Профайлы и интервью — Руслан Грицан в гостях у 26
Сегодня большая партия велосипедов Bergamont прибыла на склады Веломира, а к концу недели может оказаться и в самом магазине. Это, конечно, отличная новость для тех, кто ждал именно этих байков. Сегодня у нас интервью с одним из таких людей, это гонщик команды Bergamont Russia, 7ми-кратный чемпион мира по велоориентированию Руслан Грицан.
Миша Василенко (МВ): Для велотусовки, существенная часть которой не очень хорошо знакома с кантрийными гонками, ориентирование — еще больший вопрос. Можешь рассказать с азов — как попал в спорт, в каком возрасте, и что это за спорт был?
Руслан Грицан (РЦ): Начал заниматься лыжными гонками с 11 лет. Тренер сам увлекался ориентированием и постепенно втянул и нас — молодых спортсменов. Это было в Кузьминках. Позже, когда мне было лет 14, он понял, что не справляется со мной и моим другом, передал нас другому тренеру — уже чистому ориентировщику Моросановой Наталии Валентиновне, которая очень серьёзно с нами занималась, и при ней мы добились наивысших результатов в своей карьере. Я выигрывал юниорский Чемпионат Мира по лыжному ориентированию в 1998 году, выигрывал Чемпионат Мира по взрослым в 2002, 2004 и 2005 годах в эстафете и в 2005 году выиграл индивидуальную гонку на Чемпионате Мира. И только после победы в личной гонке я серьёзно занялся велоориентированием.
(МВ): Почему произошла смена на велоориентирование? Насколько я понимаю, и до 2005 года велосипед уже был как минимум серьезным тренировочным инструментом летом, так?
РЦ: По окончанию зимнего Чемпионата Мира 2005 года я сразу же убрал лыжи в чехол и поехал на велосипедный сбор. Начиная с апреля до сентября практически не вылезал с велосборов. В течение сезона я сильно прогрессировал и к осени был в неплохой форме. В сентябре был Чемпионат Мира по велоориентированию в Словакии, где мне удалось выиграть все индивидуальные гонки. Дистанции были очень тяжёлыми, по серьёзным горам, и я оказался готов к этому.
И да, велосипед я начал использовать в подготовке с 1998 года переодически.С 2002 года уже посерьёзнее.А в 2005 году произошёл коренной перелом.Я достиг вершины в зимнем ориентировании и решил попробовать вело.
Я еще 2 года пытался совмещать лыжи и вело. В конце концов в лыжах меня стали ограничивать травмы — у меня межпозвоночная грыжа в поясничном отделе, заработал её по случайно, играя в волейбол. Она мне сильно мешала в тренировках. Я не мог выполнять тот объём работы, который позволял бороться за самые высокие места на международных соревнованиях. С 2007 года решил полностью посвятить себя велоориентированию, на велосипеде спина меня практически не беспокоила.
(МВ): Потрясающе. Получается, что на чемпионатах велосипед пошел лучше, чем лыжи. Почему так?
РЦ: В 2005 году, когда я выиграл обе дистанции на велочемпионате конкуренция была не такая сильная как сейчас.Точнее конкуренция была сильная, было очень много сильных спортсменов (по мужской элите ехало 120-130 человек), но занимались они не так профессионально как после 2005 года.
И вот что получилось в 2005 году — пришёл какой-то зимник, который раньше катался на велосипеде, но нигде ничего не выигрывал и обыграл всех на Чемпионате Мира. После этого все стали посерьёзнее относиться к подготовке.
Когда я готовился к зиме, у меня была круглогодичная подготовка и функциональное состояние было на чрезвычайно высоком уровне. Мне оставалось только набраться технического мастерства на байке и использовать многолетнюю базу, которая у меня уже была.
МВ: По результатам понятно, а на чем выступать, тренироваться интереснее — на лыжах или байке?
РЦ: И в лыжах, и в байке есть своя прелесть. Зимой я обязательно катаюсь на лыжах, но в данный момент мне на байке интереснее. В этом сезоне на лыжах я катался с середины ноября до середины февраля. На байке регулярно начал кататься с начала февраля.
МВ:Сменим тему. Ты сейчас работаешь? Не секрет — кем, в какой специальности? Сложно ли совмещать это с тренировками?
РЦ: Да, я сейчас работаю тренером по спортивному ориентированию в СДЮСШОР №54 «Ориента». У нас бригадный метод работы, я работаю в бригаде еще с четырьмя тренерами. Мои коллеги всячески меня поддерживают, благодаря им я ещё занимаюсь спортом, иначе пришлось бы по-плотнее заняться работой. Они понимают, что в коллективе нужны сильные спортсмены, чтобы ребятам было на кого равняться. Я что-то типа «играющего тренера». В основном я выступаю в роли спарринг-партнёра для сильных ребят из нашего клуба. А когда наступает велосезон — я опекаю велосипедную группу. Еще я вожу наш клубный микроавтобус, зимой выступаю в роли смазчика лыж, а летом в роли веломеханика.
МВ: Получается разнообразно и насыщенно. А как ты пришел сейчас к соглашению с Веломиром, как они на тебя вышли или ты вышел на них?
РЦ: По рекомендации друзей. Плюс моё резюме сыграло решающую роль.
МВ: Ясно. А как часто ты выступаешь в кантрийных гонках и каких результатов удавалось в них добиться?
РЦ: К сожалению не так часто, как хотелось бы. Стараюсь подхватывать все московские гонки, когда я в Москве. В 2011 году я учавствовал в нескольких кросс-кантрийных гонках на Кипре, в Польше, в Швеции и в Москве. В прошлом году на 1 этапе Merida Velogearance Cup я был вторым за Гоголевым Максом. На 4 этапе Велокубка в Орехово я был в категории элита третьим за Гоголевым и Орловым. Был победителем велогонки Liquid Snow Cube Open Cup 2011. Если вспоминать предыдущие годы, то вспоминается 3 место на последней «велосотне» на дистанции 50 км. 1 место по экспертам на atom racing cup (давно, по-моему в 2006 году). Была очень длинная и тяжёлая гонка по жаре, пришлось хорошенько потерпеть там.
МВ: Я тогда с дуру регистрировался на ту гонку, хотя понятия не имел, что такое даже часовое кросс-кантри, не то что 6 часов. Хорошо, что не смог поехать, надо будет все-таки проехать эту гонку в текущем году.
Кстати, если обобщать, то какие цели на этот год??
РЦ: В этом году у меня четыре этапа Кубка Мира по велоориентированию и Чемпионат Мира. Главная цель — это Чемпионат Мира. Он будет проходить в конце августа в Венгрии. Кубки Мира — вторые старты по значимости для меня. Все остальные старты — это этапы подготовки к основному, гонки кросс-кантри для меня что-то типа контрольных тренировок.
МВ: Ты уже говорил про серьезный объем тренировок, можешь вкратце описать, из чего он состоит сейчас? Может быть в часах и соотношении разного вида работы…
РЦ: Объём естественно разный в разные периоды подготовки. В конце зимы накатывал достаточно много километров. По привычке считаю всё в километрах. Считаю, что тренировочный день удачный, если получается около 100 км. Иногда больше, иногда меньше, но тренировок длиннее 5 часов у меня нет. Конечно, когда катаюсь по грунту, то получается меньше.Стараюсь использовать сильный рельеф в тренировках. Сердечно-сосудистая система и мышцы у меня такие, что реальное развитие происходит только на сильном рельефе. Чем ближе к основным стартам, тем короче и быстрее становятся тренировки.
МВ: Объем или вид тренировок наверняка как-то менялся с опытом выступлений, можешь рассказать об этом? Ты сказал, что тренер Наталия Валентиновна Моросанова сильно продвинула твои результаты на уровне юниоров, что тогда изменилось в подходе?
РЦ: Когда начал заниматься у Наталии Валентиновны, моя подготовка стала планомерной. Была выделена главная цель года — Юниорский Чемпионат Мира по лыжному ориентированию. Была выстроена целая система УТС и второстепенных соревнований, на которых решались конкретные задачи. Постоянно контролировались сильные и слабые стороны подготовки. Слабые подтягивались, сильные поддерживались. Ориентирование — комплексный вид спорта, там важно ничего не упустить.Такой подход мы стараемся сохранять и сейчас, но возможностей для выезда в среднегорье и на «вкатку» уже нет. У меня переход от лыжного ориентированию к велосипедному получился плавным. В течение нескольких лет я использовал средства подготовки зимников. Например, бег с имитацией в гору. Сейчас общее время тренировок у меня меньше, чем 4-5 лет назад, но время велосипедных тренировок растет год от года.
МВ: Ты уже получил новый байк, на котором будешь тренироваться и выступать? Если да — расскажи, пожалуйста, свои впечатления.
РЦ: Пока получил только тренировочный байк Bergamont Tattoo ltd. Весит он около 13 кг, но для тренировочного байка это нормально. Оборудование shimano XT по кругу, втулки XT, всё работает чётко, байк катит очень неплохо. Вилка — Manitu Minute с ходом 100мм. Очень доволен как отрабатывает мелкие и средние неровности. Сначала никак не мог приспособиться к выносной блокировке, но сейчас переставил её на левую (менее нагруженную) руку и проблема исчезла. Поменял только вынос — поставил длиннее на 10мм и перевернул. Жду свой гоночный байк Bergamont Platoon Team. До его прихода в соревнованиях тренировочный байк немного облегчен на счет колес, тормозов, руля, подсидельного штыря и седла. Когда получу гоночный — верну всё обратно, потому как для тренировок это идеальный вариант.
МВ: Можешь вкратце рассказать для непосвященных о том, какие изменения приходится делать в кантрийном байке для того, чтобы качественно приспособиться к выступлению в велоориентировании на топовом уровне?
РЦ: Хороший байк для кросс-кантри это и есть хороший байк для велоориентирования.Только на руль устанавливается специальное устройство для удержания карты — планшет. Он представлят из себя прямоугольную планшетку с прозрачной плёнкой под которую кладётся карта.И карта всё время находится перед глазами, и ты в любой удобный момент можешь в неё взглянуть.
МВ: Опять же для тех, кто еще не участвовал в велоориентировании — можешь рассказать, чем оно может быть интереснее кросс-кантри, чем гонка нравится изнутри?
РЦ: Нравится то, что ко всем задачам, которые нужны в кросс-кантри, добавляется ещё и необходимость всё время думать, анализировать очень много информации, которую тебе предоставляет спортивная карта и местность, бысто принимать решения. Кроскантрийщик едет по намеченной и прикатанной трассе, а ориентировщик сам себе прокладывает маршрут от одной определённой точки до другой, порой по совершенно незнакомой местности, и чем лучше и быстрее он это сделает, тем лучше у него будет результат.
МВ: В каком виде у тебя присутствует специальная подготовка именно к ориентированию?
РЦ: Основы ориентирования закладываются на бегу — беговое ориентирование. Сначала человек познаёт азы ориентирования естественным способом передвижения, а уже потом использует и совершенствует эти навыки при других видах передвижения- на лыжах, на велосипеде. Я уже давно овладел этими навыками и в начале сезона нужно только их вспомнить
МВ: Видишь ли ты какие-то изменения в велоориентировании или кросс-кантри за время твоих выступлений? Трассы, качество организации или, может быть, что-то другое заметно меняется. Что нравится в этом, что нет?
РЦ: В велоориентировании карты стали точнее и соответственно скорость передвижения возросла. Это не какое-то лазание по лесу, это настоящая гонка. Я сам рисую велосипедные карты для 1-2 стартов в сезон и стараюсь сделать их максимально точными, чтобы задать стандарт для других организаторов. В кросс-кантри, как мне кажется, трассы в России становятся сложнее и начинают приближаться к мировым стандартам. Информационное сопровождение (предварительная информация, информация по кругам, итоговые результаты) нужно подтягивать. И самое непонятное для меня — это время старта. Когда много забегов, время старта всё время куда-то сдвигают (особенно в Москве). Мне кажется, организаторы должны всё четко просчитать, составить стартовый протокол и строго его соблюдать, иначе это просто мучение для спортсменов.
МВ: Есть ли у тебя какие-то цели на 3-5 лет в спорте? Может быть, скажем, не в велоориентировании, а в кросс-кантри или где-то еще?
РЦ:Оставаться в составе Мировой элиты велоориентирования и пополнять медальную копилку ещё несколько лет.
МВ: Наверное на этом всё, большое спасибо за большое интервью и удачи на российских и междунарожных стартах!
P.s.: Руслан уже начал отмечаться в призах в этом сезоне кросс-кантри. В частности — на недавнем этапе кубка Velogearance в Чулково.
-
добавить в избранное
1
- +41
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (4)
denis_kabanen
Пересекался с твоим земляком — Мишей Уткиным.Он сейчас реально на ноге.
Тебе тоже удачи.
Ruslan
Vados
Доволен что проехал эту гонку.Продышался.
Жаль что к тому времени не пришёл мой гоночный байк.Ехал на тренировочном BERGAMONT TATTOO LTD.
Ruslan