Места катания — МТБ путеводитель по Алтаю, часть 3. Корни и грязь
Сегодня мы отправимся в самый популярный у «матрасных» туристов Чемальский район. В селе Усть-сема сворачиваем с федеральной трассы М-52, едем вдоль Катуни вверх по течению. По берегам понатыкано множество тур.баз, коттеджей, кемпингов. Куча предложений по сплаву на рафтах, конным прогулкам, велопрокаты ашан-байков. Места для настоящих горных покатушек не так легкодоступны. Район очень сырой и зеленый. Чуть зашел в горы, и уже непролазная тайга, а кое-где и заросли в рост человека. То ли мне так везло, но ни из одной поездки чистым не возвращался.
Начнем с Каракольских озер. Сразу оговорюсь, я туда пока не добрался. Все нижеперечисленное написано на основе отчетов, фотографий и карт. Точно знаю, что байкеры там иногда катаются.
Судя по отчету 2013 года, однодневная покатушка получилась на 70 км в круг от Элекмонара с перепадом 1350м. Можно существенно облегчить себе задачу, организовав заброску и остановившись на пару дней на тур. базе у пятого озера. В районе очень много пеших и конных троп, покатать есть где.
Для составления детального плана поездки в незнакомый район пригодится ресурс nakarte.me. Не разобрался, как вставить интерактиную карту с этого сайта, карта местности тут. Удобно варьировать слои спутниковых снимков с хорошей детализацией, различные варианты карт, смотреть фотографии и круговые панорамы. Как правило, так можно получить представление о районе без разведки ногами.
Стартовать можно, наняв транспорт хоть из пос. Чемал, хоть из Элекмонара (немного ближе). Предложений по заброске на каждом углу чуть меньше, чем киосков с пивом. С обычных туристов берут 500р до начала тропы у речки Тура (см. карту). Вроде бы, можно доехать и до сами озер, но это будет дороже и проехать можно только на совсем проходимой технике, вроде Газ-66.
Вдоль реки тропа идет около 8 км с набором 700 метров до нижних озер. На спуске предстоит преодолеть не один десяток корней ;)
Выше озер имеет смысл подняться на перевал Богаташ (еще около 2 км и 350 метров набора). Тропа выглядит простой, вниз можно спуститься по ней же или прокатиться по окреснотям. Главное трезво оценивать свои силы, чтоб забравшись далеко-далеко не пришлось в темноте по горам шариться (или быть к этому готовым).
Вдоль самих озер тоже есть тропинки, но там явно больше камней. Есть завалы крупного курумника.
Двигаемся дальше! Переезжаем 50 км по дороге от Чемала до села Эдиган (в 8 км от основной дороги). Кое-где будут гравийные участки, но на пузотерке спокойно можно ехать. Остановиться можно на тур. базе Амаду. По обоим берегам Катуни и в каждое ущелье накатано множество грунтовок. Будет где развернуться любителям кросс-кантри. Можно съездить вверх по Катуни до водопада Бельтертуюк. Для любителей жесточайших апхиллов подойдет «дорога» на Ороктойский перевал. Часть ссылок привожу на очень удобный ресурс welcometoaltai.ru. На их карте обозначены природные, исторические достопримечательности, основные турбазы и т.д.
От Бельтертуюка наверх уходит каменистая дорога. Есть интересные, немного техничные участки.
Осенью грунтовка приятная, хорошо заметная, есть несколько небольших бродов. Ну а весной и ранним летом, кое-где, это река. Еще выше, перед перевалом, дорога разделяется на множество развилок, ведущие в соседние долины. Обязательно нужен с собой навигатор с картой! По незнанию можно далеко заехать.
Вот трек однодневного покатушечного маршрута в обратном направлении: поднявшись хорошей грунтовке по реке Кайнзара, уходим через перевал по заросшей лесовозной дороге и спускаемся в долину Бельтертуюка. Дистанция около 60км, почти 2 км суммарного набора.
Лучше это делать в сухую осенюю погоду. В средней части спуска дорога/тропа местами теряется в зеленых зарослях, но общее направление все равно очевидно.
Как мне кажется, наиболее интересной целью от Эдигана будет перевал Таманел (2080м). Он расположен в 20 километрах от села и соединяет долины рек Эдиган и Тогускол. Первые 6-8 километров — обычная горная грунтовка. После слияния речушек Едихта и Адылда (нам сюда) дорога становится пеше-конной тропой, кое-где перегороженной завалами деревьев.
Тропинка несколько раз прыгает с берега на берег, постепенно становится более заросшей и круто уходит вверх по лесному склону. На фото еще достаточно хороший участок, где можно ехать.
По пути любопытные туристы легко найдут вот такие космические артефакты. Здесь падают отработанные ступени ракет, взлетающих с космодрома Байконур. Гептил, ракетное топливо, сгорает в атмосфере. Считается, что они безопасны. Есть и менее желанные находки. По дороге наверх нам несколько раз попадались медвежьи следы. Велосипедисты шумные, звери сами заранее разбегутся, но осторожность не помешает.
После широкого предвершинного плато начинается перевальный взлет с набором 250 метров высоты. С вершины перевала открывается великолепный вид на окрестные долины. Если еще остались силы и есть лишний час, можно сбегать налегке до самой горы Таманел (2254м). Путь от Эдигана до перевала занял у нас 6-7 часов. Из них около полутора часов ушло на обед и пережидание грозы.
Наиболее интересен спуск с перевала в сторону Эдигана (по пути подъема): крупная каменная сыпуха, корни, резкие повороты. Вот ради чего стоило сюда тащиться! Но следует быть аккуратным на заросшей лесной тропе. Не видно камней и поваленных деревьев. Тем не менее, спуск должен проезжаться практически полностью. Сброс высоты до наезженной дороги 1200м на 10 км пути.
У нас же был запланирован другой двухдневный маршрут и спуск в сторону истоков реки Чемал. С точки зрения техничного катания, спуск к р. Чемал менее интересный, а в конце и вовсе не проезжаемый из-за огромных камней. Зато вечером мы поставили лагерь в окрестностях горы Кабарга и могли наблюдать красивый закат, вид на гору Сарлык, Семинский хребет. Великолепие быстро сменилось грозой и шквальным ветром, стало не так весело и холодно.
Утром и без того не сухая дорога стала совсем грязной. Все-таки обычно июнь, и даже начало июля – слишком рано для этих мест. А в сентябре и даже августе уже может и снег на высоте выпасть… Сухую погоду надо караулить!
Те, кто не хочет самостоятельно набирать 1400 метров, могут нанять на турбазе УАЗ или ГАЗ-66 и подъехать к перевалу с обратной стороны (к истоку реки Чемал). Пешком останется подняться около 200 метров. При длительной сухой погоде, уверенные в своих силах райдеры, могут проехать этим путем сами (35 км, см трек «Заброска» на спотмапе). Если же ехать в такую погоду, как была у нас, то высокогорные болота превратят эту покатушку в выживание.
Традиционная ложка дёгтя сегодня будет весьма серьезной. Помимо грязи, много неприятностей туристам на Алтае доставляют клещи. И в Чемальском районе их хватает. Обязательно делайте страховку от укусов (с опцией инъекции иммуноглобулина в местных мед. пунктах), почаще осматривайтесь. Особенно это актуально весной и в начале лета. Но и осенью есть шанс словить клеща. К тем, кто едет в Манжерок, это тоже относится. В окрестностях поселка их полно. Весной эти твари заставили меня с позором убежать с трейла около Бирюзовой Катуни. Никогда такого ужаса не видел. Каждые 5-10 минут снимал с себя несколько штук. К счастью, не укусили.
Полезные ссылки: nakarte.me Удобно варьировать слои спутниковых снимков с хорошей детализацией, различные варианты карт, смотреть фотографии и круговые панорамы.
welcometoaltai.ru (карта с достопримечательностями и турбазами)
Отчеты о прошедших поездках и анонсы новых можно смотреть в группе VK «Тропы Алтая».
Благодарность за предоставленные материалы: Сергею Татаринцеву (видео ролик), Шпак Михаилу (фото 1, 9-12, 14-17), Татьяне Фатеевой (фото 2, 4, 5), сайту motors-nsk.ru (фото 3, 6), Константину Орленко (фото 13) и всем участникам поездок!
Первая часть путеводителя: Чуйский тракт
Вторая часть путеводителя: территория фрирайда
-
добавить в избранное
1
- +118
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (8)
tazhate
KIV
FedorSirota
N01Z3
Willy
Катание по туристическим тропам интереснее, но было много поваленных деревьев, из-за чего приходилось спешиваться. Виды очень красивые, пищухи толстые, а клещей не встречали;)
OlegPopov
KIV
vladbakumenko