Места катания — All-mountain путеводитель по Горному Алтаю. Часть 1, Чуйский тракт
В этом году MTB-движение на Алтае развивалось с невиданным ранее размахом: открылся байкпарк в Манжерке с несколькими трассами разной сложности, строится еще один парк в Белокурихе. Прошедшие соревнования на горе Малая Синюха (Манжерок), даже в лютую непогоду, собрали представительный кворум из разных городов, в том числе и европейской части России. С дикими же трейлами ситуация не такая оптимистичная. Чаще встретишь велотуристов с баулами, иногда попадаются покатушечники-кантрийщики, о других экстремальных мтб-шниках узнаешь только по редким фотографиям в соцсетях. Пора исправить эту ситуацию, хотя бы и через написание путеводителя.
Данная статья предназначена для любителей самостоятельного туризма. Тем, кто ищет организованные туры «всё включено», рекомендую обратиться в одну из компаний, организующих вело-туры: Русский Алтай или Алтай-маршрут. Уверен, сервис у них на высоте, однако акцента на техничных тропах нет. Тем не менее, на Алтае масса мест с интересными горными тропами для тру-AM покатушек.
Поехали! Сегодня поговорим о трейлах, расположенных вдоль трассы М-52 или Чуйского тракта. Это основная дорога, соединяющая Новосибирскую область, Алтайский край и республику Алтай с Монголией. Даже просто ехать на машине по этой трассе доставляет эстетическое удовольствие.
Неважно, откуда вы стартуете, мимо поселка Манжерок вы вряд ли проедете. В соц. сетях масса информации о самом парке, работе канатки и вариантах размещения. Туда действительно стоит съездить.
Если же ДХ катание по каким-то причинам наскучило, или ходов подвески не хватает для черной трассы, можно съездить на другую сторону реки Катунь и затестить тропинки возле Тавдинских гротов или Панорамную тропу. Гроты — место предназначеное для пеших туристов и вход платный — 100р. Впрочем, ранним утром и в будни иногда можно пройти бесплатно. Помните, что у пешеходов тут приоритет. Катайте аккуратно. Длина тропок порядка 3-4 км. Локальные перепады высоты небольшие: 10-30м. Тропинки довольно ровные и не сложные. Есть парочка свичбэков. Очень весело проезжать через естественные каменные арки. Если решите полазить по гротам и пещерам, берите фонари и одежду для грязи.
Двигаемся дальше в глубь Алтая. Проезжаем живописный перевал Чике-таман. На него, кроме нормального асфальта, ведёт старая горная дорога, весьма популярная среди сибирских МТБ-шников. 340 метров перепада, 30-40 минут в круг с бодрым запедаливанем по асфальтовому серпантину. Есть прикольные повороты с «естественными» контрами по каменной сыпухе, но, в целом, дорога слишком ухоженная для любителей катать по именно по горным тропам.
От перевала едем еще 40 километров до села Иня. Здесь дорога переходит на правый берег Катуни, а по левому тянется узенькая каменистая тропа. Это начало самой популярной среди местных велосипедистов тропы Иня-Тюнгур. В самом селе Иня нет турбаз. На мой взгляд, удобнее остановиться перед поселком Инегень на одноименной турбазе. Проживание в аилах и домах довольно дорогое, но всегда можно поставить палаточный лагерь на обширной территории.
Полная протяженность маршрута порядка 65 км в одну сторону, набор высоты около 1500м. Тропинка ныряет то вверх, то вниз по склонам гор.
Кое-где выходит на плато и расширяется до сети грунтовых дорог. Финальные 20-25 км до Тюнгура идут как раз по грунтовкам. Так что если нет цели посетить это село, можно развернуться в обратный путь раньше, не доезжая до переправы через речку Тургунда.
Основные сложности на маршруте — броды рек Казнахта и Тургунда. В большую воду могут представлять реальную опасность. Рекомендуется брать веревку или реп.шнур 20м для наведения переправы. Впрочем, в этом году были пешеходные мостики. Но это не означает, что ближайшим паводком их не снесёт.
Важно! Окресности Тюнгура – это уже приграничный район. При себе нужно иметь паспорт, пропуск не нужен.
Двигаемся дальше по Чуйскому тракту! Река Катунь уходит к Тюнгуру, а трасса идет дальше вродь р. Чуя. Доезжаем до села Чибит.
Место идеально подходит для XC-тренировок и любителей all-mountain покатушек. Из лагеря на тур. базе Кочевник удобно делать радиальные однодневные выезды в разных направлениях.
Один из маршрутов: «Вверх по Маашею». Настоящий АМ-выезд на весь день с видом на снежные вершины.
От лагеря движемся по дороге над каньоном Чуи. Где-то далеко внизу водники штурмуют пороги высшей категории. Возле устья Маашея переходим по мосту на другую сторону Чуи. Почти сразу тропа круто уходит 200м вверх по заброшенной дороге. Сейчас, кроме пешеходов, ей изредка пользуются местные мотоциклисты и туристы на квадриках. Через 4 км дорога уходит вверх на плато Ештыкёль, а наш путь продолжается прямо, вверх по Маашею. Дальше идет довольно ухоженная тропа по лесу. Вниз по ней можно ехать почти не спешиваясь. Доходим до устья р. Каракабак. Тут стоит избушка и много мест под палатку. Летом можно купить лепешек, сходить в баню. Дальше по Маашею тропа становится существенно хуже — кусты и слишком много камней. С байком интересно подняться от избушки по тропе вверх по Каракабаку. Тропа круто набирает по 150-200м и выходит на выполаживание.
Открывается красивый вид на долину Маашея. Обратный спуск вниз полностью проезжается. Кое-где надо быть осторожным из-за резких поворотов и скрытых среди кустов камней. Протяженность маршрута в одну сторону 25 км, суммарный набор высоты 1200 м.
Важно! Первые 18 км воды не будет. Из Чуи и Маашея желания пить не возникнет – реки питаются от ледников и очень мутные.
Еще один, более короткий маршрут, на полдня — «Оройский перевал». Я катался здесь пять лет назад и какая там актуальная ситуация с состоянием тропы, не известно. Тропа используется, как основной путь популярного пешего маршрута до Шавлинских озер и сильных завалов быть не должно. Тогда спуск с перевала показался мне жутко сложным, с огромными ступенями и множеством корней. Начинаем маршрут, как и «Вверх по Маашею». После первого подъема доезжаем до точки, где открывается вид на долину Чуи. Дальше едем не прямо, а вниз, к пешеходному мосту. В разгар туристического сезона мост может быть платным (обычно, стандартная алтайская такса - 100р за проход). Поднимаемся по лугу мимо кошары (летняя избушка местных и загоны для скота). Тропа уходит в лес и начинается крутой подъем. Подниматься с велосипедом выше 400-500м набора от Чуи нет смысла. Местность становится заболоченной и слишком много упавших деревьев.
Вниз ехать осторожно. Кроме стволов деревьев из-за поворота могут неожиданно выскочить пешеходы или конники. Протяженность маршрута в одну сторону 10км, суммарный набор высоты 800 м.
Один из самых видовых маршрутов — до Акташского ретранслятора, расположенного на высоте 3000 метров на уровнем моря. Как таковых троп там нет. До вершины идет технологическая дорога. При желании можно договориться с местными о заброске.
С ранней осени и до поздней весны верхушка покрыта снегом. Если кто-то когда-то захочет устроить Мегалавину на дальнем Алтае, то это место идеально подойдет! Полтора километра сброса высоты на 10 км дистанции. Добавить техничных участков и будет то самое эндуро! Фото сделаны в сентябре этого года. А в мае там еще веселее, снега больше ;)
На сегодня это всё. В следующей части путеводителя мы отправимся еще дальше по Чуйскому тракту, в сторону границы с Монголией!
Пара общих рекомендаций. На Алтае почти не возможно представить поездку без личного или арендованного транспорта. Слишком велики расстояния между интресными локациями, а на междугородних автобусах не слишком удобно перемещаться. В интернете можно найти множество вариантов по заброске туристов на Алтай. Некоторые мои знакомые пользуются услугами этой конторы. Конечно, аренда транспорта, это самая дорогая часть таких путешествий.
А теперь ложка дегтя. На Алтае, как и в других регионах с этническим населением, не следует забывать о безопасности. Последнее время стало поспокойней, но иногда конфликты местных с туристами случаются. Особенно, по-пьяни. Так что с аборигенами не пить, никогда! Я рекомендую останавливаться на тур.базах, т.к. в местах диких стоянок точно приедут «хозяева земли» и будут разводить на деньги или просто умыкнут что-нибудь под покровом ночи. В целом же, к велосипедистам отношение скорее доброжелательное, пока мы тут редкие гости.
Полезные ссылки: nakarte.tk Удобно варьировать слои спутниковых снимков с хорошей детализацией, различные варианты карт, смотреть фотографии и круговые панорамы.
welcometoaltai.ru (карта с достопримечательностями и турбазами)
Отчеты о прошедших поездках и анонсы новых можно смотреть в группе VK «Тропы Алтая».
Благодарность за предоставленные фотографии: Ивану Харлею, Михаилу Шпаку, Алексею Аблаеву, Андрею Архипову, Артёму Лаптеву и всем участникам поездок!
Вторая часть путеводителя: территория фрирайда
Третья часть путеводителя: корни и грязь
-
добавить в избранное
8
- +132
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (23)
bizzarrro
Willy
N01Z3
Alla_Allabamatour
AleksandrSimonov
На спотмапе почти все локации из этой части есть, ссылки на них внутри статьи.
Добавление маршрутов на трейлфоркс — в планах до начала сезона.
Большая часть троп, если не все, есть на картах osm.
KIV
AleksandrSimonov
racerx
Vados
Татьяне будет где плэнер в горах устроить :)Фото и картина Тимура Насырова.
KIV
Marin
Oto59
А вообще из Кузни можно в Лужбу съездить. Даже за день без ночевки кое-что можно успеть катнуть между электричками.
Мы с этого начали по горам катать x-vizor.livejournal.com/14378.html
P.S. как съездишь на Алтай, выкладывай в группу фото-видео!
KIV
Oto59
webbear
vladbakumenko
За статью спасибо. Огненная.
tazhate
З.Ы. Воспользуюсь
правом открытого письма на 26рупубличного камента. Ты еще успеваешь, до выхода второй части статьи, добавить на спотмап пару спотов из этого района! Будет удобно поставить ссылки не на страву, а прямо на локацию.KIV
tazhate
Собственно, «Кызыл-чин» и «г. Сукор», насколько я помню.
KIV
tazhate
Addy