Архив — Эксплуатация: рулевая колонка Woodman Axis SL
Приобретение прошлой осенью новой рамы потребовало покупки новой рулевой колонки. Инженеры Santa Cruz уверены в том, что в V10 можно ставить абсолютно любую рулевую колонку диаметром 1.1/8" - более того, установка рулевой с высокими чашками не рекомендуется, т.к. в этом нет никакой необходимости. Любую рулевую колонку, говорите? Вот и проверим - благо рама используется как раз для того, чтобы разобраться с живучестью разных железок при реальной эксплуатации. Самой недорогой рулевой колонкой на закрытых подшипниках (с совсем уж дешевыми вариантами на шариках экспериментировать не хотелось) оказалась Woodman Axis SL Comp. Рулевая модного синего цвета на двух закрытых подшипниках была приобретена за 20 долларов, и тут же установлена на раму. Что из этого вышло? Читайте...
Я всегда считал, что Woodman - просто очередной тайваньский бренд, не имеющий своего производства. Однако, как выяснилось, Woodman - самый настоящий производитель, имеющий в своем распоряжении серьезные производственные мощности. На них производятся как компоненты под брендом Woodman, так и железки по заказам других производителей, некоторые из которых окружены ореолом эксклюзивности. Впрочем и Woodman может похвастаться очень крутыми железками - к примеру сверхлегкими подседельными штырями серий EL - это сочетание титана, алюминия и карбона весит чуть больше ста грамм и анодируется в кучу различных цветов. Но, в данном случае, речь идет не о топовых компонентах, а о дешевой рулевой. И вопросов к ней, в итоге, появилось довольно много. Обратите внимание на конструкцию верхней и нижней чашек. Они симметричны! Каждая чашка состоит из трех деталей - корпуса, подшипника, крышки. Соответственно нижняя крышка играет роль кольца, напрессовывающегося на шток вилки, а верхней крышкой закрывается верхний подшипник. Замечу, что каких-то дополнительных сальников, прокладочек, резиночек и т.д. не предусмотрено. Меня с самого начала несколько смутила такая конструкция, т.к. форма крышек такова, что они вряд ли смогут удержать подшипник на месте при больших нагрузках, характерных для двухкоронок. Будет ли держать нагрузку нижняя крышка? На фотографии рулевая полностью разобрана - посмотрите еще раз на симметрию: Последующие месяцы катания показали, что пессимистичные прогнозы насчет конструкции оправдались - подшипник в нижней чашке начинал болтаться после пары спусков в Севастополе, или получасового катания в Солнечногорске. Сначала я исправно подтягивал рулевую, но через пару недель мне надоело постоянно раскручивать болты короны, чтобы подтянуть якорь. Попытка установить сквозной якорь тоже не увенчалась успехом - этой конструкции хватило на более долгое время, но люфт, в итоге, все равно появился. Решив посмотреть, что будет дальше, я вообще перестал подтягивать рулевую, и съездил на велике в Крым. После чего катался в Москве. Что интересно - люфт не рос, однако контрольное подтягивание установило, что он по-прежнему появляется в нижней чашке сразу после пары прыжков, или дропов. При этом аналогичная рулевая, установленная на байке знакомого, который использует его, в основном, для вкручивания и с более короткой вилкой живет без проблем, что еще раз подтверждает, что дело именно в том, что конструкция нижней чашки просто не рассчитана на даунхильные нагрузки и большие вилки. Несколько дней назад рулевая покинула раму и была разобрана. На фотках видно, что все внутренности - в полном порядке. Подшипники крутятся как новые. Т.е. полгода эксплуатации в очень жестких режимах не оказали на Axis SL никакого воздействия. Как, впрочем, и на V10 - со стаканом по-прежнему все ок. Но друг-другу эти железки не подходят категорически. Не поймите меня неправильно - я не могу назвать Axis плохой рулевой, даже несмотря на такую забавную конструкцию, но для экстремального использования она 100% не пригодна. Особенно если использовать ее с вилкой, ход которой больше 100-130мм. В итоге место Axis заняла FSA Orbit XLII - чашки у нее тоже низкие, и аналогичная рулевая прожила сезон на моей прошлой раме вообще без каких-либо проблем. Посмотрим, что будет со стаканом V10 дальше... p.s. Напоследок камень в огород товарищей из Santa Cruz. Посмотрите на эту фотографию: Видите, как неровно стерта краска на той части чашки, которая упирается в стакан? На ближнем к нам участке краски нет вообще, а чуть дальше краска почти не пострадала. Это говорит о том, что сам по себе стакан несколько кривой - из-за того, что после покраски его никто не счел нужным отторцевать прямо на заводе. Торцовка стакана - необязательная для большинства рулевых, но очень полезная процедура, и делать заводскую торцовку - хороший тон для любого high-end производителя. К примеру, стакан моего старого Orange MsIsle отторцован на заводе (на Orange производитель отторцевал даже кареточный узел!), причем отторцован идеально - проблем не возникло даже при установке рулевой Chris King, единственной рулевой, для которой критично наличие идеально прямого стакана с параллельными поверхностями сверху и снизу. А вот сантакрузовцы пожалели времени на простейшую (на их оборудовании) операцию. Незачёт.
Я всегда считал, что Woodman - просто очередной тайваньский бренд, не имеющий своего производства. Однако, как выяснилось, Woodman - самый настоящий производитель, имеющий в своем распоряжении серьезные производственные мощности. На них производятся как компоненты под брендом Woodman, так и железки по заказам других производителей, некоторые из которых окружены ореолом эксклюзивности. Впрочем и Woodman может похвастаться очень крутыми железками - к примеру сверхлегкими подседельными штырями серий EL - это сочетание титана, алюминия и карбона весит чуть больше ста грамм и анодируется в кучу различных цветов. Но, в данном случае, речь идет не о топовых компонентах, а о дешевой рулевой. И вопросов к ней, в итоге, появилось довольно много. Обратите внимание на конструкцию верхней и нижней чашек. Они симметричны! Каждая чашка состоит из трех деталей - корпуса, подшипника, крышки. Соответственно нижняя крышка играет роль кольца, напрессовывающегося на шток вилки, а верхней крышкой закрывается верхний подшипник. Замечу, что каких-то дополнительных сальников, прокладочек, резиночек и т.д. не предусмотрено. Меня с самого начала несколько смутила такая конструкция, т.к. форма крышек такова, что они вряд ли смогут удержать подшипник на месте при больших нагрузках, характерных для двухкоронок. Будет ли держать нагрузку нижняя крышка? На фотографии рулевая полностью разобрана - посмотрите еще раз на симметрию: Последующие месяцы катания показали, что пессимистичные прогнозы насчет конструкции оправдались - подшипник в нижней чашке начинал болтаться после пары спусков в Севастополе, или получасового катания в Солнечногорске. Сначала я исправно подтягивал рулевую, но через пару недель мне надоело постоянно раскручивать болты короны, чтобы подтянуть якорь. Попытка установить сквозной якорь тоже не увенчалась успехом - этой конструкции хватило на более долгое время, но люфт, в итоге, все равно появился. Решив посмотреть, что будет дальше, я вообще перестал подтягивать рулевую, и съездил на велике в Крым. После чего катался в Москве. Что интересно - люфт не рос, однако контрольное подтягивание установило, что он по-прежнему появляется в нижней чашке сразу после пары прыжков, или дропов. При этом аналогичная рулевая, установленная на байке знакомого, который использует его, в основном, для вкручивания и с более короткой вилкой живет без проблем, что еще раз подтверждает, что дело именно в том, что конструкция нижней чашки просто не рассчитана на даунхильные нагрузки и большие вилки. Несколько дней назад рулевая покинула раму и была разобрана. На фотках видно, что все внутренности - в полном порядке. Подшипники крутятся как новые. Т.е. полгода эксплуатации в очень жестких режимах не оказали на Axis SL никакого воздействия. Как, впрочем, и на V10 - со стаканом по-прежнему все ок. Но друг-другу эти железки не подходят категорически. Не поймите меня неправильно - я не могу назвать Axis плохой рулевой, даже несмотря на такую забавную конструкцию, но для экстремального использования она 100% не пригодна. Особенно если использовать ее с вилкой, ход которой больше 100-130мм. В итоге место Axis заняла FSA Orbit XLII - чашки у нее тоже низкие, и аналогичная рулевая прожила сезон на моей прошлой раме вообще без каких-либо проблем. Посмотрим, что будет со стаканом V10 дальше... p.s. Напоследок камень в огород товарищей из Santa Cruz. Посмотрите на эту фотографию: Видите, как неровно стерта краска на той части чашки, которая упирается в стакан? На ближнем к нам участке краски нет вообще, а чуть дальше краска почти не пострадала. Это говорит о том, что сам по себе стакан несколько кривой - из-за того, что после покраски его никто не счел нужным отторцевать прямо на заводе. Торцовка стакана - необязательная для большинства рулевых, но очень полезная процедура, и делать заводскую торцовку - хороший тон для любого high-end производителя. К примеру, стакан моего старого Orange MsIsle отторцован на заводе (на Orange производитель отторцевал даже кареточный узел!), причем отторцован идеально - проблем не возникло даже при установке рулевой Chris King, единственной рулевой, для которой критично наличие идеально прямого стакана с параллельными поверхностями сверху и снизу. А вот сантакрузовцы пожалели времени на простейшую (на их оборудовании) операцию. Незачёт.
-
добавить в избранное
- 0
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (23)
Werewolf
maxxis
я сказал, что ей очень нужен отторцованный стакан. Иначе, если краска на стакан нанесена кривовато (как у этого V10) верхняя крышка садится криво относительно верхней чашки, образуется щель, туда постоянно попадает песок и грязь, и, в конечном итоге, рулевая начинает хрустеть. Если всё это запустить, то конечным итогом будет убитый подшипник. У других рулевых (тех же FSA) верхняя крышка имеет другую конструкцию (подшипник прижимает не она, а дополнительное кольцо), поэтому для них торцовка стакана не так критична, хотя, в принципе, я считаю что это не повредит в любом случае.
kubas
Плохой, плохой Санта…
BICH
А насчет рулевой — FSA имхо лучше всех. Стоит дешево, а работает годами. Крискинг также делает качественные детали, но они настолько дорого стоят, что можно обойтись и FSA.
Bars-zerwick
maxxis
moonlighter
Вот то же и с вудманом — свое производство, но имхо сколько они железа не делали, оно даже не выглядит хорошо, как тупо каталожная железка. И спрашивается — зачем оно надо?
Bars-zerwick
slamik
doddi
1. Плохой затяжки колонки. Убирается традиционным способом. 2. Наличием пустот и зазоров в посадочных местах рулевой/рамы/вилки и/или точках контакта деталей самой рулевой. В процессе эксплуатации эти места становятся визуально очевидными, тк подвержены трению частей. Выборка люфта возможна, но, часто неполностью и ненадолго.
3. Деформационным повреждением вращающихся частей рулевой колонки или износом подшипников. Это — под замену.
4. Маловероятно в данном случае, но имеет право на жизнь: Кривые руки механика. Ноу комментс.
А теперь вопрос: к какому пункту относится данный брак?
В то, что Woodman 3-й год вдувает мертворожденную конструкцию — я не верю. Я очень неплохо знаю владельца/производителя. Он заморочен на качестве своего маленького производства как многим иным и не снилось.
Мне самому стало интересно… Я готов ему отправить инфу-рекламацию, но только тогда, когда сам буду уверен в её очевидности.
Polkovnik
BICH
photofile.ru/photo/velokuban/3002264/large/68994822.jpg
а вот ФСАшка XLII, намного более продумана:
photofile.ru/photo/velokuban/3002264/large/68994894.jpg
Рулевую сменил на FireEye Iris-XL, там и подшипники гигантские, а детская болезнь таже. Нижний кэп упорным по сути не является, однобокая у него функция ) а притягивать после каждого спуска якорь и верхнюю корону — себе дороже, т.к. резьбы на ней не вечные, каленые винты их доканают :). Пришлось, дабы спасти и рулевую и корону, сходить поискать в веломастерской нижний опорный конус от какойто рулевой. После подгонки шлифовальным кругом под диаметр нижней чашки моей рулевой — тьфу-тьфу полгода люфтов нет.
Вывод один — не покупайте рулевые БЕЗ нижнего конусного кольца (с разрезом или без, неважно). Выйдет себе дороже.
аноним
аноним
С чем это связано — я не знаю. Мне показалась странной конструкция колонки. Как бы вот так.
Werewolf
maxxis
1. Произвольно возникающий, с возможностью выбирания люфт в подшипника в нижней чашке рулевой колонки. Причем, как следует из текста, подшиники и чашки не разбиты, а при повторном подтягивании люфт выбирается.
2. Слелы неравномерного воздействия на рулевого на нижнюю чашку.
Зная склонность автора к анализу и дотошность к мелочам, я бы хотел услышать мнение о причине возникновения данной проблемы.
На основании своего понимания текста теста, вывод о несоответствии рамы и рулевой колонки по иным, кроме как соответствию посадочным парамерам, причинам мне кажется «притянутым за уши». Особенно учитывая то, что «ни одно животное во время эксперимента не пострадало», то есть стакан рамы и нижняя чашка рулевой остались живы. По своему же опыту имею также сообщить, что колонки Woodman из-за особенностей своей конструкции (особенно Juriter и Saturn с системой Double Bearing) крайне требовательны к поверхностям рулевых стаканов рам и не могут корректно работать в случае перекосов последних.
В общем, буду рад пояснениям и версиям о возможных причинах происходящего, чтобы отправить их владельцу компании, который сам же является разработчиком, испытателем и контролером производства.
аноним
Не знал, что нужна перерегистрация после апдейта сайта.
ЗЫ. maxxis — какой хай-энд? Made in Taiwan. Это самая дешевая рулевая в линейке. По прайс-листу её цена $30
аноним
Werewolf
аноним
В статье я не нашел не одного слова про брак, зато в в момент эксплуатации по моему аналогичного девайса в конструкции так же усомнился.
Установка мною производилась конечно не по правилам а тупо дощечкой и молотком, но так были мною установлены не одна рулевая и не на одну раму включая и КрисКинг и Хоуп и не с одной более дорогой рулевой (кстати и с множеством дешевых) таких проблем не возникало. Такие же траблы наблюдались только в рулевых Ричи и Ноунэймах.
На мой взгляд данная рулевая действительно просто не рассчитана (из-за особенности конструкции) на большие нагрузки, состав материала так же вызывает сомнения, т.к. у меня был найдет треснутый экземпляр, который благополучно был выкинут с хламом от других рулевых колонок.
По своему опыту в душу реально запала рулевая FSA Orbit Dl (памоему так звучит) ценою в 10 баксов и полностью бес проблемной работе на протяжении долгих лет при довольно активной эксплуатации.
maxxis
сначала — дать определение,
потом не привести ни одно аргумента
и в конце — посетовать на отсутствие чувства юмора у оопонента.
Да, действительно, с юмором такого сорта у меня туговато.
Так как изначально относился и отношусь к сему ресурсу серьёзно.
Polkovnik
сначала — дать определение,
потом не привести ни одно аргумента
и в конце — посетовать на отсутствие чувства юмора у оопонента.
Да, действительно, с юмором такого сорта у меня туговато.
Так как изначально относился и отношусь к сему ресурсу серьёзно.[/quote]
ООО Дядь ну тут ваще все туго.
Про чувство юмора я имел ввиду свою фразу про вудман и хай энд! Очнитесь, там даже смайлы стоят.
Какие доводы вам нужны? тест есть тест. Автор затестил, ему не понравилось, субъективная оценка дана, если вы с ней не согласны, затестите сами и дайти свою оценку в опровергающей статье.
Я лично оценку автора полностью поддерживаю.
maxxis