Места катания — В Европу с хардтейлом, но не в Барселону
Друзья, на днях наша небольшая, но дружная «строгинская» компания вернулась из поездки на самый большой асфальтовый памп-трек Европы. Передаем впечатления)
Думаю, многим известна швейцарская организация Velosolution, которая застроила всю Швейцарию бетонными и асфальтовыми памп-треками, но ехать в Швейцарию с хардтейлом, когда совсем рядышком Альпы со спусковыми байкпарками, всегда мне казалось чем-то не совсем нормальным. Однажды по дороге в Морзин на машине я заехал в Цюрих на тамошний огромный бетонный памп, но покататься там в силу отсутствия хардтейла не довелось.
А вот когда я обнаружил в инстаграмме фирму BTProject, создающую асфальтовые пампы на территории Польши, появился предметный интерес — ведь до Польши запросто можно доехать на машине, тем более что самый большой проект BTProject реализован в городке Nowy Sacz (читается как «Новый Сонч», поди найди букву Н во втором слове) в 450 км от польско-белорусской границы. На фотках спот выглядел очень, очень завлекательно:
Как нередко бывает, мой первоначальный попутчик, с которым мы зимой и родили идею этой поездки, в начале лета «слился», и я уже было решил перенести памп на следующий год, а в этом съездить в Морзин с подвесом, однако, когда к Порт-ду-Соле было уже все готово, неожиданно появилась новая компания на Польшу аж в составе четырех человек. Так что, прилетев из Женевы и даже не приведя в порядок подвесы, мы схватили хардтейлы, плюхнулись в машины и направились в сторону Бреста.
Дабы не усыплять читателя невелосипедными историями, перейду сразу к цели нашего путешествия, а если кому-то все же интересно ознакомиться с лирическими отступлениями про дорогу, границу, жилье и т.п. — все это будет в конце поста.
Итак, памп-трек в Новом Сонче построен осенью 2015 года, и на тот момент являлся самым большим асфальтовым пампом Европы. Территория спота — порядка 6000 кв.м. (на ней также расположены пара воллейбольных площадок и городок для воркаута), собственно на траектории ушло 200 тонн асфальта, а общая стоимость проекта в пересчете на наши деньги — 10 млн. рублей (то есть всего лишь в 2.5 раза дороже Тушинского пампа или же приблизительная стоимость освещения строгинского спота). И то, на памп была получена субсидия Евросоюза. Городок Новый Сонч — обычный восточно-европейский Мухосранск, 80.000 жителей (половина московского микрорайона Строгино), ратуша/костел/развалины крепости и больше ничего. Туристов туда не возят, и чем там жители занимаются, непонятно. С другой стороны, чистенько (не считая граффити буквально ВЕЗДЕ — я бы на месте поляков отстреливал графитчиков на месте, ибо вся их страна размалевана), велодорожки, несколько огромных супермаркетов, Макдональдсы (один — прямо рядом с пампом), пара речушек, ночная тишина и всеобщий расслабон. И Татры, Татры на заднем плане, куда не посмотри.
На входе на памп висят правила и ценник (но при этом вход бесплатный, подозреваю, что когда пытались брать деньги, там вообще никого не было)
Ношение шлема жестко обязательно, на фото ниже служитель пампа (в голубой толстовке) показывает тру-биэмиксеру куда ему следут направляться, раз у него нет шлема. Даже не понимая польского, был понятен их диалог: «чувак, да я по лайту, да я 20 лет катаюсь без шлема и ни разу не падал на голову, да я просто посмотреть, да нет у меня шлема, что теперь, не кататься...». Как все это знакомо… Когда же в разговоре зазвучало слово «полиция», перень предпочел отправиться на турнички.
Нам сделали замечание один раз, когда мы после дождя пошли осматривать траектории в поисках луж. Ходить по пампу нельзя. По траве рядом — тоже.
Велоспот состоит из нескольких непересекающихся частей.
Отдельно стоящие учебки очень понравились (овал для самых маленьких Mini Pump и овал+треугольник Easy Pump для тех, кто уже хочет чего-то позлее). Контры, утрируя, по колено, кочки — по щиколотку, качаешь без напряга, разгоняешся быстро, ноги не забиваются. Кайф. Их катали постоянно, для разминки/перебивки. Easy Pump:
Овал для тренировок БМХ-гонщиков (Race Track) распробовали только под конец — много плоскача (видимо, там предполагается крутить, что с моей передачей было невозможно) и бооольшие (для меня) верблюды. Набраться смелости на них смог только в последний день:
Если (бы) укоротить верблюды, и подсыпать разгонные роллы, овал был бы интересней и доступней для памп-трекеров. БМХ-рейсеров мы за всю неделю на споте не встретили, а местные райдеры даже и не пытались прыгать на этом овале. Ну как вот такое можно прокачать?
И, наконец — изюминка. Flow Track. Собственно, памп с хаотично расставленными фигурами.
Здесь сделаю небольшое филосовское отступление — мне с самого начала изучения пампов, построенных коммерческими компаниями, казалось, что при проектировании с нуля, независимо от опыта, невозможно сделать так, чтобы траектория проходилась в одном темпе (том самом flow). Слишком много всяких ньюансов — и только практическая постепенная доводка лопатой, тестирование, снова доводка и тестирование помогут сделать дорожку, на которой не надо «натягивать» и «сглатывать». Если времени на доводку нет — остается раскидать контры, верблюды, столы и степапы с тем, чтобы каждый райдер фантазировал в силу своих умений. Так и делаются асфальтовые пампы. С одной стороны, в этом есть что-то от скейтпарка (включая постоянные коллизии с другими райдерами из-за хаотичности движения). С другой, часть фигур фактически не используется — просто потому, что тут «надо было сделать поглубже», а тут «поправее» или «покороче».
Это тема отдельной дискуссии, но я все же стронник строить выделенные траектории под определнную скорость движения с небольшим количеством пересечений (и никогда — на встречных курсах). В Сонче в случае появления на трассе детей активное катание вообще прекращалось потому, что выкат ребенка на «слепой» призем был очень даже вероятен.
Короче. На флоу-треке все катали по одной траектории, с редкими вариациями. Я распрыгал пару срезок — из контра в контр
но все равно осталось ощущение, что если бы сначала была глина и лопата — рабочую зону можно было бы сделать обширней. И поверьте, дело не в моем ограниченном уровне — то, что фигура «ниочём», чувствуется даже с моим скиллом. Местные, кстати, катали еще более простые траектории, ничего интересного подсмотреть у них не удалось. Так же пустым оказался и поиск по Youtube.
Высокие и плавные (с большим радиусом) контруклоны, конечно, божественны. Я оставил на них за неделю половину протектора. Асфальт — очень гладкий (самокаты, скейты и ролики на площадку допускаются, но к нашему удивлению их было мало). Под газоном — дренажи, однако после дождя на самой популярной траектории обнаружилась огромная лужа (косяк проектировщиков сливов) и, чтобы не терять день, общими усилиями с рабочим мы ее отчерпали, а остатки отжали тряпочкой (на что служитель ухмыльнулся в стиле «Ну вы, блин, даете»)
Отдельно скажу про местных. Во-первых, поляки показались нам еще более закрытыми, чем наши соотечественники. Мы думали, их необщительность относится только к нам, русским, в силу так сказать, истории — ибо в том же Сонче недавно (в 2015 году) выковыряли памятник советским воинам-освободителям, однако ребята-поляки, приехавшие на памп из другого города на машине, тоже не общались с местными и держались своей стайкой. То есть нормально подняться на разгонку, и даже ни с кем не поздороваться. Немного диковато по нашим меркам. Мы — здоровались )
Во-вторых, в Сонче велокультура только зарождается. Хардтейлы с двухкоронками, дети на стоковых БМХах в жарких дешевых фуллфейсах, рули в два раза шире размаха плеч райдера — все это присутствует в полном объеме. И, видимо, есть явления интернациональные (как и болтовня на разгонке).
В-третьих, катаются они, прямо скажем не очень. Да что там, за всю неделю я не встретил никого, кто катался бы лучше меня. Ясно, что в Польше полно райдеров мирового уровня, но они все где-то далеко, и в это захолустье забредают раз в год по приглашению. Может через год-два, те парни, которые в этом году показывали мне большой палец, будут крутить флипы/випы на каждой кочке, но пока — нет. Строгино — мы лучше!). Подозреваю, что до строительства пампа экстремальным великом в Сонче вообще никто не занимался, так как у большинства велосипеды стоковые и куплены явно недавно. В основном, кстати, патриотичной марки NS.
Активное катание на пампе возможно утром или после обеда, вечером же (часов с 16), когда взрослые начинают возвращаться домой с работы, памп наводняется приводимыми родителями совсем мелкими личинусами, которые вызывают умиление, но совершенно парализуют все вообще. Причем, как и у нас, лезут они, конечно же, на самую «профессиональную» часть спота. Возможно, с родителями надо как-то договариваться, но кроме «ни разумию», «едь» и «дзинкую» я за неделю по-польски ничего не выучил.
Ну и, конечно, какой спот без идитов:
Все, как у нас — ехал мимо на ашане за молоком, увидел «бугорки» - надо обязательно проехаться. И пусть весь мир подождет.
А еще поразило полное отсутствие пыли и грязи — что на пампе, что в городе. Велосипед все дни был настолько чистым, что его можно было хоть в постель брать. Даже тропинка вдоль реки у них каменистая, а не глинистая, как у нас. На покрышках не было ни пылинки!
На споте есть фонтанчик с питьевой водой (оснащенный дополнительным краном для наполнения бутылок) и душ-спрэй, эффективность которого для меня осталась непонятной. Нифига он не освежает. Но выглядит прикольно.
Охлаждались мы в холодной горной речушке, которая течет прямо за оградой пампа, правда глубина там — по колено и приходилось ложиться, чтобы погрузиться в воду целиком
На самом же пампе нет даже минимального навеса, и единственная тень — от плаката с правилами поведения (а городок-то, между прочим, расположен на широте Астрахани):
Резюме:
1) Асфальт на пампе — очень круто;
2) Когда ничего нельзя перекопать — весьма некруто. Скучно кататься по одному и тому же;
3) Спот с господдержкой — иной уровень, который партизанщиной, увы, никогда не достичь: служитель, чистота, питьевая вода, толстый слой асфальта. Жаль, что у нас, даже если добиться чего-то подобного, подряд получит какой-нибудь далекий от нужд райдеров сын генпрокурора (привет скейт-парку в Останкино)...
4) Чтобы раскататься на новом споте, нужно 2-3 полных дня. На пару часов, и даже на один день, заезжать толку особого не будет (не считая картинок для Инстаграмма, конечно).
Закончу велосипедную часть парой фоток, которыми горжусь:
Теперь об организации поездки.
Ехали мы на машинах за два дня: первый Москва-Брест (1000 км), второй — по Польше (450 км). Дорога до границы совершенно не напрягает, 700 км до Питера выматывают гораздо сильнее. Машин мало, везде минимум две полосы в каждую сторону, в России камеры контроля скорости есть в любой базе, а в Белоруссии (как и в Польше) перед камерой всегда стоит предупреждающий знак (даже перед переносными треножниками). Ехали на круиз-контроле, поставив 140 км/ч. А вот в Польше быстро не поедешь — бОльшая часть пути по местным узеньким дорожкам с населенными пунктами, и 450 км тащится пришлось часов семь. Правда, это уже отдых — катишься, смотришь на ухоженную Европу (ну да, это пока в Австрии не побывал, Польша кажется ухоженной). Домики с черепицей, костелы, цветнички, надписи на непонятном языке: едешь — наслаждаешься. 100 литровый бак солярки один раз заправили в Москве, второй раз в Бресте и хватило бы на Польшу, если бы мы никуда из Сонча не выбирались. Так что на дорогу туда-обратно ушло около 12 т.р. (включая обязательную страховку ОСАГО, «зеленую карту») — если поделить на двоих участников экипажа — смешная сумма. Прохождение границы априори пугало, так-как именно этим летом белорусы закрыли на ремонт моста мой любимый переход Домачево и весь поток шел через Брест. Но очередей не было, два-три часа и вуаля. Туда два, обратно три, так как белорусы ввели какие-то мизерные нормы ввоза всего (от топлива с алкоголем до личных шмоток), и весь поток ооочееньь меделлееенооо шел через «красный» коридор (одни мы не зассали и поехали в «зеленый», нам перетряхнули все чемоданы, залезли в подпол багажника и в чехлы с великами, проверив степень их БУшности, но пропустили со словами «в России что-ли не нашли где покататься»).
С жильем я случайно вообще вытянул козырную карту — буквально в нескольких минутах езды на велике от пампа мы арендовали очень симпатичный «гостевой дом» — нечто среднее между обычной гостиницей и аппартаментами, привычными по Морзину. Обслуги нет вообще (ключи от гостиницы и от номера берешь на заправке в другой части города, там же и оплачиваешь проживание, а когда уезжаешь — бросаешь их в специальный ящик), никто не бухтит насчет «куда велосипед тащишь, я только полы помыла», но при этом в каждом номере есть постельное белье, душ/туалет, кондиционер, холодильник, телек, чайник и пуляющий WiFi. Плюс тихая парковка во дворе. Страхового депозита (привет Порту-дю-Соле) тоже нет, ничего за собой мыть/подметать не нужно. А цена — 8000 рублей на 8 дней за двухместный номер! Мы сразу арендовали полэтажа — каждому по отдельному номеру, чтобы можно было спокойно раскидать шмотки и разместить велосипеды (поставив на ребро вторую кровать).
В итоге впечатления от жилья остались просто замечательные.
Цены на еду как в Москве (супермаркеты и Мак, рестораны даже меньше). Кусок мяса с гарниром и колой стоит около 500 руб:
Завтракали мы в номере (закупив предварительно продукты в Ашане), катались с 9 до 12, потом обедали в Маке рядом с пампом, ехали домой поваляться (а кто и поспать), потом полдничали арбузами/яблоками (я-то настраивался еще и на Мартини, но тру гонщеги из нашей компании меня осудили. Хотя алкоголь стоит дешевле, чем в Москве), затем была вторая тренировка с 14.30 до 17.30-18, ужин в центре, прогулка и чай с шоколадкой в номере.
В середине недели пошел дождь и мы поехали на экскурсию в Краков (до которого около 100 км) и соляные пещеры в Величке, и устали от этого больше, чем от катания. Лучше этот день и не вспоминать ))
В центре Сонча, как в любом старом европейском городке, тоже погулять можно.
Есть даже цветочные часы, почти как в Женеве:
Поездка мне фантастически понравилась. Все прошло без всяких неожиданных проблем, погода была великолепная, дорога — невыматывающая (тут во многом, конечно, заслуга хорошего автомобиля), жилье и еда — прекрасные, бюджет — ничтожный (каждый из нашего экипажа потратил около 27 т.р.), катание — захватывающее. А, главное, я снова поверил в себя, я же не выбирался на хардтейле из Строгино уже лет 5 точно и постепенно начал думать, что могу кататься только на собственноручно построенных темах. Ну, и опыта нового набрался и как райдер, и как билдер. Кайф!
Я уверен, что еще вернусь сюда, тем более, что BTProject в конце августа запускает еще один огромный асфальтовый памп в Катовице (недалеко от Кракова, а, значит, и от Сонча), который будет еще больше того, который посетили мы.
Но есть соблазн отправиться в Даугавпилс (до него всего 700 км от Москвы), где в начале 2016 построен большой асфальтовый памп швейцарцами из Velosolution, тем более что с трассой М9 и Латвией у меня связано много детских воспоминаний.
А пока спасибо памп-треку Строгино, за то, что держит меня в форме и сохраняет мотивацию к активной жизни.
Ну и всем кто дочитал, тоже спасибо — понимаю, это было нелегко)
-
добавить в избранное
1
- +180
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (13)
unclesam
_va
TallioN
_va
Там еще больше лакшери чем в сонче)
Но туда иделаьно на выходные, имхо xD
3250
Судя по форуму винского вы еще легко отделались)
С новыми правилами въезда в РБ из ЕС проще делать крюк через Латвию и М9. Там никаких проблем на границе быть не должно.
Нам правда вообще люто повезло, ибо нас на обратном пути вообще не смотрели. 30 минут мы потратили на прохождение двух границ. Но мы сунулись в самый пустой пограничный переход между Латвией и РБ. Но вот от этого перехода до м9 дорога ад и погибель.
3250
mitcos
TallioN
Elchypanebrey
я думаю, если им заплатить, они построят хоть на обратной стороне луны
ScuLLy
tazhate
Подрядчиков у нас на подобный проект не такая уж и проблема найти.
tazhate
Elchypanebrey