Места катания — История старого пампа в Строгино
Друзья, многие знают памп-трек в Строгино как согласованную площадку с освещением, лавками, забором и спонсорами, но так было не всегда. История кочек на северо-западе Москвы длится уже почти десятилетие и началась она совсем не под мостом.
Самый первый, «ветхозаветный», строгинский памп был построен, если не ошибаюсь, в 2008 — его создателями была группа товарищей, часть из которых до сих пор катается и активно присутвует на данном ресурсе: думаю, если захотят, они сами расскажут про свое детище в отдельном посте. Было бы интересно почитать, ведь скорее всего это был первый памп не только в Москве, но и в России. Копатели первого строгинского пампа это те самые декабристы, которые разбудили Герцена: покатавшись там полтора сезона и впечатлившись идеей закольцованной трассы, на которой весело и интересно даже на великорусской равнине, я предложил «отцам» своими силами пристроить к пампу скоростную петлю, где можно было бы раскачиваться для прыжков через относительно протяженные верблюды. Сначала мы вроде бы договорились, но когда я уже купил лопаты и нашел пару помощников, консенсус по каким-то причинам исчез и мне следовало или отказаться от своей идеи совсем, или найти новое место и строить «с нуля». Вот так и получилось, что с 2010 года в Строгино в одном парке сосуществовали два пампа, поздний из которых я считал своим и про который и собираюсь рассказать, а, заодно, и зафиксировать всю историю для себя.
Местечко под спот я выбрал быстро — закрытая кустами от постронних взглядов поляна с естественными кочками вокруг деревьев прямо молила, чтобы на ее месте вырос скоростной памп. Согласитесь, что глядя на фото можно подумать, что дело происходит не в Москве, а в глухом заМКАДье — но нет, старый мой памп располагался всего в 300 метрах от нынешнего подмостового.
Тут читатель может задаться вопросом — «А с чего это автор вдруг решил, что сможет построить что-то приличное?» Отвечу. Мы с 2003 года разными компаниями строили кое-что в Строгино — и микродерты, и даже мини трассу для парных заездов, так что общее понимание, как работать с грунтом и отбиваться от вопросов дотошных бабулек — было.
Строгино, 2006 год. Теперь на этом месте жилые дома.
Перво-наперво пришлось отправиться в Леруа за мусорными пакетами и собрать культурный слой из битых бутылок, пластиковой посуды и остатков мангалов. Интересный вопрос — как составить план будущих траекторий? Стыдно признаться, но никаких планов я никогда не рисовал. Всегда было и есть только интуитивное видение (которое приходит мгновенно при взгляде на площадку), как пойдут траектории по рельефу, где надо ставить контруклоны, а также какой будет «первая» очередь, и какой «вторая». А детали рождаются уже в процессе.
Купленные лопаты украли на третий день, хотя мы прятали их очень тщательно. После этого я стал возить инструменты с собой в машине.
Первый день строительства нового-старого строгинского пампа, октябрь 2010. Привет моему первому помощнику, Денис 32.50
Копали почти каждый день после работы и до темноты, тогда еще не отменили переход с летнего на зимнее время и обратно (а полиция называлась милицией), так что вечера были светлые и уставали мы раньше, чем пропадала видимость. Работа продвигалась очень бодро — если пару часов махать двумя лопатами особо не отвлекаясь на болтовню, можно сделать феноменально много. Идеологически меня несколько пугали только контруклоны, но с советом насчет веревочки из знаменитой книги ЛиМаккормака все получалось замечательно.
Тут я хочу зафиксировать первый вывод: при строительстве пампа — НЕ МЕЛЬЧИТЕ! Причем во всех смыслах: во-первых, сразу выбирайте площадку с учетом возможного расширения (аппетит со временем обязательно придет и захочется больше разных траекторий), во-вторых — не ставьте слишком близко кочки. Поначалу кажется, что частые острые кочки прокачивать легче и это действительно так, но со временем, когда грунт укатается, а мастерство возрастет, частые кочки будут ограничивать скорость и дико забивать ноги.
Вот — первый овал старого пампа и те самые частые и острые кочки. Еще не укатанные.
А вот тот же ракурс после укатки, доработки кочек и появления поперечных траекторий:
Копая вечерами после работы и в выходные за два осенних месяца 2010 года удалось сделать несколько овалов, пересечения и даже контр на 270 градусов. Вот так выглядела схема пампа на время зимней «консервации»:
А так в реальности:
Так что второй вывод такой — если активно копать, то всего лишь за два месяца без особого, прямо скажем, самоотречения от обычных забот можно накопать вполне годный спот. Некоторое упорство и сила воли, конечно, потребуются, но не большие, чем для регулярных походов в спортзал.
Самое неприятное, как в любом деле, начало — до замыкания круга результат не ясен, опыта нет, будущее туманно… А вот когда первая траектория пусть не идеально, но поехала — гораздо проще мотивировать и себя, и других.
И рекомендую сразу повесить пакет для мусора — иначе все близлежащие кусты будут быстро закиданы пластиковыми бутылками. При этом стоит иметь ввиду, что пакет могут драть вороны и собаки — особенно, если там половина гамбургера из мака появится.
В планах на 2011 год было сделать большую прыжковую петлю — ту самую, ради которой все, собственно и начиналось.
Накопалось быстро, буквально в мае, но еще половина лета ушла на коррекцию фигур для движения в одном темпе без «натягиваний» и «сглатываний» (то, что принято называть flow). Заодно правили и осенние постройки.
Вывод №3 — доводка до ума уже, кажется, готового пампа, занимает даже больше времени, чем его первичная постройка. Также следует учесть, что жара будет сушить фигуры, сильные дожди станут их размывать, а любителей покататься по сырости и оставить колеи не остановят никакие призывы через соц сети. Нужны и время, и силы на поддержку всего в рабочем состоянии когда уже, кажется, все сделано, и можно отвезти лопату на дачу.
Мне очень помогала близость к пампу и дома, и работы — в погожие дни я копал даже в обеденный перерыв: доехал до пампа за 10 минут, переоделся в шорты и футболку, достал лопату и бутылку питьевой воды, часок интенсивно покопал, окунулся в Москва-реку, чтобы смыть пыль и пот, и полный эндорфинов (которые, как известно, генерит физический труд) обратно в офис . Да и просто каеф — лето, зелень, тишина, река, совершенно пустой в будний полдень парк и ты с лопатой. Отличная перебивка рабочего дня за компом. Часок днем покопал + пару часов вечером — и дело идет просто семимильными шагами!
Тем временем все больше народу стало оседать на «моем» пампе — и это без всякого пиара через соцсети и форумы. Вначале мы вообще хотели сделать памп «секретным», но почти сразу поняли, что для укатки построек нужен постоянный трафик, который двумя-пятью и даже десятью велосипедами никогда не организовать.
На последней фотке видно как эволюционировал за сезон тот самый первый контруклон этого пампа — он стал выше, круче, кочки перед ним занизились и «облизались».
Читатель, наверное, уже задается вопросом — «а что же лесничий (или, говоря бюрократическим языком, балансодержатель территории)?». Изначально было понятно, что все эти постройки — серьезное нарушение природоохранного законодательства (вся территория Строгинской поймы — особо-охраняемая природная территория и даже хуже — памятник природы «Щукинский полуостров»). Ну, как говорил один из моих преподавателей в студенческие годы: «Нельзя списывать это не значит, что нельзя списывать. Это значит, что нельзя попадаться». Патрули парковой охраны и районного УВД особо зверствовали в летние выходные, выискивая тех, кто заехал в парк на машине или разжег костер. Ну и человеком с лопатой, естественно, они не погнушались бы. Так что приходилось смотреть в оба. Один раз и правда пришлось побегать — днем прямо по лугу ко мне направилась Газель с парковыми работниками, я кинул лопату в кусты и в одних шортах без футболки побежал вокруг парка на другую сторону поймы. Тогда я не особо разбирался, а сейчас понимаю, что это были сотрудники подрядной организации, которых можно было не бояться, в отличие от инспекторов экологического надзора. А вообще главное — не трогать деревья, за это огромный штраф (до миллиона) и возможность заведения уголовного дела.
Позже, в межсезонье, я попытался как-то обсудить свои «ухабы» с природоохранителями: выяснил, где расположена дирекция парка (оказалось, в Серебряном Бору) и запросил встречу с директором. Директора на месте не было, меня провели к заместителю Рустаму Рашидовичу, который меня выслушал, покивал и предложил изложить концепцию нашей площадки на бумаге, чтобы они могли «рассмотреть». Ибо к ним, якобы, поступает много предложений - кому-то нужна купель на берегу, кому-то теннисные корты, а кому-то, вот, памп-трек. Разговор вполне корректный, но, фактически, ни о чем. Закончили на этом:
— Ну, строить самим незаконно, а кататься-то по уже кем-то построенному можно?
— Конечно, за катание вам никто слова дурного не скажет.
— То есть главное — не попасться с лопатой?
— Да, ты все верно понял.
Как позже выяснилось, думать, что они не в курсе наших построек, было очень наивно — конечно, они все видели и знали и по каким-то своим причинам нас не трогали. Может, понимали, что дело хорошее, может лень было шевелиться, а может — свои дела не успевали решать и не до памп-треков им было.
В финале летнего сезона 2011 мы с Алексеем Серковым и Димой Осокиным сняли очень запоминающееся видео
К концу сезона 2011 все фигуры нашли свои места, отлично укатались и я, в общем-то получил то, что хотел — памп со скоростной петлей, где было несколько небольших верблюдов и даже пара «впрыгов» в контруклоны.
А вот схема трека на осень 2011
Ну и вместе с расширением траекторий росла и популярность. 20-25 посетителей в выходной день стало вполне обычным делом.
Тут хочу сделать небольшое отступление и рассказать про историю места, где волею судеб расположился памп-трек. Оказалось, что перед войной на этом месте располагался лагерь, где жили заключенные — строители канала им. Москвы. Умерших на стройке хоронили недалеко — возле деревни Троице-Лыково (там в 90ых годах нашли массовое захоронение). В 1937 году канал был достроен, лагерь расформировали — кого-то отпустили, кого-то (большинство) вывезли в Бутово и там расстреляли (на печально известном «Бутовском полигоне»). Некоторые из тех, кого выпустили, остались на этом месте жить — приспособив под жилье бараки бывшего лагеря. Жители деревни Строгино (которая располагалсь чуть выше по течению в районе ул. Исаковского) называли это место «Поселок МВД». Так продолжалось до 1948 года, когда вышедшая из берегов Москва-река смыла этот поселок с лица земли. Удалось даже найти схему с расположением бараков:
Неудивительно, что во время наших раскопок из-под земли были извлечены монетки 30-ых годов, обломки посуды, кирпичная кладка (которую пришлось долбить ломом) и прочие артефакты.
Тут можно было бы и остановиться, но сам процесс строительства меня очень увлек, а аппетиты в катании постоянно росли, так что на следующий сезон, 2012 года, я задумал еще бОльшую петлю с еще бОльшими полетами, благо рельеф как будто сам это просил — свободное от растительности пространство с небольшим наклончиком
А вот и она, новая петля, на майской фотке 2012 года — два верблюда и контруклон.
Говорят, по началу на пампе стало возможным заблудиться:
Я заказал таблички для прохожих и вело-посетителей и развесил их по деревьям на площадке:
А также обмотал мягким ярким одеялом дерево, за которое нередко цеплялись локтями
В 2012 году произошло одно очень интересное и неожиданное событие — на меня вышли муниципальные депутаты Строгино и пригласили на общественные обсуждения проекта реконструкции Щукинского полуострова, в котором, о БОЖЕ, был пункт «Сохранение велодрома для экстремалов»
Документ венчали подписи и руководителя Департамента Природопользования г. Москвы, и начальника Москомархитектуры — казалось, что уж если мы попали в такую бумагу, то нам ничего не угрожает. Что только повысило мотивацию к новым раскопкам.
Кроме того, памп впервые очутился на ТВ — к нам приезжала съемочная группа московского телеканала «ТВ Центр»
В 2012-2013 год спот разросся до того, что стал виден на спутниковых снимках Google, на нем появился кикер через огромный корень, сложные места были снабжены более простыми объездами, а самая протяженная и скоростная траектория включала в себя тринадцать (!) верблюдов и столов и все это проходилось на одном дыхании.
Я даже специально для пампа купил бензиновую помпу для откачки воды из питов после таяния снега и сильных дождей:
И две лейки для полива трека летом. Количество возимого скарба уже с трудом умещалось в помельчавший багажник моей машины — ведь оставить на пампе ничего было нельзя.
Были ли негативные моменты? Как и в любом деле. Бутылки и мусор многие предпочитали бросать в траву, несмотря на висящий пакет. Пятилитровый черпак для воды, который я изготовил из офисной бутыли для кулера, прожгли сигаретой. Не всем нравились мои «усложнения» — доходило до того, что новые фигуры ломали свои же, левосипедисты. Ну я упорный, восстановлю. Самый запоминающийся момент был когда я собрался перетащить ходок за десять полтонны глины в двух черных мусорных мешках (тележки тогда не было под рукой) с одной части трека на другую (туда, где был неукатываемый песок) и в середине процесса пошел мерзкий дождик. И вот представьте — в одной руке 30 кг мокрой глины в мешке, в другой столько же, сверху дождь затекает зашиворот, снизу резиновые сапоги скользят по липкому грунту и тут один из мешков рвется и мерзкая жижа вываливается в правый сапог. В такие моменты видишь себя со стороны с ушами осла, как кот в мультике «Том и Джерри», и думаешь, что же и когда в жизни пошло не так.
Как бы то ни было, вот так выглядела схема спота летом 2013 года:
Ну, а грустный финал истории большинству, думаю, известен — в последнюю субботу августа 2013 года памп-трек был стерт с лица земли трактором Департамента Природопользования и Охраны Окружающей среды г. Москвы. Без всяких предупреждений и какого-либо диалога. Первый памп тоже попал под раздачу. Вот. Стало ли для меня это трагедией? Отнюдь. Я даже сам удивился своему спокойствию. Может быть, дело в том, что в каком-то смысле я этого ждал. А может и в том, что поддержка пампа стала отнимать уж слишком много времени и стала меня тяготить… Не знаю. В любом случае, было ясное понимание, что тему эту я не оставлю, а весной начну копать в другом месте — либо глубже в нашем парке, либо за МКАДом.
Почему произошел снос? Картина постепенно выяснилась позже, когда я со всеми уже «подружился» — и с отдавшим приказ руководителем, и с подрядчиком, который вывел технику, и с исполнителем-трактористом. Был некий дед, который любил гулять в тех местах в одиночестве. И вот он поставил себе целью жизни нас извести — то ли в силу возрастных изменений сознания, то ли от того, что кто-то из наших ребят грубо отреагрировал на его замечания. Целый год он бомбардировал всевозможные инстанции письмами с фотографиями «безобразий» (я видел потом эти письма, там говорилось о раскопках глубиной более 1.5 метров и ужасной природной трагедии), кто-то (например, Муниципалитет Строгино) отвечал ему, что погулять можно и в другом месте, а вот Департамент Природопользования перед выборами мэра решил навести порядок своим любимым образом.
Уж что случилось, то случилось. Я опубликовал фотографии разрушений в группе памп-трека в вк, в которой было всего-то 300 человек и поехал
В первый рабочий день после сноса (в понедельник) я попробовал решить все без привлечения общественности и позвонил в парк, но там мне отказали во встрече — «все сделано по закону и обсуждать нам нечего». Тогда я решил собрать подписи (реальные, на бумаге) под обращением в мэрию в нашу защиту. Сбор подписей назначил на тот же понедельник, на вечер, на месте бывшего памп-трека. Особо ни на что я не рассчитывал — я был уверен, что придет мало кто: положил в рюкзак два разлинованных листочка, а также полотенце — на случай, если не явится вообще никто: хотя бы искупаюсь, чтоб уж не совсем зря ездить. Но за три часа явилось больше 100 человек! Мне не хватило моих листочков, и ребята подписывались чуть ли не на найденных по карманам салфетках. Потрясающий момент, который и зарядил меня мотивацией — я просто не мог предать доверие всех этих людей.
Дальше подробно расписывать не буду (может быть, сделаю это в следующей статье) — тезисно скажу, что Vesti.ru опубликовали о нас большую статью, на что пресс-служба мэрии была вынуждена выпустить ответный релиз (полный лжи и передергивания фактов, чем еще больше себя притопила), поднялся шум в строгинском форуме, который читает и Муниципалитет, и Управа, а последней каплей был твит Алексея Навального, претендовавшего тогда на пост мэра наравне с Собяниным:
Так за три дня ситуация поменялась — теперь уже мне позвонил заместитель директора парка Москворецкий с предложением организовать встречу с директором для обсуждения сложившейся ситуации. Как я позже узнал, после наших писем и публикаций в СМИ директору парка, находящемуся в отпуске, позвонил сам руководитель Департамента Природопользования Антон Кульбачевский и дал указание сделать так, чтобы мы затихли. И эта самая встреча с директором началась знаете с чего? А вот с чего — «Андрей, извините нас, мы не знали, что это такое популярное место, мы бы, конечно, все сделали иначе». Ага...
Ладно. То, как мы выбирали новое место, как потом сражались за него с экологами, как в течении трех месяцев выбивали обещанную «привезем завтра» глину и технику — тема отдельного рассказа. Все висело на волоске столько раз, что пальцев на обеих руках не хватит. В сегодняшней истории главное, что старые пампы погибли не зря, что их популярность и правильный «нажим» позволили продолжить дело на новом уровне — хотя, конечно, под мостом другая аура и харизма: единения с природой, тишины и спокойствия старых мест там нет. Но ведь зато есть много чего другого...
Традиционно закончу благодарностями спонсорам нынешнего пампа, компаниям Триал-Спорт и Alienbike.ru , а также нашему новому партнеру, спортивным респираторам Respro.
Все новости спота и актуальное состояние траекторий — в нашей группе в вк http://vk.com/pumptrack и инстаграме https://instagram.com/pump_strogino
Для желающих внести финансовый вклад в обустройство памп-трека: Яндекс.Деньги 410012259820126, карта Сбербанка: 4276380029605065
Добавил видео от коломенской БМХ-школы с тренировки на пампе незадолго до сноса.
-
добавить в избранное
2
- +190
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (27)
Круто вести завернули. Прям Китай велосипедный в Строгино был по их мнению.
tazhate
TallioN
_va
creepshow
Маккормак со своей книгой большой молодец, что подсказал идею памп-треков и заставил многих поверить в свои силы, но он капитально ошибся со всеми расстояниями. Или можно смотреть на это более позитивно: на тот момент не знал, что памп едется лучше с большими кочками.
У него кочки были настолько мелкими, что, думаю, с перекапыванием пампов столкнулись почти все, кто копал по его книге.
И если авторы первого строгинского пампа (как и Андрей) глубоко вдохнули и перекопали то, что сделано по книге, то бывают и гораздо более грустные ситуации. Например, как в Бирюлево когда-то (не знаю, что там с пампом сейчас), авторы просто не соглашались менять свои серии треугольных кочек, плотно натыканных между контруклонами.
Имхо совет простой: ошибиться с длиной кочек в бОльшую сторону очень-очень сложно, их при этом можно приподнять. С короткими кочками проблем больше.
Val
GAAff
ronin336
спасибо за историю :)
0c2ol
KirillMonakov
Судя по делам товарищу не нужны пожертвования.
Jahtaka
mestakatania
Jahtaka
AlexeyIvanov
Wild_Cat
Очень нравится читать твои истории про памп.
Жду следующую серию.
mestakatania
да история уже замкнулась — про завоз грунта на новую площадку и далее уже есть посты.
Осталось собрать все тексты вместе, сверстать в пдф в хронологическом порядке и сохранить себе на память)
TallioN
мой сарказм в сторону пампа ограничивается шуткой за 200 про уровень пампа и всего остального
в остальном реально респект и уважуха
mestakatania
TallioN
Помним, любим.
B-race
ScuLLy
B-race
AlexeyIvanov
3250
Подробности в нашей группе в вк (она открыта, то есть не надо быть зарегистрированным «в секте», чтобы ее читать)
TallioN
После публикации этого поста я получил донаты от трех человек по 1000 руб и от одного на 500 руб. Спасибо.
Сегодня бОльшая часть этих денег была конвертирована в материалы для ремонта асфальта на пампе после зимы, чем мы займемся в ближайшие выходные. Дефектов появилось немного (на весь памп не больше 2 кв.м.), в основном в самых низких точках площадки, где подмокла глиняная основа и асфальт растрескался.
TallioN
MikolaSankin
Shuriken