Места катания — С хардтейлом в Европу, но не в Барселону, часть III
Вероятно, всем уже надоело про это читать, но мы опять съездили в Европу на асфальтовые пампы, и если в 2016 году это был один огромный памп, весной 2017 — один большой и один поменьше, то сейчас за 10 дней мы побывали на целых 10 спотах, среди которых были большие и маленькие, интересные и не очень.
Уже в прошлом августе, когда я писал отчет о первой поездке в польский город Nowy Sacz, я обнаружил какую-то нездоровую активность в районе польского-же города Katowice: новые асфальтовые пампы там появлялись чуть-ли не еженедельно, о чем я узнавал из инстаграммов компаний-подрядчиков BTProject и Veloproject (в Польше строят только местные, никаких Velosolutions). К новому году сформировалось мнение, что надо ехать — тем более что Катовице находится в районе Кракова и вполне доступен для двухдневного путешествия на машине из Москвы. А, заодно, и в полюбившийся мне Новый Сонч заедем, остался там у меня с прошлого года один невзятый верблюд
На фото красными точками показаны пампы в районе Katowice-Ruda Slaska. Черная точка — гостиница, где мы жили: все споты в ее районе накрывает радиус всего-то в 10 км. Нумерация — по нашей субъективной шкале: 1 — самый клевый, 7 — полный отстой.
Выбрали через booking жилье в самом центре «хлебного края» (лишь до одного пампа, не попавшего на рисунок, было 24 км, туда съездили один раз и этого хватило), уложили велики, инструменты, защиту, вещи и двинули. Про дорогу, границу и жилье я традиционно расскажу в конце поста, там же будет одно лирическое отступление. Интересно, что ехали-то мы на четыре пампа в Катовицах, два (номера 5 и 7) нашли уже там, листая инстаграмм VeloProject, а на один (номер 6) просто наткнулись, когда катались по городу.
Теперь про пампы. Они большие. Они асфальтовые. Они бесплатные. Два из них находятся на территории школ, но доступны для всех. Сначала я даже, по отечественной привычке, подумал, что раз столько пампов выросло на территории одного округа (или, по польски, воеводства), то наверняка их строил сын/брат/подруга градоначальника, но нет, все честно: просто регион богатый, вот и вкладывают деньги в
Средняя стоимость строительства одного пампа (как можно понять из показанного ниже транспаранта, пересчитав злотые в рубли) 3 млн рублей. Трудно воздержаться от едкого комментария, но на разгон облаков во время майского Парада Победы этого года потрачено 70 млн рублей, на что в столице можно было построить 23 пампа даже силами польских рабочих. А облака, напомню, тогда так и не разошлись — авиация на параде из-за этого отсутствовала. Или вон — из одного только Внешпромбанка вывели (украли) 200 млрд. рублей. А это уже 70 (!) асфальтовых пампов в каждом (!) из более чем тысячи российских городов. Окей, Гугл, едем дальше.
Рассказывать про каждый новый для нас памп, я думаю, смысла нет. Опишу лишь общие тенденции и покажу некоторые фотки
Памп, на котором мы проторчали больше всего времени — номер 1 на моей карте. Расположен практически в лесу (на окраине поселка) и на нем можно собрать из кочек серию из целых семи верблюдов, включая два запрыга в контры.
Он же
1. Если хотите погонять/попрыгать, надо приезжать с утра. После обеда пампы наполняются личинусами на самокатах, роликах, велосипедиках, а, нередко, и просто подростками с музыкальной колонкой. Мы это наблюдали и в 2016 году в Новом Сонче, и в мае в Латвии. Да и про наше Одинцово что то подобное доводилось слышать.
Разгонать их всех на «отдохни 5 минут» невозможно, все время кто-то вылезает. Какое счастье, что у Строгино все-же есть какой-никакой имидж «спортивного объекта», где доминантой являются быстрые велосипедисты и можно хоть в выходной, хоть вечерком буднего дня спокойно погонять на пределе своих возможностей. На открытых общественных пампах ТАКОЕ НЕВОЗМОЖНО! За исключением Нового Сонча, но о нем отдельно.
2. Не все пампы одинаково полезны. Есть очень призывные по фото, но в реальности — кошмар и ужас. Пример — точка номер 7 на моей карте. По инстаграмму спот нам очень понравился, а на деле оказались совершенно неграмотные контруклоны, выкидывающие за пределы асфальта, и ни к месту стоящие кочки.
Тот самый неудачный памп, а ведь по фото не скажешь, да?
Совершенно невозможно предсказать по картинке, интересно будет на споте или нет: часто кочки оказываются слишком высокими, что ограничивает скорость, или слишком низкими, не позволяя разогнаться как хочется. Из семи спотов кататься было интересно на 2-3, остальное это просто «ух ты, бугоркиии». Найти видео на ютюбе или в том же инсте можно не на каждый спот + обычно там идет нарезка удачных моментов, а не флоу-прокат по всему пампу (т.е. движение в одном темпе по замкнутому кругу без «затыков» и непосильных «натягов»). На «удачные моменты» для камеры можно и снаружи траекторий педальками накрутить.
Так что второй колоссальный плюс моего любимого Строгино — там есть флоу. Не всем оно по силам, не всем оно нравится — но оно есть, это нельзя отрицать. На учебке одно, под мостом другое, на лугу — третье.
На одном из пампов был самый настоящий пул, в который можно впрыгнуть и крутиться, пока голова не откажет. У меня потеря пространственной ориентации начиналась уже со второго быстрого круга.
3. Общее значит ничьё. Емкая фраза времен СССР актуальна до сих пор — когда строители уехали, а эксплуатацию спота свалили на местную управу, все приходит в упадок. На спотах мусор (я лично убирал его, чтобы валяющиеся бутылки не попадали в кадры с катанием), с установленных ремонтных стоек срывают не только закрепленные на тросах инструменты, но и ручку насоса и даже стрелку манометра!
Все-таки, когда спот создан и поддерживается теми, кто в нем искренне заинтересован, такого отстоя не происходит.
4. Гладкий и толстый асфальт это очень круто. Это стабильность, это уверенность, это самоочищение от пыли (дождями и ветром) и это стертая резина. Вернувшись в Строгино я буквально не мог кататься, так как отвык от нашей тряски. Даже писал панические сообщения друзьям в ВК. На второй день привычка к тряске вернулась, но осадок остался — были бы деньги на толстый слой асфальта (5-7 см вместо наших двух), было бы совсем другое дело. Впрочем, чудо, что нам вообще удается класть асфальт — сидели бы сейчас, как раньше, в глиняной пыли...
Памп на территории школы. Интересный, есть где попрыгать.
А это второй школьный. Заехали утром и были одни.
5. Печально, когда ничего нельзя переделать. Искренне жаль резидентов, рост мастерства которых ограничен отлитыми в асфальте спотами. Понятно, что можно придумывать какие-то хитрые срезки и прыжки, но все равно, лучше, если можно взять и удлинить или взять и сделать порезче.
Еще один дурацкий памп: как и латышские, со слишком частыми и острыми кочками.
По пути домой мы на три дня заехали в мой любимый Новый Сонч, где я в первый же вечер осилил последний верблюд на «БМХ-треке». Оказалось совсем не страшно. Главное, хорошо раскачаться.
В Сонче появилось новшество — плата за вход. И электронный счетчик посетителей (наверное, чтобы сторожа не брали деньги себе в карман). Но эта плата — какой-то фарс: день катания с бесконечным числом входов/выходов стоит 1 злотый. Это 17 рублей. Анлим на месяц — 5 злотых (85 рублей).
Билет на Памптрек на двоих (заметили опечатку? PUMTRACK)
Зато в Сонче есть кругосуточный сторож, который днем стрижет траву, собирает мусор и следит за порядком (при нас он, например, выловил на газоне спота ядовитую змею). В итоге там всегда чисто и ничего не разломано. И дети там не бесчинствуют, с уважением относятся к тем, кто приехал потренироваться и быстро погонять — стоит выехать, все отходят в сторонку. Очень приятное место — памп, и город, и река, и виды. Всем фанатам пампового катания рекомендую побывать в первую очередь именно там. Подробней про Новый Сонч в моей прошлогодней статье. Только учтите, памп там довольно злой, раскрывать все его прелести желательно уже умея прыгать, например, всё, что есть в Строгино. А то можно оставить там частицу себя. А то и не одну.
Теперь про дорогу и прочий быт. Постараюсь кратко.
Общий бюджет десятидневной поездки на человека — 28 т.р. Это жилье, еда, солярка, страховка машины и все все остальное. В Новом Сонче жили в том же гостевом доме, что и в прошлом году, каждый в отдельном двухместном номере, в Катовице в обычной гостинице, тоже каждый в отдельном номере. В гостинице была кухня, так что готовили сами, покупая продукты в супермаркете, коих везде море, а цены ниже московских. Особенно на сладости и алкоголь. Ни в том, ни в другом мы себе не отказывали. Да и во фруктах тоже. И все равно вся поездка получилась дешевле, чем одни только билеты в Морзин, куда я отправился неделей спустя. В Бресте же для ночлега вообще сняли за 15 долларов (1000 руб) аж целый коттедж с тремя спальнями, огромной кухней двумя туалетами и приватной парковкой за забором.
Шоссе в Белоруссии. Ограничение скорости — 120 км/ч
Дорога от Москвы до Бреста по прежнему шикарна, ничуть не устаешь. Граница — штука сложно предсказуемая, но в этом году снова заработал пункт Домачево. В форуме Винского рекомендуют переходить туда в воскресенье (единственный день, когда не «работают» топливные челноки), а обратно — в будни в первой половине дня. С этого года у перехода «Варшавский Мост» появилась электронная очередь, билет в которую можно купить заранее (700 наших рублей). Но не позднее трех часов до времени перехода. Очень неудобно — с точностью до часа рассчитать время проезда 1000 км невозможно, в итоге я купил билет на 18 часов, а приехали мы в Брест в 16. И обнаружили соверешенно пустую границу. Но, сука, все равно поляки промурыжили 2.5 часа! Люди пишут, что они там у себя чем-то недовольны и у них «итальянская забастовка» — работают строго по нормативу, а норматив — 40 минут на паспорт. Зато обратно в будни днем проскочили в Домачево через зеленый коридор за фантастические 25 минут. Успели до ужина посетить Брестскую крепость, где я ни разу в жизни не был. А еще есть пункт Песчатка, который на севере, то есть придется делать крюк в 40 км в каждую сторону, но зато, по отзывам, там всегда свободно.
По пути в Катовице мы заехали в Варшаву, где, как я думал, вообще ничего интересного нет (в войну город полностью разнесли), однако там оказался вполне сносный исторический центр и исполинского размера сталинская высотка с часами на башне, которые видно из любой точки города
В Катовице интерес представляют старые шахты, некоторые из которых переоборудовны в музеи, а некоторые — в смотровые площадки.
Это — музей. Тут можно походить по машинным залам и мастерским.
А это — открытая для всех смотровая площадка. Бесплатная — залезай, кто хочет. Кроме нас никто не хотел.
А теперь обещанное лирическое отступление. Особо впечатлительным лучше его пропустить.
В районе Катовиц расположены самый большой польский парк аттракционов, а также огромный аквапарк. Ни туда, ни туда мы не сходили (хотя мимо аквапарка все время ездили). Оказалось, что по пути в Краков находится более знаменитая и трагическая достопримечательность — концентрационный лагерь Освенцим. Или, по-немецки, Аушвиц. Честно говоря, я некоторое время колебался, стоит ли посещать место, где были уничтожены в газовых камерах сотни тысяч, но любопытство взяло свое. Предварительно мы посмотрели фильм канала Дискавери про этот лагерь, и уже знали где там что и как.
Лагеря два — Освенцим-I и Освенцим-II. Вход везде бесплатный, только надо знать, что туристов там много, поэтому лучше приезжать пораньше.
Освенцим-I это бывшие казармы польской армии, где после аннексии западной части Польши немцы держали польских военных. Хорошо сохранившиеся кирпичные бараки, знаменитая надпись над входом «Труд освобождает», колючая проволока под напряжением.
«Труд освобождает»
Бараки лагеря Освенцим-I
На первый взгляд, тюрьма и тюрьма. Вроде бы, ничего особенного — понятно, что напихивали в комнаты заключенных очень плотно, что труд был тяжелый, питание скудным, так что умирали там очень активно. Но это только начало истории. Со временем Гитлер пришел к выводу, что еврейский вопрос «надо решать», и в Освенцим начали свозить евреев со всей Европы. Тогда же провели первые эксперименты с газовой камерой (она прекрасно сохранилась) — людей заводили в герметичную комнату (бывший морг), сверху открывалось окошко, куда засыпались кристаллы смертельного вещества «Циклон-Б», а рядышком стояли печи для кремации. Чтобы крики умирающих не были слышны на весь лагерь, снаружи заводили мотоциклы.
Но производительности этого процесса не хватало и тогда по соседству быстренько выселили пару деревень и силами заключенных возвели лагерь «Освенцим-II». Вот это была уже настоящая фабрика смерти — евреев туда завозили целыми поездами, прямо на платформе проводили сортировку, трудоспособных мужчин отправляли в бараки (уже не кирпичные, а деревянные, построенные по проекту конюшни на 52 лошади, людей же туда заселяли по 400 человек), а женщин, детей, стариков, инвалидов, больных — сразу в газовые камеры и после в крематорий, которых было уже три: подземные и высокопроизводительные. Чтобы не было бунтов, приговоренным обещали просто дезинфекцию перед заселением в барак, потому все спокойно ждали своей очереди. В день в Освенцим-II превращалось в пепел по 5000 человек. За все время существования лагеря было убито 1.5 миллиона. Параллельно велись всякие генетические эксперименты по сокращению численности еврейской нации и увеличению — арийской. Те, кто попадал на работу в барак, тоже долго не жили, обычно умирали от непосильных условий через 1-3 месяца.
Гитлер периодически отправлял на свою «передовую» фабрику высоких чиновников немецкой администрации, и даже они там теряли дар речи. Интересно, что на территории лагеря немецкому персоналу было запрещено фотографировать, а перед приходом наших войск крематории были взорваны, то есть дикость происходящего была очевидна даже тем, кто все это организовал и обслуживал. В 1947 году бывшего начальника лагеря нашли, привезли в Освенцим и повесили на территории лагеря. Виселица стоит до сих пор.
Во всем этом поражает, что все не в какие-то средние века происходило, а вот сейчас, когда уже были телефоны, беспроводные радиостанции, метро, двигатели внутреннего сгорания и шоссе-хайвэи.
Бесконечная территория лагеря «Освенцим-II». От деревянных бараков остались только печные трубы обогрева, которых просто лес. Трудно представить, сколько людей здесь одновременно находилось. По центру- тот самый сортировочный перрон, на который выгружали прибывших евреев и где происходила сортировка — в печь на смерть, или на работу в барак. Справа — въездные ворота для поездов, слева — три взорванных крематория.
В общем, это была впечатляющая экскурсия, я, честно говоря, стал несколько иначе относиться к немцам. И всякие шуточки на тему «вот проиграли бы войну, пили бы сейчас немецкое пиво, а не Балтику-3» теперь звучат для меня иначе. С другой стороны, в сталинских лагерях конца 30-ых годов, на строительстве канала им. Москвы и т.п. было тоже самое (кто читал «Архипелаг ГУЛАГ», спорить не будет) и даже более дико — у нас-то уничтожали миллионы своих...
-
добавить в избранное
1
- +110
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (33)
shturman032
TallioN
shturman032
mestakatania
shturman032
TallioN
KirillMonakov
А там свозили людей в том числе с захваченных территорий и не просто казнили, а мучили.
BEAR
Ну «навалил» ты свой экип, Андрей, и чего?
schmel
Если у тебя пригорело от одной из 20+ наклеек на шлеме, какие ко мне могут быть претензии? Как говорится, у кого чего болит. И, кстати, уверен, никто бы на наклейку НАВАЛЬНЫЙ внимания не обратил, если бы ты ее не прокомментил. К чему она на шлеме? Да надоело просто, что в бедной маленькой Польше в безвестном уездном городке типа нашего какого-нибудь Орска (простите, если кого обидел) из любой точки до шикарного пампа можно докрутить своим ходом, а у нас только длина яхты Усманова, да количество имений Медведева растут из года в год, остальное все «будет очень скоро, надо только затянуть пояски и потерпеть».
TallioN
sarov4anin
TallioN
Yue
TallioN
Может ты в курсе в разнице между Poc Crane, Poc Receptor, не могу понять найти про различия. Ну вес в 100 грамм. А не за счет ли подкладок эти граммы набежали?
Yue
TallioN
KirillMonakov
Лифт(?) шахты — адовый разгон в ад так то
_va
TallioN
_va
Tin-moon
На своём языке ваше право называться как желаете, но тут русскоязычный форум.
ru.m.wikipedia.org/wiki/Именование_белорусского_государства_на_русском_языке
TallioN
Tin-moon
mardoser
К тому же twentysix.ru даже пишет в профиле: Местоположение: Беларусь, Минск
В общем все с минусующими понятно… что можно было хотеть…
Tin-moon
shturman032
Tin-moon
И какая например там дорога лучше, дай ка вспомнить? Кстати М1 по России лучше, чем у вас.
shturman032
lorinser
Chute
RomaGolovchin
Читать было очень интересно. Помню сеичас, перед отьездом в Германию, предлагали проект как раз в Катовице!
Много гуглил перед принятием решения…
koshey
p.s. И мне вот интересно, кто с этим крайне очевидным фактом не согласен? В свое время парни из Velosolutions именно так и объясняли мне, почему они рекомендуют использовать асфальт: потому что заказчик — муниципалитет, и нет у него возможности следить за этим вашим пампом, чтобы кочки не расползались.
AleksandrSimonov