Места катания — "Путешествие к сердцу Кавказа". Отчет о разведке новых мест катания на Кавказе.
В горах мое сердце, в горах, не со мною…
Роберт Бернс
Начну с того, что в это далекое путешествие к сердцу Кавказа я отправился с тем, кто ближе всего моему сердцу — семилетним сыном Валерой. А теперь обо всём поподробнее.
Чем больше я провожу велотуров на Кавказе, тем сильнее укрепляюсь в мысли, что нужно чаще исследовать бесконечное разнообразие этого региона. Горы Кавказа манят, они дают возможность покататься на велосипеде в потрясающих местах первозданной красоты и невообразимых масштабов. Да, искать трейлы в таких диких условиях — задача не из легких, а вот грунтовых дорог здесь предостаточно, но, бывает, что и рельефная грунтовая дорога едется не хуже трейла. Но главное, что манит на Кавказ — это недоступность, исключительность катания по многокилометровым спускам с огромными сбросами высот на фоне картинок для Windows.
Перевал Школьный (высота 3200 м. н.у.м.) — один из высокогорных перевалов Кавказа, доступный для заброски на автомобиле, уже давно числился в моих планах. Идея этой поездки была такой: подниматься на перевалы на полноприводном Hyndai Starex, пускать Валерчика вниз на велике, и самому ехать за ним следом на машине. Цель — проверить состояние дорог и оценить пригодность для катания на велосипеде.
Итак, 13-го августа мы выдвинулись в сторону Пятигорска, чтобы встретиться с группой, участвующей в моём трейл-туре “Большие горы”, и провести вместе несколько дней. За это время мы успели покататься в Пятигорске и скатить трейл “Теберда-Архыз”, а после наши пути разошлись: ребята продолжили программу в Архызе, а мы с Валерой поехали разведывать новые маршруты.
Первым на нашем пути было необычное и непопулярное у туристов плато Канжол (от тюркского «Кан жол» — «Кровавая дорога» или «Ханская дорога»). Относительная удаленность от цивилизации делает это место менее доступным для для большого потока людей, чем, например, плато Бермамыт. Однако, по моим расчетам, этот маршрут отлично подходил для велосипеда, так как спуск с плато Канжол в посёлок Кенделен должен составлять более 40 км по альпийским лугам, что не могло не привлекать моего исследовательского внимания.
Но тут выяснился такой нюанс. Во время заброски группы на Мухинский перевал к старту трейла “Теберда-Архыз” я обнаружил неисправность в машине — радиатор охлаждения был настолько забит пылью, что в жаркие летние дни на высокогорных перевалах машина начинала греться. Двигатель не кипел, но температура серьезно поднималась, поэтому наш план по покорению перевала Школьного был под угрозой. Нужно было быстро принимать решение, поэтому по пути на плато мы свернули в город Ессентуки и нашли ближайший автосервис, где нам сняли радиатор охлаждения и продули его воздухом под давлением.
Итак, было уже около 11:00, когда мы стартанули в сторону плато Канжол на нашем боевом “Хундике”. Путь лежал в поселок Каменномостский, откуда и начинался длительный подъем по грунтовым дорогам. К моему удивлению, дорога была в очень хорошем состоянии. Было видно, что за ней ухаживают и постоянно пользуются. Вероятней всего, этим занимаются чабаны, которые держат стада на высокогорных пастбищах Карачаево-Черкесии. После небольшого ущелья мы выехали на просторные луга с потрясающими видами на 360°. Еще через несколько километров мы проезжали так называемый кавказский Стоунхедж, откуда уже открывался прекрасный вид на Эльбрус, но нас ждало еще около 10 км грунтовки до заветного плато. Дорога пролетела совершенно незаметно, потому что каждый ее километр открывал новые виды и наполнял впечатлениями. Резные ущелья сменялись видами на скальные вершины, а выглядывающий из-за каждого поворота Эльбрус казался все больше и больше — на фоне небольших гор с северной стороны он выглядит просто огромным!
Как и предполагалось, на плато Канжол я не встретил ни одного человека и, более того, я не встретил даже следов: трава не раскатана машинами (как на Бермамыте), нет отметин от стоянок и кострищ. Было ощущение, будто мы были здесь первыми. Но день неумолимо шел к закату, поэтому мы сделали несколько кадров, полюбовались прекрасным видом на Эльбрус и поехали обратно — ведь сегодня нам предстояло добраться до Нальчика. Спускались мы совершенно другой дорогой через посёлок Кенделен. Половину спуска ехали уже в полной темноте, поэтому трудно оценить живописность этого пути. Около 21:00 мы добрались в Нальчик, где встретились с Русланом Тлостановым — гуру веломаршрутов Кабардино-Балкарии для того, чтобы уточнить особенности дороги на перевал Школьный. Руслан встретил нас очень радушно. Мы поужинали в уютной пиццерии, где я рассказал о наших планах. Он указал на особенности дороги на перевал и упомянул несколько интересных локаций, которые обязательно нужно посетить.
Той ночью, не найдя толковых вариантов размещения, мы разложили сиденья в нашем Хундае и заночевали на заправке. Рано утром, пока “мелкий” еще спал сзади, я выехал на следующее место, обязательное к посещению — смотровую над Черек-Балкарской тесниной. Когда Валера проснулся, мы уже стояли над 300-метровой пропастью — впереди нас взгромоздились пятитысячники Кавказа, а в долине виднелся поселок Верхняя Балкария. Мы позавтракали с первоклассным видом, сделали пару кадров и, спустившись вниз, поехали на перевал Школьный.
Мы легко нашли дорогу на перевал и, сначала по ущелью, а потом по лугам, начали набирать высоту серпантинами. Вскоре дорога вышла на траверс по скальному ущелью. Несколько раз мы пересекали ручьи и уже на высоте почти 3000 метров мы доехали к кошу (*временная стоянка пастухов). Здесь, на первый взгляд, заканчивалась дорога. Я спросил у пастуха, можно ли подняться на перевал, и он указал на едва заметные колеи на склоне — мы начали неспешно подниматься. Так как старый серпантин на перевал был полностью уничтожен природными катаклизмами, мне стало понятно, что на эти несколько сотен метров будет не подняться в дождливую погоду, ведь травянистый склон размокнет и будет очень скользким. тем временем мы доехали на просторной лужайки, с которой уже виднелось соседнее ущелье — наш пункт назначения. Эта лужайка была обозначена на карте как перевал Школьный, но на деле нам еще был уготован один “взлет” по очень узкому серпантину, который и привел на заветный перевал. На этой последней части подъема нам начали открываться все более и более завораживающие виды на Безенгийскую Стену, образованнную самым большим скоплением пятитысячников на Кавказе. Поднявшись чуть выше, мы увидели скальный хребет, называемый русскими Доломитами, и перевал Курноят на другой стороне ущелья.
Сделав очередную порцию шикарных фотографий, я выгрузил велик Валеры и отправил его вниз по каменистой дороге. Но уже через сто метров Валера остановился, сказав, что спуск здесь слишком сложный, и попросил разрешения ехать не по дороге, а просто по полям. И вот уже мой юный фрирайдер несся по зеленому склону, подпрыгивая на камешках и ловя флоу, в то время как я медленно спускался в сторону поселка Безенги — очень атмосферное место, пропитанное особым духом, ведь здесь располагается одноименный альплагерь, сохранившийся в идеальном состоянии еще с советских времен.
Здесь то мне и пришла мысль о том, что на перевал лучше заезжать в обратную сторону, из поселка Безенги, так как спуск в сторону Верхней Балкарии будет более пологим, а значит и более длинным. К тому же и рельеф здесь разнообразнее: верхняя часть спуска проходит по альпийским лугам, переходящим в пологие каменистые траверсы, изобилующие кочками, с которых можно подпрыгивать, получая море удовольствия. Еще на том спуске предстоит форсировать ручейки, которые мы еще недавно проезжали по дороге наверх. А пока, мы продолжали спуск по довольно хорошей дороге, плавно сбрасывая высоту серпантинами. Спуск был настолько длинным, что Валера несколько раз садился в машину, чтобы отдохнуть на самых каменистых участках. А когда он видел, что дорога становилась более простой, просил высадить его, и проезжал несколько километров настолько быстро, что я на машине никак не мог за ним угнаться — только видел, как он мелькает внизу через несколько серпантинов.
Спустившись в поселок Безенги, мы сделали несколько фото на фоне Безенгийского ледника, который в эту ясную погоду сиял особенно ярко. После мы отправились в сторону Нальчика. Когда мы выехали из ущелья, времени у нас было еще предостаточно, и мы покатили обратно в Краснодар.
Вот таким образом и родился новый велотур «В сердце Кавказа» — программа включающая заброски на высокогорные перевалы и спуски с них на велосипедах, ночевки в высокогорных гостиницах и катание в самых живописных местах Кабардино-Балкарии.
Вообще, Эльбрус — это настолько знаковая вершина, что почти все наши путешествия по Кавказу так или иначе построены вокруг него. Так, еще в одном “видовом” велотуре “Великолепное Приэльбрусье” мы объезжаем Эльбрус с Севера на Юг, в “байк-парковой” программе “Большие Горы” мы катаемся с горы Чегет на фоне его седых шапок, а в Гранд Кавказ Эпик — трейл-туре для самых опытных искателей приключений на велосипеде — мы почти прикасаемся к его льдам, невероятно близко подбираясь к его северному склону у перевала Балк-Башит (3 700 м н.у.м)! Поэтому у каждого участника наших программ свое сердце Кавказа: для кого-то оно приветливое и близкое, а для кого-то суровое и величественное.
Спасибо за внимание!
Коваль Артём
P.S все фото сделаны на телефон, поэтому не судите строго за качество.
-
добавить в избранное
- +109
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (6)
Evermax
То ли еще будет)
Koval
Правильно понимаю, что по ним можно и на кантрийном подвесе ехать без особых проблем?
A_Strannik
Koval
Пробовали своим ходом из Кисловодска через Кичи-Балык до обсерватории и потом спуск в Долину нарзанов. И обратно. Тогда дорога была ещё грейдерная. Дистанция около 60км, но набора высоты наелись прилично. Следующий день пришлось делать пешеходным.
A_Strannik
Coil