Велоиндустрия — Патент на самозаряжающийся задний переключатель SRAM
Журналисты сайта bikerumor заметили интереснейший патент SRAM на электрический переключатель с автоматической подзарядкой аккумулятора и автоматическим переключением передач.
Возможность не использовать внешние элементы питания в трансмиссии уже рассматривали в Shimano ещё в 2021 году, тогда шла речь про пьезоэлементы внутри кнопок манетки, заряда от нажатия которых должно было хватать на передачу сигнала о переключении. Но в SRAM пошли дальше. Патент № US 20220355900 A1 от 10 ноября 2022 года описывает возможный переключатель от SRAM, в котором будет использован генератор для рекуперации энергии и автоматической подзарядки встроенного аккумулятора. В качестве обоснования необходимости создания сей вундерваффе в SRAM вспоминают, что оказывается аккумуляторы переключателей AXS нужно периодически заряжать, в противном случае можно остаться с севшим переключателем в самом разгаре покатушки. Стоит отметить, что по эскизам конструкция получается интересной, хотя у верхнего ролика знатное нагромождение всяких деталей.
В куче деталей у верхнего ролика спрятался маленький генератор (46), который приводится в движение посредством пасика и кучи шестерней, которые в свою очередь соединены с верхним роликом. Он то и приводит в движение всю систему во время вращения педалей. На выходе получается соотношение 33.75:1, то есть на каждый оборот ролика приходится почти 34 оборота генератора. Естественно, такая система будет добавлять потерь при педалировании, но обращая внимание на размеры — потерь будет сильно меньше, чем при использовании привычной динамо-машины у колеса. Кроме электроники, внутри будет и специальная обгонная муфта, которая должна размыкать зацепление ролика с шестернями в момент, когда педали крутятся назад. В теории, выдаваемого заряда генератора должно хватать на работу переключателя вообще без подзарядки, пока крутишь педали — переключатель никогда не разрядится.
Кроме хитрой схемы с генератором в патенте описана и новая механика работы переключателя. В актуальных переключателях AXS мотор и аккумулятор размещаются в задней части переключателя, здесь же всё переехало в переднюю часть рамки, поближе к переднему ролику. Моторчик будет вращать болт (81) внутри гайки (91), которая будет менять угол между частями рамки переключателя 6 и 7 через поворот детали под номером 97.
Переключатель хоть и получается довольно компактным при взгляде сбоку, но если посмотреть на него сверху — куча узлов знатно выпирают за саму рамку. Как мы знаем: чем меньше переключатель торчит — тем сложнее его повредить. Но в этом же патенте описывают возможное решение данной проблемы, которое мы видели в другом недавнем патенте от SRAM, в статье от SergeiPikulin. Переключатель также предлагают делать модульным, чтобы можно было заменить повреждённые части.
На картинках ниже можно оценить габариты переключателя при работе на самой мелкой и самой крупной звезде. Также заметна и несоосность лапки переключателя относительно его крепления к раме. Так сделали для того, чтобы учитывать перекос цепи.
Сборка моторчика и фрикционный механизм выделены зелёным и желтым, генератор выделен синим, механизм передачи крутящего с ролика на генератор цвета синего-teal, кнопка синхронизации с манеткой AXS выделена красным, LED-индикатор ярко-зелёный.
Также, в документе упоминается и фукнция автопереключения передач. Данные о скорости вращения верхнего ролика могут получать с генератора внутри переключателя, их компонуют с данными от других датчиков (датчика каденса на шатунах и датчика скорости на колесе) и после обработки соответствующим алгоритмом система может переключать передачи сама, чтобы поддерживать предпочитаемый каденс и выбирать «любимую» для гонщика передачу.
Трудно говорить про возможность воплощения такого переключателя хотя бы в прототип, ведь у SRAM на носу анонс их нового переключателя AXS с креплением Direct Mount. Но если идее дадут зеленый свет, первые прототипы могут появиться уже через годик-другой. Что скажете?
-
добавить в избранное
- +77
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (23)
В такой переклюк полезешь, а там:
amstafff
RomanAkentev
schmel
agressor
GeraRuckus
Ur capacitor fully discharged, my lord…
Logoffski
Alexander_skh
Сколько нарасколбссил, столько и переключил!
slopestyler
agressor
zloy6666
agressor
agressor
SergeiMinaev
TApoK
CIX
А там уже через Берингов пролив...
:)
Logoffski
agressor
_va
* срок службы переклюка — 1 год.
reat
RomanAkentev
Chute
pustota
agressor