по голосу. Discord довольно качественно передает звук и, что важно, умеет не включаться от вашего дыхания в гору, активируясь на нормальную речь. В итоге в гонке можно очень весело поболтать, насколько можно качественно расстраивая друзей их географическим расположением на трассе.
Существует русскоязычный сервер Discord'а под Zwift, его можно найти по этой ссылке: https://discord.gg/f7QgVe8
Там сейчас 69 участников, если будет нужно — можно попросить создать отдельную комнату для вашей команды, чтобы никто больше туда не заходил.
Strava?
Конечно. Тренировки из Zwift отправляются в страву и появляются там как вполне реальные. Было опасение, что zwift появится на реальных популярных сегментах вроде главного подъема шоссейного мира — Alpe d'Huez. Но он там (пока?) не появился, и заезды публикуются на острове Watopia, где катаются исключительно в виртуальном мире. Ситуация с Ричмондом и Лондоном и пересечением по страве мне не очень знакома, но будем надеяться, что реальные сегменты не пострадали. А виртуальных сегментов там наклепано будь здоров.
И вот пример. В реальном мире это 150-метровая гора, но в мире Zwift это огроменная вершина, на которую тащишься полчаса в гоночном темпе и заканчиваешь отрезок пятиминуткой 15-процентного градиента. Кто-то, опять же, ездит там с датчиками скорости вместо измерителей мощности и заезжает как по плоскости, но это вроде бы никого не парит. Все не так серьезно как в реальной жизни.
Забавно, что на многих сегментах в страве было по 90 и более тысяч заездов (!). Это больше, чем на самом популярном реальном сегмента мира (Alpe d'Huez), где количество заездов приблизилось к 80 тысяч. При этом заезды в strava-сегментах на острове Zwift прибавляются намного быстрее, чем в любой реальной точке мира. Вы быстро поймете это, увидев толпы райдеров, которые там катаются — это виртуальный шоссейный рай.
///
К чему это всё?
Я писал пару новостей про Zwift, когда он только появлялся. Мы все реагировали на это как на забавную игру без какого-то значимого влияния на наши привычки. Но сейчас стало очевидно, что мир быстро меняется. Его меняет наша с вами лень. Лень ехать на совместное катание, одеваться и страдать от холода. Лень ехать в далекую точку, чтобы прокатиться с друзьями. Мы все виртуализировались во вконтакте и фейсбуке, и в велоспорте началось то же самое движение.
Со знакомыми райдерами там можно общаться голосом и для этого не надо никуда ехать. Там есть тренировка для тушки, соревнования, общение...
Можно смотреть на это с разных сторон. Эти люди стали меньше общаться в живую? Может быть. Они стали больше общаться удаленно? Да. Реже катаются на улице? Наверное. Чаще крутят педали? Да.
Если бы не ценовой порог входа, история была бы очень популярна в России, но пока в Zwift'е россиян только несколько сотен. Ситуация быстро меняется. Туда быстро перебежала триатлон-тусовка, перебегает шоссейная и начинает переходить кантрийная.
В ноябре Zwift получил новые инвестиции на развитие в размере 27 миллионов долларов. У них все хорошо, и активная суточная аудитория за последний месяц выросла в два раза. Вот такими темпами оно сейчас растет.
Не любили крутить? Вырезают даунхилл? Ненавидите эндуро? Нам завезли новую модель резиновый женщины. Кто бы ни расчехлял сейчас свой хейт-BFG-2000, это орудие может оказаться бесполезным — так нагло и быстро надвигается на нас виртуальное катание.
-
добавить в избранное
2
- +84
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (58)
Aigo
Willy
скорее бы уже вот:
чтобы и педали не крутить уже. а то, лень.
Logoffski
NapsterClash
raskladnoy
inv
интересен был бы обзор на разницу поколений stages и разницу в показаниях мощности между станком и этими самыми шатунами.
AMekhov
На улице замеряюсь через Stages, на станке через Neo (так просто проще). Если байк не очень жесткий, есть большие потери на трансмиссии, то Neo логично должен начать занижать мощность.
Но я обо всем этом потом расскажу.
Val
AMekhov
N01Z3
NapsterClash
AleksandrSimonov
thresh
AnatolVasin
Val
AnatolVasin
Val
Насчет простых моделей + датчик скорости — беда таже что и у прочих не директ драйвов(хотя они «честно» сообщают попугаи Вт), сила прижима и покрышка очень сильно сказываются на сопротивлении, единственое в чем они не обманывают это скорость(что при отдельном датчике скорости можно легко устроить), ну и не все тренажеры адекватно вбиты в систему, в итоге часто народ выбирает наиболее близкий по их мнению вариант и получают результат отличный от реальности.
Так что 1 беда это расположить относительно близко «свисток», тк ант+ не так далеко и вещает(1 метр стабильно, а вот на 3 метрах гармин сам ловит, мобильник тоже, а вот свистки не все и не всегда), кстати usb1(например со старыми гарминами они шли, типа фореранера 410) не подойдут, можно купить у китайцев за треть цены оригинала(как ант+ пашут точно, как бт ле не проверял), ну и вероятно усб удлинитель понадобится.
Вторая проблема это разделение тех у кого точные данные по мощности и нет. По хорошему директ драйвы, педали, втулки, системы с измерителями в 1 кучу(тут если принципиально не стараться данные будут точные), остальных в другую(тк тут надо принципиально стараться для точных данных), ну или ввести промежуточную группу для не директ драйвов, но с измерителем мощности.
Так что цена входа = байку с нормальным набором передаточных и без задней подвески(что у большинства есть), + набор датчиков и свистка(если брать у китайцев то около 3к), станок из простых но поддерживаемых звифтом(от 10к вроде), ну и сликовая резина(тк если есть даже минимальный протектор то не директ драйв будет шуметь очень сильно), плюс желательно коврик и защита рамы от пота, вентилятор, про комнату и компьютер с интернетом молчу…
Takvas
1 февраля, Турция $66 на 7 дней. Кто со мной?
SERG
k1s
или на пикапе?
Logoffski
Наверняка все вы знаете про такой важный показатель, как ударный объем сердца (УОС). Это количество крови, которое выбрасывает левый желудочек при сокращении (систоле).
Считается, что продолжительные тренировки на низком пульсе (2-3 пульсовая зона) способны на 30-50% увеличить ударный объем.
Кто-то может подтвердить на своем примере эти цифры?
У меня было так — в юношеском возрасте, когда перешел из плавания в велоспорт, в 10 классе намеряли 120мл ударного объема. Для 60 кг массы это было весьма прилично.
Полтора года назад делал Эхо-КГ, показатель 89мл. В ближайшее время соберусь, сделаю Эхо-КГ еще раз, чисто из интереса.
Что скажете про свои цифры? И есть ли опыт реального увеличения УОС в межсезонье с помощью объемных низкотемповых тренировок?
AntonSpiridonov
Думаю, у нас с тобой разные принципы измерения, что может сказаться на невозможности сравнить абсолютные числа, поэтому на большие величины я бы не обращал внимания.
Val
AntonSpiridonov
Val
По этой теме есть короткая выдержка, больше информации по ссылке внизу
Ударный объем крови у здоровых нетренированных людей чаше всего колеблется в пределах 40—90 мл, у спортсменов — в пределах 50—100 мл (у некоторых спортсменов в условиях покоя эти величины составляют 100—140 мл). Таким образом, есть основание говорить, что у спортсменов в условиях покоя обнаруживается тенденция к увеличению ударного объема крови. Имеется два механизма, объясняющих эту тенденцию. Один из них связан с антропометрическими особенностями спортсменов: чем больше у них рост и вес или, иными словами, чем больше площадь поверхности тела, тем больше и ударный объем крови. Действительно, например, у баскетболистов этот показатель колеблется от 85 до 140 мл. У спортсменов с малыми размерами тела он ближе к нижней границе приведенного диапазона. Отмеченная взаимосвязь объясняется тем, что размеры тела у человека с нормальным физическим развитием в общем связаны с размерами сердца, которые увеличиваются пропорционально ростовесовым данным.
Другой механизм увеличения ударного объема крови у спортсменов связан с характером спортивной деятельности. Наибольшие величины систолического объема обнаруживаются у спортсменов с высоким уровнем общей физической работоспособности (у лыжников, велосипедистов, стайеров и т.д.).
Указанная тобой цифра 186мл ну очень большая. Она еще реальна для баскетболиста, но не для некрупного велогонщика. Поэтому мне и стало интересна методика измерения.
Чувствую, надо месяца два постараться выполнять низкоинтенсивную нагрузку и потом сделать контроль Эхо-КГ, чтобы прояснить ситуацию. Кстати, этот метод исследования полезно провести тем, кто интенсивно тренировался с подросткового возраста, ведь есть два варианта спортивной гипертрофии сердца, и один из них — неблагоприятный.
Источник: http://sportwiki.to/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0
AntonSpiridonov
AntonSpiridonov
Ударный объем сердца это объем жидкости, которое прокачивает сердце за определенное время.
При этом объем кислорода, который переносится кровью, может сильно меняться в не зависимо от объема прокачиваемой крови.
«Интервальные» тренировки могут увеличить объем переносимого кислорода и мало повлиять на объем прокачиваемой крови.
Объемные тренировки увеличивают именно «объем сердца».
Еще существует понятие «усталость крови», это когда гемоглобин и компания ниже нормы и большой объем такой крови будет переносить мало кислорода.
Это я к тому, что методы тестирования могут сильно влиять на конечный результат.
Интересно измерить именно объем сердца и отдельно потребление кислорода до и после «блока объемных тренировок».
kumakov
Вопрос еще и в другом — скорость эритропоэза гораздо выше скорости кардиодилятации (расширения полостей сердца). Так что «жидкий» прогресс проходит намного быстрее. И на определенном этапе все упирается именно в сердечный выброс. Ведь если митохондрии в мышцах уже «правильно выращены» и способны утилизировать много кислорода, то его нужно доставить максимально быстро и эффективно. А тут и понадобится хорошая «кислородная емкость» крови и ее достаточное количество, как и развитая капиллярная сеть. Как-то так.
Но это все не с целью поумничать. Просто мне действительно интересно, кто из наших гонщиков реально увеличил УОС благодаря объемным тренировкам в межсезонье, каковы эти цифры и насколько продолжителен эффект.
Заранее благодарен всем тем, кто еще может дополнить данное обсуждение.
AntonSpiridonov
Про объемы. Вот поглядишь на профили в страве топ кантрийщиков мира и видно, что они объемы катают. У некоторых есть данные мощности и пульса и т.д. т.е данные тренировки можно подвергнуть анализу.
Конечно длительные тренировки тренируют еще и энергетическую систему (по мимо развития ССС), так что однозначные выводы делать сложно.
kumakov
ruki_pasatizhi
AnatolVasin
NapsterClash
Рогатка — это руль для ТТ-байков, на который ставится лежак.
madbiker
исправил
Val
На Велопитере и т.п. народ регулярно доказывает его преимущества в езде. Неужто в Zwift его нет?!
RomanAkentev
madbiker
а Zwift штука гениальная — разбавляет тупое вкручивание, позволяет заниматся по грамотно составленному тренировочному плану и для тех кто (как обычно в любом мухосранске) не имеет группы для выездов а только кучку мтбшников ибо «дороги ж твердые» - позволяет поездить в группе даже с гонцами комманд про-тура и понять твой уровень подготовленности и сколько тебе еще тренить)
mr_filliny
На старте, наверное, еще получится постоять))
BanyaTrusova
Val
BanyaTrusova
в общем тема интересная, но дорогая.
singulardroid
Реальный минимум это
Tacx Vortex Smart ~20000р
донгл ~750р
датчик пульса ~1250р
Вполне доступно, особенно на фоне цены на ДХ байк :)
Syutkin
singulardroid
Invan
SiriuS
tacx.com/product/e-thru-trainer-axle/
RomanAkentev
kubas
Val
singulardroid
Invan
теплый, деревянный для примера
RomanAkentev
AntonSpiridonov
gorbunovgleb
велозадротоввелосипедистов. Пополнение адептами на добровольной основе. Это ж новые горизонты зелёной энергетики. Для индивидуалистов тоже есть выход — к генератору можно подцепить майнер биткоинов. Можно в страве биткоинами мериться. Кто на отрезке больше намайнил, тот и царь.DenisKotov
Val
karp74
madbiker