Ремонт и настройка — Ремонт подвески рамы Moongoose Black Diamond 07
Ремонт подвески Moongose Black Diamond 2007.
В мае купил себе вторую (первый был Scott Nitrous, кроме него еще кантрик и STP) подвесную раму – катаный Мангуст Блэк Даймонд седьмого года.
Так как рама специфическая, монгими любимая, имеет схожие конструктивные особенности с другими рамами мангуст — Пинером, Бутером, Кибером, думаю будет интересно не только мне.
Собственно вот:
Состояние рамы было хорошее, но изначально был небольшой вертикальный люфт, заметный если приподнимать за седло.
Вскрытие показало, что люфт – плод коллективного творчества гнутых осей крепления переднего треугольника к раме и кареточному узлу и мелкого линка. Начал с осей.
Оси.
Сами оси давно в мусоре, но на фото выделено, на сколько они согнулись:
Выяснил, что наиболее простой, быстрый и незатратный способ – заменить оси на соответствующие болты. Конструкция стандартных осей, на мой взгляд, изначально неудачна: ось состоит из двух частей, соединенных шпилькой, участок на который приходится основная часть нагрузки – пустотелый, и из-за этого оси легко гнутся, а еще они постоянно раскручиваются.
Поехал на авторынок, и купил 2 болта от ШРУС – с длинной безрезьбовой части 68 мм. Болты каленые, с самоконтрящимися гайками. Встали как родные, и даже лучше. Выступающую часть срезал ножовкой по металлу. Гайки дополнительно посадил на фиксатор.
Болты:
Люфт уменьшился, из небольших минусов – теперь нужно 2 ключа, чтобы их зажать, но так как ни разу не раскрутились за 3 месяца и еще неделю в горах – некритично.
В сентябре съездили в алушту. Поездка показала, что люфт в мелком линке, ставший к тому времени еще больше, и к тому же появившийся еще и в горизонтальной плоскости – критичный и сильно мешает катанию – колесо болталось, и покрышка отклонялась на 2-3 см в обе стороны от вертикальной плоскости. Колесо при этом было с нормально натянутыми спицами, втулка без люфта вообще. В поворотах и на камнях это чувствовалось очень хорошо, решил по приезду решить вопрос.
Линк.
При разборке начались косяки. Первый – ближняя к заднему колесу ось линка деформировалась, прикипела, и выкручиваться или даже выбиваться отказалась категорически. Проблему решил, выточив втулку для выпрессовки (по итогу оказалось для выбивания, так как найти тиски с таким разлетом губ не получилось). С помощью втулки, а также молотка, друга и матерной ругани, ось была выбита.Втулка:
Дальнейшие исследования показали, что игольчатые подшипники ужасно загажены, и функцию свою выполнять перестали. После извлечения и отмывания, выяснилось, что они ко всему прочему еще и неравномерно выработаны. Втулки, которые в них вставлялись, оказались не калеными, выработались значительно, и вообще, выглядели удручающе.
Старые втулки:
Купить подшипники HK 1210 в минске оказалось задачей не тривиальной, пришлось изворачиваться, и точить втулки, под ушатаные подшипники. По итогу, где купить нашел, но втулки к тому моменту были готовы. Выточил, закалил, встали замечательно, крутятся тяжело, но учитывая характер их работы (небольшие колебания) это не критично, главное сидят плотно.
Тут важный момент. Нужно отдавать токарю ВЕСЬ линк со ВСЕМИ втулками, осями и подшипниками, чтобы он все подгонял идеально.
Затем пришел черед осей, которые держат конструкцию в сборе. Так как старые погнулись и стерлись, пришлось точить новые, и подгонять их под новые втулки. Получилось нормально, но теперь для затяжки нужно не 2 6тигранника, а шестигранник и плоская отвертка (промежуточный вариант — ключ. но мне не нравится, спилю, и сделаю под отвертку). Думаю, что смогу это пережить)))
Оси:
Если решили делать головки новых осей под ключ, нужно помнить, что они могут мешать установке успока. Точнее конкретно вот эта головка оси. Ее желательно делать плоской. просто перевернуть, чтобы с этой стороны был болт, может не получиться, если ось точилась под ушатаные подшипники, и имеет переменную толщину.
Как я понял, основной причинной быстрой смерти линка является его никакая грязезащита. За нее отвечают пластиковые шайбы. Как только они слегка утоньшаются, начинают забиваться грязью подшипники и умирать оси. Чтобы хоть как-то поправить косяк, вырезал из коробки от яиц пластиковые шайбы. Мне хватило по 2 под каждое кольцо. Но всеравно этого явно мало, узел сделан просто идеальным грязесборником, соберу байк, попробую приколхозить какую-нибудь дополнительную грязезащиту — щиток или что-то типа того.
Подшипники в заднем треугольнике и кареточном узле.
Стоят 6000 2RS. RS — двойное герметичное уплотнение. Для целей ремнта — лучший вариант. Но вообще, подойдут любые подшипники с маркировкой 6000 и размерами 26х10х8мм. Исследования показали, что после алушты из четырех подшипников 2 заклинило, остальные 2 стали квадратными, и вращаются с трудом. Для выпрессовки была выточена втулка и цилиндр, с их помощью, ну и естественно тисков, легко и непринужденно подшипники выпрессовал.Дивайс:
После выпресовки, начали вращаться, хоть и с заеданиями, все четыре, видимо из-за того, что была снята нагрузка от посадки внятяг. Теперь 2 выглядят вполне живыми, 2 так себе, но менять решил все, так как новых немецко-швейцарских подшипников IBC купил аж 10 штук – такая минимальная партия . Других приемлемых вариантов не нашел – Минск(((. В принципе, такие же подшипники в задние втулки ставят, в моей точно такие стоят, со временем пущу в дело.
Запресовывал тоже с помощью тисков. Почистил посадочные, смазал графиткой, и вот таким вот образом впресовал:
Главное, чтобы небыло перекосов. Для их выявления использовался наиболее совершенный инструмент во вселенной — ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГЛАЗ. Чтобы экранировать внутренние колебания, внутрь была принята бутылка красного полусохого чилийского вина, внешние воздействия на прибор я экранировал шапкой из фольги.
Один раз опасность перекоса возникла, вылечил перестановкой губ тисков на выпирающий край, с последующим их перемещением обратно на центр подшипника.
Итого:
Затраты денек — 20$ втулки и оси, и еще 20$ 5 подшипников (9, но 4 ре продам, 1 во втулку). Бутылка вина — за счет заведения. Времени — часов 6 на прермещение к/от токаря, 1 час перепресовка/сборка.Мораль.
Купил бы я сейчас катаную раму БД? – да, купил – рама отличная, проблемы не критичные и решаемые, трудностей не боюсь). Но, при покупке, лучше заранее озаботиться поиском нужных людей, чтобы потом быстро и ненапряжно выточить необходимые втулки, сразу же поменять ущербные стандартные пустотелые оси на цельные. Если нет желания заморачиваться – новая рама, или одношарнирная однорычажка))
Надеюсь, кому то будет полезно.
-
добавить в избранное
2
- +31
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (40)
kerasin
И еще одно напоминание, что при покупке б/ушной рамы хоть в уме, но уже надо держать некоторую сумму, количество времени и токаря на ее ремонт в будущем. Действительно надо присматриваться к схеме работы подвески, узлам выбранной рамцы. Исходя из чего покупка может принести поменьше радости, чем новый продукт.
zyfix
в основном это результат того что оси делаются из говняной жести, а стандартные проставки из-за неидеальной сварки садятся немного не так как было задумано
поэтому советую доводить шарниры до идеального состояния и менять смазку в подшипниках на что-то типа SKF LGEV2 ещё до начала использования
koshak
zyfix
меньше гемора потом
kerasin
Сейчас в себя после вчерашнего приду, немого дополню пост, там есть пару неочевидных, но могущих оказаться полезными моментов.
asx
DeMoNcHiK
kuzlich
kerasin
asx
Рамы подвесов монгуз тех годов едут на ура, береги ее.
Romirezz
sambo666
У самого был ECD, проблемы были теже, почитал прям ностальгия нахлынула :)
Еще про маленький линк — вместо пластмассок выполняющих роль пыльников ставил вырезанную из толстой камеры проставку и никаких проблем не было.
Кстати я так понял из статьи, ты втулки в мелкий линк вытачивал под состояние подшипников? Неужели в Минске не купить игольчатых? Я в свой линк ставил, правда не нашел заводского размера, на миллиметр большего внешнего диаметра, предварительно расточив линк.
Surycat
asx
у нас есть конторка даже (Мурманск :) та еще дыра) со всеми почти подшипниками, плохо что промы российские, качество не очень высокое.
дык может выслать тебе? хотя мне кажется в России много инет магазинов промов… или покупка там проблематична из Белоруссии? просто такой проблемы не стояло у меня.
Surycat
За предложение спасибо, но не нужно слать)
asx
slash
asx
sergey
А дененк оноа стоитт как раз таки малых — я раму с амортом за 15000 россиии купил.
asx
Что мы получаем за эти деньги прекрасно работающий (опять же на словах) и при этом быстро разваливающийся шлак.
sergey
asx
sergey
выше уже было написано что проблем с подвеской не лишены даже рамы топового уровня, а-ля интенс\санта, которые стоят как монгуз в сборе
koshak
О топ уровне, да он как раз больше всего и страдает такой хренью
Раз пошли такие пироги, опишите свою подвеску и проблемы с ней, вот и увидем как наиболее надежная)
sergey
может даже оно и лучше что именно ты туда и не залИзал(лизать-то там как бы и нечего)
я в общем-то в свой соком тоже не особо лазил и всё работало
но решив перебрать подвеску в конце сезона я довольно сильно удивился
пора бы уже понять что мы используем довольно сложную технику, которая для правильной и долгой работы должна довольно часто проверяться и обслуживаться
а теперь расскажи всё же пожалуйста что у тебя за велосипед и как часто ты его используешь по назначению в горах
koshak
По поводу того, где я катаю, да по парку, только вот у меня подвеска с новья не развалилась, то что дв-линк, впп и прочее такой конструкции постоянно люфтит это вы привыкайте и не стоит говорить, что это в норме вещей.
А ведь у этой «сложной» техники потенциал (по бумажке), который мы даже не используем, а она блять разваливается
sergey
И если один раз все поменять и делать общую профилактику(как и для других рам), то она будет приносить радость не один год!
lifegiver
мангус гавно, у меня был блак даймонд
сейчас есть nugget и я напрягся
крис аккриг только и молодец
Deon
sergey
Угу, а еще эти же пользователи долго будут обс*рать новый демо 8 из-за линкаи веса, и при этом все равно его купят.
sergey
Во вторых, нагрузки на ДХ рамы можно смело причислять к экстремальным, типа мотокросса, где рамы меняют через 1-2 гонки, ибо геометрия уходит. Сравнивать с кредитным седанчиком, назначение которого возить с/на работу вообще не стоит.
А ещё проблема веса тоже стоит в полный рост. Так что огульно называть отстоем произведения с ВПП и ДВ-Линком я бы не стал. Для противоположного лагеря есть банши скрим, лавситы и рентали с перемычками.
kerasin
— по мото-рамам вы уж слишком загнули =))
— кроме однорычажек и впп, все же есть и другие типы подвесок, не стоит это забывать.
— про проблему веса это вы большую жопу райдера или про то почему лучше используются подшибники не рассчитанные на такие нагрузки в легкой «гоночной» раме?
sergey
ДВ-Линк не однорыжчажка
Дешёвых рам на впп или дв-линке не бывает, в отличие, от однорычажек.
Проблема веса существует потому, что 18кг байк ощутимо быстрее чем 25кговый и достигается это весом и ценой, местами и потерей прочности.
Проблема не в подшипниках, а в металле в определённых местах (оси, линки), которые как раз и рассчитаны на эту деформацию, чтобы уберечь раму от тех, кто не в курсе, что «лёгкие гоночные» рамы и создаются такими исходя из того, что за ними будут следить.
опять же, существуют баншискримы и ричихалки.
не стоит пытаться жаловаться на микроскоп, если забивать им гвозди
kerasin
— Бл*ть, что за п*зд*ц, хватит мозг засирать людям, самогнущимися линками и саморазрушающимися подшибниками и уважаемый пользователь успокойтесь вы с банши, хорошо хоть халка вспомнили, в дх торсионная нагрузка как ни странно тоже весьма огромна!
Кстати, а выворот линка В-10 — это тоже задуманная функция? =)
Да и покажите мне гнутые оси сандея, ну или вообще короткие оси которые погнули =)
sergey
Val
sergey
p.s.: у меня сейчас монгус и подвеска работает шикарно несмотря на тучу разных говн
Val
вы идите петухи из титана точите, или ещё попрочнее материал подберите
madvox
asx