ВелоиндустрияRockShox BoXXer - 25 лет истории


В предверии анонса нового Boxxer предлагаю окунуться в историю одной из самых успешных и долгоиграющих даунхилльных вилок.

Judy DH — 1996 год

Прошло 7 лет с появления первой MTB-шной вилки RockShox RS-1. В 1995 RockShox показали Judy с эластомером и здоровенными 28мм ногами (до этого были 25.4мм или 1 дюйм), а в 1996 появилось аж 4 варианта Judy: XC на 50мм хода, SL на 60мм, FSX на 75мм и DH на умопомрачительные 80мм хода, ещё и с крутилками! С Judy DH было положено начало производства даунхилльных вилок RockShox.


У Judy DH был картридж для управления компрессией и отдельный картридж для отскока. С этой вилкой Ли Донован (Leigh Donovan) выиграла Чемпионат Мира по даунхиллу в Кирхцартене (Германия) в 1995 году, а до появления Boxxer оставалось совсем чуть-чуть.


BoXXer — 1996 год

Пока народ закупался Judy DH — в инженерном отделе RockShox появился прототип двухкоронки на 150мм хода и 32мм ногах, да ещё и с нормальной осью вместо открытых дропаутов. Это был первый Boxxer.


RockShox сделали всего 20 экземпляров Boxxer первого поколения. Один из них попал в руки молодого Стива Пита сразу после того, как он занял второе место на Кубке мира UCI 1996 года по DH в Пантикоса (Испания) на Judy DH. Питян едва ли не единственный гонщик, который обкатал практически все итерации Boxxer (хотя с момента начала сотрудничества SC Syndicate с Fox пару последних моделей он всё же пропустил).


BoXXer PRO — 1997 год

Благодаря жесткости и ходам первый Boxxer посчитали очень удачным, так что проект принялись развивать под старым названием, но с приставкой PRO!


PRO имел всё те же 150мм хода, зато обзавёлся креплением под дисковый тормоз, а также новым картриджем HydraCoil, который давал лучшую чувствительность на мелких неровностях. В 1999 этот картридж стали ставить на всю линейку вилок RockShox, но в 1997 PROшек выпустили всего 30 штук!


Judy DHO — 1997 год

Так как Boxxer всё ещё был в стадии прототипа и выпускался буквально штучными партиями, а простым катальцам тоже хотелось чонить эдакого — появилась Judy DHO.


В Judy DHO тоже добавили нормальную ось и крепление для дискового тормоза, но кроме крепления под V-Brake оставили ещё и возможность установки Cantilever. Ход вилки составлял 100мм.


Даже после выпуска Boxxer на рынок — Judy DHO не исчезла, а выпускалась как вилка для фрирайда под названием Judy XLC.


BoXXer PRO — 1998 год

В 1998 году PROшка добралась до прилавков магазинов и стала доступна обычным катальцам. Внутри это был тот же прототип, но над дизайном заметно поработали.


У вилки появились цельные штаны с нормальной гориллой, крепления под V-Brake хоть и оставили, но дисковые тормоза набирали всё большую популярность.


Rocky — 1998 год

Пока народ кайфовал от Boxxer — инженеры RockShox не просиживали штаны, а работали над перевёртышем с рабочим названием Rocky! 


Конструкция оказалась сложной и дорогой, да и Boxxer отлично справлялся со своими задачами. Концепцию перевёртыша посчитали тупиковой, так что дальше конструкторского отдела вилка так и не отправилась, даже в гонках не поучаствовала. Тем не менее — это часть истории и эволюции даунхилльных вилок от RockShox.


BoXXer BlackBox — 2000 год

В 2000 году RockShox официально запустила программу BlackBox. Программа занималась исследованиями и разработкой новых железок, которые затем тестировали лучшие из гонщиков. Если тесты проходили успешно — разработки внедряли в серийные продукты. Такие продукты помечались специальными наклейками с черным коробком и буквой B. Как вы знаете — программа жива и до сих пор! Так вот, в 2000 году было решено увеличить ход Boxxer до 180мм.


BoXXer BlackBox — 2001 год

В этом году Boxxer получил улучшенный картридж JOE, который лучше справлялся с увеличенным до 180мм ходом вилки, чем старый картридж HydraCoil.


Самые внимательные уже оценили золотистый цвет ног, новое покрытие было прочнее и с лучшим коэффициентом скольжения. Да-да, это тот самый нитрид титана, который через 10 лет появится у Fox. А ещё на гориллу добавили отверстие для крепления рубашки дискового тормоза.


BoXXer BlackBox — 2003 год

В 2003 году картридж JOE слегка доработали, а на ногах теперь красовалось покрытие с названием Slippery Silver (скорее всего это было никелирование). От крепления для ободных тормозов решили окончательно избавиться. Также, на вилке с фото есть автограф Питяна.


BoXXer World Cup BlackBox — 2004 год

В 2004 году у Boxxer всё ещё были серебристые ноги, но наконец-то завезли 200мм хода.


На правой ноге можно заметить крутилки нового картриджа Motion Control. На левой ноге виднеется ниппель для подкачки воздушной пружины Solo Air. Оба решения позже ушли в производство и появились на вилках World Cup. А вот серебристые ноги в продакшн не пошли, обычным пользователям доставались вилки с анодированными ногами.


BoXXer World Cup BlackBox — 2008 год

В 2008 году Boxxer получил полный редизайн. Место старого картриджа занял новый Mission Control с раздельными регулировками компрессии. В левой ноге оставалась всё та же пружина Solo Air.


Ну и сами ноги теперь стали 35мм диаметра, что в купе с новым дизайном штанов и гориллы, а также новой осью Maxle, давали ещё большую жесткость вилке. Примерно в таком виде Boxxer и попал на прилавки уже в 2009 году.


BoXXer World Cup — 2009 год

Пока все кайфовали от нового Boxxer инженеры RockShox снова решили поэкспериментировать над покрытием ног. По программе BlackBox вилка получила покрытие DLC (Diamond Like Carbon), которое было более скользким и крепким.


Про картридж тоже не забыли, здесь появилась раздельная регулировка отскока. И именно на этой вилке Стив Пит наконец-то выиграл Чемпионат Мира в Канберре, Австралия.


Соответствующими наклейками вилку снабдили чуть позже.


Но в серию покрытие DLC не пошло. Для широкого потребителя оставили прежнюю анодировку, но добавили на ногу надпись BoXXer.


BoXXer World Cup 27.5 — 2014 год

В 2014 году появился первый Boxxer для 27.5" колес. В дополнение к новому размеру колеса в новом BoXXer также был представлен картридж Charger, который здравствует и поныне (получая регулярные обновления). Пружину Solo Air также обновили, увеличив объём негативки. Покрытие ног стало черным, но это не то самое DLC из 2009 года. Надпись BoXXer осталась на ноге, но её подняли выше, так что теперь без нагрузки её было видно полностью.


На этой вилке наклейки с отсылкой к почившему Стиви Смиту.


Все вышеупомянутые вилки находятся на стене славы в коридоре офиса RockShox в Колорадо. Оригинальный репортаж mtb-mag оттуда был в 2016 году, так что сейчас стена точно подросла.


BoXXer Ultimate — 2018 год

Резкий приход 29" колёс в гонки КМ требовал новой вилки, в старый Boxxer 27.5 колёса на 29" отказывались лезть. Так что в 2017 году создалась пародоксальная ситуация — гонщики RockShox катались на вилках LyXXer. Нет, это не была какая-то спец-модель, это был старый BoXXer 27.5 со штанами от 29" Lyrik со всеми вытекающими в виде 15мм оси под Boost. Какое-то время возможность использовать 15мм ось в новой вилке даже обсуждалась инженерами, но потом всё же решили оставить ось на 20мм, правда дропауты всё же сделали под стандарт Boost. Само шасси практически полностью переработали, обновив геометрию штанов и корон. От предыдущей вилки остались только демпфер Charger, а пружину Solo Air сменила DebonAIR.


С 2022 года гонщики RockShox обкатывают прототип нового Boxxer на 38мм ногах, фотографии которого регулярно всплывают в всяких соцсеточках. Так что в 2023 мы ждём новую итерацию легендарной вилки, которой уже 25 лет!
?
Неформальный чатик 26-го, например

Комментарии (22)

0
Мне кажется, основной упор сейчас идёт на однокоронки Зеб, которые скорее всего скоро появятся с ходом 200мм под 1,5" конусный шток. 
avatar

agressor

0
всё это значит, что ждём апдейта фокс 38))
avatar

NixonElite

+8
Конусный шток уже есть, ход до 190, вроде, в наличии. Боксер по-любому на 38 ногах выпустят. Видимо думают как бы так замутить, чтобы штаны с Зебом несовместимые были (помимо 20 оси), но это не точно… Зеб уже обновиться успел и Domain перезапустили, как бюджетный Зеб. Но это точно не замена Боксеру
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

0
Естественно я в курсе про 190мм. Немного опечатался по диаметру штока, имел ввиду бОльший, как у электричек 
avatar

agressor

+18
.
Последний раз редактировалось
avatar

Chute

0
Поначалу новинки почти каждый год, потом таких два нехилых перерыва с 04 по 08 и с 09 по 14 годы.
avatar

TApoK

-3
все эти «новинки каждый год» были далеки от серии! Я даже начал было бомбить про хром после кашимы, но хром не пошёл в серию! По мне  тут всё относительно нормально с линейкой
avatar

pustota

+36
Хром пошел в серию еще как, у меня был боксер с слиппери сильвер покрытием, вполне серийный, просто его применяли только на верхней версии world cup, остальные были с обычным. С нитридом титана обратная ситуация — я точно видел живьем боксеры с очень золотистыми ногами, то есть была какая-то серия, поскольку тогда вилка еще выпускалась только в одной версии, но у моего экземпляра боксера периода «А ещё на гориллу добавили отверстие для крепления рубашки дискового тормоза» ноги с обычным покрытием почему-то, при этом они точно родные.



avatar

kubas

+37
это стена почёта по большому счету вилок снятых с велов прорайдеров. Здесь нет версии RYDE с ю турном. нет WC белой с красными декалями 07 года. Ретейловых версий здесь не вижу.
Последний раз редактировалось
avatar

NixonElite

+10
Соглы. Но я бы сказал, что это таймлайн с основными вехами развития. То, что появлялось в прототипах — по большей части появлялось и у массовых моделей. Если перечислять все версии c появлением в Charger новой груши — в посте хорошо за 100 фоток выйдет. А про RYDE, уверен, хотят забыть даже в RockShox))))
avatar

kuzlich

+6
RYDE отлично вписывалась в комплит подвеса Атом в те года)))) 
avatar

NixonElite

+9
Стена маниту дорады...3-4 вилки будет?:)

Интересная история, хотелось бы про другие бренды подобного
avatar

_va

0
можно 2мя ограничиться)
avatar

kominet

0
Как минимум были SPV, TPC+ старые и новые — уже три, это не считая MRD с карбоновыми штанами…
avatar

lokki

0
ДХ вилки под вибряхи… Забавно конечно, ведь в мото технике нормальные тормоза были давным давно.
avatar

yolanda

0
В масштабе истории МТБ нормальные тормоза тоже достаточно давно появились. Ну и хорошие вибрейки по работе были весьма конкурентны первым дисковым, даже не говоря про ценники и вес последних.
avatar

Chute

0


avatar

schmel

+24
Покрытие настолько блестящее, что это отражение короны в ноге. На солнце ещё забавно смотрелись масляные следы на нём.

avatar

kuzlich

+12
Им просто надо было назвать его Oil Slick Balck, и за любые деньги бы брали)
avatar

lokki

-1

А это нос фотографа отражается?
avatar

schmel

+29
Это же не новая вилка, а повидавшая реальных гонок и всякого дерьма. Вполне могут быть коцки от перевозки, праздников, хранения,… :) 
avatar

mor

+15
Вообще довольно интересно, раньше для меня Боксеры делились на три поколения: старые с 32 ногами, обновлённые в 9-10 году с 35 мм ногами, и новые 35 мм с широкими мостами.
Теперь вот совсем новые будут, с 38 мм.
Последний раз редактировалось
avatar

Chute

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.