Места катания — Реквием по мечте, или история самого первого строгинского памптрека
Сейчас в это трудно поверить, но фотографий постройки самого первого памптрека практически не сохранилось. Мы были максимально непубличными — с одной стороны, в 2009м году камеры у телефонов были так себе, а с другой — чего его фоткать-то, этот памп? До эры селфи и сотен фотографий с каждой покатушки оставалось буквально два-три года. Но именно их нам и не хватило. Так что прошу прощения, но фоток будет мало — я перерыл соцсети у всех друзей, причастных к строительству, но особого успеха это не принесло...
Памп. Начало.
2009й год, весна. К этому моменту в Строгино уже снесли трассу дуал-слалома — на ее месте теперь корпуса ВШЭ, дерты на окраине района, и небольшой спот у трамвайного депо. Оставалось несколько кочек на улице Исаковского, постоянно разрушавшихся и отстраиваемых заново местными дертерами, а если вдруг хотелось чего-то еще, ближайшими спотами оставались Крылатское и Филпарк. Снег как раз вовсю таял, и, в один прекрасный день, Вадим Казанцев внес в наш чатик, посвященный игре в Call Of Duty, гениальное предложение — давайте, мол, построим памптрек. Напомню — шел 2009й год и о памптреках в России не слышал, насколько я понимаю, вообще никто. Да что там Россия — книга Ли Маккормака «Pumptrack Nation», с которой все и началось, вышла всего-то годом раньше. На чертеж из этой книги с кратким описанием Вадик где-то на просторах интернета и наткнулся.
Плоскач? Кочки? Повороты с контруклонами? И крутить не надо? Несмотря на имевшийся у половины участников чатика бэкграунд в виде участия в фокроссе, слаломе и случайных тренировках на трассах бмх-рейсинга, принцип прокачивания кочек все представляли достаточно смутно, но было понятно, что ездить по пампу видимо действительно можно. Идея настолько захватила нас, что к строительству было решено приступить незамедлительно.
Самое смешное, что первым потенциальным местом, выбранным для постройки, было то самое пространство под мостом, где сейчас находится новый памп-трек. Остановила нас исключительно мысль о том, что здесь точно моментально все снесут. Возможно и по башке настучат. Мысли о легализации в голову тогда даже не приходили — споты сносились повсюду и договориться с властями на тот момент не смог еще никто, все упиралось как минимум в ответственного за площадку, который должен был еще и обладать профильным тренерским образованием. Даже та самая трасса дуала в Строгино, на которой проходили гонки уровня Чемпионата Москвы, не имела никакого правового статуса — насколько я помню, построили ее на пустыре под предлогом проведения какой-то официальной гонки, приуроченной к дню города, а потом «забыли» все разровнять, на что управа закрыла глаза. В общем, вздохнув, мы отправились на поиски более укромных уголков. «Мы», кстати, это, насколько я помню, Вадим, Валиленк, Коля Колесник, Ваня Столяров (?), Игорь «Тренер», Борис Гирс и я. Если кого-то я забыл, извините — это все было очень давно.
Вторым местом была поляна, на которой Андрей позже построил свой памп-трек :) Нам понравились естественные кочки, образуемые корнями деревьев, укрытость от чужих глаз, но смутило огромное количество мусора — попробовав копнуть в нескольких местах, мы попадали в остатки кирпичей, каких-то кабелей, стекло, и прочие следы жизнедеятельности человека. В итоге выбор пал на третье по счету место, практически на берегу реки — с укромностью там было так себе, зато свободного места было предостаточно. Вадим перенес чертеж на бумагу, переведя дюймы в сантиметры, вооружившись рулеткой и колышками мы быстро разметили необходимый участок и принялись за работу. В качестве бонуса выяснилось, что у одного из деревьев, растущих на краю пампа, практически пустая сердцевина, благодаря чему в выглядящее очень маленьким дупло можно было засунуть практически все необходимое — лопаты, мангал, решетку для мяса, и т.д. К сожалению, спустя какое-то время дупло стало слишком широкоизвестным, и, ввиду участившихся случаев кражи лопат, мы начали закапывать их в вновь возводимые кочки, стараясь заниматься этим когда никто не видит.
Первая версия памп-трека (малый круг) была выкопана за день. И перекапывалась раз пять. Во-первых, выяснилось, что радиусы 180-градусных контруклонов очень маленькие. Сейчас, наверно, мы бы поездили и по ним, а тогда попасть в поворот толком никто не мог. В итоге радиусы увеличили в два раза — стало лучше, хотя падений в быстром 180 градусном уклоне на протяжении всей истории пампа было огромное количество. Во-вторых — кочки были острыми, и это было основной ошибкой — для прокачивания пампа кочки должны быть пологими, а переходы в пит максимально плавными. Первоначально получалось проехать максимум круг. Потом полтора, потом два. Копали мы не меньше чем катались, начиная понимать, как все это должно выглядеть.
Расцвет памп-культуры
В середине лета, когда ездить получалось уже очень неплохо, памптрека стало маловато. Как-то раз, приехав вечером на памп и привычно открыв пиво, мы задумались о том, что надо бы расширяться. Так начал появляться второй, большой круг, использующий неровности рельефа и быстро ставший самым популярным элементом памптрека. Народа начало прибавляться, постоянно катающих и копающих было уже человек десять.
Иногда возникали занимательные проблемы. На пампе царила полная демократия — хочешь что-то сделать? Бери лопату и копай. В итоге периодически кто-нибудь принимал решение что-нибудь переделать, и, зачастую, получалось не очень. Самым веселым было соревнование с Лешей Кузнецовым — вдоль длинной прямой большого круга мы задумали сделать пару прыгательных кочек, чтобы добавить эйр-элементов и получить побольше траекторий. А Леша задумал там пару дертов. В итоге мы постоянно делали кочки гоночными — пологими и длинными, а Леша так же трудолюбиво перекапывал их в классические дерты. Это продолжалось года два, но никто не имел ничего против — всегда было чем заняться. В итоге мы общими усилиями накопали два больших стола, в меру дертовых, но и в меру длинных, которые устроили всех. На них и остановились.
Отдельно стоит написать о наших отношениях с представителями власти. Надо понимать, что копали мы на особо охраняемой природной территории, которую постоянно патрулировала экологическая милиция, причем копали по вечерам, когда милиция проявляла наибольшую активность, так что осторожность выходила на первый план. Как правило, один из участников земляных работ стоял на самой высокой точке пампа и орлиным взором обозревал окрестности на предмет появления автомобиля с мигалками на крыше. Периодически часовой сменялся. Если вдруг что — лопаты отправлялись в ближайшие кусты, а мы перевоплощались в мирно катающихся: «Кто копал? Да черт его знает, мы мимо ехали, смотрим кочки, решили покататься. Ага, и вам всего хорошего». Разумеется, рано, или поздно, факап должен был произойти — и он произошел. Была всего пара человек, работы было много, дело было днем, когда милиции обычно не было, дозор выставлять не стали, и, в итоге, копая очередной пит и услышав за спиной деликатное покашливание я обернулся и увидел доблестных защитников природы. Приплыли. Мне показали перечень штрафов за наши нарушения (тарификация на тот момент начиналась от четырех тысяч рублей), мы минут двадцать мило поговорили, и, в итоге, пришли к согласию — нам неофициально разрешили копать, предупредив, что по нечетным дням работает другой наряд и вот с ними договориться не получится. Ну и ладно. С тех пор мы были аккуратнее и больше не попадались.
Памп-трек становился местом досуга всех окрестных дертеров, фокроссеров, фрирайдеров и просто тех, кто хотел научиться прокачивать кочки. У нас было что предложить — помимо собственно пампа у нас так же был квотерпайп с деревом
тарзанка
бадминтон
Возможность покидать на лугу рядом с пампом тарелочку
и прочие радости жизни. Про нас даже написали статью в российской версии Mountain Bike (был когда-то такой журнал)
Ну а мы приезжали по вечерам, катались, пили пиво, жарили шашлыки и расслаблялись. Я до сих пор удивлен, что причиной сноса пампов стал цивилизованный и спокойный памп Tallion'a — пожаловались на него, а не на наш памп, где практически каждую ночь были тусовки с кострами до неба, музыкой, и кучей алкоголя, иногда заканчивающиеся ближе к утру. Периодически кто-нибудь засыпал и оставался до утра, сделав себе лежанку из веток, заготовленных для костра. Иногда эту лежанку поджигали вместе со спящим. Периодически кого-то находили уснувшим в одном из питов кочек. Постоянно что-то перекапывалось.
Типичный пример — находясь в состоянии тотально измененного сознания, мы посмотрели какое-то видео на Youtube и решили, что нам нужен пул. А то как мы без пула-то живем? Все буржуи, значит, учатся кататься в пулах, а мы тут с кочками ковыряемся. Сказано-сделано — расхватали лопаты и пошли копать. Причем по-моему уже то ли темнело, то ли было темно, но нас это вообще никак не смущало. Надо отметить, что темнота нас не смущала в принципе — много раз кочки перекапывались именно ночью, когда никто уже толком не мог стоять на ногах, и тут нас посещала архитектурная муза и неуемное желание копать. А на следующий день, соответственно, посещал ужас, когда при свете дня мы видели, что у нас получилось. Так вот. Пул был выдающимся.
Монументальный, глубокий, и абсолютно бесполезный, потому что с диаметром мы немного промахнулись (я бы удивился, если бы вышло наоборот). Зато в нем можно было устраивать веселые соревнования — кто больше кругов проедет, прежде чем у него закружится голова, сколько народу одновременно может кататься в пуле и т.д. и т.п.
В итоге мы присоединили его к одной из линий, насыпали небольшой столик, чтобы в пул можно было прыгать из контруклона, и на этом успокоились. Зато пул оценили бмхеры, став крутить из него бэкфлипы. Ну и хорошо.
Памп и инопланетяне
В один прекрасный день на лугах рядом с пампом начали появляться таинственные круги на траве. Трава на лугах местами доходила до пояса, а на этих кругах была выкошена до высоты сантиметров десять. Постепенно кругов становилось все больше, помимо обычных кругов появлялись восьмерки — в общем создавалось ощущение, что рядом с памп-треком проходит какой-то межзвездный конгресс инопланетян. Проведенное расследование показало, что круги на полях точь в точь как в X-Files, днем неземные формы жизни никто не видел, и ночью, что самое интересное, тоже — конечно, ночью случалось много всего интересного, но летающие тарелки мы бы точно заметили.
Не то, чтобы нас интересовала встреча с инопланетным разумом (хотя на волне загадочных кругов в топ хит-парада вечерней музыки на пампе выбился трек Noize MC «Трава у дома», потеснив заслуженные Manu Chao «Me Gustas Tu» и ЕстьЕстьЕсть «Олимпиада», но все-таки про круги мы периодически вспоминали. Разгадка истории оказалось неожиданной — как-то раз мне не спалось, и я решил пойти покататься на пампе рано утром. В то лето таджикам-уборщикам выдали механизацию в виде минитракторов-газонокосилок. Разумеется, просто косить траву им быстро стало скучно, а вот гонки на газонокосилках это, конечно, совершенно другое дело. Финал одной из таких гонок я и увидел. Не знаю, почему они ездили исключительно кругами и восьмерками — место позволяло проложить более интересные трассы, но им определенно нравилось — газонокосилки ревели, гонщики гонялись, группа поддержки орала, в общем всем было хорошо. Хотя, конечно, версия с инопланетянами мне нравилась больше.
ТТК и помойка
Как ни странно, в один прекрасный момент памптрек нам опять надоел. На улице была весна и душа требовала чего-то нового и вообще катания, вместо надоевших посиделок в барах. Так родился очень амбициозный проект третьего кольца, получивший кодовое название «ТТК». Для стимуляции трудящихся была создана специальная группа в вконтакте с постером и вдохновляющим воззванием к коллективу.
Воззвание возымело действие и работа закипела. Для начала мы построили хорду между двумя углами пампа, выходящую на дертово-гоночные кочки, выкопали пару больших контруклонов, по плану еще предполагались большие кочки с пролетами, а также благоустройство территории — решив, что чем меньше глаз, тем лучше, мы всерьез обдумывали идею высаживания кустов по периметру пампа, чтобы раз и навсегда отгородиться от дорог, тем более что памп начинал быть заметным с строгинского шоссе и нас это нервировало.
Также предполагалось выделенное место для мангалов, мусорный бак (надо сказать, что мы всегда щепетильно относились к чистоте, убирая весь мусор как за собой, так и за шашлычниками) и прочие радости жизни. С мусором, кстати, отдельная история — во время разговора с экологической милицией я упомянул о том, что мы поддерживаем прилегающую территорию в чистоте и порядке, и, как оказалось, милиция была в курсе — уборщики парка им об этом рассказывали, что сыграло свою положительную роль. Через какое-то время напротив пампа городские службы даже поставили большой мусорный бак, что заметно облегчило жизнь, поскольку раньше мешки с мусором приходилось тащить до баков при выезде на шоссе. Как-то раз, приехав на памптрек, мы заметили, что в окружающем пейзаже чего-то не хватает. «Помойка! Помойку нашу сперли!». Пришлось отправляться в экспедицию на поиски пропажи. В итоге родной зеленый бак был найден метрах в пятистах от пампа и торжественно привезен обратно на свое законное место. Думаю он до сих пор там стоит.
Проект всем очень понравился — первую очередь нового кольца мы выкопали буквально за пару дней. Кочки были большие, контруклоны высокие, плюс взаимное расположение элементов разных колец позволяло прыгать из одного контруклона в другой, перемещаясь между кольцами. Да и скорость была очень приличной. К осени мы успели закончить достаточно большую часть работ.
Самое приятное, что, благодаря постоянной практике, новые элементы придумывались и реализовывались на раз-два — мы уже прекрасно понимали, какое должно быть расстояние между кочками, какая будет скорость, каким должен быть размер контруклона. Это позволило избежать постоянных поправок и переделок, но, к сожалению, времени уходило все равно много — на одном из участков земля была очень твердой и укатанной, так что каждый пит превращался в маленький подвиг.
Зато скорость на новой линии была такой, что мы даже начали кататься в шлемах практически постоянно
Последний сезон
Сезон 2013го года прошел в основном в перекапываниях внутренней части памптрека — трезво оценив размеры того, что было построено, мы пришли к выводу, что внутри есть много неосвоенного пространства, а вот постоянно расширяться наружу может быть чревато, памп и так был уже очень большой. Ничего радикального мы не делали — добавляли кочки и связки элементов, перекапывали и досыпали старые фигуры, и, наконец, просто катались. В кои-то веки не нужно было постоянно копать — на пампе было столько всего, что он устраивал нас целиком и полностью. А если вдруг хотелось чего-то еще, всегда можно было съездить на соседний памп к Андрею — дорожка между двумя пампами была прокатана. На волне тотальной расслабленности мы даже полусерьезно обсуждали возможность наконец-то приступить к реализации проекта века — линии с небольшими кочками, которая соединила бы оба памптрека. Это было бы эпично — по самым скромным подсчетам по прямой там получалось метров триста, не меньше, но, в конце-концов, что нас могло остановить? Выкопали бы, никуда не делись — не в 2013м, так в 2014м. К сожалению, времени у нас уже не оставалось — хотя мы еще об этом не знали. На 24 августа 2013го года на памптреке было запланировано серьезное мероприятие — день рождения дорогого КБ. Ожидалось огромное количество людей, так что подготовка была серьезной и учитывающей все возможные нюансы. За пару дней до пати прогноз погоды поменялся на неблагоприятный. Памятуя о наших периодических забегах через поле под мост под внезапно начавшимся дождем (выглядело это обычно очень эпично — впереди, словно олимпийцы, бегут люди с поднятыми над головой горящими мангалами, держа их за ножки, по два человека на мангал, за ними — люди с шашлыками на шампурах и прочей едой и напитками, а замыкают процессию велосипедисты, причем каждый из них везет еще и велосипед товарища, бегущего впереди. И все это на фоне дождя и молний) было решено сразу собираться под мостом. Если бы мы отмечали, как обычно, на пампе, вся история строгинского памп-движения скорее всего была бы совсем другой — я даже не сомневаюсь, что со сносом бы в ту ночь ничего не вышло, поскольку нас было человек сорок. Но, к сожалению, никто не подозревал о происходящем — шел дождь, и оба пампа были абсолютно пустыми. Ну а что было дальше, вы и сами знаете. Вот как-то так.
-
добавить в избранное
1
- +179
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (34)
N01Z3
tazhate
AnzorShuhov
mx2
SergeiPikulin
Wild_Cat
Polkovnik
VladimirDolgin
racerx
TallioN
kubas
shooroop83
Ну и Ли Маккормаку надо отдать должное: в связи со всеми этими перекопками стало очевидно, что он и сам не знал, как пампы надо строить, однако задокументировал первые опыты, выпустил книгу и пампы стали широким мировым явлением.
Val
Zmey
стоитбалансирует на своих ногах возле дороги, в руках держит лопату, машины проезжают мимо. Не знаю что водителей смущало больше, сам вид двухметрового родоночальника пампа, или то что в руках у него была лопата, но за 5 или 10 минут ожидания ни одна машина даже не притормозила. Коллективный разум подсказал что лопату хорошо бы спрятать, и Вадик прячет её за спину. Спустя несколько минут с перегиба моста к нам начинает приближаться машина, более того машина начала сбрасывать скорость! Но что то пошло не так, в момент, когда машина уже почти остановилась, Вадик резким движением достает лопату, становится в позу стрелка и через черенок начинает вести прицельное наблюдение за машиной! Водитель аккуратно, без резких движений, что бы не нервировать нашего бойца, начал набирать скорость. Было бы интересно услышать версию водителя об это случае. Этот момент надолго останется у меня в памяти, мы еще минут пять не могли отойти от смеха, после чего все таки поймали машину и все добрались до дома!EvgeniyAbramov
kubas
Кстати, Никита, у Игоря в личном архиве могли остаться фотки с первых этапов строительства, в том числе с разметкой чистого поля и вбиванием колышков.
EvgeniyAbramov
Бухали вы там знатно, иногда в вскр утром приходилось такой срач выносить. И я даже психанул и срыл однажды какую-то мертворожденную кочку. Долго молчал, но должен был это сказать.
creepshow
kubas
lorinser
Naman
Werewolf
kubas
james
Werewolf
Lyoho
james
mestakatania
james
AlexanderFrolov
gaz
schmel
gtigor
срачспор про спонсорство и негодование, тут прям таки романтика и единение с природой. Такой контраст и как тут душевно, умиротворяет и настраивает на созидание чего-то полезного...26, какой ты разный! :)SergeyKuchkin